загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

вооружением и опытом боевой подготовки зарубежных армий. П. И. Сироткин.

"ВОЕННЫЙ ЖУРНАЛ", название трёх рус. журналов 19 в. по вопросам воен. теории и истории. Издавались в Петербурге: 1) в 1810-11, ежемесячно, вначале как частное издание, затем при Воен. мин-ве; всего вышло 24 кн.; 2) в 1817-19, ежемесячно, при Гвард. штабе; освещались гл. обр. вопросы истории Отечеств, войны 1812 и заграничных походов 1813-14; 3) в 1827-59, по 6 кн. в год, при Воен.-учёном к-те; первонач. печатал только труды чл. комитета, значит, улучшил свою работу с 1846, когда его редактором ген. А. П. Болотовым были привлечены лучшие воен.-лит. силы того времени.

ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ, орган местного воен. управления в СССР, ведающий воен.-мобилизац. и учётно-призывной работой. В. к. имеются в союзных республиках, не делящихся на области, автономных республиках, краях, областях, нац. округах, городах и районах. Они являются военными учреждениями Мин-ва обороны СССР и одновременно работают на правах отделов соответствующих Сов. Мин. союзных и авт. республик, исполкомов краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся. Осн. задачи В. к.: подготовка и проведение войсковой мобилизации, учёт людских и нар.-хоз. ресурсов, подготовка молодёжи к несению воен. службы, организация проведения призывов граждан на действит. воен. службу и на уч. сборы и осуществление др. оборонных мероприятий. Руководство деятельностью В. к. осуществляют Генштаб Вооруж. Сил СССР и командующие войсками воен. округов, на терр. к-рых они расположены.

В. к. были учреждены декретом СНК 8 апр. 1918. Первоначально, после ликвидации 25 янв. 1918 старых органов местного воен. управления, их функции по учёту военнообязанных и мобилизации выполняли воен. отделы местных Советов. В. к. создавались в составе 2 комиссаров по воен. делам, один из к-рых назначался воен. комиссаром (волостным, уездным, губернским, окружным), и одного воен. руководителя. Создание В. к. наряду с всеобщим воен. обучением трудящихся (см. Всевобуч) было необходимым условием для перехода от добровольч. Красной Армии к регулярной, массовой, комплектующейся на основе обязат. воинской повинности трудящихся. В. к. провели большую работу по комплектованию и формированию вооруж. сил. Партия ставила во главе крупных военкоматов своих опытных работников. Иваново-Вознесенским, а затем Ярославским губвоенкомом был М. В. Фрунзе, московским - Ем. Ярославский, северокавказским окрвоенкомом - Н. А. Анисимов, уральским - С. А. Анучин, вологодским губвоенкомом - К. А. Авксентьевский, киевским - П. А. Павлов. В числе первых военкомов были также И. С. Конев, К. А. Мерецков, ф. И. Толбухин. Оценивая работу военных комиссариатов, В. И. Ленин говорил в июне 1920: "Мы имеем огромный военный аппарат. Без военкома мы не имели бы Красной Армии" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 148). Большую работу по мобилизации людских, материальных ресурсов и формированию войск провели В. к. в годы Великой Отечеств, войны 1941-45.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 148; Декреты Советской власти, т. 2. М., 1959, с. 63 - 70. 287-88; Кляцкин С. М., На защите Октября, М., 1965; М о л о д ц ы г и н М., Создание местных органов военного управления, "Военно-исторический журнал", 1968, № 5.

Я. Т. Осипов, В. Д. Поликарпов.

"ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ", экономическая политика Сов. государства в период Гражданской войны н воен. интервенции 1918-20. Воен. интервенция и Гражд. война нарушили начавшуюся созидат. работу диктатуры пролетариата. Всё нар. х-во пришлось перестраивать на воен. лад. Сов. страна находилась в тяжёлом положении: она была в кольце фронтов, лишена важнейших источников сырья и продовольствия, донецкого угля, бакинской и грозненской нефти, юж. и уральского металла, сиб., кубанского и укр. хлеба, туркестанского хлопка. Тяжёлое хоз. положение Сов. страны требовало напряжения всех сил народа. Руководящей и организующей силой на фронте и в тылу была Коммунистическая партия.

"В. к." был направлен на мобилизацию всех сил народа и ресурсов гос-ва на дело обороны. Кроме ранее национализированной крупной пром-сти, Сов. власть провела национализацию средней пром-сти и значит, части мелких предприятий. Вся пром-сть работала на оборону страны. Была введена всеобщая трудовая повинность для трудоспособного населения по принципу: "кто не работает, тот не ест".

В условиях хоз. разрухи, при ограниченности материальных ресурсов нельзя было наладить снабжение фронта всем необходимым без чрезвычайных мер "В. к.". Сов. власть не располагала пром. товарами для обмена на продукты с. х-ва и не могла получить их посредством товарооборота. Гос-во стало перед необходимостью изъятия излишков с.-х. продукции и запрета частной торговли, прежде всего хлебом и др.предметами первой необходимости, ибо частная торговля в тот период могла сорвать снабжение армии и рабочих продовольствием и пром-сти сырьём.

Для победы в войне понадобилась мобилизация всех сил и средств страны. Вся пром-сть работала на основе централизов. планов, подчинённых задачам обороны страны.Система централизов. руководства пром. произ-вом и распределением (главкизм), несмотря на недостатки,была в этот период единственно правильной формой управления и планирования пром-стью. Она обеспечила мобилизацию и сосредоточение в руках гос-ва всех ресурсов страны, их планомерное использование для поддержания осн. отраслей воен. х-ва.

Одна из наиболее характерных черт "В. к." -продразвёрстка-обязательная сдача государству крестьянами по развёрстке всех излишков продовольствия по твёрдой цене. Она была продиктована воен. условиями, нуждой и разрухой. При проведении продразвёрстки Сов. власть опиралась на воен. -политич. союз рабочих и крестьян, к-рый сложился в борьбе с врагами. Экономич. основа воен.-политич. союза рабочего класса и крестьянства, по характеристике В. И. Ленина, состояла в том, что трудящиеся крестьяне получали от Сов. власти землю и защиту от помещика и кулака, а рабочие получали от крестьянства продовольствие по продразвёрстке. Чтобы обеспечить выполнение продразвёрстки, в деревню направлялись продотряды из рабочих.

"В. к." характеризовался натурализацией х-ва, свёртыванием товарооборота, уменьшением роли и значения денег, кредита, финансов.

Политика "В. к." изображалась врагами социализма, как "потребительский" и "солдатский" коммунизм. В действительности первая и осн. задача "В. к."- обеспечение победы над интервентами и внутр. контрреволюцией, упрочение диктатуры пролетариата, сохранение главной производит, силы общества - рабочего, трудящегося. "Если рабочий класс будет спасен от голодной смерти, от прямой гибели, тогда можно будет восстановить разрушенное производство" (Ленин В. И., Поля. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 395). Меньшевики, эсеры, Каутский и компания, писал Ленин, выступали как лакеи буржуазии, "... когда они ставили нам в в и н у этот „военный коммунизм". Его надо поставить нам в заслугу" (там же, т. 43, с. 220). В то же время Ленин указывал, что необходимо знать меру этой заслуги. "„Военный коммунизм" был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой" (там же).

Характеризуя "В. к.", Ленин вскрывает ошибочность сложившихся в тот период представлений о путях перехода к социализму и коммунизму (см. там же, т. 44, с. 157). После ликвидации воен. интервенции и завершения Гражд. войны Коммунистич. партия по решению 10-го съезда перешла от политики "В. к." к новой экономической политике.

Лит.: Ленин В. И., Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта. IX съезд РКП(б) 8 - 16 марта 1921 г.], Поли, собр. соч., 5 изд., т. 43; его же, Новая экономическая политика и задачи политпросветов, там же, т. 44; его ж е, О значении золота теперь и после полной победы социализма, там же; его же, К четырехлетней годовщине Октябрьской революции, там же (см. также примечания к 43 и 44 тт., Поли, собр. соч. В. И. Ленина, 5 изд.); Декреты Советской власти, т. 3, М., 1960; История Коммунистической партии Советского Союза, т. 3, кн. 2, М., 1968; т. 4, кн. 2, М., 1970; Гладков И. А., Очерки советской экономики 1917-1920 гг., М., 1956.

И. А. Гладков.

ВОЕННЫЙ ОКРУГ, в СССР территориальное общевойсковое объединение частей, соединений, воен.-уч. заведений и различных местных воен. учреждений. В. о. возглавляет командующий войсками округа, подчиняющийся мин. обороны. Деление терр. гос-ва на В. о. обеспечивает удобство управления войсками, осуществление оперативной, боевой, политич. подготовки, мероприятий, связанных с подготовкой страны к обороне. В России В. о. учреждены в 1862-64. В СССР первые 6 В. о. (Ярославский, Московский, Орловский, Беломорский, Уральский и Приволжский) были образованы в марте 1918 в период Гражд. войны 1918-20 в связи с необходимостью подготовки крупных войсковых резервов для действующих фронтов. В зависимости от задач обороны Сов. Союза и по мере развития Вооруж. Сил СССР количество В. о. изменялось. Напр., перед Великой Отечеств, войной 1941-45 было 16 В. о. и 1 фронт, после войны (с 1945) существовало 33 В. о., а к окт. 1946 их количество сократилось до 21. Проведение воен. мероприятий в В. о. командующий войсками осуществляет при помощи штаба округа, политич. управления и др. окружных управлений и отделов. В. о. имеются также в нек-рых социалистич. (ГДР, ЧССР и др.) и капиталистич. (США, Франция, Аргентина, Бельгия и др.) странах.

ВОЕННЫЙ ОРКЕСТР, духовой оркестр, являющийся штатным подразделением воинской части. См. Духовой оркестр, Военная музыка.

ВОЕННЫЙ ПРИКАЗ, Приказ военных дел, центральное гос. учреждение в России, ведавшее комплектованием личного состава (совместно с Поместным, Разрядным и др. приказами), формированием полков и маршевых команд, управлением командным составом (назначение на должности, чинопроизводство и т. д.), финансированием регулярной армии, обмундированием (контролировал мундирные канцелярии). Образован 23 июня 1701 (в 1700-01 существовал Приказ при ген.-комиссаре Я. Ф. Долгорукове). Ликвидирован в 1711 в связи с созданием Гл. воен. канцелярии, к к-рой перешли осн. функции В. п.

"ВОЕННЫЙ СБОРНИК", русский ежемесячный воен. журнал. Издавался в Петербурге (Петрограде) в 1858-1917; создан по инициативе Д. А. Милютина. В 1858 издавался штабом Гвард. корпуса при участии Н. Г. Чернышевского и Н. Н. Обручева, выступал с критикой крепостнич. порядков в рус. армии. С 1862 превратился в орган Воен. мин-ва. Освещал теоретич. и практич. вопросы воен. дела и организации рус. армии. Сыграл положит, роль в подготовке бурж. реформ в армии. В 1911- 1916 имел приложение "Военно-исторический сборник". В "В. с." сотрудничали М. И. Драгомиров, М. И. Богданович, А. Н. Куропаткин, Г. А. Леер и др.

ВОЕННЫЙ СОВЕТ, коллективный орган руководства войсками в видах Вооруж. Сил СССР, воен. округах (флотах), группах войск. Председателем В. с. является соответствующий командующий.

В. с. сложились во время Гражд. войны и наз. тогда Революц. В. с. (РВС). Первым (пост. СНК от 13 июня 1918) был создан РВС для руководства всеми отрядами и операциями против чехосл. мятежа (см. Чехословацкого корпуса мятеж 1918). На том же фронте (вскоре получившем назв. Восточного) стали формироваться армии во главе со своими РВС. 2 сент. ВЦИК учредил Реввоенсовет Республики (РВСР), к-рый распространил систему РВС на все фронты и армии. Они имели в своём составе не менее 3 членов (командующий и 2 воен.-политич. работника). Пленум ЦК партии (май 1919) предложил вводить в состав РВС фронтов и армий представителей местных парт, организаций. Чл. РВС утверждались Оргбюро ЦК РКП(б). Возглавив формирование частей и соединений, РВС сыграли большую роль в создании регулярной Красной Армии и руководстве войсками на фронтах.

РВСР 28 авг. 1923 преобразован в РВС СССР. 20 июня 1934 был упразднён. В нояб. 1934 при наркоме обороны был создан В. с. как совещательный орган (80 чел.). Одновременно упразднялись В. с. в округах, армиях, флотах и флотилиях, однако в мае 1937 они были восстановлены. В марте 1938 создан Главный В. с. Красной Армии, в апр.- Главный В. с. Воен.-Мор. Флота. В нач. Великой Отечеств, войны были образованы В. с. фронтов. В местностях, объявленных на воен. положении, им передавались все функции органов государственной власти. Создавались также В. с. видов Вооруж. Сил и родов войск. Должность члена В. с. из политработников была заменена должностью заместителя командующего по политической части. В янв. 1947 В. с. видов Вооружённых Сил и родов войск, групп войск, военных округов и флотов были преобразованы в совещат. органы при командующих. С июня 1950 В. с. являются коллегиальными органами. С апр. 1958 в В. с. входят: командующий (пред.), член В. с. (политработник, он же нач. политуправления), секретарь ЦК Коммунистич. партии республики или секретарь обкома (крайкома) партии, 1-й зам. командующего, нач. штаба и др.

Лит.: Кляцкин С. М., На защите Октября, [М., 1965]; П е т р о в Ю. П., Строительство политорганов, партийных и комсомольских организаций армии и флота (1918 - 1968), М., 1968. В.Д.Поликарпов.

ВОЕНТОРГ, система торговли, предназначенная для торгово-бытового обслуживания военнослужащих, членов их семей, рабочих и служащих Сов. Армии и ВМФ. В. обслуживает войска в воен. городках, лагерях, гарнизонах, на полевых учениях и в действующей армии.

"ВОЖАТЫЙ", ежемесячный общественно-политич. и методический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. Выходит в Москве. Осн. в 1924. Обобщает и пропагандирует опыт работы пионерских орг-ций и вожатых по Коммунистич. воспитанию; освещает вопросы теории и истории пионерского движения, руководства комсомольскими организациями, пионерскими дружинами; публикует методич. материалы в помощь вожатым и педагогам, обзоры спец. лит-ры. В разделе "Затейник" печатаются материалы для детской художеств, самодеятельности. Тираж (1971) ок. 250 тыс. экз.

А. П. Яковлева.

ВОЖАТЫЙ ПИОНЕРОВ, руководитель пионерской дружины или отряда в школе, пионерлагере, по месту жительства пионеров и др., представитель ВЛКСМ в пионерской орг-ции. Впервые термин "В. п." появился в 1922. Содержание деятельности В. п., его права и обязанности определены "Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина" (1967). Вместе с педагогами, комсомольцами и шефами пионеров (общественностью предприятий, колхозов, совхозов и др.) В. п. осуществляет задачи Коммунистич. воспитания, опираясь на инициативу и самодеятельность детей (см. Дружина пионерская).

В 1971 в СССР было св. 80 тыс. старших В. п., для к-рых эта работа являлась пед. профессией (такие В. п. пользуются всеми правами и льготами, установленными для учителей); ок. 35 тыс. старших и ок. 800 тыс. отрядных В. п. работали с пионерами на общественных началах (рабочие, колхозники, воины, студенты, старшеклассники и др.). Подготовку старших В. п. в 1971 осуществляли спец. отделения пед. уч-щ (напр., в РСФСР было 60 таких училищ, в УССР -30, в Казах. ССР- 16), респ. школы старших В. п., отделения по подготовке пионерских работников высшей квалификации в 20 пед. ин-тах и открытый в 1969 в Костромском пед. ин-те заочный пионерский ф-т. Для отрядных В. п. организуются спец. лагерные сборы, семинары; во дворцах и домах пионеров и школьников, в школах создаются клубы.Работа В. п. широко освещается в журнале "Вожатый", молодёжных и пед. газетах и журналах.

Термин "В, п." принят также в пионерских орг-циях социалистич. стран и в детских орг-циях некоторых др. гос-в.

Лит.: Книга вожатого, М., 1968.

В. В. Лебединский.

ВОЖЕ, озеро на С. Вологодской обл. РСФСР. Пл. 416 км2; наибольшая глуб. 4,5 м. Сток озера через р. Свидь к С. в оз. Лача, из к-рого вытекает р. Онега. Берега б. ч. низменные, сев.-зап. сильно заболоченные. В В. впадают pp. Вожега, Модлона.

ВОЖЕГА, посёлок гор. типа, центр Вожегодского р-на Вологодской обл. РСФСР, у р. Вожега (впадает в оз. Воже). Ж.-д. станция в 143 км к С. от Вологды. 6,5 тыс. жит. (1968). Предприятия ж.-д. транспорта, кирпичный и молочный з-ды, леспромхоз.

ВОЗ, см. Всемирная организация здравоохранения.

ВОЗБУДИМОСТЬ, раздражимость, способность живых клеток (от простейших одноклеточных организмов до нервных клеток человека) воспринимать изменения внешней среды и отвечать на эти изменения (раздражения) реакцией возбуждения. В. связана с существованием в клеточной мембране особых молекулярных структур, обладающих специфич. чувствительностью к действию тех или иных раздражителей: электрич. току, химич., механич., термич. и др. воздействиям. В нервных и мышечных клетках (волокнах) гл. компонент возбуждения - потенциал действия (ПД) (см. Биоэлектрические потенциалы), поэтому о В. указанных клеток принято судить по пороговой силе тока или пороговому сдвигу потенциала, достаточным для возникновения ПД. Пороговая сила тока находится в зависимости от длительности действия раздражающего стимула (см. Реобаза, Хронаксия); в отличие от этого, пороговый сдвиг потенциала при варьировании длительности стимула не изменяется. В основе генерации ПД лежит повышение проницаемости клеточной мембраны для ионов натрия. Соответственно, все агенты, препятствующие повышению натриевой проницаемости мембраны, ведут к снижению В. На этом механизме основано действие используемых в мед. практике местных обезболивающих средств (новокаина, кокаина, дикаина и др.) и различных наркотич. веществ (эфира, барбитуратов и др.).

Термин "В." часто используется в мед. и биол. лит-ре также для характеристики состояния нервных центров головного и спинного мозга (напр., дыхательного, сосу до двигательного и др.). В этом случае о В. судят по наименьшей силе раздражителя, необходимой для возникновения той или иной рефлекторной реакции. Лит. см. при ст. Возбуждение.

Б. И. Ходоров.

ВОЗБУДИМЫЕ ТКАНИ, клетки и ткани, в к-рых возбуждение сопровождается возникновением потенциала действия (см. Биоэлектрические потенциалы), распространяющегося вдоль клеточной мембраны. Таким свойством обладают тела нервных клеток и их отростки - нервные волокна, мышечные волокна или клетки, нек-рые вытянутые растительные клетки (водоросли Nitella, Chara). Термин "В. т." условен, т. к. возбудимость (раздражимость) - свойство всех живых клеток, а потенциал действия является компонентом лишь одной из форм возбуждения. Б. И. Ходоров.

ВОЗБУДИТЕЛЬ в радиотехнике, то же, что задающий генератор радиопередатчика.

ВОЗБУДИТЕЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН, генератор постоянного или переменного тока для питания индуктора электрич. машины, создающего в ней рабочий магнитный поток. В основном получили развитие В. э. м. в синхронных машинах, поскольку постоянный ток, необходимый для питания индуктора, самой машиной не вырабатывается. В качестве В. э. м. обычно применяется коллекторный генератор постоянного тока с шунтовым или независимым возбуждением от подвозбудителя. В связи с ростом мощностей и повышением быстродействия системы управления синхронных машин, а также в спец. машинах начиная с 50-х гг. 20 в. применяются В. э. м., в к-рых переменное напряжение от осн. машины(непосредственно или через трансформатор - самовозбуждение) или от вспомогат. синхронной машины (независимое возбуждение) подаётся на ионный или полупроводниковый выпрямитель, питающий индуктор осн. машины. Регулирование осуществляется в силовой цепи возбуждения или воздействием на цепь возбуждения В. э. м. В другом типе В. э. м. переменное напряжение от вспомогат. генератора, якорь к-рого расположен на общем валу с индикатором синхронной машины, подаётся на выпрямитель, смонтированный на том же валу. Выпрямленное напряжение поступает непосредственно в обмотку индуктора. Осн. достоинства таких В. э. м.: отсутствие скользящих контактов, повышенная надёжность и высокое быстродействие. Г. А. Ковальков.

ВОЗБУЖДАЮЩИЕ СРЕДСТВА (мед.), группа лекарственных веществ; то же, что стимуляторы нервной деятельности.

ВОЗБУЖДЕНИЕ (биол.), реакция живой клетки на раздражение, выработанная в процессе эволюции. При В. живая система переходит из состояния относительного физиол. покоя к деятельности (напр., сокращение мышечного волокна, выделение секрета железистыми клетками и др.). В основе В. лежат сложные физ.-хим. процессы. Начальный пусковой момент В.- изменения ионной проницаемости и электрич. потенциалов мембраны. Наиболее полно В. изучено в нервных и мышечных клетках, где оно сопровождается возникновением потенциала действия (ПД), способного без затухания (бездекрементно) распространяться вдоль всей клеточной мембраны (см. Биологические мембраны). Это свойство ПД обеспечивает быструю передачу информации по периферич. нервам в нервные центры и от них к исполнит, органам - мышцам и железам. В волокнах скелетных мышц ПД распространяется как вдоль мембраны, так и в глубь волокна к сократит, аппарату миофибрилл; поэтому вслед за волной В. по мышечному волокну распространяется волна сокращения. Пусковое влияние ПД оказывает и на секрецию нервными окончаниями хим. веществ - медиаторов, оказывающих возбуждающее или тормозящее действие на иннервируемые ткани. ПД подчиняется правилу "всё или ничего"; он возникает только после достижения раздражителем пороговой величины (порог раздражения) и сразу приобретает макс. амплитуду. Во время развития ПД клетка полностью утрачивает возбудимость, т. е. способность отвечать новым возбуждением на повторный стимул. Возбудимость восстанавливается постепенно лишь после окончания ПД (см. Рефрактерный период).

Распространяющийся импульс - не единственная форма В. В определённых участках нервных и мышечных клеток позвоночных животных и в нек-рых клетках беспозвоночных В. имеет местный характер. Среди разновидностей местного В. наиболее важное функциональное значение имеют генераторные потенциалы рецепторов и возбуждающие посгсинаптические потенциалы, возникающие в области контакта клетки с двигательными нервными окончаниями (см. Синапсы). Так же как и ПД, местное В. связано с избирательным повышением ионной проницаемости мембраны и проявляется в виде отрицательного колебания поверхностного потенциала (см. Деполяризация). Однако, в отличие от ПД, местное В. не подчиняется правилу "всё или ничего": оно не имеет порога и варьирует по амплитуде и длительности в зависимости от силы и длительности раздражителя. Деполяризация мембраны, сопровождающая местное В., служит раздражителем для соседних участков мембраны, способных к генерации распространяющегося ПД. Поэтому при достижении местным В. (генераторным или постсинаптическим потенциалом) пороговой величины возникает ПД. Различия в свойствах местного и распространяющегося В. имеют важное значение для процессов передачи информации нервными клетками и их волокнами. Местное В. свойственно тем участкам клеточной мембраны, к-рые специализированы на восприятии, раздражений, приходящих извне (рецепторная мембрана) или от др. нервных клеток (постсинаптическая мембрана). Местное В. имеет градуальный характер и потому может более тонко отражать характеристики раздражителя - его силу, длительность, скорость нарастания и падения,-чем ПД, возникновение к-рого служит лишь сигналом достижения раздражителем пороговой величины.С другой стороны, способность ПД к быстрому бездекрементному распространению делает его наиболее адекватным для передачи информации по длинным проводникам. При этом информация о силе, длительности и крутизне изменений раздражителя кодируется частотой нервных импульсов, изменением этой частоты во времени и длительностью всего залпа ПД.

Механизм генерации и проведения нервных импульсов, совершенствуясь в процессе эволюции организмов, достиг наивысшего развития у теплокровных животных и человека. Скорость проведения В. в макетных (миелинизированных) волокнах теплокровных достигла 100- 120 м/сек при длительности ПД 0,2- 0,4мсек. У холоднокровных позвоночных животных (напр., земноводных) скорость проведения ПД по мякотным волокнам такого же диаметра (20 мкм) не превышает 20-30 м/сек при длительности ПД 1,5-2 м/сек. В.- комплексная реакция, в к-рой существ, роль наряду с электрическими играют и структурные, хим. (в т. ч. ферментативные), физ. (температурные) и др. компоненты. Изменения мембранного потенциала при В.- следствие избират. повышения проницаемости мембраны (в результате её молекулярной перестройки) для вне- и внутриклеточных ионов (см. Мембранная теория возбуждения). Предполагают, что с этим связаны также усиление теплопродукции во время восходящей фазы ПД и поглощение тепла в нисходящую фазу. Проникновение ионов Na+ и (или) Са2+ в протоплазму во время В. активирует ферментативные процессы, направленные на восстановление исходного неравенства концентраций ионов Na+, K+, Са2+ по обе стороны мембраны (см. "Натриевый насос") и на синтез белков и фосфолипидов, необходимых для постоянного обновления структуры мембраны и протоплазмы клетки. Активация обменных процессов сопровождается увеличением потребления тканью кислорода и новым повышением теплопродукции, длящимся в нерве в течение мн. минут после прохождения импульса. Ср. Торможение.

Лит.: Физиология человека, под ред. Е. Б. Бабского, 2 изд., М., 1936;

Э к к л с Д ж., Физиология нервных клеток, пер. с англ., М., 1959; Ходжкин А., Нервный импульс, пер. с англ., М., 1965; К а т ц Б., Нерв, мышца, синапс, пер. с англ., М., 1968; Ходоров Б. И., Проблема возбудимости, Л.. 1969. Б. И. Ходоров,

ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА, первоначальная стадия уголовного процесса, в к-рой прокурор, следователь, орган дознания или судья рассматривают заявления и сообщения о преступлении и принимают решение (постановление пли определение) о В. у. д. или об отказе в этом, либо о передаче заявления или сообщения по подследственности (подсудности ).

В сов. праве В. у. д.-не только право, но и обязанность гос. органов. Суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, обязаны осуществить В. у. д. и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в его совершении, и к их наказанию (законодательство отд. союзных республик предусматривает случаи, когда возможно не В. у. д., а передача материалов на рассмотрение товарищеского суда или Комиссии по делан несовершеннолетних, передача виновного на поруки и т. д.).

В. у. д. - необходимое правовое условие, для того чтобы приступить к расследованию преступления и суд. разбирательству дела.

По делам частного обвинения судья до В. у. д. принимает меры к примирению потерпевшего с лицом, на к-рое подана жалоба, а если примирение не состоялось, выносит постановление о В. у. д.

И. Д. Перлов.




0521.htm
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях. В качестве особой отрасли психологнч. науки В. п. начала складываться с сер. 20 в., включив в себя детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию. Однако первые исследования в области В. п. начались ещё в кон. 19 в., когда под влиянием эволюц. теории Ч. Дарвина стала утверждаться детская психология. На базе развития геронтопсихологии и гериатрии сложилась психофизиология старения и старости. Необходимость решения практич. вопросов вбучения взрослых и исследование теоретич. проблем развития психики привели к спец. изучению фаз психологич. эволюции взрослого человека.

Осн. методами получения знаний о возрастных особенностях психики человека является метод "поперечных" срезов и метод т. н. "продольного" изучения. Первый из них состоит в изучении больших групп лиц разных возрастов с целью получить сравнительные данные о психологич. особенностях каждого возраста. Второй метод заключается в длительном (годы и десятилетия) изучении одних и тех же испытуемых с целью проследить возрастные изменения их психики. Выявление качественно своеобразных ступеней психич. развития и определение их возрастных границ представляет собой весьма сложную задачу, т. к. "психич. возраст" не есть простая функция количества прожитых лет.

Лит.: Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1960; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, [2 изд.], М., 1965; Александрова М. Д., Очерки психофизиологии старения, Л., 1965; Флейвелл Д ж., Генетическая психология Жана Пиаже, пер. е англ., М., 1967; Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А., Индивидуальное развитие человека и константность восприятия, М., 1968; Божович Л. И., Личность и её формирование в детском возрасте, М., 1968; В i г г е n J. Е., The psychology of ageing, Englewood Cliffs (N. Y.), 1964; Bromley D. В., The psychology of human ageing, L., 1966.

Л. А. Ветер.

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ, раздел физиологии человека и животных, изучающий закономерности становления и развития физиол. функций организма на протяжении онтогенеза - от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни. В. ф. устанавливает особенности функционирования организма, его систем, органов и тканей на разных возрастных этапах. Жизненный цикл всех животных и человека складывается из определённых стадий или периодов. Так, развитие млекопитающих животных проходит след, периоды: внутриутробный (включающий фазы эмбрионального и плацентарного развития), новорождённости, молочный, полового созревания, зрелости и старения.

Для человека предложена (Москва, 1967) следующая возрастная периодизация: 1. Новорождённый (от 1 до 10 суток). 2. Грудной возраст (от 10 суток до 1 года). 3. Детство: а) раннее (1-3 года), б) первое (4-7 лет), в) вторее (8- 12 лет мальчики, 8-11 лет девочки). 4. Подростковый возраст (13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки). 5. Юношеский возраст (17-21 год юноши, 16- 20 лет девушки). 6. Зрелый возраст: 1-й период (22-35 лет мужчины, 21- 35 лет женщины); 2-й период (36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины). 7. Пожилой возраст (61-74 года мужчины, 56-74 года женщины). 8. Старческий возраст (75-90 лет). 9. Долгожители (90 лет и выше).

На важность изучения физиол. процессов в онтогенетич. плане указал И. М. Сеченов (1878). Первые данные об особенностях функционирования нервной системы на ранних этапах онтогенеза были получены в лабораториях И. Р. Тарханова (1879) и В. М. Бехтерева (1886). Исследования по В. ф. проводились и в др. странах. Нем. физиолог В. Прейер (1885) изучал кровообращение, дыхание и др. функции развивающихся млекопитающих, птиц, амфибий; чеш. биолог Э. Бабак изучал онтогенез амфибий (1909). Выходом книги Н. П. Гундобина "Особенности детского возраста" (1906) было положено начало систематич. изучению морфологии и физиологии развивающегося организма человека. Работы по В. ф. получили большой размах со 2-й четв. 20 в., гл. обр. в СССР. Выявлены структурные и функциональные особенности возрастного развития отд. органов и их систем: высшей нервной деятельности (Л. А. Орбели, Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский, А. А. Волохов, Н. И. Касаткин, М. М. Кольцова, А. Н. Кабанов), коры головного мозга, подкорковых образований и их взаимоотношений (П. К. Анохин, И. А. Аршавский, Э. Ш. Айрапетянц, А. А. Маркосян, А. А. Волохов и др.), опорно-двигат. аппарата (В. Г. Штефко, В. С. Фарфель, Л. К. Семёнова), сердечно-сосудистой системы и дыхания (Ф. И. Валькер, В. И. Пузик, Н. В. Лауэр, И. А. Аршавский, В. В. Фролькис), системы крови (А. Ф. Тур, А. А. Маркосян). Успешно разрабатываются проблемы возрастной нейрофизиологии и эндокринологии, возрастных изменений обмена веществ и энергии, клеточных и субклеточных процессов, а также акцелерации - ускорения развития организма человека.

Сформировались концепции онтогенеза и старения: А. А. Богомольца - о роли физиол. системы соединит, ткани; А. В. Нагорного - о значении интенсивности самообновления белка (затухающая кривая); П. К. Анохина - о системогенезе, т. е. созревании в онтогенезе определённых функцион. систем, обеспечивающих ту или иную приспособит, реакцию; И. А. Аршавского - о значении для развития организма двигательной активности (энергетич. правило скелетных мышц); А. А. Маркосяна - о надёжности биол. системы, обеспечивающей развитие и существование организма при меняющихся условиях среды.

В исследованиях по В. ф. пользуются методами, применяемыми в физиологии, а также сравнит, методом, т. е. сопоставлением функционирования тех или иных систем в разных возрастах, в т. ч. пожилом и старческом. В. ф. тесно связана со смежными науками - морфологией, биохимией, биофизикой, антропологией. Она - научная и теоретич. основа таких отраслей медицины, как педиатрия, гигиена детей и подростков, геронтология, гериатрия, а также педагогики, психологии, физич. воспитания и др. Поэтому В. ф. активно развивается в системе учреждений, связанных с охраной здоровья детей, к-рые организуются в СССР начиная с 1918, и в системе физиол. ин-тов и лабораторий АН СССР, АПН СССР, АМН СССР и др. С 1970 курс В. ф. введён как обязательный предмет на всех факультетах педагогических ин-тов. В координации исследований по В. ф. большую роль играют конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии, созываемые Ин-том возрастной физиологии АПН СССР. 9-я конференция (Москва, апр. 1969) объединила работу 247 науч. и уч. учреждений Сов. Союза.

Лит.: Касаткин Н. И., Ранние условные рефлексы в онтогенезе человека, М., 1948; Красногорский Н. И., Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных, т. 1, М., 1954; Пархон К. И., Возрастная биология, Бухарест, 1959; П е и п е р А., Особенности деятельности мозга ребенка, пер. с нем., Л., 1962; Нагорный А. В.,Буланкин И. Н., Никитин В. Н., Проблема старения и долголетия, М., 1963; Очерки по физиологии плода и новорожденного, под ред. В. И. Бодяжиной, М., 1966; Аршавский И. А., Очерки по возрастной физиологии, М., 1967; Кольцова М. М., Обобщение как функция мозга, Л., 1967; Чеботарев Д. Ф., Фролькис В. В., Сердечно-сосудистая система при старении, Л., 1967; Волохов А. А.,Очерки по физиологии нервной системы в раннем онтогенезе, Л., 1968; Онтогенез системы свертывания крови, под ред. А. А. Маркосяна, Л., 1968; Фарбер Д. А., Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе, М., 1969; Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков, под ред. А. А. Маркосяна, М., 1969. А. А. Маркосян.

ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ в избирательном праве, см. Цензы избирательные.

ВОЗРАСТНЫЕ КЛАССЫ, свойственное эпохе родового строя деление общества на неск. возрастных категорий, имеющих свои права и обязанности. В той или иной форме деление на В. к. было присуще почти всем народам мира на этой стадии обществ. развития. По данным этнографии, напр, у австралийцев, папуасов, зулусов в Африке, амер. индейцев и др. имелось 3-4 В. к. (детей, молодёжи, взрослых, стариков). Возникнув из естеств. половозрастного разделения труда, В. к. исчезли в процессе обществ, разделения труда и распада первобытнообщинного строя. См. также Инициации, Мужские союзы.

ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Зап. и Центр. Европы эпоха, переходная от ср.-век. культуры к культуре нового времени (приблизит, хронологич. границы В.: в Италии - 14-16 вв., в др. странах - кон. 15-16 вв.). Наиболее отличительные черты культуры В., антифеодальной в своей основе, - светский характер, гу манистич. мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к античному культурному наследию, как бы "возрождение" его [отсюда и назв. "В."; этот термин, встречающийся уже у итал. гуманистов, напр, в "Жизнеописаниях" (1550) итал. художника и историка искусств Дж. Вазари, утвердился в науке с 18 в.].

Предшественницей культуры В., носившей гор. характер, была ср.-век. гор. культура; она уже задолго до В. несла в себе мн. тенденции, к-рые смогли получить полное развитие только в новую ист. эпоху. В рамках ср.-век. феод, культуры известны периоды подъёма иск-ва и науки, иногда связанные с интересом к античности (напр., "Каролингское возрождение"); появлялись элементы гуманистич. этики, реализма в искусстве. В отличие от этих явлений, перелом в идейной и культурной жизни, каким явилось В., был связан с коренными социально-экономическими сдвигами в европ. об-ве 14-16 вв. Он отвечал новым обществ, потребностям. Культура В. возникла в эпоху, когда старые феод, отношения разлагались, в наиболее экономически развитых странах и р-нах Европы (прежде всего в городах Сев. и Ср. Италии) начали появляться первые ростки раннекапиталистич. отношений и из ср.-век. сословия горожан стали формироваться первые элементы буржуазии. В этих условиях возросшей деловой активности на передний план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человеку становились тесны рамки сословно-феодальных отношений, корпоративной связанности, церк.-аскетич. морали, ср.-век. традиций. Он начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетич. вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Носителями нового мировоззрения стали люди разных профессий и разного социального положения - гор. интеллигенция той эпохи - поэты, филологи, философы, художники, - представители тех отраслей знания, к-рые, имея своим объектом человека и всё человеческое (лат. studia humaniora), противопоставлялись "схоластическому" изучению "божественного" (studia divina). Отвюда их наименование - гуманисты (от лат. homo - человек, humanus - человеческий), а нового мировоззрения - гуманизм. Гуманисты выступили против контроля католич. церкви над деятельностью человека и его образом мысли. Были подвергнуты критич. пересмотру сковывавшие свободное развитие мысли авторитеты, традиции и догмы, на к-рые опиралась ср.-век. мораль; провозглашено право на свободу науч. исследования. Возникли светская наука, лит-pa и иск-во. С разрушением старых феод.-религ. представлений и с созданием новой смстемы ценностей, соответствовавшей зарождавшейся бурж. эпохе, был связан и антропоцентризм (от греч. anthropos - человек) нового мировоззрения. Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый отныне как часть природы, как наиболее совершенное её творение. Человек, его переживания, его внутр. мир, его "земная" жизнь становятся гл. темами лит-ры и иск-ва. В противовес феод.-церк. аскетизму, проповеди пассивности, новая гуманистич. этика превозносила право на естественные, данные природой потребности и склонности, возвеличивала человеческую деятельность. Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой ("универсальной") творческой личности. Жизнерадостный оптимизм, представление о безграничных возможностях человека, его воли и разума, "героический энтузиазм" (Дж. Бруно), гармоничность и цельность мироощущения органически присущи гуманистич. мировоззрению в его наиболее классич. выражении, особенно в Италии.

Утверждая новое мировоззрение, гуманисты обратились к античному наследию (в ср. века хотя и не полностью забытому, но сильно искажённому). В античной культуре В. открывало родственный ему гуманистич. (человечный) неаскетический дух, "языческий" интерес ко всему "посюстороннему", нормы нравственного и прекрасного, основанные на изучении природы и человека. Гуманисты много сделали для восстановления и распространения античного наследия, тщательно собирая и изучая античные рукописи, памятники античного искусства. В 15 в. благодаря учёным, эмигрировавшим из Византии в Италию, были впервые переведены почти все др.-греч. поэты (в т. ч. Гомер) и философы (в т. ч. большинство диалогов Платона). Тексты античных произведений, известных и ср.-век. Европе, уточнялись, освобождались от ср.-век. наслоений и ошибок и переосмысливались.

Но культура В. не была простым возвращением к античной. Она её развивала и интерпретировала по-новому, исходя из новых ист. условий. Не меньшее значение, чем античное влияние, имели в культуре В. связи с нац. традицией. Огромную роль в распространении античного наследия и новых, гуманистич. взглядов сыграло изобретение (сер. 15 в.) и распространение в странах Европы книгопечатания. В типографиях Флоренции, Венеции (Альд Мануций), Базеля (И. Фробен), Парижа (А. Этьенн), Лиона (Э. Доле), Антверпена (К. Плантен), Нюрнберга и др. печаталась античная и гуманистич. лит-pa; мн. типографы того времени сами были выдающимися гуманистами.

Культура В. отразила в себе специфику переходной эпохи. Старое и новое нередко причудливо переплеталось в ней, представляя своеобразный, качественно новый сплав.

Провозглашение в эпоху В. новых этич. и эстетич. принципов означало прежде всего необходимую и прогрессивную борьбу за разрушение феод.-корпоративных пут, за раскрепощение личности, создавая тем самым идейные предпосылки для будущего, только возникавшего бурж. общества. Однако гуманистич. мировоззрение было буржуазным (точнее - предвосхищением буржуазного) лишь в том смысле, что выводы, вытекавшие из гуманистич. теорий, объективно удовлетворяли потребностям зарождавшегося бурж. общества. Сами же носители нового мировоззрения - прежде всего гуманистич. интеллигенция - отражали в своей деятельности и творчестве более широкое и прогрессивное ист. содержание, чем интересы зажиточной гор. верхушки, буржуа в собственном смысле слова. Кроме того, в культуре В. существовали течения, к-рые не укладываются в рамки бурж. мировоззрения. С одной стороны, именно в это время возник утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла), начали развиваться подлинно демократические явления в лит-ре и изобразит, иск-ве. С другой стороны, новые ренессансные формы культуры воспринимали феод, аристократия и католич. церковь, приспособлявшие их к своим интересам и в то же время испытывавшие воздействие новых идей. Папский, императорский, княжеские дворы нередко были гл. заказчиками ренессансных произведений иск-ва.

Сложным (и во многом спорным в науке) является вопрос о хронологич. границах культуры В., её терр. распространении, нац. особенностях. Далеко не все явления культуры эпохи (15-16 вв.) были ренессансными. Наряду с культурой В. в этот период продолжала существовать старая ср.-век. культура. Степень распространения ренессансной культуры в разных странах была весьма различной. Возникнув в Италии - стране наиболее развитой гор. жизни того времени, где рано и весьма существенно было подорвано экономич. и политич. влияние феодалов и уже в 13-14 вв. появились первые зачатки раннекапиталистич. произ-ва, В. в Италии же получило свои наиболее завершённые, классич. черты (существует точка зрения, согласно к-рой, о В., как о целой эпохе, можно говорить только применительно к Италии). На возникновение и характер В. в Италии оказало влияние и то, что её терр. ранее была центром античной цивилизации, античное влияние и нац. традиции здесь т. о. сближались. На материале изобразит, иск-ва и архитектуры (и прежде всего применительно к Италии) искусствоведы выработали периодизацию культуры В. В итал. В., не считая предренессансных явлений рубежа 13-14 вв. (см. Проторенессанс), различают: Раннее В. (в изобразит, иск-ве и архитектуре - 15 в., но в итал. гуманистич. лит-ре - уже с 14 в.), Высокое В. (кон. 15 - 1-я четв. 16 вв.), Позднее В. (16 в.). Эту периодизацию совр. исследователи распространяют иногда и на др. страны, но при этом хронологич. рамки отд. этапов культуры В. отличаются от итальянских. Распространение (более позднее) В. в др. странах - во Франции, в далматинских городах, в Нидерландах, Германии, Англии, Испании, ряде др. стран Европы, подготовленное нац. развитием, в то же время происходило уже в значит, степени под влиянием усвоения достижений итал. гуманистич. культуры. Италия стала настоящей "школой" европ. гуманизма, сюда устремлялась передовая интеллигенция других стран Европы. Знакомству нек-рых стран (особенно Франции) с итал. гуманистич. культурой способствовали Итальянские войны 1494-1559. Культура В., распространившаяся к С. от Альп в осн. лишь с кон. 15 - нач. 16 вв. и получившая в разных странах специфич. характер, отражала как особенности ист. развития и нац. традиции каждой страны, так и новый этап в развитии европ. истории. Обозначившиеся - уже в общеевроп. масштабе - экономич. и социальные сдвиги, связанные с разложением феодализма и возникновением капиталистич. уклада (при значительно более прочных в целом позициях феодализма в этих странах, чем в пределах отд. итал. городов-государств); воздействие на умы процесса т. н. первоначального накопления, Вел. геогр. открытий; консолидация нац. гос-в и рост. нац. самосознания, надежды, возлагавшиеся прогрессивными обществ, слоями на укреплявшуюся королев, власть - в одних странах (Франция, Англия, Испания), задачи борьбы за политич. централизацию - в других (Италия, Германия), наконец, острейшие классовые, нац., политич., религиозные конфликты (Крестьянская война 1524- 1526 в Германии, Нидерландская бурж. революция 16 в., Религ. войны во Франции и др.) - всё это оказывало существенное воздействие на ренессансную культуру в 16 в. В ряде стран (особенно в Германии) идеи В. развивались в переплетении и в то же время в борьбе с идеями Реформации. Всё это придавало культуре В. к. С. от Альп более противоречивый характер; здесь слабее, чем в Италии, сказывалось античное влияние, сильнее было воздействие нац. традиций и феод, культуры, В. оказалось более кратковременным.

Нек-рые учёные склоняются к более расширительному применению понятия "В.", не ограничивая его территориальными рамками Зап. Европы (или даже Италии). Среди востоковедов существует направление, обращающее внимание на ренессансные черты культуры ряда стран Азии, Закавказья в определённые ист. периоды (напр., Китая 8-12 вв., стран Закавказья 12-13 вв.) и считающее возможным говорить о В. в Китае, Закавказье. В. рассматривается, т. о., как всемирно-историческое явление. Эта проблема остаётся в науке дискуссионной. В период Позднего В. мн. ренессансные идеалы и нормы (получившие своё наиболее полное воплощение в период Высокого В. в Италии) значительно трансформировались (в т. ч. и в самой Италии). В условиях острых классовых столкновений, победы в одних странах феод.-католич. реакции, а в других - протестантизма (к-рый, утвердившись, проявил себя столь же нетерпимым к гуманистич. свободомыслию, как и католич. церковь в период контрреформации) наступает кризис ренессансного гуманизма, связанный и с осознанием антигуманистич. черт складывавшегося бурж. об-ва. Рушится оптимистич. (и утопич.) вера гуманистов в то, что возникающее новое общество благоприятно для свободного развития человека. В культуре В., возникшей на нар. основе, тесно связанной с нар. традициями, по сути своей антифеодальной и антицерковной, усиливаются аристократич. тенденции. Кризис гуманистич. культуры В., её "аристократизация" находят отражение в возникновении (в Италии уже с 20-х гг. 16 в.) маньеризма и родственных ему стилевых направлений. В то же время гуманизм Позднего В. в творчестве крупнейших его представителей, таких как У. Шекспир, М. Сервантес, Микеланджело,- обогащается осознанием противоречивости жизни ("трагический гуманизм"); появляются мотивы трагич. обречённости борьбы против зла; возникает осознание противоречия между личностью и складывавшимся в форме абсолютной монархии нац. государством. В новых условиях на смену культуре В. пришли новые направления (см. Барокко, Классицизм).

В. сыграло огромную прогрессивную роль в культурной и идейной жизни европ. стран. В этот период были созданы шедевры мировой культуры, имеющие непреходящую ценность. Непосредственными преемниками мн. идей В. стали деятели Просвещения 18 в. - идеологи буржуазии, шедшей на прямой революц. штурм феодализма.

Культура В. неотделима от гуманистич. мировоззрения, от новой философии. В эпоху В. отд. области науки и культуры еще не полностью отдифференцировались, и мн. филос. идеи были сформулированы не философами-профессионалами (таких было немного), а художниками, поэтами, учёными. Всё усиливавшаяся оппозиция схоластике приводит к тому, что философия перестаёт быть "служанкой богословия". Ранее всего разрыв со ср.-век. мировоззрением проявился в области этики. Иногда (как, напр., у Петрарки, родоначальника ренессансного гуманизма) он принимал форму возвращения к идеям позднего стоицизма, чаще - возрождения этики эпикуреизма (Лоренцо Балла, диалог "О наслаждении", 1431, и др.). Новый этап в развитии антисхоластич. философии В. был связан с ознакомлением гуманистов (прежде всего во Флоренции) с греч. яз. и сочинениями греч. философов (в этом большую роль сыграли византийские учёные, особенно Георгий Гемист Плифон), что позволило гуманистам более полно и точно познакомиться с сочинениями Платона, Аристотеля и др. античных философов. Особенно велико было влияние в эпоху В. идей платонизма и неоплатонизма. Центром их возрождения стал кружок гуманистов во Флоренции (т. н. платоновская Академия, осн. в 1459), а одним из гл. пропагандистов - Марсилио Фичино. Исходя из платоновской идеи о "серединном" положении человека (между телесно-материальным и божественно-неземным миром), итал. гуманист Пико делла Мирандола в "Речи о достоинстве человека" (1487) развивал одну из осн. идей гуманизма В.: человек сам творит свою судьбу, он способен к безграничному совершенствованию своей природы. Философия Платона становилась в эпоху В. идейным источником пантеизма, от неё отталкивалась философия В. в борьбе со схоластикой и схоластизированным аристотелизмом. Гл. центром антисхоластич. аристотелизма в Италии 15-16 вв. был Падуанский ун-т. Представители этого направления, прежде всего итал. философ П. Помпонацци, внесли крупный вклад в преодоление церк. учения о бессмертии души; защита ими теории "двойственной истины" способствовала высвобождению науки и философии от опеки религии.

Одно из гл. завоеваний филос. мысли эпохи В.- возникновение натурфилософии (т. е. философии природы), свободной от подчинения теологии. Расцвет натурфилософии В. приходится на 16 в. в Италии и Германии (Парацельс, Кардано, Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно), но мн. её идеи были выдвинуты уже в 15 в. Николаем Кузанским. Наиболее характерными особенностями натурфилософии эпохи В. были: натуралистич. пантеизм, в соответствии с к-рым законы, управляющие миром, истолковывались как внутр. закономерности природы, а бог из внеш. сверхъестественной силы становился силой, имманентной природе, растворявшейся в ней; органистич. взгляд на мир как на огромный (у Бруно - бесконечный) живой и изменяющийся организм, одушевлённый как в своём целом, так и в частях (гилозоизм); понимание человека ("микрокосма") как части природы ("макрокосма"); элементы диалектики, выразившиеся в понимании мира как единого целого н в учении о "совпадении противоположностей" (у Николая Кузанского и Дж. Бруно). Стремление дать цельную и универсальную картину мира наталкивалось у мыслителей В. на недостаток реальных знаний, к-рые часто подменялись поэтич. аналогиями, антропоморфич. и мистич. догадками (учение о "мировой душе", "жизненной силе" и т. д.). Неуёмная любознательность побуждала мыслителей В. обращаться к мистяч. учению Каббалы, к магии и др. "тайным наукам", увлекаться астрологией, алхимией. В легенде о Фаусте, сложившейся в конце эпохи В., увековечен тогдашний тип полуучёного-полуфантаста, овеянного авантюрным духом времени. Смешение рациональных представлений с наивной фантастикой отличает мышление В. от позднейшего, более систематического и научного по методу.

Однако эпоха В. (особенно 16 в.) отмечена уже крупными науч. сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, стр-во, воен. дело и др.), зарождавшегося капиталистич. производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматич. мировоззрения. Специфич. особенностью науки этой эпохи была тесная связь с иск-вом; процесс преодоления религ.-мистич. абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в иск-ве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример - творчество Леонардо да Винчи - художника, учёного, инженера). Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии. Великие географические открытия (путешествия X. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши. Открытия, означавшие революц. переворот в науке, были сделаны в сер. 16 в. в области астрономии: с гелиоцентрич. системы мира великого польск. астронома Н. Коперника, подрывавшей самые основы религ. взгляда на мир, "...начинает своё летосчисление освобождение естествознания от теологии..." (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 347). Плеяда анатомов Падуанского ун-та во главе с А. Везалием заложила в 16 в. основы науч. анатомии, начав систематич. анатомич. вскрытия. Исп. учёный М. Сервет близко подошёл к открытию круговорота крови в организме. В медицине происходит пересмотр взглядов, господствовавших в ср. века, создаются новые методы лечения болезней (основатель ятрохимии Парацельс и др.). Ряд открытий был сделан в математике, в частности в алгебре: найдены способы решения общих уравнений 3-й и 4-й степени (итал. математики Дж. Кар дано, С. Ферро, Н. Тарталья, Л. Феррари), разработана совр. буквенная символика (франц. математик Ф. Виет), введены в употребление десятичные дроби (голл. математик и инж. С. Стевин) и др. Дальнейшее развитие получает механика (Леонардо да Винчи, Стевин и др.). Растёт объём знаний и в др. областях науки. Так, Вел. геогр. открытия дали огромный запас новых фактов не только по географии, но и по геологии, ботанике, зоологии, этнографии; значительно вырос запас знаний по металлургии и минералогии, связанный с развитием горного дела (труды нем. учёного Г. Агриколы, итал. учёного В. Бирингуччо), и т. д. Первые успехи в развитии естеств. наук, ренессансная филос. мысль подготовили становление экспериментальной науки и материализма 17-18 вв. Переход от ренессансной науки и философии (с её истолкованием природы как мнргокачественной, живой и даже одушевлённой) к новому этапу в их развитии - к экспериментально-математич. естествознанию и механистич. материализму - совершился в науч. деятельности англ, философа Ф. Бэкона, итал. учёного Г. Галилея.

К ст. Возрождение. Джорджоне. "Юдифь". До 1505. Эрмитаж. Ленинград.

К ст. Возрождение. А. Дюрер. Портрет молодого человека. 1521. Картинная галерея. Дрезден.

Эпоха В. отмечена возникновением нового взгляда на человеческое общество и его историю, на государство и право. Крупнейшие политич. мыслители 16 в. (Н. Макиавелли, Ж. Боден) порвали с их феод.-теологич. трактовкой как божественно-сверхъестеств. установлений и стали рассматривать их как результат деятельности самих людей, поставили вопрос о закономерностях ист. развития. Боден подчёркивал влияние естеств. среды на формирование об-ва, Макиавелли считал политич. борьбу и материальный интерес гл. движущей силой обществ, жизни. В эпоху В., когда в ряде европ. стран завершалось формирование нац. централизованных гос-в, проблемы гос-ва, наилучшей формы гос. устройства, стали играть первостепенную роль в политич. теориях. Поиски основ нац. объединения, выступления против сепаратизма феод, знати, засилья папства и католич. церкви нашли отражение в произведениях Макиавелли (Италия), У. фон Гуттена (Германия), А. Моджевского (Польша). Во Франции в защиту королев, абсолютизма выступал Боден. Наконец, в эпоху В. возникли первые произведения утопич. социализма (Т. Мор в Англии, Г. Кампанелла в Италии), в к-рых получили своё выражение затаённые чаяния нар. масс.

Наиболее характерное отношение гуманистов к религии - скептицизм (или индифферентизм). Большинство гуманистов предпочитало прямо не затрагивать основ христианской религии, не выступало с прямым опровержением церк. догм (нек-рые из гуманистов занимали видные посты в иерархии католич. церкви, а один из них - Энеа Сильвио Пикколомини стал даже папой римским под именем Пия II). Вместе с тем их светское мировоззрение, их натурфилос. и этич. теории порывали с господствующей христианской религиозностью, с её верой в личного надприродного бога-творца. Среди части гуманистов получили распространение характерные для эпохи и смелые в условиях безраздельного господства католицизма идеи необходимости создания новой, синкретической "философской религии" - на основе соединения идей Каббалы, платонизма и христианства (Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, И. Рейхлин). Эразм Роттердамский, один из виднейших гуманистов эпохи В., подчёркивал моральную сущность христианства, сконцентрированную в Евангелиях, оставляя в тени или даже подвергая забвению его догматич. содержание, связанное с теологич. умозрением, миром "чудесного" и т. д. Оказав огромное влияние на своих современников, Эразм прокладывал дорогу деизму. Нек-рые гуманисты дали образцы обличительной лит-ры, бичующей пороки и невежество католич. духовенства, выступали против светской власти пап (Лоренцо Балла, напр., принадлежит разоблачение подложности "Константинова дара"). Применение гуманистами (Рейхлином, Эразмом и др.) ист. критики к текстам Священного писания, их рационалистич. критика ср.-век. католич. миросозерцания в известной мере подготовили Реформацию. Нек-рые гуманисты, напр. Лефевр д'Этапль во Франции, Ф. Меланхтон в Германии, стали видными её деятелями. Однако для гуманистов более характерны идеи веротерпимости или критич. отношение к религии. Некоторые из них, напр. Б. Деперье, М. Сервет, подвергали резкой критике не только католичество, но и протестантизм (активную полемику с Лютером вёл и Эразм). Среди гуманистов было немало вольнодумцев (Помпонацци, Балла, Деперье); Э. Доле, Дж. Бруно, обвинённые в богохульстве, стали жертвами инквизиции; М. Сервет был сожжён на костре в протестантской Женеве. Ряд гуманистов (Помпонацци, Боден) выдвигал идеи естеств. происхождения религии. В целом не столько непосредственные взгляды гуманистов на религию, сколько их светское мировоззрение способствовали тому, что к концу ср. веков "духовная диктатура церкви была сломлена" (Энгельс Ф., там же, с. 346). В то же время многие гуманисты, будучи носителями раннебурж. мировоззрения, принимали как политич. необходимость " исторические" "положительные" религии в качестве духовной узды для нар. масс. В этом они предвосхищали многих бурж. философов 17 в., а также бурж. просветителей 18 в.

В рамках нового мировоззрения с 15 в. начала развиваться и гуманистич. историография (Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Флавио Бьондо, Макиавелли, ф. Гвиччардини и др. - в Италии, Я. Вимфелинг, Авентин, Беат Ренан, Себастьян Франк - в Германии, Полидор Вергилий, У. Кемден - в Англии, Матвей из Янова - в Польше и др.). Важнейшими её достижениями были: секуляризация ист. мысли (история отрывается от богословия и становится светской отраслью знания) и начатое гуманистами систематич. применение ист. критики источников. Историки - в соответствии с новым взглядом на человеческое общество - стремятся обнаружить естеств. причины ист. событий, отвергая их объяснение вмешательством "потусторонних сил" и ища их в сознат. деятельности выдающихся личностей - правителей, полководцев и т. д. Однако дальше такого прагматического взгляда на историю и попыток обнаружить рациональные мотивы, к-рыми руководствовались политич. деятели, историки-гуманисты, за редким исключением (Макиавелли), не пошли. Критика ист. источников (связанная и с успехами филологии) становилась в руках гуманистов мощным оружием преодоления концепций и представлений, выработанных феод, историографией. С обострением чувства нац. самосознания, патриотизма связано появление работ, посвящённых истории родной страны, города. Освобождая историю от груза церк.-феод, представлений, гуманисты отвергли богословскую периодизацию истории, обратили внимание на качеств, различие между античностью и ср. веками. Со времени В. возникает (начиная с Ф. Бьондо) деление истории на древнюю, средневековую и новую. При этом для гуманистов было характерно - при восторженном преклонении перед античностью - резко отрицат. отношение к средневековью (здесь они выступают прямыми предшественниками историков эпохи Просвещения).

Обострённый интерес гуманистов к античности, критич. отношение к ср.-век. и церк. традиции, бурный процесс становления нац. яз.- всё это способствовало исключит, вниманию гуманистов к филологии. Почти все гуманисты были видными филологами, знание классич. латыни и умение писать на ней считались необходимым атрибутом образованного гуманиста; высоко ценились красоты стиля (обычно в подражание древним образцам, особенно Цицерону), риторика. Гуманисты (особенно итал.), пользуясь приёмами филологич. критики, восстанавливали подлинные античные тексты, открывали правила синтаксиса, орфографии и метрики классич. латыни. Наряду с "возрождением" классич. латыни, пришедшей в соч. гуманистов на смену варварской латыни средневековья, гуманисты занялись изучением древнегреч., древнеевр. и др. древних языков. Крупнейшими филологами эпохи В. были: Лоренцо Балла - самый блестящий знаток классич. латыни в 15 в., Пико делла Мирандола и мн. другие итал. гуманисты; вне Италии - Гийом Бюде, крупнейший знаток греч. яз. во Франции, основатель (1530) "Коллежа трех языков" (будущий Коллеж де Франс), И. Рейхлин - в Германии, Эразм Роттердамский и др.

Характерные черты гуманистич. мировоззрения эпохи В. нашли отражение и во взглядах гуманистов на воспитание, а также в пед. практике лучших уч. заведений. Гуманисты (Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень) подвергли бичующей критике всю ср.-век. схоластич. систему образования и противопоставили ей воспитание, развивающее человека умственно и физически, приучающее к самостоят, мышлению, формирующее высокие нравств. качества - в духе гуманистич. морали. Они считали необходимым изучать в школах не только лат., но и греч. яз., античную художеств, лит-ру и мифологию, а также предметы, вооружающие нужными в практич. жизни знаниями, умениями и навыками,- математику, историю, элементы природоведения. Возвращаясь к античному идеалу гармонически развитого человека, педагоги эпохи В. заботились и о физ. развитии детей (отводя при этом большое место играм), выступали против телесных наказаний. Эти идеи содержались в сочинениях итал. гуманистов П. Верджерио, Л. Бруни, М. Веджио, англичанина Р. Ашама, франц. гуманистов Рабле, Монтеня, у Эразма Роттердамского и др. Дальше пошли в своих пед. идеалах социалисты-утописты (Мор и Кампанелла), выдвинувшие идеи обществ, воспитания и обучения, всеобщего обучения (на родном яз.), равенства образования для мужчин и женщин, соединения обучения с трудом и др. Крупнейшим педагогом-практиком эпохи В. был итал. гуманист Витторино да Фельтре, попытавшийся осуществить пед. гуманистич. идеи в организованной им в 1424 школе, получившей назв. "Дом радости". Однако школа Виттор