загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

адлежит приоритет в разработке методов ускоренной подготовки атаки и способов штурма крепостей (Измаил и др.), заслуга в развитии переправочного дела. М. И. Кутузов оценил важную роль инж. войск в вооруж. борьбе и создал в рус. армии инж. корпус. Под его руководством успешно применялись полевые укрепления в Бородинском и др. сражениях, использовались воен. мосты и переправы.

Кон. 18 и нач. 19 вв. характеризуются быстрым ростом В.-и. и. в зарубежных странах (Франция), что существенно повлияло на развитие рус. В.-и. и. Большое значение приобрели разработка способов ускоренной постройки шосс. дорог, постановка мостового и переправочного дела, разрушение дорог и мостов при отходе войск.

Развитие рус. В.-и. и. в 19- нач. 20 вв. связано с именами видных воен. инженеров А. 3. Теляковского, Э. И. Тотлебена, Р. И. Кондратенко, К. И. Величко и др. Теляковский создал первый капитальный теоретич. труд по В.-и. и. "Фортификация" (ч. 1-2, 1839-46), в к-ром раскрыл связь фортификации с тактикой и стратегией. Во время Севастопольской обороны 1854-55 зародилась новая система укреплений войсковых позиций. Вместо узкой линии бастионов и связывающих их куртин (крепостных стен) впервые была применена укреплённая полоса глуб. 1000-1500 м, создавались защищённые позиции для артиллерии, успешно велась подземно-минная борьба, впервые использован электрич. способ взрыва. В ходе обороны Порт-Артура 1904 применялись взрывные фугасы, заграждения из колючей проволоки, подземно-минная борьба, система траншей и ходов сообщений, впервые употреблена воен. маскировка и оборудованы тыловые оборонит, рубежи на значит, глубину. В кон. 19- нач. 20 вв. ведётся разработка теории инж. подготовки территории страны к войне, чему посвящены труды воен. инж. К. И. Величко ("Инженерная оборона государств и устройство крепостей", 1903, и др.).

Развитие В.-и. и. в 1-ю мировую войну 1914-18 связано гл. обр. с использованием воюющими сторонами позиционных форм боевых действий, с разработкой вопросов теории и практич. мероприятий по созданию глубокоэшелонированных оборонит, полос и обеспечению их прорыва. В ходе войны были разработаны и применены первые образцы противопехотных и противотанковых мин, немцы на терр. Франции, Бельгии и Голландии в 1917- 1918 впервые произвели с помощью их массовые разрушения.

В ходе Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20 зародилось сов. В.-и. и., основы к-рого заложены под непосредств. влиянием В. И. Ленина, к-рый требовал широкого применения инж. средств в ходе воен. действий. По инициативе Ленина в февр. 1918 учреждена Коллегия по инж. обороне Республики, к-рая разработала мероприятия по ускоренной подготовке оборонит, рубежей и укреплённых районов для отражения наступления войск интервентов и белогвардейцев, предложила способы инж. обеспечения высокоманёвренных операций Красной Армии, закрепления позиции, подготовки укреплённых плацдармов. В это время были созданы Воен.-инж. училище и фортификац. ф-т Воен.-технич. академии. В 1919 вышел труд К. И. Величко "Укреплённые позиции и инженерная подготовка их атаки", имевший важное значение в становлении сов. В.-и. и.

В развитии В.-и. и. между 1-й и 2-й мировыми войнами гл. место занимали вопросы воен.-инж. подготовки гос-в к войне и проблемы, связанные с созданием системы приграничных укреплений. В зап. странах (Франция, Германия, Бельгия) строительство укреплённых линий ("линия Мажино", 1928-38; члиния Зигфрида", 1935-40, и др.) привело к дальнейшему развитию долговременной и броневой фортификации. Появились новые взгляды на применение заграждений. Влияние зап. В.-и. и. распространилось на Финляндию ("линия Маннергейма", 1929-39), Грецию и др. страны Европы и Азии. Вместе с тем получает развитие строительство автомоб. дорог в воен. целях (автострады в Германии 1934-39, автомоб. дороги в Маньчжурии), в ряде стран развивается аэродромостроение. В Великобритании и США осн. усилия В.-и. и. направляются на разработку проблем манёвренного базирования ВМФ и обеспечения гидромобильных действий войск, в особенности высадки мор. десантов.

Советское В.-и. и. в этот период развивалось на основе обобщения опыта 1-й мировой и Гражданской войн, а также критич. оценки взглядов зарубежных теоретиков. В отличие от зап. специалистов, уделявших осн. внимание дальнейшему развитию способов обеспечения позиционных форм борьбы и, в частности, созданию приграничных укреплений из сплошных линий, сов. В.-и. и. разрабатывались способы обеспечения манёвренных боевых действий в условиях ведения глубоких операций с одновременным решением проблем воен.-инж. подготовки гос-ва к войне. Вместо сплошных линий пограничных укреплений сов. В.-и. и. была обоснована и осуществлена зародившаяся в ходе Гражд. войны идея применения для прикрытия границ системы укреплённых районов. Становление и развитие сов. В.-п. и. в годы Гражд. войны и в послевоен. период связано с деятельностью видных сов. учёных - военных инженеров К. И. Величко, Д. М. Карбышева, Г. Г. Невского, ф. И. Голенкина, Г. X. Потапова, С. А. Хмелькова, А. П. Шошина, В. В. Яковлева и др. Сов. В.-и. и. принадлежит приоритет в разработке проблем инж. обеспечения операций и боя. В трудах сов. учёного воен. инж. Карбышева (30-е гг. 20 в.) "Инженерное обеспечение наступательной операции", "Инженерное обеспечение оборонительной операции" и др. разработаны основы теории инж. обеспечения операций и боевого применения инж. войск. Е. В. Александровым и др. были разработаны принципы боевого использования инж. войск в бою и операции, предложены способы применения и устройства заграждений на всю глубину операции. Многие из этих теоретич. положений были закреплены в Полевых уставах 1936 и 1941, в Наставлении по инженерному делу 1939, Наставлении по фортификации 1939 и др.

В ходе сов.-финл. войны 1939-40 были заложены теоретич. основы и выработаны практич. рекомендации по преодолению массированных минных и др. заграждений, применению групп разграждений, штурмовых групп и отрядов для прорыва долговременных укреплений ("линия Маннергейма"), впервые применялись минные тралы и миноискатели.

В нач. 2-й мировой войны В.-и. и. Франции, Великобритании, Бельгии не смогло предложить эффективные способы противодействия инж. средствами высокоманёвренным операциям нем. войск, а В.-и. и. Германии не смогло решить задачу обеспечения прорыва долговременных укреплений "линии Мажинок В ходе войны В.-и. и. Великобритании и США успешно решило задачи инж. обеспечения крупных мор. десантных операций (высадка во Франции и Италии) и действий войск в особых условиях (Сев. Африка, Индокитай и др.), но отставало в разработке проблем инж. обеспечения операций на континентальных театрах воен. действий. В этом отношении нек-рые успехи имело В.-и. и. Германии, но и оно не выдвинуло заметных идей или решений данных проблем. На развитие В.-и. и. зап. стран в этот период оказывало сильное влияние сов. В.-и. и.

Разработанные сов. В.-и. и. в довоен. годы теоретич. положения и практич. рекомендации по воен.-инж. подготовке территории страны и театров воен. действий к войне, инж. обеспечению операций и боевых действий войск, по общему направлению развития инж. войск, их тактики, по характеру развития средств инж. вооружения нашли широкое применение в Великой Отечеств, войне 1941 - 1945. В организации инж. обеспечения операций Красной Армии в этой войне принимали участие талантливые сов. воен. инженеры М- П. Воробьёв, К. С. Назаров, И. А. Петров, А. И. Прошляков, Л. 3. Котляр, А. ф. Хренов и др. Их усилиями, а также творчеством мн. командиров частей, войсковых инженеров, штабов инж. войск, учёных Воен.-инженерной и др. академий обеспечивалось в ходе войны дальнейшее развитие сов. В.-и. и.

В первые годы Великой Отечеств, войны сов. В.-и. и. успешно разрабатывало систему инж. оборудования гос. рубежей и стратегич. районов обороны (Московского, Ленинградского и др.), мероприятия по противодействию высокоманёвренным действиям противника (массовое применение различных заграждений и пр.). В ходе войны получила развитие и сложилась система инж. оборудования глубокоэшелонированной позиционной обороны, что нашло отражение в Полевом уставе и в Руководстве по позиционной обороне с применением системы траншей. Высокого уровня достигло иск-во обеспечения прорыва обороны противника, форсирования водных преград, закрепленил инж. средствами захваченных плацдармов (Сандомирский на Висле, Кюстринский на Одере, и др.) и штурма городов (Кенигсберг, Берлин и др.). Более чётко определились роль и место инж. войск в бою и операции, организация их боевого применения и взаимодействия с различными родами войск, утвердился принцип массированного применения в операциях инж. сил и средств на важнейших направлениях.

В начале послевоен. периода В.-и. и. всех стран развивалось на основе обобщения опыта минувшей войны, гл. обр. в направлении дальнейшего совершенствования форм инж. обеспечения действий бронетанковых и механизированных войск, способов форсирования водных преград, принципов устройства и преодоления заграждений, применения приёмов войсковой и оперативной маскировки. Выводы В.-и. и. закреплены в ряде уставов и наставлений, изданных после войны в различных странах.

Появление ядерного оружия и поступление его на вооружение армий неск. государств, разработка др. видов оружия и техники поставили перед В.-и. и. ряд новых проблем стратегич., оперативного и тактич. масштаба с учётом перспектив развития средств, форм и способов вооруж. борьбы. Особую значимость приобретает разработка проблем инж. обеспечения постоянной боевой готовности войск, инж. мероприятий по защите войск и объектов тыла от совр. средств поражения, обеспечения боевых действий войск в условиях массовых разрушений и заражений.

Лит.: Энгельс Ф., Фортификация, Маркс К. иЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 14; Ленин В. И., Военная переписка. 1917 - 1922 гг., М., 1966; Ласковский Ф., Материалы для истории инженерного искусства в России, ч. 1 - 3, СПБ, 1858 - 1865; Теляковский А., Фортификация, ч. 1-2, СПБ, 1852-1855; Карбышев Д. М., Избр. научные труды, М., 1962; Тухачевский М., Инженерное соразмерение операций, Избр. произв., т. 1, М., 1964; Из истории русского военно-инженерного искусства. Сб. ст., М., 1952; Инженерные войска Советской Армии в важнейших операциях Великой Отечественной войны. Сб. ст., М., 1958; Военно-инженерное искусство и инженерные войска русской армии. Сб. ст., М., 1958; 50 лет Вооруженных Сил СССР, М., 1968. Г. Ф. Самойлович, В. К. Харченко, А. Д. Цирлин.

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ КОМИССИИ, создавались в России для составления офиц. истории войн. 1) В.-и. к. по описанию рус. -тур. войны 1877 - 78 при Гл. штабе (с 1905 при Гл. управлении Генштаба), создана в 1879. В 1886 составление описания войны на Кавк. театре было передано воен.-ист. отделу штаба Кавк. воен. округа. В 1897 были подготовлены к изданию 3 тома, но воен. мин. П. С. Ванновский забраковал рукопись ввиду содержавшейся в ней критики в адрес рус. командования. В 1911 В.-и. к. закончила свою работу и была ликвидирована. Всего за 1898-1913 были изданы: "Описание русско-турецкой войны 1877-1878 на Балканском полуострове", 1901-16, в 9 тт. (14 кн., объём ок. 400 печатных листов) с атласом; не подлежащее оглашению "Особое прибавление"(в. 1-6,1899-1911; дипломатич. документы, переписка царя с главнокомандующим и ген. Э. И. Тот-лебеном, секретные материалы по плану войны, донесения воен. агентов). 2) В.-и. к. по описанию рус.-япон. войны 1904 - 05 при Гл. управлении Генштаба, создана в 1906. К нач. 1910 работа была закончена, и в течение 1910 изданы 9 тт. (16 кн.) "Русско-японской войны 1904-1905" и альбом карт. Общий объём издания составил 600 печатных листов. Издания В.-и. к. содержат богатый фактич. материал, но требуют критич. отношения. 3) Историч. комиссия по описанию действий флота в р у с.-япон. войну 1904 - 05 при мор. Генштабе. Создана в 1908. Издания комиссии: "Русско-японская война 1904- 1905 гг. Работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904- 1905 гг. при морском Генштабе" (Введение, ч. 1, 1918, кн. 1-4, 6, 7, 1912- 1918); сб. документов "Русско-японская война 1904-1905 гг. Действия флота. Документы, изданные исторической комиссией..." (отдел 1-4, 1907 -14) и др. 4) В.-и.к. по описанию 1-й мировой войны 1914 - 18 при воен.-историч. части (позднее в составе воен.-историч. отдела) Всероглавштаба, учреждена 13 авг. 1918 (с 15 нояб. 1918 наз. Комиссией по исследованию и использованию опыта войны 1914-18, затем Воен.-историч. комиссией); расформирована 29 мая 1921. Пред. В.-и. к. были В. Н. Клембовский (авг. - окт. 1918) и А. А. Свечин (с нояб. 1918). Было подготовлено 39 работ о войне 1914-18 и 13- о Гражд. войне, опубликовано 44 работы. На их основе был издан "Стратегический очерк войны 1914-1918" (т. 1-7, 1920-23). В труде приводятся мн. оперативные документы и даётся фактологич. описание войны на рус. фронте. Однако в нём отсутствуют науч. анализ и оценка воен. действий, а также описание хода войны на др. театрах и морях.

"ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ", ежемесячный журнал Мин-ва обороны СССР. В 1939-40 издавался как орган Нар. комиссариата обороны СССР, в янв.-июле 1941 орган Генштаба РККА; издание было прекращено с началом Великой Отечеств, войны и возобновлено в 1959. Публикует статьи, документы и материалы по истории воен. искусства, гл. обр. новейшего времени начиная с Гражд. войны в СССР, мемуары и воспоминания деятелей Гражд. и Великой Отечеств, войн, рецензии и науч. информацию.

ВОЕННОЙ ИСТОРИИ ИНСТИТУТ Министерства обороны СССР, научно-исследовательское учреждение в Москве. Образовано в окт. 1967. Осн. задачи института - изучение проблем Великой Отечеств, и 2-й мировой войн, воен. прошлого нашей Родины и методологич. проблем воен. истории. Институт координирует н.-и. работу в области воен. истории, подготавливает и публикует науч. труды, монографии и научнопопулярные работы, ведёт подготовку науч. кадров через адъюнктуру и аспирантуру. Научно-методнч. руководство работой В. и. и. осуществляет Отделение истории АН СССР. Печатный орган ин-та -"Вестник военной истории".

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА, одна из спец. служб Вооруж. Сил СССР, осуществляющая охрану здоровья военнослужащих, их систематпч. мед. обеспечение в условиях мирного и воен. времени. На В.-м. с. в мирное время возлагаются: проведение комплекса леч.-профилактич. мероприятий для сохранения и укрепления здоровья личного состава Вооруж. Сил; сохранение сан. благополучия в войсках, защита их от массовых, в первую очередь эпидемических, заболеваний, обучение военнослужащих приёмам оказания первой медицинской помощи при ранениях и боевых поражениях, а также гигиенич. навыкам предохранения от заразных болезней; организация и проведение боевой и спец. подготовки личного состава В.-м. с. В воен. время первостепенными задачами В.-м. с. являются сохранение жизни наибольшему числу раненых, поражённых и больных, а также скорейшее восстановление их боеспособности. Успешному решению этой задачи призвана служить система мед. обеспечения войск, к-рая предусматривает: рациональное расчленение оказания мед. помощи во времени (изменение сроков оказания помощи в зависимости от характера поражения, состояния пострадавших и воен. обстановки) и пространстве (распределение между различными леч. учреждениями леч. мероприятий, оказываемых раненым и поражённым); органич. сочетание лечения и эвакуации медицинской и обеспечение преемственности оказания мед. помощи поражённым и больным на этапах мед. эвакуации; эшелонирование (т. е. расчленённое расположение дальше или ближе к фронту) леч. учреждений и манёвр ими в зависимости от обстановки. Важное место в системе мед. обеспечения войск занимают также сан.-гигиенич. и противоэпидемич. мероприятия, проводимые для защиты личного состава войск от возникновения и распространения заразных заболеваний, что имеет особое значение при вынужденном пребывании войск в эпидемически неблагополучных районах.

В полку В. м.-с. представлена полковым мед. пунктом (ПМП), в состав к-рого входит лазарет с врачами и фельдшерами, фармацевтом, зубным врачом и санитарами. В.-м. с. полка организует и проводит все необходимые леч.-профилактич., сан.-гигиенич. и противоэпидемич. мероприятия. Мед. силы и средства полков и др. отд. частей, входящих в состав дивизии, составляют В.-м. с. дивизии. Для оказания квалифицированной медицинской помощи в дивизии существует мед.-санитарный батальон или лазарет.

В.-м. с. располагает сетью стационарных учреждений - гарнизонными и окружными военными госпиталями, гарнизонными поликлиниками, военными санаториями и домами отдыха, сан.-противоэпидемич. учреждениями. Общее руководство В.-м. с. осуществляет Центр, воен.-мед. управление Мин-ва обороны СССР. А. С. Георгиевский.

"ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ", ежемесячный журнал, орган Центр, воен.-мед. управления Мин-ва обороны СССР; одно из старейших (издаётся с 1823) рус. мед. периодич. изданий, первый отечеств, журнал в области воен. медицины. В "В.-м. ж." сотрудничали видные деятели воен. медицины Н. И. Пирогов, А. А. Чаруковский и др. С 1858 "В.-м. ж." выходил ежемесячно. В 1917 его издание прекратилось, а с 1929 Гл. воен.-сан. управление РККА начало выпускать ежемесячный воен.-мед. журн. "Военно-санитарное дело", переименованный в 1944 в "В.-м. ж." (в 1930-33 "В.-м. ж." издавался Военно-медицинской академией). "В.-м. ж." освещает вопросы теории и практики общей и военной медицины.

Лит.: Багдасарьян С. М., "Военно-медицинский журнал", "Военно-медицинский журнал", 1944, МЬ 1 - 2; Левит М. М., Медицинская периодическая печать России и СССР (1792-1962), М., 1963.

Д. И. Винокуров.

ВОЕННО-МОРСКОЕ ИСКУССТВО, теория и практика подготовки и ведения вооруж. борьбы на море; составная часть военного искусства.

Сов. В.-м. и. включает: стратегич. использование ВМФ, оперативное искусство ВМФ и тактику ВМФ. Между этими частями В.-м. и. существуют тесная связь и взаимозависимость. Стратегич. использование ВМФ - высшая область В.-м. и., к-рая, исходя из задач воен. стратегии, оказывает решающее влияние на развитие оперативного иск-ва и тактики ВМФ, ставит им задачи. Оперативное иск-во и тактика обслуживают стратегич. использование ВМФ, обеспечивая достижение им целей и задач в войне.

Элементы В.-м. и. зародились в древности с появлением воен.-мор. флотов и совершенствовались в связи с развитием общества, вооружения, боевой техники и форм вооруж. борьбы. В рабовладельч. государствах (Др. Греция, Др. Рим и др.) флот состоял из гребных судов (см. Гребной флот). Воен. стратегия рабовладельч. гос-в отводила ВМФ вспомогат. роль в войнах и ограничивала его действия прибрежными районами. Способами достижения победы в бою были таран и абордаж, а осн. тактич. формой боя - фронтальное столкновение флотов, оканчивавшееся в ходе его ведения единоборством отд. воен. судов между собой. Первой попыткой обобщения воен. опыта рабовладельч. Рима явился труд Вегеция (нач. 5 в.) "Краткое изложение военного дела", в к-ром он наряду с др. вопросами дал описание осн. известных в то время способов ведения боевых действий на море.

В Европе в эпоху раннего феодализма (до 10 в.) ВМФ и В.-м. и. существенного развития не получили. В период расцвета феодализма в Европе были достигнуты успехи в кораблестроении. С 10-11 вв. появляются парусные суда, затем - средства навигации (компас, секстан, мор. карты), что позволяет совершать длит, плавания в открытом море. В 15-16 вв. происходит переход от гребного флота к парусному, к-рый завершился к сер. 17 в. С 14 в. парусные корабли оснащаются артиллерией. Стратегия нарождавшихся в 15-16 вв. колониальных империй (Испания, Португалия, позднее Англия, Франция, Голландия) повысила роль ВМФ в войнах, изменила характер его действий и возложила на флот выполнение самостоят, задач по нарушению коммуникаций противника и обороне своих мор. путей. Однако тактика первых парусных флотов 15-16 вв. ещё мало отличалась от способов ведения боя гребного флота.

В 17 в. создаются постоянные ВМФ, к-рые стали важным воен. средством осуществления внеш. политики гос-ва. Дальнейшее развитие корабельной артиллерии, использование её в качестве гл. оружия в мор. сражениях аигло-голл. войн 17 в. внесли коренные изменения в боевой состав, организац. структуру парусного флота и его тактику; была установлена классификация кораблей и определены их задачи. Основу ударной мощи флотов составляли линейные корабли, фрегатам, арт. гребным судам и брандерам отводилась вспомогат. роль в мор. сражениях и блокадных действиях. Сложилась боевая организация флота. Корабли стали объединяться в эскадры под единым командованием флагмана. Ведение боевых действий крупными силами флотов неоднородного состава повысило требования к управлению эскадрой в мор. сражении, исход к-рого в значительно большей степени, чем прежде, стал определяться иск-вом флагмана - командира эскадры. Осн. тактич. формой ведения мор. боя эскадрами флотов стала линейная тактика, предусматривавшая маневрирование кораблей в линии баталии (кильватерной колонне). Такая тактика обеспечивала наиболее эффективное использование артиллерии, установленной на кораблях вдоль бортов в неск. рядов. Таран стал применяться всё ре/ке. Абордаж сохранялся на всём протяжении существования парусных флотов. Линейная тактика господствовала на протяжении 17-18 вв.

Значит, вклад в развитие В.-м. и. 1-й четв. 18 в. внесло рус. В.-м. и., проявившееся в Сев. войне 1700-21 против сильного мор. противника - Швеции. Вместо проводившихся тогда флотами зап. стран набегов на побережье, борьбы на коммуникациях и ген. сражения флотов Пётр I применял более решит, и надёжный метод ведения войны путём занятия воен.-мор. баз и побережья противника совместными действиями армии и флота. Для его тактич. иск-ва характерны: организация постоянного взаимодействия флота и армии, решит, действия флота по уничтожению сил противника с применением неожиданных для него форм манёвра (охват флангов, прорезание строя, окружение, абордажидр.). Обобщённый опыт боевых действий флота при Петре I был изложен в Морском уставе 1720. Возросшая к сер. 18 в. эффективность корабельной артиллерии (увеличение дальности стрельбы, убойной и разрушит, силы ядра, меткости огня) вступила в противоречие с тактич. формой её использования - линейной тактикой. Рус. адмиралы Г. А. Спиридов и ф. ф. Ушаков впервые в практике мор. боя отказались от шаблонов линейной тактики и заложили основы новой формы боевого использования флота - манёвренной тактики. Их В.-м. и. отличалось высокой активностью, решительностью действий при достижении поставленных целей, хорошей организацией взаимодействия всех сил и проявилось в победах рус. флота над турецким в сражениях в Хиосском проливе (1770), у о. Тендра (1790) и у мыса Калиакрия (1791).

Первые попытки теоретич. обоснования манёвренной формы ведения мор. боя нашли отражение в труде англичанина Дж. Клерка "Опыт морской тактики" (ч. 1-4, 1790-97, рус. пер. "Движение флотов", 1803), в к-ром он на основе анализа причин неудач англ. ВМФ в сражениях сер. 18 в. изложил нек-рые рекомендации по изменению линейной тактики и внедрению манёвренных принципов ведения мор. боя. Однако в В.-м. и. крупнейших мор. держав (Великобритания, Франция, Испания, Голландия) линейная тактика продолжала господствовать до кон. 18 в. Мор. победы англ. адм. Г. Нельсона при Абукире (1798) и Трафальгаре (1805) и рус. адм. Д. Н. Сенявина в Афонском сражении (1807), в к-рых были использованы принципы ведения манёвренного боя, способствовали утверждению в В.-м. и. манёвренной тактики. Такая тактика предусматривала наряду с манёвром эскадры для более полного использования артиллерии и нарушения управления силами флота противника большую самостоятельность в проведении манёвра отд. кораблей. Это внесло новое содержание в тактику одиночного корабля и предъявило повышенные требования к командиру в иск-ве управления и использовании оружия корабля в бою.

Дальнейшее развитие капиталистич. произ-ва, науки, воен. техники позволило улучшить конструкцию воен. кораблей, их парусное и арт. вооружение. Опыт Крымской войны 1853-56 показал преимущества паровых кораблей перед парусными при ведении манёвренного мор. боя. Во 2-й пол. 19 в. в Великобритании, США, Франции были созданы паровые корабли с броневой защитой. Основой ударной мощи флотов стали броненосцы с мощным арт. вооружением и сильной бронёй. Появились также крейсера, минные заградители, миноносцы. Изменения в материально-технич. базе флота потребовали разработки тактики использования броненосных эскадр в мор. бою. Существ, вклад в этот вопрос внесли рус. учёные. Адм. Г. И. Бутаков в труде "Новые основания пароходной тактики" (1863) обобщил опыт боевых действий паровых кораблей и предложил правила их перестроения в эскадре для ведения мор. боя. Эти правила получили признание во всех флотах мира. Адм. А. А. Попов на опыте Крымской войны первым правильно оценил большое значение броненосного флота в боевых действиях на море. Адм. С. О. Макаров, исходя из опыта рус.-тур. войны 1877-78, впервые изложил тактику использования минно-торпедного оружия. В труде "Рассуждения по вопросам морской тактики" (1897) он первым подошёл к разработке тактики броненосного флота как науки. В этом и др. трудах Макаров обосновал необходимость взаимодействия артиллерийских и минно-торпедных кораблей в морском бою, теоретически обосновал целесообразность применения кильватерного строя при построении боевых порядков броненосных эскадр, сформулировал принципы противоминной и противолодочной обороны.

В 90-х гг. 19 в. один из создателей амер. империалистич. воен.-мор. стратегии контр-адм. А. Мэхэн и воен. идеолог англ, буржуазии вице-адм. ф. Коломб пытались обосновать теорию "господства на море". Они связывали эту "теорию" с установлением амер. и англ, мирового господства путём создания подавляющего превосходства воен.-мор. сил в линейных броненосных кораблях и уничтожения враждебных воен. флотов в одном генеральном сражении. Коломб пропагандировал "вечные и неизменные" законы ведения мор. войны, механически переносил способы и формы ведения воен. действий на море парусными флотами на паровой флот, не учитывал развития новых боевых сил и средств флота. Он противопоставлял флот армии, недооценивал значения сухопутных войск, не учитывал общего хода и исхода воен. действий в целом на суше и на море. Эта "теория" была полностью опровергнута опытом 1-й и 2-й мировых войн. Несмотря на это, воен. идеологи США и Великобритании после 2-й мировой войны 1939- 1945 вновь обратились к трудам Мэхэна и Коломба для обоснования своих идей о мировом господстве.

В ходе рус.-япон. войны 1904-05 В.-м. и. обогатилось опытом ведения боевых действий по обороне воен.-мор. баз (оборона Порт-Артура) и ведения противоблокадных действий, в к-рых использовались корабли флота, береговая артиллерия, мины и торпеды. Первые попытки применения торпед и мин показали, что артиллерия, оставаясь гл. оружием для нанесения удара, перестала быть единств, средством боевого воздействия на противника. Выявилась необходимость создания новых классов кораблей (линейных кораблей, тральщиков и др.) и новых образцов минного и артиллерийского оружия. Зародились основы тактики ведения крупных морских сражений с участием значит, сил бронированных кораблей (Цусимское сражение, бой в Жёлтом море, действия Владивостокского отряда кораблей и др.). Решающей силой в борьбе на море по опыту рус.-япон. войны во мн. флотах мира были признаны линейные корабли. Опыт противоминных действий указал на необходимость организации повседневной боевой деятельности флота в борьбе за обеспечение благоприятного режима в районе своих баз. Для ведения разведки, борьбы с эскадренными миноносцами и действий на мор. коммуникациях во флотах мн. стран стали применяться лёгкие крейсера. Воен. доктрины мор. держав после рус.-япон. войны существенных изменений не претерпели. По-прежнему считалось, что завоевание господства на море должно достигаться путём ген. сражения осн. сил флотов.

В ходе 1-й мировой войны 1914-18 кораблями универсального назначения были признаны эскадренные миноносцы, применялись лёгкие крейсера и особенно подводные лодки, к-рые превратились в самостоят, род сил ВМФ и успешно решали не только тактические, но и оперативные задачи. Это вызвало создание сторожевых кораблей и охотников за подводными лодками. Появились также и др. новые классы кораблей - авианосцы, торпедные катера, десантно-высадочные средства. Удельный вес в боевых действиях больших надводных арт. кораблей понизился. В основном оформился новый род мор. сил - морская авиация. Достижение стратегич. целей путём проведения одного ген. сражения, как это предусматривалось англо-амер. доктриной "господства на море", стало невозможным. В.-м. и. была выдвинута новая форма боевой деятельности флота - операция, к-рая вызвала необходимость соответств. мер по её обеспечению: оперативной разведки, маскировки, обороны крупных надводных кораблей при переходе морем и в бою от подводных лодок, материально-технич. обеспечения и др. Получила дальнейшее развитие повседневная боевая деятельность флота для создания благоприятного оперативного режима в районе своих баз, побережья и в районе боевых действий. Русским В.-м. и. были разработаны способы ведения мор. боя на заранее подготовленной минно-арт. позиции как вынужденной меры в борьбе с более сильным противником. Такая позиция была создана в Балт. м. на линии о. Нарген - п-ов Порккала-Удд с целью не допустить прорыва герм, флота в вост. часть фин. залива. Она состояла из неск. линий минных заграждений, выставленных поперёк Фин. залива, и береговых арт. батарей на флангах позиций. В тылу этой позиции развёртывались и действовали гл. силы флота. Опыт войны подтвердил эффективность этой формы ведения флотом боевых действий в прибрежном районе против превосходящих сил противника.

Элементы сов. В.-м. и. зародились в годы Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20, когда созданный молодой Сов. республикой Рабоче-Крест. Красный Флот оборонял подступы к Петрограду с моря, поддерживал на побережье части Красной Армии арт. огнём, обеспечил подавление белогвардейского мятежа на фортах "Красная Горка" и "Серая Лошадь", высаживал десанты и вёл борьбу с озёрными и речными силами противника. Широко развернувшееся благодаря успехам социалистич. индустриализации строительство ВМФ в годы предвоен. пятилеток шло в направлении создания совр. по тому времени надводных кораблей, подводных лодок, мор. авиации и береговой артиллерии.

В период между 1-й и 2-й мировыми войнами сов. В.-м. и. были созданы основы оперативного использования флота в различных видах боевых действий и в совместных действиях с сухопутными войсками на приморских направлениях, тактика действий разнородных сил ВМФ, основы взаимодействия между ними в мор. бою, к-рые нашли отражение в Наставлении по ведению мор. операций, Боевом уставе ВМС и др. документах, изданных накануне Великой Отечеств, войны 1941 - 1945.

В.-м. и. в бурж. гос-вах после 1-й мировой войны характеризовалось наличием различных, нередко противоположных взглядов на использование ВМС в войне. Подорванное в 1-й мировой войне "всемогущество" линейного флота привело к тому, что мн. воен. теоретики стали противопоставлять один род мор. сил другому, пытаясь отыскать такой из них, к-рьш мог бы обеспечить господство на море, отстаивали принципы ген. сражения, опровергнутые ходом войны. Вместе с тем развитие существовавших и появление новых сил и средств борьбы вызывало необходимость пересмотра устаревших взглядов. Перед началом 2-й мировой войны флоты пополнялись авианосцами, крейсерами, эскадренными миноносцами, торпедными катерами, морской авиацией. Получили развитие радиолокация и гидролокация. В воен. доктринах развивающиеся силы борьбы на море (авиация, подводные лодки и др.) и новые способы боевых действий первоначально должного отражения не находили.

Во 2-й мировой войне 1939-45 несмотря на то, что исход её решался на суше, размах вооруж. борьбы на море по сравнению с предыдущими войнами значительно увеличился.

Осн. содержание воен. действий на Тихом ок. в 1941-45 составляли десантные и противодесантные операции, удары по силам флота противника в море, в базах и борьба на коммуникациях. В бассейне Тихого ок. были высажены десанты на о. Лейте (1944), Маршалловых и Марианских о-вах (1944), о. Окинава (1945), на Средиземноморском театре воен. действий - в Алжире и Марокко (1942), на о. Сицилия, в Юж. Италии (1943) и др. Всего было высажено более 600 крупных десантов, 6 из них - стратегического масштаба. Наиболее крупной была Нормандская десантная операция 1944. К началу войны в составе флотов появилась качественно новая сила - авианосцы, в борьбе на закрытых мор. театрах увеличился удельный вес авиации берегового базирования. Авианосная авиация выдвинулась в разряд гл. сил флотов. Столкновения авианосных соединений выросли в крупнейшие мор. сражения 2-й мировой войны, в ходе к-рых гл. ударной силой и объектам и ударов были авианосцы. Применение авианосной авиации позволяло вести мор. бои в условиях, когда группировки кораблей воюющих сторон находились в сотнях миль друг от друга. Группировки надводных сил, прикрываемые истребителями авианосной авиации, получили возможность действовать у побережья противника. Особенности воен.-геогр. условий Тихоокеанского театра воен. действий (наличие больших островных архипелагов) выявили необходимость длит, ведения боевых действий в островных районах, где нарушением коммуникаций противника, подавлением авиации на аэродромах и в воздухе одна из сторон могла добиваться полного истощения островных гарнизонов и последующей высадки десанта при слабом противодействии противника.

Своеобразие обстановки, сложившейся в ходе Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 на сов.-герм, фронте, потребовало использования флота прежде всего для совместных действий с сухопутными войсками, флот проводил также самостоят, операции и вёл боевые действия на мор. коммуникациях противника и по защите своих коммуникаций. Боевые действия флота характеризовались широким использованием разнородных сил и особенно авиации флота, к-рая в ходе войны получила большое развитие. В.-м. и. обогатилось опытом проведения десантных операций (Новороссийская и Керченско-Эльтигенская операции 1943, Моонзундская операция 1944, Курильская десантная операция 1945 и др.), использования подводных лодок и ведения борьбы с подводными лодками противника.

В ходе 2-й мировой войны мор. операция утвердилась как осн. форма применения разнородных сил флота в вооруж. борьбе на море. Проведение операций на огромных площадях морей и океанов по единому замыслу и под единым командованием повысило требования к организации взаимодействия между группировками сил (оперативное взаимодействие), между силами в мор. боях (тактич. взаимодействие) и к управлению силами в операциях и боях. Особое значение приобрели скрытность подготовки операции, тщательная разведка, стремительность манёвра, завоевание господства в воздухе в районе проведения операции, а также организация боевого, спец. и тылового обеспечения. Гл. ударной силой флота были признаны подводные лодки и мор. авиация. В.-м. и. были разработаны новые тактич. приёмы использования подводных лодок (групповые действия) и авиации (массированный налёт с неск. направлений). С оснащением флотов средствами радиолокационного наблюдения и более совершенными средствами гидроакустики улучшились способы стрельбы и тактика арт. боя надводных кораблей, получили развитие тактич. приёмы подводных лодок по поиску и атаке целей в море и уклонению от авиации и противолодочных кораблей. Крупные арт. корабли (линейные корабли, крейсера) в силу большой уязвимости от подводных лодок и особенно авиации потеряли роль гл. ударной силы в воен. действиях на море. Их действия сводились гл. обр. к содействию сухопутным войскам (огневая поддержка десанта, арт. обстрел побережья и др.). В десантных действиях совершенствовались формы взаимодействия сил флота с сухопутными войсками, вырабатывались новые способы десантирования, формы и способы ведения боя за высадку. Итоги войны позволили В.-м. и. сделать вывод о том, что на определ. мор. и океанских театрах воен. действий воен.-мор. флоты могут оказывать значит, влияние на ход войны.

Послевоен. развитие ВМФ наиболее развитых в экономич. и воен.-технич. отношении гос-в привело к появлению качественно новых океанских флотов, оснащенных ракетно-ядерным оружием (см. Военно-морской флот).

Ударную мощь Сов. ВМФ стали составлять атомные подводные лодки и авиация ВМФ, оснащённые ракетным и торпедным оружием. Развитие совр. средств борьбы и особенно ракетно-ядерного оружия внесло коренные изменения в В.-м. и. и затронуло все его области, флот получил возможность наносить ракетноядерные удары по территории противника, ВМС и их базам с огромных расстояний, достигающих неск. тысяч км, и оказывать решающее влияние на достижение стратегич. целей в вооруж. борьбе на море. В.-м. и. обогатилось новой составной частью - стратегич. использованием флота в совр. войне. Разработаны: новые формы и способы стратегич. использования сил ВМФ, а также оперативного и боевого использования флота; тактич. способы и приёмы использования подводных лодок с ракетным и торпедным вооружением, авиации ВМФ, надводных кораблей различных классов, частей мор. пехоты и др. сил в боевых действиях; мероприятия по поддержанию сил флота в высокой боевой готовности для отражения внезапного нападения противника и решения поставленных задач. Опыт сов. В.-м. и. изучается флотами социалистич. стран, вносящими свой ценный вклад в его дальнейшее развитие.

В.-м. и. флотов США, Великобритании, Франции и др. капиталистич. стран гл. внимание уделяет разработке способов ведения боевых действий подводными лодками и авианосными ударными силами флотов во всеобщей ядерной войне; одновременно разрабатываются способы использования ВМС в локальных войнах. Считается, что успех решения осн. задач ВМС будет в значит, мере зависеть от эффективности борьбы с подводными лодками противника. В связи с этим в ВМС США, Великобритании и др. стран НАТО ведётся интенсивная н.-и. работа, направленная на изыскание способов борьбы с подводными лодками, особенно вооружёнными баллистич. ракетами, формой такой борьбы считается проведение крупных операций разнородных сил на противолодочных рубежах и в зонах, оборудованных на путях развёртывания подводных лодок, а также и непосредственно в районах их боевых действий. Особое значение придаётся ракетно-ядерным ударам по базам подводных лодок непосредственно в начале войны. Разрабатываются способы противолодочной обороны авианосных ударных сил на переходе морем и в районах использования ими авиации. Для борьбы с подводными лодками в ВМС США созданы специальные крупные оперативные объединения противолодочных сил.

В.-м. и. флотов империалистич. гос-в использует в своей практике, как показала агрессивная война США против вьетнамского народа, начавшаяся в 1964, разрушит, средства, игнорируя общепринятые междунар. нормы и законы ведения войны.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Энгельс Ф., Избр. военные произведения, М., 1957; К л а д о Н. Л., Введение в курс истории военно-морского искусства, СПБ, 1910; Мэхэн А. Т., Влияние морской силы на историю 1660-1783, пер. с англ., СПБ, 1895; К о л о м б Ф. Г., Морская война, ее основные принципы и опыт, [пер. с англ.], СПБ, 1894; Военная стратегия, 2 изд., М., 1963, гл. 1 - 3; История военно-морского искусства, т. 1 - 3, М., 1963; Горшков С. Г., Развитие советского военно-морского искусства, "Морской сборник", 1967, № 2; е г о же, На страже завоеваний Великого Октября, там же, 1967, т. 10; Флот в первой мировой войне, т. 2, М., 1964; Кампании войны на Тихом океане, [пер. с англ.], М., 1956; Белли В. А., П е н з и н К. В., Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море, 1939 - 1945 гг., М., 1967. См. также лит. при статьях Военное искусство и Военно-морской флот. Н.И. Смирнов, В.П. Капцев.

ВОЕННО-МОРСКОЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ (ВМРК), образован по инициативе В. И. Ленина 26 окт. (8 нояб.) 1917 в Петрограде на совещании делегатов Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов от флотов и флотилий. ВМРК был создан для мобилизации сил флота на защиту завоеваний Великой Окт. революции, для перестройки управления ВМФ. Подчинялся Петроградскому военно-революционному комитету. В состав ВМРК первоначально были избраны моряки - делегаты 2-го съезда Советов: И. И. Вахрамеев (пред.), А. Г. Железняков, В. ГГ. Евдокимов, В. С. Мясников, Н. М. Неверовский, Н. А. Ховрин, Д. Н. Марулин, Т. М- Рыжков, А. П. Попов, В. И. Пенкайтис. Из них 7 чел.- большевики. Рабочий аппарат ВМРК составили 16 большевистски настроенных членов Центрофлота и 45 преданных делу революции моряков, выделенных Центробалтом. Распустив 27 окт. (9 нояб.) Центрофлот, занявший враждебную позицию по отношению к социалистич. революции, ВМРК стал руководящим органом революц. моряков. 5 (18) нояб. ВМРК был реорганизован. Комитет возглавила "Коллегия десяти", пользовавшаяся решающим голосом, остальные члены, имевшие совещат. голос, были распределены по различным секциям (военная, контрольно-технич., хоз., следственная, редакционная, личного состава, экономическая). Работой каждой секции руководил один из членов коллегии. ВМРК формировал и отправлял отряды и группы агитаторов в различные районы страны, вёл борьбу с контрреволюц. подпольем и саботажем. ВМРК подготовил и организовал Всероссийский съезд военного флота [18- 25 нояб. (1-8 дек.)] По решению этого съезда был создан новый орган управления флотом - Морская секция ВЦИК, а ВМРК, как выполнивший свои задачи, 26 нояб. (9 дек.) 1917 ликвидирован.

Лит.: Ленин В. П., Речь на первом Всероссийском съезде Военного флота 22 ноября (5 декабря) 1917 г., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 35; Вахрамеев И. И., Во _ имя революции. Воспоминания, М., 1957; Xесин С. С., Матросы революции, М., 1958; Балтийские морлки в борьбе за власть Советов (ноябрь 1917- декабрь 1918). Документы и материалы, Л., 1968. С. С. Хесин.

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ (ВМФ; в нек-рых государствах именуется военно-морскими силами - ВМС), вид вооруж. сил, предназначенный для выполнения стратегич. и оперативных задач на океанских и мор. театрах воен. действий. Задачи ВМФ выполняет как самостоятельно, так и совместно с др. видами вооруж. сил. По своим боевым возможностям совр. ВМФ способен разрушать важные наземные объекты противника, уничтожать силы его флота в море и в базах, поддерживать сухопутные войска на сухопутных театрах воен. действий, высаживать мор. десанты и отражать высадку мор. десантов противника, нарушать океанские и мор. коммуникации противника и защищать свои мор. коммуникации. ВМФ решает задачи путём проведения мор. операций.

Советский ВМФ: 1. Ракетная подводная лодка. 2. Атомная подводная лодка. 3. Противолодочный крейсер "Москва". 4. Противолодочный корабль.

Гл. свойства ВМФ как вида вооруж. сил - большая ударная мощь его осн. родов сил, высокая манёвренность корабельных и авиац. группировок, большой пространств, размах действий, способность скрытно развёртывать свои подводные лодки в районах боевых действий и внезапно наносить мощные удары по противнику, постоянная высокая боевая готовность его частей и соединений.

Сов. ВМФ состоит из родов сил: подводных лодок (см. Подводные силы флота), авиации военно-морского флота, надводных кораблей (см.. Надводные силы флота), береговых ракстно-арт. войск и морской пехоты. Гл. родам и сил являются подводные лодки и авиация ВМФ. В состав ВМФ входят суда вспомогательного флота, различные службы и части спец. назначения. Подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, атомные и дизельные; они вооружены дальнобойными ракетами, приспособленными для пуска из-под воды, и самонаводящимися торпедами с ядерными и обычными зарядами. Подводные лодки способны поражать с больших расстояний наземные объекты противника, ударные группировки его флота, в т. ч. атомные ракетные подводные лодки, корабли авианосных ударных соединений, а также транспорты и корабли охранения из состава конвоев. Авиация ВМФ включает: мор. ракетоносную, противолодочную, разведывательную авиацию и авиацию спец. назначения. Её гл. задачи: уничтожение подводных лодок, надводных кораблей и транспортов противника. Мор. ракетоносная авиация вооружена самолётами дальнего действия, имеющими различные ракеты и обладающими высокой скоростью полёта. Противолодочная авиация состоит из самолётов и вертолётов, оснащённых средствами для поиска и уничтожения подводных лодок. Надводные корабли предназначены для ведения поиска и уничтожения подводных лодок, для борьбы с надводными кораблями, высадки на побережье противника мор. десантов, обнаружения и обезвреживания мин и выполнения др. задач. Надводные боевые корабли и катера в зависимости от их назначения разделяются на классы: ракетные, противолодочные, арт.-торпедные, противоминные, десантные и др. Ракетные корабли (катера) вооружены управляемыми ракетами и способны уничтожать надводные корабли и транспорты противника в море. Противолодочные корабли предназначены для поиска, преследования и уничтожения подводных лодок противника в прибрежных и удалённых районах моря. Они вооружены противолодочными вертолётами, самонаводящимися ракетами, торпедами, глубинными бомбами. Лрт.-торпедные корабли (крейсера, эскадренные миноносцы и др.) применяются гл. обр. для охранения кораблей и судов на мор. коммуникациях, десантных отрядов на переходе морем, для огневой поддержки десантов при высадке на берег и выполнения др. задач. Противоминные корабли предназначены для обнаружения и уничтожения мор. мин, поставленных противником в районах плавания своих подводных лодок, надводных кораблей и транспортов. Они оснащены радиоэлектронными средствами, способными обнаруживать донные и якорные мины, и различными тралами для обезвреживания мин. Десантные корабли используются для перевозки морем и высадки на побережье и острова противника подразделений и частей мор. пехоты и сухопутных войск, действующих в качестве мор. десанта. Береговые ракетно-арт. войска предназначены для обороны побережья страны и важных объектов флота (фронта) на берегу от ударов сил флота противника с моря. Мор. пехота используется для действий в составе мор. десантов совместно с сухопутными войсками и самостоятельно, имеет спец. вооружение и различную плавающую боевую технику. Главные задачи вспомогательных судов - обеспечение базирования и боевой деятельности подводных лодок и надводных кораблей.

В организац. отношении Сов. ВМФ состоит из флотов (Краснознамённых Северного, Тихоокеанского, Черноморского и дважды Краснознамённого Балтийского), Краснознамённой Каспийской флотилии, морской авиации, морской пехоты и береговой артиллерии. Во главе ВМФ стоит главнокомандующий - зам. министра обороны СССР. Ему подчиняются Гл. штаб и центр, управления ВМФ. Пост главнокомандующего ВМФ (пли соответствующую ему должность) занимали В. М- Альтфатер (окт. 1918- апр. 1919), Е. А. Беренс (май 1919- февр. 1920), А. В. Немитц (февр. 1920- дек. 1921), Э. С. Панцержанский (дек. 1921 - дек. 1924), В. И. Зоф (дек. 1924-авг. 1926), Р. А. Муклевич (авг. 1926- июль 1931), В. М. Орлов (июль 1931- июль 1937), М. В. Викторов (авг. 1937-янв. 1938), П. А. Смирнов (янв.- авг. 1938), М. П. фриновский (сент. 1938- март 1939), Н. Г. Кузнецов (апр. 1939- янв. 1947), И. С. Юмашев (янв. 1947- июль 1951), Н. Г. Кузнецов (июль 1951- янв. 1956), С. Г. Горшков (с янв. 1956).

ВМФ социалистич. стран (НРБ, ГДР, ПНР, СРР и др.) состоят из надводных кораблей различного назначения, подводных лодок, мор. авиации и частей мор. пехоты.

ВМС США, Великобритании и Франции включают: ударные силы (атомные ракетные подводные лодки и ударные авианосцы), противолодочные, эскортные и амфибийные силы, авиацию ВМС и мор. пехоту. Атомные ракетные подводные лодки имеют на вооружении по 16 ракет "Поларис" или "Посейдон" и предназначены для поражения наземных объектов противника на дальности до 4600 км. Ударные авианосцы рассматриваются как осн. средство флота в борьбе с мор. противником в локальных и ограниченных войнах и резерв стратегич. сил в ядерной войне. Противолодочные силы предназначены для борьбы с подводными лодками и включают: противолодочные авианосцы, несущие на себе противолодочные самолёты и вертолёты; атомные и дизельные противолодочные подводные лодки, вооружейные торпедами и ракето-торпедами; крейсера, фрегаты, эскадренные миноносцы и др. корабли. Корабли с ракетно-зенитным вооружением используются для противовозд. обороны авианосных ударных соединений, авианосных противолодочных групп, соединений амфибийных сил на переходе морем, а также для охраны конвоев. Амфибийные силы служат для десантирования войск и состоят из десантных вертолётоносцев, десантных кораблей и судов различного назначения. Авиация ВМС включает авианосную авиацию и соединения базовой авиации. Её гл. задача - борьба с силами флота противника, нанесение ударов по наземным объектам и поддержка десантов и сухопутных войск с моря. Мор. пехота предназначена для действий в самостоят, десантных операциях флота и в операциях, проводимых совместно с ВВС и сухопутными войсками, где используется как первый штурмовой эшелон.

Советский ВМФ: 5. Ракетный корабль. 6. Ракетный крейсер. 7. Ракетный катер. 8. Морская пехота.

В организац. отношении ВМС США состоят из двух стратегич. флотов - Атлантического и Тихоокеанского, из к-рых выделяются оперативные флоты (объединения специального назначения) для выполнения оперативных и стратегических задач в различных районах земного шара. Общее руководство ВМС США осуществляет воен.-мор. министр, к-рый подчиняется министру обороны. Органом оперативного руководства ВМС США является Мор. штаб. В Великобритании функции руководства ВМС выполняет нач. штаба ВМС - первый морской лорд. ВМС Франции возглавляет гос. секретарь по ВМС; оперативное руководство возложено на штаб ВМС, начальником к-рого в мирное время является помощник гос. секретаря по ВМС, а в воен. время - главнокомандующий ВМС.

В состав ВМС Италии, ФРГ, Канады, Турции, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Португалии и др. стран - членов НАТО, а также Швеции, Австралийского Союза, Аргентины, Бразилии, Объединённой Арабской Республики, Индии, Израиля, Пакистана, Японии и др. входят дизельные подводные лодки, боевые надводные корабли, в т. ч. (в нек-рых странах) вооружённые ракетами, авиация ВМС, мор. пехота и вспомогат. суда.

История возникновения и развития ВМФ уходит в глубокую древность, флот н мореплавание зародились в Др. Китае, Египте, Финикии и др. рабовладельч. гос-вах. Первоначально строились торговые суда, а затем военные (гребные корабли), к-рые наибольшее развитие получили в Др. Греции и Риме (см. Гребной флот). В греч. флоте в 5 в. до н. э. осн. классом боевого корабля была триера. Наиболее распространёнными типами кораблей рим. флота в 3-2 вв. до н. э. являлись трирема (то же, что триера) и пентера (корабль больших размеров с 5 рядами вёсел). В 1 в. до н. э. в Риме наряду с этими типами кораблей получили распространение либурны - небольшие корабли с однорядным размещением вёсел и большей манёвренностью. В качестве гл. оружия использовался таран (удар носовой частью корабля по кораблю противника), а также метат. машины - баллисты и катапульты, устанавливавшиеся в носовой части корабля и стрелявшие камнями и зажигат. снарядами, флот использовался гл. обр. для уничтожения неприятельского флота. в море. Основой мор. тактики был бой с применением метательного оружия, а затем абордажа или тарана.

Корабли гребного и парусного флотов: 9. Римская трирема. 3 в. до н. э. - 11 в. н. э. 10. Галера. 7 - 8 вв. Венеция. 11. Русская ладья. 9-17 RB. Новгород. 12. Линейный корабль. 1646. Франция. 13. Русский линейный корабль "Св. Павел". 1794.

В 7 в. венецианцы на основе рим. либурны создали улучшенный тип гребного корабля - галеру, к-рая постепенно вытеснила др. типы гребных кораблей и к концу раннего средневековья стала осн. боевым кораблём. С 10-11 вв. в ряде средиземноморских стран появляются парусные суда, наз. нефами. Парусные корабли, от к-рых берут своё начало воен. флоты Англии, Франции, Голландии, Дании и Швеции, появились также в Северном м., где мореплаванием занимались англосаксы, норманны и датчане. Корабли норманнов, наз. дракарами (драконами), достигали в длину 30-40 м. В качестве гл. движителя они имели прямые паруса, в качестве вспомогательного - вёсла, располагавшиеся в один ряд по 16-32 весла с каждого борта. Переход от гребных судов к парусным в основном завершился к сер. 17 в. В отд. странах (напр., в России и Швеции) гребные боевые корабли существовали до 19 в. Большое влияние на переход от гребного флота к парусному оказали Вел. геогр. открытия 15-16 вв. Развитие парусного флота значительно ускорилось с изобретением пороха и усовершенствованием артиллерии, к-рая постепенно превращалась в гл. оружие парусных кораблей. Тактика первых парусных флотов 15-16 вв. ещё мало отличалась от способов ведения боя гребного флота.

В 17 в. в Великобритании, франции, Испании и Голландии создаются постоянные воен. флоты. Для строительства кораблей и управления флотом были созданы верфи и учреждены адмиралтейства. На основе опыта 1-й англо-голл. войны 1652-54 впервые была установлена классификация кораблей и определены их задачи. В зависимости от водоизмещения, количества пушек и численности экипажа корабли подразделялись на 6 рангов. Корабли первых трёх рангов, имевшие от 44 до 100 орудий, получили назв. линейных кораблей. Они являлись осн. боевым ядром флота и предназначались для арт. боя; корабли 4-го и 5-го рангов наз. фрегатами и использовались для разведки и действий на мор. коммуникациях; корабли 6-го ранга применялись как посыльные суда. В ходе англо-голл. войн впервые сложилась боевая организация парусного флота. Он стал подразделяться на 3 эскадры, каждая из к-рых, в свою очередь, делилась на 3 дивизии: авангард, центр и арьергард. Тактика ведения мор. боя парусными флотами заключалась в том, чтобы, построив корабли в кильватерную колонну, занять наветренное положение по отношению к противнику и, сближаясь с ним, уничтожить его корабли огнём своей артиллерии. Когда артиллерия не достигала решающего успеха, в бой вводились брандеры, иногда бой доходил до абордажных схваток.

В России зарождение ВМФ относится к 6-7 вв. Однако до 18 в. флот большого развития не получил (см. Русский военно-морской флот). Начало созданию регулярного флота положено в 1696, когда по указу Петра I приступили к строительству Азовского флота. В ходе Сев. войны 1700-21 за сравнительно короткий срок в России был создан сильный ВМФ. сыгравший важную роль в завоевании победы над Швецией. Россия выдвинулась в число первоклассных мор. держав.

Быстрое развитие капитализма во 2-й пол. 18 в. привело к ускоренному развитию флотов. Великобритания в 18 в. благодаря бурно развивавшемуся в борьбе с Голландией и Испанией флоту превратилась в огромную колон, империю; большие заморские терр. захватила франция. Войны между Великобританией и Францией велись не только на европ. театре, но и охватывали Средиземное м., Атлантич. и Индийский океаны. Развитие капиталистич. произ-ва, воен. техники и науки, многочисл. изобретения и открытия в области металлургии и кораблестроения в 18 в. позволили значительно улучшить конструкцию корпусов воен. кораблей, их парусное и арт. вооружение. Водоизмещение крупных кораблей увеличилось с 1-2тыс. т до 3-4 тыс. т. Одновременно на линейных кораблях количество орудий возросло до 120-135. Бронзовые орудия были заменены чугунными, скорострельность корабельной артиллерии увеличилась до одного выстрела в 3 мин, дальность стрельбы - с 300 до 600 м. В Сев. Америке Д. Бушнелл построил подводную лодку, к-рая в 1777 пыталась атаковать англ, парусный корабль "Игл", но из-за технич. несовершенства лодки атака не удалась.

В нач. 19 в. появились паровые боевые корабли. Первый опытный пароход "Клермонт" (водоизмещение 150 т, машинный двигатель 24 л. с., скорость хода до 5 узлов) построен Р. фултоном в Америке в 1807. В рус. флоте первый вооруж. пароход "Ижора" построен в 1826. В 1830-х гг. в ряде стран, в т. ч. и в России (1836), были созданы пароходо-фрегаты (водоизмещение до 1400 т, мощность машины 250-300 л. с., скорость хода 8-9 узлов, вооружение: 20-28 пушек малого калибра или 16 орудий крупного калибра). Пароходо-фрегаты вместе с парусными кораблями входили в состав воен. флотов и использовались для разведки, как посыльные суда и для буксировки парусных кораблей. С изобретением в 1-й пол. 19 в. гребного винта начали строить линейные корабли с паросиловыми установками. В это же время на вооружение флотов нек-рых стран (Франция, Россия и др.) поступили бомбические пушки калибром 68-80 фунтов (200-220 мм), к-рые стреляли разрывными бомбами и, помимо разрушения борта, вызывали сильные пожары на кораблях. В 1-й пол. 19 в. на вооружение рус. флота было принято минное оружие.

В результате опыта Крымской войны 1853-56 все страны во 2-й пол. 19 в. перешли к строительству парового броненосного флота с толщиной брони до 610 мм. Калибры гладкоствольной корабельной артиллерии увеличились до 460 мм. Большое влияние на строительство флота оказали развитие минного оружия и появление в 70-х гг. 19 в. самодвижущейся мины, получившей назв. торпеды, что вызвало необходимость усиления живучести и непотопляемости кораблей делением корпуса на отсеки. Теоретич. основой решения этой проблемы явились труды выдающихся рус. учёных С. О. Макарова и А. Н. Крылова. Основой ударной мощи флота стали новые корабли - броненосцы с мощным арт. вооружением и сильной бронёй. Первоначально это были корабли, имевшие деревянный или жел. корпус, защищённый броневым поясом (толщиной до 150 мм), проходившим по всему борту корабля. Артиллерия броненосца насчитывала до 30 орудий. В 1861 был построен первый рус. жел. броненосный корабль "Опыт". Позднее были созданы казематные, барбетные и башенные броненосцы. В 70-х гг. 19 в. отказались от использования на броненосных кораблях парусов в качестве вспомогат. движителя и перешли к постройке безрангоутных (не имеющих парусов) мореходных броненосцев. Одним из первых таких кораблей был русский броненосец "Пётр Великий" (вступил в строй в 1877). Завершающим этапом развития броненосного корабля в России и др. крупных морских державах явилось создание в 1890-е гг. эскадренного броненосца (водоизмещение до 12 тыс. т, скорость хода 16-18 узлов, гл. артиллерия - четыре 305-мм орудия, артиллерия ср. калибра - чаще всего 6 и более орудий 152-мм калибра, броневой пояс 300-450 мм). Эти корабли обладали большой живучестью и непотопляемостью. Для разведки и действий на коммуникациях строились крейсера, имевшие неск. меньшее, чем эскадренные броненосцы, вооружение и броневую защиту, но обладавшие более высокой скоростью хода. Развитие минно-торпедного оружия привело к появлению во 2-й пол. 19 в. новых классов кораблей - минных заградителей и миноносцев. Изменение материально-технич. базы флота потребовало создания принципиально новой тактики ведения мор. боя. Первым фундаментальным трудом в этой области явилась книга рус. адм. Г. И. Бутакова "Новые основания пароходной тактики" (1863). Крупный вклад в разработку основ тактики использования минно-торпедного оружия внёс адм. С. О. Макаров.

Под влиянием рус.-япон. войны 1904- 1905 решающей силой в борьбе на море во мн. флотах мира были признаны линейные корабли, совершенствование к-рых шло в направлении увеличения количества стволов гл. артиллерии, усиления бронирования и повышения скорости хода. Первый корабль, удовлетворявший этим требованиям, был построен в Великобритании (1905-06) и получил назв. "Дредноут". В дальнейшем линейные корабли такого типа стали наз. дредноутами и с их развитием постройка эскадренных броненосцев прекратилась. Лучшими линейными кораблями того времени были рус. линкоры типа "Севастополь" (1914), на к-рых впервые были установлены 4 трёхорудийные башни с 12 орудиями 305-мм калибра. Принятое на этом корабле линейное расположение гл. артиллерии в тактич. отношении являлось более выгодным, чем линейно-ромбическое на "Дредноуте". Для разведки, борьбы с эскадренными миноносцами противника и действий на мор. сообщениях во мн. странах строились лёгкие крейсера. В связи с возросшей ролью торпедного оружия большие изменения претерпел класс эскадренных миноносцев. Построенный в России эскадренный миноносец "Новик" (1913) значительно превосходил иностр. миноносцы в арт., торпедном вооружении, живучести и скорости хода. Быстрое развитие минного оружия потребовало создания минных заградителей. В 1908-12 Россия приступила к постройке первых в мире тральщиков. В иностр. флотах для траления мин приспосабливались мелкосидящие торговые и промысловые суда. Благодаря большим успехам, достигнутым в усовершенствовании двигателя внутр. сгорания, электромоторов, аккумуляторных батарей и перископов, получило дальнейшее развитие строительство подводных лодок, к-рые в большинстве стран предназначались для борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных водах и для разведки. В рус. флоте они использовались также для скрытной постановки минных заграждений у берегов противника. В 1914-15 по проекту рус. конструктора Д. П. Григоровича построен первый в мире воен. гидросамолёт. В составе Черномор, флота были созданы авиатранспорты, каждый из к-рых мог принимать до 7 гидросамолётов. Значит, изменения претерпело вооружение кораблей: увеличились скорострельность крупных орудий (до 2 выстрелов в 1 мин) и дальность стрельбы, начало создаваться противолодочное оружие, применяться радио. Воен. доктрины мор. держав существ, изменений не претерпели и до нач. 1-й мировой войны, как и в эпоху парусных флотов, их осн. положением считалось завоевание господства на море путём ген. сражения гл. сил флотов. В России большое внимание уделялось ведению оборонит, боя на заранее подготовленной минно-арт. позиции.

Корабли русского ВМФ начала 20 в.: 14. Эскадренный броненосец "Ретвизан". 1902. 15. Линейный корабль "Императрица Мария". 1915. 16. Миноносец "Безупречный". 1902. 17. Подводная лодка "Кайман", 1911.

В 1-й мировой войне 1914-18 участвовали сотни надводных кораблей, подводных лодок, а на последнем ее этапе и самолётов. Линейные корабли ввиду резко возросшей угрозы со стороны применения мин, подводных лодок и др. средств использовались крайне ограниченно. Их развитие шло по пути увеличения артиллерии гл. калибра и толщины броневого пояса (до 406 мм), увеличились количество и калибр зенитных орудий, скорость хода была доведена до 25 узлов, водоизмещение до 35 тыс. т. Линейные крейсера, имевшие слабое бронирование, не оправдали своего назначения, и их строительство было прекращено. Широкое применение в ходе войны нашли лёгкие крейсера, водоизмещение к-рых к концу войны возросло до 8 тыс. т, а скорость хода до 30 узлов и более. Кораблями универсального назначения были признаны эскадренные миноносцы, к-рые стали наиболее многочисленными в составе флотов