загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ино да Фельтре и нек-рые др. были исключением (школы 15-16 вв. продолжали оставаться, как правило, типично средневековыми). К тому же и в самих гуманистич. школах к 16 в. осн. содержанием обучения всё более становились формалистич. изучение грамматики и подражание стилю Цицерона ("цицеронианство"). В Германии гуманистич. пед. идеи были приспособлены в 16 в. к интересам протестантизма (реорганизация школьного и университетского образования Ф. Меланхтоном), стремление к распространению через школу реальных знаний чувствовалось здесь значит, слабее, чем в Италии и Франции. Пед. идеи эпохи В. оказали сильное влияние на последующее развитие теории и практики воспитания и обучения.

Литература В. неотделима от ренессансного мировоззрения в целом с его идеалом гармонич., свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Художеств, мысль В., как и его философия, тяготеет к "совпадению противоположностей", рациональные начала сливаются в ней с поэтич. фантастикой (нередко фольклорного происхождения), особенно как формой выражения "живого духа" целого. Две традиции - нар. поэзии и книжной антич. учёности - органически сочетаются в наиболее значит, художеств, памятниках эпохи, особенно в "Гаргантюа и Пантагрюэле" (1535- 1556) Рабле-подлинной энциклопедии (в форме лубочного гротеска) идей гуманизма В.; в "Дон Кихоте" (1605-55) М. Сервантеса и в драмах У. Шекспира. В сюжетах новелл В., начиная с "Декамерона" (1350-53) Дж. Боккаччо, устные нар. рассказы идейно и стилистически облагорожены в тоне антич. прозы. Итал. фантастич. поэма вырастает из традиции уличных певцов, пропущенной сквозь призму образов и композиции поэм Гомера и Вергилия. Мифологизация природы в поэзии П. Ронсара и Шекспира внутренне родственна языч. чувству природы в фольклоре (ещё не являясь только условным "украшением", как позднее в классицизме). Через всю лит-ру В. проходит образ шута, в "мудром безумии" к-рого сходятся нар. здравый смысл и просвещённое свободомыслие.

Осн. этапы и жанры лит-ры В. связаны с эволюцией гуманистич. концепций в периоды Раннего, Высокого и Позднего В. Для лит-ры Раннего В. характерна новелла, особенно комическая (Боккаччо, Ф. Саккетти, Т. Гуардати, Маргарита Наваррская, М. Банделло, Б. Деперье и др.), с антиклерик. и антифеод, направленностью, прославляющая предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое В. отмечено расцветом героич. поэмы: в Италии - жизнерадостно буффонная поэма Л. Пульчи, Ф. Берни, Т. Фоленго, сказочно героическая - М. Боярдо, Л. Ариосто; в Испании и Португалии - " конкистадорская " поэма ("Араукана", 1569-89, А. Эрсильи-и-Суньиги и"Лузиады", 1572, Л. Камоэнса), авантюрно-рыцарская сюжетика к-рой поэтизирует представление В. о человеке, рождённом для великих дел. Самобытным эпосом Высокого В., без оглядки на эпос античный, искусственный (что свойственно героич. поэмам 14-16 вв.), всесторонней картиной об-ва В. и его героич. идеалов в нар. сказочной и философско-комич. форме явилось произв. Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". В Позднее В., характеризующееся кризисом концепции гуманизма и осознанием прозаичности складывающегося бурж. об-ва, развиваются пасторальные жанры романа и драмы ("Аркадия", 1504, Я. Саннадзаро и "Аминта", 1580, Т. Тассо в Италии; "Диана", 1558-59, X. Монтемайора и "Галатея", 1585, М. Сервантеса в Испании; "Аркадия", 1590, Ф. Сидни в Англии), противопоставляющие дисгармонии цивилизованных нравов мирную жизнь идеальных пастушков; рождается сатирич. бытовой плутовской роман с новым героем "прозаических авантюр" частной жизни. Высший взлёт Позднего В.- драмы Шекспира и роман Сервантеса, основанные на трагич. или трагикомич. конфликтах между героич. личностью и недостойной человека системой обществ, жизни.

В эпоху В. возникают первые национальные - по языку и значению - лит-ры, в отличие от сословной лит-ры ср. веков, создававшейся на местных диалектах или на латыни, формируется и теоретически обосновывается лит. язык нации (трактат "Защита и прославление французского языка", 1549, Ж. Дю Белле).

В Италии уже творчество Данте на рубеже 13-14 вв. возвещает В. Любовные сонеты Ф. Петрарки открыли значительность внутр. мира личности, динамику эмоцион. жизни, а его патриотич. канцоны ("Моя Италия" и др.) - внесословный характер нового гражд. сознания. Расцвет итал. лит-ры в 14-16 вв.- лирика Петрарки, новеллы Боккаччо, этич. и политич. трактаты гуманистов (от Петрарки до Макиавелли), поэмы Ариосто ц Тассо и др. - наряду с расцветом изобразит, иск-ва - выдвигают итал. культуру как третью (наряду с двумя античными) родоначальную и "классическую" для др. стран. Кризисом В. и влиянием католичества обозначена двойственная по духу - во вкусе иск-ва маньеризма - поэма Т. Тассо "Освобождённый Иерусалим" (1580).

Расцвет лит-ры В. в Германии и Нидерландах приходится на подготовит, и нач. стадию Реформации (1-я четв. 16 в.) и находит воплощение в деятельности Эразма Роттердамского, главы европ. гуманизма в эти годы, И. Рейхлина, У. фон Гуттена, в блистательной публицистике, антисхоластич. и антиклерикальной сатире ("Корабль дураков", 1494, С. Бранта, "Похвала глупости", 1511, Эразма, "Письма тёмных людей", 1515-17, "диалоги" Гуттена).

Во Франции ренессансная лит-pa, помимо влияния античности и итал. культуры, опирается на нар. "галльскую" традицию свободомыслия. Черты В. проступают уже в лирике Ф. Вийона (сер. 15 в.), затем (в более законченной форме) в остроумной поэзии К. Маро и новеллистике 1-й пол. 16 в. Вершины расцвета - роман Рабле и гармонич. чувственная высокая лирика Ронсара, возглавившего вместе с Дю Белле обновление франц. поэзии. Великим памятником Позднего В. во Франции и прощанием с героич. иллюзиями эпохи являются во 2-й пол. 16 в. (период религ. войн) "Опыты" (1580-88) М. Монтеня, скептически направленные против фантастич. преувеличений в оценке человека, против всякого рода догматики; своей непринуждённой манерой анализа они положили начало жанру эссе в европ. лит-ре.

Из слав, литератур В. ярче всего проявилось в югославянской (т. н. далматинско-дубровпицкое В.) и в польской. Обшеевроп. значение имела неолатинская поэзия: хорваты Я. Панноний (Иван Чесмички), Э. Цервин, М. Марул, поляки К. Яницкий (Янициус), Я. Дантышек. Неолат. яз. и поэзия, как и в Италии, были для слав, прозаиков и поэтов школой для последующей выработки норм нац. лит. языка и новых поэтич. жанров. В Дубровнике, независимой гор. республике, и др. далматинских городах расцветает с кон. 15 в. лит-pa, родственная соседней итальянской (см. Дубровник, раздел Литература): поэзия лирическая (Ш. Менчетич, Дж. Држич), сатирическая и пасторальная (Н. Ветранович-Чавчич), реалистич. комедия (М. Држич). Отражение совр. нравов, интерес к нар. творчеству и родному яз., фольклору - в сочетании с антич. и итал. традицией - придают "дубровницкому В." характер своего рода "романо-славянского синтеза". В Польше, в отличие от Далмации, В. было связано по преимуществу не с гор. культурой, а с возвышением шляхты в 16 в. и с Реформацией. Кальвинист М. Рей, страстный защитник шляхетской демократии, создал первые на польск. яз. значит, светские произведения в стихах и прозе, ещё несколько грубоватые по стилю. Великим поэтом польского В. был Я. Кохановский; его продолжателями были сатирик С. Кленович и идиллик Ш. Шимонович. В маньеристской поэзии М. Семп-Шажиньского, на к-рой сказалась атмосфера контрреформации, осуществляется переход к барокко.

В Англии расцвет гуманистич. лит-ры относится к кон. 16 в. Аристократич. линия представлена поэзией ф. Сидни, Э. Спенсера (поэма "Королева фей", 1590), изысканным романом (Дж. Лили, "Эвфуэс", 1579-80); но возникает и сатирич. бытовой роман (Т. Нэш, "Злополучный путешественник", 1594). Мировую славу англ. В. составляет театр кон. 16 - нач. 17 вв. Интерес к "титанической" личности, народность идей, поэтизация нац. прошлого, свободная ("неучёная") форма драмы намечаются уже у предшественников Шекспира (К. Марло, Р. Грин), но особенно проявляются в драматургии Шекспира как высшем слиянии ренессансного гуманизма с народностью. Англ, гуманисты проявили классич. для своего времени понимание роли материально-социальных отношений в судьбе личности. Смелое погружение в сферу собственнич. интересов составило великое преимущество реализма Шекспира-трагика, особенно в "Короле Лире" (1608). У современников Шекспира драма имеет характер более бытовой (Т. Деккер, Т. Хейвуд), сатирический (Б. Джонсон), пессимистический (Дж. Уэбстер, Дж. Форд).

В Испании и Португалии расцвет лит-ры приходится на завершение эпохи В. Лит-pa В. этих мало подготовленных к бурж. развитию, но переживавших кратковременный нац. подъём (в связи с геогр. открытиями и колон, захватами) стран выступает в "новорыцарски" авантюрных формах, художественно отражённых в приключенческом рыцарском романе ("Амадис Галльский", 1508, и др.) и "конкистадорской" поэме. Картину последовавшего затем катастрофич. упадка нац. жизни, всеобщей деморализации и паразитизма показывает плутовской роман (аноним "Ласарильо с Тормеса", 1554, романы М. Алемана-и-де-Энеро и ф. Кеведо-и-Вильегаса), положивший начало традиции этого жанра во всей европ. лит-ре 17-18 вв. Завершение исп. и всеевроп. В.- роман Сервантеса "Дон Кихот"; в нём слились элементы новорыцарского, пасторального и плутовского жанра, а в "донкихотской ситуации" с непревзойдённым реализмом зафиксирована прозаич. природа только что народившегося бурж. мира, с к-рой не мирится "субъективно героическая" человеческая натура. Так открылась ведущая гуманистич. тема новоевроп. романа. В драматургии "золотого века" - от Лопе де Вега (1562-1635) до П. Кальдерона (1600-81) - происходит переход к барокко.

Прогрессивное гуманистич. содержание культуры В. получило яркое выражение в театральном искусстве, испытывавшем значит, воздействие античной драматургии, теории драмы и театр, архитектуры. В ряде стран формировалась оригинальная драматургия. Театр, иск-во эпохи В. характеризует интерес к внутр. миру человека, наделённого чертами мощной индивидуальности. Иск-во актёра отличалось эпич. силой, страстностью, соответствовавших поэтич. представлению, к-рое утверждалось в произв. великих драматургов эпохи. Новая театр, эстетика выдвинула требование глубокого проникновения исполнителей в замысел драматурга, создания сложных, многогранных характеров. Этим определяются особенности реализма театр, иск-ва эпохи В.: воспроизведение противоречий действительности, развитие традиций нар. иск-ва, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагич. и комич., поэтич. и буффонно-площадных элементов. В эпоху В. началась профессионализация театра, зародилась теория драматургии и актёрского иск-ва, были построены первые театр, здания. Наиболее яркого расцвета театр, иск-во эпохи В. достигло в Италии, Испании, Англии. Высшим достижением итал. театра стала импровизационная комедия делъ арте (16 в.), унаследовавшая реалистич. традиции нар. фарса, маски и буффонаду карнавалов. Синтез нар. театра и лит. драмы в значит, мере осуществлён в Испании в драматургии Сервантеса и Лопе де Вега (2-я пол. 16 - нач. 17 вв.). Наиболее полного расцвета театр В. достиг в творчестве Шекспира.

В эпоху В. профессиональная музыка теряет характер чисто церковного иск-ва и испытывает влияние нар. музыки, проникается новым гуманистич. мироощущением. Высокого уровня достигает иск-во вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей "Ars nova" ("Нового искусства") в Италии и Франции 14 в., в новых полифонич. школах - английской (15 в.), нидерландской (15-16 вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (16 в.). Появляются различные жанры светского муз. иск-ва - фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо ди Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежен). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку - у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католич. церкви - в "очищенном", "прояснённом" виде; вместе с тем в иск-ве Палестрины нашли отражение и нек-рые ценные завоевания светской музыки эпохи В. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются нац. школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает иск-во изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразит, возможностями; столкновение различных эстетич. установок проявляется в "борьбе" двух типов смычковых инструментов - виолы, бытовавшей в аристократич. среде, и скрипки - инструмента нар. происхождения. Эпоха В. завершается появлением новых муз. жанров - сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

Архитектура и изобразит, искусство стали областью, в к-рой с особой силой и наглядностью проявилось великое переломное значение эпохи В., определившей пути развития мирового иск-ва нового времени, поставившей на место религ. спиритуализма, аскетич. идеалов и догматич. условностей ср.-век. иск-ва реалистич. познание человека и земного мира, жизнелюбие, веру в человека, силу его воли и разума. Пафос утверждения красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания, энергичное овладение законами объективного познания мира придают иск-ву В. в целом большую идейную значительность, органичность и внутр. монументальность. Унифицированное мировоззрение и коллективный опыт ср.-век. мастеров уступали место индивидуальному творчеству художника и учёного архитектора. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - обществ, здания, дворцы, гор. дома. В иск-ве религ. сюжеты приобретали земной облик, распространялись светские сюжеты, изображения реальных людей (в т. ч. обнажённой натуры) в реальной среде, в единстве их физич. и духовных качеств.

Изобразит, иск-во и архитектура В. ранее всего сложились в Италии, где достигли особо мощного подъёма и классич. завершённости. Поэтич. радость открытия чувственного богатства земного многообразного мира сочеталась в итал. иск-ве В. с духом пытливого аналитич. изучения действительности, благодаря чему пути художеств, и науч. познания тесно переплетались. Система средств реалистич. изображения действительности была последовательно разработана и теоретически обоснована, подкреплена науч. изучением проблем анатомии, перспективы, пропорции, светотеневой моделировки. Это позволило изображать реальные объёмы фигур и предметов в трёхмерном пространстве. Антич. иск-во послужило итал. иск-ву не только классич. наследием, образцом, но и опорой в обращении художников к природе, к раскрытию гармонич. закономерности бытия.

Н и к к о л о П и з а н о. Аллегория Силы. Угловая фигура кафедры баптистерия в Пизе. Мрамор. 1260.

Первые предвестия итал. иск-ва В. относятся ко 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. (т. н. Проторенессанс), когда скульпторы Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио, живописец Пьетро Каваллини, опираясь на позднерим. традицию, сделали первые шаги к реалистич. убедительности и телесной осязаемости изображений, а флорентинец Джотто в своих росписях достиг не только ясности объёмно-пространств. и ритмич. построения сцены, но и живой наглядности рассказа, духовной силы и пластич. цельности образов, драматич. яркости чувств. Готич. реакция, наступившая в 14 в., задержала это развитие, но и тогда новые грани обращения к реальному миру (пейзаж, интерьер, бытовые детали, портретные лица) обозначались в живописи Сиены (братья Лоренцетти, Симоне Мартини) и Сев. Италии (Альтикьеро и Аванцо).

Бенедетто да Майано и К р о н а к а. Палаццо Строццп во Флоренции. 1489 - 1505. План.

Пьяцца Сан-тиссима-Аннунциата во Флоренции. 15-нач. 17 вв. План.

Расцвет иск-ва В. наступил в 15 в., прежде всего в передовой торг.-пром. Флоренции, ставшей средоточием новаторства во всех видах иск-ва. Здесь родилась архитектура итал. Раннего В. (Филиппо Брунеллески, Микелоццо, Леон Баттиста Альберти, Бернардо Росселлино, Джулиано да Майано, Джулиано да Сангалло), ясность, величавая гармония и жизнеутверждающая сила к-рой отвечали новому героич. идеалу человека. Античная ордерная система, творчески и многообразно использованная, внесла в зодчество В. логичность и соразмерность человеку, помогла сделать тектонику здания богатым и гибким художеств, языком. Сложной динамике готич. зданий были противопоставлены ясность структуры и чёткость расчленения строгих объёмов и светлых просторных интерьеров. Дворцы (палаццо) с могучими уличными фасадами и приветливыми аркадами во дворах, виллы с террасными садами, портики и лоджии, базиликальные и центрич. церкви и капеллы демонстрируют разнообразие образных возможностей, возникающих при различных сочетаниях ордера со стеной и сводом. За пределами Тосканы выделялось изысканно гармоничное творчество Лучано Лаураны, работавшего в Урбино, и полные жизнерадостной красочности постройки венецианцев (во многом ещё готические). Новые перспективы градостроительству открывали опыты регулярной планировки и целостной ансамблевой застройки гор. площади или р-на и даже всего города (Пиенца). Художники раннего итал. В. начали систематически изучать натуру, объединяя реальные мотивы единой пластически цельной концепцией мира; они наполняли земным содержанием религ. сцены, запечатлевали увиденные в жизни явления, широко обращались к античным сюжетам. Главной темой иск-ва стал человек-герой во всей полноте его жизненных сил. Сложившись во Флоренции в нач. 15 в., новое иск-во постепенно распространялось по всей Италии, вытесняя живучие ср.-век. пережитки. В скульптуре (Лоренцо Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, Антонио Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Бенедетто да Майано, Андреа дель Верроккьо) получили развитие статуя, рельеф, бюст, конный монумент, алтарная композиция, стенное надгробие и др. виды, как станковые, так и связанные с архитектурой. Реальная пластика фигуры, обнажённой или подчёркнутой одеянием, изображённой в покое или движении, сложные сцены в многоплановых перспективных рельефах, яркая жизненность и характерность портретных бюстов прокладывали новые пути реализму в скульптуре.

Андреа дель Кастаньо. Портрет кондотьера Пиппо Спано. Фреска. После 1450. Музей Андреа дель Кастаньо. Флоренция.

Рафаэль. Портрет Баль-дассаре Кастильоне. 1515-16. Лувр. Париж.

В живописи совершился решительный поворот от иконы к картине, высокого подъёма достигло иск-во фрески. Ощущение упорядоченности мира, жизнеутверждающие героич. идеалы как бы организуют и направляют радостное увлечение свежей красочностью жизненных наблюдений, подробным повествованием, игрой фантазии. Итал. живописцы 15 в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, Андреа дель Кастаньо, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли во Флоренции, Пьеро делла Франческа в Урбино, Франческо дель Косса в Ферраре, Андреа Мантенья в Мантуе, Пьетро Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) создали реалистич. образы широчайшего диапазона - от нежно-лирических до суровых и мужественных, от гармонически счастливых до экспрессивных и драматичных. В период Высокого В. (кон. 15 - 1-я четв. 16 вв.) в Италии борьба за ренессансные идеалы приобрела напряжённый и героич. характер, отражая мечты об освобождении и консолидации родины. Общенац. духовный подъём ярче всего выразился в архитектуре и изобразит, иск-ве, овеянных духом героич. устремлений, отмеченных широтой обществ, звучания, синтетическим обобщением и титанической мощью образов, полных духовной и физич. активности. Строго отобранные реальные наблюдения претворяются в возвыш. идеал, подчиняются строгой структуре и величеств, гармонии целого. Сложившись во Флоренции, классич. стиль Высокого В. создал свои наиболее монументальные памятники в Риме, а позже в число ведущих центров выдвинулась Венеция. В архитектуре (Донато Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло Старший) достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная уравновешенность архит. образов. Возникли крупные архит. ансамбли, поражающие цельностью замысла и богатством композиционных приёмов, проекты "идеальных" городов. Крупнейшие художники эпохи заняли почётное место в обществ, жизни, олицетворяя в глазах современников дух и славу нации. Творчество их обладает беспримерной разносторонностью и широтой, о чём свидетельствуют психологически углублённые образы Леонардо да Винчи, гармонич. совершенство иск-ва Рафаэля, поэтич. жизнелюбие венецианских живописцев Джорджоне и Тициана, грация и чувственность Корреджо, мощный драматизм и титанич. размах творчества Микеланджело.

Но уже со 2-й четв. 16 в. иск-во В. в Италии переживало острый кризис. Появилось субъективистски изощрённое иск-во маньеризма, выразившее разочарование в идеалах В. Творчество мастеров, верных этим идеалам, приобретало сложный, драматич. характер. В архитектуре Позднего В. (Микеланджело, Джакомо да Виньола, Джулио Романо, Бальдассаре Перуцци) стройная тектоника уступает место большей напряжённости, а подчас и конфликту сил; вместе с тем растёт интерес к пространств, развитию композиции, здание утрачивает замкнутость и всё больше подчиняется градостроит. замыслу, ансамблю, природной среде. Эти черты проявляются и в архитектуре Сев. Италии (Якопо Сансовино, Галеаццо Алесси, Микеле Санмикели, Андреа Палладио), дольше сохранявшей жизнерадостный характер архит. образов. Ренессансные типы обществ, здания, виллы, дворца, принципы композиции гор. площади и р-на получили в это время особенно богатую и сложную разработку. Трагич. непримиримость конфликтов, борьба и неизбежная гибель героя стали одной из главных тем позднего творчества Микеланджело и Тициана, где психологич. характеристика человека достигла небывалой глубины и сложности. Реализм Позднего В. (Веронезе, Тинторетто, Якопо Бассано) обогащался пониманием противоречивости мира, интересом к драматич. массовому действию, нар. образам, к сложной взаимосвязи человека и среды, к пространств, динамике. Кризис культуры В. тем самым подготовлял почву для новых тенденций, развившихся в последующие эпохи.

В иск-ве В. в странах к С. от Альп было больше внутр. противоречивости, скованности, напряжённости, неравномерно развивались виды иск-ва; но очень рано здесь пробудились самостоят. и смелые (хотя и не приведённые в столь цельную, как в Италии, систему) реалистич. искания, интерес к индивидуализированному образу человека, к его окружению, интерьеру, натюрморту, пейзажу. На рубеже 14-15 вв. в Бургундии, бывшей центром утончённого придворно-рыцарского готич. иск-ва, выходцы из Нидерландов - живописцы Жан Малуэль, Анри Белыноз, Мельхиор Брудерлам и особенно скульпторы Клаус Слютер и Клаус де Верве своим порывом к полнокровной и яркой жизненности образов подготовили развитие реализма в Нидерландах и Франции. В 15 в. в Нидерландах сложилась школа живописи, необычайно быстро и смело эмпирическим путём пришедшая к убедительному изображению человека и окружающего его мира. Нидерл. живопись, теснее, чем итал., связанная с традициями готики, восприняла от неё интерес к единичным конкретным явлениям, к-рые не подчинены, однако, сверхчувств, началам, а восприняты как неотъемлемая часть цельной и гармоничной единой картины мира. Художники нидерл. В. (Ян ван Эйк, Робер Кампен, Петрус Кристус, Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Гертген тот Синт-Янс, Хуго ван дер Гус, Ханс Мемлинг) не стремились к рационалистич. осознанию общих закономерностей бытия, были далеки от научно-теоретич. интересов и увлечения антич. культурой. Но они успешно овладели передачей глубины пространства, насыщенной светом атмосферы, тончайших особенностей структуры и поверхности предметов, наполняя каждую деталь глубокой поэтич. одухотворённостью. Опираясь на традиции готики, они проявляли особый интерес к индивидуальному облику человека, к строю его духовного мира. Восприятие в 16 в. опыта итал. иск-ва В. приняло в осн. характер консервативного, аристократич., уводящего от жизни искусства - "романизма". Прогрессивное же развитие нидерл. иск-ва в кон. 15 и 16 вв. связано с обращением к реальному миру и нар. жизни, развитием портрета, элементов бытового жанра, пейзажа, натюрморта (Квинтен Массейс, Лука Лейденский, Иоахим Патинир, Питер Артсен), с усилением интереса к фольклору и нар. образам (Хиеронимус Босх, Питер Брейгель). Эволюция нидерл. реализма 16 в., его путь к социальной конкретности образов, к отражению реальных противоречий жизни (особенно в творчестве Брейгеля) облегчили непосредств. переход от собственно В. к принципам иск-ва 17 в. Архитектура в Нидерландах, как и в др. зап.-европ. странах за пределами Италии, в 15 в. сохраняла традиц. готич. облик, хотя структура зданий видоизменялась соответственно их связи с новым строем гор. жизни. В 16 в. заимствование из Италии ордерных принципов привело к выработке местного стиля, где ордер играл преим. декоративную роль (Кристиан Сиксденирс, Корнелис Флорис). В этом духе строились ратуши, здания цехов и гильдий, гор. дома с узкими фасадами и высокими фронтонами.

Микеланджело. Площадь Капитолия в Риме. Начата в 1546. План.

Лука Лейденский. "Игра в шахматы". Около 1508-10. Картинная галерея. Берлин-Далем.

Наиболее драматичным и кратковременным был расцвет иск-ва В. в Германии. В 15 в. лишь медленно и спорадически здесь появлялись светские жизнеутверждающие черты в живописи (Лукас Мозер, Ханс Мульчер, Мартин Шонгауэр, работавший в Швейцарии Конрад Виц), впитавшей влияния как Нидерландов, так и Италии (последнее сильнее ощущается в Юж. Германии и особенно в Австрии у Михаэля Пахера). Собственно нем. В.- необычайно яркая вспышка творч. энергии в конце 15-1-й четв. 16 вв.- отличается сложным переплетением старого и нового, национального и итальянского, светского и религиозного, идей Реформации и гуманизма и влияния нар. движений. Универсальность и сложность иск-ва Альбрехта Дюрера (искавшего синтеза страстной эмоциональной экспрессии и рацноналистич. правильности монументализиров. идеальных образов), экстатическое горение красок, интенсивность радостных и трагич. эмоций в творчестве Матиса Нитхардта, декоративность и фантастика, сочетающиеся с яркими чертами реальной жизни у Лукаса Кранахаив пейзажах Альбрехта Альтдорфера, гуманистич. строй, обдуманная ясность и завершённость портретов Ханса Хольбейна, острая публицистичность станковой и книжной графики образуют грани нем. В. Оно ярко проявило себя и в скульптуре, опиравшейся на реалистич. нар. черты нем. готики (Тильман Рименшнейдер, фейт Штос, Адам Крафт, Петер Фишер). Волна ярких исканий прошла и в нем. архитектуре, распространяясь с Ю. (Аугсбург, Нюрнберг) на С. и захватывая церковное, обществ., дворцовое строительство, частные дома и градостроительство. Импозантность и богатый, подчас крайне прихотливый, декор характерны для каменных, кирпичных, фахверковых построек. Феод, реакция быстро и трагически оборвала развитие нем. В., дав дорогу упадочному маньеристич. иск-ву.

Во Франции развитию иск-ва В. благоприятствовали богатейшие традиции местной готики, знакомство с антич. традицией (особенно на Ю. страны), систематич. связи с Италией и Нидерландами, а со 2-й пол. 15 в. (после завершения Столетней войны) мощным фактором культурного объединения стала централизация нац. гос-ва. С сер. 14 в. работавшие во Франции нидерл. миниатюристы (особенно братья Лимбург) тонким поэтич. восприятием действительности, стремлением к правильной передаче пространства и объёма подготовили успехи франц. иск-ва 15 в. с его изяществом, лиризмом и редкой остротой наблюдения жизни (скульптура Мишеля Коломба, миниатюры Жана Фуке и Симона Мармиона, картины Иудейского мастера и Жана Фуке). В 16 в. в условиях складывающегося абсолютизма франц. В. достигает расцвета в проникнутом гуманистич. духом светском реалистич. иск-ве скульпторов Жана Гужона, Жермена Пилона, Пьера Бонтана, мастеров живописного и карандашного портрета Жана и Франсуа Клуэ, Корнеля де Лиона, Этьенна Дюмустье. Придворная культура стимулировала, однако, и развитие маньеризма (т. н. школа Фонтенбло). Для франц. В. характерно блестящее развитие светской архитектуры: в 15 в. складывается тип особняка-"отеля", а в 16 в. расцветает дворцовое зодчество (Пьер Леско. Филибер Делорм, Жак Дюсерсо, Жан Бюллан), подкреплённое теоретическими исследованиями и технич. новшествами, творческим претворением итал. ордерной системы. Самобытный сплав готич. и ренессансных форм сменяется во 2-й пол. 16 в. последовательным применением регулярной планировки и классич. ордеров.

Нуну Гонсалвиш (?). "Алтарь св. Винцента". (Фрагмент.) 2-я половина 15 в. Национальный музей старинного искусства. Лисабон.

В Англии яркие и самобытные реалистич. искания, проявившиеся уже в кон. 14 и 15 вв. в религ. и портретной живописи, были прерваны внутр. войнами и реформами Генриха VIII. В 16 в. элементы стиля В. (в большой мере под влиянием работавшего в Англии X. Хольбейна) нашли выражение в миниатюрном портрете (Николас Хиллиард, Айзек Оливер); в 16 в. они сказались также в усадебном строительстве (рациональные по планировке кирпичные дома с холлом и галереей) и в более эклектичном дворцовом зодчестве. В Дании и Швеции черты В. проявились в осн. в архитектуре замков, усадеб и обществ, зданий.

Чрезвычайно своеобразно развивалась культура В. на Пиренейском п-ове, где в условиях освободит, войны против арабов, завершённой лишь к кон. 15 в., соединились героич. идеалы и религ. аскетизм, яркая нац. самобытность и сильные воздействия арабской культуры. Первые ростки реалистич. мировосприятия в иск-ве Испании проявляются в 14 в. в живописи Каталонии (Феррер Басса) под влиянием Джотто и сиенской живописи 14 в., а в 15 в. (Луис Дальмау, Хайме Уге, Педро Берругете) воздействие Италии и Нидерландов способствовало формированию нац. школы с её суровой аскетич. выразительностью фигур и лиц и торжеств. декоративностью целого. В 16 в. в объединённой стране, ставшей могучей мировой державой, унаследованная от арабов любовь к обильному декору получила новое выражение в стиле платереско, богатейшем синтезе архитектуры и ювелирно тонкого пластич. убранства (Аннекин и Энрике де Эгас, Хиль и Диего де Силоэ, Алонсо де Коваррубиас), покрывающего вначале позднеготич., а позже итал. классич. формы. Усилившиеся итал. влияния были творчески перетолкованы в драматичной скульптуре Алонсо Берругете и Хуана де Хуни, в живописи Алехо Фернандеса, портретах Алонсо Санчеса Коэльо. Но во 2-й пол. 16 в. в условиях феодально-церк. реакции эти влияния порождали уже холодный аскетизм построек X. Б. де Эрреры и, с др. стороны, волну маньеристич. субъективизма и спиритуализма (Эль Греко). В иск-ве Португалии, развивавшемся сходными путями, ярко самобытными были поражающие своим строгим реализмом портретные образы "Алтаря св. Винцента" (15 в.), а в нач. 16 в.- архит. стиль "мануэлино" (арх. Боитак и др.),отличающийся от платереско мужественным лаконизмом декора, проникнутого романтикой геогр. открытий. Черты В. Испании и Португалии были перенесены в иск-во колоний этих стран в Америке и стали первыми вехами развития яатиноамер. художеств, культуры.

Страны Центр, и Вост. Европы также испытали мощное обновляющее воздействие идей В. и сами участвовали в развитии ренессансной культуры. В 14 в. в Чехии в скульптуре Петра Парлержа и живописи мастера Теодорика (ещё во мн. готических)появились реалистич. портретные черты; в 15 в. здесь стало интенсивно развиваться светское зодчество (г. Табор), а в 16 в. оно получило классич. ордерный характер (Летний дворец в Праге). В Словакии, входившей в состав Венгрии, на рубеже 15-16 вв. работали живописец мастер "М. S." и скульптор Павел Левочский, воспринявшие черты реалистич. иск-ва В., а в 16 в. мотивы зодчества В. определили облик ряда городов (Левоча, Прешов и др.). В Венгрии наивысшее воздействие идей В. падает на кон. 15 - нач. 16 вв. (дворцы в Буде и Вишеграде, капелла Бакоца в Эстергоме, миниатюрная живопись). На рубеже 15-16 вв. идея В. проникают в Словению; в Хорватии в это время развилась культура В. в связанных с Венецией городах Адриатич. побережья (Дубровник, Шибеник, Риека, Сплит); здесь работали крупные мастера (арх. и скульптор Юрай Далматинец и др.), расцветали архитектура, скульптура и живопись, шёл интенсивный культурный обмен с Италией. Широкие междунар. связи Польши стимулировали в позднеготич. иск-ве 15 в. рост реалистич. устремлений, наиболее полно и ярко выраженных Витом Стошем (Ф. Штос) в алтаре Мариацкого костёла в Кракове, к-рый ознаменовал переход к собств. В.; принципы воспринятого из Италии классич. стиля проявились в регулярном градостроительстве (г. Замосць), дворцах с аркадными дворами, центрич. мавзолеях, жилых домах (с аттиками, ренессансными орнаментами и ордерными элементами), а отчасти и в изобразительном искусстве (надгробия, миниатюра). В 16 в. влияния иск-ва В. проникли далеко на В. Европы, отразившись в архитектуре Румынии (Брашов, Хунедоара), Зап. Украины (дома на пл. Рынок во Львове и др.) и Литвы (Вильнюс, Каунас и др.), отчасти также в портретной и религ. живописи; на рубеже 15-16 вв. влияние В. проникло и в Россию благодаря работе итал. архитекторов в Моск. Кремле.

Павел Левочский. "Тайная вечеря". Фрагмент алтаря церкви св. Якова в Левоче (Словакия). Дерево. 1508-15.

Портрет Роксоланы. Рубеж 16 - 17 вв. Исторический музей. Львов.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20 (особенно с. 345 - 47, 508 - 509); его ж е, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии (гл. 4), там же, т. 21; Грамши А., Избр. произведения, т. 2 - 3, М., 1957-59; Сказкин С. Д., К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма, в сб.: Средние века, в. 11, 1958; Гуковский М. А., Итальянское Возрождение, т. 1 - 2, Л., 1947 - 62; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1 - 2, М., 1956-59; Ренессанс. Барокко. Классицизм, [Сб. ст.], М., 1966; Конрад Н. И., Запад и Восток, М., 1966; Б а т к и н Л. М., Тип культуры как историческая цельность. Методологические заметки в связи с итальянским Возрождением, "Вопросы философии", 1969, № 9; Рутенбург В. И., Итальянское Возрождение и "Возрождение мировое", "Вопросы истории", 1969, № 11; Б у р к х а р д т Я., Культура Италии в эпоху Возрождения, т. 1 - 2, рус. пер., СПБ, 1904-06; Фойгт Г., Возрождение классической древности, рус. пер., т. 1 - 2, М., 1884-85; Кор един М. С., Очерки итальянского Возрождения, М., 1896; его же, Ранний итальянский гуманизм и его историография, т. 1 - 3, 2 изд., СПБ, 1914; Ferguson W. К., The Renaissance in historical thought, Boston, 1948; его же, Renaissance studies, London (Ontario), 1963; Baron H., The crisis of the early Italian Renaissance, v. 1 - 2, Princeton (New Jersey), 1955; Kristeller P., The Classics and Renaissance thought, Camb. (Mass.), 1955; его же, Studies in Renaissance thought and letters, Roma, 1956; S а р о г i A., L'eta della Rinascita, secoli XIII-XVI, Mil., 1958; G a r i n E., L'Umanesimo italiano, 2 ed., Bari, 1965; его же, Medioevo e Rinascimen to, 2 ed., Bari, 1961; его ж е, La cultura del Rinascimento. Profile storico, [Bari], 1967; Odrodzenie w Polsce.t. 1 - 5, Warsz., 1955 - 62; Renaissance und Humanismus in Mittelund Osteuropa, [Bd] 1 - 2, В., 1962; Heller A., A reneszansz ember, Bdpst, 1967; Atti del 3 Convegno Internazionale sul Rinascimento, Florence, [1953]; Actes du Collogue sur la Renaissance, organise par la Societe d'Histoire moderne, P., 1958; Bibliographie Internationale de I'Humanisme et de la Renaissance, t. 1-, 1966 - История философии, т. 2, М., 1941; Соколов В. В., Очерки философии эпохи Возрождения, М., 1962; Ваинштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М.- Л., 1964 (ч. 2 - Эпоха Возрождения, реформации и контрреформации); С а 1 I о t E., La renaissance des sciences de la vie au XVIe siecle, P., 1951; S ai t t a G., II pensiero italiano nell'umanesimo e nel Rinascimento, v. 1 - 3, Firenze, 1961; Rice Eugene F., The Renaissance idea of wisdom, Camb. (Mass.), 1958; Сhabod F., Machiavelli and the Renaissance, L., 1958; G a r i n E., La cultura filosofica del Rinascimento italiano, Firenze, 1961; его ж e, L'Education de 1'homme moderne. La pedagogic de la Renaissance (1400 - 1600), P., 1968; Woodward W. H., Studies in education during the Age of the Renaissance. 1400 - 1600, Camb., 1906. История английской литературы, т. 1, в. 1-2, М.-Л., 1943-45; История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946; Пуриптев Б. И., Очерки немецкой литературы. XV-XVII вв., М., 1955; История западно-европейского театра, т. 1, под общей ред. С. С. Мокульского, М., 1956; Пинский Л. Е., Реализм эпохи Возрождения, М., 1961; Голенищев-Кутузов И. Н., Итальянское Возрождение и славянские литературы XV-XVI веков, М., 1963; Бахтин М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, М., 1965; Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы, М., 1967. Вельфлин Г., Классическое искусство, пер. с нем., СПБ, 1912; его же, Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса, пер. с нем., Л., 1934; Бунин А. В., Круглова М. Г., Архитектура городских ансамблей. Ренессанс, М., 1935; Бартенев И. А., Зодчие итальянского Ренессанса, Л., 1936; Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.- Л., 1939; Фехнер Е. Ю., Нидерландская живопись XVI в., Л., 1949; Виппер Б. Р., Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520 - 1590), М., 1956; Всеобщая история искусств, т. 3, М., 1962; Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века. К вопросу о Высоком и Позднем Возрождении, М., 1964; Бернсон Б., Живописцы итальянского Возрождения, пер. с англ., М.,1965; Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967; Р отенберг Е., Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения, М., 1966; его же, Искусство Италии XVI века, М., 1967 [серия "Памятники мирового искусства"); Н а и р t A., Geschichte der Renaissance in Spvanien und Portugal, Stuttg., 1927; Dvorak M., Geschichte der italienischen Kunst im Zeitalter der Renaissance, Bd 1 - 2, Munch., 1927 - 29; Courthion P., La peinture dans les anciens Pays-Bas, P., 1954; Panofsky E., Renaissance and renaissances in western art, v. 1, Stockh., 1960; Wittkower R., Architectural principles in the age of humanism, 3 ed., L., 1962; H ughesj. Q., L у n t о n N., Renaissance architecture, L., 1962; Miiller Th., Sculpture in the Netherlands, Germany, France and Spain. 1400 to 1500, [Harmonds worth], 1966; Benesch O., La peinture allemande de Durer a Holbein, Gen., 1967.

В. В. Соколов, А, И. Пискунов, Л. Е. Пинский, А. М. Кантор.

ВОЗРОЖДЕНИЕ, посёлок гор. типа на С. Саратовской обл. РСФСР, на правобережье Волги. Ж.-д. станция на линии Сызрань - Саратов. 3,1 тыс. жит. (1968). 3-д " Электрофидер".



ВОЗРОЖДЕНИЯ ОСТРОВ, остров в центр, части Аральского м. Пл. 216 км2. Остров низменный, в отд. местах участки бугристых песков. Поверхность покрыта полупустынной растительностью. Открыт русским гидрографом А. И. Бутакрвым в 1848.

ВОЗРОЖДЁННЫЕ ГОРЫ, эпиплатформенные горы, активизированные платформы, горные сооружения, возникшие на месте древних, пенепленизированных (выровненных и сниженных) горных областей в результате новейших движений земной коры. От эпохи, предшествовавшей новейшему горообразованию, в В. г. сохраняются высоко поднятые участки пенепленов (поверхностей выравнивания). Примеры В. г. в СССР - Тянь-Шань, Алтай, в Сев. Америке-Скалистые горы, в Африке - Вост.-Африканское плоскогорье.

ВОИНОВ Александр Петрович [р. 20.11 (3.12).1902, Колпино, ныне Ленингр.обл.], советский архитектор, чл.-корр. АН БССР (1953), засл. деят. иск-в БССР (1948). Чл. КПСС с 1927. Учился в моек. Вхутемасе-Вхутеине (1924-29) у А. В. Щусева, И. А. Голосова, Д. ф. Фридмана. С 1930 работает в Белоруссии. В 1941-49 пред. Правления Союза архитекторов БССР. Преподаёт в Белорус, политехнич. ин-те в Минске (с 1947; проф. с 1951). Работы: Респ. парт, школа (1937-38), гостиница "Беларусь" (1938), здание ЦК КПБ (1940-47, соавтор В. Н. Вараксин) - в Минске; гостиница "Днепр" в Могилёве (1938-40, соавтор А. П. Брегман), адм. здание в Молодечно (1956-59, соавтор Я. А. Печкин). Гос. пр. БССР (1968). Награждён 3 орденами и медалью.

ВОИНОВ Иван Авксентьевич [1884, дер. Басово Пошехонского у. Ярославской губ.,-6(19).7.1917, Петроград], участник революц. движения в России. Чл. РСДРП с 1909, большевик. Род. в семье крестьянина. Работал на заводах Петербурга и стрелочником на Николаевской (ныне Окт.) ж. д. С 1910 корреспондент газ. "Звезда", а с 1912 - газ. "Правда". В апр. 1912 был арестован и выслан в Ярославль; сотрудничал в большевистской газ. "Борьба". В дек. 1914 выслан на 3 года в Енисейскую губ. В 1917 корреспондент и экспедитор типографии "Правды" в Петрограде. В июльские дни 1917 во время распространения "Листка правды" убит контрреволюционерами на Шпалерной ул. (ныне ул. Воинова).

Лит.: Сазонов И., Воинов И. А. (1884-1917), Герои Октября, т. 1, Л.. 1967; Питерские рабочие-революционеры. [Сб. статей], Л., 1963.

ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ В СССР, почётная обязанность советских граждан с оружием в руках защищать социалистич. Отечество и нести воинскую службу в рядах Вооруж. Сил СССР. В. о. законодательно закреплена Конституцией СССР 1936 (ст. 132) и на основе её регулируется Законом СССР о всеобщей воинской обязанности от 12 окт. 1967. В соответствии с этим законом все мужчины - граждане СССР - независимо от расовой и нац. принадлежности, вероисповедания, образования, оседлости, социального и имуществ. положения обязаны проходить действит. военную службу в рядах Вооруж. Сил СССР.

До призыва на действит. воен. службу с юношами допризывного и призывного возрастов проводится начальная воен. подготовка без отрыва от производства и учёбы. С учащейся молодёжью такая подготовка проводится штатными воен. руководителями в общеобразоват. школах (начиная с 9 класса), в ср. спец. уч. заведениях и в уч. заведениях системы проф.-технич. образования. Юноши, не обучающиеся в дневных (очных) учебных заведениях, начальную воен. подготовку проходят на учебных пунктах, создаваемых на предприятиях, в учреждениях, орг-циях и колхозах. Наряду с начальной воен. подготовкой законом предусмотрена и ежегодная подготовка специалистов для Вооруж. Сил из числа юношей, достигших 17 лет, в уч. организациях ДОСААФ и в уч. заведениях системы проф.-технич. образования. Количество специалистов, подлежащих подготовке, устанавливается Сов. Мин. СССР, а перечень специальностей и программа их подготовки определяются Мин-вом обороны СССР.

Согласно закону на действит. воен. службу призываются граждане СССР муж. пола, к-рым ко дню призыва исполняется 18 лет. Призыв проводится 2 раза в год (в мае -- июне и в ноябре - декабре) по приказу мин. обороны СССР. Количество граждан, подлежащих призыву, устанавливается Сов. Мин. СССР. Сроки явки граждан на призывные участки определяются приказами районных (городских) воен. комиссаров. Призыву предшествует обязат. приписка к призывным участкам по месту жительства граждан, к-рым в год приписки исполняется 17 лет. Уклонение от очередного призыва на действит. воен. службу, а также от призыва по мобилизации признаётся посягательством на интересы обороны СССР и влечёт за собой уголовную ответственность.

Для проведения призыва граждан на действит. воен. службу в районах (городах) создаются под председательством соответствующих воен. комиссаров призывные комиссии, в состав к-рых входят представители сов., партийных, комсомольских органов и врачи. На комиссии возлагаются: организация мед. освидетельствования призывников; принятие решения о призыве на действит. воен. службу и распределение призванных по видам Вооруж. Сил СССР и родам войск; предоставление отсрочек от призыва; освобождение от В. о. призывников в связи с болезнью и др.

По закону от 12 окт. 1967 отсрочки от призыва на действит. воен. службу предоставляются: по семейному положению- призывникам, имеющим на своём иждивении нетрудоспособных отца старше 60 лет или мать старше 55 лет или являющихся инвалидами 1-й (2-й) группы; 2 и более детей или жену-инвалида 1-й (2-й) группы, одинокую трудоспособную мать, но имеющую 2 и более детей до 8 лет (при отсутствии других трудоспособных детей, обязанных содержать её); братьев, а также сестёр до 16 лет или инвалидов 1-й (2-й) группы, при отсутствии других лиц, могущих взять их на содержание, а также при отсутствии возможности определить братьев или сестёр в детские дома, интернаты или спец. лечебные учреждения (ст. 34); для продолжения образования - студентам дневных (очных) высших уч. заведений, учащимся ср. общеобразоват. школ, ср. специальных уч. заведений (включая вечерние и заочные) до их окончания, но не старше 20 лет, если уч-ся до поступления в ср. спец. уч. заведения не имели ср. образования; учащимся ср. спец. уч. заведений, занимающимся к-о программе подготовки офицеров запаса; по состоянию здоровья - призывникам, признанным временно негодными к воен. службе. Лица, получившие отсрочку от призыва для продолжения образования, а также не призванные по разным причинам в установленные сроки, призываются на действит. службу до достижения ими 27-летнего возраста.

И. А. Воинов.

П. Л. Войков.

Законом установлены следующие сроки действит. воен. службы: а) для солдат и сержантов Сов. Армии, береговых частей и авиации ВМФ, пограничных и внутр. войск - 2 года; б) для матросов и старшин кораблей, судов и береговых частей боевого обеспечения ВМФ и мор. частей пограничных войск - 3 года; в) для солдат, матросов, сержантов и старшин Сов. Армии, ВМФ, пограничных и внутр. войск, имеющих высшее образование,- 1 год.

Срок действит. воен. службы исчисляется: призванным в 1-й пол. года - с 1 июля года призыва; призванным во 2-й пол. года - с 1 янв. года, следующего за годом призыва.

Женщины в возрасте от 19 до 40 лет, имеющие мед. или др. спец. подготовку, могут быть взяты в мирное время на воинский учёт, привлечены на уч. сборы, а также приняты в добровольном порядке на действит. воен. службу. В военное время по решению Сов. Мин. СССР женщины могут быть призваны в Вооруж. Силы СССР для несения вспомогат. или спец. службы.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, выслужившие установленные законом сроки действит. воен. службы, увольняются в запас Вооруж. Сил, где состоят до определённого законом возраста (мужчины - до 50 лет, а женщины, принятые на воинский учёт,- до 40), офицеры-мужчины - до 50-65 лет, офицеры-женщины - до 50 лет. Запас Вооруж. Сил делится по возрастному признаку на 3 разряда, а запас солдат, матросов, сержантов и старшин, кроме того, на 2 категории. Служба в запасе состоит в прохождении краткосрочных уч. и поверочных сборов, продолжительность и периодичность к-рых регламентированы законом. За рабочими, служащими и колхозниками, призванными на сборы, сохраняются занимаемая должность (работа) и зарплата по месту работы в размере 75% ср. заработка.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные пользуются всей полнотой прав и несут все обязанности граждан СССР. Права и обязанности военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, вытекающие из условий воен. службы, определены законом о В. о. и воинскими уставами. Каждому военнослужащему и военнообязанному присваиваются в установленном порядке соответствующее звание воинское. Военнослужащие и военнообязанные принимают воен. присягу на верность своему народу, Сов. родине и Сов. правительству.

Лит.: Закон СССР о всеобщей воинской обязанности. Принят третьей сессией Верховного Совета СССР седьмого созыва 12 октября 1967, М., 1967; Гречко А. А., О проекте Закона "О всеобщей воинской обязанности". Доклад на сессии Верховного Совета СССР седьмого созыва 12 октября 1967 г., М., 1967, с. 31-48. П. И. Романов.

ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ, жанр древнерусской литературы, распространённый в 11-17 вв. Основу В. п. составляет изображение ист. события, связанного с героич. борьбой народа против внешних врагов. Патриотич. пафос повествования сочетается с публяцистич. оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом. Центральный герой В. п.- обычно реальная ист. личность, представленная в качестве идеального воина-христианина. Большое место отводится красочному описанию сражений ("бысть сеча зла и ужасна"; "стрелы летяху, аки дождь"). Характерные черты В. п. представлены в "Повести временных лет" (нач. 12 в.), в сказаниях о княж. усобицах, о борьбе с печенегами и половцами в Галицко-Волынской летописи (12 в.) и особенно в "Слове о полку Игореве" (12 в.). Большое распространение получили переводные В. п.: "История Иудейской войны" Иосифа Флавия, "Александрия", "Девгениево деяние".

Центральной темой оригинальных В. п. 13-14 вв. становится борьба с татаро-монг. завоевателями; усиливаются рслиг. трактовка событий и воздействие устного нар.-поэтич. творчества ("Повесть о Калкской битве" и "Повесть о разорении Рязани Батыем"). В кон. 14- нач. 15 вв. В. п. испытывает воздействие агиографии и деловой письменности ("Сказание о Мамаевом побоище", "Задонщина", "Повесть о Московском взятии от царя Тахтамыша"). В ней противопоставлены стойкость, мужество русских и лютость, нечестие "поганых" татар. В уста положит, героев вкладываются благочестивые размышления - молитвы, изображаются религ.-фантастич. картины помощи небесных сил. Важный этап развития В. п.- "Повесть о взятии Царьграда" турками в 1453 Нестора-Искандера. Красочно-эмоц. эпизоды сражений перемежаются с картинами вещих знамений. Традиции этой повести получили развитие в "Казанской истории" (сер. 16 в.). В 17 в. В. п. приобретает демократич. характер ("Повесть об Азовском сидении донских казаков" в 1637). Во 2-й пол. 17 в. В. п. уступает место новым жанрам бытовой и авантюрно-приключенческой повести.

"Слово о полку Игореве". Гравюра на дереве В. А. Фаворского. 1950.

"Задонщина". Рукопись (Государственный Исторический музей).

Лит.: Воинские повести древней Руси, М.- Л., 1949; Орлов А. С., Героические темы древней русской литературы, М.- Л., 1944; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1960; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, Л., 1967. В. В. Кусков.

ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬ, установленная законом обязанность населения нести воен. службу в вооруж. силах своей страны. В рабовладельч. обществе В. п. составляла обязанность и право свободных, гл. обр. имущих людей. С появлением в Греции и Риме постоянных армий в армию стали допускать и представителей беднейшего класса, богатые часто нанимали заместителей. Широко практиковалось наёмничество. В период раннего средневековья на Западе войско состояло гл. обр. из ополчения свободных крестьян и горожан, собираемого по общинной В. п. В период феод, раздробленности господств, формой В. п. стало рыцарское ополчение. С возникновением в 15-16 вв. постоянных наёмных армий гл. роль в комплектовании войск стала играть вербовка. В авг. 1793 франц. Конвент декретировал массовый принудит, набор в армию всех французов 18-40 лет, в первую очередь 18-25 летних холостяков и бездетных. В 1798 всеобщая В. п. с 6-летним сроком службы стала во Франции законом под назв. "конскрипции". К системе всеобщей В. п. в целях создания массовой армии постепенно перешли Пруссия (1814-15), Австро-Венгрия (1868), Италия (1875) и др. гос-ва. Великобритания и США сохраняли у себя вербовку, вводя всеобщую В. п. во время 1-й и 2-й мировых войн (США и до 1967 Великобритания сохранили её после 2-й мировой войны).

В Др. Руси до 17 в. В. п. осуществлялась в форме феод, и нар. ополчения. Созданные в 1-й пол. 17 в. полки "нового строя" постепенно вытеснили феод, дворянское ополчение. В 1699- 1705 сложилась рекрутская повинность. В 1874 в ходе проведения военных реформ 1860-70-х гг. в России была введена всеобщая В. п. Устав 1874 определил призывной возраст в 21 г., общий срок службы в 15 лет, из них действит. службы 6 (на флоте 7) и в запасе 9 лет. В 1876 срок действпт. воен. службы был сокращён до 5 лет, затем неоднократно изменялся то в сторону сокращения (до 3-4 лет), то увеличения (до 5 лет). В 1-ю мировую войну (по закону 1912) Россия вступила при след, основах В. п.: призывной возраст 20 лет (к 1 янв. года призыва), общий срок службы 23 г.; действит. служба в пехоте и пешей артиллерии - 3г., в остальных родах войск - 4, на флоте - 5; в запасе: в пехоте и пешей артиллерии - 15, в др. родах войск - 13, на флоте - 5 лет; затем в ополчении 1-го разряда, куда зачислялись также все годные к службе излишки ежегодного призывного контингента; в ополчение 2-го разряда зачислялись излишки ограниченно годных к воен. службе и освобождённых по семейному положению. О В. п. в СССР см. Воинская обязанность в СССР.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 393; 3анончковский П. А., Военные реформы 1860 - 70 гг. в России, М., 1952; СаттерупД. В., Комплектование сухопутных вооруженных сил, М.- Л., 1930; РедигерА. Ф., Комплектование и устройство вооруженной силы, ч. 1, СПБ, 1913; D и s в i ей х L. E., L'armee en France, histoire et organisation..., t. 1 - 3, Versailles, 1884; Meier-Welcker H., Deutsches Heerwesen im Wandel der Zeit, Fr./M., 1956.

ВОИНСКАЯ ЧАСТЬ, организационно самостоятельная боевая, адм. и хоз. единица различных родов войск во всех видах вооруж. сил. В. ч. состоит из органа управления, боевых, спец. и тыловых подразделений, напр. полк - из батальонов (дивизионов, эскадрилий), отд. батальон - из рот и т. д. При формировании каждой В. ч. присваивают общеармейское (напр., 3-й танковый полк) и условное (напр., войсковая часть 55555) наименования. В. ч. могут входить в состав соединений или находиться в подчинении Гл. командования.

ВОИНСКИЕ ПОЧЕСТИ, проявление уважения (почтения) со стороны военнослужащих или- воинских частей. В СССР В. п. отдаются при встрече Пред. Президиума Верх. Совета СССР, Пред. Совета Министров СССР, Генералиссимуса Сов. Союза, Министра обороны СССР, Маршалов Сов. Союза, Адмиралов флота Сов. Союза, а также Пред. Президиума Верх. Совета и Пред. Совета Министров союзной республики, на терр. к-рой находится данный воинский гарнизон. В. п. могут отдаваться при встрече и проводах представителей иностр. гос-в.

Для отдания В. п. назначаются почётный караул в составе подразделения от взвода до роты (или соответствующее подразделение др. рода войск в пешем строю) и оркестр. Почётный караул может также назначаться только из офицеров или сержантов. Особые В. п. отдаются при погребении военнослужащих и гражд. лиц, имевших особые заслуги перед гос-вом. Для отдания этих почестей наряжаются войска, составляющие почётный эскорт. Порядок отдания В. п. при погребении определяется Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруж. Сил СССР. В иностр. гос-вах также отдаются различные В. п. А. С. Максименко.

ВОИНСКИЕ ПОЧЁТНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ, наименования, присвоенные приказами РВС Республики (до 1934), Верх, главнокомандующего, Наркомата обороны, Наркомата ВМФ, Министра обороны СССР и постановлениями Сов. Мин. СССР соединениям, частям, кораблям, учреждениям, особо отличившимся в боях с врагами Сов. родины в период Гражд. и Великой Отечеств, войн или имеющим большие заслуги перед гос-вом. К В. п. н. относятся гвардейские наименования (см. Гвардия советская), наименования в ознаменование революц. и др. историч. событий, в честь гос. и общественных орг-ций, выдающихся гос., общественно-политич. деятелей и защитников Родины, наименования, установленные по названиям городов, крупных насел, пунктов, рек, горных хребтов, областей (провинций) и т. п., связанных с определёнными боями или сражениями, в которых отличились те или иные части и соединения, а также в зависимости от их места формирования или дислокации. Впервые были присвоены В. п. н.: ч Туркестанские" (соединениям Туркестанской армии) - в апр. 1919 и"Кубанские"- в дек. 1919; "Чонгарские", "Московские", "Северо-Донецкие", "Ростовские", "Крымские" и др.- в 1921. В годы Великой Отечеств, войны первые В. п. н.- "Донские", "Зимовниковские", " Кантемировские", "Котельниковские", "Сталинградские" и "Тацинские" - присвоены частям и соединениям, особо отличившимся в янв. 1943 в боях с нем.-фаш. захватчиками в ходе Сталинградской битвы. Первым приказом Верх, главнокомандующего о присвоении В. п. н. с указанием произвести первый арт. салют был приказ о присвоении В. п. н. "Орловские" и "Белгородские" соединениям, отличившимся при взятии Орла и Белгорода 5 авг. 1943.

ВОИНСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, см. Преступления воинские.

ВОИНСКИЕ ПРИСУТСТВИЯ, губернские (уездные, городские) по воинской повинности присутствия в дореволюц. России. Созданы в 1874; ведали вопросами призыва в армию лиц, подлежащих воинской повинности. Подчинялись Мин-ву внутр. дел. Состав губернского В. п.: пред.- глава местной гражд. власти (губернатор, нач. области); члены - вице-губернатор, пред, земской управы, предводитель дворянства, прокурор, чл. земской управы, представитель местного гарнизона (не ниже командира части). Упразднены в янв. 1918.

ВОИНСКИЕ УСТАВЫ см. Уставы воинские.

ВОИНСКИЙ НАЧАЛЬНИК, начальник губернского или уездного местного органа воен. управления в дореволюц. России. Уездный В. н. ведал приёмом, распределением и отправкой в войска новобранцев, учётом военнообязанных и призывом их на уч. и поверочные сборы и др. Подчинялся губернскому В. н. В 1881 губернские В. н. были упразднены. Уездные В. н. сохранили свои права и обязанности, но были подчинены нач. местной бригады, в районе к-рой находился данный уезд.

ВОИНСКИЙ УЧЁТ, в СССР специальный учёт всех военнообязанных и призывников. Ведётся по месту их жительства на основе Закона о всеобщей воинской обязанности от 12 октября 1967 (статьи 80-99). Порядок В. у. устанавливается мин. обороны СССР.

Персональный (качественный) учёт всех военнообязанных и призывников ведётся в районных (городских) военных комиссариатах. Первичный учёт военнообязанных и призывников, проживающих в сел. местностях, а также в городах и посёлках, где нет военкоматов, ведётся воен.-учётными столами при исполкомах местных Советов депутатов трудящихся; В. у. граждан СССР, проживающих за границей, ведётся дипломатич. и консульскими представительствами СССР.

Законом предусмотрено, что военнообязанные, отбывающие в другую местность на постоянное или временное (на срок св. 1'/2 мес) жительство, в служебные командировки, на учёбу, в отпуск или для лечения - на срок св. 3 мес, обязаны сдать домоуправлению (ЖЭК, комендатуре) вместе с паспортом и военный билет для снятия с В. у., а по прибытии на новое место жительства - сдать указанные документы для оформления приёма на В. у. Военнообязанные, выбывающие из сел. местности, обязаны лично явиться с учётно-воинскими документами в сел. (поселковый) Совет депутатов трудящихся для снятия с В. у.; прибывающие в сел. местность обязаны встать на учёт в 3-дневный срок. Офицеры запаса для зачисления на В. у. лично являются в военные комиссариаты. Призывники также обязаны лично являться в военкоматы для зачисления на В. у. и снятия с него.

Предприятия, учреждения, организации и уч. заведения обязаны вести учёт всех военнообязанных и призывников по правилам, установленным Мин-вом обороны СССР. В случае изменения у военнообязанных и призывников семейного положения, места жительства, образования, места работы и должности они обязаны в 7-дневный срок сообщить об этом в учётный орган, где состоят на В. у. (ст. 88 закона от 12 окт. 1967). Во время войны выезд военнообязанных и призывников с места постоянного жительства без разрешения районного (городского) военного комиссара запрещается.

Закон обязывает органы милиции: а) осуществлять прописку и выписку военнообязанных и призывников по месту их жительства только при наличии в их учётно-воинских документах отметок военных комиссариатов о приёме на В. у. и снятии с него; б) оказывать содействие военкоматам в контроле за соблюдением гражданами правил В. у.; в) производить розыск лиц, уклоняющихся от воинской обязанности.

Военнообязанные и призывники за нарушение правил В. у. подвергаются штрафу в размере до 10 руб. (налагается в адм. порядке районным или городским воен. комиссаром) с сообщением об этом администрации по месту работы (учёбы) военнообязанного или призывника.

Лит.: Закон СССР о всеобщей воинской обязанности. Принят третьей сессией Верховного Совета СССР седьмого созыва 12 октября 1967 г., М., 1967, с. 25-28.

И. И. Романов.

ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, в СССР совокупность целенаправленных и систематических воздействий на военнослужащих и воинские коллективы с целью развития у них политич. сознательности, верности воинскому долгу, дисциплинированности, смелости, психологич. устойчивости, сплочённости и высокой боеспособности подразделений и частей. В. в. проникнуто духом сов. патриотизма, коммунистич. идейности.

Основы воинского воспитания армии социалистич. гос-ва заложены В. И. Лениным. Он учил, что "во всякой войне победа в конечном счете обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 121). Ленинские идеи о воинском воспитании творчески развили М. В. Фрунзе, М. И. Калинин, М. Н. Тухачевский, К. Е. Ворошилов, Р.Я. Малиновский ими. др. видные парт., гос. и воен. деятели. Содержание В. в. определено Программой КПСС, воен. присягой и воинскими уставами. Оно осуществляется командирами, политорганами, парт, и комсомольскими орг-циями в процессе боевой и политич. подготовки па уч. занятиях, учениях, боевых стрельбах, а также в ходе всей служебной деятельности воинов.

В армиях империалистич. гос-в В. в. имеет реакц. сущность и агрессивную направленность. Его осн. политич. содержанием является антикоммунизм. С этой целью осуществляется идеологич. обработка личного состава, извращаются факты и тщательно маскируются подлинные цели войны, разжигаются низменные инстинкты, о чём убедительно свидетельствуют опыт прошедших войн и агрессивные действия империалистов в Корее (1950-53), во Вьетнаме (с 1964) и др.

Лит.: Ленин В. И., О войне, армии и военной науке, т. 1-2, М., 1957; Калинин М. И., О коммунистическом воспитании и воинском долге, М., 1967; Военная педагогика, М., 1966, гл. 14; Б а з а н о в А. Г., Педагогика, 2 изд., М., 1964, гл. 3.

В. П. Давыдов, Б. П. Корочкин.

ВОИНЬ, древнерусский город и гавань при впадении р. Сула в Днепр. Осн. в кон. 10 в. Служил крепостью, защищавшей границы Киевской Руси от кочевников (торков, половцев). Впервые упоминается в летописи под 1055. В 1184 был сожжён половцами, но позже восстановлен. Окончательно разрушен монголо-татарами в 1240. В 1956-59 археологически исследован. Детинец (ок. 5 га) был обнесён мощной деревянной стеной, валом и рвом. Вдоль стены вскрыто 100 клетей - срубов, в к-рых располагался воен. гарнизон. В детинце и на