загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

обенности явные материалисты Дж. Толанд, Д. Гартли и Дж. Пристли углубили эту тенденцию, используя деизм как наиболее "... удобный и лёгкий способ,- по словам К. Маркса и Ф. Энгельса,- отделаться от религии" (там же, с. 144).

Идеалистич. тенденция, противоборствующая материализму, нашла своё выражение в субъективноидеалистич. направлении Дж. Беркли и в скептицизме Д. Юма. Антиматериалистич. направление мысли в философии того времени было представлено также проникнутой мистицизмом школой кембриджских ~пла-тоников и шотландской школой, апеллировавшей к "здравому смыслу" как гаранту религ. веры. К 1820 складываются взгляды Р. Оуэна - одного из крупнейших представителей утопического социализма, пытавшегося осуществить на практике свои идеалы.

Для эпохи утверждения и полного развития капиталистич. строя характерно формирование позитивизма, использующего эмпиризм, сенсуализм, индукти-визм против материализма путём идеалистич. и агностич. истолкования "опыта". Однако позитивизм в лице нек-рых своих представителей внёс определённый вклад в методологию науки: разработка Дж. С. Миллем индуктивной логики и формулировка Г. Спенсером эволюц. принципа, разработанного применительно к биологии Ч. Дарвином. Позитивистской интерпретации эволюц. принципа противостояла материалистич. интерпретация Т. Гексли.

Своеобразным отклонением от нац. традиций философии было распространение во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. влият. школы неогегельянства (Т. X. Грин,

3. Керд, Ф. Брэдли, Б. Бозанкет, Дж. Мак-Таггарт), в к-рой преобладал абстрактноспекулятивный строй мышления в различных вариациях объективного идеализма. Позднейшим представителем неогегельянства, гл. обр. в области философии истории, был Р. Дж. Коллингвуд. Особняком стояла прагматич. форма (см. Прагматизм) субъективного идеализма, провозглашённая Ф. К. С. Шиллером (т. н. "гуманизм").

Оппозиционной по отношению к неогегельянству, своеобразным возвратом к англ, традициям филос. идеализма и их дальнейшим развитием была ставшая наиболее влиятельной в нач. 20 в. школа неореализма (Б. Рассел, Дж. Э. Мур, 4. Д. Броуд, С. Александер, Г. X. Прайс). Своеобразную систему неореализма ("Философия организма"), созвучную в нек-рых отношениях монадологии Лейбница, разработал А. Н. Уайтхед.

К сер. 20 в. определяющее влияние приобрёл неопозитивизм, в частности, школа логического позитивизма (поздний Рассел, Л. Витгенштейн, Дж. Уисдом, А. Дж. Айер, К. Поппер). Англ, логич. позитивизм внёс значит, вклад в разработку математич. логики (Рассел, Уайтхед). Организац. центром этого течения стала Кембриджская школа.

Начиная с 50-х гг., в значит, мере под влиянием позднего Витгенштейна, философия логич. анализа уступила ведущее место философии лингвистического анализа с центром в Оксфордском ун-те (Дж. Райл, Дж. Остин, Дж. Уорнок, Дж. Эрмсон). Отбросив осн. традиц. проблемы философии, сторонники этого течения ограничиваются скрупулёзным анализом обыденного языка, видя в этом основное "терапевтическое" назначение философии как средства совершенствования познания, все пороки и заблуждения к-рого коренятся якобы в языковых несовершенствах и злоупотреблениях. В 60-е гг. лингвистич. философия подверглась резкой критике не только со стороны философов-марксистов и представителей др. противостоящих ей направлений (в т. ч. и Рассела), но и со стороны самих лингвистич. аналитиков (П. Ф. Строусон, С. Н. Хэмпшир), осуждающих филос. измельчание этого направления и призывающих к реабилитации традиц. проблематики философии и её синтетич. построений.

В В. проходила в основном творческая деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса, к-рые в ряде работ проанализировали развитие философии в В., англ, утопич. социализм (Р. Оуэна и его учеников), показав связь социалистич. устремлений с материалистич. философией. Книга Ф. Энгельса "Положение рабочего класса в Англии" (1845) была одним из первых серьёзных социологич. исследований. В числе первых пропагандистов марксизма в Англии были дочь Маркса Элеонора и её супруг Э. Эвелинг. Много сделал в этом направлении Г. Квелч. Наибольшей известностью среди совр. англ, философов-марксистов пользуются М. Корн-форт, подвергший критике господствующее в В. идеалистич. направление, и Дж. Льюис, отстаивающий принципы материалистич. диалектики. В проникновении марксистских идей в сферу науч. исследований большую роль сыграли физик Дж. Берна л и биолог Дж. Холдейн. Вместе с тем противостоящий всей идеалистич. философии марксистский диалектический материализм, вследствие спе-цифич. особенностей развития рабочего движения в В., всё ещё не получил в англ, философии большого влияния.

Гл. центры философских исследований и философского образования в В. : Королевский философский ин-т, Оксфордский, Кембриджский и Лондонский ун-ты. Осн. философские об-ва: Аристотелевское об-во, Майнд, Философское об-во при Кембриджском ун-те, Оксфордское философское об-во. Ведущие философские журналы: "Mind" (с 1876) и "Philosophy" (с 1926). Б. Э. Быховский.

Историческая наука. Зарождение англ, историографии относится к раннему средневековью. Как и во всей Европе, историч. знания в Англии в этот период развивались в рамках феод. -церк. мировоззрения. Первый значит, труд по англ, истории, оказавший влияние на всю последующую ср. -век. историографию в Англии, создал (ок. 731) англо-сакс. монах Беда Достопочтенный. В кон. 9 в. при короле Альфреде Великом началось, как это обычно считают, составление "Англосаксонской хроники" - первого в Зап. Европе произведения на местном (англ. ) яз. Под воздействием нормандского завоевания и последующих социальных потрясений у хронистов 12 в. появляется определённая политич. тенденциозность (Эадмер, Уильям Мемсберийский и др. ). Оставаясь в рамках феод, мировоззрения, нек-рые авторы (Иоанн Солсберийский) пытаются осмыслить историч. процесс с учётом социальнополитич. опыта своего времени. Получает жизненные права историкогеографич. жанр (соч. Геральда Камбрейского), возникает элементарная критика источников (Уильям Нью-бургский). Центрами историч. письма на всём протяжении средневековья были, как правило, монастыри (в 13-15 вв. приобрело известность Сент-Олбанское аббатство, где работали хронисты Роджер Уэндоверский, Матвей Парижский, Т. Уолсингем). Рост городов вызвал в 15 в. появление т. н. гор. хроник (наиболее известна хроника Фабиана). В 16 в. англ, историография в той или иной степени оказалась затронутой идеями гуманизма. Рост нац. самосознания обусловил глубокий интерес к истории. В кон. 16 в. в Лондоне возникло Об-во антикваров (его членами были известные хронисты Дж. Стоу, Дж. Спид, У. Рэли, и др. ). Широкую известность получили хроники Э. Холла и Р. Холиншеда. Зарождение капиталистич. отношений, сопровождавшееся острыми социальными конфликтами, придало англ, историографии злободневный, политич. характер. Наряду с влиянием итал. гуманистич. историографии англ, историография испытала воздействие отечеств, политич. теорий. Возникновение гуманистич. историографии в Англии, связанное с именами Т. Мора, Полидора Вергилия и др., знаменовало разрыв с феод. -церк. мировоззрением и начало постепенного превращения истории в науку. У Полидора Вергилия и У. Кемдена обнаруживаются элементы науч. критики источников. Ф. Бэкон при конкретном изучении истории стремился к рационали-стич. трактовке событий и одним из первых в Англии попытался обосновать место истории среди др. отраслей знания.

Огромное воздействие на развитие историографии оказала Англ. бурж. революция 17 в. В историч. сочинениях 2-й пол. 17 в. нашли отражение взгляды основных противоборствующих в революции сил. Реакционной концепции графа Кларепдона, рассматривавшего революцию как "мятеж" против законной власти, противостояли идеи буржуазии и нового дворянства о праве подданных на восстание против деспотизма монарха (Дж. Сиригге, Дж. Мильтон и др. ). Историч. воззрения нар. масс нашли отражение в произведениях идеолога диггеров Дж. Уинстэнли, высказавшего в зародышевой форме идею классовой борьбы. Дж. Гаррингтон впервые попытался связать изменение форм власти с эволюцией форм собственности.

В 18 в. англ, историография в целом развивалась на основе идей Просвещения с его представлением о прогрессивном развитии человечества, понимаемом как прогресс знаний и разума. Характерной чертой просветительской историографии становится рационализм. Историки-просветители (в частности, Д. Юм) рассматривали период ср. веков как эпоху невежества и политич. хаоса. Крупнейшим англ, историком эпохи Просвещения был Э. Гиббон, автор труда о причинах упадка и гибели Рим. империи, к-рые он усматривал в религ. фанатизме раннего христианства. Заметный вклад не только в англ., но и в европ. историографию был сделан в кон. 18 в. шотл. историками (У. Робертсон, Дж. Миллар и др. ). В противовес просветит, теориям Э. Бёрк и др. публицисты и историки т. н. историкоромантич. направления пытались реабилитировать средневековье, возрождая по существу теологич. концепцию истории. В историч. трудах всё шире используются архивные материалы, появляются публикации ист. документов, выполненные, однако, на невысоком науч. уровне. В 1707 было воссоздано Об-во антикваров, запрещённое в 1607 Яковом I.

Историография 1-й пол. 19 в. развивалась под влиянием социальных конфликтов, связанных с завершением пром. переворота и борьбой пром. буржуазии за политич. власть. Сильное воздействие на историков оказали также Великая франц. революция и первое массовое движение англ, пролетариата - чартизм. В историографии сложились два направления - консервативное (торийское) и либеральное (вигское). Историки тори (А. Алисой, У. Митфорд) стремились доказать • пагубность политич. реформ, якобы прямо ведущих к революции и анархии. Боязнь нар. революций характерна и для виг-ских историков. Однако, сосредоточив внимание на конституц. истории, они пытались в далёком прошлом найти аргументы в пользу проведения умеренных реформ. Г. Галлам, Дж. Рассел, Дж. Кембл и др. искали в средневековье истоки бурж. парламентаризма. Т. Б. Маколей противопоставлял революции 40-х гг. 17 в., как яростной и разрушит, гражд. войне, переворот 1688-89 (т. н. "Славную революцию"), видя в его верхушечном, компромиссном характере основу консти-туц. порядков 18-19 вв. Дж. Грот провозглашал идеалом гос. строя др. -греч. демократию. С критикой существующего строя выступили в 20-40-х гг. 19 в. историки мелкобурж. радикальноде-мократич. направления У. Коббет и Т. Карлейль. В сочинениях выдающегося англ, социалиста-утописта Р. Оуэна и историч. трудах чартистов впервые проявились историч. воззрения пролетариата. Видный идеолог чартизма Дж. Б. О'Брай-ен выступил с книгой о Робеспьере, в к-рой стремился обосновать историч. роль народных масс и дал высокую оценку Великой франц. революции и её вождям.

Во 2-й пол. 19 в. с развитием пром. капитализма и его постепенным перерастанием в империализм методологич. основой англ. бурж. историографии становится филос. учение позитивизма, виднейшим представителем к-рого в В. был Г. Спенсер. Позитивистская идея закономерного эволюц. развития общества имела известное положит, значение. Расширялась проблематика историч. исследований, создавались многотомные коллективные труды, улучшалось качество издания историч. документов, возникали разного рода историч. группы и об-ва. Наметился также определённый прогресс в хранении и публикации архивных документов; ещё в 1838 был основан Лондонский публичный архив - центральное архивное учреждение В. В 1886 начал выходить первый спец. историч. журнал "English Historical Review". Центрами историч. науки стали Кембриджский и Оксфордский ун-ты. Виднейшими историками этого периода были У. Стебс, Э. Фримен, Ф. Мейтленд, Дж. Э. Актон, Дж. Р. Грин, Г. Т. Бокль, У. Лекки, С. Гардинер. С именем Т. Роджерса, автора первого капитального труда по экономич. истории В. 13-18 вв., связано возникновение нового, историкоэкономич. направления (Ф. Сибом, У. Кеннингем, У. Эшли, А. Тойнби), основанного на т. н. теории факторов (экономич., политич., психо-логич. и пр. ), совокупно воздействующих на обществ, развитие. Появились много-числ. труды по истории внешней и колониальной политики (работы Дж. Си ли, Дж. Фру да, Дж. Роуза и др. ), оправдывавшие и восхвалявшие политику правящих кругов В., а также труды по истории стран Востока. В 70-е гг. стали предприниматься попытки изучения истории англ, рабочего движения. Исследования, создававшиеся социал-реформистскими учёными фабианского толка (супруги С. и Б. Вебб), были направлены против идеи классовой борьбы и революц. традиций англ, рабочего класса. Тем не менее они содержали ценный фактич. материал. В кон. 19 - первых десятилетиях 20 вв. были сделаны значит, шаги в исследованиях по истории первобытного общества (Э. Тайлор, Г. Чайлд). Успехи археологии способствовали более глубокому изучению истории древних культур Центр. Азии, Бл. и Ср. Востока (О. Стейн), а также истории Греции (А. Эванс) и Египта (У. Питри Флиндерс).

В кон. 19 - нач. 20 вв. в англ, историографии стало оформляться марксистское направление (Э. Б. Бакс, Дж. Конноли и др. ), к-рое в полемике с бурж. историографией отстаивало и развивало науч. концепцию историч. процесса. В то же время углублялся идейный и методологич. кризис бурж. историч. науки.

Пессимизм, отказ от идеи закономерного и прогрессивного развития, умаление роли и значения историч. науки тяжело отразились на состоянии конкретных историч. исследований. Особенно усилился этот процесс в период общего кризиса капитализма. Тускнело и теряло свою первенствующую роль либеральное направление. Т. н. ревизионисты (Л. Нэмир, Т. Баттерфилд и др. ) подвергали резкой критике с консервативных позиций основные либеральные концепции, в частности апологию нац. прошлого в период правления либеральных кабинетов. Социальная история по существу подменялась историей быта и культуры (Дж. М. Тре-вельян). Приобретала широкое распространение концепция циклич. развития истории, разрабатываемая в трудах А. Дж. Тойнби.

После 2-й мировой войны различные течения англ. бурж. историографии стали всё более нивелироваться, сливаясь в единое направление (не лишённое нек-рых оттенков), к-рое выступает против марксизма на гл. участках историч. исследований (история англ, крестьянства и массовых нар. движений в феод, эпоху, бурж. революция 17 в., пром. переворот и его социальные последствия, рабочее движение в 19-20 вв., внешняя и колониальная политика, история СССР и т. д. ). К бурж. историографии примыкают историки лейбористского направления (Г. Дж. Коул, Р. Тоуни и др. ), занятые преим. изучением англ, рабочего движения. В то же время растёт влияние марксистсколенинской историографии; тематика марксистских исследований охватывает важнейшие проблемы национальной и отчасти всеобщей истории (А. Мортон, Э. Ротштейн, В. Г. Чайлд, М. Добб, Э. Хобсбоум, Л. Манби, Р. Арнот, А. Хатт, П. Датт).

Важнейшие центры изучения истории в В. - Оксфордский, Кембриджский и Лондонский ун-ты. Действует большое число историч. обществ. Значит, часть англ, историков объединена в Историч. ассоциацию (осн. в 1906). Центром передовой историч. мысли является созданная накануне 2-й мировой войны Группа историков-марксистов при компартии В.

Осн. периодич. издания: "English Historical Review" (с 1886), "Historical Journal" (с 1958), "Past and Present" (c 1952). А. Д. Колпаков (с сер. 17 в. ).

Экономическая наука. Экономическая мысль Англии сформировалась как самостоят, отрасль знаний вместе с развитием капитализма. Первыми теоретиками ка-питалистич. способа произ-ва, развивающегося в недрах феод, общества, были меркантилисты (Т. Мен, Д. Норе; кон. 16 - нач. 17 вв. ), рассматривавшие сферу обращения. Проникновение капиталистич. отношений в сферу произ-ва способствовало возникновению (17 в. ) классической буржуазной политической экономии, охарактеризованной В. И. Лениным как один из источников марксизма. Её родоначальником был У. Петти, положивший начало трудовой теории стоимости. Дальнейшее развитие классич. бурж. политич. экономия получила в 18 - нач. 19 вв. в трудах А. Смита и Д. Рикардо.

В эпоху первонач. накопления капитала выступили первые критики капитализма- представители раннего утопич. социализма Т. Мор и др. Дальнейшее развитие утопич. социализм получил в период пром. переворота в трудах и деятельности Р. Оуэна и его последователей - У. Томпсона и Дж. Брея. В кон. 18 в. в условиях кризиса классич. бурж. политэкономии возникла вульгарная политическая экономия (Т. Мальтус, Дж. С. Милль, Дж. Р. Мак-Куллох, Н. У. Сениор), для которой характерна подмена анализа сущности экономических категорий их описанием и поверхностной классификацией с целью апологии капитализма и борьбы против социалистич. (первоначально утопич., а затем и научных) экономич. теорий.

С сер. 19 в. в В. жили и работали основоположники науч. коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс, совершившие революционный переворот в экономич. науке. Бурж. экономисты сосредоточили свои силы на стремлении опровергнуть марксизм. Борьбу против марксизма в В. возглавили сторонники теории предельной полезности; основоположником её в В. был У. Джевонс.

В нач. 20 в. широкое распространение получила концепция кембриджской школы в политической экономии (основатель школы А. Маршалл), пытающаяся объяснить экономич. категории с субъек-тивнопсихологич. позиций с помощью математич. методов.

В связи с усилением развития гос. -монополистич. капитализма в В., последовавшим после мирового экономич. кризиса 1929-33, возникло кейнсианство, одно из главных течений бурж. экономич. мысли, направленное на "спасение капитализма" путём регулирования гос-вом капиталистич. экономики. Основоположник этого течения Дж. М. Кейнс разработал теорию и программу экономич. политики гос. -монополистич. капитализма, применявшуюся в В. и др. капиталистич. странах. Дальнейшее развитие идеи Кейн-са, применительно к новым условиям совр. гос. -монополистич. капитализма в В., получили в концепциях неокейнсиан-ства (У. Беверидж, Р. Харрод, Дж. Робинсон и др. ). В противоположность нео-кейнсианству современные сторонники (Л. Робинсон, Дж. Мид и др. ) "неоклассического" направления (возникло в кон. 19 в. ) проповедуют свободу предпринимательства, к-рая, по их представлению, должна обеспечить идеальное функционирование частнокапиталистич. экономики.

В 50-60-х гг. в условиях борьбы двух социальных систем лейбористские теоретики (в т. ч. Дж. Стрейчи) выдвинули апологетич. доктрины "трансформации капитализма", "демократического социализма", "государства всеобщего благоденствия", "диффузии собственности", "выравнивания доходов" и др., стремясь замаскировать империалистич. сущность современного капитализма, скрыть господство монополий в экономич. жизни страны, исказить классовый характер современного капиталистич. гос-ва и антинародную сущность гос. -монополистич. капитализма в целом.

С критикой бурж. политэкономии и лейбористских экономич. теорий выступают прогрессивные экономисты, представители марксистской политэкономии М. Добб, П. Датт, Д. Итон. В их трудах новые явления капитализма: усиление его гос. -монополистич. черт, углубление противоречий в процессе экономич. роста, положение рабочего класса в "обществе изобилия" и др. - получили науч. анализ.

Для совр. экономич. науки В. характерно развитие её специализиров. отраслей - экономики научнотехнич. прогресса и конкретных отраслей х-ва; использование • математикокиоернетич. методов и элект-ронновычислит. техники; подключение к экономич. исследованиям смежных наук - социологии, психологии, демографии, наук о поведении и человеческих отношениях; развитие экономич. прогнозирования и программирования. Работу гос. учреждений, занятых исследованиями в области экономич. и смежных наук, координирует Н. -и. совет по социальным наукам при Мин-ве образования и науки, к-рый выдаёт субсидии ун-там на проведение таких исследований и руководит подготовкой экономистов и др. науч. кадров. Традиц. центрами фундаментальных экономич. исследований служат ун-ты, где работает около тысячи экономистов. Значит, объём экономич. исследований проводится некоммерч. ин-тами, к-рые имеют статут акц. компаний и работают по заказам монополий и гос-ва. К 1970 имелось ок. 20 таких ин-тов: Нац. ин-т экономич. и социальных исследований, Ин-т политич. и экономич. планирования, Ин-т экономики и др.

Из проф. орг-ций экономистов крупнейшей является Королевское экономич. об-во. Оно объединяет 6 тыс. индивидуальных и коллективных членов из В. и стран Содружества и ведёт научноинформационную, консультационную и координационную работу.

Важнейшие экономич. журналы: "The Economist" (с 1843), "Economic Journal" (с 1891) и др. Издаётся также большое число специализированных журналов. Экономич. проблемы освещаются в тео-ретич. органе компартии В. "Marxism Today" (с 1957).

М. Н. Рындина, В. И. Масленников.

Юридическая наука. Возникновение англ, правовой науки относится к первым десятилетиям после нормандского завоевания и почти совпадает с периодом становления общего права (11-12 вв. ). С самого начала англ, юридич. мысль развивалась самостоятельно, не испытывая на себе влияния римского права. Это объяснялось оригинальным характером общего права, комментированием и истолкованием к-рого занималась наука. В отличие от стран континент. Европы, англ, юридич. наука создавалась не в университетах, а юристами-практиками. Они занимались не разработкой теоре-тич. концепций и общих принципов, а объяснением и комментированием суд. решений. С появлением права справедливости стало развиваться и соответствующее направление юридич. науки, к-рое, в отличие от общего права, подверглось значит, воздействию канонического и рим. права. Своеобразие англ, правовой системы, не знающей ни деления на публичное и частное право, ни чёткого подразделения на традиц. для континент. Европы отрасли права, ни чёткого различия между правом материальным и процессуальным, нашло своё выражение и в англ, юридич. науке (напр., такие правовые дисциплины, как гражданское право, уголовное, административное с трудом, могут быть выделены в самостоят, отрасли науки).

Первые крупные правовые трактаты феод, периода были созданы Р. Гленвиллом и Г. Брактоном, разработавшими правила процедуры обращения в Вестминстерские суды. В 15 в. значит, работами в области права были труды Т. Литлтона, Дж. Фортескыо, в 16 в. - Сент-Джермена, дающие доктринальное толкование важнейших институтов англ, права, а также судебных прецедентов по соответствующим вопросам. В 17 в. была создана фундаментальная работа Э. Кока "Институты английского права". Бурж. правовая идеология В. получила своё наиболее полное выражение в трудах У. Блэкстона ("Комментарии к английским законам" и др. ), к-рый считается основателем совр. правовой науки В. В 18-19 вв. наиболее значительными явились труды И. Бен-тама, заложившего основы либеральнобурж. конституционного права. В 19- нач. 20 вв. в англ, юридич. науке выделился ряд крупных государствоведов (У. Беджгот, Дж. С. Милль, А. Дайси, У. Энсон, С. Лоу, Т. Э. Мей и др. ), к-рые предопределили осн. направления англ, бурж. науки о гос-ве и политич. науки.

В новейшее время в юридич. науке В. известны крупные учёные, разрабатывающие проблемы общего права и права справедливости, гражданского права, уголовного, истории англ, права и т. д. (Ф. Мейтленд, Д. Йейл, К. Кении, П. Дафф, Д. Тернер, Г. Стрит, А. Кросс, Д. Доб и др. ). Изучению конституционного права, политич. науки, адм. права и местного управления посвящены труды таких учёных, как А. Дженнингс, Г. Мор-рисон, Г. Ласки, Р. Мьюр, А. Кит, Д. Мей, Б. Картер, Д. Муди, Л. Эмери, У. Моррис-Джонс, Д. Макинтош и др. Они разрабатывают проблемы англ. гос. права и др. отраслей права в духе апологии капиталистич. государственности в В., развивая идеи плюралистич. демократии, проповедуя надклассовость брит, гос-ва, провозглашая его "государством всеобщего благоденствия", говоря о "трансформации собственности" в В. и пр.

Особое место в совр. англ, правовой науке занимают учёные марксисты Дж. Голлан, Д. Харви, К. Худ и др., труды к-рых содержат подлинно научный анализ брит, гос-ва и права.

Важнейшие науч. центры в области права - Лондонский, Кембриджский и Оксфордский ун-ты. ВВ. издаётсябольшоеколичествоправовыхжурналов: "Cambridge Law Journal" (с 1921), "Criminal Law Review" (с 1954), "International and Comparative Law Quarterly" (c 1952), "Journal of Business Law" (c 1957), "Journal of the Society of Public Teachers of Law" (c 1961), "Juridical Review" (c 1889), "Law Quarterly Review" (c 1885), "Law Society's Gazette" (c 1903), "Lawyer" (c 1958), "Modern Law Review" (c 1937), "Public Law" (c 1956), "Solicitor Quarterly" (c 1962), "Solicitor's Journal" (c 1928).

А. А. Мишин.

Языкознание. В эпоху Возрождения и Реформации составляются глоссарии и нормативные грамматики ср. -век. латыни. С 16 в. собираются и изучаются древние рукописи антич., вост., др. -герм, и других народов, ведётся работа по их изданию. Богатые собрания сосредоточиваются в б-ке Бодли Оксфордского ун-та и Брит, музее. Изучение древних языков и их преподавание в ун-тах начинается с кон. 15 в. - классич. латынь и греческий, с 17 в. - вост. языков; в 1639 в Кембридже вводится курс др. -англ, языка. Составляются словари и грамматики лат. языка (грамматика У. Лили, 1540) и первые двуязычные словари европ. языков, в 1689 выходит первая в Англии грамматика др. -англ, языка Дж. Гикса, в кон. 18 в. появляются первые в Европе публикации санскр. текстов (У. Джонс). В 16-18 вв. создаются практич. и нормативные грамматики англ, языка, толковые, этимологич., орфоэпич. и орфографич. словари. Эта лексикографич. играмматич. работа обобщена в словаре англ, языка С. Джонсона (1755) и в грамматике Л. Муррея (1795). В 17-18 вв. появляются науч. грамматики англ, языка, где рассматриваются вопросы общей теории и философии языка (Дж. Уоллес, 1653; Дж. Гаррис, 1751; Дж. Пристли, 1761; Дж. Монбоддо, т. 1-6, 1773-92). Во 2-й пол. 18 в. в трудах Дж. Уоллеса и У. Джонса закладываются основы срав-нительноисторич. языкознания. В 1888 Дж. Муррей начал издавать многотомный Оксфордский словарь англ, языка. Основывается Лондонское филологич. об-во (1842). Начинают свою издательскую деятельность Об-во староангл. текстов (с 1864) и Викингское об-во по изучению Скандинавии (с 1892). Во 2-й пол. 19 в. складывается т. н. англ, школа фонетики (историч. фонетика и грамматика англ, языка -Г. Суит; диалектология -А. Эллис, Дж. Райт; фонетика - Д. Джонс). В 20 в. А. Гардинер, А. Росс, С. Ульман разрабатывают вопросы общего языкознания. И хотя лингвистич. жизнь В. продолжает характеризоваться традиц. для неё интересом к изучению живых языков и диалектов, особенно индийских и африканских, что сопровождается составлением многочисл. и разнообразных словарей и описательных грамматик, в то же время нек-рая узость проблематики и практич. направленность исследований сменяется растущим вниманием к теоретич. проблемам, к созданию общей теории языка, к сравнит, и типологич. изучению языков. Наиболее ярко эта тенденция проявилась с 30-х гг. в рамках лондонской лингвистич. школы (Дж. Ферс, В. А л лен, Р. Робине, В. Хаас, М. Холлидей и др. ). Представляя собой оригинальное направление в совр. структурализме, ориентированное прежде всего на семантич. сторону языка, школа ставит задачу создания общей теории языка, в рамках к-рой осуществляется гибкое и практически удобное описание разноструктурных языков. Растёт интерес и к проблемам психолингвистики и прикладной лингвистики. Англ, лингвисты внесли значит, вклад в развитие ориенталистики (Дж. Грирсон), африканистики (В. Блик, М. Гатри), египтологии (Ф. Гриффит), в дешифровку древних письменных памятников (Г. Ро-улинсон, М. Вентрис, Дж. Чедвик). В 1959 создаётся Лингвистич. ассоциация В. Ведущие лингвистич. центры: Лондонский ун-т (кафедра общего языкознания, Центр по изучению теории коммуникации и Школа изучения Востока и Африки), Оксфордский ун-т (ориенталистика, славистика), Эдинбургский ун-т (общее языкознание, семантика, прикладная лингвистика, психолингвистика), Кембриджский ун-т (прикладная лингвистика). Наиболееизвестныепериодич. издания: "Archivum Linguisti-cum" (c 1949), "Bulletin of the School of Oriental and African Studies" (c 1917), "Journal of Linguistics" (c 1965), "Language and Speech" (c 1959), "Oxford Slavonic Papers" (c 1950), "Transactions of the Philological Society" (c 1854). Г. И. Андреева.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Многие особенности развития английской науки и техники обусловлены организацией её исследований. В начале 20 в. крупнейшие университеты В. имели свои исследовательские лаборатории. Однако их оборудование приобреталось за счёт самих учёных, а круг исследователей состоял из преподавателей и студентов. Сравнительно поздно появились пром. исследовательские лаборатории. Связь фундаментальных исследований с техническими была недостаточна. Это объяснялось тем, что до 1-й мировой войны спрос на науч. работы со стороны пром-сти, располагавшей сырьевыми ресурсами и рынками сбыта империи, был невелик. Результатом явилось отставание англ, пром-сти в 1-й пол. 20 в.

В 1915-40 правительство предприняло попытку основать систему технич. исследований в пром-сти. Появились частные лаборатории, особенно в хим. и электромашиностроит. пром-сти, занимавшиеся разработкой новой технологии. Но они были невелики. В 1939 в В. существовало только 10 крупных лабораторий, насчитывавших от 100 до 300 учёных и инженеров. Помимо Нац. физ. лаборатории, организованной гос-вом ещё в 1900 и занимавшейся фундаментальными исследованиями, в 1918 были созданы кооперативные исследовательские ассоциации, субсидировавшиеся как фирмами, так и гос-вом. Однако на размахе исследовательских работ сказывался недостаток науч. кадров. В 1940 В. готовила вдвое меньше студентов естественнонаучного и технич. профиля, чем Германия. В этот период снизилась роль науч. об-в.

После 1945 количество исследовательских центров резко увеличилось. В 1969 науч. исследования велись в 34 университетах и 11 колледжах "новейшей техники". Трудности с подготовкой науч. кадров обострились из-за "утечки мозгов" - растущей эмиграции учёных в США. Только за 1961-66 из В. эмигрировало в США 2,6 тыс. учёных и высококвалифицированных инженеров. До 70% всех работ выполняют частнопром. лаборатории. Ведут исследования почти все фирмы с числом занятых в них 500 и более чел. и объёмом продаж св. 3 млн. ф. ст. Высок уровень исследований в авиационной, нефтяной, электронной и хим. пром-сти. Крупнейшая хим. монополия В. "ИКИ" создала сеть лабораторий (с годовым бюджетом до 30 млн. ф. ст. - свыше 5% объёма продаж), в к-рых занято (1967) ок. 11 тыс. чел. (св. 10% всех работающих в "ИКИ"), в т. ч. ок. 3 тыс. науч. сотрудников.

Сеть исследовательских кооперативных ассоциаций в послевоен. годы более чем удвоилась. Продолжает увеличиваться число гос. исследовательских ин-тов и центров, вт. ч. работающих в содружестве с группами учёных в университетах. В 1954 оформилась сеть гос. ин-тов, исследующих проблемы ядерной физики и энергетики. Созданы науч. центры по микробиологии, квантовой электронике, радиоастрономии и др. Общее число науч. работников в В. составило (на 1969) ок. 400 тыс., из них 168 тыс. по естеств. наукам.

Рост науки и многообразие форм её организации потребовали создания аппарата управления. В 1915-31 были образованы комитеты Тайного совета по науч. и пром. исследованиям, по мед. наукам и по с. -х. исследованиям, задача к-рых заключалась в содействии науч. учреждениям, в частичном их финансировании. Однако комитеты мало влияли на направление исследований.

В 1949 создана Корпорация по развитию нац. исследований, призванная содействовать исследовательским учреждениям в разработке и реализации патентов на изобретения. В 1959 вместо комитетов Тайного совета по науч. и пром. исследованиям было создано Мин-во науки, реорганизованное в 1964 в Мин-во образования и науки. В нём имеются исследовательские советы по естеств. наукам, медицине, с. -х. наукам, социальным наукам; последний занимается гл. обр. проблемами экономики, управления и психологии. В 1964 возникло Мин-во техники, к-рое в 1967 было слито с Мин-вом авиации и координирует технические исследования.

Резко увеличивается финансирование науки (ок. 1 млрд. ф. ст. в 1969 против 3,6 млн. ф. ст. в 1939). Более половины средств идёт на разработку проблем, имеющих воен. значение. Из-за ограниченности ресурсов В. отказалась от проведения ряда дорогостоящих исследований (запусков спутников, нек-рых программ в ядерной физике и океанографии).

Нац. служба информации состоит из сети библиотек во главе с Нац. научнотехнич. библиотекой и спец. информац. учреждений. В 1965 при Мин-ве образования и науки организовано Управление научнотехнич. информации. Всего в В. в информац. учреждениях занято ок. 3,5 тыс. чел., в т. ч. 1,5 тыс. учёных и инженеров. С. Ф. Давидюк.

Лит.: Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1-3; История философии, т. 1-3, М., 1940 - 43; История философии, т. 1-6, М., 1959-65 (т. 1, с. 290-93, 322-23, 361-82, 422 - 52; т. 3, с. 424-69; т. 5, с. 567 - 98; т. 6, кн. 2); Нар с кий И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960; Богомолов А. С., Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма, М., 1964; Contemporary British philosophy, ed. J. H. Muirhead, v. 1 - 2, L. - N. Y., L1924 -25J; Sorley W. R., A history of English philosophy, Camb., 1937; Ме t z R., Hundred years of British philosophy, 2 ed., IN. Y. ], 1951; Paul L., The English philosophers, L., 1953; Contemporary British philosophy, ed. H. D. Lewis, v. 1 - 2, L. - N. Y., 1956; Warhock G. J., English philosophy since 1900, L. -Oxf., 1958; В а и н-штейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М. - Л., 1964, с. 158- 168, 202-08, 221-22, 420-56; Виноградов К. Б., Очерки английской историографии нового и новейшего времени, Л., 1959; Some modern historians of Britain, N. Y., 1951; Блюмин И. Г., Критика буржуазной политической экономии, т. 2, М., 1962; С е л и г-мен Б., Основные течения современной экономической мысли, пер. с англ., М., 1968.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1970 в В. издавалось св. 140 ежедневных и воскресных газет, св. 1200 местных еженедельников и св. 4 тыс. журналов и др. периодич. изданий. Тираж 10 крупнейших ежедневных газет 15,5 млн. экз. По количеству газетной продукции на душу населения В. идёт впереди др. ка-питалистич. стран. В прессе В. господствует узкая группа монополий, крупнейшими из к-рых являются "Интернэшонал паблишинг корпорейшен лимитед" ("International Publishing Corp. Ltd"), "Ассошиэйтед нъюспейперс лимитед* ("Associated Newspapers Ltd"), "Томсон организейшен лимитед" ("The Thomson Organisation Ltd"), Бивербрука газетный концерн. Большинство газет В. поддерживает Консервативную партию. Наиболее полно позицию её руководства обычно выражают газеты "Дейли телеграф энд морнинг пост" ("The Daily Telegraph and Morning Post"),осн. в 1855, тираж 1,4 млн. экз. (здесь и ниже по данным на 1970) и "Санди телеграф" ("The Sunday Teleg-aph"), осн. в 1961, тираж 750 тыс. экз. проконсервативных позиций выступают газеты "Дейли экспресс" ("Daily Express"), осн. в 1900, тираж 3,6 млн. экз., "Санди экспресс" ("Sunday Express"), осн. в 1918, тираж 4,3 млн. экз., "Дейли мейл" ("Daily Mail"), осн. в 1896, тираж 1,9 млн. экз., "Санди тайме" ("Sunday Times"), осн. в 1822, тираж ок. 1,5 млн. экз., журналы "Экономист" ("The Economist"), осн. в 1843, "Спектейтор" ("Spectator"), осн. в 1828, и ряд др. изданий. Газета "Тайме" ("The Times"), осн. в 1785, тираж св. 400 тыс. экз. ; пользуется репутацией наиболее осведомлённой газеты и считается рупором офиц. кругов страны, независимо от партийной принадлежности пр-ва; на практике, однако, "Тайме" ближе стоит к Консервативной партии.

Политику руководства Лейбористской партии поддерживают газеты "Дейли мир-pop" ("Daily Mirror"), осн. в 1903, тираж 4,7 млн. экз., "Санди миррор" ("Sunday Mirror"), осн. в 1915, тираж 4,9 млн. экз., "Пипл" ("The People"), осн. в 1881, тираж 5,2 млн. экз. Позицию левого крыла партии отражает еженедельник "Трибюн" ("Tribune"), осн. в 1937. Выразителями взглядов либеральной интеллигенции являются газеты "Гардиан" ("The Guardian"), осн. в 1821, тираж св. 300 тыс. экз., "Обсервер" ("The Observer"), осн. в 1791, тираж ок. 850 тыс. экз.

Издания коммунистич. партии: газ. "Морнинг стар" ("Morning Star"), осн. в 1930, еженедельник "Коммент" ("Comment"), осн. в 1921, журн. "Марксизм тудей" ("Marxism Today"), осн. в 1957, "Лейбор мансли" ("The Labour Monthly"), осн. в 1921.

Ведущие информационнотелеграфные агентства В. : Рейтер (Reuter), Пресс ассо-шиэйшен (The Press Association) и Экс-чейндж телеграф (The Exchange Telegraph).

Регулярное радиовещание началось в 1922. С 1927 монопольное право в этой области принадлежит подконтрольной пр-ву Британской радиовещательной корпорации (Би-Би-Си). Внутреннее вещание ведётся по 3 программам; большое место в деятельности Би-Би-Си занимает вещание на зарубежные страны. В 1936 Би-Би-Си начала регулярные телевиз. передачи. С 1955 телепередачи ведутся также группой частных компаний. Би-Би-Си ведёт телепередачи по 2 программам (нек-рые передачи - цветные), передачи студий коммерческого телевидения в совокупности составляют ещё одну программу. Издат. концерны, радио и телевидение В. имеют широкие связи со странами Содружества, а в нек-рых из них владеют газетами, радио и телевиз. студиями. А. М. Белоногов.

XIII. Литература

Предки англичан англо-саксы, пришедшие с континента, принесли с собой германские мифы и легенды, передававшиеся из поколения в поколение изустно; лишь после введения христианства учёные монахи стали записывать древние героич. поэмы. Эпич. поэма "Беовульф", созданная в кон. 7 в., дошла в рукописи 10 в. На брит, почве в 8-10 вв. возникли религ. лирика англо-саксов, богословские труды, летописи. После завоевания Англии норманнами в 11-13 вв. развивается трёхъязычная лит-pa феод, мира: церк. соч. на лат. яз., рыцарские стихи и поэмы - на франц., англ, предания - на англо-саксонском. К сер. 14 в. складывается общенац. англ. язык. Рождается поэзия, отражающая жизнь и быт разных сословий. Поэтом дворянских идеалов был Джон Гауэр, Идеологию крестьянства 80-х гг. 14 в. выразил У. Ленг-ленд в поэме "Видение о Петре-пахаре". Синтез культуры эпохи зрелого феодализма и предвосхищение раннего Возрождения характерны для "Кентерберийских рассказов" (кон. 14 в. ) - собрания стихотворных повестей и новелл Дж. Чосера. В прологе к этому соч. дано описание людей всех сословий и профессий, отправляющихся в паломничество в Кентербери. Ср. -век. романтика рыцарства сочетается здесь с прозаич. юмором горожан, в оценках жизненных явлений ощущается зарождение раннего гуманизма. Столетняя война с Францией, затем война Алой и Белой розы затормозили развитие лит-ры. Среди немногих памятников - изложение в прозе легенд о рыцарях Круглого стола - "Смерть Артура" Томаса Мэло-ри (15 в. ). Зато получает развитие нар. поэзия - баллады легендарного, исто-рич., драматич. характера.

Конец разрушит, феод, распри и установление абсолютизма Тюдоров способствовали возрождению лит. деятельности. Растут связи англ, писателей с представителями гуманизма др. стран. В нач. 16 в. выступает Томас Мор, автор "Утопии", содержавшей не только критику феод, системы, но и картину идеального гос-ва, осн. на коммунистич. общности имущества. Во 2-й пол. 16 в. после воцарения Елизаветы I гуманизм становится господствующим идейным течением. Ли-рич. поэзию создают авторы сонетов Т. Уайет, X. X. Сарри и др. Высшим достижением эпич. поэзии была поэма Э. Спенсера "Королева фей" (1590). Возникают приключенч. и плутовские романы, пасторальная лит-pa. В нач. 17 в. появляется жанр эссе (Ф. Бэкон) и характеристик (Т. Овербери). Прозаич. повесть о быте ремесленников создаёт Т. Делони. Но наибольшей художеств, высоты достигла драматургия зрелого англ. Возрождения. Англ, драма прошла церк. стадию, потом перешла к уличным представлениям мистерий, носивших характер циклов, к-рые исполнялись неск. дней. В 15 в. в гор. театре появляются жанры моралите и интерлюдии. В начале 16 в. гуманисты использовали их для пропаганды своих идей. Во время реформации церкви драма включается в борьбу против католицизма. В этих условиях появляется "Король Джон" (1548) епископа Дж. Бейла - первая историческая драма, ещё содержавшая значит, элементы моралите. В сер. 16 в. в академич. кругах ставят первые англ, драмы, написанные в подражание античным, преим. лат. образцам: трагедия "Горбодук" (1561) Т. Нортона и Т. Сэк-вилла, комедии "Ральф Ройстер Дойстер" (ок. 1551) Н. Юдалла и "Иголка кумушки Гаммер Гертол" (1556) неизв. автора. Приёмы итал. "учёной" комедии перенёс на англ, почву Дж. Гаскойн в своей переделке "Подменённых" (1566) Л. Ариосто. В нар. театре, переживающем бурное развитие во 2-й пол. 16 в., возникает самобытная нац. драматургия: К. Марло (1564-93), Р. Грин (1560-92), Т. Кид (1558-94)' и др., известные под именем "университетских умов". К зачинателям гуманистич. драмы принадлежит и Дж. Лили (1554-1606). Их деятельность подготовила почву для великого драматурга У. Шекспира (1564-1616). В своих комедиях он выразил жизнерадостный дух Возрождения и оптимизм гуманистов; в пьесах-хрониках из истории Англии ("Ричард III", "Генрих IV" и др. ) с большим реализмом показал борьбу между феод, сепаратизмом и стремлением к созданию централизованной монархич. власти. Вершиной творчества Шекспира были его трагедии ("Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет", "Антоний и Клеопатра" и др. ). Выражая горестное сознание того, что для гуманистич. идеалов нет места в действительности, Шекспир с небывалой силой показал сложный душевный мир людей Возрождения. К плеяде талантливых драматургов относятся Б. Джонсон (ок. 1573-1637), создатель сатирич. комедий из совр. быта; Т. Хейвуд (ок. 1574-1641) и Т. Деккер (1609-66); Ф. Бомонт (ок. 1584-1616) и Дж. Флетчер (1579-1625). Англ, бурж. революция положила конец развитию гуманистич. драмы; по требованию пуритан в 1642 были закрыты все театры. Революц. период был сравнительно мало продуктивен в лит-ре. Активный деятель бурж. революции Дж. Мильтон (1608- 1674) в период Реставрации создал эпич. поэму на библейский сюжет "Потерянный рай" (1667), отразившую в библейских образах титанич. борьбу социальных сил эпохи. Пуританский проповедник Дж. Беньян (1628-88) в аллегорич. романе "Путь паломника" (1678-84) показал, как трудно быть добродетельным и честным в мире социального неравенства и бурж. корысти. Дух реставрации монархии Стюартов отличает поэзию и драматургию Дж. Драйдена (1631-1700), колебавшегося между стилями барокко и классицизма. В кон. 17 - нач. 18 вв. У. Уичер-ли (1640-1715) и У. Конгрив (ок. 1670-1729) создали фривольные комедии из аристократич. быта.

Т. н. "Славная революция" 1688-89 положила начало новому периоду англ, лит-ры, в центре внимания к-рой стал рядовой человек нового бурж. общества. Ведущим идейным течением 18 в. становится просветительство. Первенство в литературе переходит от поэзии к прозе; возникает бурж. роман, создателем которого был Д. Дефо (1661-1731); в его произв. "Робинзон Крузо" (1719) дан идеализированный образ энергичного труженика, покорителя природы. Сатира Дж. Свифта (1667-1745) "Путешествия Гулливера" (1726) содержит уничтожающую характеристику Англии, переживавшей переход от феодализма к бурж. строю. Идеализацией бурж. добродетелей полны сентимент. романы С. Ричардсона (1689- 1761), написанные в эпистолярной форме. Г. Филдинг (1707-54) в "Истории Тома Джонса, найдёныша" (1749) создал эпич. повествование, отразившее отчасти в сатирич. духе все стороны аристократич. и бурж. быта. Элементы социальной сатиры ещё сильнее в романах Т. Смоллет-та (1721-71). Англ, социальнореалис-тич. роман оказал влияние на всю европ. лит-ру. Несмотря на эксцентричную форму своих романов "Жизнь и мнения Три-страма Шенди" (1759-67) и "Сентиментальное путешествие" (1768), Л. Стерн (1713-68) открывал противоречия человеч, характера, ранее недоступные просветительскому рационализму.

В драматургии просветительский классицизм получил наивысшее выражение в трагедиях Дж. Аддисона "Катон" (1713) и С. Джонсона "Ирена" (1749). Новые пути намечала сентиментальная комедия Р. Стила "Совестливые любовники" (1722), но подлинный переворот в драме произвёл Дж. Лилло (1693-1739), создатель первой бурж. трагедии "Лондонский купец" (1731). Очень сильной была сатирич. струя в англ, театре. Балладная "Опера нищих" (1728) Дж. Гея (1685- 1732), комедии Филдинга (1730-е гг. ) смело критиковали правительств, коррупцию. Правящие круги ответили на критику введением театр, цензуры (1737). Тем не менее сатирич. линия в социальнобытовой комедии продолжала развиваться и достигла кульминации в творчестве Р. Б. Шеридана (1751-1816), автора сатирич. комедии"Школа злословия" (1777).

В кон. 18 в. реакция на просветительство находит выражение в преромантич. культе старины, в смене оптимизма мотивами меланхолии. Наиболее типичные проявления этого: "Поэмы Оссиана" (1762-63) Дж. Макферсона (1736-96), стихи Т. Чаттертона (1752-70); романы "ужасов и тайн" ("готические") X. Уол-пола (1717-97) и А. Радклиф (1764- 1823). Возрождение интереса к нар. поэзии обусловило популярность шотл. поэта Р. Бёрнса (1759-96). Как реакция на коллизии бурж. прогресса, капиталистич. индустриализацию страны и разочарование в итогах Великой франц. революции возникает в 90-е гг. 18 в. романтизм. У. Вордсворт (1770-1850), С. Т. Кол-ридж (1772-1834), Р. Саути (1774- 1843), иногда объединяемые понятием "озёрная школа", культивировали мотивы возврата к природе, патриархальности, простоте нравов; окружали обыденные факты ореолом романтич. таинственности. Эти поэты приблизили поэтич. речь к живому звучанию языка. Второе поколение англ. романтиков - Дж. Г. Байрон (1788-1824), П. Б. Шелли (1792-1822), Дж. Ките (1795-1821) резко отвергало политич. консерватизм "озёрной школы". Байрон выступал с сатирами на реакц. политику Священного союза, а Шелли проповедовал идеи утопич. социализма. Социальный утопизм свойствен также поэзии У. Блейка (1757-1827). Разочарованный меланхолич. Чайльд Гарольд Байрона, его богоборец Каин и др. герои выражали решительный отказ от идеалов бурж. -аристократич. общества и анархич. индивидуализм. У Шелли появляются образы борцов за свободу человечества - Лаон ("Лаон и Цитна"), Прометей ("Освобождённый Прометей"). В. Скотт (1771 - 1832) создаёт жанр историч. романа. В двадцати романах, начиная с "Уэверли" (1814), Скотт отразил осн. периоды истории Англии и Шотландии, отчасти Франции и Германии - от крестовых пох'одов до сер. 18 в.

Новый период англ, лит-ры начался в 30-е гг. 19 в. в обстановке напряжённых социальных конфликтов, подъёма рабочего движения чартистов. Критику капитализма с романтич. позиций продолжал романист и публицист Т. Кар-лейль (1795-1881). Переходным от романтизма к реализму было творчество романиста и драматурга Э. Дж. Булвер-Литтона (1803-73). 30-60-е гг. - период расцвета критич. реализма: в романах Ч. Диккенса (1812-70), У. М. Теккерея (1811-63), HI. Бронхе (1816-55), Э. Гаскелл (1810-65) красочно изображены все слои буржуазии и, что было внове, показан рабочий класс, ведущий борьбу за свои права ("Шерли" Ш. Бронте, 1849; "Мери Бартон" Э. Гаскелл, 1848; "Тяжёлые времена" Ч. Диккенса, 1854).. Если Диккенс всегда имел любимых героев (Оливер Твист, Давид Копперфильд и др. ), то Теккерей ироничен в своей сатире и создаёт "роман без героя" ("Ярмарка тщеславия", 1847-48). Дж. Элиот (1819-80), Дж. Мередит (1828-1909) сочетают обычные мотивы социальнобытового романа с тонким психология, анализом. В кон. 19 в. в англ, романе обозначается резкий контраст между неоромантизмом Р. Л. Стивенсона (1850-94) и суровым реализмом Т. Харди (1840- 1928) и С. Батлера (1835-1902). Представители англ, натурализма Дж. Мур (1852-1933) и Дж. Гиссинг (1857-1903) были последователями Э. Золя. Хотя жанр романа занял господств, положение в лит-ре 19 в. -"викторианской эпохи" (периода, к-рый бурж. историки идеализируют как эру благополучия), но развивалась и поэзия позднеромантич. типа. Её корифеями были лирик и автор по-вествоват. поэм А. Теннисон (1809-92), мастер драматич. лирики Р. Браунинг (1812-89) и его жена Э. Б. Браунинг (1806-61), поэтесса тонких душевных переживаний. Во 2-й пол. 19 в. началась реакция против "викторианского" духа в поэзии. Э. Фицджеральд выступил с переводами из Омара Хайяма, гедони-стич. мотивы к-рых были вызовом бурж. идеологии пользы и мещанских добродетелей. Мрачную картину совр. капита-листич. города рисует Дж. Томсон ("Город ужасной ночи", 1874). Движение эсте-тич. критики капитализма, возглавляемое теоретиками иск-ва Дж. Рескином и У. Моррисом, привело к созданию "Братства прерафаэлитов"- содружества поэтов и художников, противопоставлявших уродству бурж. мира эстетич. идеал позднего средневековья и раннего Ренессанса. Это движение выдвинуло поэтов Д. Г. Рос-сетти (1828-82), Кристину Россетти (1830-94). Близок к прерафаэлитам был поздний романтик А. Ч. Суинберн (1837-1909).

Драма 19 в. значительно уступала роману в жизненной правдивости и социальной остроте. Потоку развлекательных пьес противостояли отдельные произв., обладавшие нек-рыми художеств, и идейными достоинствами, - "Деньги" (1840) Бул-вер-Литтона, "Каста" (1867) Т. У. Ро-бертсона (1829-71). Первыми попытками ввести мотивы социальнонравств. критики были пьесы А. У. Пинеро "Вторая жена Тэнкери" (1893, опубл. 1895) и "Знаменитая г-жа Эбсмит" (1895).

В 90-е гг. начинается период новейшей англ, литературы. У её порога стоит краткая пора декаданса и символизма, представленная О. Уайльдом (1854-1900), продолжавшим линию эстетич. критики капитализма. Корифей англ, символизма-ирландец У. Б. Иитс (1865-1939), чьё творчество, однако, не укладывается в узкие стилевые определения. Связь с нар. поэтич. традициями сочетается у него с тончайшей поэтич. культурой. Последнее десятилетие 19 в. и годы, предшествовавшие 1-й мировой войне, отмечены мощным развитием критич. реализма. В пьесах Б. Шоу (1856-1950) показаны нелепости капиталистич. системы и выдвигается идея преобразования общества на основах социализма. Реалистич. бытовая драма представлена пьесами Дж. Голсуорси ("Серебряный портсигар", 1906, опубл. 1909, и др. ), X. Гренвилл-Баркера (1877- 1946) и др. В социальнофантастич. и фи-лос. романах Г. Дж. Уэллса (1866-1946) обнажены процессы капиталистич. индустриализации, ведущие к полному обесче-ловечению пролетария. В трилогиях "Сага о Форсайтах" и "Современная комедия" Дж. Голсуорси (1867-1933), изображая историю одной бурж. семьи, отразил упадок всего класса. По тому же пути традиц. реалистич. романа и новеллы шли У. Сомерсет Моэм (1874-1965; "Бремя страстей человеческих", 1915), Э. М. Форстер (1879-1970), новеллисты А. Э. Коп-пард (1878-1957), Кэтрин Мэнсфилд (1888-1923) и др. Особняком стоит Дж. Конрад (1857-1924), сочетавший романтику мор. путешествий и описания"экзотич. " стран с тонким психологизмом. Поэзия кон. 19 - нач. 20 вв. оригинальнее всего представлена бардом брит, империализма Р. Киплингом (1865-1936); вместе с тем Киплинг ввёл в стихи прозаич. и деловую тональность, плебейские солдатские мотивы ("Казарменные баллады", 1892). Рядом с новейшей имитацией стиля рококо в "Рифмованных виньетках" О. Добсона звучит меланхолич. поэзия А. Э. Хаус-мена, поэзия моря Дж. Мейсфилда, фи-лос. и пейзажная лирика Р. Бриджеса.

1-я мировая война и послевоен. кризис привели к заметным изменениям в англ, лит-ре, вступающей в новую полосу развития. Поэзия решительно порывает с традиц. формами стихосложения и поэтич. образности. Модернистское направление возглавили в В. американцы Т. С. Элиот и Э. Паунд. Они, а также имажисты (см. Имажиэм) преобразовали язык поэзии, сочетая точность слова со свободой стихосложения. Этой поэзии присущи тёмная символика и тенденция к созданию новых "мифов". Поэты У. X. Оден, С. Спендер, С. Дей-Льюис усвоили приёмы модернизма. В 30-е гг., составляя т. н. "Оксфордскую группу", они занимали радикальные политич. позиции, но вскоре повернули резко вправо. В драматургии периода между двумя войнами наиболее популярны - Н. Коуард, Дж. Барри, С. Моэм, Дж. Б. Пристли. Осн. место в лит-ре этого времени остаётся за романом, в к-ром также возникает модернистское экспериментаторство. Ирландец Дж. Джойс (1882-1941) в романе "Улисс" (1922) применил метод ".потока сознания* в лит-ре, регистрирующий мельчайшие детали внутр. жизни персонажей. Др. представители модернистского романа - Д. Ричардсон, В. Вулф шли по стопам Джойса. Утончённый психологич. анализ, сближающийся с фрейдизмом, характерен для Д. Г. Лоренса (1885-1930). Между модернизмом и реализмом колебалось творчество О. Хаксли (1894-1963). Более последователен реализм Р. Олдингтона (1892- 1962), А. Кронина (р. 1896), Дж. Б. Пристли (р. 1894), отразивших совр. социальную жизнь страны. Мастер сатирического романа Э. Во (1903-66) насмешливо изображал аристократич. и бурж. верхушку общества, хотя и с консервативных позиций.

После 2-й мировой войны появляется новое поколение романистов, отражающих кризис англ. бурж. общества, углубившийся в результате распада брит, колониальной империи и утраты страной её прежнего положения в мировой экономике и политике. Реакц., антикомму-нистич. позиции занял Дж. Оруэлл, автор "антиутопий" "Звероферма" (1945), "1984 год" (1949). Экзистенциалистские мотивы характерны для У. Голдинга, мрачно оценивающего в произв. "Повелитель мух" (1954) перспективы развития человечества. Хотя экзистенциализм составляет филос. основу романов Айрис Мёрдок ("Под сетью", 1954; "Алое и зелёное", 1965, и др. ), творчество писательницы шире доктрины и примыкает к реализму. Ирония характерна для бытовых психологич. романов Э. Уилсона ("Англосаксонские позы", 1956, и др. ). Социальные и психологич. мотивы отличают творчество Дж. Кэри ("Сама себе удивляюсь", 1941: "Из любви к ближнему", 1952). В творчестве Г. Грина сочетаются социальная критика, изощрённый психологизм и авантюрные мотивы ("Власть и слава", 1940; "Суть дела", 1948; "Тихий американец", 1955; "Комедианты", 1966). Хронику социальной и интеллектуальной жизни В. создал Ч. П. Сноу в серии романов "Чужие и братья", из к-рых наиболее интересны: "Пора надежд" (1949), "Новые люди" (1954), "Коридоры власти" (1964). Жизнь демократич. слоев общества получила отражение в романах Дж. Линдсея ("Весна, которую предали", 1953), Дж. Лэмберта ("Так надо жить", 1956), Г. Томаса ("Мир не может вас услышать", 1951). В сер. 50-х гг. возникает литература "рассерженных молодых людей", гл. представители к-рой в романе: К. Эмис ("Счастливчик Джим", 1954), Дж. Уэйн ("Спеши вниз", 1953), Дж. Брейн ("Путь наверх", 1957). Сатирические и социальнообличительные мотивы этого направления сочетаются с глубоким разочарованием в социальных и духовных возможностях капитализма, но наряду с этим нигилизм "рассерженных" распространяется и на стремления прогрессивных элементов преобразовать общество. Яркими явлениями новейшего "рабочего" романа стали книги А. Силлитоу ("Субботний вечер и воскресное утро", 1958), С. Чаплина ("День сардины", 1961), С. Барстоу ("Любовь... любовь?", 1960). Политич. мотивами наполнены романы Дж. Олдриджа ("Дипломат", 1949; "Герои пустынных горизонтов", 1954), обличающие брит, империализм. Антиколониалистич. мотивы составляют основу творчества Б. Дэвидсона ("Речные пороги", 1956), Д. Стюарта ("Неподходящий англичанин", 1954), Н. Льюиса ("Зримый мрак", 1960). Наиболее значит, представителем модернистской поэзии был Д. Томас (1914-53). Своеобразное явление в лит-ре В. 60-х гг. - художеств, проза на филос. и естественнонаучные темы (напр., романы К. Уилсона "Паразиты мозга", '1967, "Философский камень", 1969).

Появление в 1956 пьесы Дж. Осборна "Оглянись во гневе" послужило началом серьёзного оживления англ, драмы, прошедшего под знаком движения "рассерженных молодых людей". Пьесы Осборна, Шинлы Дилэни ("Вкус мёда", 1958), А. Уэскера, Р. Болта, Б. Биэна, X. Пин-тера, Дж. Ардена, Н. Ф. Симпсона поставили ряд острых социальных проблем и возродили общественное значение театра. Уже в 60-е гг. появляется новое поколение драматургов - Д. Мерсер, Г. Ли-вингс, Дж. Ортон, Дж. Мортимер, Д. Руд-кин. Л. А. Аникст.

Литературоведение. Первые литературоведческие соч. созданы в ср. века под влиянием идей античности. В 8 в. монах Беда Достопочтенный (ок. 673-735) пишет труд о стихосложении, комментирует Новый и Ветхий заветы. В эпоху Возрождения гуманисты выступают против нападок пуритан на иск-во. В "Защите поэзии" (1583, изд. 1595) Ф. Сидни (1554-86) прославляет свободу фантазии поэта. Теоретиком классицизма 17 в. выступил Дж. Драйден в соч. чОпыт о драматической поэзии" (1668), "Опыт о героических пьесах" (1672). Ранний просветительский классицизм связан с именем А. Попа (1688- 1744), автора "Опыта о критике" (1711). Рационализм, защита нормативной эстетики заявили о себе и в предисловии, С. Джонсона (1709-84) к соч. Шекспира (1765), в "Жизнеописаниях наиболее выдающихся английских поэтов" (1779 - 1781), в его очерках. Развитие сентиментализма сопровождается обращением к памятникам средневековья и к фольклору (сб-ки Р. Додели и Т. Перси). Р. Хёрд издаёт "Письма о рыцарстве и романах" (1762), Т. Уортон - первую "Историю английской поэзии" (1774-81). Реакцию на эстетику классицизма представляет соч. Э. Юнга "Характеристика оригинальных произведений" (1759). Осн. направления англ, консервативного и рево-люц. романтизма представлены трудами С. Т. Колриджа "Литературная биография" (1817), "Лекция о Шекспире" (1809-19, отд. изд. 1849) и П. Б. Шелли "О возрождении литературы" (1815) и "Защита поэзии" (1821).

Возникновение литературоведения как самостоят, науки происходит в сер. 19 в. На рубеже 19-20 вв. развивается позитивистское литературоведение (работы А. У. Уорда, Дж. Сейнтсбери, 15-томная "Кембриджская история английской литературы"). Органом сравнительноис-торич. направления стал журнал "Journal of Comparative Literature" (осн. в 1903 Дж. Э. Вудбери). Антипозитивистские течения связаны с М. Арнолдом и теоретиками эстетизма (Дж. Рескин, У. Пейтер, А. Ч. Суинберн, О. Уайльд). После 1-й мировой войны идеалистич. направление в англ, литературоведении представлено Т. С. Элиотом (сб. "Священный лес", 1920) с его теорией "деперсонализации художника" (статья "Традиция и индивидуальный талант"), требованием кастовой замкнутости культуры и отказа от обществ, звучания поэзии. Вместе с А. Ри-чардсом и Т. Хьюмом Элиот заложил основы "новой критики", формалистически рассматривающей лит. произведение как автономную структуру. Неокритицизм получил распространение в 50- 60-х гг. (Ф. Р. Ливис).

В 30-е гг. развивается марксистское литературоведение, представленное работами Р. Фокса "Роман и народ" (1937), К. Кодуэлла "Иллюзия и действительность" (1937), А. Уэста "Кризис и критика" (1937), Т. Джэксона "Чарлз Диккенс. Развитие радикала" (1937), Дж. Линд-сея "После 30-х годов. Роман в Британии и его будущее" (1956), А. Кеттла "Введение в английский роман" (т. 1-2, 1951-53). Среди работ общего характера выделяется труд историка-марксиста А. Мортона "Суть Британии" (1966).

Для разработки проблемы романа имеют важное значение труды У. Аллена "Английский роман" (1954) и "Традиция и мечта" (1964). Вопросам драматич. иск-ва и философ, содержания совр. зап. драмы посвящены работы Э. Бентли "Жизнь драмы" (1967) и Р. Уильямса "Современная трагедия" (1966).

Н. П. Михальская.

Лит.: История английской литературы, т. 1-3, М. -Л., 1943-58; Ж а н т и е-ва Д. Г., Английский роман XX века. 1918-1939, М., 1965; Ивашева В. В., Английская литература. XX век, М., 1967; АлленУ., Традицияимечта, М., 1970; МортонА., ОтМэлоридоЭлиота, М., 1970; Oxford history of English literature, ed. by F. P. Wilson and B. Dobree, in 12 vols (вышли v. 2, pt 1 - 2, v. 3, 5, 7, 9, 10, 12), Oxf., 1948-64; The Pelican guide to English literature, ed. by B. Ford, v. 1 - 7, L., 1954-63; Daiches D.,A critical history of English literature, v. 1 - 2, L., 1963; W. at son G., The concise Cambridge bibliography of English literature, 2 ed., Camb.. 1965.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

В результате многовекового развития сложились характерные особенности иск-ва В. - устойчивость его традиций, практичность и тесная связь с бытом и жилищем, пристальное внимание к окружающей жизни и природе, своеобразно сочетающееся с изощрённостью образной и декоративной фантазии. В В. сохранились крупнейшие, необычно сложные и цельные по композиции мегалитич. комплексы энеолита и бронз, века (Стон-хендж, Эйвбери), остатки рим. построек 1-5 вв., резьба по камню и металлмч. изделия кельтов, пиктов, англо-саксов; к 7-10 вв. относятся церкви (в Эрлс-Бартоне, 10 в. ), происходящие от нар. каркасных построек, и миниатюры со сложным криволинейным узором. Англонорманские храмы (в Норидже, Уинче-стере, Или) с узкими, длинным-и нефом, хором и трансептом и мощными квадратными башнями, башнеобразные замки (Тауэр в Лондоне, начат ок. 1078), красочные миниатюры уинчестерской школы характерны для романского стиля 11 - 12 вв. Развивавшаяся с 12 в. англ, готика (первая в Европе готич. конструкция - в соборе в Дареме, ок. ИЗО-33) представлена соборами в Кентербери, Линкольне, Солсбери, Йорке, Уэлсе, Эксетере, Вестминстерским аббатством в Лондоне; характерно для них сочетание простоты и массивности вытянутых приземистых объёмов с нарастающим обилием декора, всё усложнявшимся узором широких фасадов и нервюрных сводов; декоративное изящество отличает готич. росписи, миниатюру, скульптуру, надгробия с кам. или гравиров. на медных листах фигурами. Поздняя готика ("перпендикулярный стиль", со 2-й пол. 14 в. ) отмечена богатством резной отделки светлых просторных интерьеров церк. и светских зданий (капеллы - Сент-Джордж в Виндзоре, 1474-1528, Генриха VII в Вестминстере в Лондоне, 1503-19; банкетные залы, колледжи), появлением станковой, в т. ч. портретной, живописи. Необычайно изысканны ср. -век. памятники ткачества, вышивки, ковроделия, резьбы, ювелирного дела.

Западная башня церкви в Эрлс-Бартоне. Ок. 980-1000.

Реформация (началась в 1534) придала англ, культуре чисто светский характер, а после Англ, революции 17 в. в стр-ве и бытовом укладе В. усилилось стремление к рациональности и комфортабельности. В эпоху Возрождения сложился тип дома-усадьбы, сохранившийся поныне благодаря удобству центрич. плана с двусветным холлом и галереей, живописной свободе композиции, органической связи с природой, искусному применению дерева, камня, фахверка. Эти черты восприняли и строители замков-дворцов, многое заимствовавшие также от итал. и нидерл. зодчества.

В живописи 16-17 вв. гл. место занял портрет: традиции X. Хольбейна, приезжавшего в В., развивали англ, миниатюристы Н. Хиллиард, А. Оливер, С. Купер, соединявшие традиц. тонкость миниатюрной техники с вдумчивой индивидуальной характеристикой; тип эффектного аристократич. портрета 17