загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

гребе. Лучшие драмы В.- "Буря равноденствия" (1895) из жизни далматинских рыбаков и "Дубровницкая трилогия" (1902), в к-рой показано разложение дубровницкой аристократии. Творчество В. проникнуто идеями объединения сербов, хорватов, словенцев. Реализму В. не чужды элементы символизма и экспрессионизма. Н пьесах 1910-20-х гг. преобладали религ. мотивы.

Соч.; Сабрана дела, кн. 1 - 3, Београд, 1939 - 41; в рус. пер.- Буря равноденствия (Эквиноццио), М., 1955.

Лит.: С о f d b e k J., Ivo Vojnovic, dramaturg jugosiowiariski, Lwow-Warsz., 1932; С г о n i a A., Teatro serbo-croato con un'autoversione di Ivo Vojnovic e versioni di Carmen Cronia, Mil., 1955.

ВОЙНОВИЧ Марк Иванович (1750- 1807), граф, русский адмирал (1801). Родился на побережье Которского залива (ныне Черногория). В 1770 принят на русскую службу мичманом. Отличился во время Архипелагской экспедиции 1769-74. В 1780-83 командовал Астраханской флотилией. С 1783 командовал первым линейным кораблём Черноморского флота, а с 1785 Севастопольской эскадрой. В кон. 1789 - нач. 1790 был командующим Черноморским флотом. Во время рус.-тур. войны 1787-91 действовал пассивно и нерешительно, за что в марте 1790 был смещён. С 1797 чл. Черноморского адмиралтейского управления. С 1805 в отставке.

ВОЙСКА ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения исвязи). Служба ВНОС зародилась в различных армиях в ходе 1-й мировой войны 1914-18 и предназначалась для ведения противовозд. разведки и предупреждения об угрозе возд. нападения противника. В 40-х гг. в Вооруж. Силах СССР служба ВНОС преобразована в войска ВНОС, а последние в 50-х гг.- в радиотехнические войска.

ВОЙСКА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ СТРАНЫ, вид Вооруж.Сил СССР; предназначены для отражения ударов противника с воздуха по важнейшим адм.-политич. центрам, пром. и др. важным объектам в тылу, группировкам вооруж. сил, а также по объектам, составляющим основу экономпч. и воен. мощи государства. По своим боевым возможностям Войска ПВО страны способны поражать все совр. средства возд. нападения в любых условиях погоды и времени суток. Осн. свойствами Войск ПВО страны, как вида Вооруж. Сил, являются высокая манёвренность и способность перехватывать и уничтожать средства возд, нападения на больших удалениях от обороняемых объектов. Свои задачи они выполняют в тесном взаимодействии с др. видами Вооруж. Сил. Войска ПВО страны состоят из родов войск: зенитных ракетных войск, авиации ПВО и радиотехнич. войск, а также спец. войск различного назначения. Организационно они состоят из соединений, частей и подразделений, частей спец. войск и тыла. Зенитные ракетные войска имеют на вооружении ракетные комплексы различной дальности действия и различного назначения. Авиация ПВО страны вооружена истребит.-авиац. комплексами перехвата, включающими сверхзвуковые истребители-перехватчики с ракетным вооружением, к-рые способны перехватывать и уничтожать вражеские самолёты-носители ракет "воздух - земля" ещё до рубежа пуска ракет с самолётов. Осн. средством вооружения радиотехнич. войск являются радиолокац. станции; эти войска ведут наблюдение за возд. пространством, опознают обнаруженные цели и оповещают о них Войска ПВО страны, др. виды Вооруж. Сил и органы гражд. обороны, обеспечивают наведение истребителей на цель и действия зенитных ракетных войск. В крупных капиталистич. гос-вах защита адм. центров воен.-пром. и др. важных объектов гос-ва от ударов с воздуха возлагается на воен.-возд. силы, в состав к-рых входят также зенитные ракетные и др. войска, предназначенные для ПВО (см. Противовоздушная оборона).

П. И. Воннаральский.

Э. Л. Войнич.

Развитие Войск ПВО и средств борьбы с возд. противником связано с появлением и боевым применением авиации в 1-й мировой войне 1914-18. В 1913 во Франции, а затем в 1914 в России и Германии были разработаны пушки для стрельбы по возд. целям. В рус. армии для этого также стали приспосабливать полевые орудия и пулемёты на спец. установках. В 1915 для прикрытия войск и ПВО нек-рых крупных центров страны начинают применять авиацию, аэростаты возд. заграждения и зенитные прожекторы. В рус. армии первая батарея 75-мм мор. пушек, приспособленная для стрельбы по самолётам, была сформирована в окт. 1914, а в 1915 изготовлены зенитные пушки образца 1914 и построен 1-й в мире самолёт-истребитель РБВЗ-С-16. Создаются противосамолётные батареи зенитной артиллерии и авиаотряды истребит, авиации для ПВО крупных центров страны (Петроград, Одесса и др.), а также войск и объектов фронтового тыла. Для обнаружения авиации противника, наблюдения за её действиями, оповещения сил и средств ПВО, а также населения городов о возд. опасности создаётся система возд. наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). В окт. 1917 было сформировано неск. зенитных батарей на ж.-д. платформах, к-рые получили назв. "стальной противосамолётный дивизион", ставший одним из первых подразделений ПВО в Красной Армии. К весне 1918 было 12 авиац. истребит, отрядов и более 200 противосамолётных (зенитных) батарей, к-рые выполняли задачу по ПВО Петрограда, Москвы, Астрахани, Баку, Кронштадта. Подготовка командных кадров зенитчиков-артиллеристов, наблюдателей и связистов осуществлялась непосредственно в подразделениях ПВО, на спец. курсах и в школах. Первая школа командного состава зенитной артиллерии создана в 1918 в Н. Новгороде. В Москве, Петрограде, Туле и др. городах были организованы учебно-инструкторские команды по подготовке артиллеристов, наблюдателей и телефонистов.

В период Гражд. войны 1918-20, на основе боевого опыта 1-й мировой войны получила дальнейшее развитие тактика Войск ПВО, были разработаны принципы построения ПВО крупных пунктов страны, зародились элементы оперативного искусства Войск ПВО. В связи с быстрым развитием в крупных империалистич. странах бомбардировочной авиации Коммунистич. партия, Сов. правительство приняли ряд мер по укреплению ПВО страны. В 1924-28 получили дальнейшее развитие организац. формы зенитной артиллерии. В 1924 в Ленинграде из отд. дивизионов был сформирован 1-й полк зенитной артиллерии РККА, а в 1927-1-я зенитная арт. бригада. Основу организац. построения ПВО 20-х гг. составляли пункты ПВО, входившие в сектора ПВО на терр. приграничных воен. округов, командование к-рых несло ответственность за ПВО в границах округа . В этот же период создаётся сеть постов ВНОС в пограничной полосе и вокруг наиболее крупных центров страны. В Штабе РККА в 1927 создаётся отдел, а в апр. 1930 - Управление ПВО, к-рое с 1932 подчинялось непосредственно наркому по воен. и мор. делам. Оно осуществляло общее руководство ПВО на всей терр. страны, а также объединяло деятельность гражд. ведомств, учреждений и обществ, организаций в этой области. Руководство ПВО на местах осуществлялось ко мандованием воен. округов. Секторп ПВО были упразднены. Первым нач. Управления ПВО РККА в июле 1934 был назначен командарм 1-го ранга С. С. Каменев.

В 30-х гг. Войска ПВО были оснащены новой боевой техникой, увеличилась их численность, стали готовиться высококвалифицированные кадры командного и инж.-технич. состава. Развёртываются новые части и соединения ПВО, совершенствуются их организац. структура и принципы боевого использования. На вооружение зенитной артиллерии поступают новые отечеств, образцы зенитных пушек-76,2-мм образца 1931 и 1938, 85-мм и автоматич. 37-мм образца 1939, приборы управления арт. зенитным огнём ПУАЗО-2 в 1935 и ПУАЗО-3 в 1939. Истребит, авиация оснащается отечеств, самолётами И-15, И-16, И-15 бис, а с 1940 более совершенными типами - Як-1, МиГ-3 и в 1941 ЛаГГ-3. Служба ВНОС в 1939 получает первые отечеств. радиолокац. станции обнаружения РУС-1, а в 1940 - РУС-2. С 1934 по 1939 парк зенитной артиллерии увеличился почти втрое, а истребит, авиации - примерно в 1,5 раза. Устанавливается единая организац. структура частей и подразделений ПВО, в 1932 создаются зенитные арт. дивизии. В 1937 для обороны крупнейших центров страны создаются корпуса, дивизии и отд. бригады ПВО. В 1940-41 вся приграничная терр. страны разделяется на зоны ПВО (по числу воен. округов), к-рые делились на районы ПВО. Войсковая зенитная артиллерия и истребит, авиация, выделенная для ПВО важных центров страны, в состав зон ПВО не входила. В 1940 Управление ПВО Красной Армии преобразуется в Гл. управление ПВО и возглавляется ген.-полк. Н. Н. Вороновым.

100-мм зенитная пушка на огневой позиции.

В нач. Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 соединения и части Войск ПВО страны были выведены из подчинения командующих войсками воен. округов и флотов (за исключением Ленинграда) и подчинены командующему Войсками ПВО территории страны, должность к-рого введена в нояб. 1941 (первый команд, ген.-майор М. С. Громадин). В это же время ПВО разделяется на войсковую ПВО и ПВО территории страны.

Истребитель ПВО.

Авиация ПВО на учении.

В 1941 на базе существовавших зон ПВО Европ. части СССР образуются корпусные (Москва, Ленинград) и дивизионные районы ПВО. В янв. 1942 командованию ПВО территории страны подчиняется истребит, авиация, выделенная для обороны объектов ПВО. С апр. 1942 общее руководство Войсками ПВО стал осуществлять командующий артиллерией Красной Армии через созданный Центр, штаб Войск ПВО страны и Центр, штаб истребит, авиации ПВО. Создаются первые оперативные объединения Войск ПВО - Моск. фронт ПВО, Бакинская и Ленинградская армии ПВО. К концу войны в составе Войск ПВО страны имелось 4 фронта ПВО: Зап., Юго-Зап., Центр, и Закавказский, а также 3 армии ПВО - Приморская, Приамурская, Забайкальская.

В ходе войны организационно оформились как рода Войск ПВО зенитная артиллерия и истребит, авиация ПВО.

Большое развитие получили войска ВНОС, прожекторные части и аэростаты возд. заграждения. Были созданы оперативно-тактич. соединения Войск ПВО страны, соединения и части родов войск. Численность Войск ПВО страны за годы войны увеличилась почти в 2 раза. Высокие боевые качества Войск ПВО страны особенно проявились при защите от ударов противника с воздуха Москвы, Ленинграда и др. городов, а также важнейших пром. р-нов и коммуникаций. В отражении массированных возд. налётов противника участвовали десятки соединений и частей ПВО, сотни самолётов и тысячи зенитных орудий. Боевые действия фронтовых объединений Войск ПВО страны приобретали характер противовозд. операций, проводившихся, как правило, во взаимодействии с соседними объединениями и соединениями ПВО, силами и средствами ПВО др. видов Вооруж. Сил (в прифронтовой полосе - с фронтовой истребит, авиацией и войсковой зенитной артиллерией, а на приморских направлениях - с силами ПВО ВМФ). Часть сил Войск ПВО привлекалась для непосредственного решения боевых задач в интересах наступающих фронтов. За боевые подвиги в Великой Отечеств, войне св. 80 тыс. воинов Войск ПВО награждены орденами и медалями, из них 93 удостоены звания Героя Сов. Союза, 29 соединений и частей - звания гвардейских, а 11 - почётных наименований.

В 1948 Войска ПВО страны выведены из подчинения командующего артиллерией Сов. Армии и преобразованы в самостоят, вид Вооруж. Сил СССР, руководство к-рым было возложено на командующего Войсками ПВО страны. В кон. 40 - нач. 50-х гг. на вооружение Войск ПВО страны стали поступать новые зенитные арт. комплексы (57-, 100- и 130-мм зенитные пушки), радиолокац. станции орудийной наводки и приборы управления огнём. Истребит, авиация ПВО перевооружается на реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17 и сверхзвуковые истребители МиГ-19. Войска ВНОС получили в большом количестве новую технику и стали именоваться радиотехнич. войсками ПВО.

Зенитные ракетные установки на стартовой позиции.

В мае 1954 учреждена должность главнокомандующего Войсками ПВО страны - зам. мин. обороны СССР, к-рую занимал Маршал Сов. Союза Л. А. Говоров. В дальнейшем главнокомандующими были: Маршал Сов. Союза С. С. Бирюзов (1955-62); маршал авиации В. А. Судец (апр. 1962 - июль 1966), Маршал Сов. Союза П. Ф. Батицкий (с июля 1966).

С сер. 50-х гг. в развитии Войск ПВО страны начался новый этап, вызванный принятием на вооружение ядерного оружия и быстрым развитием ракет различного назначения, самолётов-носителей крылатых ракет и радиоэлектронной техники. В связи с этим резко изменились роль и место ПВО в вооруж. борьбе и возросли требования, предъявляемые к Войскам ПВО страны, к-рые были перевооружены на принципиально новой технич. базе. Были разработаны формы и способы ведения непреодолимой возд. обороны, способной отразить удары любых средств возд. нападения противника. Значительно расширились возможности централизованного управления войсками и проведения манёвра ими, были усовершенствованы формы и способы применения Войск ПВО страны. Боевые действия Войск ПВО страны характеризуются большим пространственным размахом, участием значит, количества войск, решительностью целей, высокой напряжённостью, скоротечностью, активностью и резкими изменениями обстановки.

В противовозд. обороне капиталистич. гос-в (США, Великобритания, Франция, ФРГ) в послевоен. период на вооружение поступили различные новые совр. средства ПВО. Особое внимание уделяется развитию истребит, авиации и зенитных ракетных комплексов различного назначения.

Лит.: КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Сб. документов 1917 - 1958, М., 1958; Войска противовоздушной обороны страны, М.( 1968; 50 лет Вооруженных Сил СССР, М., 1968; История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 - 1945, т. 1-6, М., 1963-65. В. Д. Созинов.

ВОЙСКА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК, род сухопутных войск, предназначенный для прикрытия войск и важных тыловых объектов от ударов возд. противника. Состоят из зенитных ракетных, зенитных арт. и радиотехнич. частей и подразделений. Способны самостоятельно и во взаимодействии с истребит, авиацией уничтожать самолёты и беспилотные средства в воздухе, вести борьбу с возд. десантами противника на маршрутах полёта и во время их выброски, а также вести радиолокац. разведку и оповещать свои войска о возд. противнике.

Зенитные ракетные части и подразделения вооружены зенитными ракетными комплексами и могут с высокой эффективностью уничтожать пилотируемые и беспилотные средства возд. нападения на малых, средних, больших высотах и в стратосфере, независимо от погоды, времени года и суток. Зенитные арт. части и подразделения могут уничтожать возд. противника на малых, средних и больших высотах. Они вооружены высокоманёвренными, скорострельными автоматизированными комплексами. На вооружении имеются средства радиолокац. разведки, счётно-решающие приборы различных типов и средства управления.

Зенитные ракетные и зенитные артиллерийские части и подразделения прикрывают от воздушного противника войска при ведении ими боевых действий, совершают вместе с ними марши на большие расстояния, с ходу занимают позиции и прикрывают развёртывание войск. Эти комплексы способны также вести эффективную стрельбу по возд. целям в движении.

Радиотехнич. части ведут радиолокац. разведку возд. противника и оповещают о нём войска. А. Н. Червоноокий.

ВОЙСКА СВЯЗИ, специальные войска, предназначенные для обеспечения связи и управления войсками. В вооруж. силах большинства стран В. с. входят в состав всех родов войск. Сов. В. с. состоят из частей, узлов связи, а также подразделений снабжения, ремонта и др. учреждений связи.

В рус. армии подразделения связи появились в сер. 19 в., после изобретения электрич. телеграфа. Первый воен. походный телеграф применялся в Крымской войне 1853-56. Первые части связи именовались воен.-походными телеграфными парками, к-рые в 1884 были введены в армейские корпуса, позднее вместо них были созданы воен.-телеграфные роты. В мае 1899 сформирована первая в мире воен. радиочасть -"Кронштадтский искровой военный телеграф". С 1900 радиосвязь стала постепенно внедряться в армию. В рус.-япон. войну 1904-05 рус. войска применяли проводной телеграф, радиотелеграф и телефон. Однако из-за технико-экономич. отсталости России в армии этих средств было мало. К нач. 1-й мировой войны 1914-18 в рус. армии имелись подразделения связи во всех пех., кавалерийских и арт. частях и соединениях. В окт. 1919 по указанию В. И. Ленина был назначен нач. связи Красной Армии и создано Управление связи (первый нач. и одновременно комиссар Управления связи-А. М. Любович). Во всех объединениях и соединениях до бригад включительно вводилась должность нач. связи и созданы управления, отделы (отделения) связи. С этого времени В. с. получили самостоятельность, как спец. род войск. В нояб. 1919 создаётся Высшая электротехнич. школа, впоследствии преобразованная в Воен. электротехнич. академию связи. К 1927 в основном заканчивается технич. перевооружение В. с. отечеств, средствами, в 1929-31 формируются новые части и подразделения связи в бронетанк. войсках, авиации, Войсках ПВО и артиллерии. В ходе Великой Отечеств, войны 1941-45 методы и способы организации связи получили дальнейшее развитие, были созданы новые средства связи, в т. ч. подвижные узлы связи, ультракоротковолновые радиостанции, буквопечатающие аппараты. За время войны ок. 600 частей связи награждено боевыми орденами, 290 связистов удостоено звания Героя Сов. Союза. В послевоенный период проведены коренные изменения в организац. структуре В. с., на вооружение поступила совр. техника связи.

А. И. Леонов.

ВОЙСКОВАЯ АРТИЛЛЕРИЯ (в иностранных армиях полевая артилл е р и я), артиллерия, организационно входящая в состав общевойсковых подразделений, частей и соединений (мотострелк., пехотных, мотопех., танковых и др.). К войсковой (полевой) артиллерии относится батальонная, полковая и дивизионная артиллерия. В иностр. армиях к полевой артиллерии также относятся корпусные (армейские) части и подразделения.

Батальонная артиллерия (БА) состоит из подразделении, вооружённых малокалиберными пушками, противотанк. управляемыми реактивными снарядами (ПТУРС), др. орудиями, а также миномётами, и предназначается для борьбы с танками, огневыми средствами и живой силой противника. В наступлении В. а. используется для непосредств. сопровождения подразделений огнём и манёвром.

Полковая артиллерия (ПА) обычно состоит из подразделений полковых (полевых) орудий, противотанковых пушек и различных др. орудий и миномётов более крупных (по сравнению с БА) калибров. Используется для усиления батальонов, действующих на гл. направлении, и решает в основном те же задачи, что и БА.

Дивизионная артиллерия (ДА) составляет в большинстве армий осн. массу всей В. а. Полевая артиллерия состоит обычно из частей и подразделений пушечной, гаубичной, противотанковой, реактивной, зенитной артиллерии различных калибров. Используется для борьбы с ядерными и радиолокац. средствами, танками, артиллерией, огневыми средствами и живой силой противника.

Корпусная артиллерия (КА), имеющаяся в иностр. армиях, вооружена дальнобойными пушками, миномётами, гаубицами, противотанковыми пушками,реактивными установками. Предназначается для усиления артиллерии дивизий и для решения специфич. огневых задач (борьба с глубоко расположенными ядерными и радиолокац. средствами, нарушение управления войсками и др.).

Армейская артиллерия (АА) по составу и назначению в основном аналогична КА. В. К. Трусов.

ВОЙСКОВОЙ КРУГ, общевойсковое собрание, высший орган власти у донских, волжских, яицких и кавказских казаков в 16-18 вв. В компетенцию В. к. входили важнейшие вопросы внутр. устройства и внеш. сношений: выборы атамана, есаулов и др. должностных лиц, вопросы войны и мира и т. п. По мере углубления социальной дифференциации влияние войсковой старшины на В. к. значительно возрастает. В 1-й пол. 18 в. в связи с подчинением казачества центр, власти и назначением ею атаманов роль В. к. превращается в номинальную. В 19 - нач. 20 вв. В. к. наз. собрания представителей станиц по случаю различных торжеств. Верхушка казачества пыталась возродить В. к. во время Гражд. войны в СССР в целях сплочения контрреволюц. сил.

ВОЙСКОВОЙ СТАРШИНА офицерское звание (чин) в казачьих войсках царской России. Наименование произошло от старинного названия исполнит, органа власти у казаков (т. н. войсковой старшины). Позже это назв. в видоизменённой форме распространилось на лиц, командовавших отрядами, полками или ведавших отд. отраслями управления казачьего войска. С 1754 звание В. с. приравнивалось к чину майора, а с 1885- подполковника: сохранялось до 1917.

ВОЙСКОВОЙ ТЫЛ, см. Тыл вооружённых сил.

ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ, см. Тактическое учение.

ВОЙСЛАВ Сигизмунд Григорьевич [1850, Мариамполь, ныне Капсукас,- 25.1(7.2).1904, Петербург], русский горный инженер. Окончил Варшавский ун-т (1871) и Петерб. горный ин-т (1876). Работал на Урале, преподавал (1877- 1894) в Петерб. горном ин-те, с 1894- в Моск. с.-х. институте. Предложил ручной бур с эксцентрич. закреплённым инструментом (т. н. бур Войслава, 1876), применявшийся для разведки полезных ископаемых. В 1888 создал Бюро исследования почв, к-рое содействовало геол. изучению России. Разработал оригинальную теорию разведок газовых месторождений. В. один из основателей Об-ва горных инженеров в России, редактор (с 1897) "Известий" этого общества.

Соч.: Разведка пластовых, гнездовых и жильных месторождений полезных ископаемых, 3 изд., СПБ, 1899.

Лит.: Шухардин С. В., Работы С. Г. Войслава в области горного дела, в кн.: Труды по истории техники, в. 4, М., 1954.

ВОЙТИНСКИЙ (псевд.; наст. фам. 3 а р х и н) Григорий Наумович [5(l7).4. 1893, Невель, -11.6.1953, Москва], советский политический деятель, учёный-китаевед. Чл. КПСС с 1918. Участник Гражд. войны на Д. Востоке и в Сибири. В 1920-27 на ответств. работе в Исполкоме Коминтерна (ИККИ); в качестве его представителя принимал участие в работе 4-го и 5-го съездов Коммунистич. партии Китая (КПК), майского (1924), октябрьского (1925) и июльского (1926) пленумов ЦК КПК. В 1926-27 пред. Дальневосточного Бюро ИККИ в Шанхае. С 30-х гг. на н.-и. и преподавательской работе в Москве (проф. с 1935). В. И.Глунин.

ВОЙТИШЕК (Vojtisek) Вацлав (р. 9.8. 1883), чешский историк. Проф. Карлова ун-та (1928-58), академик Чехосл. АН (1952). Архивариус Пражского гор. архива (1921-40, 1945-48). В 1924-41 гос. архивный инспектор Чехии. Специалист в области вспомогат. ист. дисциплин (дипломатики, геральдики, сфрагистики) и истории чеш. города.

Соч.: Vybor rozprav a studii, Praha, 1953 (библ.).

ВОЙЦЕХОВСКИЙ Богдан Вячеславович (р. 25.1.1922, дер. Сорока Винницкой обл.), советский гидродинамик, чл.-корр. АН СССР (1964). Чл. КПСС с 1948. В 1953 окончил Моск. инж.-физ. ин-т. С 1958 зав. отделом, с 1965 зам. директора Ин-та гидродинамики Сиб. отделения АН СССР. Науч. работы В. в области детонации газов, высоконапорных импульсных и непрерывных струй, импульсного гидропривода и его применений для разрушения горных пород, ударного бурения, обработки металлов. Ленинская пр. (1965) за участие в исследовании детонации в газах.

ВОЙЦЕХОВСКИЙ (Wojciechowski) Станислав (15.3.1869, Калиш,- 9.4.1953, Голомбки, ок. Варшавы), государственный и политич. деятель бурж.-помещичьей Польши. Принимал участие в основании Польской социалистической партии (1892). В 1919-20 мин. внутр. дел, в 1922-26 президент Польши. В.- автор работ, посвящённых кооперативному движению: "Кооперативное движение в Англии" (1907) и "Кооперация в ее историческом развитии" (1923).

ВОКАБУЛА (от лат. vocabulum - слово), отдельное слово как предмет лексикологии или лексикографии, в последнем случае заглавное слово словарной статьи.

ВОКАЛИЗ (франц. vocalise, от лат. vocalis - гласный звук; звучащий, поющий), произведение для пения без слов на гласный звук (см. Вокализация). В. обычно являются этюдами или упражнениями для развития вокальной техники (вокализы Дж. Конконе, Г. Панофки, М. И. Глинки, А. Е. Варламова и др.). В виде В. иногда пишутся и пьесы для концертного исполнения ("Вокализ" Рахманинова, "Вокализ в форме хабанеры" Равеля, концерт для голоса с оркестром Глиэра и др.).

ВОКАЛИЗАЦИЯ, пение на гласных звуках. Простейший вид В.- распевание к.-л. гласной или слога поэтич. текста двумя или более звуками, вплоть до колоратурных пассажей. Встречаются целые произведения или их части, где от начала до конца распеваются слоги к.-л. слова, напр. "Аллилуйя" ("Аллилуйя" Моцарта), "Слава" (в эпилоге оперы "Иван Сусанин" Глинки). К В. относится и пение вообще без текста, на один гласный звук (см. Вокализ).

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА, музыка, пред назначенная для пения. К В. м. относят произв. для одного, неск. или мн. голосов без сопровождения (сольные песни, ансамбли, хоры а капелла) и любые сочинения для пения с инструментальным сопровождением. Во всех произв. В. м. человеческому голосу принадлежит ведущая роль; через пение они, исключая немногие разновидности (см. Вокализ), связаны со словом, поэтич. текстом.

ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, искусство пения - сольного, ансамблевого и хорового. См. Пение.

ВОКАНСОН (Vaucanson) Жак де (24.2.1709, Гренобль,-21.11.1782, Париж), французский механик. Создал ряд конструкций автоматов, основанных на использовании часового механизма для осуществления сложных движений. Сконструировал также механич. шёлкоткацкий станок. Изобретения В. собраны в кабинете его имени в Парижской консерватории искусств и ремёсел. Автор брошюры "Механизм автоматического флейтиста" (1738).

ВОКЗАЛ [от англ. Vauxhall - назв. парка и увеселительного заведения в пригороде Лондона (ныне в черте города), принадлежавшего в 17 в. Джейн Вокс (Jane Vaux). В рус. яз. слово "В." стало нарицательным благодаря одному из первых В. в России - В. в г. Павловске под Петербургом, служившему одновременно и пассажирским зданием и залом, в к-ром устраивались концерты].

Совр. В.- здание или комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначенных в основном для обслуживания пассажиров (билетных и багажных операций, отдыха и ожидания), управления движением трансп. средств и размещения служебного персонала. В нек-рых зданиях В. осуществляются также грузовые и почтовые операции. В. различаются по видам используемого транспорта (Автовокзалы, Аэровокзалы, Железнодорожные вокзалы, Морские вокзалы. Речные вокзалы), по положению на магистрали (конечные, узловые, промежуточные, транзитные), по преобладающим категориям обслуживаемых пассажиров (дальние, местные, пригородные, международные), по вместимости (кол-ву пассажиров, к-рые могут одновременно находиться во всех помещениях В.), по пропускной способности (кол-ву пассажиров, прошедших за единицу времени через здание В.) и т. д.

Первые В. появились с началом пасс, перевозок по ж. д. (В. на линии Стоктон - Дарлингтон в Англии, 1822-25). В кон. 19 - нач. 20 вв. В. становится одним из наиболее значит, по объёму и представительных зданий крупных городов. Архитектура В. первоначально испытывала влияние традиц. типов обшеств. зданий и сооружений. С кон. 19 в. в России и за рубежом велись поиски функционально обоснованных типов зданий ж.-д. В. В. новых видов транспорта, появившихся лишь в 20 в. (автовокзалы, аэровокзалы), формировались преим. в духе совр. архитектуры. Несмотря на большое разнообразие типов совр. В., в их архитектуре много общего. Объёмно-пространств. решение любого В. включает 3 гл., связанных между собой элемента - привокзальную площадь, пасс, здание и перрон (причал, дебаркадер, пирс). Технич. сооружения и учреждения обслуживания возводятся нередко в едином комплексе с В.

Объединённый вокзал в г. Брашове (Румыния). 1962. Арх. Ф. Ионеску: а - общий вид; 6, в - разрезы (1 - операционный зал; 2 - кассы, справочное бюро; 3 - залы отправления; 4 - автовокзал; 5 - залы туристов; 6 - пешеходный тоннель; 7 - железнодорожный перрон).

Помещения В. образуют след. осн. зоны: операционную (кассовый зал, багажные помещения), ожидания (залы и комнаты кратковрем. и длит. ожидания и отдыха, ресторан, буфет и др.) и служебно-технич. помещений. Гл. пасс, помещения (кассовый зал, залы ожидания и др.) совр. В. обычно решаются в виде крупных объёмов зального типа. Привлекая интенсивные потоки пассажиров, В. приобретают большое градостроит. значение: они существенно влияют на организацию внутригородского движения и застройку привокзального р-на.

Задачи создания макс, удобств для пассажиров, требования технич. и экономич. целесообразности привели к созданию объединённых В. (наз. также комплексными, комбинированными или совмещёнными) для обслуживания пассажиров, последовательно пользующихся неск. видами транспорта (рис.). В зависимости от используемых транспортных средств различают железнодорожно-автобусные (наиболее распространены), речные-автобусные, морские-железнодорожные и др. В. Объединение В. может иметь различные формы: от взаимосвязанного размещения двух В. рядом до их блокирования или полного объединения всех осн. пасс, помещений в одном объёме, с использованием пассажирами различных видов транспорта общих операц. залов, залов ожидания, кафе, ресторанов, справочных, почты, телеграфа, камер хранения и т. п. Ряд крупных объединённых В. сооружён в США, Италии, Франции, Англии, а также в СССР (железнодорожно-автобусный в Челябинске, 1965, арх. Л. М. Чуприн, С. Л. Крушинский, П. Ф. Красицкий, инж. Т. К. Сидомонидзе; железнодорожно-морской во Владивостоке, 1965, арх. П. И. Бронников, А. М. Георгиевский, В. А. Строгий, К. Д. Фомин, инж. Н. И. Певзнер, И. М. Стоинов, У.П.Шибаев, декор интерьера-худ. А. И. Фомина). Многие В. кооперируются с обществ, зданиями общегор. значения - гостиницами, ресторанами, почтамтами, торговыми центрами, экскурсионными бюро и т. д.

Создание объединённых В. способствует уменьшению загрузки гор. транспорта, облегчает прокладку транспортных и инж. коммуникаций, облегчает условия формирования полноценного и развитого архит. ансамбля. Принцип кооперирования, универсального использования помещений и устройств В. является рациональным не только при проектировании новых транспортных пасс, сооружении, но и при реконструкции существующих.

Лит.: Голубев Г. Е., Анджелини Г. М., М о д о р о в А. Ф., Современные вокзалы, М., 1967 (имеется библ.); Объединённый вокзал, в кн.: Строительство, т. 2, М., 1964 (Энциклопедия современной техники). Г, Е. Голубев, В. М. Петюшенко.

ВОКЛЕН (Vauquelin) Луи Никола (16.5. 1763, Сенг-Андре-д'Эберго, Нормандия,- 14.11.1829, там же), французский химик. С 1791 чл. Парижской АН. В 1797 открыл в сибирской красной свинцовой руде новый элемент хром и в 1798 получил его в свободном состоянии. В 1798 обнаружил в минерале берилле окись неизвестного ранее металла - бериллия. В 1799 опубликовал одно из первых руководств по хим. анализу. Много занимался исследованием веществ растит, и животного происхождения, из к-рых выделил ряд хим. соединений.

Лит.: Das Buch der groBen Chemiker, hrsg. von G. Bugge, Bd 1, Weinheim, 1955, S. 363.

ВОКЛЮ3 (Vaucluse), департамент на Ю.-В. Франции, в долине р. Рона. Пл. 3,6 тыс. км2. Нас. 354 тыс. чел. (1968). Адм. ц. - г. Авиньон. В условиях орошения овощеводство и садоводство; виноградники. В горах овцеводство. Текст., плодоконсервная пром-сть, виноделие; произ-во хим. удобрений. Добыча строит, камня. В. крупный поставщик ранних овощей и фруктов в др. районы страны. На терр. деп. известны выходы мощных карстовых источников, получивших в геологич. и географич. лит-ре название Воклюзских источников (Воклюз).

ВОКОДЕР (англ, vocoder, от voice - голос и code - шифр, код), система телефонной связи, в к-рой передаются сигналы не речевые, а спец. кода, представляющие собой речь в закодированном виде. В этой системе на передающей стороне применяют анализатор звука, формирующий из речевого сигнала кодированный сигнал, а на приёмной - синтезатор, к-рый по кодированным сигналам искусственно восстанавливает речевой сигнал. С помощью В. можно достигнуть коэфф. слоговой артикуляции 83-85% (при обычной телефонной связи этот коэфф. достигает 90-91%). Кодирование уменьшает необходимую ширину полосы пропускания частот, занимаемую каналом связи, до 250-350 гц, по сравнению с 250-3500 гц при обычной телефонной связи, позволяя увеличить пропускную способность линии дальней связи в 10-13 раз.

"ВОКРУГ СВЕТА" (журнал путешествий, приключений и фантастики), научно-художественный ежемесячник ЦК ВЛКСМ. Предшественником его был журнал того же названия, основанный в 1861 петербургским издателем М. О. Вольфом как журнал землеведения, естеств. наук, изобретений и наблюдений. В 1869 издание было прекращено. Возобновлено в 1885 в Москве под ред. М. Вернера. С 1891 по 1917 журнал издавался И. Д. Сытиным. Дореволюц. журнал характеризовался демократич. направлением. На его страницах рассказывалось о путешествиях Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, В. А. Обручева; журнал впервые познакомил рус. читателя с произведениями Ж. Верна, Э. По и мн. др. В 1927 "В. с." был возрождён. С 1931 - журнал ЦК ВЛКСМ. До 1938 (№ 5) издавался в Ленинграде, с № 6 1938 (в 1942-45 не выходил) выпускается в Москве изд-вом "Молодая гвардия".

Особое внимание "В. с." уделяет молодому современнику, его творческим исканиям, активной деятельности в разных областях коммунистич. строительства, в защите социалистич. Отечества. "В. с." рассказывает о путешествиях, жизни народов разных стран, совр. и древнейших цивилизациях, археол. и этнографич. экспедициях; публикует произведения приключенческого и фантастич. жанров. Тираж (1971) св. 2,3 млн. экз. В. С. Сапарин.

ВОКС, см. Всесоюзное общество культурной связи с заграницей.

ВОЛ, кастрированный самец кр. рог. скота в возрасте старше 2 лет (до 2 лет - волик). Используется как мясное и рабочее животное. Кастрируют обычно бычков, неиспользуемых для племенных целей (выращиваемых на мясо - в возрасте 3-5, выращиваемых для рабочих целей - в возрасте 8-12 мес). Бычки-кастраты 11/2 - 21/2 лет хорошо нажировываются и достигают высокой упитанности при откорме. Убойный выход у В. мясных пород 60% и более. От В. получают тяжёлую подошвенную кожу. Работоспособность В. равна ок. 2/3 работоспособности лошади.

ВОЛГА (в древности - Ра, в ср. века - И т и л ь, или Этель), река в Европ. части СССР, одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. Дл. 3530 км (до постройки водохранилищ 3690 км). Пл. басс. 1360 тыс. км2.

Физико-географический очерк. В. берёт начало на Валдайской возв. (на выс. 228 л), впадает в Каспийское м. Устье лежит на 28 м ниже уровня океана. Общее падение - 256 м. В. принимает ок. 200 притоков. Левые притоки многочисленнее и многоводнее правых. Речная система басс. В. включает 151 тыс. водотоков (реки, ручьи и временные водотоки) общей протяжённостью 574 тыс. км. Бассейн В. занимает ок. '/з Европ. терр. СССР и простирается от Валдайской и Среднерусской возв. на 3. до Урала на В. На широте Саратова бассейн резко суживается и от Камышина до Каспийского м. В. течёт, не имея притоков. Основная, питающая часть водосборной площади В., от истоков до гг. Горького и Казани, расположена в лесной зоне, ср. часть бассейна до гг. Куйбышева и Саратова - в лесостепной зоне, ниж. часть - в степной зоне до Волгограда, а южнее - в полупустынной зоне. В. принято делить на 3 части: верхняя В.- от истока до устья Оки, средняя В.- от впадения Оки до устья Камы и нижняя В.- от впадения Камы до устья.

Исток В.- ключ у дер. Волго-Верховье в Калининской обл. В верх, течении, в пределах Валдайской возв. В. проходит через небольшие озёра - Верхит, Стерж, Вселуг, Пено и Волго. В истоке из оз. Волго ещё в 1843 была сооружена плотина (Верхневолжский бейшлот) для регулирования стока воды и поддержания судоходных глубин в межень.

Между гг. Калинином и Рыбинском на В. созданы Волжское водохранилище (т. н. Московское море) с плотиной и ГЭС у Иванькова, Угличское водохранилище (ГЭС у Углича), Рыбинское водохранилище (ГЭС у Рыбинска). В р-не Рыбинск- Ярославль и ниже Костромы река протекает в узкой долине среди высоких берегов, пересекая Угличско-Данпловскую и Галичско-Чухломскую возв. Далее В. течёт вдоль Унженской и Балахнинской низменностей. У Городца (выше г. Горького) В., перегороженная плотиной Горьковской ГЭС, образует Горьковское водохранилище. Главнейшие притоки верхней В.- Селижаровка, Тверда, Молога, Шексна и Унжа.

В ср. течении, ниже впадения Оки, В. становится ещё более полноводной. Она течёт вдоль сев. края Приволжской возв. Правый берег реки высокий, левый - низменный. У Чебоксар начато строительство (1968) Чебоксарской ГЭС, выше плотины к-рой расположится Чебоксарское водохранилище. Наиболее крупные притоки В. в её ср. течении - Ока, Сура, Ветлуга и Свияга.

В ниж. течении, после впадения Камы, В. становится могучей рекой. Она протекает здесь вдоль Приволжской возв. Около Тольятти, выше Самарской Луки, к-рую образует В., огибая Жигулёвские горы, сооружена плотина Волжской ГЭС им. В. И. Ленина; выше плотины простирается Куйбышевское водохранилище. На В. в районе г. Балаково возведена плотина Саратовской ГЭС. Нижняя В. принимает сравнительно небольшие притоки - Самару, Большой Иргиз, Еруслан. В 21 км выше Волгограда от В. отделяется лев. рукав - Ахтуба (дл. 537 км), которая течёт параллельно осн.

руслу. Обширное пространство между . и Ахтубой, пересечённое многочисл. протоками и староречьями, наз. Волго-Ахтубинской поймой; ширина разливов в пределах этой поймы достигала прежде 20-30 км. На В. между началом Ахтубы и Волгоградом построена Волгоградская ГЭС им. 22-го съезда КПСС.

Дельта В. начинается в месте отделения от её русла рукава Бузан (в 46 км севернее Астрахани) и является одной из самых крупных в СССР. В дельте насчитывается до 500 рукавов, протоков и мелких речек. Гл. рукава - Бахтемир, Камызяк, Старая Волга, Болда, Бузан, Ахтуба (из них су доходен Бахтемир).

Основное питание В. осуществляется снеговыми (60% годового стока), грунтовыми (30% ) и дождевыми (10% ) водами. Естеств. режим характеризуется весенним половодьем (апр. - июнь), малой водностью в период летней и зимней межени и осенними дождевыми паводками (окт.). Годовые колебания уровня В. до регулирования достигали у г. Калинина 11 м, ниже Камского устья - 15-17 миу Астрахани - 3 м. С постройкой водохранилищ сток В. зарегулирован, колебания уровня резко уменьшились.

Среднегодовой расход воды у Верхневолжского бейшлота 29 м3/сек, у г. Калинина - 182, у г. Ярославля - 1110, у г. Горького - 2970, у г. Куйбышева - 7720, у г. Волгограда-8060 м3/сек. Ниже Волгограда река теряет ок. 2% своего расхода на испарение. Макс, расходы воды в период половодья в прошлом ниже впадения Камы достигали 67 000 М3/сек, а у Волгограда в результате разлива по пойме не превышали 52 000 м3/сек. В связи с регулированием стока макс, расходы половодья резко снизились, а летние и зимние меженные расходы сильно повысились. Водный баланс басс. В. до Волгограда в среднем за многолетний период составляет: осадки 662 мм, или 900 км3 в год, речной сток 187 мм, или 254 км3 в год, испарение 475 мм, или 646 км3в год.

До создания водохранилищ в течение года В. выносила к устью ок. 25 млн. т наносов и 40-50 млн. т растворённых минеральных веществ. Темп-pa воды В. в середине лета (июль) достигает 20- 25°С. Вскрывается В. у Астрахани в сер. марта, в 1-й пол. апреля вскрытие происходит на верхней В. и ниже Камышина, на всём остальном протяжении - в сер. апреля. Замерзает в верх, и ср. течении в кон. ноября, в нижнем - в нач. декабря; свободной от льда остаётся ок. 200 дней, а близ Астрахани ок. 260 дней. С созданием водохранилищ тепловой режим В. изменился: на верх, бьефах продолжительность ледовых явлений увеличилась, а на нижних стала короче.

Историко- и экономико-географический очерк. Географич. положение В. и её крупных притоков обусловило уже к 8 в. её важное значение как торг, пути между Востоком и Западом. Из Ср. Азии вывозились ткани, металлы, из славянских земель - меха, воск, мёд. В 9-10 вв. в торговле значит, роль играли такие центры, как Итиль, Болгар, Новгород, Ростов, Суздаль, Муром. С 11 в. торговля ослабевает, а в 13 в. монголо-тат. нашествие нарушило хоз. связи, кроме басс, верх. В., где актив, роль играли Новгород, Тверь и города Владимиро-Суздальской Руси. С 14 в. значение торг, пути восстанавливается, растёт роль таких центров, как Казань, Ниж. Новгород, Астрахань. Покорение Иваном IV Грозным в сер. 16 в. Казанского и Астраханского ханств привело к объединению всей Волжской речной системы в руках России, что способствовало расцвету волжской торговли в 17 в. Возникают новые крупные города - Самара, Саратов, Царицын; большую роль играют Ярославль, Кострома, Ниж. Новгород. По В. плавают большие караваны судов (до 500). В 18 в. осн. торг, пути перемещаются на 3., а экономич. развитие ниж. В. сдерживается слабой заселённостью и набегами кочевников. басс. В. в 17- 18 вв. явился осн. р-ном действий восставших крестьян и казаков во время крестьянских войн под руководством С. Т. Разина и Е. И. Пугачёва.

В 19 в. происходит значит, развитие Волжского торг, пути после соединения Мариинской речной системой басс. В. и Невы (1808); возникает крупный речной флот (в 1820 - первый пароход), на В. работает огромная армия бурлаков (до 300 тыс. чел.). По В. совершаются крупные перевозки хлеба, соли, рыбы, а позже нефти и хлопка. Крупное экономич. значение приобретает Нижегородская ярмарка.

Во время Гражданской войны 1918- 1920 на В. происходили крупные воен. действия (борьба с белочехами и войсками учредиловских пр-в в 1918, с колчаковцами и деникинцами в 1919) и она приобрела важное военно-стратегич. значение. В годы социалистич. строительства в связи с индустриализацией всей страны значение Волжского пути возросло. С конца 30-х гг. 20 в. В. начинает использоваться также и как источник гидроэнергии. В период Великой Отечеств, войны 1941-45 на В. произошла крупнейшая Сталинградская битва 1942-43. В послевоен. период экономич. роль В. значительно усилилась, особенно после создания ряда крупных водохранилищ и гидроэлектростанций (см. Волжский каскад). После окончания постройки Волжско-Камского каскада ГЭС общая выработка электроэнергии достигнет 40- 45 млрд. квт*ч в год. Площадь зеркала водохранилищ составит ок. 38 тыс. км2, полный объём - 288 км3, а полезный - 90 км3. Заволжье, где находится 4 млн. га земель, пригодных для орошения, обеспечивается водой из Куйбышевского и Волгоградского водохранилищ. Будут произведены работы по обводнению 9 млн. га и орошению 1 млн. га земель Волго-Уральского междуречья. Сооружается (1971) Волго-Уральский канал протяжённостью 425 км и расходом воды ок. 400 м3/сек. Речная система включает более 41 000 км сплавных и ок. 14 тыс. км судоходных путей.

В. соединена с Балтийским м. Волго-Балтийским водным путём им. В. И. Ленина, Вышневолоцкой и Тихвинской системами; с Белым м.- через Северо-Двинскую систему и через Беломорско-Балтийский канал; с Азовским и Чёрным морями - через Волго-Донской канал им. В. И. Ленина. В басе, верхней В. расположены крупные лесные массивы, в Среднем и частично в Нижнем Поволжье большие площади заняты посевами зерновых и технических культур. Развиты бахчеводство и садоводство. В Волго-Уральском районе - богатые месторождения нефти и газа (см. Волга-Уральская нефтегазоносная область). Близ Соликамска-крупные залежи калийных солей. В Нижнем Поволжье (оз. Баскунчак, Эльтон) - поваренная соль. В В. обитает ок. 70 видов рыб, из них 40 промысловых (важнейшие: вобла, сельдь, лещ, судак, сазан, сом, щука, осётр, стерлядь). О хоз. значении В. см. также в ст. Волжского бассейна речные порты.

Лит.: Соколов А. А., Гидрография СССР (воды суши). Л., 1964; Г и н к о С. С., Покорение рек, Л., 1965: Стражевский А., Шмелев А., Ленинград-Астрахань - Ростов-на-Дону. (Путеводитель), М., 1968; Российская Федерация. Европейский Юго-Восток, М., 1968 (Серия "Советский Союз"); Чернецов Г. Г., Чернецов Н. Г., Путешествие по Волге, М., 1970.

П. С. Кузин.

ВОЛГА, посёлок гор. типа в Некоузском р-не Ярославской обл. РСФСР, на левобережье Волги. Ж.-д. станция в 25 км к Ю.-З. от Рыбинска. 5,6 тыс. жит. (1968). Шерстопрядильная ф-ка. Текст, техникум.

"ВОЛГА", название легкового автомобиля с двигателем среднего литража, выпускаемого Горьковским автомобильным з-дом. Произ-во (модель ГАЗ-21) начато в 1956. В последующем завод систематически модернизировал эту модель, а с 1969 приступил к выпуску новой модели ГАЗ-24 (рис.). Вместимость автомобиля "Волга" ГАЗ-24 - 5 человек. Кузов закрытый цельнометаллич. несущей конструкции, типа седан. Двигатель 4-тактный 4-цилиндровый мощностью 72 квт (98 л. с.). Ведущие колёса - задние. Макс, скорость 145 км/ч, расход топлива - 11-13 л/100 км.

"Волга" ГАЗ-24.

По сравнению с моделью ГАЗ-21 конструктивные решения в новом автомобиле позволили исключить отд. операции обслуживания и снизить трудоёмкость смазочных и регулировочных работ, а также повысить долговечность деталей. Уменьшено количество подвижных соединений, требующих регулировки и смазки. Значительно улучшена внутренняя отделка автомобиля, повышена его комфортабельность. Для улучшения воздухообмена применена вытяжная вентиляция. Подвеска, обеспечивающая высокую плавность хода, дополняет комфортабельность автомобиля.

В конструкцию автомобиля заложены элементы активной и пассивной безопасности. К элементам активной безопасности относятся облегчённое управление, повышенная манёвренность и устойчивость, а также тормоза высокой эффективности с гидровакуумным усилителем и раздельным приводом на передние и задние колёса; к элементам пассивной безопасности - повышенная жёсткость пассажирской части кузова, полужёсткие подлокотники, мягкая прокладка на крыше кузова, безопасные петли и замки дверей, "утопленные" внутренние ручки замков дверей, рулевое колесо с "утопленной" ступицей и др.

И. П. Плеханов, И. И. Киселёв.

ВОЛГИН Вячеслав Петрович [2(14).6. 1879, дер. Борщевка, ныне Хомутовский р-н Курской обл.,- 3.7.1962, Москва], советский историк и обществ, деятель, акад. АН СССР (1930). Чл. КПСС с 1920. С кон. 90-х гг. принимал участие в студенческом революц. движении. В 1897 -1908 (с перерывами, вызванными неоднократными арестами и ссылками) учился в Моск. ун-те (сначала на физ.-математич., затем на ист.-филологич. ф-тах). В 1906 опубликована первая науч. работа В. (по герм, рабочему движению). В 1908 написал исследование "Революционный коммунист XVIII в. (Жан Мелье и его „Завещание")" (1919). В годы 1-й мировой войны 1914-18 активно сотрудничал в издававшейся М. Горьким "Летописи". В 1918 участвовал в организации Социалистич. (впоследствии Коммунистич.) академии в Москве. В 1919-30 проф. МГУ, в 1921- 1925 ректор МГУ. В 1919-29 чл. Гос. учёного совета, в 1921-22 зам. пред. Гл. комитета проф.-технич. образования Наркомпроса РСФСР. Один из организаторов Ин-та истории Росс, ассоциации н.-и. ин-тов обществ, наук (РАНИОН), Ин-та истории Комакадемии, Об-ва историков-марксистов. В 1930-35 непременный секретарь, в 1942-53 вице-президент АН СССР. В.- создатель новой отрасли ист. науки - истории социалистич. и коммунистич. идей домарксова периода. Он впервые дал глубокий марксистский анализ идейного наследия крупнейших представителей обществ, мысли прошлого (Ж. Мелье, Морелли, Г. Мабли, Г. Бабёф, А. Сен-Симон, Б. П. Анфантен и др.). Большое значение для науч. истории социалистич. мысли имели введённое В. понятие эгалитаризма и применение его в конкретно-ист, анализе (Ж. Ж. Руссо, якобинцы и др.) и научно обоснованная классификация теорий - чёткое деление их на социалистич. и коммунистические. Многолетние исследования В. истории развития обществ, мысли во Франции 18 в. позволили ему дать оригинальную, новую по трактовке картину развития идейной борьбы во Франции перед Вел. франц. революцией. В. был редактором ряда науч. периодич. изданий и коллективных ист. трудов, инициатором и редактором многотомной серии "Предшественники научного социализма" (с 1947; издание продолжается), пред. Группы по изучению истории франции при Ин-те истории АН СССР. Деп. Верх. Совета РСФСР 2-го и 3-гр созывов. Ленинская пр. (1961). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалью.

В. П. Волгин.

Соч.: Сен-Симон и сен-симонизм, 2 изд., М., 1925; Очерки по истории социализма, 4 изд., М.- Л., 1935; История социалистических идей, ч. 1 - 2, М.- Л., 1928-31; Социальные и политические идеи во Франции перед революцией (1748 - 1789), М.- Л., 1940; Пеккёр, в сб.: Исторические записки, т. 25, М., 1948; Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке, М., 1958; Французский утопический коммунизм, М., 1960.

Лиm.: Из истории социально-политических идей. Сб. статей. К 75-летию акад. В. П. Волгина, М., 1955; Манфред А. 3., К восьмидесятилетию В. П. Волгина, "Новая и новейшая история", 1959, № 4. А. 3. Манфред.

ВОЛГО, озеро в Калининской обл. РСФСР, последнее из группы озёр, через к-рое проходит верх, течение Волги. См. Верхневолжские озёра.

ВОЛГО-БАЛТЙЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ им. В. И. Ленина (б. Мариинская водная система), искусственный водный путь, соединяющий Волгу с Балтийским м., а через Беломорско-Баптийский канал и с Белым м. Выход России к Балтийскому м. в нач. 18 в., возрастание роли Петербурга требовали удобных водных сообщений с внутр. р-нами страны. Было создано 3 водных пути-Вышневолоцкая водная система (движение открыто в 1709), Тихвинская (1811) и Мариинская (1810). Мариинская водная система начиналась у Рыбинска, трасса шла по Шексне, Белому оз., Ковже, искусств. Мариинскому (позднее Новомариинскому) каналу, проложенному через водораздел между басс. Волги и Онежского оз., затем по Вытегре, Онежскому оз., Свири, Ладожскому оз. и Неве (всего ок. 1100 км). Собственно Мариинской системой являлась часть пути от Волги до Онежского оз. Отходящий от Шексны Севере-Двинский канал (открыт в 1829) дал выход

через Сухону и Сев. Двину к Белому м. Трудности плавания небольших плоскодонных судов по озёрам заставили впоследствии проложить обходные каналы - Белозерский, Онежский и Новоладожский. Для своего времени Мариинская система была выдающимся гидротехнич. сооружением и имела большое экономич. значение, но к нач. 20 в. она уже не удовлетворяла транспортные потребности страны, несмотря на проведённую в кон. 19 в. реконструкцию.

Создание нового водного пути между Онежским оз. и Волгой началось после Великой Отечеств, войны 1941-45, развернулось в 1960; 5 июня 1964 В.-Б. в. п. был открыт. Этот путь - звено единой глубоководной транспортной системы Европ. части СССР, обеспечившее соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.

Общая протяжённость пути между Онежским оз. и г. Череповцом - 368 км. Путь проходит местами по трассе прежней Мариинской системы, местами же несколько отклоняясь от неё. На В.-Б. в. п. 5 мощных гидроузлов с 7 однокамерными однониточными шлюзами. На сев. склоне 4 гидроузла - Вытегорский, Белоусовский, Новинковский и Пахомовский - расположены на подъёме от Онежского оз. до водораздела (80 м). Пятый гидроузел (Череповецкий) - на юж. склоне на Шексне, в 50 км выше Череповца.

На сев. склоне трасса пути совпадает с руслом р. Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами. Водораздельный бьеф тянется от Пахомовского гидроузла на Вытегре до Череповецкого гидроузла на Шексне. Судоходная трасса здесь проходит по водораздельному каналу дл. 40 км (от Пахомовского гидроузла до пос. Анненский Мост), далее по р. Ковже, Белому оз. и Шексне. Трасса юж. склона проходит по Шексне, находящейся в подпоре Рыбинского водохранилища.

В.-Б. в. п. доступен для судов грузоподъёмностью ок. 5000 то, грузы перевозятся без перевалки. Суда идут прямо по озёрам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Резко возросла скорость перевозок (Череповец - Ленинград 2,5 - 3 сут против 10-15 до реконструкции). Значительно вырос грузооборот В.-Б. в. п. по сравнению со старой Мариинской системой; увеличился удельный вес смешанных железнодорожно-водных перевозок. Важнейшие грузы: с Кольского полуострова (через Кандалакшу) железорудный концентрат на Череповецкий металлургич. комбинат; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные р-ны страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской обл. на Юг, в Прибалтику, Ленинград и на экспорт; чёрный металл из Череповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли - для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт; баскунчакская соль (особенно для Мурманска); зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт. Через Ленинград на В.-Б. в. п. поступают импортные грузы для разных р-нов страны. В пасс, движении значительно число туристских теплоходов (маршруты из Ленинграда в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь и др.).

Лит.: Гинзбург Н. С., Реконструкция Волго-Балтийского водного пути, "Изв. Всесоюзного географического общества", 1962, в. 3; Малков В. М., По Волго-Балту, Вологда, 1966. М. Б. Вольф.

ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН СССР, один из крупных экономич. р-нов СССР. Включает Горьковскую и Кировскую обл., Марийскую, Мордовскую и Чувашскую АССР. Пл. 263,3 тыс. км2. Нас. (1970) 8348 тыс. чел. В.-В. э. р. один из многонациональных в РСФСР. 3/4 его населения составляют русские, живут также чуваши (в Чуваш. АССР), марийцы (в Map. АССР и пограничных р-нах Кировской и Горьковской обл.), мордва (в Морд. АССР и Горьковской обл.), татары. Ср. плотность нас. 31,7 чел. на 1 км2. Наиболее плотно заселены правобережные низовья Оки и Чуваш. АССР. Городское нас. 53%. Район обладает значит, трудовыми ресурсами, часть к-рых он отдаёт др. р-нам страны.

Расположен в вост. половине Восточно-Европейской равнины, на стыке лесной и лесостепной зон. Имеются небольшие возвышенности: на С.- отроги Сев. Увалов, на С.-В. - Верхнекамская и на Ю.-В. - Приволжская (высшая точка 338 м). Почти весь район принадлежит басс. Волги. Волга делит терр. на две неравные части: большую левобережную - Заволжье и меньшую - Правобережье. Осн. природные богатства - лес (1,8% общесоюзных запасов) и фосфориты (Вятско-Камское месторождение - 18,8% общесоюзных запасов по категориям А + В + Ci и 28% общесоюзных балансовых запасов). Топливно-энергетич. ресурсы представлены торфом (1,0% общесоюзных разведанных запасов) и гидроэнергией (0,4% общесоюзных потенциальных ресурсов). Имеются крупные залежи гипса (9,2% общесоюзных запасов).

Волго-Балтийский водный путь. Новинковский гидроузел.

Геогр. положение района благоприятствует развитию его связей с осн. сырьевыми и топливными базами страны и районами потребления. В.-В. э. р., занимая 1,2% терр., сосредоточивает 3,5% населения и 4,4% пром.-производств, персонала СССР. Это часть старопром. Центра страны, одна из осн. баз обрабат. пром-сти, в особенности машиностроения и металлообработки (их удельный вес в пром-сти 37%). В р-не сложился крупнейший в стране комплекс автомоб. пром-сти, на долю к-рого приходится 45% общесоюзного выпуска грузовых автомобилей, 1/5 легковых, ок. 1/4 автобусов, св. 85% автонормалей. Головное предприятие автостроения - Горьковский автозавод. Кроме того, район выделяется в нар. х-ве страны др. видами машиностроения (произ-во судов, моторов, дизелей, газомотокомпрессоров, металлорежущих станков, электротехнич. оборудования и приборов, кабеля, электроламп и светотехнич. средств, радиоприборов и аппаратуры и др.), хим. пром-стью (автомоб. шины, фосфоритная мука, осн. химия, синтетич. материалы), а также вывозкой древесины, произ-вом бумаги, картона, пиломатериалов. В 1969 вывозка древесины составила 30,2 млн. плотных м3, произ-во пиломатериалов 8,5 млн. м3, бумаги 519,9 тыс. т, картона 147,3 тыс. т. На долю района приходится св. 8% общесоюзной добычи топливного торфа. Произ-во электроэнергии составило 14456 млн. квт-ч (1969). На металлоломе и привозной мартеновской шихте работают металлургич. заводы (Горький, Выкса, Кулебаки, Омутнинск). В.-В. э. р.- район старинных промыслов, возникших на базе переработки металла и древесины. Особенно развиты художеств, и декоративные промыслы (хохломская роспись, дымковская игрушка, павловские металлоизделия и др.).

Крупнейший пром. узел р-на - Горьковский: г. Горький с городами-спутниками Дзержинск, Бор. Кстово, Балахна, Городец, Заволжье, Богородск и др.; здесь расположены Горьковскнй автозавод, з-ды "Красное Сормово", фрезерных станков, Горьковский телевизионный им. В. И. Ленина, "Красная Этна", Новогорьковский нефтеперерабат., Чернореченский химкомбинат, Балахнинский целлюлозно-бум. комбинат, Заволжский моторный з-д, Горьковская ГЭС, Балахнинская ГРЭС и др. Другой крупный пром. узел - Кировский: г. Киров с городами-спутниками Нововятск, Кирово-Чепецк, Слободской (металлообрабат., хим., кож.-обув., деревообрабат. пром-сть). В послевоенные годы сформировались новые крупные пром. узлы: Чебоксарский (электротехника, текстиль), Саранско-Рузаевский (произ-во светотехнич. изделий, экскаваторов, самосвалов, резинотехнических изделий), Йошкар-Олинский (радиодеталей, приборов и др.). В Саранске вошли в строй крупный резиновый комбинат, литейный з-д, в Новочебоксарске мощный химкомбинат. На Волге строится Чебоксарская ГЭС. Развивается пром-сть в небольших и ср. городах, расположенных вне крупных пром. узлов,- Арзамасе, Павлове, Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Вятских Полянах, Котельниче, Волжске, Алатыре, Канаше, Шумерле. Валовая продукция пром-сти р-на за 1960-69 выросла более чем в 2 раза.

С. х-во специализируется на произ-ве прод. и фуражного зерна, картофеля, технич. культур - льна-долгунца (в Заволжье), конопли (на Правобережье), хмеля (в Чувашии), молочно-мясном животноводстве; развивается пригородное х-во вблизи крупных пром. центров. С.-х. угодья составляют 10,8 млн. га (41% терр. района), в т. ч. пашня 7,8 млн. га, сенокосы и пастбища 2,8 млн. га. Площадь земель с осушит, сетью 118,3 тыс. га (1969). Посевные площади занимают (1969) 6,5 млн. га, из них 59% под зерновыми, 30,3%-кормовыми культурами. Сеют рожь (один из самых высоких удельных весов в посевах по сравнению с др. р-нами РСФСР), пшеницу, гречиху, зернобобовые, из технических-лён, коноплю, сах. свёклу, хмель, махорку. По берегам Волги и Оки развито товарное садоводство. На нач. 1970вр-не было 2,9 млн. голов кр. рог. скота (в т. ч. 1,4 млн. коров), 1,5 млн. свиней и 2,4 млн. овец и коз. Удельный вес района в РСФСР составляет (1969, в %): по произ-ву зерна - 3,2, картофеля - 12, овощей - 5,8, молока - 7,1, мяса - 6,0.

Ж.-д. и речной транспорт благодаря положению района на важнейших транзитных путях страны является одной из отраслей общесоюзной специализации. Трансп. сеть района радиальная с центром в г. Горьком. Судоходство по Волге, Оке, Вятке, Ветлуге. Развивается трубопроводный транспорт (нефте- и газопроводы из Поволжья).

В В.-В. э. р. ввозится большое кол-во топлива и пром. сырья, в особенности угля (из Кузбасса, Донбасса, а также месторождений Урала), нефти и газа (из Волго-Уральской нефтегазоносной области), чёрных металлов (с Урала и Юга). Вывозятся машины и металлоизделия, пром. товары широкого потребления, хим. продукты, картофель, хмель. В Центр, Поволжье, на Украину и Северный Кавказ отправляются лесоматериалы.

Лит.: Матвеев Г. П., Приваловская Г. А., X о р е в Б. С., Волго-Вятский район. Экономико-географическая характеристика, М., 1961; Волго-Вятский район. Экономико-географический обзор, [Горький], 1964; Хо р е в Б. С., Волго-Вятский район. Экономико-географический очерк, М., 1964; X о р е в Б. С., Узловые вопросы развития и размещения производительных сил Волго-Вятского экономического района, в сб.: Развитие и размещение производительных сил экономических районов СССР, М., 1967; Средняя полоса Европейской части СССР, М., 1967. Б. С. Хорее.

ВОЛГОГРАД (до 1925 - Царицын, до 1961 - Сталингра д), город, центр Волгоградской обл. РСФСР. Расположен на изгибе ниж. течения Волги, тянется более чем на 70 км по её прав, берегу. В городе начинается Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина. Крупный речной порт (см. Волжского бассейна речные порты), важный ж.-д. узел [линии на Москву, Казань, Тихорецкую (Кавказ), Лихую (Донбасс), Астрахань]. Нас. 818 тыс. чел. в 1970 (55 тыс. в 1897, 148 тыс. в 1926, 445 тыс. в 1939, 591 тыс. в 1959). В адм. отношении город делится на 7 районов.

Город основан в 16 в. на острове, против впадения р. Царицы в Волгу, для обороны волжского пути на стыке ("переволоке") Волги и Дона. В начале 17 в. Царицын сгорел; вновь построен в 1615 на правом берегу Волги. В нар. восстаниях 17-18 вв. Царицын являлся крупным центром борьбы народа против феод, эксплуатации: в мае 1670 город был захвачен отрядами С. Т. Разина, в авг. 1774 войска Е. И. Пугачёва разбили под Царицыном крупный отряд царских войск. С 1782 уездный город Саратовской губ. С развитием капитализма в России быстро развивалась лесообрабат. пром-сть (к 1915 было 45 лесопильных з-дов с 20 тыс. рабочих); были построены крупнейшая на Волге нефтебаза товарищества Нобель, котельные мастерские француза Барро, Урало-Волжский металлургич. з-д (1898) и др. Во 2-й пол. 19 в. через Царицын прошёл ряд ж. д. и он превратился в крупный ж.-д. узел, связанный с центром России, Донбассом, Кавказом. В 1905 в городе оформилась с.-д. орг-ция. Рабочие активно участвовали в Революции 1905-07 и Великой Окт. социалистич. революции. Сов. власть установлена 4(17) нояб. 1917. Героическая Царицынская оборона 1918- 1919 разрушила планы по соединению юж. интервенции с вост. фронтом. Город награждён боевым революц. знаменем ВЦИК (14 мая 1919) и орденом Красного Знамени (14 апр. 1924). За годы Сов. власти В. превратился в один из крупнейших индустриальных и культурных центров страны. Были реконструированы старые и построено 50 новых з-дов (в т. ч. первый в СССР тракторный з-д). С июля 1942 по февр. 1943 на подступах и в самом городе происходила героическая битва Сов. Армии с нем.-фаш. захватчиками (см. Сталинградская битва 1942-43). В честь доблестной защиты города 22 дек. 1942 учреждена медаль "За оборону Сталинграда". Сталинград стал городом-героем. 8 мая 1965 Указом Президиума Верх. Совета СССР за мужество и героизм, проявленные трудящимися В. в борьбе с нем.-фаш. захватчиками, город награждён орденом Ленина и медалью Золотая Звезда. Ю. А. Бондарева.

В.- один из крупнейших пром. центров Поволжья. Главные отрасли: машиностроение и металлообработка, металлургич., хим., стройматериалов, пищевая, деревообрабатывающая. Важнейшие пром. предприятия: з-ды тракторный, металлургич. "Красный Октябрь", алюминиевый, судостроит., нефтеперерабат., нефт. машиностроения им. Г. К. Петрова, газовой аппаратуры, тракторных деталей и нормалей, мед. оборудования, моторный, сталепроволочноканатный, трубный; предприятия стройматериалов - з-ды железобетонных изделий, кирпичные, гипсовый, керамический; деревообрабатывающие - з-ды мебельно-деревообрабат. и