загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

языковой материал у сибирских и волжских представителей уральских яз. Одновременно интенсивно изучалась лексика венг. языка, были изданы: "Венгерский диалектологический словарь" (1838), "Полный словарь венгерского языка" (т. 1-6, 1862-74), "Исторический словарь венгерского языка" (т. 1-3, 1890-93); венг. учёный Ш. Кёрёши-Чома написал (в 1-йпол. 19 в. ) грамматику и словарь тибетского яз. В 1904 основано Венг. языковедческое об-во. Успехи в развитии венг. и финноугорского языкознания в 20 в. связаны с именами учёных И. Синьеи, Ж. Ши-моньи, 3. Гомбоца, Я. Мелиха, И. Кне-жи, Г. Месёя, А. Клемма, М. Жираи, Д. Лазициуша, Э. Беке, Д. Пайша, Г. Бар-ци, Д. Фокоша-Фукса, Д. Лако, Л. Лёрин-це, П. Хайду, Л. Бенкё, Ш. Имре и др.

После образования Венг. Нар. Республики Ин-т языкознания (с 1951) Венг. АН осуществил фундамент, коллективные исследования: "Толковый словарь венгерского языка" (т. 1-7, 1959-62), "Система современного венгерского языка" (т. 1-2, 1961-62); вышли в свет первые выпуски многотомных изданий: "Историкоэтимологический словарь венгерского языка" (1. 1, 1967-), словарь "Финноугорских элементов венгерской лексики" (т. 1, 1967-) и "Атлас венгерских диалектов" (т. 1, 1968-).

Помимо осн. темы исследований-венг. и финноугорского языкознания,- разработкой к-рой занимаются Д. Фокош-Фукс, Д. Лако и др., лингвисты работают в области славистики (П. Кирай, Л. Хад-рович и др. ), романистики (Л. Тамаш и др. ), тюркологии (Д. Немет и др. ), алтаистики (Л. Лигети и др. ), синологии (Б. Чонгор, Ф. Тёкёй), а также изучают др. группы языков и занимаются вопросами общего языкознания.

Осн. периодич. издания по языкознанию, выходящие в ВНР: "Nyelvtudo-manyi Kozlemenyek" (с 1862), "Acta Lin-guistica" (с 1951), "Magyar Nyelv" (c 1905). К. Е. Майтинская. Лит.: Хевеши М. А., Мировоззрение венгерских революционных демократов, М., 1962; Марксистсколенинская философия и социология в СССР и европейских социалистических странах, М., 1965: Проблемы марксистсколенинской философии. Ст. венгерских авторов, М., 1965; Л е д е р е р Э., Венгерская историография эпохи дуализма (1867 - 1918), в кн. : Историография нового времени стран Европы и Америки, М., 1967; Мереи Д., Развитие исторической науки в Венгрии (1945-1964), в кн. : Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки, М., 1968; Malyusz E., A Thu-roszy - kronika es forrasi, Bdpst, 1967; Varkonyi A., Thaly Kalman es tortene-tirasa, Bdpst, 1961; G u n s t P., Acsady Ig-nac, tortenetirasa, Bdpst, 1961; Pamlenyi E., A magyar tortenetiras fejlodese a felszaba-dulas ota, "Szazadok", 1967, [№] 6; Очерки истории экономической мысли Венгрии, М., 1962; Fold; Т., Magyar kozgazdasagi szakirodalom ket evtizede, "Kozgazdasagi szem-le", 1965, sz. 4; S z a b 6 K., Twenty-five years of economic seience in Hungary, "Acta Oecono-raica", 1970, № 4; S z a b о I., A Burzsoa allam-es jogbolcselet Magyarorszagon, Bdpst, 1955; Bibliography of Hungarian legal literature. 1945 - 1965. Published by the Institute for Legal and Administrative Sciences of the Hungarian Academy of Sciences. Ed. by Nagy Lajos, Bdpst, 1966.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Высшее науч. учреждение - Венгерская академия наук с н. -и. ин-тами: центр, физическим, центр, химическим, математическим, технич. физики, биологическим, биохимии, ботаники, генетики, эксперимент, медицины, автоматизации, истории, гос-ва и права, языкознания, географии, экономики, философии и др. В составе Венг. АН 90 академиков и 98 чл. -корреспондентов (1970).

В различных областях науки и техники научноисследовательские работы ведут ин-ты: геологический, зоотехники, фармакохимический, пром-сти техники связи и много других спец. медицинских, с. -х. и технич. ин-тов. К концу 1969 науч. исследования велись в 1046 н. -и. учреждениях, в т. ч. в 131 н. -и. ин-те, на 723 кафедрах вузов и в 192 лабораториях, музеях и т. д. ; в науч. учреждениях была занята 61 тыс. чел. На 1 июля 1970 в ВНР было ок. 500 докторов и 3500 кандидатов наук.

На науч. работу в 1969 израсходовано 6,4 млрд. форинтов (или 2,7% нац. дохода) против 2,26 млрд. форинтов в 1960 (1,4% нац. дохода). Общее руководство науч. политикой осуществляет Комитет по науке пр-ва ВНР. Непосредственно руководят науч. учреждениями Венг. АН, координирующая развитие естеств. -технич. и обществ, наук, Венг. комитет по технич. развитию и соответств. министерства.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

Периодич. венг. печать возникла в нач. 18 в. Её развитие тесно связано с развёртыванием нац. -освободит, и революц. движения в В. Первая газета-"Мер-куриус хунгарикус" ("Mercurius Hun-garicus") издавалась в 1705-10 в г. Каш-ша (совр. Кошице, Чехословакия), г. Лёче (совр. Левоча, Чехословакия), г. Бартфа (совр. Бардеёв, Чехословакия) и была информац. органом освободит, борьбы 1703-И Ференца II Ракоци. 7 дек. 1918 вышел первый номер газеты "Вёрёш уйшаг" ("Voros Ujsag") - органа КПВ. Этот день официально отмечается в В. как День венг. печати.

В 1970 издавалось ок. 840 газет и журналов общим тиражом св. 1 млрд. экз. в год. Важнейшие ежедневные газеты (тираж на нач. 1970): " Непсабадшаг" ("Nepszabadsag"), с 1942 (до 1956 называлась "Сабад неп", "Szabad Nep"), тираж 755 тыс. экз., орган ЦК ВСРП; "Непсава" ("Nepszava"), с 1872 (в нояб. 1956 - февр. 1958 называлась "Непакарат", "Nepaka-rat"), тираж 260 тыс. экз., орган ВСП; "Мадьяр немзет" ("Magyar Nemzet"), с 1945, тираж НО тыс. экз., орган ОНФ; "Мадьяр хирлап" ("Magyar Hirlap"), с 1968, тираж 100 тыс. экз., газета пр-ва ВНР. Еженедельные газеты: "Нёклапья" ("Nok Lapja"), c 1949, тираж 460 тыс. экз., орган Всевенг. ^совета женщин; "Элет эш иродалом" ("Elet es Irodalom"), с 1957, тираж 27 тыс. экз., орган Союза венг. писателей; "Сабад фёльд" ("Szabad Fold"), c 1945, тираж 430 тыс. экз., орган ОНФ; "Мадьяр ифьюшаг" ("Magyar Ifjusag"), c 1957, тираж 220 тыс. экз., орган ЦК ВКСМ. Ежемесячные журналы: "Партелет" ("Partelet"), с 1956, тираж 95 тыс. экз. и "Таршадалми семле" ("Tarsadalmi Szemle"), c 1946, тираж 36 тыс. экз., органы ЦК ВСРП; "Кор-Tapni"("Kortars"), с 1957, тираж 13,5 тыс. экз., орган Союза венг. писателей. Распространение информации внутри страны и за рубежом возложено на Венг. телеграфное агентство ("Magyar Tavirati Iroda", осн. в 1880).

Радиовещание в В. официально ведётся с 1925. Объём вещания трёх центр, радиостанций - св. 40 часов в сутки. Имеется 5 программ местного (областного) вещания. Зарубежные передачи ведутся на 8 языках (английском, эсперанто, нем., итал., испанском, тур., греческом, а также на венг. языке - передача " Наша родина" для венгров, проживающих за рубежом) продолжительностью 118 часов в неделю. Регулярные передачи венг. телевидения начались в 1958. Венг. телевидение ведёт передачи по одному каналу с общим объёмом программы 47 часов в неделю. Б. Д. Шевыкин.

XIII. Литература

Первые письм. памятники (на лат. яз. ) дошли от 11-12 вв. (жития, проповеди, толкования Библии, литургич. гимны). Важнейшими произведениями ср. -век. лит-ры были хроники (см. Историческая наука в разделе Наука и научные учреждения). Восходящая к 13-14 вв. религ. лит-pa на венг. яз. переживает подъём в связи с деятельностью нищенствующих монашеских орденов и гуситским движением; в 1430-х гг. гуситские проповедники Тамаш и Балинт выполнили перевод Библии. Учившиеся в Италии и работавшие при дворе короля Матьяша Я. Витез (1408-72), Я. Паннониус (1434-72) были первыми глашатаями свободной от теологич. оков, насыщенной земными переживаниями гуманистич. лит-ры. С гуманистич. культурой, антифеод. -патриотич. настроениями связана лит-pa Реформации, развивавшаяся на венг. яз. в условиях тур. нашествия и роста городов и бюргерства: баснописец и памфлетист Г. Хельтаи (ум. 1574), проповедник и поэт П. Борнемисса (1535-84), странствующий певец Ш. Тиноди (ум. 1556). Во 2-й пол. 16 в. появляется ренессансная проза в виде т. н. развлекательных историй - обработок др. -венг. преданий (о Тольди), отчасти античных, итал. и юж. -слав, сюжетов ("История об Аргируше"). На лирику виднейшего поэта венг. Возрождения Б. Балашши (1554-94) наложила самобытный отпечаток его полная превратностей боевая жизнь.

В 17 в. в лит-ре В. утверждается стиль барокко, выражавший разнородные стремления: контрреформационнофеод. и освободительные, антитурецкие и антигабсбургские. Зачинателем венг. барокко был архиепископ Эстергомский, иезуит и богослов-полемист П. Пазмань (1570 - 1637), а крупнейшим поэтом - политик и полководец М. Зриньи (1620-64), певец нар. -патриотич. героики, противопоставляемой трагич. коллизиям бытия. Более идилличной была поэзия И. Дьён-дьёши (1629-1704), отвечавшая консерва-тивноаристократич. вкусам. Позднегу-манистич. традиции продолжали жить - в сочетании с интересом к пуританизму и рационалистич. философии Декарта - лишь в Трансильвании (Я. Апацаи-Чере, 1625-59). Освободит, антигабсбургские восстания конца 17 - нач. 18 вв. способствовали расцвету устной поэзии повстанцев, распространение получили также воспоминания (М. Бетлен, К. Микеш, Ф. Ракоци).

Лит-pa венг. Просвещения (последняя треть 18 - нач. 19 вв. ) обладает нек-рыми общими с лит-рами др. стран Вост. Европы чертами: дворянство как носитель передовых идей; просветительская форма классицизма; значит, место нац. -историч. и демократич. тематики; борьба за усовершенствование, т. н. обновление нац. лит. языка. Первоначальный просветительский этап - политически радикальный: направленные против деспотизма трагедии и ратующие за доступность образования прокламации Д. Бешшеньеи (1746-1811); стихи сторонника франц. революции Я. Бачаньи (1763-1845). После разгрома респ. заговора И. Мартинови-ча (1755-95) гл. руслом венг. Просвещения стало лит. -обществ, движение "обновителей языка" (во главе с Ф. Казинци, 1759-1831). Но в поэзии М. Фазекаша (1766-1828), М. Чоконаи-Витеза (1773 - 1805), драмах И. Катоны (1791-1830) уже более прямо выражены вольнолюбивые и антикрепостнич. идеи, появляются ростки опиравшегося на фольклор реализма.

В нар. поэзии и нац. прошлом искал для себя питат. почву романтизм (драмы К. Кишфалуди, 1788-1830; лирика Ф. Кёльчеи, 1790-1838; романы М. Йо-шики, 1794-1865; стихи и поэмы М. Вё-рёшмарти, 1800-55). Расцвет его сопровождается развитием реализма, к-рый проступает уже в "шекспировской" широте историч. драм Вёгзёшмарти, историч. колорите романовцМ. Йошики, социальнокритич. прозе И. Этвёша (1813-71). У трибуна Революции 1848-49 Ш. Петё-фи (1823-49) романтич. и реалистич. тенденции достигают вершины, обретая революц. -демократич. содержание. Безвременье после 1849, когда дворянство идёт на соглашение с Габсбургами, а новые революц. силы не сложились, окрашивает трагизмом и поэзию реалиста Я. Араня (1817-82), и философскую романтику И. Мадача (1823-64). Историч. ограниченность или утопичность идеалов, устарелые романтич. приёмы подчас снижают художеств, значение популярных патриотич. романов М. Йокаи (1825- 1904), ослабляют реалистическую сатиру талантливого обличителя бурж. -дворянского общества К. Миксата (1849- 1910).

Становясь консервативной программой т. н. нар. нац. школы, склонявшейся к идилличности, псевдонародности, реализм утрачивает социальную глубину.

Поэтому прогрессивные писатели последней трети 19 - нач. 20 вв. ищут иных художеств, путей. Неудовлетворённость, протест всё сильнее звучат в лирике Я. Вайды (1827-97), И. Киша (1843 - 1921), Д. Ревицкого (1855-89), Е. Комьяти (1858-95). Достижения франц. и нем. натурализма, франц. и рус. критич. реализма художественно переосмысляют Ш. Броди (1863-1924), Ж. Мориц (1879- 1942) и др., обогащая прозу тематикой обществ. "дна", социальнопсихологическим драматизмом. Мн. писатели из журнала "Nyugat" (1908-41) - выдающийся поэт Э. Ади (1877-1919), М. Кафка (1880-1918), Д. Юхас (1883-1937), А. Тот (1886-1928) - выражали свой антикапиталистич. мятеж, социальногу-манистич., а порой революц. (Ади) чаяния импрессионистич. и символистскими средствами, оригинально сплавляемыми с фольклором, с реализмом. К нем. левому экспрессионизму близки эстетика и стиль Л. Кашшака (1887 - 1967). Г. Гардоньи (1863-1922), И. Тё-мёркень (1866-1917) в демократич. духе продолжали нац. -реалистические традиции.

После поражения Венг. сов. республики 1919 при хортистской реакции часть венг. писателей была вынуждена эмигрировать. Писатели-эмигранты в Зап. Европе и СССР - А. Габор (1884-1953), Б. Балаж (1884-1949), Ф. Карикаш (1892-1938), А. Комьят (1893-1937), Б. Иллеш (р. 1895), А. Гидаш (р. 1899), М. Залка (1896-1937), оказавшийся в России в плену ещё в 1916, и др. - от экспрессионизма, символизма, критического реализма приходят вместе с революц. лит-рами этих стран к реализму, основанному уже на социалистическом гуманизме и коммунистич. идейности. В самой В. авангардизм представлен Кашшаком. Критич. реализм укрепляется в формах социально острых (Мориц, Ф. Мора, 1879-1934) и более фактографичных (т. н. "народные" - крестьянские - писатели: П. Сабо, 1893-1970, П. Вереш, 1897-1970, А. Тамаши, 1897-1966, Л. Немет, р. 1901, Д. Ийеш, р. 1902, И. Дарваш, р. 1912), а также в интеллек-туальнопсихологич. (т. н. урбанисты: Д. Круди, 1878-1933, Ф. Каринти, 1888-1938, М. Фюшт, 1888-1967, Д. Костоланьи, 1885-1936, Л. Сабо, 1900-57). Нек-рые крест, писатели не избежали влияния реакционнонациона-листич. идей (И. Эрдейи, р. 1896), "урбанисты" - крайнего индивидуализма (Л. Сабо). Другие занимают в 30-40-е гг. более или менее последовательные антифашистские (М. Бабич, 1883-1941, Л. Надь, 1883-1954, Е. Тершанский, 1888-1969, М. Радноти, 1909-44, Ийеш), социалистические (Дарваш, Ш. Ридег, 1903-66) и даже коммунистич. позиции (крупнейший поэт А. Иожеф, 1905-37, шедший через левоавангардистские искания к социалистич. реализму).

Главнейшие этапы лит-ры нар. В. : 1945-49 - время борьбы с декадентскими, модернистскими пережитками и влияниями, за реалистич. эстетику; 1949-56 - период первых успехов социалистич. реализма (хотя и затруднявшихся схематизирующе-упрощенческими, а в 1954-56 нигилистич. тенденциями); с 1957 - совр. период, когда социалистич. венг. лит-pa продолжает созревать и обогащаться в творческом соревновании направлений, сложном процессе переработки лучших нац. традиций и мирового художеств, опыта. В поэзии И. Фодора (р. 1898), Гидаша, Ийеша, И. Ваша (р. 1910), Ш. Веэреша (р. 1913), Л. Бенья-мина (р. 1915), М. Ваци (1924-70), Л. Надя (р. 1925), И. Шимопа (р. 1926), Ф. Юхаса (р. 1928), Маргит Сечи (. р. 1928), Г. Гараи (р. 1929), Ш. Чоори (р. 1930), М. Ладаньи (р. 1934), прозе Т. Дери (р. 1894), И. Лендьеля (р. 1896), Немета, Э. Иллеша (р. 1902), И. Эркеня (р. 1912), Дарваша, Т. Череша (р. 1915), Л. Мештерхази (р. 1916), И. Шаркади (1921-61), Д. Фекете (р. 1922), Ш. Шо-моди Тота (р. 1923), Ф. Шаиты (р. 1927), Л. Галамбоша (р. 1929), Э. Галгоци (р. 1930), К. Сакони (р. 1931) и др. художественно многообразно отражаются конфликты совр. действительности, разные грани формирования человека новой В., его сознания и характера. Из произведений 60-х гг, известных в переводах сов. читателю, выделяются остротой социального анализа, богатством формы, психо-логич. и философской глубиной лирика Ийеша, Шимона, Ваци, Гараи, роман Дарваша "Пьяный дождь" (1963), повести Фекете ("Смерть врача", 1963), Шанты ("Двадцать часов", 1964), Эркеня ("Семейство Тотов", 1966).

Литературоведение возникло в 18 в. (труды по истории ьенг. лит-ры), переживает подъём в 1-й пол. 19 в. (просветит, и ц прогрессивноромантич. лит. критика: И. Байза, Ф. Тольди). После Революции 1848-49 в лит. науке господствует либеральное направление (историк лит-ры П. Дьюлаи, критик Е. Петерфи, эстетик Я. Эрдейи), к-рое постепенно, к концу века приобретает консервативнонационалистич. характер (Ж. Бёти). Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. развивается позитивистская школа (Л. Катона, Ф. Ридль). Критики бурж. -либеральных и бурж. -радикальных взглядов в нач. 20 в. пользовались и интуитивистскими, импрессионистич. приёмами (X. Игнотус, Л. Хатвани, А. Шёпфлин). Тогда же в венг. литературоведение проникают социалистич. идеи (Э. Брестовский, Ж. Кун-фи, И. Погань). В 20-30-х гг., кроме позитивизма (Е. Пинтер), влияние приобрела духовноисторич. школа (Я. Хорват, А. Серб, Т. Тинеман); из "народных" писателей как лит. критик активно выступал Л. Немет. В полемике с бурж. националистич., эстетскими взглядами и течениями 30-40-х гг. крепнут коммунистич. лит. критика и литературоведение. Известностьи в этой борьбе приобрели Д. Лукач, И. Реваи, Д. Бёлёни, Д. Ба-линт. Лит. теорию и историю лит-ры в ВНР разрабатывают М. Альмаши, И. Герман, А. Диосеги, Л. Кардош, Т. Кардош, Б. Кёпеци, И. Кирай, Т. Кланицаи, А. Комлоиш, П. Надь, П. Панди, М. Са-больчи, И. Саудер, Г. Тольнаи, Д. Тот, М. Цине, И. Шётер и др.

Лит.: Артамонов С. Д. и Самарин Р. М., История зарубежной литературы XVII века, 2 изд., М., 1963; Рос-си я н о в О. К., Венгерская литература после 1917 года, М., 1961; его же, Венгерская литература, в кн. ; История зарубежной литературы конца XIX - начала XX в. (1871 - 1917), [М. ], 1968; Кланицаи Т., Саудер И., Сабольчн М., Краткая история венгерской литературы, Будапешт, 1962; A magyar irodalom tortenete. 1849-ig, Bdpst, 1957; A magyar irodalom tortenete. 1849 - 1905, Bdpst, 1963; Magyar irodalmi le-xikon, 1-3. kot., Bdpst, 1963-65; A magyar irodalom tortenete, 1-6. kot., Bdpst, 1964-66; К a t о n a L. und Szinnyei Fr., Ge-schichte der ungarischen Literatur, В., 1911. О. К. Россиянов.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На терр. В. сохранились неолитич. глиняная скульптура, памятники иск-ва скифов и кельтов. В рим. поселениях (Аквинк, Скарбанция и др. ) обнаружены остатки вилл и амфитеатров, фресок и мозаик, статуи, вазы, изделия из стекла. К эпохе переселения народов относятся ювелирные изделия гуннов и аваров, следы слав, поселений. Венгры, появившиеся на территории В. в 9 в., принесли с собой традиции обработки металла.

От построек 10-11 вв. в В. сохранились "нижние храмы" в Фельдебрё и Тихани с низкими сводами на массивных столбах из грубых квадров камня. В 11 - нач. 13 вв. появились церкви в романском стиле (базилики с мощными зап. башнями и перспективными порталами, нередко украшенные скульптурной резьбой, - в Пене, Жамбеке, Лебени). Богатством скульптурного декора выделяется храм в Яке. Утончённостью и изяществом, идущими из Франции раннеготич. веяниями отличается дворцовая капелла в Эстергоме, полукруглая в плане, с нервюрами свода, опирающимися на хрупкие спаренные колонки. В ряде памятников изобразит, иск-ва 11 в. сказываются визант. влияния (резной кам. саркофаг короля Иштвана I, фрагменты фресок в "нижнем храме" в Фельдебрё). В 12 в. переживает расцвет скульпт. мастерская г. Печ. Украшавший церковь в Пече рельеф со сценами из жизни Самсона выделяется живостью наблюдений, мягкой обобщённостью и сочностью форм. Декоративное иск-во 11 -12 вв. представлено ювелирными изделиями, эмалями, тканями. В кон. 13 -15 вв. сооружаются готич. церкви (в Шопроне и Пеште), многочисл. замки с высокими стенами и башнями, имеющие как регулярный план (Диошдьёр), так и нерегулярный (Вишеград). Станковая живопись В. кон. 14 - нач. 15 вв. типична для ср. -европ. круга. В скульптуре братья Мартон и Дьёрдь Коложвари (2-я пол. 14 в. ) создали ряд уникальных для того времени бронзовых статуй венг. королей и святых. Получила развитие и дерев, скульптура.

Эпизод из жизни Самсона. Рельеф „нижней церкви" в Пече. Ок. 1140.

Высокого расцвета достигло иск-во во 2-й пол. 15 в. при короле Матьяше Хунья-ди (Корвине). Привлечение в В. итал. архитекторов и художников способствовало распространению культуры Возрождения. Оживлённое стр-во велось в Буде и Више-граде, где были сооружены королевские резиденции с галереями и лоджиями, внутр. дворами и террасами, украшенными статуями и фонтанами. Светский дух был свойствен и церковным постройкам (капелла Бакоца с ордерным декором при соборе в Эстергоме, однонефные церкви с сетчатыми сводами в Ньирбаторе и Сегеде). Реалистич. ренессансные тенденции проявлялись наиболее полно в скульптуре (т. н. "Мадонна Батори" и др. ). В алтарной живописи мастера "MS" поэтич. одухотворённость ландшафта сочетается с взволнованным линейным ритмом. Расцвет переживает иск-во украшения книги (рукописи с пышным ренессансным орнаментом из б. б-ки Матьяша Корвина). Декоративное иск-во Возрождения представлено ювелирными изделиями, стеклом, майоликой. Тур. нашествие надолго задержало и осложнило развитие венг. культуры. Мн. города и памятники были разрушены. С кон. 17 в. в иск-ве В. утверждаются австр. влияния, выразившиеся в распространении стиля барокко. Строятся гл. обр. церкви и дворцы магнатов (дворец в Рацкеве, 1700-02, арх. Я. Л. Хильдебрандт; церкви в Пеште, Эгере, Эстергоме). В нач. 18 в., в период подъёма нац. -освободит, движения, живописец А. Маньоки, работавший при дворе Ференца II Ракоци, положил начало развитию венг. портретного иск-ва. В сер. 18 в. архитектура барокко в В. переживает период расцвета, обретая более сдержанные формы (дворцы арх. А. Майерхоффера в Гёдёллё и Пеште; дворец Эстерхази в фертёде, 1760-72). В творчестве арх. Я. Фельнера намечается переход к классицизму (лицей в Эгере, 1765-85). Позднебарочные черты характерны для жилой застройки венг. городов (2-3-этажные дома с пластически выделенным порталом и балконом в центре - в Буде, Эстергоме, Дьёре и других городах). В барочной стенной живописи, изобиловавшей иллюзио-нистич. эффектами, выделяются исполненные манерного изящества работы австрийца ф. А. Маульберча.

С нач. 19 в. в растущих городах начинается широкое стр-во. В 1808 в Пеште создаётся Комиссия по украшению и благоустройству города. В архитектуре и скульптуре В. 1-й пол. 19 в. преобладает классицизм (Нац. музей в Пеште, 1837-47, арх. М. Поллак; портреты и статуи работы И. Ференци). В живописи 1830-40-х гг. классицистич. черты сочетаются с тенденциями романтизма, а также с влиянием бидермейера (пейзажи К. Марко Старшего; портреты, пейзажи и жанровые сцены М. Барабаша; портреты И. Боршоша). В 1850-60-е гг. на первый план выдвигается историч. живопись, пронизанная нац. -освободит, идеями и ге-роикоромантич. пафосом (полотна В. Ма-дараса, Б. Секея). В развитии венг. графики 19 в. важное место принадлежит М. Зичи. В статуэтках крестьян работы скульптора М. Ижо проявляется стремление отразить черты нац. характера. Романтич. движение в архитектуре отражает творчество Ф. Фее ля, сочетавшего в своих постройках формы визант. и вост. зодчества.

Капелла Бакоца в соборе в Эстергоме. 1506-07.

С кон. 1860-х гг. ведущую роль начинает играть реалистич. жанровая живопись, откликающаяся на социальные конфликты эпохи. Произведениям крупнейшего венг. художника-демократа М. Мункачи свойственны психологизм и драматизм образов, эмоциональная напряжённость цветовой гаммы. Социальнокритические тенденции проявляются также в картинах ТТТ. Бихари и И. Ре-веса. Реалистич. искания характерны и для пейзажа (близкие к живописи барбизонской школы работы Л. Паала, Г. Месёя: произв. Л. Меднянского; пленэрные жанрово-пейзажные композиции П. Синьеи-Мерше).

В кон. 19 в. развёртывается стр-во Будапешта, складываются характерные черты его планировки и архит. облика - широкие магистрали и импозантные здания в духе неоготики, необарокко и неоренессанса (парламент, 1884-1904, арх. И. Штейндль; Оперный театр, 1875-84, арх. М. Ибль). На рубеже 19-20 вв. появляются тенденции стиля "модерн" (Музей прикладного иск-ва в Будапеште, 1893-96, арх. Э. Лехнер). На площадях и скверах Будапешта сооружаются парадные монументы (архит. -скульптурный ансамбль памятника 1000-летию Венгрии, скульптор Д. Зала; памятники в_ академии, духе А. Штробля, И. Роны, И. Фад-руса и др. ).

Мастер "MS". "Встреча Марии с Елизаветой". 1506. Музей изобразительных искусств. Будапешт.

Демократии, традиции нац. культуры продолжает венг. иск-во 1900- 1910-х гг. - использующие приёмы пленэрной живописи художники группы Надьбаньи (Ш. Холлоши, К. Ференци, Я. Торма, И. Рети и др. ), опирающиеся на наследие Мункачи мастера альфёльдской школы (Я. Торняи, И. Коста, И. Надь, Д. Руднаи), к-рым свойственно вместе с тем стремление к повышенной живописной экспрессии. Глубокое внимание к внутр. миру человека из народа отличает жанровые композиции А. Феньеша и Л. Меднян-ского. Социальная острота видения присуща и близкому к франц. группе "Наби" портретисту и жанристу И. Риплю-Ронаи. Особняком стоит творчество живописца Т. Костки-Чонтвари, красочные примитивистские пейзажные композиции к-рого проникнуты атмосферой таинственной сказочности. Художники авангардистской группы "Восемь" в поисках эмоциональной остроты и действенности иск-ва обращаются к приёмам экспрессионизма и сезашшзма (К. Керншток, Б. Пор, Р. Берень). В 1915-16 начинает свою деятельность группа художников-антимилитаристов - "венгерских активистов" (Б. Уитц, Ш. Бортник, И. Немеш-Ламперт, Я. Кметти и др. ). Мастера обеих групп в период Венг. сов. республики (1919) участвовали в оформлении нар. празднеств, создавали революц. плакаты. Сов. республика сыграла важную роль в художеств, жизни В., укрепив связь прогрессивных художников с демократии, массами.

После установления в В. фаш. диктатуры многие венг. художники работают в эмиграции (Б. Уитц, Ш. Бортник, Ш. Эк, Л. Мохойнадь и др. ). Оставшийся в В. живописец и график Д. Дер-кович, отразивший в своих беспощадно правдивых, экспрессивных, гротескноострых произведениях драматич. противоречия эпохи, подвергался преследованиям и умер в нищете. Традиции социально заострённого иск-ва развивали в этот период также живописец И. Деши-Хубер, скульпторы Д. Гольдман, Л. Месарош, а также созданная в 1934 "Группа социалистических художников" (А. Э. Феньё, А. Шугар и др. ). Официально господствовавшими направлениями в венгерском искусстве были натурализм, академизм и необарокко. Прогрессивное направление в архитектуре было представлено функционалистскими постройками Б. Лайты. В скульптуре выделялись работы Ф. Меддьеши, Б. Ференци и Д. Бок-роша-Бирмана, отличавшиеся реалистич. выразительностью обобщ. форм и живописной свободой лепки, в живописи - композиции В. Абановака с красочным, порой гротескным изображением харчевен, ярмарок и балаганов, а также исполненные внутр. экспрессии пейзажи и жанровые сцены А. Берната, И. Эгри, И. Сёньи.

Л. Меднянский. "В Сербии". 1914, Венгерская национальная галерея. Будапешт.

После установления в В. нар. -демократии, строя иск-во вошло в повседневную жизнь народа. В связи с размахом стр-ва получило развитие монументальное иск-во. Для совр. архитектуры В. характерны целесообразность планировки, сочетание простых, ясных объёмов, многообразная ритмич. организация оконных проёмов и лоджий, высокое качество декоративной отделки. Применение фресок, мозаик, росписей, сграффито, скульптуры малых форм повышает художеств, выразительность зданий. Среди лучших построек: Нар. стадион (1948-53, арх. К. Давид и др. ), поликлиника на ул. Фе-хервари (1949, арх. Е. Сендрёи, А. Ле-ваи), Дом профсоюза работников строит, пром-сти (1948-49, арх. Л. Гадорош и др. ), мост Эржебет (1965, арх. П. Шали) - в Будапеште; пром. здания в Ньиредьхазе, Береттьоуйфалу и др. ; гостиницы в Дебрецене, Шальготарья-не, Кечкемете, Хайдусобосло и др. Значит, стр-во ведётся в старых (Мишкольц, Дьёр) и новых (Дунауйварош, Комло, Ти-сапальконья и др. ) городах, на курортах оз. Балатон. На индустр. базе развивается типовое проектирование. Новые города имеют рациональную свободную планировку; жилую застройку отлипает выразительное ритмии. сочетание многоэтажных башенных домов со зданиями горизонт, протяжённости. Совр. постройки в старых городах удачно сочетаются с ист. ансамблями. Осуществляются реконструкция Будапешта, благоустройство старых и стр-во новых рнов города (р-н Атилла Йожеф и др. ).

В развитии изобразит, иск-ва ВНР значит, роль сыграли мастера старшего поколения - хранители нац. реалистич. традиций (группа альфёльдских художников; живописцы И. Сёньи, А. Бернат, скульпторы Ф. Меддьеши, Ж. Кишфа-луди-Штробль, П. Пацаи, Ш. Микуш, Б. Ференци и др. ). Широкое распространение в кон. 40 - нач. 50-х гг. получила живопись на историкореволюц. сюжеты и темы социалистич. индустриализации. Заметные успехи были достигнуты в монументальном иск-ве (монумент Освобождения на горе Геллерт в Будапеште, 1947, Ж. Кишфалуди-Штробль; фрески Э. Домановского в металлургии, комбинате г. Дунауйварош, 1955). Для иск-ва 60-х гг. характерно многообразие художеств, исканий при общности идейных устремлений, направленных на создание произведений, близких народу. Для живописцев ходмезёвашархейской группы и близких к ним мастеров (И. Д. Куруц, И. Немет, М. Шомош, Я. Суриик) свойственно стремление к обобщению реальных впечатлений. Их картинам на темы жизни совр. деревни присущи лаконизм языка, чёткая построенность, сдержанная гамма. К этому направлению в графике близки Д. Феледи и 3. Макрис. Вместе с тем в иск-ве последних лет усилился интерес к эмоциональноэкспрессивным решениям (живопись Т. Дураиь Ф. Са-лаи, И. Кокаша; скульптура И. Шомо-дьи, А. Макриса, Т. Вильта; графика Б. Кондора, А. Вюрца), часто осложнённым иертами символизма и сюрреализма (живопись Т. Чернуша; скульптура И. Варги; графика А. Гроша, Д. Хин-ца). Декоративноабстрактные и конструктивистские искания характерны для живописи Ф. Мартина, монументальных мозаик И. Барчаи. Успешно развивается скульптура (исполненные динамики и жизнерадостной романтики, юношески угловатые образы И. Кереньи; обобщённые, пластически выразительные портреты М. Боршоша; полные мужеств. героики монументальные памятники И. Киша). Большие успехи достигнуты в декоративном иск-ве (керамика М. Ковача и И. Гадора, гобелены Н. Ференци, Д. Хинца и др. ).

Илл. см. на вклейках - к стр. 480- 481 и табл. XLIII (стр. 496-497).

Лит.: Гараш К., Живопись Венгрии в XVIII веке, Будапешт, 1957; Погань Г. Э., Венгерская живопись XIX века. [Альбом. Будапешт, 1957]; его же, Венгерская живопись XX века. [Альбом], Будапешт, 1959; Г у-бер А. А. [Вступит. ст. ], Изобрази- тельное искусство Венгрии. [Альбом], М., 1961; Тихомиров А., Искусство Венгрии IX-XX вв., М., 1961; Народное искусство Венгрии, Будапешт, 1964; Светлов И., Современная венгерская _ скульптура, М., 1968; Magyarorszag muveszeti emlekei, 1 - 3 kot, Bdpst, 1959 - 61; Rados J., Magyar epiteszettortenet, Bdpst. 1961; Magyarorszag muveszet tortenete, 1 - 2 kot., Skiad., Bdpst, 1964; Клтр i s A., The history of art in Hungary, Bdpst, 1966; Nemeth L., Modern magyar muveszet (навенг., англ, инем. яз., Bdpst, 1969), Л. С. Алешина.

Д. Зала. Памятник 1000-летию Венгрии в Будапеште. 1894-1929.

Р. Берень. Плакат "К оружию! ". 191У.

XV. Музыка

Истоки муз. культуры В. - в её богатом муз. фольклоре. Развитие венг. муз. иск-ьа определила противоречивая взаимосвязь древней вост. основы и позднейших зап. влияний. Первые сведения о венг. нар. музыкантах-сказителях, т. н. игрицах, относятся к 10 в. Они исполняли эпич. песни и баллады под аккомпанемент кобоза (нар. струнный щипковый инструмент) и лютни. В 10 в., когда христианство стало офиц. религией, определ. влияние на развитие венг. музыки оказали григорианский хорал и поэзия лат. гимнов.

В 13 в. стало развиваться проф. муз. иск-во, носителями к-рого были придворные музыканты. В 15 в. в Буде и при наиболее крупных епископских дворах существовали капеллы, привлекавшие музыкантов из др. стран. Развитию нац. муз. культуры В. препятствовало османское завоевание, тем не менее в этот период появились первые светские муз. произведения - сборники с венг. текстами (сказания и историч. песни), изданные в 1536-38 А. Фаркашем, в 1554 - лютнистом и певцом ТТТ. Тиноди, в 1553 и 1565 - композитором и лютнистом Б. Бакфарком. Песни на венг. яз. получили распространение и в церк. богослужении, когда в период Реформации, санкционировавшей пение на родном яз., под влиянием зап. религ. песенной культуры сформировалась венг. духовная нар. песня.

В кон. 16 - нач. 17 вв. появилась любовная лирич. песня, т. н. цветочная, отличавшаяся более утончённой мелодикой и гибкими ритмами, чем эпич. песни. Исполнение "цветочных" песен требовало более совершенного сопровождения; распространение этого жанра способствовало развитию инструментальной музыки, что связано также с проникновением в В. вёрджинела (англ, клавесин небольшого размера). В домах венг. знати создаются оркестры и ансамбли различного состава. В 17-18 вв. многие венг. аристократы содержали домашние инструментальные и хоровые капеллы. Знаменита капелла князя П. Эстерхази, к-рой ок. 30 лет (1761-90) руководил крупнейший австр. композитор И. Гайдн. В кон. 18 в. с усилением нем. влияний в аристократии. среде стало модным увлечение венской и нем. музыкой. В оперных театрах в По-жони (ныне Братислава, Словакия) и Кишмартоне (ныне Эйзенштадт, Австрия) ставились гл. обр. оперы В. А. Моцарта и Л. Бетховена, позднее - К. М. Вебе-ра в исполнении нем. артистов. Если зап. -европ. влияния отрицательно сказывались на распространении венг. нар. музыки, то они же способствовали развитию гор. муз. жизни. Создатель первого венг. муз. -сценич. произведения - Г. Матраи ("Дьёрдь Черни", 1812).

В конце 18 в. в гор. среде возник стиль танц. инструментальной музыки, т. н. вер-бункош, расцвет к-рого связан с творчеством виртуозов-скрипачей и композиторов, возглавивших цыганские капеллы,- Я. Бихари, Я. Лавотты и А. Чермака. Утвердившись в качестве нац. венг. муз. стиля, вербункош в сер. 19 в. стал осн. стилем венг. романтизма. На основе разработки характерных элементов вербун-коша И. Рузичка создал первую венг. оперу "Бегство Белы" (1822). Вербункош сыграл важную роль в зап. -европ. музыке: он использован в произведениях крупнейших зап. -европ. композиторов - Гайдна, Моцарта, Бетховена, Ве-бера, позднее - Г. Берлиоза, И. Брамса, а также Ф. Листа.

С 18 - нач. 19 вв., с усилением движения либерального дворянства за реформы, в музыке В. стали проявляться нац. тенденции; их стремились развивать обучавшиеся музыке в протестантских колле-гиумах мелкопоместные дворяне. В собирании нар. венг. песен, создании проф. песен в нар. духе, использовании в музыке крест, муз. фольклора и элементов песен куруцев выражался протест студентов коллегиумов против увлечения зап. музыкой и подражательности творчества композиторов зап. ориентации (Л. Ама-де, Ф. Вершеги), отказывавшихся от нац. истоков. Однако более значит, выражение нац. тенденции получили в нац. романтич. опере, основоположником которой стал Ф. Эркель, автор 9 опер на ге-роикопатриотич. сюжеты из истории нац. -освободит. борьбы венг. народа ("Банк-бан", "Дьёрдь Дожа" и др. )' Развитию проф. муз. иск-ва В. способствовала организация ряда муз. учреждений. В 1834 была основана первая т. н. Нац. муз. школа, на базе к-рой в 1875 Ф. Листом создана Муз. академия (президент - Лист, директор - Ф. Эркель; с 1918 наз. Высшая школа муз. иск-ва им. Листа). В 1837 в Пеште осн. оперный театр, в 1840 - Нац. консерватория, в 1853 - Филармонич. об-во. Важнейшую роль в развитии венг. нац. муз. культуры сыграла творческая и обществ, деятельность крупнейшего композитора и пианиста 19 в. Ф. Листа. В своих произв. он постоянно возвращался к воплощению венг. нац. материала, используя венг. муз. фольклор ("Героический марш", 19 "Венгерских рапсодий" для фп., симф. поэма "Венгрия", "Венгерская коронационная месса", "Венгерские исторические портреты" для фп. и др. ). Видным мастером, развивавшим нац. муз. традиции, был М. Мошоньи, автор двух опер и вокальносимфонических произведений.

В кон. 19 в. выдвигаются крупнейшие исполнители, особенно прославившие венг. скрипичную школу,- Э. Ре-меньи, Е. Хубаи и др. ; в В. родились и начали выступать знаменитые скрипачи И. Иоахим, Т. Наше, М. Хаузер, Л. Ауэр; пианисты А. Секей, А. Сенди; дирижёры Г. Рихтер, А. Никиш. В 1-й пол. 20 в. мировую популярность приобрели оперетты венг. композиторов Ф. Легара и И. Кальмана.

Новая венг. музыка, возникшая в нач. 20 в., связана с композиторской и муз. -этнографич. деятельностью Б. Бартока и 3. Кодая. Новаторское творчество Бар-тока, виднейшего композитора, пианиста и исследователя нар. музыки стран юго-вост. Европы, оказало огромное воздействие на формирование музыки В. и на развитие композиторских школ юго-вост. Европы в сер. 20 в. Большое значение для обогащения нац. венг. иск-ва имели соч. Кодая, а также его муз. -пед. и исследоват. деятельность фольклориста, получившая междунар. признание.

Муз. жизнь В. после 1945 характеризуется общим подъёмом нац. -демократич. культуры, развитием самодеят. иск-ва (хоры, духовые и симф. оркестры, танц. коллективы) и муз. образования. Новое поколение композиторов в большей или меньшей степени обращается в своём творчестве к старинным нар. мелодиям. Среди совр. венг. композиторов - П. Ка-доша, Р. Марош, А. Михай, Д. Ранки, Э. Серванский, Ф. Фаркаш, П. Ярданьи, Ш. Соколаи, Э. Петрович, Д. Куртага, Ж. Дурко, Ф. Сабо. Центр муз. культуры В. - Будапешт. Здесь находятся: Нац. венг. муз. академия им. Ф. Листа, консерватория им. Белы Бартока (в 1942 реорганизована из Нац. консерватории). Имеются Венгерский оперный театр и Столичный театр оперетты. Среди симф. оркестров Будапешта выделяются Венг. гос. симф. оркестр, оркестр Венг. филармонии, симф. оркестр НАО (железнодорожников). Популярны Гос. ансамбль нар. танца, танц. ансамбль "Будапешт" и др. проф. и самодеят. коллективы. Получила развитие деятельность хоров на предприятиях, в школах и др. В Будапеште созданы: в 1949 - Ассоциация венг. музыкантов (с 1969 - ген. сек. Тибор ТТТя-раи); в 1953 - отделение нар. музыки при Венг. АН (в его ведении собирание и публикация фольклора); в 1961 - об-во "Архив Бартока"; в 1969 - Ин-т музыки. Среди науч. изданий-"Сокровищница венгерской народной музыки", Docu-menta Bartokiana, Studia Musicologia. Муз. журналы: "Muzsika", "A Magyar Zene". Кроме Будапешта, значит, центры муз. культуры - Печ, Сегед, Дебрецен, Мишкольц (постоянная оперная труппа). Симф. оркестры имеются в гг. Дьёр, Сомбатхей, Веспрем, Сегед, Дебрецен, Мишкольц. В областных центрах работают ансамбли народного танца и музыки.

Выдающиеся совр. венг. исполнители - дирижёр Я. Ференчик, пианистка А. Фишер, скрипачи Д. Ковач и В. Татраи и др. ; певцы и певицы оперы- А. Фара-го, Р. Илошфальви, Д. Мелиш, И. Рети, Э. Хази, М. Ласло, Ю. Орос, О. Сени; оперетты-Р. Ратоньи, А. Бакшаи, П. Кер-тес, X. Хонти, Э. Галамбош и др. ; музыковеды и,муз. икритики - Б. Сабольчи, А. Мольнар, И. Уйфалушши и др.

Ж. Кишфалуди-Штробль. "Странствующий Петёфи". Бронза. 1949.

Венгерская национальная галерея. Будапешт.

Илл. см. на вклейке, табл. XLIV (стр. 496-497).

Лит.: Ко дай 3., Венгерская народная музыка, Будапешт, 1961; Музыка Венгрии. Сб. ст., пер. с венг., 1968; Rajeczky В., Musikforschung inUngarn. 1936-1960. "Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungariaca", 1961, № 3-4; Sandог F., Musical education in Hungary, Bdpst, 1966.

XVI. Балет

Балетные спектакли начали ставиться с 1839 силами иностранцев. Первой венг. артисткой балета была Э. Араньвари. С 90-х гг. 19 в. исполнялись балеты на нац. сюжеты. В нач. 20 в. значит, постановки осуществил балетмейстер Н. Гуэрра, воспитавший многих венг. танцовщиков. Важным рубежом для развития балета явились 1920-30-е гг., когда композиторы Б. Барток, 3. Кодай начали создавать балетную музыку. Тогда же появились первые спектакли Д. Харанго-зо - ведущего современного венг. балетмейстера. Хореографич. иск-во В. после 1945 характеризуется освоением классич. и совр. репертуара, поисками новых средств выразительности. Созданы значит, нац. балеты, в числе к-рых первый многоактный балет "Платочек невесты" Е. Кенешшеи (1951). Популярностью пользуются балеты Бартока. Большое внимание уделяется развитию нар. танца. Самая крупная балетная труппа работает в Венг. оперном театре в Будапеште. С 1960 в Пече функционирует труппа под рук. И. Экка, к-рая ставит балеты совр. композиторов. Ведущие венг. артисты балета 1930-60-х гг. : Б. Борди, И. Оттрубаи, К. Салаи, Ф. Кёсеги, Ж. Кун, Г. Лакатош, А. Орос, К. Ургаи, В. Рона, В. Фюлёп.

В 1950 открыт Ин-т балетного иск-ва в Будапеште.

Лит.: A magyar balett tortenetebol, B_dpst, 1956; D a 1 1 о s A., A pecsi balett tortenete, Bdpst, 1969; Челомбитько Г., Встреча с венгерским балетом, "Театральная жизнь", 1968, № 23, с. 17 - 18. Е. Я. Суриц.

XVII. Драматический театр

Венг. театр, культура корнями связана с языч. обрядами венгров-кочевников, завоевавших в кон. 9 в. терр. совр. В. Носителями первонач. форм театр, нар. культуры в В. были сказители (регёши), скоморохи (йокулаторы). После принятия в 10 в. христианства элементы древней культуры усиленно искоренялись като-лич. церковью, безуспешно пытавшейся насадить в стране литургич. драму. Зарождение новой драмы на венг. яз. и латыни относится к эпохе Реформации. Крупнейшим представителем протестантской драмы был П. Борнемисса. В 17 в. и особенно в 18 в. многие католич. ордена вводят в церк. школах постановку спектаклей на венг. яз. не только религиозного, но и светского содержания (вольные переводы Мольера, интермедия "Женитьба Михая Кочоня" неизвестного автора и др. ).

В период движения венг. дворянства и передовой интеллигенции за освобождение страны от феодализма и габсбургского засилья (нач. 90-х гг. 18 в. ) в В. в 1790 был организован первый проф. театр. Актёр и театр, деятель Л. Келе-мен создал из энтузиастов-любителей театр, труппу в Пеште, к-рая просуществовала до 1796, показав, помимо произв. нем. мещанской драмы (А. Коцебу, Ф. Шредер и др. ), классику (Г. Э. Лессинг, У. Шекспир, Мольер) и пьесы венг. драматургов ("философ" Д. Бешшеньеи, и др. ). В 1792 начал свою деятельность театр под рук. братьев Фейер в Клуже (Трансильвания). Иск-во первого поколения венг. проф. актёров, основавших нац. театр, школу, - Я. Кочи-Патко, П. Янчо, А. Моор, Л. Келемен и др. - отличалось естественностью и простотой исполнения, страстностью в выражении чувств. С деятельностью первых венг. театров связано творчество одного из ранних комедиографов В. - поэта М. Чо-конаи-Витеза. В конце 18 в. после роспуска по распоряжению властей труппы Л. Келемена и особенно в нач. 19 в. распространение получил театр, носивший назв. "бродячий". Небольшие труппы выступали в сёлах, в степных городах; они ставили перед собой просветительские цели, боролись за признание венг. яз., подъём венг. нац. культуры, возрождение патриотич. традиций прошлого. Передовые политич. устремления венг. народа нашли выражение в историч. драме крупнейшего драматурга И. Ка-тоны "Банк-бан" (1820), в к-рой проводилась мысль о необходимости сочетания социальной и нац. -освободит, борьбы. Выдающимися актёрами этого времени были Р. Дерине-Сеппатаки, Ж. Сентпете-ри, К. Медьери, выступавшие как в драматических, так и в музыкальных спектаклях.

В 1-й пол. 19 в. получила распространение романтич. драматургия нац. -освободит, направленности. Драмы К. Кишфалуди, произв. крупнейшего венг. романтика М. Вёрёшмарти, социальные историч. пьесы Э. Сиглигети, создавшего особый вид т. н. народной пьесы ("Беглый солдат" и др. ), характеризовали осн. направления развития нац. драмы. Особое место в драматургии венг. романтизма занимает историч. драма "Тигр и гиена" (1846) поэта-революционера Ш. Петёфи.

Открытие в 1837 в Пеште постоянного театра, носившего назв. Пештский венг. театр ("Пешти мадьяр синхаз", с 1840 - Венгерский национальный театр), ускорило развитие нац. театр, культуры. В этом театре (до 1884) ставились драма-тич. и оперные спектакли. Иск-во венг. актёров этого периода отличалось многообразием идейных и художеств, исканий. Наиболее крупные прогрессивные актёры Нац. театра - Г. Эгрешши, М. Лендваи, актриса Р. Лаборфальви и др. - выражали в своём творчестве идеи нац. -освободит, борьбы периода подготовки бурж. Революции 1848-49. После поражения революции идеи борьбы за свободу нашли отражение в филос. драме "Трагедия человека" И. Мадача (1861). Быстрое развитие капитализма в В. после австро-венг. компромисса 1867 усилило влияние бурж. культуры в венг. театре. Хранителем нац. демократич. традиций в этот период оставался Нац. театр. Особый подъём в жизни театра наступил в 1878-94, когда в нём работали режиссёр и директор Э. Паулаи, драматург Г. Чики и трагедийная актриса М. Ясаи.

В 60-70-х гг. 19 в. были открыты новые театры в столице и провинции: Нар. театр в Буде (1861-64, 1867-70), "Непсин-хаз" в Пеште (1875), позднее "Вигсин-хаз" (1896) и "Мадьяр синхаз" (1897) в Будапеште и др. В нач. 20 в. группа прогрессивной интеллигенции во главе с реж. Ш. Хевеши организовала новаторский общедоступный театр "Талия" (1904-08), выступивший против театр. рутины и познакомивший широкие круги демократич. зрителей с лучшими произв. социальной драматургии. После провозглашения Венгерской советской республики (1919) театры были национализированы.

В 20-30-х гг., пережив поражение пролетарской революции, театр оказался в глубоком кризисе; погоня за кассовым успехом характеризует деятельность частных антреприз. Крупные актёры (Г. Байор, И. Варшаньи, Д. Чортош, Д. Хегедюш, А. Одри, И. Петеш, М. Раткаи, А. Шомлаи, Е. Тёрж) безуспешно пытались преодолеть кризис театр, иск-ва. Многие талантливые актёры и режиссёры (Ф. Хонт, X. Гобби, Т. Майор, А. Хорват) участвовали в работе "Независимой сцены" (г. Сегед) и рабочих самодеят. коллективов. Прогрессивные традиции в драматургии продолжались в произв. демократически настроенных писателей (Ж. Мориц, Е. Хельтаи, Л. Немет и др. ).

Освобождение от фашизма и установление нар. -демократич. строя в В. создали новые условия для развития нац. театр, культуры. В 1949 театры были национализированы. Открылись новые театры в столице и на периферии, в т. ч. Молодёжный, Театр кукол, Передвижной театр им. Дерине, Театр им. Йожефа, и др. Театры начали ставить пьесы совр. венг. драматургов - Д. Ийеша, Л. Немета, И. Шаркади, Э. Урбана, Л. Меш-терхази, И. Дарваша и др. Популярностью пользовались спектакли, поставленные по произв. сов. драматургии,- "Беспокойная старость" Л. Н. Рахманова, "Таня" А. Н. Арбузова, "Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского, "В добрый час!" В. С. Розова и др. Утверждению реалистич. традиций в венг. театре способствовали постановки пьес А. П. Чехова и М. Горького ведущим венг. реж. Э. Геллертом. Театр, выразительностью и идейной глубиной характеризуются спектакли режиссёров старшего поколения Т. Майора, 3. Варконьи, Э. Мартона, а также более молодых О. Адама, Л. Вамоша и К. Казимира, создавшего новый театр "Талия" (1961), где были поставлены пьесы И. Э. Бабеля, Р. Хоххута, С. Беккета, а также нац. классика (Ш. Петёфи, Ш. Броди и др. ). Помимо Нац. театра, известностью пользуется театр "Вигсинхаз", Театр им. И. Мадача (оба в Будапеште) и многочисл. сатирич. театры малых форм. Ведущие венг. актёры 50-60-х гг. : М. Габор, Ф. Бешшеньеи, Ш. Печи, X. Гобби, М. Шуйок, Т. Майор, К. Тольнаи, М. Тёрёчик, 3. Латинович, Е. Руткаи, И. Дарваш, К. Латабар, И. Шинкович, А. Месарош и др.

В В. (1970) работают 33 драматич. театра (19 в Будапеште). В Будапеште создан Н. -и. ин-т театра (1958), а также Ин-т театра и кино.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей редакцией С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957; т. 4, М., 1964; Гершкович А. А., Современный венгерский театр, М., 1963; его же, Поэтический театр Петёфи, М., 1970; X а мор и О., Огромный заряд правды, "Театральная жизнь", 1970, № 22; В aye г I., A nemzeti jatekszin tortenete, kot. 1-2, Bdpst, 1887; Nagy magyar Szineszek, Bdpst, 1957; Magyar szinhaztortenet, Bdpst, 1962. А. А. Гершкович.

Цирк. В 19 в. в В. появились странствующие нем., франц. и др. цирковые труппы. В 1-м десятилетии 20 в. в Будапеште работал цирк под руководством рус. клоуна, дрессировщика М. И. Бекетова (Рус. цирк Бекетова); в 20-х гг. он возглавил венг. стационар в Будапеште - Большой будапештский цирк (позже наз. Столичный). В 1949 этот цирк вместе с др., передвижными цирками был национализирован. С 1954 работой цирков руководит Венг. цирковое предприятие. В 1950 в ВНР организована ср. школа циркового иск-ва.

Лит.: [И. С. ], Цирк в Венгерской республике, "Советский цирк", 1961, № 11; Б а р о ш ш И., Школа циркового искусства, там же. А. Я. Шнеер.

XVIII. Кино

В кон. 19 в. выпущены первые хроникальные фильмы. В 1901 поставлен игровой фильм -"Танец" (реж. Б. Жит-ковский). В 1912 началось регулярное кинопроиз-во. Во время Венг. сов. республики (1919) кшюпром-сть была национализирована. В хроникальной серии "Красный кинорепортаж" осуществлена попытка связать кино с жизнью. Однако постановку художеств, фильмов закончить не удалось. После подавления революции и установления фаш. режима Хор-ти нек-рые видные кино деятели (реж. А. Корда, М. Кертиц, поэт и кинокритик Б. Балаж) эмигрировали.

В период между двумя мировыми войнами большое влияние на венг. киноиск-во оказала амер. коммерч. кинопродукция; однако в 30-е гг. было выпущено неск. комедий, явившихся значит, произв. иск-ва в силу социальнокритич. тенденций, а также благодаря выдающимся актёрским работам (Д. Кабош и др. ). В годы 2-й мировой войны выпускались фильмы, пропагандировавшие национа-листич. и фаш. взгляды.

Лишь освобождение страны открыло перед венг. кино пути художеств, развития. В 1947 создана выдающаяся кинокартина "Где-то в Европе" (реж. Г. Рад-ваньи), отличавшаяся антивоен. направленностью. Первое крупное достижение национализированной (в 1948) венг. кинематографии - фильм "Пядь земли" (1948, реж. Ф. Бан). Большинство венг. кинопроизведений 50-х гг., несмотря на стремление режиссёров к правдивому изображению действительности, характеризовалось схематизмом. Для фильмов 60-х гг. характерны острота проблематики, сила правды. Важные проблемы поднимает фильм "20 часов" (1964, реж. 3. Фабри), сложность человеческих взаимоотношений анализируется в кинолентах "В стремнине" (1963, реж. И. Гааль) и "Отец" (1966, реж. И. Сабо). Судьбам венг. общества конца 19 в., периода господства фашизма поев, фильмы "Без надежды" (1965, реж. М. Янчо) и "Холодные дни" (1966, реж. А. Ковач). Поставлены фильмы о молодёжи, формировании человека: "Пора мечтаний" (1964, реж. И. Сабо) и др. В области документального и научнопопулярного кино работают И. Хомокинадь, А. Колланьи и др.

В числе известных актёров кино: Ш. Печи, К. Тольнаи, М. Габор, Л. Башти, Е. Руткаи, М. Тёрёчик, И. Шинкович, И. Дарваш, 3. Латинович, И. Береш, Т. Тордай.

Специалистов в области кино готовит Ин-т театра и кино в Будапеште. В 1956 создан Н. -и. ин-т кинематографии (Будапешт). Вопросы киноиск-ва освещаются в журналах "Filmvilag", "Film, Szinhaz, Muzsika", "Filmkultura". В Пече проводится фестиваль нац. фильмов. Выпускается ежегодно 20-25 художественных, около 500 короткометражных и телефильмов, киножурналов. Работает (1969) 3980 кинотеатров (в т. ч. 2900 узкоплёночных).

Илл. см. на вклейке, табл. XLIV (стр. 496-497).

Лит.: Nemesktirty J.,A magyar film tortenete (1912 - 1963), Bdpst, 1965; Magyar В., A magyar nemofilm tortenete, [1 - 2], Bdpst, [1966-67]; N ernes K., Miert jdk a magyar filmek?, Bdpst, 1968.

ВЕНГРЫ (самоназвание - мадьяры), нация, составляющая 98,2% населения Венгерской Народной Республики. Числ. св. 9,78 млн. чел. (по переписи 1960). Живут также в Румынии (св. 1,6 млн. чел., в т. ч. обособленная этнич. группа секейев, или секлеров,- ок. 0,6 млн. чел. ), Чехословакии (св. 0,4 млн. чел. ), Югославии (св. 0,5 млн. чел. ), СССР (ок. 0,2 млн. чел. в Закарпатской обл. УССР), в США (ок. 0,2 млн. чел. ), Канаде (ок. 0,1 млн. чел. ), Юж. Америке (гл. обр. в Аргентине), ФРГ, Австрии и др. Говорят на венгерском языке. Большинство верующих В. - католики. В первые века н. э. на терр. Венгрии жили кельтские племена, позднее готы, гунны, авары, а с 6 в. стали селиться и слав, племена. В кон. 9 в. области, составляющие совр. Венгрию, завоевали угорские племена мадьяров, или венгров,- кочевников-скотоводов, первоначально живших по ср. и ниж. течению Камы, а затем переселившихся в при-черноморские степи, откуда они были вытеснены печенегами. В рамках образовавшегося в 10 в. раннефеод. венг. государства сформировалась в ср. века венг. народность - на основе преим. мадьяров, смешавшихся с жившими на Дунае славянами и остатками др. племён. Различные языковые и этнич. элементы (половцы-куманы, немцы, цыгане) продолжали растворяться среди В. и в более позднее время (14-19 вв. ). В 1-й пол. 16 в. б. ч. Венгрии завоевали турки, а нек-рые области страны попали под власть австр. Габсбургов. С этого времени начинается длит, период борьбы венг. народа за свою нац. независимость с турками и австр. империей Габсбургов. Борьба за экономич. и обществ, преобразования в 1-й пол. 19 в., Революция 1848-49 в Венгрии содействовали росту нац. самосознания, сплочению венг. нации. После 1-й мировой войны Венгрия стала самостоят, гос-вом (1918). Установление в 1945 народнодемократич. строя создало все условия для всестороннего социалистич. развития венг. нации. Значит, часть В. составляют пром. рабочие, остальное население занято гл. обр. в с. х-ве - земледелии, виноградарстве и традиц. отрасли венг. х-ва - скотоводстве. В жилище, одежде и пище В. сохраняется своеобразие. Об истории, экономике и культуре В. см. в ст. Венгрия.

Лит.: Народы зарубежной Енропы, т. 1, М., 1964. И. Н. Гроздова.

ВЕНДЕТТА (итал. vendetta - мщение), обычай кровной мести, называвшийся так гл. обр. на о-вах Сардиния и Корсика, где кровная месть бытовала даже в нач. 20 в.

ВЕНДСКАЯ ДЕРЖАВА, раннефеодальное гос-во полабских славян - бодри-чей, лютичей и поморян, существовавшее с 40-х гг. 11 в. до 1-й трети 12 в. на побережье Балт. м., между устьями pp. Лаба и Одра. Сплочение "вендских" (славянских) племён под единой княж. властью, обусловленное процессом феодализации, ускорялось необходимостью отражения герм. католич. агрессии. Создатель В. д. бодричский кн. Готшалк (правил в 1044-66) и его преемник кн. Крутой (1066-93) временно подавили сепаратизм плем. знати. Однако непрочность В. д. сказалась уже на рубеже 11-12 вв. Кн. Генрих (сын Готшалка), именуемый в документах также королём, подпал под влияние знати, искавшей содействия саксов или датчан, призвал нем. епископов. Ослабленная внутр. неурядицами, В. д. распалась окончательно ок. 1129.

Лит.: Пав и некий А., Полабские славяне в борьбе с немцами в VIII - XII вв., СПБ, 1871; Грацианский Н. П., За-эльбские славяне в борьбе с немецкой агрессией в X-XII вв., "Исторический журнал", 1942, №8; Королюк В. Д., Государство Готшалка (11 в. ), в кн. : Славянский сборник, М., 1947; Brankack J-, Zur friihen Geschichte der Westslawen zwischen Elbe1Saale und Oder, "Geschichte in der Schu-le", 1957, H. 5 - 6, 9 - 10. В. В. Дорошенко.

ВЕНДСКИЙ КОМПЛЕКС, венд (по назв. древнего слав, племени венды, или венеды), комплекс горных пород, непосредственно предшествующий кембрийской системе (периоду). Многими авторами выделялся под назв. эокемб-рия. Выделен Б. С. Соколовым в 1950. В. к. заключает редких представителей бесскелетных организмов (Rongea, Ven-dia, медузоидных), комплекс акритарх и в карбонатных породах следы жизнедеятельности синезелёных водорослей (строматолиты и мнкрофитолиты). На Вост. -Европ. платформе отложения В. к. представлены терригенными (пачелмской, волынской и валдайской) сериями; на Сибирской платформе, где В. к. нередко выделяется под назв. ю д о м-ского комплекса,- доломитами. В Австралии В. к. соответствуют песчаники Паунд с богатой фауной бесскелетных организмов Эдиакары. По данным изотопных определений, В. к. соответствует интервалу времени от 570 до 680 млн. лет назад. Б. М.Келлер.

ВЕНЕВ Стоян (р. 21. 9. 1904, с. Скриняно Кюстендилского окр. ), болгарский художник. Учился в АХ в Софии. В 1920-30-е гг. сложился как мастер пролет, сатирич. графики. Со 2-й пол. 1930-х гг. В. пишет гл. обр. полные юмора сцены из крест, жизни ("Весёлый год", 1957, Нац. художеств, гал., София), праздничнояркие и материальные по живописи, с обобщённой трактовкой приземистых фигур, муз. ритмичностью композиции. Ряду поздних картин В. присуща суровая драматич. героика. Пр. им. Димитрова (1950, 1953). Нар. худ. (1954). Илл. - т. 3, табл. XXIX, № 8.

Лит.: Дин ов Т., Стоян Венев, София, 1955; Стоян Венев, М., 1969.

ВЕНЁВ, город, центр Венёвского р-на Тульской обл. РСФСР, на р. Венёвка (приток Осётра). Ж. -д. станция на линии Москва - Узловая. 6,5 тыс. жит. (1969). В окрестностях - добыча каменного угля и камня. Впервые упоминается в историч. документах под 1400, город - с 1777.

ВЕНЕВИТИНОВ Дмитрий Владимирович [14(26). 9. 1805, Москва,- 15(27). 3. 1827, Петербург, похоронен в Москве], русский поэт, критик. Род. в дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование. Сдал экзамены в Моск. ун-те в 1824. Служил в Моск. архиве Коллегии иностр. дел, в 1826 переведён в Петербург. Необычайная одарённость В. проявилась очень рано. В. - представитель т. н. "любомудров". В филос. отношении взгляды В. близки натурфилософии Ф. Шеллинга. Политич. симпатии В. на стороне бурж. -демократич. свобод, что определило его сочувственное отношение к движению декабристов.

Романтич. поэзия В. насыщена филос. мотивами. В ней отразились и вольнолюбивые идеи. Многие стихи посвящены высокому назначению поэзии и поэта, культу дружбы, к-рую В. возвышал до всеобъемлющей любви к людям-братьям. В. переводил произв. Э. Т. А. Гофмана, И. В. Гёте и др. Н. Г. Чернышевский писал о В. : "Проживи Веневитинов хотя десятью годами более - он на целые десятки лет двинул бы вперёд нашу литературу... " (Поли. собр. соч., т. 2, 1949, с. 926).

Соч. : Поли. собр. соч.. под ред. и с примеч. Б. В. Смиренского. Вступ. ст. Д. Д. Благого, [М. - Л. ], 1934; Поли. собр. стихотворений. Вступ. ст., подготовка текста и примеч. Б. В. Неймана, Л., 1960.

Лит.: Саку лин П. Н., Из истории русского идеализма, т. 1, М., 1913; Мордовченко Н. И., Русская критика первой четверти XIX в., М. - Л., 1959; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. - Л., 1968.

Б. В. Смиренский.

ВЕНЕДИКТОВ Анатолий Васильевич [18(30). 6. 1887, с. Зирган, ныне Башк. АССР,-9. 8. 1959, Ленинград], советский учёный, юрист, акад. АН СССР (1958). Окончил экономич. отделение Петерб. политехнич. ин-та (1910) и юридич. ф-т Петерб. ун-та (1912). Преподавал в Ярославском ун-те (1918-19), в Петрогр. политехнич. ин-те (1919-30), в 1930- 1944 проф. ленингр. маш. -строит., а затем планового ин-тов; профессор ЛГУ (1944). Осн. труды по вопросам права и экономики, в т. ч. "Слияние акционерных компаний" (1914), "Правовая природа государственных предприятий" (1928), "Договорная дисциплина в промышленности" (1935), "Государственная социалистическая собственность" (1948), "Гражданскоправовая охрана социалистической собственности в СССР" (1954), "Организация государственной промышленности в СССР" (2 тт., 1957-61). Гос. пр. СССР (1949). Награждён орденом Ленина.

Лит.1Иоффе О. С., Райхер В. К., Толстой Ю. К., А. В. Венедиктов, М., 1968.

ВЕНЕДЫ, венеты, венды (лат. Venedi, Veneti), древнейшее наименование слав, племён, по-видимому, относящееся к их зап. ветви. Назв. "В. " встречается с 1 в. н. э. Они жили, как свидетельствуют нек-рые антич. авторы, по Висле и побережью Балт. м., а согласно Пёйтингеровым таблицам, - к С. от Карпат и на Ниж. Дунае. Плиний Старший, Тацит с нек-рыми колебаниями причисляли В. к сарматам, готский историк Иордан (6 в. ) отнёс их к славянам. Археол. памятники, оставленные В., точно не определены. Причисление нек-рыми исследователями к В. древностей пшеворской и зарубинецкой культур (2 в. до н. э. - 4 в. н. э. ) спорно. Часть В. на рубеже 7-8 вв., по-видимому, переселилась восточнее и влилась в состав вост. славян. Возможно, этноним В. сохранился в наименовании вятичей (произносилось "вентичи"). Назв.

Wenden, Winden употреблялись в ср. века немцами для обозначения славян, а финны и в наст, время именуют русских venaja.

Лит.: Третьяков П. Н., Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953; Л Пушкин И. И., Славяне Восточной Европы накануне образования древнерусского государства, Л., 1968; Иордан, О происхождении и деяниях гетов. Getica, M.,1960, с. 209 - 10. А. П. Каждан.

ВЕНЕРА, в др. -рим. мифологии первоначально богиня весны и садов; принадлежала к числу древнейших италийских божеств. С проникновением на терр. Древней Италии греч. культов В. стала отождествляться с др. -греч. богиней Афродитой и почитаться как богиня любви и красоты. В эпоху Римской империи культ В. был особенно популярен, почиталась как прародительница императорского рода Юлиев.

ВЕНЕРА, вторая по расстоянию от Солнца и ближайшая к Земле планета Солнечной системы, астрономич. знак 2- В. была известна также под назв. Утренней звезды, Геспера, Веспера, Вечерней звезды, Фосфора, Люцифера. Ср. расстояние от Солнца 108 млн. км (0,723 астрономич. единицы). Сидерич. период 224 су т 16 ч 49 мин 8 сек. Для земного наблюдателя угловое расстояние В. от Солнца не превышает 48°, вследствие чего она видна только в течение нек-рого времени после захода Солнца (вечерняя звезда) или незадолго до его восхода (утренняя звезда). В. - наиболее яркое (после Солнца и Луны) светило земного неба. В максимуме блеска она достигает -4,4 звёздной величины. Фазы В. (открыты Г. Галилеем в 1610) люди с исключительно хорошим зрением могут заметить нево-оруж. глазом. Угловой диаметр В. во время ниж. соединения достигает 64". Согласно наземным радиолокац. наблюдениям, средний радиус В. составляет 6050±0,5 км, а отклонения от сферичности ±3 км, масса 1/(408522+-3) массыСолнца, 0,9528 массы Земли.

При наблюдениях с Земли В. представляется покрытой сплошным облачным покровом с высокой отражат. способностью (сферич. альбедо 0,6), лишённым постоянных деталей. По отд. тёмным и ярким образованиям, заметным на облачном покрове в основном в области длин волн 300-400 нм (3000- 4000 А), установлен примерно 4-суточный период вращения (направление вращения обратное, т. е. противоположное движению планет вокруг Солнца). Период вращения твёрдого тела планеты, определённый радиолокац. наблюдениями, составляет 243 ±0,18 су т (направление вращения также обратное), причём ось вращения наклонена к плоскости орбиты не более чем на 2°. Возможно, что наблюдаемый 4-суточный период вращения облачного слоя объясняется атм. течениями (скорость " 100 км/сек, что в земной атмосфере типично для высот 50-60 км).

Существование атмосферы В. установлено впервые М. В. Ломоносовым при наблюдениях прохождения её по диску Солнца в 1761.

В атмосфере В. спектроскопич. путём надёжно установлено присутствие двуокиси углерода (СО2). В надоблачном слое, возможно, имеются окись углерода (СО), пары воды (Н2О), кислород (Ог), хлористый водород (НС/) и фтористый водород (HF). Предполагают, что облака В. состоят из кристаллов водяного льда. Сведений о подоблачном слое атмосферы, получаемых в результате наземных оптич. наблюдений, практически нет.

По наблюдениям