загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

10-го конгресса, Стамбул, 1955). Создана (1955) междунар. ассоциация византинистов ("Междунар. ассоциация византиноведческих исследований"). Ведётся широкая работа в области визант. источниковедения. Под контролем междунар. ассоциации начато издание неопубликованных источников и критич. переиздание опубликованных в 19 в.

В СССР в 30-х гг. 20 в. появляются первые исследования сов. историков, в к-рых с марксистских позиций рассматриваются проблемы истории Византии. Организац. науч. центр сов. В. был создан перед Великой Отечеств, войной в Ленинграде (кафедра В. в ЛГУ под рук. М. В. Левченко), а после войны - и в Москве (в Ин-те истории АН СССР группа В. под рук. Е. А. Косминского), в 1947 при АН СССР было возобновлено прерванное после 1927 издание "Византийского временника" (сов. серия). В 1956 при Ин-те истории АН СССР был создан сектор В., ставший основным научным центром советского В. (ныне сектор находится при Ин-те всеобщей истории АН СССР). Важную организац. роль играют также науч. центры В., сложившиеся в Ленинграде (Ленингр. отделение Ин-та народов Азии АН СССР, ЛГУ, Эрмитаж) и в др. городах (Тбилиси - Ин-т истории языка и лит-ры АН Груз. ССР, Свердловск - Уральский ун-т, Ереван - Ин-т истории АН Арм. ССР). Особенно заметный вклад сов. византинисты внесли в разработку проблем социально-экономич. истории Византии (М. В. Левченко, Н. В. Пигулевская, Е. Э. Липшиц, М. Я. Сюзюмов, 3. В. Удальцова, А. П. Каждан, Г. Л. Курбатов и др.), в изучение византино-слав. отношений (Е. Э. Липшиц, Г. Г. Литаврин и др.), визант. искусства (В. Н. Лазарев, А. В. Банк и др.), визант. источниковедения и истории культуры (П. Е. Ернштедт, С. Г. Каухчишвили, Е. Ч. Скржинская и др.). Сов. византинисты работают и в области вспомогат. византиноведч. дисциплин (нумизматика, сфрагистика, палеография и кодикология). В 1967 осн. итоги развития сов. В. были подведены в коллективном труде "История Византии" (3 тт.); очерки развития сов. В. даны в кн. 3. В. Удальцовой "Советское византиноведение за 50 лет" (1969).

Значит, успехов за послевоен. период достигло В. также в социалистич. странах: в Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии. В социалистич. странах работает ряд крупнейших византинистов современности: Г. А. Острогорский (Югославия), Д. Моравчик (Венгрия), И. Дуйчев и Д. Ангелов (Болгария), Э. Вернер (ГДР) и др.

Марксистское В. играет в наст, время всё более заметную роль в развитии мирового В. При всём многообразии концепций ист. и культурного развития Визант. империи в историографии центр, пунктом полемики является вопрос о месте и значении Византии в мировом культурно-ист, процессе. Византинисты-марксисты, выявляя особенности в её ист. судьбах, подчёркивают то общее, что сближает ход развития Византии и стран Зап. Европы в ср. века. Они отстаивают идею поступательного, прогрессивного развития Византии и характеризуют ход её истории как закономерную смену этапов зарождения и эволюции одного из вариантов феод, общества. Большинство учёных капиталистич. стран, напротив, делает упор на консервативные черты визант. обществ, институтов, на их генетич. связи с рим. институтами, характеризует Византию как особый тип вост.-православного общества, эволюция к-рого была будто бы противоположна развитию Зап. Европы в эпоху феодализма. Полемика ведётся и по мн. др. проблемам, напр, по вопросам о роли гос. власти в Византии, о влиянии Византии на развитие др. народов (значит, часть буржуазных византинистов изображает визант. гос-во как надклассовый институт и преувеличивает масштабы визант. влияния на культурное развитие юж. я вост. славян).

Важнейшие науч. центры совр. В. находятся при ун-тах и академиях наук СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Югославии, Австрии, Великобритании, Бельгии, Греции, Италии, США, Франции, ФРГ и др. стран.

Главные совр. периодич. византиноведч. издания: "Византийский временник" (Петербург, 1894, Петроград, 1918- 1924, Ленинград, 1924-1927, Москва, с 1947), "Byzantinobulgarica" (Sofia, с 1962), "Byzantinoslavica" [Prague (Praha), с 1929], "Byzantion" (P.- Brux., с 1924), "Byzantinisch-Neugriechische Jahrbucher" (Athen, с 1920), "Byzantinische Zeitschrift" (Lpz.-В., с 1892), "Dumbarton Oaks Papers" [Camb. (Mass.), с 1940], "Epeteris Hetaireion ByzantinSn Spudon" (Athenai, с 1924), "Зборник Радова. Византолошког института" (Београд, с 1952), "Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinischen Gesellschaft" (W., с 1951, с 1969 - "Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik"), "Etudes Byzantines" (Вис., с 1943, с 1946 - "Revue des Etudes Byzantines", P.), "Travaux et Memoires" (P., с 1966).

Лит.: Васильевский В. Г., Обозрение трудов по византийской истории, СПБ, 1890; Удальцова 3. В., Основные проблемы византиноведения в советской исторической науке, М., 1955: Соколов Н. П., Сорок лет советского византиноведения, т. 1, Горький, 1959; Удальцова 3. В., Византиноведение, в кн.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 4, М., 1966: М о ravcsikGy., Byzantinoturcica, 2 Aufl., Bd 2, В., 1958; S. 1 - 164; Ostrogorsky G., Geschichte des byzantinischen Staates, Munch., 1963, S. 1 - 18. См. также Jahrbuch der Osterreichischen byzantinischen Gesellschaft, Bd 15, W., 1966. Г. Г. Литаврин.

ВИЗАНТИНЫ, первоначальное название визант. золотых солидов. Впоследствии В., или безантами, назывались также распространённые в Зап. Европе в 9-14 вв. все вост. золотые монеты, в т. ч. и араб, динары. В 14 в. В. были вытеснены из обращения цехинами, или венецианскими дукатами.

ВИЗАНТИЯ, Византийская имрерия, государство, возникшее в 4 в. при распаде Римской империи в её вост. части и существовавшее до сер. 15 в. Столицей В. был Константинополь, осн. имп. Константином I в 324-330 на месте бывшей мегарской колонии Византии (отсюда назв. гос-ва, введённое гуманистами уже после падения империи). Фактически с основания Константинополя началось обособление В. в недрах Рим. империи (с этого времени обычно ведут историю В.). Завершением обособления принято считать 395, когда после смерти последнего императора единой Рим. державы Феодосия I (правил в 379-395), произошло окончательное разделение Рим. империи на Вост. Римскую (Византийскую) и Зап. Римскую империи. Императором Вост. Рим. империи стал Аркадий (395-408). Сами византийцы называли себя римлянами - по-греч. чромеями", а свою державу "Ромейской". На протяжении существования В. происходили неоднократные изменения её территории .

Этнич. состав нас. В. был пёстрым: греки, сирийцы, копты, армяне, грузины, евреи, эллинизированные малоазийские племена, фракийцы, иллирийцы, даки. С сокращением терр. В. (с 7 в.) часть народов осталась вне пределов В. В то же время на терр. В. расселялись новые народы (готы в 4-5 вв., славяне в 6- 7 вв., арабы в 7-9 вв., печенеги, половцы в 11-13 вв. и др.). С 6-11 вв. в состав населения В. входили этнич. группы, из к-рых в дальнейшем сформировалась итал. народность. Преобладающую роль в экономике, политич. жизни и культуре В. играло греч. население. Гос. язык империи в 4-6 вв.- латинский, с 7 в. до конца существования В.- греческий. Мн. проблемы социально-экономич. истории В. сложны и в решении их в сов. византиноведении существуют различные концепции. Напр., в определении времени перехода В. от рабовладельч. отношений к феодальным. По мнению Н. В. Пигулевской и Е. Э. Липшиц, в В. 4-6 вв. рабство уже потеряло своё значение; согласно же концепции 3. В. Удальцовой (к-рую в данном вопросе разделяет А. П, Каждан), до 6-7 вв. в В. господствовало рабовладение (соглашаясь в общем с этой точкой зрения, М. Я. Сюзюмов рассматривает период между 4 и 11 вв. как "предфеодальный").

В истории В. можно выделить приблизительно 3 осн. периода. Первый период (4 - сер. 7 вв.) характеризуется разложением рабовладельч. строя и началом формирования феод, отношений. Отличительной чертой начала генезиса феодализма в В. было спонтанное развитие феод, строя внутри разлагавшегося рабовладельч. общества, в условиях сохранения позднеантич. гос-ва. Особенности аграрных отношений в ранней В. - сохранение значит, масс свободного крестьянства и крест, общины, широкое распространение колоната и долгосрочной аренды (эмфитевсиса), более интенсивная, чем на Западе, раздача рабам участков земли в виде пекулиев. В 7 в. в визант. деревне было подорвано, а местами уничтожено крупное рабовладельч. землевладение. На терр. бывших поместий устанавливалось господство крест, общины. В конце 1-го периода в сохранившихся крупных поместьях (преим. в М. Азии) труд колонов и рабов стал вытесняться всё шире применявшимся трудом свободных крестьян- арендаторов.

Визант. город 4-5 вв. в основном оставался антич. рабовладельч. полисом; но с кон. 4 в. наблюдался упадок мелких полисов, их аграризация, а возникавшие в 5 в. новые города являлись уже не полисами, а торг.-ремесл. и адм. центрами. Крупнейшим городом империи был Константинополь, центр ремесла и междунар. торговли. В. вела оживлённую торговлю с Ираном, Индией, Китаем и др.; в торговле же с зап.-европ. гос-вами по Средиземному м. В. обладала гегемонией. По уровню развития ремесла и торговли, по степени интенсивности гор. жизни В. в этот период опережала страны Западной Европы. В 7 в., однако, города-полисы окончательно пришли в упадок, аграризации подверглась значительная часть городов, центр общественной жизни переместился в деревню.

В. 4-5 вв. была централизованной военно-бюрократич. монархией. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках императора (василевса). Совещательным органом при императоре был Сенат. Всё свободное население делилось на сословия. Высшим сословием было сенаторское. Серьёзной общественной силой стали с 5 в. своеобразные политич. партии - димы, важнейшими из к-рых были венеты (возглавлялись сановной знатью) и прасины (отражали интересы торг.-ремесл. верхов) (см. Венеты и прасины). С 4 в. господствующей религией стало христианство (в 354, 392 пр-во издало законы против язычества). В 4-7 вв. была выработана христ. догматика, сложилась церк. иерархия. С кон. 4 в. стали возникать монастыри. Церковь превратилась в богатую организацию, обладавшую многочисленными зем. владениями. Духовенство освобождалось от уплаты налогов и повинностей (за исключением позем, налога). В результате борьбы различных течений в христианстве (арианства, несторианства и др.) господствующим в В. стало православие (окончательно в 6 в. при имп. Юстиниане I, но ещё в кон. 4 в. имп. Феодосии I пытался восстановить церк. единство и превратить Константинополь в центр православия).

С 70-х гг. 4 в. не только внешнеполитическое, но и внутриполитич. положение В. в значит, мере определяли отношения империи с варварами. В 375 с вынужденного согласия имп. Валента на терр. империи (к югу от Дуная) расселились вестготы. В 376 вестготы, возмущённые притеснением визант. властей, подняли восстание. В 378 объединённые отряды вестготов и части восставшего населения империи наголову разбили армию имп. Валента при Адрианополе. С огромным трудом (ценой уступок варварской знати) имп. Феодосию удалось подавить в 380 восстание. В июле 400 варвары едва не завладели Константинополем, и только благодаря вмешательству в борьбу широких слоев горожан они были изгнаны из города. К кон. 4 в. с увеличением числа наёмников и федератов произошла варваризация визант. армии; временно за счёт поселений варваров расширились мелкое свободное землевладение и колонат. В то время как Зап. Рим. империя, переживавшая глубокий кризис, пала под ударами варваров, В. (где кризис рабовладельч. х-ва протекал слабее, где сохранились города как центры ремесла и торговли и мощный аппарат власти) оказалась экономически и политически более жизнеспособной, что позволило ей устоять против варварских нашествий. В 70-80-х гг. 5 в. В. отразила натиск остготов.

Сельскохозяйственные работы. Мозаика пола Большого дворца в Константинополе. 6 в. (?)

Доение козы. Мозаика пола Большого дворца в Константинополе. 6 в, (?).

Цирковые представления. Часть диптиха. Слоновая кость. 517. Эрмитаж. Ленинград.

В кон. 5-6 вв. начались экономич. подъём и нек-рая политич. стабилизация В. Была проведена финанс. реформа в интересах торг.-ремесл. верхушки крупных городов В., в первую очередь Константинополя (отмена хрисаргира - подати, взимавшейся с гор. населения, передача гос-вом сбора налогов откупщикам, взимание позем, налогов деньгами и т.д.). Социальное недовольство широких плебейских масс привело к обострению борьбы между венетами и прасинами. В вост. провинциях В. усилилось оппозиционное религ. движение монофиситов, в к-ром переплелись этнич., церк., социальные и политич. интересы различных слоев населения Египта, Сирии и Палестины. В кон. 5- нач. 6 вв. на терр. В. с севера через Дунай начали вторгаться слав, племена (493, 499, 502). В правление имп. Юстиниана I (527-565) В. достигла апогея своего политич. и воен. могущества. Осн. целями Юстиниана были восстановление единства Рим. империи и упрочение власти единого императора. В своей политике он опирался на широкие круги средних и мелких землевладельцев и рабовладельцев, ограничивал притязания сенаторской аристократии; одновременно добился союза с православной церковью. Первые годы правления Юстиниана отмечены крупными нар. движениями (529-530 - восстание самаритян в Палестине, 532 - восстание "Ника" в Константинополе). Пр-во Юстиниана провело кодификацию гражданского права (см. Кодификация Юстиниана, Дигесты, Институции). Законодательство Юстиниана, направленное в значит, мере на укрепление рабовладельч. отношений, отражало в то же время изменения, происшедшие в общественной жизни В., содействовало унификации форм собственности, нивелировке гражданских прав населения, установило новый порядок наследования, заставляло еретиков переходить в православие под угрозой лишения гражданских прав и даже смертной казни. В правление Юстиниана усилилась централизация гос-ва, была создана сильная армия. Это дало возможность Юстиниану отбить натиск персов на востоке, славян на севере и осуществить обширные завоевания на западе (в 533-534 - гос-ва вандалов в Сев. Африке, в 535-555 - Остготского королевства в Италии, в 554 - юго-вост. областей Испании). Однако завоевания Юстиниана оказались непрочными; в отвоёванных у варваров зап. областях господство византийцев, реставрация ими рабовладения и рим. налоговой системы вызывали восстания населения [восстание, вспыхнувшее в армии в 602, переросло в гражд. войну, привело к смене императоров - престол занял центурион (сотник) Фока]. В кон. 6-7 вв. В. утратила завоёванные области на Западе (за исключением Юж. Италии). В 636-642 арабы завоевали наиболее богатые вост. провинции В. (Сирию, Палестину, Верх. Месопотамию), в 693- 698 - её владения в Сев. Африке. К кон. 7 в. терр. В. составляла не более 1/3 державы Юстиниана. С кон. 6 в. началось заселение Балканского п-ова слав, племенами. В 7 в. они расселились на значит, территории в пределах Визант. империи (в Мёзии, Фракии, Македонии, Далмации, Истрии, части Греции и даже были переселены в М. Азию), сохранив, однако, свой язык, быт, культуру. Изменился этнич. состав населения и в вост. части М. Азии: появились поселения армян, персов, сирийцев, арабов. Однако в целом с потерей части вост. провинций В. стала этнически более единой, ядро ее составляли земли, населённые греками или эллинизированными племенами, говорившими на греч. языке. Второй период (сер. 7 - нач. 13вв.) характеризуется интенсивным развитием феодализма. В результате уменьшения терр. в начале этого периода В.- преим. греческое, а в 11 - 12 вв. (когда в её состав временно входили слав, земли) - греко-слав. гос-во. Несмотря на терр. потери, В. оставалась одной из могущественных держав Средиземноморья. В византийской деревне в 8-1-й пол. 9 вв. стала преобладающей свободная сел. община: общинные отношения расселившихся в В. слав, племён способствовали укреплению и местных визант. крест, общин. Законодательный памятник 8 в. Земледельческий закон свидетельствует и о наличии соседских общин, и об имуществ. дифференциации внутри них, о начале их разложения. Визант. города в 8-1-й пол. 9 вв. продолжали переживать упадок. В 7-8 вв. в В. произошли важные перемены в адм. устройстве. Старые диоцезы и провинции заменяются новыми воен.-адм. округами - фемами. Вся полнота воен. к гражд. власти в феме сосредоточивалась в руках командира фемного войска - стратига. Составлявшие войско свободные крестьяне - стратиоты - за несение воен. службы зачислялись пр-вом в разряд наследственных держателей воинских зем. участков. Создание фемного строя по существу знаменовало децентрализацию гос-ва. Вместе с тем оно укрепило воен. потенциал империя и дало возможность в правления Льва III (717- 741) и Константина V (741-775) добиться успеха в войнах с арабами и болгарами. Политика Льва III была направлена на борьбу с сепаратистскими тенденциями местной знати (издание в 726 законодат. сборника Эклога, разукрупнение фем), на ограничение самоуправления городов. В 8 - 1-й пол. 9 вв. в В. началось широкое религ.-политич. движение - иконоборчество (отражало преим. протест нар. масс против господствующей церкви, тесно связанной с константинопольской сановной знатью), использованное провинц. знатью в своих интересах. Движение возглавили императоры Исавримском династии, к-рые во время борьбы с иконопочитанием изымали в пользу казны монастырские и церк. сокровища. С особой силой борьба иконоборцев и иконопочитателей развернулась в правление имп. Константина V. В 754 Константин V созвал церк. собор, осудивший иконопочитание. Политика императоров-иконоборцев усилила провинц. знать. Рост крупного землевладения и наступление феодалов на крест, общину привели к обострению классовой борьбы. В сер. 7 в. на востоке Визант. империи в Зап. Армении зародилось нар.-еретич. движение павликиан, распространившееся в 8-9 вв. в М. Азии. Другое крупное пар. движение в В. 9 в.- восстание 820^825 Фомы Славянина (ум. в 823), охватившее малоазийскую территорию империи, часть Фракии и Македонии и с самого начала имевшее антифеод, направленность. Обострение классовой борьбы, напугало класс феодалов, заставило его преодолеть раскол в своих рядах и восстановить в 843 иконопочитание. Примирение пр-ва и воен. знати с высшим духовенством и монашеством сопровождалось жестокими преследованиями павликиан. Движение павликиан, вылившееся в сер. 9 в. в вооружённое восстание, было в 872 подавлено.

2-я пол. 9-10 вв.- период создания в В. централизованной феод, монархии с сильной гос. властью, разветвлённым бюрократия, аппаратом управления. Одной из осн. форм эксплуатации крестьян являлась в эти века централизованная рента, взимавшаяся в виде многочисл. налогов. Наличие сильной центр, власти в значит, мере объясняет отсутствие в В. феод.-иерархич. лестницы. В отличие от зап.-европ. гос-в, в В. вассально-ленная система осталась неразвитой, феод, дружины были скорее отрядами телохранителей и свитой, чем войском вассалов феод, магната. Две прослойки господств, класса играли главную роль в политич. жизни страны: крупные феодалы (динаты) в провинциях и чиновная аристократия, связанная с торг.-ремесл. кругами, в Константинополе. Эти социальные группировки, постоянно соперничая, сменяли друг друга у власти. К 11 в. феод, отношения в В. в основном стали господствующими. Разгром нар. движений облегчил феодалам наступление на свободную крест, общину. Обеднение крестьян и воен. поселенцев (стратиотов) приводило к упадку стратиотского ополчения и снижало платёжеспособность крестьян, осн. плательщиков налогов. Попытки нек-рых императоров Македонской династии (867-1056), опиравшихся на чиновную знать и торг.-ремесл. круги Константинополя, заинтересованных в получении налогов с крестьян, задержать процессы обезземеливания общинников, разложения крест, общины и образования феод, вотчин успеха не имели. В 11 -12 вв. в В. завершилось формирование осн. институтов феодализма. Вызревает вотчинная форма эксплуатации крестьян. Свободная община сохранилась лишь на окраинах империи, крестьяне превратились в феод.-зависимых людей (париков). Труд рабов в с. х-ве утратил значение.

Иконоборцы. Иоанн Грамматик и Игнатий .Миниатюра т. н. "Хлудовской псалтири". 9 в. Исторический музей. Москва.

Сцены пахоты. Миниатюра рукописи "Слова" Григория Богослова. Кон. 11 в. Нац. библиотека. Париж.

В 11-12 вв. постепенно распространилась прения (форма условного феод, землевладения). Пр-во раздавало феодалам права экскуссии (особая форма иммунитета). Спецификой феодализма в В. было сочетание сеньориальной эксплуатации зависимых крестьян с взиманием централизованной ренты в пользу гос-ва.

Со 2-й пол. 9 в. начался подъём визант. городов. Развитие ремесла было связано гл. обр. с возросшим спросом на ремесл. изделия усилившейся визант. феод, знати и с ростом внеш. торговли В. Расцвету городов содействовала политика императоров (предоставление льгот торг.-ремесл. корпорациям и др.). Визант. город к 10 в. приобрёл черты, характерные для ср.-век. городов: мелкое ремесл. произ-во, образование торг.-ремесл. корпораций, регламентация их деятельности гос-вом. Спецификой визант. города являлось сохранение института рабства, хотя осн. фигурой произ-ва стал свободный ремесленник. С 10-11 вв. в своём большинстве визант. города - не только крепости, адм. или епископальные центры; они становятся средоточием ремесла и торговли. Константинополь вплоть до сер. 12 в. оставался центром транзитной торговли между Востоком и Западом. Визант. мореходство и торговля, несмотря на конкуренцию арабов и норманнов, всё ещё играли главную роль в бассейне Средиземного моря. В 12 в. произошли изменения в экономике визант. городов. Несколько сократилось ремесл. произ-во и снизилась техника произ-ва в Константинополе, в то же время наблюдался подъём провинц. городов - Фессалоник, Коринфа, Фив, Афин, Эфеса, Никеи и др. Пагубно отразилось на экономике визант. городов проникновение в В. венецианцев и генуэзцев, получавших от визант. императоров значит, торг, привилегии. Препятствовала развитию визант. (особенно столичного) ремесла гос. регламентация деятельности торг.-ремесл. корпораций.

Во 2-й пол. 9 в. возросло влияние церкви. Визант. церковь, обычно покорная императорам, при патриархе Фотии (858-867) стала отстаивать идею равноправия духовной и светской власти, призывала к активному осуществлению христианизации соседних народов с помощью церк. миссий; пыталась ввести православие в Моравии, используя миссию Кирилла и Мефодия, провела христианизацию Болгарии (около 865). Разногласия между константинопольским патриархатом и папским престолом, обострившиеся ещё при патриархе Фотии, привели в 1054 к офиц. разрыву (схизме) между вост. и зап. церквами [с этого времени вост. церковь стала наз. грекокафолической (православной), а зап.- рим.-католической]. Однако окончат, разделение церквей произошло после 1204.

Внеш. политика В. во 2-й пол. 9-11 вв. характеризуется постоянными войнами с арабами, славянами, позднее - с норманнами. В сер. 10 в. В. отвоевала у арабов Верх. Месопотамию, часть М. Азии и Сирии, Крит и Кипр. В 1018 В. завоевала Зап.-Болг. царство. Балканский п-ов до Дуная был подчинён власти В. В 9-11 вв. большую роль во внеш. политике В. стали играть взаимоотношения с Киевской Русью. После осады Константинополя войсками киевского кн. Олега (907) византийцы были вынуждены заключить в 911 выгодный для русских торг, договор, способствовавший развитию торг, связей Руси и В. по великому пути из "варяг в греки". В последней трети 10 в. В. вступила в борьбу с Русью за Болгарию; несмотря на первоначальные успехи киевского кн. Святослава Игоревича, победу одержала В. Между В. и Киевской Русью при киевском кн. Владимире Святославиче был заключён союз, русские помогли визант. имп. Василию II подавить феод, мятеж Фоки Варды (987-989), а Василий II был вынужден согласиться на брак своей сестры Анны с киевским кн. Владимиром, что способствовало сближению В. с Русью. В кон. 10 в. на Руси было принято христианство из В. (по православному обряду).

Со 2-й трети до нач. 80-х гг. 11 в. В. переживала период кризиса, гос-во потрясали "смуты", борьба провинц. феодалов против столичной знати и чиновничества [феод, мятежи Маниака (1043), Торника (1047), Исаака Комнина (1057), временно захватившего престол (1057- 1059)]. Ухудшилось и внешнеполитич. положение империи: визант. пр-ву приходилось отражать одновременно натиск печенегов и турок-сельджуков (см. Сельджуки). После разгрома визант. армии войсками сельджуков в 1071 при Маназкерте (в Армении) В. потеряла большую часть М. Азии. Не менее тяжёлые потери понесла В. и на Западе. К сер. 11 в. норманны захватили большую часть визант. владений в Юж. Италии, в 1071 овладели последним опорным пунктом византийцев - г. Бари (в Апулии).

Борьба за престол, обострившаяся в 70-х гг. 11 в., завершилась в 1081 победой династии Комнинов (1081-1185), выражавшей интересы провинц. феод, аристократии и опиравшейся на узкий слой знати, связанной с ней родственными узами. Комнины порвали со старой бюрократич. системой гос. управления, ввели новую систему титулов, к-рые присваивались лишь высшей знати. Власть в провинциях была передана воен. командирам (дукам). При Комнинах вместо нар. ополчения стратиотов, значение к-рого упало ещё в 10 в., гл. роль стали играть тяжеловооружённая конница (катафракты), близкая к зап.-европ. рыцарству, и наёмные войска из иноземцев. Укрепление гос-ва и армии позволило Комнинам добиться успехов в кон. 11-нач. 12 вв. во внеш. политике (отразить наступление норманнов на Балканы, отвоевать у сельджуков значит, часть М. Азии, установить суверенитет над Антиохией). Мануил I принудил Венгрию признать суверенитет В. (1164), утвердил свою власть в Сербии. Но в 1176 визант. армия была разгромлена турками при Мириокефалоне. На всех границах В. была вынуждена перейти к обороне. После смерти Мануила I вспыхнуло нар. восстание в Константинополе (1181), вызванное недовольством политикой пр-ва, покровительствовавшего итал. купцам, а также зап.-европ. рыцарям, поступавшим на службу к. императорам. Использовав восстание, к власти пришёл представитель боковой ветви Комнинов Андроник I (1183-85). Реформы Андроника I были направлены на упорядочение гос. бюрократич. аппарата, на борьбу с коррупцией. Неудачи в войне с норманнами, недовольство горожан торг, привилегиями, предоставленными императором венецианцам, террор в отношении высшей феод, знати оттолкнули от Андроника I даже его бывших союзников. В 1185 в результате мятежа знати Константинополя к власти пришла династия Ангелов (1185-1204), правление которой знаменовал закат внутр. и внеш. могущества В. Страна переживала глубокий экономич. кризис: усилились феод, раздробленность, фактич. независимость правителей провинций от центр, власти, пришли в упадок города, ослабли армия и флот. Начался распад империи. В 1187 отпала Болгария; в 1190 В. была вынуждена признать независимость Сербии. В кон. 12 в. обострились противоречия между В. и Западом: папство стремилось подчинить визант. церковь рим. курии; Венеция добивалась вытеснения из В. своих конкурентов - Генуи и Пизы; императоры "Священной Рим. империи" вынашивали планы подчинения В. В результате переплетения всех этих политич. интересов изменилось направление (вместо Палестины - в Константинополь) 4-го крестового похода (1202-04). В 1204 под ударами крестоносцев пал Константинополь, Визант. империя перестала существовать.

Третий период (120 4-1 453) характеризуется дальнейшим усилением феод, раздробленности, упадком центр, власти и постоянной борьбой с иноземными завоевателями; появляются элементы разложения феод. х-ва. На завоёванной крестоносцами части терр. В. была основана Латинская империя (1204-61). Латиняне подавляли в В. греч. культуру, засилье итал. торговцев мешало возрождению визант. городов. Из-за сопротивления местного населения крестоносцам не удалось распространить свою власть на весь Балканский п-ов и М. Азию. На не покорённой ими терр. В. возникли независимые греч. гос-ва: Никейская империя (1204-61), Трапезундская империя (1204-1461) и Эпирское государство (1204-1337).

Ведущую роль в борьбе с Лат. империей сыграла Никейская империя. В 1261 никейский император Михаил VIII Палеолог при поддержке греч. населения Лат. империи отвоевал Константинополь и восстановил Визант. империю. На престоле укрепилась династия Палеологов (1261-1453). В. в последний период своего существования представляла собой небольшое феод, гос-во. Трапезундская империя (до конца существования В.) и Эпирское гос-во (до присоединения его к В. в 1337) оставались самостоятельными. В В. этого периода продолжали господствовать феод, отношения; в условиях безраздельного господства крупных феодалов в визант. городах, итал. экономич. засилья и тур. воен. угрозы (с кон. 13-нач. 14 вв.) ростки раннекапиталистич. отношений (напр., аренда предпринимательского типа в деревне) в В. быстро гибли. Усиление феод, эксплуатации вызывало нар. движения в деревне и в городе. В 1262 произошло восстание вифинских акритов - пограничных воен. поселенцев в М. Азии. В 40-х гг. 14 в. в период острой борьбы двух феод, клик за престол (сторонников Палеологов и Кантакузинов) антифеод, восстания охватили Фракию и Македонию. Особенностью классовой борьбы нар. масс этого периода явилось объединение действий гор. и сельского населения против феодалов. С особой силой нар. движение развернулось в Фессалониках, где восстание возглавили зилоты (1342-49). Победа феод, реакции, постоянные феод, междоусобицы обессилили В., к-рая не смогла противиться натиску турок-османов. В нач. 14 в. они захватили визант. владения в М. Азии, в 1354 - Галлиполи, в 1362 - Адрианополь (куда в 1365 султан перенёс свою столицу) и затем овладели всей Фракией. После поражения сербов у Марицы (1371) В. вслед за Сербией признала вассальную зависимость от турок. Разгром турок войсками среднеазиатского полководца Тимура в 1402 в битве при Анкаре отсрочил на неск. десятилетий гибель В. В этой обстановке визант. пр-во тщетно искало поддержки стран Зап. Европы. Реальной помощи не дала и заключённая в 1439 на Флорентийском соборе уния между православной и католич. церквами на условии признания главенства папского престола (уния была отвергнута визант. народом). Турки возобновили натиск на В. Экономич. упадок В., обострение классовых противоречий, феод, усобицы, своекорыстная политика зап.-европ. гос-в облегчили победу турок-османов. После двухмесячной осады 29 мая 1453 Константинополь был взят штурмом тур. армией и разграблен. В 1460 завоеватели покорили Морею, а в 1461 захватили Трапезундскую империю. К началу 60-х гг. 15 в. Визант. империя прекратила своё существование, её терр. вошла в состав Османской империи.

Лит.: Левченко М. В., История Византии. Краткий очерк, М.- Л.. 1940; Сюзюмов М. Я., Византия, в кн.: Советская историческая энциклопедия, т. 3, М., 1963; История Византии, т. 1-3, М., 1967; Пигулевская Н. В., Византия на путях в Индию, М.- Л., 1951; её же, Арабы у границ Византии и Ирана в IV - VI вв., М.- Л., 1964; У д а л ь ц о в а 3. В.,

Италия и Византия в VI в., М., 1959; Липшиц Е. Э-, Очерки истории византийского общества и культуры. VIII - первая пол. IX в., М.- Л., 1961; К а ж д а н А. П., Деревня и город в Византии в IX - X вв., М., 1960; ГоряновБ. Т., Поздневизантийский феодализм, М., 1962; Левченко М. В., Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956; Литавр и н Г., Болгария и Византия в XI-XII вв., М., 1960; В г ё h i e r L., Le monde byzantin, [v.] 1-3, P., 1947 - 50; Ангелов Д., История на Византия, 2 изд., ч. 1-3, София, 1959-67; Cambridge medieval history, v. 4, pt 1 - 2, Camb., 1966-67; Kirsten E.,Die byzantinische Stadt, в сб.: Berichte zum XI. Byzantinisten-Kongress, Miinchen, 1958: Т r e i t i n g e r O., Die Ostromische Kaiser-uncl Reichsidee, 2 Aufl., Darmstadt, 1956; В u r у J., The imperial administrative system in the ninth century, 2 ed., N. Y.,1958; Dolger F., Beitrage zur Geschichte der byzantinischen Finanzverwaltung, Munch., 1960; Острогорски Г., HcTopnja Византине, Београд, [1969]. 3. В. Удальцова.

Византийская культура. Особенности культуры В. в значительной степени объясняются тем, что В. не испытала коренного слома политической системы, к-рый пережила Зап. Европа, и влияние варваров было здесь менее существенным. Визант. культура складывалась под влиянием рим., греч. и вост. (элли нистич.) традиций. Оформилась она (как и ср.-век. зап.-европейская) как христианская: в важнейших областях культуры все наиболее существенные представления о мире, а зачастую всякая значит, мысль облекались в образы христ. мифологии, в традиц. фразеологию, почерпнутую из Священного писания и сочинений отцов церкви. Исходя из христианского вероучения (рассматривавшего земное существование человека как краткий эпизод на пороге вечной жизни, вы двигавшего в качестве осн. жизненной задачи человека подготовку к смерти, к-рая рассматривалась как начало жизни в вечности), визант. общество определяло этич. ценности, остававшиеся, впрочем, отвлечёнными идеалами, а не руководством в практич. деятельности: пренебрежение земными благами, оценка труда гл. обр. как средства дисциплины и само уничижения, а не как процесса созидания и творчества (поскольку земные блага скоротечны и ничтожны). Смирение и благочестие, ощущение собственной гре ховности и аскетизм рассматривались ви зантийцами как высшие христ. ценности; они же во многом определяли и художественный идеал. Традиционализм, вообще свойственный христ. мировоззрению, оказался особенно сильным в В. (где самоё гос-во истолковывалось как непосредственное продолжение Рим. империи и где языком письменной культуры оставался преим. греч. язык эллинистич. эпохи). Отсюда вытекало преклонение перед книжным авторитетом. Библия и до известной степени античные классики рассматривались как совокупность необходимого знания. Источником знаний провозглашалась традиция, а не опыт, ибо традиция, согласно визант. представлениям, восходила к сущности, в то время как опыт знакомил лишь с поверхностными явлениями земного мира. Эксперимент и научное наблюдение были крайне редкими в В., критерий достоверности был неразвит, и многие легендарные известия воспринимались как подлинные. Новое, не подкреплённое книжным авторитетом, рассматривалось как бунтарское. Для визант. культуры характерны тяга к систематизации при отсутствии интереса к аналитич. рассмотрению явлений [что свойственно христ. мировоззрению вообще, а в В. усугублялось влиянием греч. классич. философии (особенно Аристотеля) с её тенденцией к классификации] и стремление к вскрытию "истинного" (мистического) смысла явлений [возникшее на основе христ. противопоставления божественного (скрытого) земному, доступному непосредственному восприятию]; пифагорейско-неоплатоновские традиции ещё более усиливали эту тенденцию. Византийцы, исходя из христианского мировоззрения, признавали наличие божественной (в их представлении объективной) истины, соответственно чётко разделяли явления на благие и дурные, отчего всё существующее на земле получало у них этич. оценку. Из обладания (иллюзорного) истиной вытекала нетерпимость ко всякому инакомыслию, к-рое трактовалось как уклонение от благого пути, как ересь.

Взятие Константинополя турецкими войсками. Французская миниатюра 15 в.

От зап.-европ. средневековой культуры визант. культура отличалась: 1) более высоким (до 12 в.) уровнем материального произ-ва; 2) устойчивым сохранением антич. традиций в просвещении, науке, лит. творчестве, изобразительном искусстве, быте; 3) индивидуализмом (неразвитость корпоративных принципов и понятий корпоративной чести; вера в возможность индивидуального спасения, тогда как зап. церковь ставила спасение в зависимость от таинств, т. е. от акций церкви-корпорации; индивидуалистическая, а не иерархическая трактовка собственности), к-рый не сочетался со свободой (византиец чувствовал себя в непосредственной зависимости от высших сил - бога и императора); 4) культом императора как сакральной фигуры (земного божества), требовавшей поклонения в форме особых церемоний, одежды, обращений и т. д.; 5) унификацией науч. и художеств, творчества, чему способствовала бюрократич. централизация визаит. гос-ва. Столица империи - Константинополь - определяла художеств, вкус, подчиняя себе местные школы.

Рассматривая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний: лишь с 11 в. они начинают привлекать опыт араб, медицины, переводить памятники вост. лит-ры, позднее возник интерес к араб, и перс, математике, к лат. схоластике и лит-ре. Книжный характер визант. культуры сочетался с отсутствием строгой дифференциации между отдельными отраслями: для В. типична фигура учёного, пишущего по самым разнообразным отраслям знаний - от математики до богословия и художеств, лит-ры (Иоанн Дамаскин, 8 в.; Михаил Пселл, 11 в.; Никифор Влеммид, 13 в.; Феодор Метохит, 14 в.).

Определение совокупности памятников, составляющих визант. культуру, условно. Прежде всего проблематично отнесение к визант. культуре позднеантич. памятников 4-5 вв. (особенно лат., сирийских, коптских), а также средневековых, созданных вне В. - в Сирии, Сицилии, Юж. Италии, но объединяемых по идейным, художеств, или языковым принципам в круг восточнохрист. памятников. Чёткой грани между позднеантич. и визант. культурой нет: существовал длительный переходный период, когда антич. принципы, тематика и жанры если не господствовали, то сосуществовали с новыми принципами.

Осн. этапы развития визант. культуры: 1)4 - сер. 7 вв.- переходный от античной к ср.-век. культуре (протовизантийский) период. Несмотря на кризис антич. общества, в В. ещё сохраняются его осн. элементы и протовизантийская культура носит ещё гор. характер. Для этого периода характерны становление христ. богословия при сохранении достижений антич. науч. мысли, выработка христ. художеств, идеалов. 2) Сер. 7 - сер. 9 вв.- культурный спад (хотя и не столь последовательный,.как в Зап. Европе), связанный с экономич. упадком, аграризацией городов, потерей В. вост. провинций и крупных центров. 3) Сер. 9-12 вв.- культурный подъём, характеризующийся восстановлением антич. традиций, систематизацией сохранённого культурного наследия, зарождением элементов рационализма, переходом от формального использования к усвоению антич. наследия. 4) 13 - сер. 15 вв. - период идейной реакции, обусловленной политич. и экономич. упадком В. В это время делаются попытки преодоления ср.-век. мировоззрения и ср.-век. эстетич. принципов, не получившие развития (вопрос о возникновении в В. гуманизма остаётся дискуссионным).

Культура В. оказала большое влияние на соседние страны (Болгария, Сербия, Русь, Армения, Грузия и др.) в области лит-ры, изобразит, искусства, религ. верований и др. Велика была роль В. в сохранении античного наследия и передаче его в Италию накануне Возрождения.

Просвещение. В В. сохранялись традиции антич. образованности и до 12 в. просвещение находилось на более высоком уровне, чем где-либо в Европе. Начальное образование (обучение чтению и письму) получали в частных школах грамматистов обычно в продолжение 2-3 лет. До 7 в. уч. программа основывалась на мифологии языч. религий (сохранились ученич. тетради из Египта со списками мифологич. имён), позднее - на христ. Псалтири. Среднее образование ("энкиклиос педиа") получали под руководством учителя-грамматика или ритора по антич. пособиям (напр., "Грамматика" Дионисия Фракийца, 2 в. до н. э.). В программу входили орфография, грамматич. нормы, произношение, принципы стихосложения, ораторское искусство, иногда - тахиграфия (искусство сокращённого письма), а также умение составлять документы. К числу уч. предметов относилась и философия, под к-рой, однако, подразумевали разные дисциплины. По классификации Иоанна Дамаскина философия разделялась на "теоретическую", в к-рую входили богословие, "математическая четверица" (арифметика, геометрия, астрономия и музыка) и "физиология" (учение об окружающей природе), и "практическую" (этика, политика, экономика). Иногда под философией понимали "диалектику" (в совр. значении - логику) и рассматривали её как подготовит, дисциплину, иногда трактовали как завершающую науку. В программы нек-рых школ включалась история. В В. имелись также монастырские школы, но (в отличие от зап.-европейских) они не играли значит, роли. В 4-6 вв. продолжали функционировать сохранившиеся с эпохи античности высшие школы в Афинах, Александрии, Бейруте, Антиохии, Газе, Кесарии Палестинской. Постепенно провинциальная высшая школа перестает существовать. Созданная в 425 высшая школа в Константинополе (аудиторий) вытеснила остальные высшие школы. Константинопольский аудиторий представлял собой гос. учреждение, профессора к-рого считались гос. служащими, только им разрешалось публичное преподавание в столице. В аудитории был 31 профессор: 10 - по греч. грамматике, 10 - по лат. грамматике, 3 - по греч. красноречию и 5 - по латинскому, 2 - по праву, 1 - по философии. Вопрос о существовании высшей школы в 7-8 вв. спорен: согласно легенде, здание константинопольской школы было сожжено императором Львом III в 726 вместе с учителями и книгами. Попытки организации высшей школы начинаются с сер. 9 в., когда начала функционировать Магнаврская школа (в Константинопольском дворце), к-рой руководил Лев Математик. Программа её ограничивалась предметами общеобразовательного цикла. Школа готовила высших светских и духовных сановников. В сер. 11 в. в Константинополе были открыты юридич. и филос. школы - гос. учреждения, готовившие чиновников. Здесь преподавали Иоанн Ксифилин, Константин Лихуд (право), Михаил Пселл (философию). С конца 11 в. философская школа становится средоточием рационалистич. воззрений, что привело к осуждению православной церковью её учителей Иоанна Итала и Евстратия Никейского как еретиков. В 12 в. высшая школа ставится под покровительство церкви и на неё возлагается задача борьбы с ересями. В кон. 11 в. была открыта Патриаршая школа, в программу к-рой входило толкование священного писания и риторич. подготовка. В школе, созданной в 12 в. при церкви св. Апостола в Константинополе, помимо традиционных предметов, преподавали медицину. После 1204 высшая школа в В. прекратила своё существование. Гос. школы всё больше вытесняются школами при монастырях, где поселялись учёные (Никифор Влеммид, Никифор Григора и др.). Такие школы обычно закрывались после смерти учителя или его опалы.

Античные библиотеки не пережили ранневизантийский период. Александрийская библиотека была разрушена в 391; публичная библиотека в Константинополе (осн. ок. 356) сгорела в 475. О библиотеках в более позднее время известно мало. Существовали библиотеки императора, патриарха, монастырей, высших школ и частных лиц (известны собрания Арефы Кесарийского, Михаила Хониата, Максима Плануда, Феодора Метохита, Виссариона Никейского).

Техника. В. унаследовала антич. технику с. х-ва (деревянный бесколёсный плуг с надевающимися сошниками, молотильный волок, в к-рый впрягали скот, искусственное орошение и др.) и ремёсла. Это позволило В. оставаться до 12 в. передовым гос-вом Европы в области произ-ва: в ювелирном, шелкоткацком ремёслах, монументальном строительстве, кораблестроении (с 9 в. стал применяться косой парус); с 9 в. получило распространение изготовление поливной керамики, стекла (по антич. рецептам). Однако стремление византийцев сохранить античные традиции сковывало техннч. прогресс, способствовало начавшемуся с 12 в. отставанию большинства визант. ремёсел от зап.-европейских (стеклоделия, корабельного ремесла и др.). В 14-15 вв. визант. текстильное произ-во уже не могло конкурировать с итальянским. Математика и естественные науки. ВВ. общественный престиж математики был значительно ниже риторики и философии (главнейших ср.-век. научных дисциплин). Визант. математика в 4-6 вв. сводилась прежде всего к комментированию антич. классиков: Феон Александрийский (4 в.) издавал и толковал соч. Евклида и Птолемея, Иоанн Филопон (6 в.) комментировал естественнонаучные труды Аристотеля, Евтокий Аскалонский (6 в.) - Архимеда. Большое внимание уделялось задачам, к-рые оказались бесперспективными (квадратура круга, удвоение куба). Вместе с тем в нек-рых вопросах визант. наука пошла дальше античной: Иоанн Филопон пришёл к выводу, что скорость падения тел не зависит от их тяжести; Анфимий из Тралл, архитектор и инженер, известный как строитель храма св. Софии, предложил новое объяснение действия зажигательных зеркал. Визант. физика ("физиология") оставалась книжной и описательной: использование эксперимента было редкостью (возможно, что вывод Иоанна Филопона о скорости падения тел был основан на опыте). Влияние христианства на визант. естественные науки выразилось в попытках создать целостные описания космоса ("шестодневы", "физиологи"), где живые наблюдения переплетались с благочестивой морализацией и раскрытием аллегорического смысла, будто бы заключающегося в природных явлениях. Нек-рый подъём естественных наук можно проследить с сер. 9 в. Лев Математик (видимо, один из создателей огневого телеграфа и автоматов - позолоченных фигур, приводимых в движение водой, к-рые украшали константинопольский Большой дворец) впервые применил буквы в качестве алгебраич. символов. По-видимому, в 12 в. была предпринята попытка ввести арабские цифры (позиционная система). Поздневизант. математики проявляли интерес к вост. науке. Трапезундские учёные (Григорий Хиониад, 13 в., его продолжатели Григорий Хрисококк и Исаак Аргир, 14 в.) изучали достижения араб, и перс, математики и астрономии. Изучение вост. наследия способствовало созданию сводной работы Феодора Мелитиниота "Астрономия в трёх книгах" (1361). В сфере космологии византийцы придерживались традиционных представлений, одни из к-рых восходили к библейской концепции [в наиболее чёткой форме учения о плоской земле, омываемой океаном, изложено Космой Индикоп ловом (6 в.), полемизировавшим с Птолемеем], другие - к достижениям эллинистич. науки, признававшей шарообразность земли [Василий Великий, Григорий Нисский (4 в.), Фотий (9 в.) полагали, что учение о шарообразности земли не противоречит Библии]. Астрономич. наблюдения были подчинены интересам распространённой в В. астрологии, к-рая в 12 в. подверглась резким нападкам со стороны православного богословия, осуждавшего прямое связывание движения небесных светил с человеческой судьбой как противоречащее идее божественного провидения. В 14 в. Никифор Григора предлагал реформу календаря и предсказывал солнечное затмение.

Византийцы обладали большими традиционными практич. навыками по химии, необходимыми для произ-ва красителей, цветной поливы, стекла и пр. Алхимия, тесно переплетавшаяся с магией, была распространена в ранневизант. период, и, может быть, в какой-то мере с ней связано крупнейшее химич. открытие того времени - изобретение в кон. 7 в. "греческого огня" (самовозгорающейся смеси нефти, селитры и др., использовавшейся для обстрела вражеских кораблей и укреплений). От увлечения алхимией, к-рое охватило Зап. Европу с 12 в. и привело в конечном счёте к утверждению экспериментальной науки, визант. умозрительное естествознание практически осталось в стороне.

Зоология, ботаника, агрономия носили чисто описательный характер (императорская коллекция редких животных в Константинополе, разумеется, не имела научного характера): были созданы компилятивные руководства по агрономии ("Геопоники", 10 в.), коневодству ("Иппиатрика"). В 13 в. Димитрий Пепагомен написал книгу о соколах, содержавшую ряд живых и тонких наблюдений. Визант. описания животных включали не только реальную фауну, но и мир сказочных зверей (единороги). Минералогия занималась описанием камней и типов почвы (Феофаст, кон. 4 в.), наделяя при этом минералы оккультными свойствами, якобы им присущими.

Визант. медицина основывалась на античной традиции. В 4 в. Орибасий из Пергама составил "Врачебное руководство", являющееся компиляцией из сочинений антич. медиков. Несмотря на христ. отношение византийцев к болезни как к ниспосланному богом испытанию и даже как к своеобразному соприкосновению со сверхъестественным (особенно эпилепсия и помешательство), в В. (по крайней мере в Константинополе) существовали больницы со спец. отделениями (хирургическое, женское) и мед. училищами при них. В И в. Симеон Сиф написал книгу о свойствах пищи (с учётом араб, опыта), в 13 в. Николай Мирепс-руководство по фармакопее, к-рым пользовались в Зап. Европе ещё в 17 в. Иоанн Актуарий (14 в.) вводил в свои медицинские сочинения практические наблюдения.

Начало географии в В. положили офиц. описания областей, городов, церк. диоцезов. Ок. 535 Иерокл составил "Синекдем" - описание 64 провинций и 912 городов, к-рое легло в основу многих более поздних географич. сочинений. В 10 в. Константин Багрянородный составил описание фем (областей) В., базировавшееся не столько на совр. ему данных, сколько на традиции, отчего оно содержит много анахронизмов. К этому кругу географич. лит-ры примыкают описания путешествий купцов (итинерарии), паломников. Анонимный итинерарии 4 в. содержит подробное описание Средиземного моря с указанием расстояний между портами, товаров, производимых в тех или иных местах, и пр. Сохранились описания путешествий: купца Космы Индикоплова (6 в.) ("Христианская топография", где, помимо общих космологич. представлений, имеются живые наблюдения, достоверные сведения о разных странах и народах Аравии, Африки и др.), Иоанна Фоки (12 в.) - в Палестину, Андрея Ливадина (14 в.) - в Палестину и Египет, Канана Ласкариса (кон. 14 или нач. 15 вв.) - в Германию, Скандинавию и Исландию. Византийцы умели составлять географич. карты.

Философия. Осн. идейные источники визант. философии - Библия и греч. классич. философия (гл. обр. Платон, Аристотель, стоики). Иноземное влияние на визант. философию ничтожно и гл. обр. негативно (полемика против ислама и лат. богословия). В 4-7 вв. в визант. философии господствуют три направления: 1) неоплатонизм (Ямвлих, Юлиан Отступник, Прокл), отстаивавший в условиях кризиса антич. мира представление о гармоничном единстве Вселенной, достигаемом благодаря цепи диалектич. переходов от Единого (божества) к материи (в этике отсутствует понятие зла); сохранялся идеал полисной организации и антич. политеистич. мифология; 2) гностико-манихейский дуализм, исходивший из представления о непримиримом расколе Вселенной на царство Добра и Зла, борьба между к-рыми должна завершиться победой Добра; 3) христианство, сложившееся как религия "снятого дуализма", как средняя линия между неоплатонизмом и манихейством. Центральный момент в развитии богословия 4-7 вв.- утверждение учения о троице и о богочеловечности Христа (то и другое отсутствовало в Библии и было освящено церковью после упорной борьбы с арианством, монофиситством, несторианством и монофелитством). Признавая сущностное различие между "земным" и "небесным", христианство допускало возможность сверхъестественного (благодаря помощи богочеловека) преодоления этого раскола (Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский). В сфере космологии постепенно утверждалось библейское представление о творении (см. выше). Антропология (Немесий, Максим Исповедник) исходила из представления о человеке как центре мироздания ("всё создано для человека") и трактовала его как микрокосм, как миниатюрное отражение Вселенной. В этике центральное место занимала проблема спасения. Расходясь с зап. богословием (Августин), византийская философия, особенно мистика, испытавшая сильное влияние неоплатонизма (см. Ареопагитики), исходила из возможности не столько корпоративного (через церковь), сколько индивидуального (через личное "оббжение" - физическое достижение человеком божества) спасения. В отличие от зап. богословов, визант. философы, продолжая традиции александрийской школы (Климент Александрийский, Ориген), признавали важность антич. культурного наследия.

Завершение становления визант. богословия совпадает с упадком городов в 7 в. Перед визант. филос. мыслью встаёт задача не творч. развития христ. учения, а сохранения культурных ценностей в условиях напряжённой экономич. и политич. ситуации. Иоанн Дамаскин провозглашает компилятивность принципом своей работы, заимствуя идеи у Василия Великого, Немесия и др. "отцов церкви"; а также у Аристотеля. Вместе с тем он стремится к созданию систематич. изложения христ. вероучения, включая и негативную программу - опровержение ересей. "Источник знания" Иоанна Дамаскина - первая философско-богословская "сумма", оказавшая огромное влияние на зап. схоластику. Осн. идейная дискуссия 8-9 вв.- спор иконоборцев и иконопочитателей - продолжает в какой-то мере богословские дискуссии 4-7 вв.

Если в спорах с арианами и др. еретиками 4-7 вв. ортодоксальная церковь отстаивала мысль о том, что Христос осуществляет сверхъестеств. связь между божественным и человеческим, то в 8- 9 вв. противники иконоборчества (Иоанн Дамаскин, Феодор Студит) рассматривали икону как материальный образ небесного мира и, следовательно, как посредствующее звено, связывающее "верх" и "низ". Как образ богочеловека, так и икона в ортодоксальной трактовке служили средством преодоления дуализма земного и небесного. Напротив, павликианство (см. Павликиане) и богомильство поддерживали дуалистич. традиции манихейства.

На 2-ю пол. 9-10 вв. приходится деятельность эрудитов, возрождавших знание античности. С 11 в. филос. борьба приобретает новые черты в связи с зарождением визант. рационализма. Характерная для предшествующего периода тяга к систематизации и классификации вызывает критику с двух сторон: последовательные мистики (Симеон Богослов) противопоставляют холодной системе эмоциональное "слияние" с божеством; рационалисты обнаруживают в богословской системе противоречия. Михаил Пселл положил начало новому отношению к антич. наследию как к целостному явлению, а не как к сумме сведений. Его последователи (Иоанн Итал, Евстратий Никейский, Сотирих), опираясь на формальную логику (Евстратий: "Христос тоже пользовался силлогизмами"), поставили под сомнение ряд богословских доктрин. Возрастает интерес к прикладным знаниям, особенно медицинским.

Распад В. после 1204 на ряд гос-в, вынужденных бороться за существование, породил обострённое ощущение трагичности собств. положения. 14 в.- время нового подъёма мистики (исихазм - Григорий Синаит, Григорий Налами); отчаявшись в возможности сохранить своё гос-во, не веря в реформы, исихасты ограничивают этику религ. самосовершенствованием, разрабатывая формальные "психо-физические" методы молитвы, открывающие путь к "обожению". Отношение к антич. традиции становится двойственным: с одной стороны, в восстановлении древних институтов стараются усмотреть последнюю возможность для осуществления реформы (Плифон), с другой - величие античности порождает чувство отчаяния, собственной творч. беспомощности (Георгий Схоларий). После 1453 визант. эмигранты (Плифон, Виссарион Никейский) способствовали распространению на Западе представлений о древнегреч. философии, особенно о Платоне. Визант. философия оказала большое влияние на ср.-век. схоластику, итал. Возрождение и на филос. мысль в слав, странах, Грузии, Армении.

Историческая наука. В византийской историч. науке 4 - сер. 7 вв. были ещё сильны антич. традиции, господствовало языч. мировоззрение. Даже в сочинениях авторов б в. (Прокопий Квсарийский, Агафий Миринейский) влияние христианства почти не сказывалось. Вместе с тем уже в 4 в. создаётся новое направление в историографии, представленное Евсевием Кесарийским, к-рый рассматривал историю человечества не как результат совокупных человеч, усилий, а как телеологич. процесс. В кон. 6-10 вв. осн. жанр историч. сочинений - всемирно-историч. хроника (Иоанн Малала, Феофан Исповедник, Георгий Амартол), предметом к-рой являлась глобальная история человечества (обычно, начиная от Адама), подаваемая с откровенной дидактичностыо. В сер. 11-12 вв. историч. наука переживала подъём, стали преобладать историч. сочинения, написанные современниками событий, 'Повествующими о коротком периоде времени (Михаил Пселл, Михаил Атталиат, Анна Комнина, Иоанн Киннам, Никита Хониат); изложение стало эмоционально окрашенным, публицистичным. В их сочинениях уже нет теологического объяснения событий: бог не выступает как непосредственный двигатель истории, историю (особенно в произведениях Михаила Пселла и Никиты Хониата) творят человеческие страсти. Ряд историков выразил скептическое отношение к основным визант. общественным институтам (напр., Хониат выступил против традиционного культа императорской власти и противопоставил визант. испорченности воинственность и моральную стойкость "варваров"). Пселл и Хониат отошли от моралистич. однозначности характеристик действующих лиц, рисуя сложные образы, к-рым свойственны добрые и дурные качества. С 13 в. историч. наука переживала упадок, её гл. сюжетом стали богословские дискуссии (исключение - мемуары Иоанна Кантакузина, 14 в.). Последний подъём визант. историографии приходится на конец истории В., когда трагич. восприятие действительности породило "релятивистский" подход к пониманию историч. процесса (Лаоник Халкокондил), движущая сила которого усматривалась не в направляющей воле божьей, а в "тйхе" - судьбе или случае.

Юридическая наука. Стремление к систематизации и традиционализм, характерные для визант. культуры, особенно отчётливо проявились в визант. юридич. науке, начало к-рой было положено систематизацией рим. права, составлением сводов гражд. права, наиболее значительный из которых - Corpus juris civilis (6 в.). На этом своде затем и базировалось визант. право, задача правоведов ограничивалась в основном толкованием и пересказом свода. В 6-7 вв. Corpus juris civilis был частично, переведён с латинского на греч. яз. Эти переводы легли в основу компилятивного сборника Василики (9 в.), к-рый часто переписывался с маргинальными схолиями (комментариями на полях). К Василикам - составлялись разнообразные справочные пособия, в т. ч. "синопсисы", где статьи по отдельным правовым вопросам располагались в алфавитном порядке. Помимо рим. права, визант. юридич. наука изучала каноническое право, к-рое основывалось на постановлениях (правилах) церковных соборов. Подъём юридической науки начинается с 11 в., когда в Константинополе была основана высшая юридич. школа. Попытка обобщить практику константинопольского суда была предпринята в 11 в. вт. н. "Пире" ("Опыт") - сборнике судебных решений. В 12 в. визант. правоведы (Зонара, Аристин, Валсамон) выпустили ряд толкований на правила церк. соборов, стремясь согласовать нормы канонического и рим. права. В В. существовал нотариат, причём в 13-14 вв. отдельные провинц. канцелярии вырабатывали локальные типы формуляров для составления документов.

Литература. Лит-pa В. опиралась на тысячелетние традиции древнегреч. лит-ры, на всём протяжении истории В. сохранявшей значение образца. Реминисценциями из антич. авторов полны сочинения визант. писателей, принципы антич. риторики, эпистолографии, поэтики сохраняли действенность. Вместе с тем уже ранневизант. лит-ре присущи новые художеств, принципы, тематика и жанры, выработанные частично под влиянием раннехрист. и вост. (преим. сирийских) традиций. Это новое отвечало общим принципам визант. мировоззрения и выражалось в ощущении автором собственной ничтожности и личной ответственности перед богом, в оценочном (Добро - Зло) восприятии действительности; в центре внимания уже не мученик и борец, а аскет-праведник; метафора уступает место символу, логич. связи - ассоциациям, стереотипам, упрощённой лексике. Театр, осуждённый христ. богословами, не имел в В. почвы. Превращение литургии в осн. вид драматич. действа сопровождалось расцветом литургич. поэзии; крупнейшим литургич. поэтом был Роман Сладкопевец. Литургич. песнопения (гимны) представляли собой кондаки (по-греч. "палочка", т. к. рукопись гимна наворачивалась на палочку) - поэмы, состоявшие из вступления и 20-30 строф (тропарей), завершавшихся одинаковым рефреном. Содержание литургич. поэзии основывалось на преданиях Ветхого и Нового завета и на житиях святых. Кондак был по существу поэтич. проповедью, иногда переходившей в диалог. Роман Сладкопевец, начавший применять тонич. метрику, широко используя аллитерации и ассонансы (временами даже рифмы), сумел наполнить его смелыми сентенциями, сравнениями и антитезами. История как повествование о столкновении человеческих страстей (Прокопий Кесарийский) сменяется историей церкви и всемирно-историч. хроникой, где путь человечества показан как теологич. драма столкновения Добра и Зла (Евсевий Кесарийский, Иоанн Малала), и житием, где та же драма развёртывается в рамках одной человеч. судьбы (Палладий Еленопольский, Кирилл Скифопольский, Иоанн Мосх). Риторика, ещё у Либания и Синесия Киренского отвечавшая антич. канонам, уже у их современников превращается в проповеднич. иск-во (Василий Великий, Иоанн Златоуст), Эпиграмма и поэтич. экфраза (описание памятников), к-рые до 6 в. сохраняли античную образную систему (Агафий Миринейский, Павел Силенциарий), сменяются морализующими гномами.

В последующие столетия (сер. 7 - сер. 9вв.) антич. традиции почти сходят на нет, тогда как наметившиеся в протовизант. период новые принципы становятся господствующими. В прозаич. лит-ре осн. жанры - хроника (Феофан Исповедник) и житие; агиографическая лит-pa переживает особый подъём в период иконоборчества, когда жития служили задачам прославления монахов-иконопочитателей. Литургич. поэзия в этот период теряет прежние свежесть и драматизм, что внешне выражается в замене кондака каноном - песнопением, состоявшим из неск. самостоятельных песен; "Великий канон" Андрея Критского (7-8 вв.) насчитывает 250 строф, отличаестя многословиием и растянотостью, стремлением автора вместить в одно соч. всё богатство его знаний. Зато гномы Касии и эпиграммы Феодора Студита на темы монастырской жизни при всей их морализации, подчас наивной, остры и жизненны.

С сер. 9 в. начинается новая полоса накопления лит. традиций. Создаются литературоведческие своды ("Мириобиблон" Фотия - первый опыт критико-библиографич. лит-ры, охватывавший ок. 280 книг), словари (Сеида). Симеон Метафраст составил свод визант. житий, расположив их по днямцерк. календаря.

С 11 в. в визант. лит-ре (напр., в творчестве Христофора Митиленского и Михаила Пселла) наряду с элементами рационализма и критикой монашеского быта возникает интерес к конкретным деталям, юмористич. оценкам, попыткам психологически мотивировать действия, использовать разговорный язык. Ведущие жанры ранней визант. лит-ры (литургич. поэзия, житие) приходят в упадок, окостеневают. Всемирно-историч. хроника, несмотря на попытку Иоанна Зонары создать подробное повествование с использованием работ лучших антич. историков, оттесняется мемуарной и полумемуарной историч. прозой, где находят своё выражение субъективные вкусы авторов. Появляются воинский эпос ("Дигенис Акрит") и эротич. роман, подражавший античному, но вместе с тем претендовавший на аллегорич. выражение христ. идей (Макремволит). В риторике и эпистолографии возникает живая наблюдательность, окрашенная юмором, а временами и сарказмом. Ведущ