загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

в., введённый переселившимися в В. иностранцами - А. ван Дейком, П. Лели, Г. Неллером, приобрёл у их англ, продолжателей - У. Добсона и Дж. Райли, большую простоту, строгость и объективность.

Классически ясные постройки И. Джонса (Банкетный зал в Лондоне, 1619-22), опиравшегося на наследие Палладио, послужили отправной точкой для развития англ, классицизма 17-18 вв., отличавшегося сдержанной, строгой торжественностью, чёткой логикой композиции гор. ансамблей (Гринвичский госпиталь, 1616- 1728, арх. К. Рен и др., Фицрой-сквер, ок. 1790-1800, арх. Р. и Дж. Адам,- в Лондоне; пл. Шарлотты в Эдинбурге, 1792-1807, арх. Р. Адам; раскрытые на природу регулярные гор. ансамбли в Бате, 1729-75, арх. Дж. Вуд и Дж. Вуд Младший), церквей (собор св. Павла, 1675-1710, и 52 церкви в Лондоне, построенные К. Реном после пожара 1666), обществ, зданий (бка Рэдклиффа в Оксфорде, 1737-49, арх. Дж. Гиббс), усадебных и секционных (с 2-3-ярусными квартирами) гор. домов, сел. коттеджей. Высокой была культура планировки и убранства интерьера. В 18 в. нек-рое развитие получило и пышное драматичное зодчество барокко (Дж. Ванбру, Н. Хоксмор). В. явилась родиной роман-тич. течения псевдоготики и пейзажных "английских" парков (У. Кент, У. Чейм-берс), живописность к-рых отвечала характерному для сентиментализма культу естеств. чувств и тяге к природе.

Мегалитический комплекс Стонхендж, близ Солсбери. До 1500 до н. э.

Дворец Уоллатон-холл близ Ноттингема. Ок. 1580-88.

Расцвет англ, иск-ва 18 в. открывается творчеством У. Хогарта, демократически целеустремлённым и в жизнерадостных портретах, и в циклах едких сатирич. картин и гравюр. Плеяда блестящих портретистов - А. Рэмзи, Дж. Рейнолдс, Т. Гейнсборо, X. Ребёрн, Дж. Опи-умело сочетала парадную импозантность композиции с интимной естественностью, одухотворённостью образа, глубиной и точностью социальной и индивидуальной характеристики, уверенным свободным письмом. Авторами виртуозных эффектных портретов были Дж. Ромни, Дж. Хопнер, Т. Лоренс. Сложились нац. школы пейзажа (Гейнсборо, Р. Уилсон, Дж. Кром; акварелисты Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин) и жанровой живописи (Дж. Морленд, Дж. Райт). В культуре 18 - 1-й пол. 19 вв. важную роль играли политическая и бытовая карикатура (Дж. Гил-рей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк) и репродукц. гравюра (меццо-тинто, пунктир); Т. Бьюик изобрёл торцовую ксилографию. Успехи декоративного иск-ва 17-18 вв. связаны с изящной и удобной мебелью Т. Чиппендейла, Дж. Хеплуайта и Т. Шератона, изобретением и произ-вом хрусталя и фаянса (строгим изяществом выделяются фаянсовые изделия мануфактуры Дж. Уэджвуда с рельефами Дж. Флаксмена в античном духе), деятельностью шпалерной мануфактуры в Мортлейке и фарфоровых з-дов в Боу, Челси, Вустере, Дерби, изготовлением серебряных изделий с тонкой чеканкой и гравировкой.

У. Кент. План парка Стоу (Бакингемшир). 1738.

Пром. переворот кон. 18 - нач. 19 вв. превратил города центр. Англии (Манчестер, Бирмингем, Шеффилд) и юж. Шотландии (Глазго) и порты зап. побережья (Бристоль, Плимут) в огромные индустр. -торг, центры с однообразными коробками фабрик, доками и трущобами. Пром. и трансп. объекты оказались беспорядочно разбросанными среди жилых массивов. Массовая застройка городов определялась длинными рядами предельно экономичных, но угнетающе мрачных и перенаселённых кирпичных домов с 2-ярусными квартирами. Разработка сложных металлич. конструкций для мостов и перекрытий (инж. Т. Телфорд, Р. Стивенсон), сборный металлич. каркас со стекл. заполнением в построенном Дж. Пакстоном "Хрустальном дворце" (1851) подготовляли рациональные методы новейшей архитектуры. Но гл. усилия были направлены на парадную застройку гор. центров и бурж. кварталов. Классицизм и романтич, увлечение экзотикой нач. 19 в. (Дж. Нэш) вскоре сменились двумя осн. стилизаторскими направлениями, претендующими на археологическую точность,- неоклассикой (Брит, музей в Лондоне, 1823-57, арх. Р. и С. Смёрк; гор. зал в Ливерпуле, 1842-54, арх. X. Элмс, Ч. Коккерелл) и неоготикой (парламент в Лондоне, 1840-68, арх. Ч. и Э. Бэрри, О. Пьюджин; церкви по проектам Дж. Г. Скотта), а затем и откровенной эклектикой.

В 1-й пол. 19 в. наряду с романтикамифантастами - графиком У. Б лейком и смелым колористом пейзажистом У. Тёр-нером - выдвигаются родоначальник полного жизненной свежести пленэрного реа-листич. пейзажа Дж. Констебл, тонкий пейзажист и историч. живописец Р. П. Бо-нингтон, мастера акварельного пейзажа Дж. С. Котмен и Д. Кокс, мастер демокра-тич. жанровой живописи Д. Уилки. В сер. 19 в. на фоне господства салонноакадемич. иск-ва (Ф. Лейтон, Л. Алма-Тадема) выделяется попытка Ф. М. Брауна и "Братства прерафаэлитов* (возникло в 1848- Д. Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, X. Хант) вернуться к искренности и социальной значимости ср. -век. и раннеренессансного иск-ва. Характерное для прерафаэлитов стилизаторство приобрело декадентский характер у их эпигонов (график О. Бёрд-сли). Вместе с тем поздние прерафаэлиты (У. Моррис, Э. Берн-Джонс, У. Крейн) стремились внести зстетич. начала в быт, противопоставить обезличенной машинной пром-сти ручное ремесло (художеств. -пром. мастерские, оформление книги). Параллельно шли поиски рациональности, простоты и уюта в архитектуре индивидуального жилища, гл. обр. загородных и усадебных домов (Б. Скотт, Н. Шо, Ч. Ф. Войзи). Англ. жанровая живопись 2-й пол. 19 в. несёт печать литературной занимательности и сентиментальности (У. Фрит, X. Херкомер); больше живого ощущения современности в офортах С. Хейдена, творчестве шотл. художников - жанриста У. Мак-Таг-гарта и натюрмортиста У. Макгрегора. Дж. М. Уистлер принёс в живопись В. острую наблюдательность и изысканную-цветовую гармонию импрессионизма, принципы к-рого развивали основатели, "Нового англ, художеств, клуба" (возник в 1885-86) - У. Сиккерт и У. Стир.

В 20 в. хаотич. рост городов, обилие трущоб и безудержное расползание пригородов с малоэтажной застройкой вызвали появление многочисл. предложений в. области градостроительства: Э. Хоуард. и Р. Ануин впервые выступили с проектами городов-садов (Лечуорт, начат в. 1902) и городов-спутников, а П. Геддес и Л. П. Аберкромби выдвинули идею комплексной планировки целых пром. рнов. В нач. 20 в., наряду с крупными продолжателями традиций неоклассики (Э. Ла-ченс) и неоготики (Дж. Г. Скотт Младший), выступили инициаторы стиля "модерн" и рационализма - Ч. Р. Макинтош и Ч. Холден, а в 1920-30-е гг. - функционалисты М. Фрай и О. Уильяме. После 2-й мировой войны реконструировались разруш. в воен. годы гор. районы (разделённый на зоны, различные по назначению, центр г. Ковентри, с 1946, арх. Д. Гибсон, А. Линг; район собора св. Павла в Лондоне, с 1956, арх. У. Холфорд). Принцип микрорайонирования использовался до сер. 60-х гг. при создании сво- бодных и разнообразных по планировке крупных жилых комплексов (Холлфилд в Лондоне, 1949-56, арх. Л. Дрейк, Д. Лэсден, и др. ) и городов-спутников (с 1946 - Харлоу близ Лондона, арх. Ф. Гибберд и др. ), для к-рых характерны разреженность застройки, тесная связь с природой. Выстроен ряд рациональных по композиции пром. и транспортных сооружений, комплексных обществ. -торг, и деловых центров, гор. и сельских домов, лабораторий, библиотек, колледжей, оригинальных и удобных школьных комплексов (арх. Ч. Аслин, А. и П. Смитсон). Среди крупных построек - Королев, концертный зал в Лондоне (1949-51, арх. Р. Мэтью, Л. Мартин), собор в Ковентри (1954-62, арх. Б. Спенс). Однако развитие совр. архитектуры В. тормозится экономич. затруднениями страны, а реализации градостроит. проектов (в т. ч. предложенного Л. П. Аберкромби плана реконструкции и развития Лондона, ограничения его роста с помощью городов-спутников) препятствуют частное землевладение, стихийный рост городов и анархия капиталистич. предпринимательства. Исторически сложившийся облик городов нарушают высотные конторские здания. В иск-ве 20 в. расцвет ярко темпераментной реалистич. портретной и жанровой живописи и графики (О. Джон, У. Орпен, Ф. Брэнгвин, С. Пепло) сочетался с рождением новых течений, идущих от фо-визма (М. Смит, А. Хитченс), футуризма и кубизма (У. Льюис), тяготеющих к изощрённой фантастике (С. Спенсер, Г. Сазерленд, П. Нэш, Ф. Бейкон) или абстракционизму (Б. Николсон, скульптор Б. Хепуорт); к сюрреализму и абстракции склоняется скульптор X. Мур, создавший и ряд выразит., пластически мощных образов. В 30-е гг. возникли группы художников, связавших своё творчество с пролетариатом и антифашистской борьбой, а в 50-х гг. сформировалась группа "социальных реалистов". Графики П. Хо-гарт, Э. Ардизон, живописцы Л. Лаури, К. Ро, Д. Гриве, П. де Франсиа, скульпторы Л. Брэдшо, Б. Ри, Б. Шоц создали ряд реалистич. произведений, многие из к-рых посвящены борьбе за мир, жизни народа, в т. ч. рабочего класса, В. Трудные, неприглядные стороны жизни простых англичан отражены в ряде картин Э. Мидлдича, Дж. Смита, Дж. Брэтби.

Т. Роулендсон. "Блюстители порядка. Судьи". Раскрашенный офорт. 1796.

Стул работы Т. Чиппендейла. 1-я пол. 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

X. Беннет, Р. Мэтью, Л. Мартин, У. Льюис. Жилой комплекс Олтон в Роухэмптоне в Лондоне. 1951 - 59.

Нар. иск-во В. пережило расцвет в 18 в. В Англии издавна распространены гончарное дело (фигурные или гравированные сосуды, юмористич. "стаффордширские фигурки"), резьба и роспись по дереву (на сел. домах, на судах и лодках, на конях для каруселей), лубочные картинки. Шотландия славится клетчатыми тканями ("тартан"), кожаными сумками, кинжалами, Уэльс - резной дубовой мебелью и ярко раскрашенной декоративной керамикой.

Илл. см. на вклейках - к стр. 448- 449 и табл. XXXV-XXXVH (стр. 432- 433).

Лит.: В и п п е р Б. Р., Английское искусство. Краткий исторический очерк, М., 1945; Иконников А. В., Современная архитектура Англии. Планировкагородовижилищноестроительство, Л., 1958; The Oxford history of English art, ed. by T. S. R. Boase, v. 1 - 11, Oxf., 1949 - 62 (вышло 7 тт. ); Buildings of England series, Harmondsworth, 1951 - ; Atkinson T. D., English architecture, L., 1958; Short Е. H., A history of British painting, L., 1953,

XV. Музыка

Истоки музыки В. восходят к муз. культуре кельтских племён. Носителями древних устных нар. -песенных традиций были барды - нар. певцы и создатели эпич. и героич. песен. После установления в Англии христианства (2-я пол. 7 в. ) на основе нар. и религ. музыки, вошедшей в обиход церк. богослужения, начало развиваться проф. муз. иск-во. Оно проявлялось сначала в форме унисонного пения без регулярного метра (plainsong). С 10 в. культовое пение становится двухголосным. В 12 в. под воздействием нар. музыки начинает развиваться многоголосие: вводятся т. н. гимель и фобурдон.

В ср. века в англ. церк. музыке господствовал католич. (григорианский) хорал. Литургия сопровождалась игрой на органе (первый орган установлен в Уинчестерском соборе в 10 в., к 13 в. органы имелись во всех крупных церквах, что способствовало дальнейшему развитию многоголосия).

Под влиянием нормандских завоевателей в Англии развивается муз. -поэтич. иск-во менестрелей, к-рые исполняли баллады и песни историч., а также сатирич. содержания, аккомпанируя на арфе, лютне, трубе и др. инструментах; для сопровождения танцев употреблялись волынки, деревянные духовые, в т. ч. род свирели (pipe), флейта с мундштуком (recorder), барабан (tabor) и др.

В кон. 14 - нач. 15 вв. с ростом гор. бурж. культуры происходит профессионализация музыкантов. При дворе короля и в замках крупных феодалов организуются вокальные и инструм. капеллы. В 1-й пол. 15 в. выдвигается англ, школа полифонистов, возглавляемая Дж. Дан-стейблом. Ведущая роль в зап. -европ. полифонич. иск-ве переходит от франц. мастеров контрапункта к композиторам Англии.

В эпоху Возрождения музыка стала занимать важное место в обществ, жизни и быту аристократии и горожан; становится модным домашнее музицирование, для к-рого характерны консорты ("содружество" групп, играющих на разл. инструментах). Количество исполнителей, входящих в консорт, постепенно увеличивалось, доходя до 30-40. Так возникли пер-вонач. формы оркестров. С их появлением связано выдвижение мастеров инструм. жанров, среди них - Дж. Дауленд, автор пьес для лютни и многоголосных песен с аккомпанементом лютни. В кон. 16 в., кроме лютни, виолы и портатива (малый орган), получает распространение вёрджинел (небольшой клавесин). Для вёрджпнела создаиаднсь вариации на темы нар. песен, фантазии, танцевальные пьесы и др. Становится популярным мадригал. Основоположник англ. нац. школы мадригала - У. Бёрд. Его последователи - Дж. Булл, О. Гиббоне, позже Дж. Блоу, положившие начало зап. -европ. клавирной музыке, писали также мадригалы и полифонические хоровые культовые соч. - католич. мессы и англиканские гимны. Другая линия развития светского многоголосия - творчество Т. Мор ли, Т. Уилкса и Дж. Уилби, писавших, кроме мадригалов, "балеты" и музыку к пьесам У. Шекспира, К. Мар-ло и др. Для англ, театра 16-17 вв. стало традицией вводить музыку в виде интермедий "в постановки сказок-феерий или бытовых комедий, а также масок.

"Стаффорцширские фигурки". Каменная Масса, соляная глазурь. Конец 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

С утверждением пуританизма, тормозившего развитие музыки запрещением многоголосия и муз. инструментов, в богослужении получили распространение лишь антемы (энсземы) - форма вокальной полифонии, близкая нар. хоровому стилю. В быту были разрешены одноголосные гимны и псалмы, исполнявшиеся на родном яз., по мелодич. складу также сходные с нар. песенностью.

Муз. жизнь, замершая в эпоху Реформации, возобновляется вскоре после реставрации Стюартов при дворе Карла II и в крупных центрах В. В 1672 скрипач Дж. Банистер организовал в Лондоне первые публичные концерты.

Ф. Брэнгвин. "Пильщики". Офорт. 1904.

Создателем нац. англ. муз. театра стал крупнейший композитор 17 в. Г. Пёрселл (опера "Дидона и Эней"). Однако интерес к нац. опере вскоре после его смерти упал, особенно в связи с выступлениями в Лондоне итал. оперной труппы.

Освобождению оперной культуры В. от влияния итал. оперы способствовали основанные на античных, историч. и библейских сюжетах оратории и оперы Г. Ф. Генделя (прожил в Лондоне ок. 50 лет), к-рые явились обобщением традиций англ, старинной хоровой культуры. В своём героич. монументальном иск-ве, опиравшемся на демократич. художеств, традиции, Гендель воплотил нац. народные идеалы. В 1728 в Лондоне была поставлена "Опера нищих" Дж. Гея и композитора Дж. Пепуша, представляющая собой пародию на этот жанр и одновременно сатиру на нравы англ. бурж. общества. Являясь выражением вкусов нац. демократич. оппозиции, она возродила традиции представлений менестрелей и дала начало новому жанру - т. н. "балладной опере >, построенной по принципу песенного монтажа.

В кон. 18 в. в Лондоне работали И. К. Бах ("лондонский" Бах, сын И. С. Баха), И. Гайдн, написавший здесь 12 "Лондонских симфоний" и сделавший ок. 100 обработок шотл. песен, композитор, пианист и педагог итальянец М. Клементи, ставший главой англ, пианистич. школы, и др. Возникло много муз. учреждений, хоровые объединения и общества: "Кэтч-клуб", состоявший из любителей многоголосного пения (1761), Королев, муз. общество (1762); организованы муз. изд-ва (1778), осн. старейшая в мире фирма клавишных инструментов "Дж. Бродвуд" (с 1773 производит рояли).

В сер. 18 в. начала формироваться англ, школа музыковедов, среди к-рых наиболее известен историк музыки Ч. Бёр-ни, автор "Всеобщей истории музыки" (изд. 1776-89), очерков муз. жизни зап. -европ. стран и др.

В сер. 19 в. композиторы В. работали гл. обр. в оперном жанре (Г. Бишоп, М. Балф), но их иск-во было эклектичным; эпигонство типично и для таких композиторов, как У. С. Беннетт, позднее Ч. X. Пэрри (зачинатель обществ, движения за возрождение англ. нац. муз. культуры) и Ч. Станфорд (все они известны как педагоги). Англ. муз. вкусам кон. 19 в. во многом отвечали оперетты А. Салливена ("Микадо", 1885), С. Джонса ("Гейша", 1896).

В 19 в. одним из центров европ. муз. культуры стал Лондон. Здесь выступали крупнейшие композиторы и исполнители того времени. С 1855 проводятся большие муз. фестивали. В Лондоне были открыты: в 1822 - Королев, академия музыки, в 1872-"Тринити-колледж", в 1883 - Королев, муз. колледж. В 1878 создано Нар. концертное об-во, возникают много-числ. хоровые об-ва и любит, коллективы, муз. науч. об-во, изучающее историю старинной музыки, об-во, занимающееся исследованием музыки средневековья, и др.

Утверждению нац. композиторской школы положил начало Э. Элгар, автор оратории "Сновидение Геронтиуса" (1900). В опере "Сельские Ромео и Джульетта" Ф. Дилиуса, соч. Г. Холста и Г. Бантока используются англ, фольклорные мотивы. Важное значение имели исследования музыковеда-фольклориста С. Шарпа и его школы. В 1898 Шарп основал в Лондоне Об-во нар. песни, занимавшееся пропагандой муз. фольклора В. Главой англ. нац. школы ("англ. муз. ренессанс") стал Р. Воан-Уильямс. Его стиль характеризуется сочетанием разработки фольклорных тем с новаторскими приёмами гармонич. языка и совр. инструментовки. Мн. др. композиторы нач. 20 в. стремились к обновлению содержания и стиля музыки В. через развитие нац. традиций: Дж. Айрленд, А. Бакс, Р. Боутон.

В нач. 20 в. муз. жизнь В. интенсивно развивается, охватывая всё новые города, в к-рых создаются муз. школы, оркестры, хоровые об-ва, проводятся муз. фестивали и конкурсы (Бирмингем, Лидс, Норидж и Шеффилд и др. ).

Творчество совр. композиторов В. свидетельствует о наличии значит, нац. композиторской школы, в основном опирающейся на принципы тонального письма. Однако мн. авторы стремятся к применению новых тембро-гармонич. средств, использованию методов конструктивизма и др. авангардистских муз. течений. Особое место в муз. иск-ве В. занимает получившее междунар. признание творчество Б. Бриттена. Среди прогрессивных музыкантов В. проявляется стремление приблизить муз. иск-во к запросам нар. масс. Во главе этого демократич. движения - нац. муз. обществ, деятель композитор А. Буш.

Большой вклад в муз. культуру В. внесли историки музыки Дж. Гров ("Словарь музыки и музыкантов", 1-е изд. 1879), П. А. Сколе, Г. К. Коллес и Э. Блом. Среди исполнительских коллективов выделяются: лондонские филармонич. и симф. оркестры, симф. оркестр Би-Би-Си (гл. дирижёр М. Сарджент), оркестр Манчестера. Среди дирижёров: Дж. Барби-ролли, А. С. Боулт и др. Крупные пианисты - Дж. Мур, М. Лимпани, Дж. Огдон, Дж. Лилл; скрипач А. Камполи. Популяризации старинной инструм. музыки способствовала семья Долмеч. Среди певцов - У. Хайд, Дж. Мак-Кормак, П. Пирс; певицы - К. Новелло, Дж. Ви-виен, Дж. Хаммонд, К. Шеклок. Большое значение для пропаганды оперного иск-ва В. имела деятельность Т. Бичема, гл. дирижёра "Ковент-Гардена". В 1930-е гг. оперы и балеты композиторов В. ставились на сцене театра "Сэдлерс-Уэллс" (Лондон). В 1934 меценатом Дж. Кристи в его поместье Глайндборн (Суссекс) был построен театр, где стали проходить летние фестивали опер ("Глайндборнские фестивали"). С 1940- 1950-х гг. традиционные ежегодные фестивали проводятся в Эдинбурге, Олдбо-ро, Бате, междунар. муз. конкурсы - в Лидсе.

Широкое развитие получила в 60-х гг. муз. эстрада, т. н. "поп-музыка"; особенно популярен был "Битлз" (The Beatls)- вок. -инструм. квартет молодых певцов, исполняющий характерные мелодии (сочетание элементов негритянского джаза и блюза), к-рый вызвал подражания среди зап. -европ. и амер. молодёжи.

Среди совр. муз. учебных заведений; Королев, академия музыки и колледж в Лондоне, муз. колледжи в Манчестере, Ливерпуле, Бирмингеме, Глазго, Эдинбурге и др. городах; музыкозна-ние преподаётся в ун-тах (Оксфорд, Кембридж, Бирмингем и др. ).

Лит.: Материалы и документы по истории музыки, пер. с нем., франц., итал., англ, яз., под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Кабалевский Дм., Заметки о музыкальной жизни современной Англии,, "Советская музыка", 1950, № 2; Ш н е е р-сон Г. М.. Современная английская музыка, М., 1945; Mason С., Music in Britain. 1951 - 1962, L., 1963; Mackerness E. D., A social history of English music, L., 1964.

XVI. Балет

Сценич. традиции, на основе к-рых формировался англ, балет, восходят к дворцовым представлениям масок 16 в. Распространение пуританизма (16-17 вв. ) приостановило формирование балетного иск-ва. Нац. хореографич. формы развивались в дальнейшем в драме, танц. -дра-матич. представлениях Дж. Уивера и особенно в пантомиме. В 18-19 вв. в Лондоне балеты ставили иностранные балетм. Ш. Дидло, Ж. Перро. В кон. 19 в. балеты шли в мюзик-холлах. В 1920-30-х гг. под влиянием рус. артистов (А. П. Павлова, труппа С. П. Дягилева) вновь пробудился интерес к балету. Были созданы крупные хореографич. коллективы: "Балетный клуб" (1930, позднее "Балле Рам-бер"), "Вик Уэллс балле" (1931; с 1942 "Сэдлерс-Уэллс балле", с 1957 Королевский балет). Деятели англ, балета стремятся сочетать опыт рус. школы с нац. особенностями. В репертуаре неизменно балеты классич. наследия: "Жизель" А. Адана, "Лебединое озеро" и "Спящая красавица" П. И. Чайковского и др. Традиции англ, пантомимы особенно отчётливо видны в ранних постановках балетм. Н. де Валуа ("Иов" Р. Воан-Уильям-са, 1935, и др. ), в трагич. спектаклях балетм. Р. Хелпмена ("Гамлет" на муз. Чайковского, 1942, и др. ), в нек-рых балетах, поставленных балетм. Дж. Кранко ("Дама и шут" на муз. Дж. Верди, 1954). Получили распространение также комедийные балеты, связанные с нац. юмо-ристич. лит-рой, живописью ("Фасад" У. Уолтона, балетм. Ф. Аштон, 1931; "Карьера мота" Г. Гордона, балетм. Н. де Валуа, 1935). Переход англ, балета к большим хореографич. формам осуществил балетм. Ф. Аштон, тяготеющий к классич. танцу. Он поставил ряд балетов на симфонич. музыку: многоактный балет "Ундина" X. В. Хенце (1958), новую редакцию "Тщетной предосторожности" Л. Ф. Герольда (1960). Значительной была деятельность балетм. Дж. Кранко, поставившего в 50-е гг. в труппе Королевский балет многоактный балет "Принц пагод" Б. Бриттена (1957), а также балетм. К. Макмиллана, создавшего свои редакции балета С. С. Прокофьева "Ромео и Джульетта" (1965) и мн. балетов И. Ф. Стравинского. Ведущие артисты балета в 1930-60-е гг. : А. Маркова, А. Долин, М. Фонтейн, М. Соме, С. Бе-рёзова, Н. Нерина, Б. Грей, А. Грант, А. Линден. Отличит, черты исполнительского стиля англ, танцовщиков - лиризм, сочетающийся с юмором, "классичность", строгость, являющиеся резуль-' татом бережного отношения к традициям. В стране имеется неск. балетных школ: Школа королевского балета (с 1931), Школа Мари Рамбер (с 1920), Школа Н. Легата (с 1926; её возглавляет Н. Николаева-Легат) и др. С 1920 существует Королевская академия танца (ранее называлась Ассоциация оперного танца).

В Шотландии с 1944 существует Эдинбургский балетный театр, созданный на базе Эдинбургской балетной школы и клуба, ставящий классич. балеты. В нач. 60-х гг. создана труппа ТТТот-ландский нац. балет, дающая представления с нар. песнями и танцами. С 1969 функционирует новая труппа Шотландский театральный балет (в репертуаре многоактные спектакли).

Лит.: Guest I., The romantic ballet in England, L., 1954; Clarke M., The Sad-ler's Wells ballet, L., 1955; SwinsonC., The Royal ballet to-day, L., 1958; The ballet in Britain, ed. by P. Brinson, L., 1962.

E. Я. Суриц.

XVII. Драматический театр

Как и во мн. странах Зап. Европы, театр В. сначала был церковным и входил как составная часть в религ. ритуал. Церковные представления включали эпизоды Священного писания. Сохраняя ре-лиг, сюжеты, горожане вносили в представления бытовые мотивы, комич. эпизоды. В период расцвета ср. -век. гор. культуры представления приобрели характер общенародных торжеств, происходивших в дни больших церк. праздников; ставились коллективные мистерии: каждый гор. цех исполнял пьесу, инсценировавшую один из эпизодов Священного писания. В представлениях, происходивших на передвижных сценах-повозках (педжент), участвовали любители. В 15 в. появились интерлюдии (комич. сценки, близкие франц. фарсам) и моралите (пьесы аллегорич. характера с персонажами, олицетворяющими добродетель и пороки). Возникли труппы бродячих актёров-профессионалов. В эпоху Возрождения любителей окончательно вытеснили проф. актёры. В этот период высокого расцвета достигла драматургия (К. Марло, У. Шекспир, Б. Джонсон и др., см. раздел Литература). Среди актёров той эпохи известность получил Э. Аллейн, выступавший в пьесах Марло, и Р. Бёрбедж, первый исполнитель ролей Ромео, Гамлета и Лира в пьесах Шекспира. Актёрские труппы были товариществами на паях; пайщики - гл. актёры, к-рые нанимали исполнителей для второстепенных ролей (труппы в Лондоне 16-20 чел., бродячие труппы, игравшие в провинц. городах, 5-8 чел. ). В 1576 в Лондоне было построено первое театр, здание "Театр". Впоследствии появились "Глобус" (1599), где играла труппа Шекспира, "Фортуна" (1600) и др. Театры не имели крыши над помещением для зрителей. Зрители стояли внутри высокой ограды на земле, вдоль внутр. стороны стен располагались галереи. Сцена глубоко вдавалась в зрительный зал. Над нею был навес, стоявший на двух колоннах и упиравшийся в задник, имевший двери для выхода и ухода актёров; 2-й этаж задника составлял небольшой балкон. Занавеса не было. Скудное декоративное убранство восполняли богатые костюмы актёров и реквизит. Наряду с труппами взрослых актёров имелись труппы мальчиков-певчих (играли в закрытых помещениях для избранной публики). В театре времён Шекспира актрис не было. Женские роли исполняли мальчики. В кон. 16 в. труппа, к к-рой принадлежал Шекспир, одновременно с представлениями в общедоступном театре "Глобус" стала давать спектакли в закрытом помещении бывшего монастыря "Блэкфрайерс".

Если в кон. 16 - нач. 17 вв. театр был в осн. нар. зрелищем, то, начиная с 20-х гг. 17 в., он всё больше превращался в аристократич. развлечение. Уже в 16 в. против театра выступали буржуа-пуритане, осуждавшие его за безнравственность. В нач. Англ, революции 17 в. пуритане, придя к власти, запретили театр, представления. Лишь в годы протектората О. Кромвеля при его дворе давались представления типа оперы. В 1660, после восстановления монархии Стюартов, возобновилась деятельность театров, находившихся под покровительством и контролем двора. Была введена театр, монополия; патенты на право представлений получили две вновь созданные труппы-Труппа короля и Труппа герцога (позднее получили назв. "Друри-Лейн" и "Ковент-Гарден"). Театры эти имели закрытые здания, в партере стояли скамьи, на галереях были ложи, на верх, ярусе - раёк для слуг аристократов и буржуа; боковые ложи для царственных особ находились на сцене. В это время появились декорации, к-рые, как правило, не менялись на протяжении всего действия (в пьесах, согласно правилам классицизма, соблюдалось единство места). В кон. 17 в. впервые появились актрисы. Выдающимся актёром был Т. Беттертон, прославившийся в трагич. ролях. После т. н. "Славной революции" (кон. 17 в. ), когда буржуазия стала признанной частью господствующего класса, была введена строгая цензура. Расцвет театра 18 в. связан с просветительством и утверждением реализма в иск-ве и лит-ре. Вершина актёрского иск-ва эпохи - творчество величайшего актёра-реалиста Д. Гаррика, возглавившего театр "Друри-Лейн" в 1747-76. Гаррик обладал универсальным даром и выступал с равным блеском в трагич. и комич. ролях. О реалистич. характере его игры с высокой похвалой писал Д. Дидро.

В кон. 18 - нач. 19 вв. возникает новый стиль исполнения, величественнострогий и возвышенный. Крупнейшими представителями его были Дж. Кембл и его сестра С. Сиддонс. В 19 в. театр оказывается во всё большей зависимости от бурж. предпринимательства и бурж. публики. Наряду с традиционными театрами строятся здания для грандиозных пантомимных представлений, часто с разл. декоративными эффектами (водные бассейны и др. ). В 1843 после отмены монополии "Ковент-Гардена" и "Друри-Лейна" появляются новые театры. В 19 в. утверждается совр. тип театр, помещения, улучшается театр, освещение, появляются рисованные декорации, а в конце века - поворотный круг.

История англ, актёрского иск-ва 19 в. изобилует именами выдающихся исполнителей: Э. Кин, его сын Ч. Кин, У. Мак-реди и др. Ч. Кин ввёл историзм в костюмах и декорациях. Во 2-й пол. 19 в. актёр и реж. Г. Ирвинг создал театр "Лицеум" (партнёршей Ирвинга была Э. Терри), где осуществлял монументальные постановки пьес Шекспира, развивая принципы Ч. Кина. В этом же театре ставились сентиментальномещанские пьесы. Театр сторонился новой драматургии, зарождавшейся в то время. Несмотря на высокий уровень актёрской игры и художеств, устремления Ирвинга и Терри, в их постановках острота обществ, проблем приглушалась. Между тем публика требовала злободневной драматургии с острой проблематикой. Отсутствие такого театра пытались восполнить полупрофессиональные и любительские кружки. В 1891 критик Дж. Грейн создал в Лондоне "Независимый театр". Затем возникли "Театр нового века", "Об-во литературного театра"; "Олд Вик", хотя и существовал с 1818, однако его деятельность для англ, театр, культуры была наиболее значительна, начиная с 1898, когда театр возглавила Л. Бей лис, ставившая преим. пьесы Шекспира. Успех этих театров определялся новым репертуаром, в них создавался исполнительский стиль, соответствующий реалистич. и натуралистич. тенденциям новой драмы. Эту же задачу ставил перед собой театр "Корт" (открыт в 1870, с 1871 -"Ройял Корт тиэтр"), возглавлявшийся в 1904-07 драматургом и актёром X. Гренвилл-Баркером. Режиссёрские методы Гренвилл-Баркера способствовали поднятию художеств, уровня англ, театра. Возникают стационарные театры и в крупных промышленных городах: Манчестере (1908), Ливерпуле (1911), Бирмингеме (1913), из к рых два последних продолжают работать.

Нач. 20 в. было переломным в сценич. иск-ве В. На протяжении 18-19 вв. здесь господствовала система актёров-"звёзд", успех спектакля определяли выдающиеся исполнители. Начиная с Гренвилл-Бар-кера в англ, театре появляется режиссура, строящая спектакль по принципу ансамбля. Новая драматургия воспитала и новых актёров, способных исполнять социальнобытовую и психологич. драму (Д. Эчерч, П. Кэмпбелл, Дж. Александер, Л. Маккарти, Л. Калверт и др. ). Наряду с пышными постановками классики, в частности Шекспира (реж. Г. Бирбо-мом Три), возникает стремление приблизить спектакль к современности, дать психологич. раскрытие образов, что особенно характерно для шекспировских постановок реж. Гренвилл-Баркера.

Театр В. перед 1-й мировой войной имел преим. реалистич., иногда натуралистич. направленность. Поиски форм символистского театра, предпринятые Э. Г. Крэгом, носили чаще теоретич. характер, т. к. антрепренёры не рисковали осуществлять его оригинальные проекты. После 1-й мировой войны англ, режиссура обогатилась опытом рус. иск-ва. Большое значение имела деятельность рус. реж. Ф. Ф. Комиссаржевского, поселившегося в В. и перенёсшего сюда богатый опыт рус. театра, включая систему К. С. Станиславского, творческие поиски Е. Б. Вахтангова и В. Э. Мейерхольда.

20-30-е гг. отмечены появлением на сцене драматургии разных направлений. Пьесы Б. Шоу, Дж. Голсуорси, С. Моэма, Ф. Лонсдейла, Дж. М. Барри, А. А. Милна, Н. Коуарда ставились столичными, провинциальными и гастрольными труппами, разъезжавшими по стране. Театр "Эвримен", расположенный в пригороде Лондона Хэмпстеде, ставил пьесы А. Стриндберга, Б. Шоу, Ю. О'Нила. Театр "Гейети" познакомил англ, публику с драматургией нем. экспрессионизма, театр "Барнес"- с пьесами Чехова, театр "Мер-кьюри" специализировался на совр. по-этич. драме и ставил пьесы Т. С. Элиота, У. X. Одена и К. Ишервуда. В Оксфорде в студенческом театре реж. Дж. Б. Фей-ган оригинально интерпретировал. европ. классиков. В 1926-33 Фестивальный театр в Кембридже создал ряд интересных спектаклей экспериментального характера в новаторском декоративном оформлении. Реж. Б. Джэксон организовал в Малверне ежегодные фестивали (1929-37) пьес Б. Шоу. Значит, для англ. театра этих лет было появление таких драматургов, как Ш. О'Кейси, Дж. Б. Пристли, Дж. Брайди, смело экспериментировавших с драматургич. формой.

На 20-е гг. падает расцвет мастерства выдающихся актрис С. Торндайк и Э. Эванс. В 30-е гг. на англ, сцене появляется новое поколение мастеров театра: Дж. Гилгуд, Л. Оливье, А. Гиннесс, Р. Ричардсон, А. Клуне, Ч. Лотоп, В. Ли, Б. Лемап, Ф. Робсон, П. Эшкрофт, многие из к-рых продолжают деятельность и в 60-е гг. Психологич. правдивость, пластичность создаваемых ими образов, музыкальность речи, полное вживание в характеры персонажей способствовали популярности этих актёров за пределами В.

Во время 2-й мировой войны мп. театры прекратили деятельность, но вместе с тем возникли труппы, обслуживавшие войсковые части и тыловые учреждения. Впервые в истории В. правительство стало субсидировать театры.

В 40 - нач. 50-х гг. продолжалась деятельность драматургов Брайди, Пристли, О'Кейси; приобрели известность драматурги П. Устинов, К. Фрай, Р. Мак-Дугалл, Ю. Мак-Кол. Возникли новые театры с более или менее постоянным актёрским составом, в 1945- театр-студия "Уоркшоп", к-рой руководила прогрессивный реж. Дж. Литлвуд. В 1956 Дж. Девин организовал "Ипглиш стейдж ком-пани"- труппу, к-рая играет в помещении "Ройял Корт тиэтр". Этот коллектив, как и созданный Б. Майлсом театр "Мер-мейд" ("Русалка", 1959), экспериментирует не только в области театр, техники, но смело ставит совр. передовую драматургию В. и др. стран.

Новое поколение актёров, появившееся после 2-й мировой войны, включает такие имена, как П. Скофилд, Р. Бёртон, К. Блум, П. Дейнмен, Б. Джеффорд, Дж. Невилл, П. Роджерс, П. О'Тул, Д. Тьютин, А. Финни, Т. Кортни, А. Бейтс, Н. Уильямсон и др. Послевоен. период отмечен развитием смелой творческой режиссуры, представленной Дж. Литлвуд, Б. Майлсом, П. Бруком, П. Холлом, Дж. Бартоном, К. Уильямсом, Т. Нанном и др.

Появление в 1956 пьесы актёра Дж. Осборна -"Оглянись во гневе" положило начало новому подъёму англ, театра. Появилась драматургия "рассерженных молодых людей", а за нею новая социальнобытовая драма (А. Уэскер, Ш. Дилэни, Б. Копе, Д. Мерсер, Р. Болт, Б. Биэи и др. ). Англ. театр не остался в стороне от возникших на континенте в 50-60 е гг. "экспериментальных" направлений, в частности т. н. "театра абсурда". В В. это направление представлено Н. Ф. Симпсоном, Э. Джеллико, Т. Стоппардом, отчасти X. Пинтером, к-рый пишет также и пси-хологич. драмы.

В совр. В. театр, коллективов с постоянной труппой и собственным зданием мало. Театр, здания находятся во владении предпринимателей, сдающих их в аренду труппам, к-рые обычно формируются для постановки одной пьесы, идущей на сцене до тех пор, пока она делает сборы. Затем труппа распускается и актёры ищут новую работу. Передовые деятели театра В. с давних пор борются за создание нац. театра. Первым шагом к этому было возникновение Шекспировского мемориального театра в Стратфорде-он-Эйвоп во 2-й пол. 19 в. В 1925 этому театру была дана королевская лицензия, утвердившая его существование. В 1961 театр был переименован в Королевский шекспировский театр (филиал в Лондоне в помещении театра "Олдуич"). Начавшееся в 20 в. движение за создание репертуарных театров вызвало появление трупп с более или менее постоянным составом в Бирмингеме, Манчестере, Бристоле и др. Лишь немногие театры существуют на гос. субсидию, остальные - на частные пожертвования и на сборы со спектаклей. С 1964 ежегодно в помещении театра "Олдуич" в летние месяцы проходят междунар. театр, смотры, на к-рых труппы разных стран выступают с лучшими спектаклями прошедшего сезона.

Среди стационарных театров с более или менее постоянной труппой, в т. ч. в Лондоне, где работает ок. 50 театров: "Олд Вик" (с 1963 здесь играет труппа Национального театра под рук. Л. Оливье), "Ройял Корт тиэтр" (с 1956 здесь выступает труппа "Инглиш стейдж ком-пани"), "Мермейд тиэтр", рабочий театр "Юнити" (с 1936), театр "Уоркшоп" (с 1953 работал в помещении театра "Тиэтр Ройял") и др. В большинстве крупных городов имеются репертуарные театры (ок. 40), в т. ч. Бристольский "Олд Вик" (с 1946, в помещении театров "Ройял" и "Литл"), "Белгрейд тиэтр" (с 1958, Ковентри), "Данди репертори тиэтр" (с 1939), "Эдинбург сивик тиэтр" (с 1965, в помещении "Ройял Лицеум"), "Ситизенс тиэтр" (с 1943, Глазго), "Лайбрери тиэтр" (с 1947, Манчестер), "Мэдоу плейере" (с 1956, Оксфорд, в помещении "Плей-хаус"), Репертуарный театр в Ливерпуле (с 1911 в помещении "Плейхаус") и др.

В кон. 60-х гг. в Лондоне возникают небольшие театры (на 100-200 мест), связанные с авангардистской драматургией: "Пустое пространство", "Театр наверху", "Новая художеств, лаборатория" и др.

По вопросам театра издаются журн. "Drama" (с 1919), "Place and Players" (с 1954). Среди ведущих театр, критиков: М. Бирбом, Дж. Эйгет, Э. Дьюкс, К. Тайней, А. Браун, Э. Бентли, Д. Р. Тейлор и др.

Крупнейшие театр, учебные заведения В. : Королевская академия драматич. иск-ва (с 1904), Центральная школа дикции и драматического иск-ва ("Драма сентр Лондон лимитед"; трёхгодичный курс обучения актёрскому мастерству), "Гилд-холл-скул" (отделения музыки и театра), "Веббер - Дуглас-скул" (отделения вокального и драматич. иск-ва), учебное отделение при Британской драматич. лиге (все в Лондоне), Бирмингемская школа дикции и драматич. иск-ва, Театр, школа Бристольского "Олд Вик", театр, ф-т при Бристольском ун-те.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXVIII (стр. 432-433).

Лит.: История западноевропейского театра, т. 1 - 4, М., 1956 - 64; Минц Н., Эдмунд Кин, М., 1957; Современный английский театр, [Сб. сост. Ф. Крымко], М. Д1963]; Зннгерман Б., Английские перемены, в его кн. : Жан Вилар и другие, М., 1964; Ступников И., Дэвид Гаррик, Л., 1969; А н и к с т А., Театр эпохи Шекспира, [М., 1965]; N i с о 1 1 A., A history of English drama, 1660-1900, v. 1 - 6, Camb., 1952 - 59; M a n d e r R. and Mitchenson J., A picture history of the British theatre, L., 1957; The Oxford companion to the theatre, ed. by Ph. Harthole, 3 ed., L. [a. o. ], 1967.

А. А. Аникст.

Цирк. Зачатки циркового искусства в Англии существовали в 16 в. С кон. 17 в. приобретают большую популярность наездники, конные акробаты. Первым цирковым предприятием в В. была Школа верховой езды Ф. Астлея (1772, Лондон). Построенный Астлеем амфитеатр у Вестминстерского моста (1780) положил начало стационарному цирку в В. Здесь демонстрировался конный цирк, позже и др. жанры - конноакробатич. упражнения с гимнастикой, эквилибристика и пр. С сер. 19 в. видное место стала занимать дрессировка животных. Получил развитие жанр пантомимы со множеством зрелищных, муз., шумовых и др. эффектов.

Среди преемников Астлея были Э. Дю-коро и Дж. Санджер. Дж. Санджер (по арене "Лорд Санджер"), создавший ряд передвижных цирков, стал инициатором и организатором т. н. зоологич. пантомим, в к-рых участвовали большие группы разл. животных, и рождественских пантомим для детей. С 1913 пантомимы демонстрировались в лондонском зале "Олимпия", после 1-й мировой войны - под рук. цирковых деятелей Бертрама, У. Милса, бр. Смарт. Другие цирковые стационары В. - Ярмутский и Блэкпулский цирки работают, как и "Олимпия", только в зимние месяцы. Цирки не имеют постоянных трупп. В летние месяцы действуют передвижные цирки.

Лит. . 'КузнецовЕ., Цирк, Л. - М., 1931; Drake H. D. Т., The English circus and fair ground, L., 1946; Thetard H., La merveilleuse histoire du cirque, v. 1 - 3, [P. ], 1947; Sanders R. M., The English circus, L., 1952. А.Я.Шнеер.

XVIII. Кино

В 1889 в В. был продемонстрирован фильм длительностью в неск. секунд. В 1896 У. Пол организовал первый показ англ, фильма, положивший начало нац. кинопроизводству. Пионер англ, кино Пол, а также режиссёры т. н. брайтонской школы Э. Коллинз, Дж. Уильямсон, Дж. А. Смит выпускали экранизации, бытовые и эксцентрич. комедии, трюковые и уголовные фильмы, применяли новые выразит, средства кино (монтаж, крупный план, двойная экспозиция и др. ). Большой популярностью пользовались хроника, документальные фильмы. С 1906 из-за конкуренции с киномонополиями США и Франции в англ, кинематографии начался кризис (в 1909 фильмы отечеств, произ-ва составляли лишь 15% экранного времени). В 20-е гг. 95% проката занимали голливудские фильмы. В 1927 в результате борьбы англ, общественности парламент принял закон, направленный на поддержку нац. кинематографии. Произ-во фильмов возросло (26 фильмов в 1926, 129 - в 1929), но выпускались гл. обр. экранизации популярных пьес, муз. спектаклей. В 1929 поставлен первый звуковой фильм "Шантаж" (реж. А. Хичкок, по пьесе Ч. Бен-тона).

В 30 е гг. реорганизации англ, кинопроизводства, повышению художеств, и технич. уровня фильмов способствовала деятельность реж. А. Корды, основавшего в 1932 фирму "Лондон филмс". Здесь работали мн. иностр. кинодеятели (Р. Клер, Ж. Фейдер, К. Фейдт, Р. Мате, Ж. Периналь), талантливые англ. актёры (Ч. Лотон, Р. Донат, В. Ли, Л. Хоуард, Л. Оливье). Лучшие ленты "Лондон филмс": комедия "Призрак едет на Запад" (1935, реж. Клер), ис-торикобиографич. фильм "Рембрандт" (1936, реж. Корда), экранизация романа Г. Уэллса "Облик грядущего" (1936, реж. У. К. Мензис). Популярностью пользовались детективные фильмы А. Хичкока ("Человек, который слишком много знал", 1933, "39 шагов", 1935, "Леди исчезает", 1938). В 30-е гг. сформировалось творчество англ, режиссёров А. Асквита ("Скажите Англии", 1931, "Пигмалион", 1938, по Б, Шоу) и К. Рида ("Праздник банковских служащих", 1937, "Звёзды смотрят вниз", 1939, по А. Кронину). Важную роль в становлении нац. киноискусства сыграли режиссёры-документалисты, работавшие под рук. Дж. Грир-сона. Их фильмы, разнообразные по жанрам и тематике ("Рыбачьи суда", 1929, реж. Грирсон, "Человек из Арана", 1934, реж. Р. Флаэрти, "Ночная почта", 1935, реж. X. Уотт и Б. Райт), реалистически изображали жизнь В., они отличались поисками новых выразит, средств. В годы 2-й мировой войны в англ, кино усилились прогрессивные тенденции. Под влиянием школы документального кино ставились фильмы, сочетающие достоверность и публицистичность документального киноочерка с элементами игрового кино. Художественнодокументальные фильмы "В котором мы служим" (1942), "Сан Де-метрио -Лондон" (1943) определили известность реж. Н. Коуарда, Д. Лина, Ч. Френ-да. После войны производство фильмов вновь сокращается. Несмотря на успех лучших фильмов Д. Лина ("Короткая встреча", 1945, "Большие ожидания", 1946. "Оливер Твист", 1947, по Ч. Диккенсу), К. Рида ("Выбывший из игры", 1947. "Павший идол", 1948, "Третий человек", 1949) и Л. Оливье ("Генрих V", 1944, "Гамлет", 1948 - экранизация трагедий У. Шекспира), англ, кинематография вновь переживает кризис. В 50-е гг. реалистич. традиции англ, кино возрождаются в кинокомедиях реж. Г. Корне-лиуса ("Женевьева", 1952), А. Маккенд-рика ("Человек в белом костюме", 1952), бр. Боултинг ("Карлтон Браун - дипломат", 1959) и в деятельности режиссёров-документалистов группы "Свободное кино" ("О, страна мечты", 1954, "Мамочка не позволяет", 1956, "Марш на Олдермастон", 1958). В кон. 50-х гг. появляются фильмы, выражающие разочарование в оурж. образе жизни ("Путь в высшее общество", 1958, режиссёр Дж. Клейтон, по Дж. Брейну). Кинорежиссёры, связанные с лит. течением "рассерженных молодых людей", показали анар-хич. бунт молодёжи против сословных ограничений, идеалов мещанского благополучия и обывательского конформизма ("Оглянись во гневе", 1958, реж. Т. Ричардсон, по пьесе Дж. Осборна, "В субботу вечером, в воскресенье утром", 1960, реж. К. Рейс, по роману А. Силли-тоу, "Эта спортивная жизнь", 1963, реж. Л. Андерсон, по роману Д. Стори). С сер. 60-х гг. англ, кинематография всё больше утрачивает свою независимость из-за экономич. экспансии Голливуда (в 1969 выпущено 84 художеств, фильма, 70 из них- на средства США). В фильмах реж. П. Брука ("Повелитель мух", 1963, "Марат-Сад", 1967) и Дж. Лози ("Слуга", 1963, "Несчастный случай", 1967) проповедуются абсурдность действительности, неизбежность деградации личности. Нек-рые фильмы Р. Лестера ("Как я выиграл войну", 1968) проникнуты отрицанием бурж. морали и мировосприятия. Значит, социальным проблемам поев, фильмы П. Уоткинса ("Игра в войну", "Привилегия", оба в 1967), Л. Андерсона ("Если... ", 1968), К. Лоача ("Кети, приди домой", 1967, "Бедная корова", 1968). Среди актёров англ, кино - Л. Оливье, М. Редгрев, А. Гиннесс, Д. Бо-гард, Р. Харрис, А. Финни, П. Финч, В. Редгрев, Р.. Ташингем.

В Лондоне работает Брит, киноинститут (осн. в 1933) - центр н. -и. и пропагандистской работы в области кино. Ежегодно проводятся кинофестивали в Эдинбурге (входит в фестиваль иск-в) и в Лондоне.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXVIII (стр. 432-433).

Лит.: С а д у л ь Ж.. История киноискусства, М., 1957; Кино Великобритании, М., 1970; Oakley С., Where we came in, L., 1964. В. Л.Утилов.

ВЕЛИКОДВОРСКИЙ, посёлок гор. типа в Гусь-Хрустальном р-не Владимирской обл. РСФСР. Ж. -д. ст. (Великодворье) в 45 км к Ю. от г. Гусь-Хрустальный. 3 тыс. жит. (1969). Стекольный з-д; добыча песка.

ВЕЛИКОДЕРЖАВНЫЙ ШОВИНИЗМ, разновидность шовинизма, национализма, идеология и политика господствующих эксплуататорских классов нации, занимающей главенствующее (державное) положение в гос-ве, объявляющих свою нацию "высшей" нацией. В. ш. возник в эпоху образования бурж. наций, нац. и многонац. гос-в и колониальных империй. Политика буржуазии господствующих "великих" наций направлена на порабощение др. наций, их дискриминацию в экономич., политич. и культурной областях жизни, лишение их самостоятельности. В. ш., как и шовинизм вообще, характеризуется разжиганием вражды и ненависти между народами, преследованием и травлей лиц иных национальностей. Напр., в бывших Австро-Венгерской, Российской империях, султанской Турции господствующие классы австр., венг., рус., турец. наций проводили политику В. ш. по отношению к др. многочисленным народам, населявшим территории этих гос-в. Российский царизм превратил страну в "тюрьму народов".

Идеология и политика В. ш. расцветают в эпоху империализма. Под лозунгами В. ш. империалисты развязывают войны за передел уже поделённого мира. Воинствующим носителем В. ш. во время второй мировой войны 1939-45 был герм, фашизм, к-рый объявил немцев "высшей" расой, якобы призванной главенствовать над всеми народами мира, и пытался поработить и истребить мн. народы. В. ш. осуществляется господствующими классами ряда стран и в послевоен. период: расовая война против негритянского населения в США, расистские законы в ЮАР, возрождение реваншизма и активизация партии неофашизма (НДП) в ФРГ, националистический угар, нагнетаемый сионистскими правителями Израиля и т. п.

В. ш., как и др. формам бурж. национализма, марксистские партии противопоставляют последовательный интернационализм пролетарский. Социалистич. революция ликвидирует социальные причины В. ш., национализма. В ходе социа-листич. строительства между народами возникают, развиваются равенство, дружба, братская взаимопомощь. При решении нац. вопроса в СССР в переходный период к социализму имели место проявления уклона к В. ш. Егосоциальной базой были остатки эксплуататорских классов, нек-рое оживление капиталистич. элементов в период нэпа. Выражался В. ш. в игнорировании нац. особенностей, непризнании на практике принципа нац. равноправия и т. п. На 10-м (1921), 12-м (1923), 16-м (1930) съездах партии этот уклон был разоблачён и преодолен. Идеология и политика В. ш. чужды сов. обществу. По Конституции СССР (ст. 123) какое бы то ни было прямое или косвенное их проявление караются законом. Коммунистич. и рабочие партии, выступающие под знаменем марксизма-ленинизма, ведут решительную, бескомпромиссную борьбу против всех проявлений В. ш., воспитывают трудящихся в духе пролетарского интернационализма и социалистич. патриотизма.

Лит.: Ленин В. И., Рабочий класс и национальный вопрос, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его же, О борьбе с социал-шовинизмом, там же, т. 26; его же, Прикрытие социал-шовинистической политики интернационалистическими фразами, там же, т. 27; Марксизм-ленинизм о пролетарском интернационализме, М., 1969. Л. В. Метелица.

ВЕЛИКОДОЛИНСКОЕ, посёлок гор. типа в Овидиопольском р-не Одесской обл. УССР, в 2 км от ж. -д. ст. Аккаржа (на линии Одесса - Белгород-Днестровский). 7,6 тыс. жит. (1969). 2 з-да железобетонных изделий, кирпичный.

ВЕЛИКОЕ, название неск. озёр в СССР: 1) озеро в Калининской обл., к С. -В. от г. Калинин, в группе Петровских озёр, лежащих среди торфяного массива "Оршинский мох". Пл. ок. 86 км2, имеет сток в Волгу через р. Созь; 2) озеро в Рязанской обл., к С. -В. от г. Рязань, в системе р. Пра. Пл. 20,4 км2.

ВЕЛИКОЕ, посёлок гор. типа в Гаври-лов-Ямском районе Ярославской обл. РСФСР, в 5 км к С. -З. от ж. -д. ст. Гаврилов-Ям. 4 тыс. жителей (1969). Произ-во швейных изделий, обуви. Зоовет. техникум.

"ВЕЛИКОЕ ЗЕРЦАЛО", сборник ср. -век. нравоучит. рассказов; впервые переведён в сокращённом виде с польского на русский яз. в Москве в 1677. Дополнен рус. повестью о Тимофее Владимирском. Польский оригинал сбка является переводом с лат. сбка 1605. "В. 3. " вобрало материал житийной и апокрифи-ческолегендарной лит-ры, а также светской лит-ры - повествовательной и анекдотической, вост. -визант. и зап. -европ. происхождения. Темы "В. 3. " отразились в лубочных картинках, духовных стихах, легендах, в "Синодике".

Лит.: Державина О. А., "Великое Зерцало" и его судьба на русской почве, М., 1965.,

ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ, феод, гос-во, существовавшее в 13-16 вв. на терр. части совр. Литвы и Белоруссии. Осн. занятием населения было земледелие и скотоводство. Охота и промыслы играли подсобную роль в х-ве. Развитие ремесла, основанного на железоделат. произ-ве, внутр. и внеш. торговля (с Русью, Польшей и др. ) содействовали росту городов (Вильнюс, Тракай, Каунас и др. ). В 9-12 вв. на терр. Литвы развивались феод, отношения, складывались сословия феодалов и зависимых людей. Отдельные литов. политич. объединения - земли (Аукш-тайтия, Жемайтия, Делтува и др. ) - имели неодинаковый уровень обществ. -экономич. развития. Разложение первобытнообщинных отношений и возникновение феод, строя привели к образованию гос-ва у литовцев. По сообщению Галиц-коВолынской летописи, в рус. -литов. договоре 1219 упоминается союз литов. князей во главе со "старейшими" князьями, владевшими землями в Аукштайтии. Это свидетельствует о наличии гос-ва в Литве. Усиление великокняж. власти привело к объединению осн. литов. земель в В. к. Л. под властью Миндовга (сер. 30-х гг. 13 в. -1263), захватившего также нек-рые белорус, земли (Чёрную Русь). Образование В. к. Л. было ускорено необходимостью объединиться для борьбы с агрессией нем. крестоносцев, усилившейся с нач. 13 в. Литов. войска одержали крупные победы над рыцарями в сражениях при Шяуляе (1236) и Дурбе (1260).

В 14 в., в княжение Гедимина (1316- 1341), Олъгерда (1345-77) и Кей-стута (1345-82), В. к. Л. значительно расширило свои владения, присоединив все белорус., часть укр. и рус. земель (волынские, витебские, турово-пинские, киевские, переяславские, подольские, чернигово-северские земли и др. ). Их включение облегчалось тем, что Русь была ослаблена монг. -тат. игом, а также борьбой с агрессией нем., швед, и дат. захватчиков. Вхождение в состав В. к. Л. рус., укр., белорус, земель с более развитыми общественными отношениями и культурой содействовало дальнейшему развитию обществ. -экономич. отношений в Литве. В присоединённых землях литов. вел. князья сохранили местным магнатам значит, автономию и иммунитетные права.

Это, а также различия в уровне обществ. -экономич. развития и этнич. неоднородность отд. частей В. к. Л. обусловили отсутствие централизации в гос. управлении. Во главе гос-ва стоял вел. князь, при нём - совет из представителей знати и высшего духовенства. В целях объединения сил для борьбы с наступлением нем. рыцарских орденов и усиления своей власти вел. кн. Ягайло (1377-92) заключил с Польшей Кревскую унию 1385-Однако уния таила опасность превращения в дальнейшем Литвы в провинцию Польши. В Литве, где до кон. 14 в. существовало язычество, стало силой распространяться католичество. Против политики Ягайло выступила часть литов. и рус. князей во главе с Витовтом, ставшим в 1392 после междоусобной борьбы фактически вел. князем в Литве. Объединённые литов. -рус. и польские войска при участии чеш. отрядов в Грюнвальдской битве 1410 наголову разбили рыцарей Тевтонского ордена и приостановили их агрессию.

Рост крупного феод, землевладения и консолидация господств, класса в 14 - 15 вв. сопровождались массовым закрепощением крестьян, вызывавшим крест, восстания (напр., в 1418). Осн. формой эксплуатации крестьян была продуктовая рента. Одновременно с ростом экономич. зависимости усиливался и нац. гнёт в белорус, и укр. землях. В городах развивались ремёсла и торговля. В 15 - 16 вв. растут права и привилегии литов. панов. По Городельскои унии 1413 на литов. дворянкатоликов были распространены права польской шляхты. В кон. 15 в. образовалась Рада панов, фактически поставившая по привилею 1447 и по привилею вел. кн. Александра 1492 под свой контроль власть вел. князя. Образование общешляхетского сейма (в кон. 15 в. ), а также издание Литов. статутов 1529, 1566 закрепили и увеличили права литов. дворянства.

Переход к ден. ренте в кон. 15-16 вв. сопровождался увеличением эксплуатации крестьян и обострением классовой борьбы: участились побеги, волнения (особенно крупные - в 1536-37 в великокняж. имениях). В сер. 16 в. в имениях вел. князя была проведена реформа, в результате к-рой усилилась эксплуатация крестьян за счёт роста барщины (см. Волочная номера). С кон. 16 в. эта система вводится во владениях крупных помещиков-магнатов. Массовое закрепощение крестьян, развитие барщинного х-ва, получение литов. помещиками во 2-й пол. 16 в. права на беспошлинный вывоз зерна за границу и ввоз товаров задерживали развитие городов.

Литов. князья с момента образования В. к. Л. стремились к захвату рус. земель. Однако усиление в 14 в. Вел. княжества Московского и объединение рус. земель вокруг него привели к тому, что со 2-й пол. 15 в. в результате войн с Русью (1500-03, 1507-08, 1512-22, 1534-371 В. к. Л. утратило Смоленск (захвачен ный вел. кн. Витовтом в 1404), Чернигов, Брянск, Новгород-Северский и др. рус. земли. Рост антифеод. выступлений в землях В. к. Л., обострение внутриклассовых противоречий, стремление к экс пансии на В., а также неудачи в Ливонской войне 1558-83 против России привели к объединению В. к. Л. с Польшей по Люблинской унии 1569 в одно гос-во- Речь Посполитую.

Ист о ч н. : Акты Литовской метрики, т. 1, в. 1 - 2, Варшава, 1896 - 97; Акты ЛитовскоРусского государства, в. 1, М.. 1899: Акты, относящиеся к истории Западной России, т. 1, СПБ, 1846; Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, т. 1, СПБ, 1863; Генрих Латвийский. Хроника Ливонии, 2 изд., М. - Л., 1938; Грамоты великих князей литовских с 1390 по 1569, К., 1868; Законодательные акты Великого княжества Литовского XV - XVI вв. Сб. материалов, Л., 1936: Приселков М. Д., Троицкая летопись, М. - Л., 1950: Н i r s с h Т., Die Chronik Wigands von Marburg, в кн. : Scriptores rerum Prussicarum, Bd 2, Lpz., 1863, S. 429-662; Codex epistola-ris Vitoldi, col. A. Prochaska, Krakow. 1882.

Лит.: Энгельс Ф., О разложении феодализма и развитии буржуазии, Маркс К. н Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; его ж е. Внешняя политика русского царизма, там же, т. 22; Пашуто В. Т., Образованне Литовского государства, М., 1959 (подробная библ. на с. 429 - 64); Любавский М. К., Областное деление н местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания первого Литовского статута, М., 1892; его же, Очерк истории ЛитовскоРусского государства до Люблинской унии включительно, М., 1910; Пнчета В. И., Аграрная реформа Сигнзмунда-Августа в Литовско-Русском государстве, М., 1958; Похилевич Д. Л., Движение феодальной земельной ренты в Великом княжестве Литовском в XV-XVI вв., в сб. : Исторические записки, т. 31, М., 1950; Пресняков А. Е., Лекции по русской

ВЕЛИКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, в Социалистич. Республике Румынии высший орган гос. власти и единств, законодат. орган. Состоит из 465 депутатов, избираемых населением на 4 г. В. н. с. избирает Гос. совет в составе председателя, 3 заместителей и 15 членов (см. Румыния, раздел Государственный строй).

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений в Европе 4-7 вв., гл. обр. с периферии Рим. империи на её территорию (и в её пределах). Вторжения варварских (герм., сарматских и др. ) племён, живших в первые века н. э. на периферии Рим. империи, значительные уже в кон. 2-Звв. (Маркоманская война 166-180, захват в 70-х гг. 3 в. герм, и сарматскими племенами Дакии и др. ), приняли с последней четверти 4 в. катастрофический для Рима характер. Причины этого как во внутр. социальных сдвигах у варварских племён (разложение у них родоплем. строя и начавшийся процесс формирования классового общества), так и в кризисной ситуации, создавшейся в Рим. империи. Сочетание обоих факторов придало передвижениям 4-7 вв. радикальный характер. Непосредств. толчком к В. п. н. послужило начало передвижения на 3. гуннов: двинувшись с Приуралья, они ок. 370 перешли Волгу и затем вместе с покорёнными ими аланами обрушились на готов, занимавших Сев. Причерноморье (375). Осенью 376 часть теснимых гуннами вестготов поселилась (с разрешения рим. властей) на территории империи к югу от Дуная. Притеснения чиновников вызвали в 377 восстание вестготов, к к-рым присоединились беглые рабы, крестьяне и работники фракийских рудников; 9 авг. 378 рим. войско было наголову разбито восставшими под Адрианополем. Натиск на империю готов, аланов и гуннов был приостановлен, но готы утвердились в качестве рим. федератов между Дунаем и Балканским хр., усилилась варваризация рим. армии. С кон. 4 в. натиск варваров возобновился. Зимой 394-395 гунны совершили набег на Сирию и Каппадокию. Вестготы во главе с Аларихом 1, разграбив Грецию, утвердились в Иллирике. 24 авг. 410 они заняли Рим и разграбили его. Хотя готы ушли из Рима уже 27 авг., падение "вечного города" имело огромное моральное значение. В течение 5 в. герм, племена расселились по всей территории Зап. Рим. империи, образовав здесь ряд варварских королевств: вестготское в юго-зап. Галлии с центром в Тулузе (418; позднее распространилось и па Испанию), вандалов в Сев. Африке (429-439), остготов в Италии (493), франков в Сев. Галлии (476; затем поглотило б. ч. др. варварских гос-в; см. франкское государство), бургундов в юго-вост. Галлии с центром в Лионе (ок. 457); англы, саксы, юты, начавшие в сер. 5 в. завоевание Британии (см. Англо-саксонское завоевание), образовали здесь в кон. 6-7 вв. ряд своих королевств. Гунны, утвердившиеся в нач. 5 в. на Ср. Дунае (в Паннонии), попытались при Аттиле (правил в 434-453) овладеть Галлией и Италией, но были разбиты на Каталаунских полях (451), их союз распался. Вост. Рим. империи (Византии) удаётся при имп.

Юстиниане I отвоевать (в 30-50-х гг. 6 в. ) у варваров Сев. Африку, Италию и часть Испании и частично реставрировать там рим. порядки. Завершающий этап В. п. н. относится к кон. 6-7 вв. В 568 лангобарды утвердились в Сев. и Ср. Италии. Славяне, иногда поддерживаемые аварами и протоболгарами, начинают закрепляться на Балканском п-ове, к-рый в 7 в. почти целиком заселяется слав, племенами, образовавшими здесь свои княжества - т. н. Славянин (в Пелопоннесе, Македонии), союз Семи слав, племён, славяноболгарское гос-во; часть славян расселяется в пределах Визант. империи в М. Азии. Славяне распространяются и на запад - до территории, занятой алеманнами и саксами.

Социальноэкопомич. и политич. последствия В. п. н. были чрезвычайно велики. Оно способствовало падению рабовладельч. строя и слому рим. гос. механизма (в Зап. Рим. империи). На значит, части Сев. Средиземноморья распространяется свободное крест, землевладение, мелкое произ-во окончат, вытесняет рабовладельч. латифундию, создаются предпосылки для формирования феод, строя (что частично было подготовлено внутр. развитием Рим. империи). Общая оценка В. п. н. в ист. лит-ре весьма различна: германистич. направление приписывает герм, племенам исключительную творч. роль; романистическое расценивает их как разрушителей антич. цивилизации. В сов. ист. науке господствует представление о романогерманском и соответственно византийскославянском синтезе как источнике формирования новых обществ, отношений. При этом роль разных племён в разрушении рим. порядков была различной: вестготы, остготы, вандалы сохранили мн. рим. институты, франки и лангобарды решительно ломали традиц. порядки; слав, колонизация Вост. Рим. империи не сопровождалась крушением рим. государственности. Сложна проблема взаимоотношения варваров и рим. населения. Господствовавшее в сов. ист. науке 40 - нач. 50-х гг. представление о "революции рабов и колонов", поддержавшей В. п. н., не находит подтверждения в источниках: значит, часть крестьян и особенно горожане, страдая от нашествий варваров, выступали против них. (Карту см. на вклейке к стр. 57. )

Лит.: Удальцова 3. В., Италия и Византия в VI в., М., 1959; Корсунский А. Р., Вестготы и Римская империя в конце IV - начале V века, "Вестник МГУ, Серия IX. История", 1965, № 3; Тепкова-Заимова В., Нашествия и етниче-ски промени на Балкачнте преа VI - VII в., С., 1966; Займов И., Заселване на българскнте славяни на Балканский полуостров, т. 1-2, С., 1967; М us set L.,Les invasions: lesvaguesgermaniques. P., 1965; Stroheker K. F., Germanentum und Spatantike, Z. -Stuttg., 1965. А. П. Каждан.

ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО, рус. дип-ломатич. миссия в 1697-98 в Зап. Европу, предпринятая Петром I. В. п. имело целью укрепление и расширение союза России с рядом европ. гос-в для борьбы с Турцией за сев. побережье Чёрного м., приглашение на рус. службу специалистов, заказ и закупку воен. материалов, вооружения. Официально возглавлялось "великими послами" (Ф. Я. Лефорт, Ф. А. Головин, П. Б. Возницын), фактически - Петром I, находившимся в составе посольства под именем Петра Михайлова. В Курляндии Пётр I вёл переговоры с курляндским герцогом, в Кенигсберге заключил союз с бранден-бургским курфюрстом. В Голландии В. п., после безуспешных переговоров о получении субсидии, вынуждено было ограничиться закупкой снаряжения и наймом специалистов. Пётр I с частью посольства на 3 мес выезжал в Англию, где вёл переговоры с англ, королём Вильгельмом III, знакомился с кораблестроением, посещал верфи, арт. з-ды, нанимал специалистов. В. п. вело безрезультатные переговоры в Вене с бывшими союзниками по антитур. коалиции, министром иностр. дел Австрии и венецианским послом, стремясь предотвратить з