загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ие писатели 11-12 вв. (Феофилакт Болгарский, Феодор Продром, Евстафий Солунский, Михаил Хониат и Никита Хониат, Николай Месарит) - преим. риторы и историки, но одновременно филологи и поэты. Создаются и новые формы организации лит. творчества - лит. кружки, объединявшиеся вокруг влиятельного мецената, такого как Анна Комнина, к-рая сама была писательницей. В противовес традиц. индивидуалистич. мировоззрению (Симеон Богослов, Кекавмен), культивируются отношения дружбы, к-рая в эпистолографии выступает чуть ли не в эротич. образах ("томление"). Однако разрыва ни с теологич. мировоззрением, ни с традиционными эстетическими нормами не происходит. Нет и трагического ощущения кризисного времени: так, анонимное соч. "Тимарион" описывает путешествие в ад в мягкоюмористич. тонах.

Захват Константинополя крестоносцами (1204) практически покончил с "предренессансными" явлениями в лит-ре В. Поздневизант. лит-ру отличает компилятивность, в ней господствует богословская полемика. Даже наиболее значит, поэзия (Мануил Фила) остаётся в круге тем и образов Феодора Продрома (придворного поэта 12 в.- автора панегириков императорам и вельможам). Живое личное восприятие действительности, каким являются мемуары Иоанна Кантакузина,- редкое исключение. Внедряются фольклорные элементы ("звериная" тематика басен и эпоса), подражания зап. рыцарскому роману ("Флорий и Плацафлора" и др.). Возможно, под зап. влиянием в В. в 14-15 вв. появляются театральные действа на библейские сюжеты, напр, о юношах в "пещи огненной". Только накануне падения империи и особенно после этого события возникает лит-pa, пронизанная сознанием трагичности ситуации и ответственности, хотя и ищущая обычно разрешения всех проблем во "всесильной" античности (Гемист, Георгий Плифон). Завоевание В. турками вызвало к жизни новый подъём древнегреч. историч. прозы (Георгий Сфрандзи, Пука, Лаоник Халкокондил, Критовул), лежащий хронологически уже за пределами собственно визант. лит-ры.

Лучшие произведения лит-ры В. оказали большое влияние на болгарскую, древнерус., сербскую, грузинскую, армянскую лит-ры. Отдельные памятники ("Дигенис Акрит", жития) были известны и на Западе.

Архитектура и изобразительное искусство В., в отличие от большинства стран Европы, не испытали существ, воздействия культуры "варварских" народов. Избежала В. и катастрофич. разрушений, постигших Зап. Рим. империю. По этим причинам антич. традиции долго сохранялись в визант. иск-ве, тем более, что первые века его развития прошли в условиях позднего рабовладельческого государства. Процесс перехода к ср.-век. культуре в В. затянулся надолго и шёл по нескольким руслам. Особенности византийского искусства определились отчётливо к 6 в.

В градостроительстве и светской архитектуре В., в значит, мере сохранившей антич. города, ср.-век. начала складывались медленно. Архитектура Константинополя 4-5 вв. (форум с колонной Константина, ипподром, комплекс имп. дворцов с обширными помещениями, украшенными мозаичными полами) хранит связи с антич. зодчеством, гл. обр. римским. Однако уже в 5 в. начинает складываться новая, радиальная планировка визант. столицы. Сооружаются новые укрепления Константинополя, представляющие собой развитую систему стен, башен, рвов, эскарпов и гласисов. В культовой архитектуре В. уже в 4 в. возникают новые типы храмов, принципиально отличающиеся от своих антич. предшественников, - церковные базилики и центрич. купольные здания, гл. обр. баптистерии. Наряду с Константинополем (базилика Иоанна Студита, ок. 463) они возводятся и в др. частях Визант. империи, приобретая местные черты и многообразие форм (суровая кам. базилика Кальб-Лузех в Сирии, ок. 480; сохранившая эллинистич. живописность интерьера кирпичная базилика св. Димитрия в Салониках, 5 в.; ротонда св. Георгия в Салониках, перестроена в кон. 4 в.). Скупость и простота их наружного облика контрастируют с богатством и великолепием интерьеров, связанных с нуждами христ. богослужения. Внутри храма создаётся особая, отделённая от внешнего мира среда. Со временем внутр. пространство храмов становится всё более текучим и динамичным, вовлекая в свои ритмы антич. ордерные элементы (колонны, антаблементы и т. п.), к-рые обильно используются в визант. архитектуре вплоть до 7-8 вв. В архитектуре церк. интерьеров выражается ощущение бескрайности и многосложности мироздания, неподвластного в своём развитии человеческой воле, вынесенное из глубочайших потрясений, вызванных гибелью антич. мира.

Церковь Сан-Витале в Равенне. 526-547. 1. Интерьер. 2. План.

А н ф и м и и из Т р а л л и Исидор из М и л е т а. Храм св. Софии в Константинополе. 532-537. План.

Высочайшего подъёма зодчество В. достигает в 6 в. По границам страны возводятся многочисл. укрепления. В городах сооружаются дворцы и храмы, отличающиеся подлинно имперским великолепием (центрич. церкви Сергия и Вакха в Константинополе, 526-527, и Сан-Витале в Равенне, 526-547). Завершаются поиски синтетич. культового здания, объединяющего базилику с купольной конструкцией, начатые ещё в 5 в. (кам. церкви с дерев, куполами в Сирии, М. Азии, Афинах). В 6 в. возводятся большие купольные, крестообразные в плане храмы (Апостолов в Константинополе, Панагии на о. Парос и др.) и прямоуг. в плане купольные базилики (церкви в Филиппах, св. Ирины в Константинополе и др.). Шедевром среди купольных базилик является храм святой Софии в Константинополе (532-537, арх. Анфимий и Исидор; см. Софии храм). Его огромный купол возведён на 4 столбах с помощью парусов. По продольной оси здания давление купола принимают на себя сложные системы полукуполов и колоннад. Массивные опорные столбы при этом маскируются от зрителя, а 40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект - чаша купола кажется легко парящей над храмом. Соразмеренный с величием визант. гос-ва 6 в., храм св. Софии воплощает в своём архит.-художеств, образе представления о вечных и непостижимых "сверхчеловеческих" началах. Тип купольной базилики, требующий чрезвычайно искусного укрепления боковых стен здания, не получил дальнейшего развития. В градостроительстве В. к 6 в. определяются ср.-век. черты. В городах Балканского п-ова выделяется укреплённый Верхний город, у стен к-рого разрастаются жилые кварталы. Города в Сирии часто строятся по нерегулярному плану, отвечающему рельефу местности. Тип жилого дома с внутр. двором в ряде районов В. долго сохраняет связь с антич. зодчеством (в Сирии - до 7 в., в Греции - до 10-12 вв.). В Константинополе сооружаются многоэтажные дома, нередко с аркадами на фасадах.

Монастырь Хосиос Лукас в Фокиде. 11 в. 1. Храм Католикон. Общий вид. 2. Храм Католикон (внизу) и церковь Богоматери (вверху). Планы. "Сергий и Вакх". Икона. 6 в. Киевский музей западного и восточного искусства.

Переход от античности к средним векам вызвал глубокий кризис в художеств, культуре, обусловив исчезновение одних и зарождение других видов и жанров изобразит, иск-ва. Гл. роль начинает играть иск-во, связанное с церковными и государств, нуждами,- росписи храмов, иконопись, а также книжная миниатюра (преимущественно в культовых рукописях). Проникаясь ср.-век. ре лиг. мировоззрением, иск-во изменяет свою образную природу. Представление о ценности человека переносится в потустороннюю сферу. В связи с этим разрушается антич. творч. метод, вырабатывается специфич. ср.-век. условность иск-ва. Скованное религ. идеями, оно отражает действительность не путём прямого её изображения, а по преимуществу с помощью духовно-эмоц. строя художеств, произведений. Иск-во скульптуры приходит к острой экспрессии, разрушающей антич. пластич. форму (т. н. "Голова философа из Эфеса", 5 в., Художественно-ист, музей, Вена); со временем в визант. иск-ве почти совсем исчезает круглая пластика. В скульпт. рельефах (напр., на т. н. "консульских диптихах") отд. жизненные наблюдения сочетаются со схематизацией изобразит, средств. Наиболее прочно антич. мотивы сохраняются в изделиях художеств, ремесла (изделия из камня, кости, металла). В церковных мозаиках 4-5 вв. сохраняется антич. ощущение красочности реального мира (мозаики церкви св. Георгия в Салониках, кон. 4 в.). Позднеантич. приёмы вплоть до 10 в. повторяются в книжной миниатюре ("Свиток Иисуса Навина", Ватиканская б-ка, Рим). Но в 5-7 вв. во всех видах живописи, включая первые иконы ("Сергий и Вакх", 6 в., Киевский музей зап. и вост. иск-ва), нарастает духовноумозрит. начало. Приходя в столкновение с объёмно-пространств. способом изображения (мозаики церкви Хосиос Давид в Салониках, 5 в.), оно подчиняет себе впоследствии все художеств, средства. Архит.-пейзажные фоны сменяются отвлечённо-торжеств. золотыми фонами; изображения становятся плоскостными, их выразительность раскрывается с помощью созвучий чистых пятен цвета, ритмич. красоты линий и обобщ. силуэтов; человеч. образы наделяются устойчивым эмоц. смыслом (мозаики с изображением императора Юстиниана и его жены Феодоры в церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547; мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре и монастыря св. Екатерины на Синае - 6 в., а также мозаики 7 в., отмеченные большей свежестью восприятия мира и непосредственностью чувства,- в церквах Успения в Никее и св. Димитрия в Салониках). Историч. потрясения, пережитые В. в 7 - нач. 9 вв., вызвали существенный перелом в художеств, культуре. В зодчестве этого времени совершается переход к крестово-купольному типу храма (его прототип - церковь "Вне стен" в Русафе, 6 в.; постройки переходного типа - церкви Успения в Никее, 7 в., и св. Софии в Салониках, 8 в.). В яростной борьбе взглядов иконопочитателей и иконоборцев, отрицавших правомочность использования реальных изобразит, форм для передачи религ. содержания, разрешались противоречия, накопленные в предшествующее время, формировалась эстетика развитого ср.-век. иск-ва. В период иконоборчества церкви украшались гл. обр. изображениями христ. символов и декоративными росписями.

В сер. 9-12 вв., в период расцвета иск-ва В., окончательно утверждается крестово-купольный тип храма, с куполом на барабане, устойчиво укреплённом на опорах, от к-рых крестообразно расходятся 4 свода. Более низкие угловые помещения также покрываются куполами и сводами. Такой храм представляет собой систему надёжно связанных друг с другом небольших пространств, ячеек, выстраивающихся уступами в стройную пирамидальную композицию. Структура здания обозрима внутри храма и наглядно выражена в его внешнем облике. Наружные стены таких храмов нередко бывают украшены узорной кладкой, керамич. вставками и т. п. Крестово-купольный храм является завершённым архит. типом. В дальнейшем архитектура В. лишь развивает варианты этого типа, не открывая более ничего принципиально нового. В классич. варианте крестово-купольного храма купол воздвигается с помощью парусов на свободно стоящих опорах (церковь Аттик и Календер, 9 в., церковь Мирелейон, 10 в., храмовый комплекс Пантократора, 12 в.,- все в Константинополе; церковь Богоматери в Салониках, 1028, и др.). На терр. Греции развился тип храма с куполом на тромпах, опирающимся на 8 торцов стен (храмы: Католикон в монастыре Хосиос Лукас, в Дафни - оба 11 в.). В монастырях Афона сложился тип храма с апсидами на сев., вост. и юж. концах креста, образующими в плане т. н. триконх. В провинциях В. встречались частные разновидности крестово-купольного храма, строились также и базилики. В 9-10 вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей сплошь покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строго определ. иерархия, порядке и подчинённы.

"Болтуны". Миниатюра т. н. "Хлудовской псалтири". 9 в. Исторический музей. Москва.

Резная каменная плита в церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. 6 в.

В интерьере создаётся проникнутая единым содержанием архитектурно-художеств. среда, в корую включаются также и иконы, размещ. на иконостасе. В духе победившего учения иконопочитателей изображения рассматриваются как отблеск идеального "архетипа"; сюжеты и композиция росписей, приёмы рисунка и живописи подвергаются определённой регламентации. Свои идеи визант. живопись выражала, однако, через образ человека, раскрывая , их как свойства или состояния этого образа. Идеально возвышенные образы людей господствуют в иск-ве В., в известной мере сохраняя в претворённом виде художеств, опыт антич. иск-ва. Благодаря этому иск-во В.. выглядит относительно более "очеловеченным", чем многие другие великие иск-ва средних веков.

Общие принципы визант. живописи 9-12 вв. по-своему разрабатываются в отд. художеств, школах. Столичное иск-во представлено мозаиками константинопольской св. Софии, в к-рых от "македонского" (сер. 9 - сер. 11 вв.) к "комниновскому" периоду (сер. 11 в.- 1204) нарастали возвышенная строгость и одухотворённость образов, виртуозность живописной манеры, сочетающей изящество линейного рисунка с изысканной цветовой гаммой. Со столицей связаны лучшие произведения иконописи, отличающиеся глубокой человечностью чувств ("Владимирская богоматерь", 12 в., Третьяковская гал., Москва). Большое число мозаик было создано в провинции - величаво-спокойные в монастыре Дафни ок. Афин (11 в.), драматически-экспрессивные в монастыре Неа Мони на о-ве Хиос (11 в.),провинциально-упрощённые в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде (11 в.). Разнообразие течений существует и в фресковой живописи, распространившейся особенно широко (исполненные драматизма росписи церкви Панагии Кувелитиссы в Кастории, 11-12 вв.; наивно-примитивные росписи в пещерных церквах Каппадокии и др.).

"Дмитрий Солунский". Резная икона. Стеатит, серебро. 11 - 14 вв. Оружейная палата. Москва.

В книжной миниатюре после краткого расцвета иск-ва, проникнутого жизненной непосредственностью и политич. полемичностью ("Хлудовская псалтирь", 9 в., Ист. музей, Москва), и периода увлечения антич. образцами ("Парижская псалтирь", 10 в., Нац. б-ка, Париж)распространяется ювелирно-декоративный стиль. Этим миниатюрам свойственны вместе с тем и отд. меткие жизненные наблюдения, напр, в портретах ист. лиц. Скульптура 9-12 вв. представлена гл. обр. рельефными иконами и декоративной резьбой (алтарные преграды, капители и т. д.), отличающейся богатством орнамент, мотивов, нередко антич. или вост. происхождения. Высокого расцвета достигает в это время декоративно-прикладное иск-во: художеств, ткани, многоцветная перегородчатая эмаль, изделия из слоновой кости и металла.

Дворец Текфур-серай в Константинополе. 14 в.

После нашествия крестоносцев визант. культура вновь возрождается в отвоёванном в 1261 Константинополе и связанных с ним государствах на терр. Греции и М. Азии. Церковная архитектура 14-15 вв. повторяет в основном старые типы (небольшие изящные церкви Фетие и Молла-Гюрани в Константинополе, 14 в.; украшенная узорами кирпичной кладки и обнесённая галереей церковь Апостолов в Салониках, 1312- 1315). В Мистре строятся церкви, объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм (2-ярусная церковь монастыря Пантанасса, 1428). Ср.-век. в основе архитектура порой впитывает нек-рые мотивы итал. зодчества и отражает становление светских, ренессансных тенденций (церковь Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1295; дворец Текфурсерай в Константинополе, 14 в.; дворец правителей Мистры, 13-15 вв.; и др.). Жилые постройки Мистры живописно расположены на скалистом склоне, по сторонам идущей зигзагом гл. улицы. 2-3-этажные дома, с хозяйств, помещениями внизу и жилыми комнатами в верх, этажах, напоминают небольшие крепости. В кон. 13 - нач. 14 вв. блестящий, но кратковременный расцвет переживает живопись, в к-рой развивается внимание к конкретно-жизненному содержанию, реальным взаимоотношениям людей, пространств, изображению среды - мозаики монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (нач. 14 в.), церкви Апостолов в Салониках (ок. 1315) и др. Однако наметившийся разрыв со ср.-век. условностью не осуществился. С сер. 14 в. в столичной живописи В. усиливается холодная отвлечённость; в провинции распространяется измельчённо-декоративная живопись, иногда включающая повествовательно-жанровые мотивы (фрески церквей Перивлепта и Пантанасса в Мистре, 2-я пол. 14 - 1-я пол. 15 вв.). Традиции изобразит, иск-ва, а также светского, культового и монастырского зодчества В. этого периода были унаследованы в ср.-век. Греции после падения Константинополя (1453), положившего конец истории В.

Музыка. Истории, условия и полиэтнич. состав населения В. определили пестроту источников, разнообразие жанров, форм и интонационно-образного строя музыки В. Её истоки восходят к персидской, коптской, еврейской, армянской песенности, а также к позднегреч. и рим. мелосу. Музыка В. впитала в себя элементы сирийской (4 в.), арабской (8 в.), славянской песенных культур. В светской музыке, исполнявшейся при императорском дворе, получили развитие т. н. аккламации - приветств. возгласы и славословия, распевавшиеся на стихотворные тексты, в т. ч. эвфемии (ритуально-праздничные аккламации), составлявшие часть придворной литургии. Эвфемии отличались орнаментальной мелодикой, включали инструментальные интермедии, исполнявшиеся трубачами и цимбалистами. При торжеств, выходах императора на ипподроме (в цирке) провозглашались хоровые (антифонные) полихронии (многолетия). Было распространено концертирование на гидравлосе, позже - пневматич. органе. В нотных записях сохранилась лишь культовая музыка, исполнявшаяся также при дворе. Визант. нотация известна в неск. видах: экфонетическая (6-8 вв.), штриховая (8-12 вв.), круглая (12-14 вв.), кукузелевы невмы (14-15 вв.). Церк. музыка В. была чисто вокальной и одноголосной. Древнейшие виды культового одноголосия - молитвенное чтение нараспев (речитирование) и мелодически более развитая псалмодия древневост. происхождения. С 4 в. в церк. пение вводятся близкие фольклору песенно-поэтич. импровизации - тропари, распевавшиеся между стихами псалмов для контраста (б. ч. хорами мальчиков), к 6-7 вв. они оттеснили псалмодию. С 10 в. тропари именовались стихирами; с развитием песенного начала преобразовались в гимны - род филос. песенной лирики, сочетавшей религиозно-мистич. мотивы с ярким эмоциональным содержанием. Наиболее значительно творчество поэта-мелода Романа Сладкопевца (6 в.) из Эмесы в Сирии, создателя т. н. кондаков - сложных композиций с хоровым рефреном. В 7-8 вв. формой гимнич. песенности стал канон, расцвет к-рого связан с деятельностью Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Космы Майюмского и знаменитой константинопольской певицы и поэтессы Касии (9 в.). Одним из крупнейших центров гимнографии был Студитский монастырь.

Музыка В. до 9 в. оказывала большое влияние на муз. культуру мн. европ. стран. В 9 в. в В. наметился нек-рый застой в муз. иск-ве. Импровизаторов-мелодов, гимнотворцев сменили гимнографы-эрудиты и мастера адаптации, подтекстовывавшие новые стихи к существовавшим гимнич. напевам. Оживление муз. культуры В. связано с деятельностью гимниста и теоретика Иоанна Кукузеля из Афонского монастыря, к-рый возродил поэтич.-песенные приёмы Романа Сладкопевца. Этому этапу подъёма музыкальной культуры В. (14-15 вв.), получившему название "кукузелева эпоха", положило конец турецкое завоевание В.

Лит.: Рудаков А. П., Очерки византидской культуры по данным греческой агиографии, М., 1917; Каждан А. П., Византийская культура (X-XII вв.), М., 1968 (библ. с. 221-24); Krumbacher К., Geschichte der byzantinischen Literatur, 2 Aufl., Munch., 1897; Ко u k о u 1 e s P h., Vie et civilisation byzantines, t. 1-6, Athenes, 1948-57; Haussig H., Kulturgeschichte von Byzanz, Stuttg., [1959J; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Munch., 1959. Успенский Ф. И., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; F u с h s F., Die hoheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter, Lpz., 1926; H u s s e у J. M., Church and learning in the Byzantine Empire. 867 - 1185, L., 1937; Buckler G., Byzantine education, в сб.: Byzantium. An introduction to East Roman civilization, Oxf., [1961]; Browning R., Byzantine scholarship, "Past and Present", 1964, № 28. Simonide B. et TheodoridesJ., Reflexions sur la science byzantine, "Revue generale des sciences pures et appliquees", 1955, t. 62, № 11 -12; T h e p d p r i d e s J., La science byzantine, в кн.: Histoire generale des sciences, v. 1, P., 1957; V о g e 1 K., Der Anteil von Byzanz an Erhaltung und Weiterbildung der griechischen Mathematik, в кн.: Antike und Orient im Mittelalter, В., 1962, S. 112-28; T e m k i n O., Byzantine medicine: tradition and empiricism, "Dumbarton Oaks Papers", 1962, № 16, p. 97-115. Valdenberg V. J., Sur le caractere general de la philosophie byzantine, P., 1929; I v a n k a E. von, Hellenistisches und Christliches im fruhbyzantinischen Geistesleben, W., 1948; Tatakis В., La philosophie byzantine, P., 1949; S e i d 1 e r G. L., Soziale Ideen in Byzanz, B., 1960; D v о r n i k F., Early Christian and Byzantine political philosophy, v. 1-2, Wash., 1967. Памятники византийской литературы, [т. 1 - 2], М., 1968-69; S о у t e r G., Byzantinische Dichtung, Athen, 1938; Cantarel1 a R.. Poeti bizantini, v. 1 - 2, Mil., 1948; Jenkins R. J. H., The hellenistic origines of byzantine literature, "Dumbarton Oaks Papers", 1963, № 17.

Лазарев В. Н., История византийской живописи, т. 1-2, М., 1947 - 48; Всеобщая история искусства, т. 2, кн. 1, М., 1960, с. 25 - 72; Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия, т. 1, М., 1962, с. 388 - 404; Всеобщая история архитектуры, т. 3, Л.- М., 1966, с. 16-196; Банк А. В., Византийское искусство в собраниях Советского Союза, Л.- М., 1966; Ebersolt J., Monuments de 1'architecture byzantine, P., 1934; Brehier L.,La sculpture et les arts mineurs byzantins, P., 1936; D e m u s O., Byzantine mosaic decoration, L., 1948; Grabar A., La peinture byzantine. Gen., 1953; Krautheimer R., Early Christian and Byzantine architecture, Harmondsworth, 1965; Delvoye Ch., L'art byzantin, P., 1967; Die Propylaen-Kunstgeschichte, Bd 3, В., 1968. Асафьев Б., Византийская музыкальная культура, в кн.: Неф К., История западно-европейской музыки, пер. с франц., 2 изд., М., 1938; Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.- Л., 1941; Monumenta musicae Byzantinae, v. 1 - 3, Kbh., 1936 - 40; Wellesz E., Byzantische Musik, Breslau, 1927; его ж e, A history of Byzantine music and hymnography, 2 ed., Oxf., 1961.

А. П. Каждан. В. М. Полевой (архитектура и изобразительное искусство), К. К. Розеншилъд (музыка)

"Христос на троне". Перегородчатая эмаль. 11 в. Эрмитаж. Ленинград.

К ст. Византия.Архитектура. 1. АН ф им и и из Тралл и Исидор из Милета. Храм св. Софии в Константинополе. 532-537. 2. Церковь св. Сергия и Вакха в Константинополе. 526-527. Капители и архитрав. 3. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме. 432-440. 4. Храм св. Софии в Константинополе. Капитель. 5. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Начало 6 в. 6. Церковь Сан-Витале в Равенне. 526-547. 7. Базилика св. Иоанна Студита в Константинополе. 5 в. 8. Церковь Мирелейон (Будрум-Джами) в Константинополе. 1-я пол. 10 в. 9. Церковь св. Фёдора (Килисе-Джами) в Константинополе. 2-я пол. 11 -14 вв. 10. Церковь св. Фёдора в Мистре. 2-я пол. 13 в. 11. Церковь Апостолов в Салониках. 1312-15.

К ст. Византия. Изобразительное искусство. ,1. Голова ангела. Фрагмент мозаики церкви Успения в Никее. 7 в. 2. "Император Юстиниан со свитой". Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. Ок. 547. 3. "Пророк Исайя между Ночью и Авророй". Миниатюра псалтири. 10 в. Национальная библиотека. Париж. 4. "Архангел Гавриил". Мозаика храма св. Софии в Константинополе. Конец 9 в. 5. "Сошествие святого духа". Мозаика свода храма Католикон в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде. 2-я четв. 11 в. 6. "Распятие". Мозаика церкви Успения в Дафни. 2-я пол. 11 в. ,7- Рельеф с изображением богоматери. Мрамор. 11 в. Византийское собрание Дамбартон-Окс. Вашингтон. 8. Мозаика монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. Нач. 14 в. 9. Икона "Св. Пантелеймон". Дерево, энкаустика. 11 в. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

К ст. Вилла. 1-2. Вилла д'Эсте в Тиволи. 1550-72. Архитектор П. Лигорио (1 - вид со стороны террасного парка; 2 - каскад). 3. Вилла папы Юлия III (вилла Джулия) в Риме. 1550-55. Архитекторы Дж. Виньола, Б. Амманати, Дж. Вазари. Второй дворик. 4. Нимфей (1604, архитектор Дж. делла Порта) виллы Альдобрандини во Фраскати. 5. Вилла Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо. 1560-70. Архитектор Палладио. 6. Казино (1613, архитектор Дж. Вазанцио) виллы Боргезе в Риме.

К ст. Вильнюс. 1. Вид на город с горы Гедиминаса. 2. Жилой массив Антакалышс. 1960-е гг. 3. Певческая эстрада. 1960. Архитекторы А. Котли, X. Сепман, У. Гельпус, инженеры Э. Паальманн, X. Орувеэ. 4. Набережные р. Нярис. 5. Здание филармонии. 6. Торговый центр "Жирмунай".

К ст. Вильнюс. 1. Церковь Оное. 16 в. Фасад. 2. Церковь Пятро ир Повило. 1668-75. Архитектор И. Заор. 3. Фасад церкви Йоно. 18 в. 4. Кафе "Таурас".. 1961. Архитектор В. Батиса. 5. Здание обсерватории университета. 1782-88. Архитектор М. Кнакфус. 6. Павильон художественных выставок., 1967. Архитектор В. Чеканаускас. 7. Гостиница "Няринга". 1960. Архитекторы А. и В. Насвитис. Холл.

К ст. Владимир. 1. Площадь им. В. И. Ленина. Слева-памятник В. И. Ленину (бронза, гранит, 1958, скульптор Д. Б. Рябичев, архитектор А. Н. Душкин). 2. Успенский собор. 1158-60, перестроена 1185-89. Вид с востока. 3. Золотые ворота. 1158-64 (перестроены в 17-18 вв.). 4. Дмитриевский собор. 1194-97. 5. Церковь Успения богородицы. 1649. 6. Дмитриевский собор. Фрагмент аркатурного пояса. 7. Церковь Никиты. 1762-65.

К ст. Владимиро-суздальская школа. 1. "Иоанн Предтеча". Фрагмент иконы "Деисус" (1-я треть 13 в., Третьяковская галерея, Москва). 2. "Лев". Рельеф на капители южного портала Рождественского собора в Суздале (1122-25). 3. Голова апостола Петра. Фрагмент фрески Дмитриевского собора во Владимире. Ок. 1197. 4. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230-34. Южный притвор. 5. "Лестничная" башня и переход к церкви дворца в Боголюбове. 1158-65. 6. Южные врата Рождественского собора в Суздале (деталь). 1222-25. 7. Георгиевский собор в Юоьеве-Польском. 1230-34. Часть северной стены с рельефами.

К ст. Водопады. 1. Ниагарский водопад на р. Ниагара (США, Канада). 2. Водопад игуасу (Бразилия). 3. Водопад в Йосемитском национальном парке (США). 4. Водопад на р. Гутара в Саянах зимой (СССР). 5. Шакинский водопад (Армянская ССР). 6. Водопад в долине Флом (Норвегия).

"ВИЗВОЛЕННЯ ВIТЧИЗНИ" "(Освобождение Отчизны"), подпольная антифаш. группа, действовала с окт. 1942 по июль 1944 на терр. Глинянского и Перемышлянского р-нов Львовской обл., оккупированных нем.-фаш. войсками. Организаторами "В. в." были коммунисты В. Я. Дорожко и И. Ф. Головченко. В состав группы входило 48 чел. Задачи "В. в." были сформулированы в программе: ведение антифаш. пропаганды, разоблачение предательской роли укр. бурж. националистов, мобилизация трудящихся на партизанскую борьбу против нем.-фаш. оккупантов и их наёмников. "В. в." издала и распространила во Львове, Глинянском, Золочевском и Перемышлянском р-нах ок. 10 тыс. экз. листовок, обращений и статей, осуществляла боевые операции против оккупантов. Была связана с львовской подпольной орг-цией "Народная гвардия".

Лит.: Супруненко Н. И., Украина в Великой Отечественной войне Советского Союза (1941 - 1945 гг.), К., 1956.

Г. М. Мултых.

ВИЗЕ Владимир Юльевич [21.2(5.3).1886, Царское Село, ныне г. Пушкин, -19.2. 1954, Ленинград], советский учёный, исследователь Арктики, чл.-корр. АН СССР (1933). С 1928 сотрудник Арктического института. Профессор Ленингр. ун-та с 1945. В 1912-14 участник экспедиции Г. Я. Седова; в 1921-22 - экспедиции на "Таймыре"; в 1924, 1928 и 1931 - на "Малыгине". Науч. руководитель экспедиций на "Георгии Седове" (1930), "Сибирякове" (1932) и "Литке" (1934). Осн. труды посвящены влиянию атм. процессов и гидрологич. условий на деловитость арктич. морей. Изучал формирование климата в Центр. Арктике и влияние ледовитости на циркуляцию атмосферы. Разработал методы ледовых прогнозов. Гос. пр. СССР (1946). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Именем В. названы остров в Карском м., ледник, мыс и бухта на о. Новая Земля.

Соч.: Международный полярный год, 2 изд., Л., 1932; Моря Советской Арктики, 3 изд., М.- Л., 1948; Основы долгосрочных ледовых прогнозов для арктических морей, М., 1944; На "Сибирякове" и "Литке" через ледовитые моря. Два исторических плавания 1932 и 1934 гг., М.- Л., 1946.

Лит.: Буйницкий В. X., Потери науки. [Некролог] В. Ю. Визе, "Изв. Всесоюзного географического общества", 1954, т. 86, в. 4; его же, В. Ю. Визе, Л., 1969 (библ.).

ВИЗЕ (Wiese) Леопольд фон (р. 2.2.1876, Глац), немецкий социолог. Профессор в Ганновере (1908-11) и ун-та в Кёльне (с 1919); после 1933 - в Гарвардском и Висконсинском ун-тах (США), а с 1945- в ун-тах Бонна и Майнца (ФРГ). Один из создателей Нем. социологич. об-ва. Представитель т. н. формальной социологии и последователь Г. Зиммеля, В. считал целью социологии исследование всеобщих форм социальных явлений. При этом В. отвлекался от конкретноист, содержания социальных явлений и противопоставлял свою концепцию марксистской теории. Основу теории В. составляет т. н. социология отношений. Общество, по В.,- абстракция. Существует лишь "социальное", или "межчеловеческое", представляющее сеть отношений между людьми, каждое из к-рых является результатом определ. социальных процессов. В. строит типологию социальных процессов и отношений, исходя из понятия социальной дистанции - от высшей степени ассоциации (амальгамация) до высшей степени диссоциации (конфликт). На основе социальных процессов возникают социальные структуры как совокупность межчеловеческих отношений, классифицируемые В. по степени их устойчивости (длительности) и абстрактности: конкретные группы (краткоживущие); абстрактные группы (длительные) - народ, нация; группы с непосредств. взаимоотношениями - семья; абстрактные коллективы - гос-во, церковь. Идеи В. оказали определ. влияние на бурж. социологию, однако подвергаются критике абстрактный психологизм и формализм его концепции.

С о ч.: System der allgemeinen Soziologie..., 3 Aufl., В., 1935; Soziologie. Geschichte und Hauptprobleme, 8 Aufl., В., 1967; Das Soziale im Leben und Denken, Koln, 1956; Philosophie und Soziologie, В., 19о9; Wandel und Bestandigkeit im sozialen Leben, В., 1964.

Лит.: Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 5, с. 107 - 10; О с и и о в Г. В., Современная буржуазная социология, М., 1964. И.С.Добронравов.

ВИЗЕ ОСТРОВ, остров в сев. части Карского м. Пл. 288 км2. Вые. до 22 м. Сложен мор. песками и глинами. Покрыт редкой растительностью арктич. тундры. Открыт в 1930 экспедицией на пароходе "Георгий Седов" и назван в честь сов. исследователя Арктики В. Ю. Визе, в 1924 теоретически предсказавшего существование этого острова.

ВИЗЕЙСКИЙ ЯРУС [от назв. г. Визе (Vise) в Бельгии], второй снизу ярус кам.-уг. системы [см. Каменноугольная система (период)]. Выделен в 1882 белы, учёным Ч. Дюпоном. В стратотипе сложен внизу известняками с брахиоподами (Gigantoproductus giganteus), а выше чёрными сланцами с гониатитами. В СССР известняки В. я. широко представлены на Вост.-Европ. (Русской) платформе, в Донбассе, на Урале, в Ср. Азии и в Сибири (Алтай, Кузбасс и др.); имеются в ряде зарубежных стран (Англия, Франция, КНР и Др.).

ВИЗЕР (Wieser) Фридрих (10.7.1851, Вена,-22.7.1926, Санкт-Гильген), эко номист, представитель австрийской школы в политической экономии. С -1903 проф. политэкономии в Венском университете. Совместно с К. Менгером и Э. Бём-Баверком разрабатывал теорию предельной полезности и ввёл этот термин (см. Предельной полезности теория). Пытался опровергнуть марксистскую теорию трудовой стоимости и прибавочной стоимости. Создал т. н. теорию вменения, согласно к-рой каждому из трёх факторов производства - труду, земле и капиталу - вменяется определённая часть ценности созданного ими продукта. В. выдвинул теорию денег, определяя их ценность в зависимости от соотношения ден. и реальных доходов. Взгляды В. получили широкое распространение в бурж. экономич. науке.

Соч.: Uber den Ursprung und die Hauptgesetze des wirtschaftlichen Wertes, W., 1884; Der naturliche Wert, W., 1889; Der Geldwert und sei.ne geschichtliche Veranderungen, W., 1904; tjber die Messung der Veranderungen des Geldwertes, W., 1909.

ВИЗИГОТЫ, германское племя; см. Вестготы.

ВИЗИР (нем. Visier) в фотографии, редко употребляемое название видоискателя.

ВИЗИРНАЯ ЛИНИЯ, визирная ось, линия, соединяющая вторую главную точку объектива астрономич. или геодезич. оптич. инструмента с точкой пересечения средних нитей сетки в фокалькой плоскости инструмента. В. л. совпадает с оптической осью инструмента, если точка пересечения средних нитей сетки лежит точно на оптич. оси; в реальных инструментах обычно составляет с ней. небольшой угол (см. Оптические системы).

LL - оптическая ось; О1 и О3 - первая и вторая главные точки объектива; К - сетка нитей в фокальной плоскости; О2К - визирная линия.

ВИЗИРОВАНИЕ, совмещение визирной линии астрономич. или геодезич. инструмента с направлением на выбранную точку удалённого предмета или на небесное светило. До создания телескопа угломерные инструменты направлялись на заданную точку с помощью диоптров. В совр. инструментах диоптры служат только для ориентировки, точное же наведение инструмента производится при помощи зрит, трубы с достаточно большим (в 20 - 40 раз) увеличением.

ВИЗИРЬ, титул министров и высших сановников в мусульм. странах; см. Везир.

ВИЗИТАЦИЯ (от лат. visitatio-осмотр) (droit de visite) в международном морском праве, право военных судов требовать в открытом море от вызывающих подозрение торг, или иных невоенных судов предъявления их судовых бумаг. Предполагает право останавливать такие суда (droit d'arret), а в ряде случаев и право осмотра судна (droit de recherche) и наложения на него ареста (droit de saisie).

В мирное время право В. возникает лишь на основе спец. соглашений. Изъятия из общего правила об исключит, юрисдикции гос-ва над судами, плавающими под его флагом в открытом море, касаются только невоенных судов государств - участников соответствующих соглашений. Напр., согласно конвенции по охране подводных телеграфных кабелей (1884), воен. корабли или специально на то уполномоченные суда государств - участников конвенции имеют право проверки национальности судна, заподозренного в повреждении подводных кабелей. Конвенция о рыболовстве, заключённая СССР с Японией в 1956, предусматривает, что компетентные должностные лица имеют право осмотреть судно другой договаривающейся стороны, заподозренное в нарушении конвенции, а после установления факта нарушения - задержать это судно.

Конвенция об открытом море 1958 устанавливает право В. невоенных судов, подозреваемых в пиратстве или работорговле (до 1958 эти положения являлись междунар. обычаем).

Во время войны право В. и связанные с ним права приобретают иное значение. Оно осуществляется на основе норм мор. войны, т. е. помимо к.-л. спец. междунар. соглашений, и применяется воен. судами воюющих держав по отношению не только к неприятельским, но и к нейтральным торг, судам в целях обнаружения и захвата неприятельской собственности, а также для выяснения, не перевозится ли воен. контрабанда, не оказывало ли судно иные противоречащие нейтралитету услуги неприятелю и т. д. В случае подтвердившихся подозрений контрабанда (а при известных условиях и само судно) конфискуется. В. И. Менжинский.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА, документ, уведомляющий о посещении (визите); широко применяется в протокольной дипломатич. практике. Содержит звание, имя, фамилию и должность её владельца, а иногда адрес и номер его телефона. Глава сов. дипломатич. представительства может иметь также В. к., в к-рой напечатаны только слова: "Посол Союза Советских Социалистических Республик", "Посланник Союза Советских Социалистических Республик".

В. к. заменяет личные визиты. В зависимости от конкретных обстоятельств на В. к. принято делать карандашом или чернилами в левом нижнем углу следующие сокращённые надписи: p. f. (pour feliciter) -при поздравлении; p. r. (pour remercier) - при выражении благодарности; р. с. (pour condoler) - при выражении соболезнования; р. р. с. (pour prendre conge) - при прощальном визите, при отъезде из страны пребывания; p. p. (pour presenter) - при заочном представлении или рекомендации другого лица (посылается одновременно с В. к. рекомендуемого).

В. к. используются и в личном общении.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВЫХ ПОЛЕЙ, см. Звукового поля визуализация.

ВИЗУАЛЬНАЯ ЗВЁЗДНАЯ ВЕЛИЧИНА, см. Звёздная величина.

ВИЗУАЛЬНАЯ СПУТНИКОВАЯ ТРУБКА (от лат. visualis - зрительный), небольшой телескоп, приспособленный для наблюдений искусств, спутников Земли. В. с. т. характеризуются сравнительно большим полем зрения (5-10°) при высокой проницающей силе (см. Проницающая сила телескопа). Применяются для определения небесных координат спутников или непосредственно по отношению к звёздам, координаты к-рых известны (наблюдатель в определённый момент запоминает положение искусств, спутника Земли относительно звёзд), или по разделённым кругам, к-рыми снабжаются нек-рые типы В. с. т. (наблюдатель засекает момент прохождения спутника через центр поля зрения и отсчитывает круги).

Визуальная спутниковая трубка АТ-1.

ВИЗУАЛЬНО-ДВОЙНЫЕ ЗВЁЗДЫ, см. Двойные звёзды.

ВИЗУАЛЬНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ, наблюдение того или иного явления непосредственно глазом, хотя бы и вооружённым. В. н. обычно отягощены личными ошибками и применяются в совр. науке только в тех случаях, когда невозможны или нецелесообразны фотографич., фотоэлектрич. и т. п. методы наблюдений.

ВИЗУАЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР НАСТРОЙКИ, электронносветовой индикатор, применяемый как указатель настройки радиоаппарата.

ВИЙВИКОННА, посёлок гор. типа в Эст. ССР. Расположен в 8 км к Ю.-З. от ж.-д. ст. Вайвара (на линии Таллин - Ленинград). 2,2 тыс. жит. (1968). Добыча горючих сланцев.

ВИЙДУМЯЭСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, находится в зап. части о. Сааремаа в Эст. ССР. Пл. 593 га (1969). Создан в 1957 для сохранения редких в Эстонии растений и растит, ассоциаций. Господствующая порода - сосна. Имеются лишайниковые, вересковые и др. боры, лесо-луга с дубом и болота. Из редких растений встречаются погремок эзельский, ситник подуздоватый, рябина ария, плющ обыкновенный, жирянка альпийская, хвощ шершавозубый и др. Лит.: Meie loomastiku looduskaitsest, Tartu, 1960.

ВИЙЁРБАНН (Villeurbanne), город во Франции, фактически пром. и жилой пригород Лиона. 123 тыс. жит. (1968). Машиностроение (станки, котлы, детали автомобилей и самолётов и др.), хим. (резина, краски, парфюмерия) и шёлковая пром-сть.

ВИЙОН, Вилъон (Villon) Франсуа [наст. фам.- Монкорбье или д е Лож (Montcorbier, de Loges)] (p. между 1.4.1431 и 19.4.1432, Париж,-год и место смерти неизв.], французский поэт. Воспитывался приёмным отцом капелланом Гийомом де Вийоном, имя к-рого носил. Учился на ф-те иск-в в Сорбонне, где получил звание бакалавра, затем магистра иск-в (1452). В 1455 убил в драке священника, бежал из Парижа; был помилован; вернувшись, связал свою судьбу с воровскими шайками, не раз сидел в тюрьмах. В 1463 осуждён за драку, приговорён к повешению. В ожидании смерти написал "Балладу повешенных". Но казнь была отменена, а В. изгнан из Парижа. Участвовал в состязаниях поэтов при дворе герцога Карла Орлеанского. С 1464 судьба В. неизвестна.

В 1456 В. написал поэму "Лэ" в 320 стихов, известную под назв. "Малое завещание". Это насмешливая исповедь студента-бродяги, пародирующая юридич. документ, произведение большой реалистич. силы, полное проникновенного лиризма, иронии, грубоватого юмора. Его "Большое завещание" со вставными балладами ("О дамах минувших времён", "Парижские женщины", "Большая Марго" и др.) содержит 2023 стиха. Особенно примечательны реалистич. сценки из жизни парижских низов: ярко очерчены смутьяны-бродяги, воры, проститутки, трактирщики, спившиеся церковнослужители. В стихах В. содержатся размышления об утраченной юности, неразделённой любви и горькой нужде, "матери всех преступлений", предчувствие неизбежной гибели, покаянные молитвы; всё это перебивается иронией, порой благодушной, порой язвительной. Не чужды ему и патриотич. настроения ("Баллада против врагов Франции").

Ф. Вий он. Поли. собр. соч. (Париж, 1945). Илл. Ж. Пейра.

Стих В. гибок и музыкален. Поэту послушны и ритм, и рифма, и сложная строфика баллады с рефренами. Язык В. вмещает говор гор. мещанства, воровской жаргон, риторику учёной Сорбонны, архаизмы в описаниях рыцарской старины. Наследниками В. стали писатели, уже свободные от ср.-век. морали (П. Гренгор, М. Ренье, К. Маро, Ф. Рабле). С похвалой отзывались о В. поэты классицизма и Просвещения (Ж. Лафонтен, Н. Буало, Мольер, П. О. К. Бомарше), романтики (В. Гюго, Т. Готье), позднее - символист П. Верден. На рус. яз. В. переводили В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилёв, И. Г. Эренбург. Трагическая, полная приключений судьба В. являлась темой поэтич. и романтич. интерпретаций (Р. Л. Стивенсон, Ф. Карко, К. Эдшмид, П. Г. Антокольский и др.).

Соч.: CEuvres completes, publ. par Л. Longnon. 3 ed.. P., 1923: CEuvres, publ... par A. Mary, P., [1962]; CEuvres poetiques, [P.], 1965: в рус. пер.- Стихи, пер. Ф. Мендельсона и И. Эренбурга, [предисл. Л. Пинского, М., 1963]: [Стихи], в кн.: Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в пер. И. Эренбурга, М., 1969.

Лит.: Веселовский Ю. А., Литературные очерки, т. 1, М., 1910; Мандельштам О., О поэзии. Сб. статей, Л., 1928, с. 87-97; История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946, с. 195-201; Эренбург И., Французские тетради, М., 1959; Cons L., Etat present des etudes sur Villon, P., 1936 (имеется библ.); Lewis D. B. W., Francois Villon. A documented survey, L., 1945; С h a n e у E. F., Francois Villon in his environment, Oxf., 1946 Burger A., Lexique de la langue de Villon Gen.- P., 1957; Seat on E., Studies ir Villon, Vaillant and Charles d'Orleans, Oxf. 1957; Char pier J., Francois Villon, [P. 1958]; Robert A., F. Villon, N. Y. [1968]. И, Н. Голенищев-Кутузов П. Г, Антокольский

ВИЙРА Аугуст Пеэтерович (28.3.1853, Яама, близ Тарту,- 30.3.1919, Тарту), эстонский театральный деятель, режиссёр, дирижёр. В 1878-1903 возглавлял театр "Ванемуйне" (Тарту). Под рук. В. поставлен первый муз. спектакль на эст. яз.- "Прециоза" Вебера (1883). Осуществил постановку опер и оперетт: "Корневильские колокола" Планкета (1885), "Цыганский барон" Штрауса (1889), "Иосиф в Египте" Меюля (1899), произв. эст. драматургии - "Помешательство Муру Мику" (1880) и "Отставной солдат" (1886) Кундера, "Этакий мульк" Койдулы (1884), пьес классич. репертуара (Мольер, Шекспир). Деятельность В. в 80-х - нач. 90-х гг. способствовала формированию нац. театр, культуры. Он развивал демократич. традиции, заложенные Л. Коидулой.

ВИЙРАЛЬТ Эдуард [8(20).3. 1898, дер. Губаницы, ныне Волосовского р-на Ленингр. обл., - 8.1.1954, Париж], эстонский график. Учился в художественной школе "Паллас" в Тарту (1919-24) и в дрезденской АХ. Работал в Таллине, Тарту и Париже (с 1925). Посетил Италию (1926), Марокко (1938), Швецию (1945-46). Испытал влияние экспрессионизма. В напряжённо-драматич. гротескных листах ("Кабаре", офорт, резец, 1931) В. отразил трагич. контрасты капиталистич. города, в др. работах стремился воплотить внутр. гармонию и красоту простого человека и природы ("Старый бербер", итал. карандаш, 1938, Тартуский художеств, музей; "Окрестности Вильянди", сухая игла, 1943).

Э. В и йр а л ь т. "Девочка-берберка с верблюдом". Мягкий лак. 1940.

Лит.: Eduard Wiiralt, Tallinn, 1959.

ВИКА, виды травянистых растений рода горошек (Vicia) сем. бобовых. Название, распространённое в растениеводстве. В культуре известно 12 видов В., к-рые встречаются также как дикорастущие. Наиболее распространены В. посевная, или яровая, и В. мохнатая, или озимая. В. посевная (V. sativa) известна в культуре со времён Др. Рима. В СССР возделывается в лесной и лесостепной зонах Европ. части, в Сибири и на Кавказе. Стебель дл. от 40 до 110 ел, тонкий, ветвистый, у молодых растений прямостоячий, позднее полегает и цепляется при помощи листовых усиков. Цветки сидячие (1-3) в пазухах листьев. Венчик фиолетово-пурпурный, сиреневый или розовый. Бобы удлинённоромбич. с 4-10 семенами. Масса 1000 семян - 50-60 г. Высевается на зерно в чистом виде в ранние сроки, на зелёный корм, сено и силос в смеси с овсом, реже с ячменём - в неск. сроков. В нечернозёмных р-нах часто используют как парозанимающую культуру, в юж. р-нах, обеспеченных влагой,- как пожнивную. Урожай зерна до 20 ц/га, зелёной массы 200-250 ц/га. В 100 кг зелёной массы 20,0 кормовых единиц и 3,8 кг переваримого протеина, в 100 кг сена 45,8 кормовых единиц и 12,3 кг переваримого протеина. Районировано ок. 40 селекционных и местных сортов.

В. м о х н а т у ю (V. villosa) в СССР возделывают в Белоруссии, на Украине, Сев. Кавказе и нек-рых центр, р-нах РСФСР. Высевают на зелёный корм в смеси с озимой рожью или пшеницей. Урожай зелёной массы ок. 200 ц/га. Иногда засоряет посевы озимых хлебов.

Лит.: Флора СССР, т. 13, М. - Л., 1948; Кормовые растения сенокосов и пастбищ СССР, т. 2, М.- Л., 1951; М и т р о ф а нова А. С. и Рожкова М. М., Вика (яровая н озимая), М., 1961. Р. Ю. Гусе.

ВИКАЛЛОЙ, название одного из магнитнотвёрдых сплавов.

ВИКАРИЙ (от лат. vicarius - заместитель, наместник), 1) в Поздней Рим. империи правитель адм. округа - диоцеза. 2) В православной церкви помощник епархиального архиерея по управлению епархией. 3) В католич. церкви имеются: генеральные В.- помощники епископов, управляющие церк. диоцезами; приходские В.- помощники приходского священника (кюре), заменяющие его во время болезни или в его отсутствие; апостолические В.- Папские наместники, б. ч. в отдалённых (миссионерских) р-нах (в 1969 насчитывалось 83 апостолич. В.).

ВИКАРИРУЮЩИЕ ВИДЫ, викарные виды (от лат. vicarius-замещающий), замещающие виды, близкие виды растений или животных, занимающие различные ареалы - области распространения (географич. викариат) или же встречающиеся в пределах одного ареала, но в разных экологич. условиях (экологич. викариат). В первом случае ареалы В. в. могут соприкасаться и не соприкасаться. Примерами В. в. могут служить серый, или малый, суслик, обитающий в степях на Ю., и крапчатый суслик, встречающийся в степи и лесостепи, но севернее; ель обыкновенная, свойственная западной части СССР, к В. от линии р. Онега - Юж. Урал сменяется елью сибирской; европ. бук, замещающийся на Кавказе буком восточным (в Крыму оба эти вида замещены буком крымским). Примерами В. в., занимающих один ареал, но изолированных экологически (напр., почвенногрунтовыми условиями), являются мохноногий тушканчик, обитающий в песчаных пустынях, и малый тушканчик - в глинистых; "чернозёмные" и "песчаные" растения, замещающие друг друга: чабрец степной - чабрец песчаный, келерия степная - келерия сизая и др.

ВИКАСОЛ, синтетич. водорастворимый аналог витамина К, способствующий повышению содержания в крови протромбина и усилению свёртывания крови. См. Витамины.

ВИКЖЕДОР, Всероссийский исполнительный комитет железнодорожников, центральный орган ж.-д. союза. Избран Чрезвычайным Всеросс. ж.-д. съездом, состоявшимся в Петрограде 5-30 япв. (18 янв.-12 февр.) 1918. В. был высшим сов. выборным органом управления транспортом. Большинство голосов в В. принадлежало большевикам. В состав его вошли также левые эсеры и с.-д.- интернационалисты. В. боролся с саботажем высших служащих на ж. д., проводил работу по завоёвыванию осн. массы железнодорожников на сторону Сов. власти, содействовал упорядочению работы ж.-д. транспорта. В. избрал коллегию Нар. комиссариата путей сообщения. Весной 1918 по предложению В. И. Ленина реорганизовано управление жел. дорогами. По декрету СНК от 23 марта 1918 нарком путей сообщения получил всю полноту власти по управлению транспортом. В. стал высшей контролирующей профессиональной орг-цией без адм. функций. 30 нояб. 1918 решением СНК ж. д. объявлены на воен. положении и на них введён институт воен. комиссаров. На 1-м Всеросс. съезде ж.-д. профсоюзов, проходившем с 21 февр. по 1 марта 1919 в Москве, создан единый Центр, к-т профсоюза рабочих и служащих ж.-д. транспорта (Цекпрофсож), с избранием к-poro В. прекратил свою деятельность.

Г. Е. Рейхберг.

ВИКЖЕЛЬ, Всероссийский исполнительный комитет ж.-д. профсоюза, создан на 1-м Всеросс. учредит, съезде железнодорожников, состоявшемся в Москве 15 июля - 25 авг. (28 июля - 7 сент.) 1917. В составе В. было 14 эсеров, 6 меньшевиков, 3 большевика, 6 чл. др. партий, 11 беспартийных. В дни подготовки и проведения Октябрьской революции В. явился одним из контрреволюционных центров. Выступая под флагом "нейтралитета", В. высказался против власти Советов, требуя создания "однородного социалистич. пр-ва", угрожая всеобщей забастовкой на транспорте. 29 октября (11 нояб.) 1917 ЦК РСДРП(б) вступил в переговоры с В. по вопросу о власти. В. И. Ленин рассматривал эти переговоры "... как дипломатическое прикрытие военных действий" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 43). Ленин и ЦК партии резко осудили оппортунистич. позицию, занятую нек-рыми членами ЦК (Л. Б. Каменевым, Г. Я. Сокольниковым и др.), соглашавшимися с требованиями В. Продолжая маневрировать, В. принял 20 нояб. (3 дек.) резолюцию, в к-рой признавал Сов. власть при условии передачи ему управления ж.-д. х-вом. 23 нояб. (6 дек.) СНК постановил созвать ж.-д. съезд. 12(25) дек. 1917 в Петрограде открылся Чрезвычайный Всеросс. съезд ж.-д. рабочих и мастеровых, на к-ром 13(26) дек. выступил Ленин. Съезд встал на платформу Сов. власти; принял резолюцию недоверия В. Левый блок съезда постановил принять на себя выполнение всех функций Чрезвычайного Всеросс. ж.-д. съезда, проходившего 5-30 янв. (18 янв.- 12 февр.) 1918 в Петрограде. На съезде был избран Викжедор.

Лит.: Из истории борьбы коммунистической партии за развитие советского железнодорожного транспорта, Л., 1960.

Г. Е. Рейхберг.

ВИКИНГИ (др.-сканд.), участники мор. походов скандинавов в кон. 8- сер. 11 ЕВ. (В. их называли в скандинавских странах; на Руси они были известны под назв. варягов, в Зап. Европе - норманнов). Причины экспансии, принимавшей различные формы (поиски новых земель и переселения, грабительские нападения, пиратство и большие воен. походы, торг, поездки, тесно переплетавшиеся с пиратством и грабежом), были многообразны. Разложение общиннородового строя у шведов, датчан и норвежцев сопровождалось усилением знати, для к-рой воен. добыча служила важнейшим источником обогащения; многие рядовые общинники (бонды) покидали родину вследствие относит. перенаселённости приморских р-нов Скандинавского п-ова и нехватки пригодных для обработки земель. Прогресс кораблестроения у скандинавов - издревле искусных мореходов - сделал возможным их плавание не только по Балт. м., но и в водах Сев. Атлантики и в Средиземном м.

Первый период экспансии В. (кон. 8- 9 вв.) характеризовался разрозненными экспедициями датчан против Франкского гос-ва, нападениями норвежцев на берега Англии, Шотландии, Ирландии и их переселениями на Оркнейские, Фарерские, Гебридские и Шетлендские о-ва, несколько позднее - в Исландию. Появляются варяжские дружины и поселенцы на Руси. С кон. 9 в. на Францию и Англию нападают более крупные отряды В., переходящие от грабежа и сбора дани к заселению завоёванных территорий. В Сев. Франции они основывают герцогство Нормандия (911), покоряют сев.-вост. Англию. В кон. 10 в. исландцы открыли Гренландию, заселив отдельные её р-ны, откуда совершали далёкие мор. рейды на запад, достигли Сев. Америки (т. н. Винланд, Маркланд, Хеллуланд). В этот же период начинается процесс формирования королев, власти в сканд. странах. В нач. 11 в. вся Англия была подчинена дат. королями. Походы В. прекратились около сер. 11 в. Потомки В.- выходцы из Нормандии-подчинили во 2-й пол. 11 в. Англию (см. Нормандское завоевание Англии 1066), а также Юж. Италию и Сицилию, основав здесь своё королевство (ок. ИЗО, см. Сицилийское королевство).

О В. на Руси см. в ст. Варяги.

Лит.: Г у р е в и ч А. Я., Походы викингов, М., 1966; Sawyer P. H., The age of j;he Vikings, L., 1962. А. Я. Гуревич.

ВИККЕРСА МЕТОД, один из способов определения твёрдости металлов.

ВИКЛИФ Джон, английский религ. реформатор 14 в.; см. Уиклиф Дж.

ВИКО (Vico) Джамбаттиста (23.6.1668, Неаполь, - 21.1.1744, там же), итальянский философ. С 1698 проф. риторики в ун-те в Неаполе, с 1734 придворный историограф. В полемике с Р. Декартом В., противопоставляя общий разум индивидуальному, выдвинул идею объективного характера ист. процесса. Исходя из того, что познать мы можем только то, что мы делаем, В. считал ист. науку сознанием человечества о собств. деяниях. Он выдвинул теорию круговорота - развития всех наций по циклам, состоящим из трёх эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократич. гос-во) и человеческой (демократич. республика или представительная монархия). Каждый цикл кончается всеобщим кризисом и распадом общества. Смена эпох осуществляется в силу обществ, переворотов, борьбы между отцами семей и между домочадцами - в патриархальном обществе, позднее - борьбы феодалов и простого народа. Само гос-во возникло для обуздания отцами борющихся против них домочадцев - слуг. Агр. законы в антич. мире В. рассматривал как результат борьбы рабовладельч. демократии против земельной аристократии. Придавая принципиальное значение деятельности людей в осуществлении ист. процесса, сами ист. законы В. считал, однако, провиденциальными. Историзм В. позволил ему выработать более адекватный, чем у совр. ему франц. просветителей, взгляд на архаич. периоды в развитии культуры, подойти к целостному истолкованию иск-ва, религии, права, форм социальной и хоз. жизни в их взаимодействии и единстве ист. развития. По словам Маркса, "у Вико содержится в зародыше Вольф („Гомер"), Нибур („История римских царей"), основы сравнительного языкознания... и вообще немало проблесков гениальности" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 30, с. 512).

Дж. Вико.

К. М, Виланд.

Идеи В. сыграли видную роль в становлении историзма, во многом предварив философию истории И. Г. Гердера и Г. Гегеля; распространение их связано с деятельностью В. Кузена и франц. историков эпохи Реставрации (Ж. Мишле).

Соч.: Opere, Mil., [1959]; в рус. пер. Основания новой науки об общей природе наций, вступ. ст. М. А. Лифшица, М., [1940].

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Капитал, т. 1, М., 1955, с. 378; М а к с и м о в с к и й В., Эстетические взгляды Д. Вико, "Литературный критик", 1935, № 11; Сгосе В., Bibliografia vichiana, v. 1 - 2, Napoli, 1947-48; его же, La filosofia di G. Vico, 4 ed., Bari, 1947; В a d a 1 о n i N., Introduzione a G. B. Vico, Mil., 1961; Niсolini F., Vico storico, [Napoli, 1967].

H. В. Новиков.

ВИКОНТ (франц. vicomte, от лат. vicecomes, букв.- заместитель графа), первоначально во Франкском гос-ве Каролингов заместитель графа, позднее в странах Зап. Европы (в Англии до наст, времени) дворянский титул (ниже графского и выше баронского).

ВИКРЕМАСИНГХЕ Сугисвара Абейвардена (р. 13.4.1901, местечко Атуралия, р-н Матара), деятель междунар. и цейлонского рабочего движения. По профессии врач. С 1920 стал участвовать в нац.-освободит. движении Цейлона. В 1934 один из организаторов нац. партии "Ланка Сама самадж". В 1936-38, находясь в Англии, состоял членом компартии Великобритании. В 1938 вернулся на Цейлон. В 1943 активно участвовал в создании компартии Цейлона и до 1950 был пред. ЦК, в 1950-55 ген. секретарь, с 1955 пред. ЦК компартии Цейлона. В 1945-50 пред. Федерации профсоюзов Цейлона, в 1949-53 чл. Исполкома ВФП.

ВИКС (Vix), деревня в 5 км к С. от Шатийона (деп. Кот-д'Ор, Франция), близ к-рой в 1953 было вскрыто кельтское (см. Кельты) курганное захоронение жрицы (рубеж 6-5 вв. до н. э.) с трупоположением на колеснице и различными ритуальными и бытовыми предметами. Найдены: бронзовый кратер вые. более 1,5 м со скульптурными и рельефными украшениями, сосуды из драгоценных металлов и бронзы (многие этрусского происхождения), аттич. чернофигурный сосуд и др. Находки свидетельствуют об интенсивных связях кельтской периферии с Италией и особенно с Этрурией.

Лит.: JoffroyR., Le tresor de Vix, P., 1962.

ВИКСЕЛЛЬ (Wicksell) Кнут (20.12. 1851, Стокгольм,- 3.5.1926, там же), шведский экономист. После окончания Упсальского ун-та (1884) преподавал политэкономию в Лунде (1900-16). Занимаясь исследованиями теории стоимости, В. пытался соединить учение австрийской школы о предельной полезности с теорией цен математической школы. Известен также как автор работ в области финансов, ден. обращения и кредита. Исследования В. влияния банковского кредита и высоты учтённого процента на средний уровень товарных цен и колебание конъюнктуры рынка явились основой т. н. кредитной теории конъюнктуры. Выступал и как ярый неомальтузианец.

Соч.: Uber Wert, Kapital und Rente..., Jena, 1893; Vorlesungen uber Nationalokonomie auf Grundlage des Marginalprinzipes, Bd 1 - 2, Jena, 1913 - 22; Finanztheoretische Untersuchungen nebst Darstellung und Kritik, Jena, 1896; Geldzins und Guterpreise, Jena, 1898.

ВИКСТРЕМ Ульяс Карлович [р.18.2 (3.3). 1910, Турку, Финляндия], карельский советский писатель. Чл. КПСС с 1943. Род. в семье рабочего. С 1918 живёт в Сов. Союзе. Окончил Ин-т журналистики (1933) и Коммунистич. ун-т меньшинств Запада (1935) в Ленинграде. Печататься начал в 30-е гг. (повесть "Термонен - человек дела"). Автор пьесы "Новые друзья" (1950). В романе В. "Вперёд, народ трудовой!" (1953-54, перераб. изд. 1956-57) изображены революц. события в Финляндии 1918. Фин. революционерам посвящены повести "Оску Сувела" (1961) и "Тойска" (1969). Перевёл на фин. яз. нек-рые работы В. И. Ленина. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Кау eespain, psa 2 - 3, Petroskoi, 1965; в рус. пер.- Вперёд, народ трудовой!, Петрозаводск, 1958.

Лит.: Летопись литературной жизни Карелии (1917-61), Петрозаводск, 1963; то же (1962-66), Петрозаводск. 1968; Ульяс Викстрем. Рекомендательный указатель литературы, [Петрозаводск], 1970.

ВИКТОР, Виктор-Перрен (Victor-Perrin) Клод (7.12.1764, Ла-Марш, Вогезы,- 1.3.1841, Париж), маршал Франции (1807), герцог Беллунский (1808), пэр Франции (1815). С 1781 служил солдатом в артиллерии. Отличился при осаде Тулона (1793) во время революц. войн и был произведён в генералы. Участвовал в Итал. походах Н. Бонапарта в 1796-97 и 1800, войне с Пруссией и Россией (1806-07), с 1808 командовал 1-м корпусом в Испании. В войне против России (1812) командовал 9-м корпусом, обеспечивая сев. фланг "Великой армии", и принял активное участие в боевых действиях лишь в период отступления. В 1813, командуя 2-м корпусом, участвовал в сражениях при Дрездене и Лейпциге. В 1814 перешёл на сторону Бурбонов, с 1815 нач. штаба королевской гвардии. В 1821-23 воен. министр. Осенью 1823 в качестве нач. штаба при герцоге Ангулемском руководил воен. интервенцией в Испании. После 1830 отошёл от гос. и воен. деятельности.

ВИКТОР АМЕДЕЙ (Vittorio Amedeo), в Сардинском королевстве (Пьемонте) короли из Савойской династии: В. А. II (14.5.1666-31.10.1732), герцог савойский с 1675, король Сицилии в 1713-20, король сардинский в 1720-30. В 1690 примкнул к антифранц. Аугсбургской лиге; в 1696, не добившись от Испании передачи ему как союзнику принадлежавшей Испании Ломбардии, заключил с Францией мирный договор. В войне за Испанское наследство сначала выступал союзником Франции (и выдал свою дочь за франц. претендента на исп. трон Филиппа V), но в 1703, не поддержанный ею в притязаниях на Ломбардию, перешёл в лагерь противников Франции. По Утрехтскому договору 1713 получил о. Сицилия и титул короля. В 1720 под давлением Австрии уступил ей Сицилию, получив взамен о. Сардиния. Во внутр. политике проводил курс просвещённого абсолютизма.

В. A. III (26.6.1726-16.10.1796), король сардинский в 1773-96. С началом франц. бурж. революции превратил свой двор в убежище для франц. контрреволюц. эмигрантов. В 1792 примкнул к аитифранц. коалиции. Однако после неск. воен. поражений был вынужден заключить в 1796 в Париже мирный договор с Францией, по к-рому уступил ей Савойю и Ниццу и дал согласие на размещение франц. гарнизонов на терр. Пьемонта. С. В. Фрязинов.

ВИКТОР ЭММАНУИЛ (Vittorio Emanuele), в Сардинском королевстве (Пьемонте) и объединённой Италии короли из Савойской династии: В. Э. I (24.7.1759-10.1.1824), король сардинский в 1802-21. В 1793-96 командовал сардинской армией в войне против революц. Франции. После оккупации французами Пьемонта находился б. ч. на о. Сардиния. После падения Наполеона I возвратился в 1814 в Турин, вернув себе по Парижскому миру 1814 и 1815 прежние владения, к к-рым Венский конгресс 1814-15 присоединил ещё терр. ликвидированной Генуэзской республики. Восстановил в своих владениях (кроме Генуи) законы, существовавшие до 1798. С началом бурж. революции в Пьемонте (март 1821) В. Э. I, не желая идти на конституц. уступки, отрёкся от престола в пользу своего брата Карла Феликса. С. В. Фрязинов.

В. Э. II (14.3.1820-9.1.1878), король сардинский в 1849-61 и первый король объединённой Италии в 1861-78. В период борьбы за нац. освобождение и объединение Италии В. Э. II поддерживал планы либералов (лидер - Кавур), стремившихся к объединению Италии "сверху", вокруг сардинской монархии, при помощи династич. сделок с итал. государями и иностр. державами, прежде всего с Францией. Ведя ожесточённую борьбу с респ.-демократич. лагерем нац.-освободит, движения, В. Э. II стремился привлечь на сторону монархии отд. представителей этого лагеря, прежде всего Дж. Гарибальди, чтобы использовать их в своих целях. Так, в ходе австро-итало-французской войны 1859 В. Э. II поручил Гарибальди командование корпусом добровольцев. Во время похода "Тысячи" (I860) В. Э. II занял двойственную позицию. Не выступая открыто против экспедиции, он в то же время стремился ограничить размах и самостоятельность действий гарибальдийцев, а когда в ходе Революции 1859-60 "Тысяча" освободила Юж. Италию, направил пьемонтскую армию на юг, чтобы подавить революцию и отстранить Гарибальди от власти.

Пьемонтскому бурж.-монархич. блоку удалось воспользоваться плодами нар. восстаний и добиться присоединения к Сардинскому королевству гос-в Центр, и Юж. Италии, освободившихся от власти местных владетелей. В 1861 В. Э. II был провозглашён королём Итал. королевства. Во время австро-итальянской войны 1866 В. Э. II возглавлял итал. армию. Опасаясь недовольства Франции, державшей гарнизон в Риме, В. Э. I