загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

иций с помощью математич. методов.

В связи с усилением развития гос. -монополистич. капитализма в В., последовавшим после мирового экономич. кризиса 1929-33, возникло кейнсианство, одно из главных течений бурж. экономич. мысли, направленное на "спасение капитализма" путём регулирования гос-вом капиталистич. экономики. Основоположник этого течения Дж. М. Кейнс разработал теорию и программу экономич. политики гос. -монополистич. капитализма, применявшуюся в В. и др. капиталистич. странах. Дальнейшее развитие идеи Кейн-са, применительно к новым условиям совр. гос. -монополистич. капитализма в В., получили в концепциях неокейнсиан-ства (У. Беверидж, Р. Харрод, Дж. Робинсон и др. ). В противоположность нео-кейнсианству современные сторонники (Л. Робинсон, Дж. Мид и др. ) "неоклассического" направления (возникло в кон. 19 в. ) проповедуют свободу предпринимательства, к-рая, по их представлению, должна обеспечить идеальное функционирование частнокапиталистич. экономики.

В 50-60-х гг. в условиях борьбы двух социальных систем лейбористские теоретики (в т. ч. Дж. Стрейчи) выдвинули апологетич. доктрины "трансформации капитализма", "демократического социализма", "государства всеобщего благоденствия", "диффузии собственности", "выравнивания доходов" и др., стремясь замаскировать империалистич. сущность современного капитализма, скрыть господство монополий в экономич. жизни страны, исказить классовый характер современного капиталистич. гос-ва и антинародную сущность гос. -монополистич. капитализма в целом.

С критикой бурж. политэкономии и лейбористских экономич. теорий выступают прогрессивные экономисты, представители марксистской политэкономии М. Добб, П. Датт, Д. Итон. В их трудах новые явления капитализма: усиление его гос. -монополистич. черт, углубление противоречий в процессе экономич. роста, положение рабочего класса в "обществе изобилия" и др. - получили науч. анализ.

Для совр. экономич. науки В. характерно развитие её специализиров. отраслей - экономики научнотехнич. прогресса и конкретных отраслей х-ва; использование • математикокиоернетич. методов и элект-ронновычислит. техники; подключение к экономич. исследованиям смежных наук - социологии, психологии, демографии, наук о поведении и человеческих отношениях; развитие экономич. прогнозирования и программирования. Работу гос. учреждений, занятых исследованиями в области экономич. и смежных наук, координирует Н. -и. совет по социальным наукам при Мин-ве образования и науки, к-рый выдаёт субсидии ун-там на проведение таких исследований и руководит подготовкой экономистов и др. науч. кадров. Традиц. центрами фундаментальных экономич. исследований служат ун-ты, где работает около тысячи экономистов. Значит, объём экономич. исследований проводится некоммерч. ин-тами, к-рые имеют статут акц. компаний и работают по заказам монополий и гос-ва. К 1970 имелось ок. 20 таких ин-тов: Нац. ин-т экономич. и социальных исследований, Ин-т политич. и экономич. планирования, Ин-т экономики и др.

Из проф. орг-ций экономистов крупнейшей является Королевское экономич. об-во. Оно объединяет 6 тыс. индивидуальных и коллективных членов из В. и стран Содружества и ведёт научноинформационную, консультационную и координационную работу.

Важнейшие экономич. журналы: "The Economist" (с 1843), "Economic Journal" (с 1891) и др. Издаётся также большое число специализированных журналов. Экономич. проблемы освещаются в тео-ретич. органе компартии В. "Marxism Today" (с 1957).

М. Н. Рындина, В. И. Масленников.

Юридическая наука. Возникновение англ, правовой науки относится к первым десятилетиям после нормандского завоевания и почти совпадает с периодом становления общего права (11-12 вв. ). С самого начала англ, юридич. мысль развивалась самостоятельно, не испытывая на себе влияния римского права. Это объяснялось оригинальным характером общего права, комментированием и истолкованием к-рого занималась наука. В отличие от стран континент. Европы, англ, юридич. наука создавалась не в университетах, а юристами-практиками. Они занимались не разработкой теоре-тич. концепций и общих принципов, а объяснением и комментированием суд. решений. С появлением права справедливости стало развиваться и соответствующее направление юридич. науки, к-рое, в отличие от общего права, подверглось значит, воздействию канонического и рим. права. Своеобразие англ, правовой системы, не знающей ни деления на публичное и частное право, ни чёткого подразделения на традиц. для континент. Европы отрасли права, ни чёткого различия между правом материальным и процессуальным, нашло своё выражение и в англ, юридич. науке (напр., такие правовые дисциплины, как гражданское право, уголовное, административное с трудом, могут быть выделены в самостоят, отрасли науки).

Первые крупные правовые трактаты феод, периода были созданы Р. Гленвиллом и Г. Брактоном, разработавшими правила процедуры обращения в Вестминстерские суды. В 15 в. значит, работами в области права были труды Т. Литлтона, Дж. Фортескыо, в 16 в. - Сент-Джермена, дающие доктринальное толкование важнейших институтов англ, права, а также судебных прецедентов по соответствующим вопросам. В 17 в. была создана фундаментальная работа Э. Кока "Институты английского права". Бурж. правовая идеология В. получила своё наиболее полное выражение в трудах У. Блэкстона ("Комментарии к английским законам" и др. ), к-рый считается основателем совр. правовой науки В. В 18-19 вв. наиболее значительными явились труды И. Бен-тама, заложившего основы либеральнобурж. конституционного права. В 19- нач. 20 вв. в англ, юридич. науке выделился ряд крупных государствоведов (У. Беджгот, Дж. С. Милль, А. Дайси, У. Энсон, С. Лоу, Т. Э. Мей и др. ), к-рые предопределили осн. направления англ, бурж. науки о гос-ве и политич. науки.

В новейшее время в юридич. науке В. известны крупные учёные, разрабатывающие проблемы общего права и права справедливости, гражданского права, уголовного, истории англ, права и т. д. (Ф. Мейтленд, Д. Йейл, К. Кении, П. Дафф, Д. Тернер, Г. Стрит, А. Кросс, Д. Доб и др. ). Изучению конституционного права, политич. науки, адм. права и местного управления посвящены труды таких учёных, как А. Дженнингс, Г. Мор-рисон, Г. Ласки, Р. Мьюр, А. Кит, Д. Мей, Б. Картер, Д. Муди, Л. Эмери, У. Моррис-Джонс, Д. Макинтош и др. Они разрабатывают проблемы англ. гос. права и др. отраслей права в духе апологии капиталистич. государственности в В., развивая идеи плюралистич. демократии, проповедуя надклассовость брит, гос-ва, провозглашая его "государством всеобщего благоденствия", говоря о "трансформации собственности" в В. и пр.

Особое место в совр. англ, правовой науке занимают учёные марксисты Дж. Голлан, Д. Харви, К. Худ и др., труды к-рых содержат подлинно научный анализ брит, гос-ва и права.

Важнейшие науч. центры в области права - Лондонский, Кембриджский и Оксфордский ун-ты. ВВ. издаётсябольшоеколичествоправовыхжурналов: "Cambridge Law Journal" (с 1921), "Criminal Law Review" (с 1954), "International and Comparative Law Quarterly" (c 1952), "Journal of Business Law" (c 1957), "Journal of the Society of Public Teachers of Law" (c 1961), "Juridical Review" (c 1889), "Law Quarterly Review" (c 1885), "Law Society's Gazette" (c 1903), "Lawyer" (c 1958), "Modern Law Review" (c 1937), "Public Law" (c 1956), "Solicitor Quarterly" (c 1962), "Solicitor's Journal" (c 1928).

А. А. Мишин.

Языкознание. В эпоху Возрождения и Реформации составляются глоссарии и нормативные грамматики ср. -век. латыни. С 16 в. собираются и изучаются древние рукописи антич., вост., др. -герм, и других народов, ведётся работа по их изданию. Богатые собрания сосредоточиваются в б-ке Бодли Оксфордского ун-та и Брит, музее. Изучение древних языков и их преподавание в ун-тах начинается с кон. 15 в. - классич. латынь и греческий, с 17 в. - вост. языков; в 1639 в Кембридже вводится курс др. -англ, языка. Составляются словари и грамматики лат. языка (грамматика У. Лили, 1540) и первые двуязычные словари европ. языков, в 1689 выходит первая в Англии грамматика др. -англ, языка Дж. Гикса, в кон. 18 в. появляются первые в Европе публикации санскр. текстов (У. Джонс). В 16-18 вв. создаются практич. и нормативные грамматики англ, языка, толковые, этимологич., орфоэпич. и орфографич. словари. Эта лексикографич. играмматич. работа обобщена в словаре англ, языка С. Джонсона (1755) и в грамматике Л. Муррея (1795). В 17-18 вв. появляются науч. грамматики англ, языка, где рассматриваются вопросы общей теории и философии языка (Дж. Уоллес, 1653; Дж. Гаррис, 1751; Дж. Пристли, 1761; Дж. Монбоддо, т. 1-6, 1773-92). Во 2-й пол. 18 в. в трудах Дж. Уоллеса и У. Джонса закладываются основы срав-нительноисторич. языкознания. В 1888 Дж. Муррей начал издавать многотомный Оксфордский словарь англ, языка. Основывается Лондонское филологич. об-во (1842). Начинают свою издательскую деятельность Об-во староангл. текстов (с 1864) и Викингское об-во по изучению Скандинавии (с 1892). Во 2-й пол. 19 в. складывается т. н. англ, школа фонетики (историч. фонетика и грамматика англ, языка -Г. Суит; диалектология -А. Эллис, Дж. Райт; фонетика - Д. Джонс). В 20 в. А. Гардинер, А. Росс, С. Ульман разрабатывают вопросы общего языкознания. И хотя лингвистич. жизнь В. продолжает характеризоваться традиц. для неё интересом к изучению живых языков и диалектов, особенно индийских и африканских, что сопровождается составлением многочисл. и разнообразных словарей и описательных грамматик, в то же время нек-рая узость проблематики и практич. направленность исследований сменяется растущим вниманием к теоретич. проблемам, к созданию общей теории языка, к сравнит, и типологич. изучению языков. Наиболее ярко эта тенденция проявилась с 30-х гг. в рамках лондонской лингвистич. школы (Дж. Ферс, В. А л лен, Р. Робине, В. Хаас, М. Холлидей и др. ). Представляя собой оригинальное направление в совр. структурализме, ориентированное прежде всего на семантич. сторону языка, школа ставит задачу создания общей теории языка, в рамках к-рой осуществляется гибкое и практически удобное описание разноструктурных языков. Растёт интерес и к проблемам психолингвистики и прикладной лингвистики. Англ, лингвисты внесли значит, вклад в развитие ориенталистики (Дж. Грирсон), африканистики (В. Блик, М. Гатри), египтологии (Ф. Гриффит), в дешифровку древних письменных памятников (Г. Ро-улинсон, М. Вентрис, Дж. Чедвик). В 1959 создаётся Лингвистич. ассоциация В. Ведущие лингвистич. центры: Лондонский ун-т (кафедра общего языкознания, Центр по изучению теории коммуникации и Школа изучения Востока и Африки), Оксфордский ун-т (ориенталистика, славистика), Эдинбургский ун-т (общее языкознание, семантика, прикладная лингвистика, психолингвистика), Кембриджский ун-т (прикладная лингвистика). Наиболееизвестныепериодич. издания: "Archivum Linguisti-cum" (c 1949), "Bulletin of the School of Oriental and African Studies" (c 1917), "Journal of Linguistics" (c 1965), "Language and Speech" (c 1959), "Oxford Slavonic Papers" (c 1950), "Transactions of the Philological Society" (c 1854). Г. И. Андреева.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Многие особенности развития английской науки и техники обусловлены организацией её исследований. В начале 20 в. крупнейшие университеты В. имели свои исследовательские лаборатории. Однако их оборудование приобреталось за счёт самих учёных, а круг исследователей состоял из преподавателей и студентов. Сравнительно поздно появились пром. исследовательские лаборатории. Связь фундаментальных исследований с техническими была недостаточна. Это объяснялось тем, что до 1-й мировой войны спрос на науч. работы со стороны пром-сти, располагавшей сырьевыми ресурсами и рынками сбыта империи, был невелик. Результатом явилось отставание англ, пром-сти в 1-й пол. 20 в.

В 1915-40 правительство предприняло попытку основать систему технич. исследований в пром-сти. Появились частные лаборатории, особенно в хим. и электромашиностроит. пром-сти, занимавшиеся разработкой новой технологии. Но они были невелики. В 1939 в В. существовало только 10 крупных лабораторий, насчитывавших от 100 до 300 учёных и инженеров. Помимо Нац. физ. лаборатории, организованной гос-вом ещё в 1900 и занимавшейся фундаментальными исследованиями, в 1918 были созданы кооперативные исследовательские ассоциации, субсидировавшиеся как фирмами, так и гос-вом. Однако на размахе исследовательских работ сказывался недостаток науч. кадров. В 1940 В. готовила вдвое меньше студентов естественнонаучного и технич. профиля, чем Германия. В этот период снизилась роль науч. об-в.

После 1945 количество исследовательских центров резко увеличилось. В 1969 науч. исследования велись в 34 университетах и 11 колледжах "новейшей техники". Трудности с подготовкой науч. кадров обострились из-за "утечки мозгов" - растущей эмиграции учёных в США. Только за 1961-66 из В. эмигрировало в США 2,6 тыс. учёных и высококвалифицированных инженеров. До 70% всех работ выполняют частнопром. лаборатории. Ведут исследования почти все фирмы с числом занятых в них 500 и более чел. и объёмом продаж св. 3 млн. ф. ст. Высок уровень исследований в авиационной, нефтяной, электронной и хим. пром-сти. Крупнейшая хим. монополия В. "ИКИ" создала сеть лабораторий (с годовым бюджетом до 30 млн. ф. ст. - свыше 5% объёма продаж), в к-рых занято (1967) ок. 11 тыс. чел. (св. 10% всех работающих в "ИКИ"), в т. ч. ок. 3 тыс. науч. сотрудников.

Сеть исследовательских кооперативных ассоциаций в послевоен. годы более чем удвоилась. Продолжает увеличиваться число гос. исследовательских ин-тов и центров, вт. ч. работающих в содружестве с группами учёных в университетах. В 1954 оформилась сеть гос. ин-тов, исследующих проблемы ядерной физики и энергетики. Созданы науч. центры по микробиологии, квантовой электронике, радиоастрономии и др. Общее число науч. работников в В. составило (на 1969) ок. 400 тыс., из них 168 тыс. по естеств. наукам.

Рост науки и многообразие форм её организации потребовали создания аппарата управления. В 1915-31 были образованы комитеты Тайного совета по науч. и пром. исследованиям, по мед. наукам и по с. -х. исследованиям, задача к-рых заключалась в содействии науч. учреждениям, в частичном их финансировании. Однако комитеты мало влияли на направление исследований.

В 1949 создана Корпорация по развитию нац. исследований, призванная содействовать исследовательским учреждениям в разработке и реализации патентов на изобретения. В 1959 вместо комитетов Тайного совета по науч. и пром. исследованиям было создано Мин-во науки, реорганизованное в 1964 в Мин-во образования и науки. В нём имеются исследовательские советы по естеств. наукам, медицине, с. -х. наукам, социальным наукам; последний занимается гл. обр. проблемами экономики, управления и психологии. В 1964 возникло Мин-во техники, к-рое в 1967 было слито с Мин-вом авиации и координирует технические исследования.

Резко увеличивается финансирование науки (ок. 1 млрд. ф. ст. в 1969 против 3,6 млн. ф. ст. в 1939). Более половины средств идёт на разработку проблем, имеющих воен. значение. Из-за ограниченности ресурсов В. отказалась от проведения ряда дорогостоящих исследований (запусков спутников, нек-рых программ в ядерной физике и океанографии).

Нац. служба информации состоит из сети библиотек во главе с Нац. научнотехнич. библиотекой и спец. информац. учреждений. В 1965 при Мин-ве образования и науки организовано Управление научнотехнич. информации. Всего в В. в информац. учреждениях занято ок. 3,5 тыс. чел., в т. ч. 1,5 тыс. учёных и инженеров. С. Ф. Давидюк.

Лит.: Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1-3; История философии, т. 1-3, М., 1940 - 43; История философии, т. 1-6, М., 1959-65 (т. 1, с. 290-93, 322-23, 361-82, 422 - 52; т. 3, с. 424-69; т. 5, с. 567 - 98; т. 6, кн. 2); Нар с кий И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960; Богомолов А. С., Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма, М., 1964; Contemporary British philosophy, ed. J. H. Muirhead, v. 1 - 2, L. - N. Y., L1924 -25J; Sorley W. R., A history of English philosophy, Camb., 1937; Ме t z R., Hundred years of British philosophy, 2 ed., IN. Y. ], 1951; Paul L., The English philosophers, L., 1953; Contemporary British philosophy, ed. H. D. Lewis, v. 1 - 2, L. - N. Y., 1956; Warhock G. J., English philosophy since 1900, L. -Oxf., 1958; В а и н-штейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М. - Л., 1964, с. 158- 168, 202-08, 221-22, 420-56; Виноградов К. Б., Очерки английской историографии нового и новейшего времени, Л., 1959; Some modern historians of Britain, N. Y., 1951; Блюмин И. Г., Критика буржуазной политической экономии, т. 2, М., 1962; С е л и г-мен Б., Основные течения современной экономической мысли, пер. с англ., М., 1968.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1970 в В. издавалось св. 140 ежедневных и воскресных газет, св. 1200 местных еженедельников и св. 4 тыс. журналов и др. периодич. изданий. Тираж 10 крупнейших ежедневных газет 15,5 млн. экз. По количеству газетной продукции на душу населения В. идёт впереди др. ка-питалистич. стран. В прессе В. господствует узкая группа монополий, крупнейшими из к-рых являются "Интернэшонал паблишинг корпорейшен лимитед" ("International Publishing Corp. Ltd"), "Ассошиэйтед нъюспейперс лимитед* ("Associated Newspapers Ltd"), "Томсон организейшен лимитед" ("The Thomson Organisation Ltd"), Бивербрука газетный концерн. Большинство газет В. поддерживает Консервативную партию. Наиболее полно позицию её руководства обычно выражают газеты "Дейли телеграф энд морнинг пост" ("The Daily Telegraph and Morning Post"),осн. в 1855, тираж 1,4 млн. экз. (здесь и ниже по данным на 1970) и "Санди телеграф" ("The Sunday Teleg-aph"), осн. в 1961, тираж 750 тыс. экз. проконсервативных позиций выступают газеты "Дейли экспресс" ("Daily Express"), осн. в 1900, тираж 3,6 млн. экз., "Санди экспресс" ("Sunday Express"), осн. в 1918, тираж 4,3 млн. экз., "Дейли мейл" ("Daily Mail"), осн. в 1896, тираж 1,9 млн. экз., "Санди тайме" ("Sunday Times"), осн. в 1822, тираж ок. 1,5 млн. экз., журналы "Экономист" ("The Economist"), осн. в 1843, "Спектейтор" ("Spectator"), осн. в 1828, и ряд др. изданий. Газета "Тайме" ("The Times"), осн. в 1785, тираж св. 400 тыс. экз. ; пользуется репутацией наиболее осведомлённой газеты и считается рупором офиц. кругов страны, независимо от партийной принадлежности пр-ва; на практике, однако, "Тайме" ближе стоит к Консервативной партии.

Политику руководства Лейбористской партии поддерживают газеты "Дейли мир-pop" ("Daily Mirror"), осн. в 1903, тираж 4,7 млн. экз., "Санди миррор" ("Sunday Mirror"), осн. в 1915, тираж 4,9 млн. экз., "Пипл" ("The People"), осн. в 1881, тираж 5,2 млн. экз. Позицию левого крыла партии отражает еженедельник "Трибюн" ("Tribune"), осн. в 1937. Выразителями взглядов либеральной интеллигенции являются газеты "Гардиан" ("The Guardian"), осн. в 1821, тираж св. 300 тыс. экз., "Обсервер" ("The Observer"), осн. в 1791, тираж ок. 850 тыс. экз.

Издания коммунистич. партии: газ. "Морнинг стар" ("Morning Star"), осн. в 1930, еженедельник "Коммент" ("Comment"), осн. в 1921, журн. "Марксизм тудей" ("Marxism Today"), осн. в 1957, "Лейбор мансли" ("The Labour Monthly"), осн. в 1921.

Ведущие информационнотелеграфные агентства В. : Рейтер (Reuter), Пресс ассо-шиэйшен (The Press Association) и Экс-чейндж телеграф (The Exchange Telegraph).

Регулярное радиовещание началось в 1922. С 1927 монопольное право в этой области принадлежит подконтрольной пр-ву Британской радиовещательной корпорации (Би-Би-Си). Внутреннее вещание ведётся по 3 программам; большое место в деятельности Би-Би-Си занимает вещание на зарубежные страны. В 1936 Би-Би-Си начала регулярные телевиз. передачи. С 1955 телепередачи ведутся также группой частных компаний. Би-Би-Си ведёт телепередачи по 2 программам (нек-рые передачи - цветные), передачи студий коммерческого телевидения в совокупности составляют ещё одну программу. Издат. концерны, радио и телевидение В. имеют широкие связи со странами Содружества, а в нек-рых из них владеют газетами, радио и телевиз. студиями. А. М. Белоногов.

XIII. Литература

Предки англичан англо-саксы, пришедшие с континента, принесли с собой германские мифы и легенды, передававшиеся из поколения в поколение изустно; лишь после введения христианства учёные монахи стали записывать древние героич. поэмы. Эпич. поэма "Беовульф", созданная в кон. 7 в., дошла в рукописи 10 в. На брит, почве в 8-10 вв. возникли религ. лирика англо-саксов, богословские труды, летописи. После завоевания Англии норманнами в 11-13 вв. развивается трёхъязычная лит-pa феод, мира: церк. соч. на лат. яз., рыцарские стихи и поэмы - на франц., англ, предания - на англо-саксонском. К сер. 14 в. складывается общенац. англ. язык. Рождается поэзия, отражающая жизнь и быт разных сословий. Поэтом дворянских идеалов был Джон Гауэр, Идеологию крестьянства 80-х гг. 14 в. выразил У. Ленг-ленд в поэме "Видение о Петре-пахаре". Синтез культуры эпохи зрелого феодализма и предвосхищение раннего Возрождения характерны для "Кентерберийских рассказов" (кон. 14 в. ) - собрания стихотворных повестей и новелл Дж. Чосера. В прологе к этому соч. дано описание людей всех сословий и профессий, отправляющихся в паломничество в Кентербери. Ср. -век. романтика рыцарства сочетается здесь с прозаич. юмором горожан, в оценках жизненных явлений ощущается зарождение раннего гуманизма. Столетняя война с Францией, затем война Алой и Белой розы затормозили развитие лит-ры. Среди немногих памятников - изложение в прозе легенд о рыцарях Круглого стола - "Смерть Артура" Томаса Мэло-ри (15 в. ). Зато получает развитие нар. поэзия - баллады легендарного, исто-рич., драматич. характера.

Конец разрушит, феод, распри и установление абсолютизма Тюдоров способствовали возрождению лит. деятельности. Растут связи англ, писателей с представителями гуманизма др. стран. В нач. 16 в. выступает Томас Мор, автор "Утопии", содержавшей не только критику феод, системы, но и картину идеального гос-ва, осн. на коммунистич. общности имущества. Во 2-й пол. 16 в. после воцарения Елизаветы I гуманизм становится господствующим идейным течением. Ли-рич. поэзию создают авторы сонетов Т. Уайет, X. X. Сарри и др. Высшим достижением эпич. поэзии была поэма Э. Спенсера "Королева фей" (1590). Возникают приключенч. и плутовские романы, пасторальная лит-pa. В нач. 17 в. появляется жанр эссе (Ф. Бэкон) и характеристик (Т. Овербери). Прозаич. повесть о быте ремесленников создаёт Т. Делони. Но наибольшей художеств, высоты достигла драматургия зрелого англ. Возрождения. Англ, драма прошла церк. стадию, потом перешла к уличным представлениям мистерий, носивших характер циклов, к-рые исполнялись неск. дней. В 15 в. в гор. театре появляются жанры моралите и интерлюдии. В начале 16 в. гуманисты использовали их для пропаганды своих идей. Во время реформации церкви драма включается в борьбу против католицизма. В этих условиях появляется "Король Джон" (1548) епископа Дж. Бейла - первая историческая драма, ещё содержавшая значит, элементы моралите. В сер. 16 в. в академич. кругах ставят первые англ, драмы, написанные в подражание античным, преим. лат. образцам: трагедия "Горбодук" (1561) Т. Нортона и Т. Сэк-вилла, комедии "Ральф Ройстер Дойстер" (ок. 1551) Н. Юдалла и "Иголка кумушки Гаммер Гертол" (1556) неизв. автора. Приёмы итал. "учёной" комедии перенёс на англ, почву Дж. Гаскойн в своей переделке "Подменённых" (1566) Л. Ариосто. В нар. театре, переживающем бурное развитие во 2-й пол. 16 в., возникает самобытная нац. драматургия: К. Марло (1564-93), Р. Грин (1560-92), Т. Кид (1558-94)' и др., известные под именем "университетских умов". К зачинателям гуманистич. драмы принадлежит и Дж. Лили (1554-1606). Их деятельность подготовила почву для великого драматурга У. Шекспира (1564-1616). В своих комедиях он выразил жизнерадостный дух Возрождения и оптимизм гуманистов; в пьесах-хрониках из истории Англии ("Ричард III", "Генрих IV" и др. ) с большим реализмом показал борьбу между феод, сепаратизмом и стремлением к созданию централизованной монархич. власти. Вершиной творчества Шекспира были его трагедии ("Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет", "Антоний и Клеопатра" и др. ). Выражая горестное сознание того, что для гуманистич. идеалов нет места в действительности, Шекспир с небывалой силой показал сложный душевный мир людей Возрождения. К плеяде талантливых драматургов относятся Б. Джонсон (ок. 1573-1637), создатель сатирич. комедий из совр. быта; Т. Хейвуд (ок. 1574-1641) и Т. Деккер (1609-66); Ф. Бомонт (ок. 1584-1616) и Дж. Флетчер (1579-1625). Англ, бурж. революция положила конец развитию гуманистич. драмы; по требованию пуритан в 1642 были закрыты все театры. Революц. период был сравнительно мало продуктивен в лит-ре. Активный деятель бурж. революции Дж. Мильтон (1608- 1674) в период Реставрации создал эпич. поэму на библейский сюжет "Потерянный рай" (1667), отразившую в библейских образах титанич. борьбу социальных сил эпохи. Пуританский проповедник Дж. Беньян (1628-88) в аллегорич. романе "Путь паломника" (1678-84) показал, как трудно быть добродетельным и честным в мире социального неравенства и бурж. корысти. Дух реставрации монархии Стюартов отличает поэзию и драматургию Дж. Драйдена (1631-1700), колебавшегося между стилями барокко и классицизма. В кон. 17 - нач. 18 вв. У. Уичер-ли (1640-1715) и У. Конгрив (ок. 1670-1729) создали фривольные комедии из аристократич. быта.

Т. н. "Славная революция" 1688-89 положила начало новому периоду англ, лит-ры, в центре внимания к-рой стал рядовой человек нового бурж. общества. Ведущим идейным течением 18 в. становится просветительство. Первенство в литературе переходит от поэзии к прозе; возникает бурж. роман, создателем которого был Д. Дефо (1661-1731); в его произв. "Робинзон Крузо" (1719) дан идеализированный образ энергичного труженика, покорителя природы. Сатира Дж. Свифта (1667-1745) "Путешествия Гулливера" (1726) содержит уничтожающую характеристику Англии, переживавшей переход от феодализма к бурж. строю. Идеализацией бурж. добродетелей полны сентимент. романы С. Ричардсона (1689- 1761), написанные в эпистолярной форме. Г. Филдинг (1707-54) в "Истории Тома Джонса, найдёныша" (1749) создал эпич. повествование, отразившее отчасти в сатирич. духе все стороны аристократич. и бурж. быта. Элементы социальной сатиры ещё сильнее в романах Т. Смоллет-та (1721-71). Англ, социальнореалис-тич. роман оказал влияние на всю европ. лит-ру. Несмотря на эксцентричную форму своих романов "Жизнь и мнения Три-страма Шенди" (1759-67) и "Сентиментальное путешествие" (1768), Л. Стерн (1713-68) открывал противоречия человеч, характера, ранее недоступные просветительскому рационализму.

В драматургии просветительский классицизм получил наивысшее выражение в трагедиях Дж. Аддисона "Катон" (1713) и С. Джонсона "Ирена" (1749). Новые пути намечала сентиментальная комедия Р. Стила "Совестливые любовники" (1722), но подлинный переворот в драме произвёл Дж. Лилло (1693-1739), создатель первой бурж. трагедии "Лондонский купец" (1731). Очень сильной была сатирич. струя в англ, театре. Балладная "Опера нищих" (1728) Дж. Гея (1685- 1732), комедии Филдинга (1730-е гг. ) смело критиковали правительств, коррупцию. Правящие круги ответили на критику введением театр, цензуры (1737). Тем не менее сатирич. линия в социальнобытовой комедии продолжала развиваться и достигла кульминации в творчестве Р. Б. Шеридана (1751-1816), автора сатирич. комедии"Школа злословия" (1777).

В кон. 18 в. реакция на просветительство находит выражение в преромантич. культе старины, в смене оптимизма мотивами меланхолии. Наиболее типичные проявления этого: "Поэмы Оссиана" (1762-63) Дж. Макферсона (1736-96), стихи Т. Чаттертона (1752-70); романы "ужасов и тайн" ("готические") X. Уол-пола (1717-97) и А. Радклиф (1764- 1823). Возрождение интереса к нар. поэзии обусловило популярность шотл. поэта Р. Бёрнса (1759-96). Как реакция на коллизии бурж. прогресса, капиталистич. индустриализацию страны и разочарование в итогах Великой франц. революции возникает в 90-е гг. 18 в. романтизм. У. Вордсворт (1770-1850), С. Т. Кол-ридж (1772-1834), Р. Саути (1774- 1843), иногда объединяемые понятием "озёрная школа", культивировали мотивы возврата к природе, патриархальности, простоте нравов; окружали обыденные факты ореолом романтич. таинственности. Эти поэты приблизили поэтич. речь к живому звучанию языка. Второе поколение англ. романтиков - Дж. Г. Байрон (1788-1824), П. Б. Шелли (1792-1822), Дж. Ките (1795-1821) резко отвергало политич. консерватизм "озёрной школы". Байрон выступал с сатирами на реакц. политику Священного союза, а Шелли проповедовал идеи утопич. социализма. Социальный утопизм свойствен также поэзии У. Блейка (1757-1827). Разочарованный меланхолич. Чайльд Гарольд Байрона, его богоборец Каин и др. герои выражали решительный отказ от идеалов бурж. -аристократич. общества и анархич. индивидуализм. У Шелли появляются образы борцов за свободу человечества - Лаон ("Лаон и Цитна"), Прометей ("Освобождённый Прометей"). В. Скотт (1771 - 1832) создаёт жанр историч. романа. В двадцати романах, начиная с "Уэверли" (1814), Скотт отразил осн. периоды истории Англии и Шотландии, отчасти Франции и Германии - от крестовых пох'одов до сер. 18 в.

Новый период англ, лит-ры начался в 30-е гг. 19 в. в обстановке напряжённых социальных конфликтов, подъёма рабочего движения чартистов. Критику капитализма с романтич. позиций продолжал романист и публицист Т. Кар-лейль (1795-1881). Переходным от романтизма к реализму было творчество романиста и драматурга Э. Дж. Булвер-Литтона (1803-73). 30-60-е гг. - период расцвета критич. реализма: в романах Ч. Диккенса (1812-70), У. М. Теккерея (1811-63), HI. Бронхе (1816-55), Э. Гаскелл (1810-65) красочно изображены все слои буржуазии и, что было внове, показан рабочий класс, ведущий борьбу за свои права ("Шерли" Ш. Бронте, 1849; "Мери Бартон" Э. Гаскелл, 1848; "Тяжёлые времена" Ч. Диккенса, 1854).. Если Диккенс всегда имел любимых героев (Оливер Твист, Давид Копперфильд и др. ), то Теккерей ироничен в своей сатире и создаёт "роман без героя" ("Ярмарка тщеславия", 1847-48). Дж. Элиот (1819-80), Дж. Мередит (1828-1909) сочетают обычные мотивы социальнобытового романа с тонким психология, анализом. В кон. 19 в. в англ, романе обозначается резкий контраст между неоромантизмом Р. Л. Стивенсона (1850-94) и суровым реализмом Т. Харди (1840- 1928) и С. Батлера (1835-1902). Представители англ, натурализма Дж. Мур (1852-1933) и Дж. Гиссинг (1857-1903) были последователями Э. Золя. Хотя жанр романа занял господств, положение в лит-ре 19 в. -"викторианской эпохи" (периода, к-рый бурж. историки идеализируют как эру благополучия), но развивалась и поэзия позднеромантич. типа. Её корифеями были лирик и автор по-вествоват. поэм А. Теннисон (1809-92), мастер драматич. лирики Р. Браунинг (1812-89) и его жена Э. Б. Браунинг (1806-61), поэтесса тонких душевных переживаний. Во 2-й пол. 19 в. началась реакция против "викторианского" духа в поэзии. Э. Фицджеральд выступил с переводами из Омара Хайяма, гедони-стич. мотивы к-рых были вызовом бурж. идеологии пользы и мещанских добродетелей. Мрачную картину совр. капита-листич. города рисует Дж. Томсон ("Город ужасной ночи", 1874). Движение эсте-тич. критики капитализма, возглавляемое теоретиками иск-ва Дж. Рескином и У. Моррисом, привело к созданию "Братства прерафаэлитов"- содружества поэтов и художников, противопоставлявших уродству бурж. мира эстетич. идеал позднего средневековья и раннего Ренессанса. Это движение выдвинуло поэтов Д. Г. Рос-сетти (1828-82), Кристину Россетти (1830-94). Близок к прерафаэлитам был поздний романтик А. Ч. Суинберн (1837-1909).

Драма 19 в. значительно уступала роману в жизненной правдивости и социальной остроте. Потоку развлекательных пьес противостояли отдельные произв., обладавшие нек-рыми художеств, и идейными достоинствами, - "Деньги" (1840) Бул-вер-Литтона, "Каста" (1867) Т. У. Ро-бертсона (1829-71). Первыми попытками ввести мотивы социальнонравств. критики были пьесы А. У. Пинеро "Вторая жена Тэнкери" (1893, опубл. 1895) и "Знаменитая г-жа Эбсмит" (1895).

В 90-е гг. начинается период новейшей англ, литературы. У её порога стоит краткая пора декаданса и символизма, представленная О. Уайльдом (1854-1900), продолжавшим линию эстетич. критики капитализма. Корифей англ, символизма-ирландец У. Б. Иитс (1865-1939), чьё творчество, однако, не укладывается в узкие стилевые определения. Связь с нар. поэтич. традициями сочетается у него с тончайшей поэтич. культурой. Последнее десятилетие 19 в. и годы, предшествовавшие 1-й мировой войне, отмечены мощным развитием критич. реализма. В пьесах Б. Шоу (1856-1950) показаны нелепости капиталистич. системы и выдвигается идея преобразования общества на основах социализма. Реалистич. бытовая драма представлена пьесами Дж. Голсуорси ("Серебряный портсигар", 1906, опубл. 1909, и др. ), X. Гренвилл-Баркера (1877- 1946) и др. В социальнофантастич. и фи-лос. романах Г. Дж. Уэллса (1866-1946) обнажены процессы капиталистич. индустриализации, ведущие к полному обесче-ловечению пролетария. В трилогиях "Сага о Форсайтах" и "Современная комедия" Дж. Голсуорси (1867-1933), изображая историю одной бурж. семьи, отразил упадок всего класса. По тому же пути традиц. реалистич. романа и новеллы шли У. Сомерсет Моэм (1874-1965; "Бремя страстей человеческих", 1915), Э. М. Форстер (1879-1970), новеллисты А. Э. Коп-пард (1878-1957), Кэтрин Мэнсфилд (1888-1923) и др. Особняком стоит Дж. Конрад (1857-1924), сочетавший романтику мор. путешествий и описания"экзотич. " стран с тонким психологизмом. Поэзия кон. 19 - нач. 20 вв. оригинальнее всего представлена бардом брит, империализма Р. Киплингом (1865-1936); вместе с тем Киплинг ввёл в стихи прозаич. и деловую тональность, плебейские солдатские мотивы ("Казарменные баллады", 1892). Рядом с новейшей имитацией стиля рококо в "Рифмованных виньетках" О. Добсона звучит меланхолич. поэзия А. Э. Хаус-мена, поэзия моря Дж. Мейсфилда, фи-лос. и пейзажная лирика Р. Бриджеса.

1-я мировая война и послевоен. кризис привели к заметным изменениям в англ, лит-ре, вступающей в новую полосу развития. Поэзия решительно порывает с традиц. формами стихосложения и поэтич. образности. Модернистское направление возглавили в В. американцы Т. С. Элиот и Э. Паунд. Они, а также имажисты (см. Имажиэм) преобразовали язык поэзии, сочетая точность слова со свободой стихосложения. Этой поэзии присущи тёмная символика и тенденция к созданию новых "мифов". Поэты У. X. Оден, С. Спендер, С. Дей-Льюис усвоили приёмы модернизма. В 30-е гг., составляя т. н. "Оксфордскую группу", они занимали радикальные политич. позиции, но вскоре повернули резко вправо. В драматургии периода между двумя войнами наиболее популярны - Н. Коуард, Дж. Барри, С. Моэм, Дж. Б. Пристли. Осн. место в лит-ре этого времени остаётся за романом, в к-ром также возникает модернистское экспериментаторство. Ирландец Дж. Джойс (1882-1941) в романе "Улисс" (1922) применил метод ".потока сознания* в лит-ре, регистрирующий мельчайшие детали внутр. жизни персонажей. Др. представители модернистского романа - Д. Ричардсон, В. Вулф шли по стопам Джойса. Утончённый психологич. анализ, сближающийся с фрейдизмом, характерен для Д. Г. Лоренса (1885-1930). Между модернизмом и реализмом колебалось творчество О. Хаксли (1894-1963). Более последователен реализм Р. Олдингтона (1892- 1962), А. Кронина (р. 1896), Дж. Б. Пристли (р. 1894), отразивших совр. социальную жизнь страны. Мастер сатирического романа Э. Во (1903-66) насмешливо изображал аристократич. и бурж. верхушку общества, хотя и с консервативных позиций.

После 2-й мировой войны появляется новое поколение романистов, отражающих кризис англ. бурж. общества, углубившийся в результате распада брит, колониальной империи и утраты страной её прежнего положения в мировой экономике и политике. Реакц., антикомму-нистич. позиции занял Дж. Оруэлл, автор "антиутопий" "Звероферма" (1945), "1984 год" (1949). Экзистенциалистские мотивы характерны для У. Голдинга, мрачно оценивающего в произв. "Повелитель мух" (1954) перспективы развития человечества. Хотя экзистенциализм составляет филос. основу романов Айрис Мёрдок ("Под сетью", 1954; "Алое и зелёное", 1965, и др. ), творчество писательницы шире доктрины и примыкает к реализму. Ирония характерна для бытовых психологич. романов Э. Уилсона ("Англосаксонские позы", 1956, и др. ). Социальные и психологич. мотивы отличают творчество Дж. Кэри ("Сама себе удивляюсь", 1941: "Из любви к ближнему", 1952). В творчестве Г. Грина сочетаются социальная критика, изощрённый психологизм и авантюрные мотивы ("Власть и слава", 1940; "Суть дела", 1948; "Тихий американец", 1955; "Комедианты", 1966). Хронику социальной и интеллектуальной жизни В. создал Ч. П. Сноу в серии романов "Чужие и братья", из к-рых наиболее интересны: "Пора надежд" (1949), "Новые люди" (1954), "Коридоры власти" (1964). Жизнь демократич. слоев общества получила отражение в романах Дж. Линдсея ("Весна, которую предали", 1953), Дж. Лэмберта ("Так надо жить", 1956), Г. Томаса ("Мир не может вас услышать", 1951). В сер. 50-х гг. возникает литература "рассерженных молодых людей", гл. представители к-рой в романе: К. Эмис ("Счастливчик Джим", 1954), Дж. Уэйн ("Спеши вниз", 1953), Дж. Брейн ("Путь наверх", 1957). Сатирические и социальнообличительные мотивы этого направления сочетаются с глубоким разочарованием в социальных и духовных возможностях капитализма, но наряду с этим нигилизм "рассерженных" распространяется и на стремления прогрессивных элементов преобразовать общество. Яркими явлениями новейшего "рабочего" романа стали книги А. Силлитоу ("Субботний вечер и воскресное утро", 1958), С. Чаплина ("День сардины", 1961), С. Барстоу ("Любовь... любовь?", 1960). Политич. мотивами наполнены романы Дж. Олдриджа ("Дипломат", 1949; "Герои пустынных горизонтов", 1954), обличающие брит, империализм. Антиколониалистич. мотивы составляют основу творчества Б. Дэвидсона ("Речные пороги", 1956), Д. Стюарта ("Неподходящий англичанин", 1954), Н. Льюиса ("Зримый мрак", 1960). Наиболее значит, представителем модернистской поэзии был Д. Томас (1914-53). Своеобразное явление в лит-ре В. 60-х гг. - художеств, проза на филос. и естественнонаучные темы (напр., романы К. Уилсона "Паразиты мозга", '1967, "Философский камень", 1969).

Появление в 1956 пьесы Дж. Осборна "Оглянись во гневе" послужило началом серьёзного оживления англ, драмы, прошедшего под знаком движения "рассерженных молодых людей". Пьесы Осборна, Шинлы Дилэни ("Вкус мёда", 1958), А. Уэскера, Р. Болта, Б. Биэна, X. Пин-тера, Дж. Ардена, Н. Ф. Симпсона поставили ряд острых социальных проблем и возродили общественное значение театра. Уже в 60-е гг. появляется новое поколение драматургов - Д. Мерсер, Г. Ли-вингс, Дж. Ортон, Дж. Мортимер, Д. Руд-кин. Л. А. Аникст.

Литературоведение. Первые литературоведческие соч. созданы в ср. века под влиянием идей античности. В 8 в. монах Беда Достопочтенный (ок. 673-735) пишет труд о стихосложении, комментирует Новый и Ветхий заветы. В эпоху Возрождения гуманисты выступают против нападок пуритан на иск-во. В "Защите поэзии" (1583, изд. 1595) Ф. Сидни (1554-86) прославляет свободу фантазии поэта. Теоретиком классицизма 17 в. выступил Дж. Драйден в соч. чОпыт о драматической поэзии" (1668), "Опыт о героических пьесах" (1672). Ранний просветительский классицизм связан с именем А. Попа (1688- 1744), автора "Опыта о критике" (1711). Рационализм, защита нормативной эстетики заявили о себе и в предисловии, С. Джонсона (1709-84) к соч. Шекспира (1765), в "Жизнеописаниях наиболее выдающихся английских поэтов" (1779 - 1781), в его очерках. Развитие сентиментализма сопровождается обращением к памятникам средневековья и к фольклору (сб-ки Р. Додели и Т. Перси). Р. Хёрд издаёт "Письма о рыцарстве и романах" (1762), Т. Уортон - первую "Историю английской поэзии" (1774-81). Реакцию на эстетику классицизма представляет соч. Э. Юнга "Характеристика оригинальных произведений" (1759). Осн. направления англ, консервативного и рево-люц. романтизма представлены трудами С. Т. Колриджа "Литературная биография" (1817), "Лекция о Шекспире" (1809-19, отд. изд. 1849) и П. Б. Шелли "О возрождении литературы" (1815) и "Защита поэзии" (1821).

Возникновение литературоведения как самостоят, науки происходит в сер. 19 в. На рубеже 19-20 вв. развивается позитивистское литературоведение (работы А. У. Уорда, Дж. Сейнтсбери, 15-томная "Кембриджская история английской литературы"). Органом сравнительноис-торич. направления стал журнал "Journal of Comparative Literature" (осн. в 1903 Дж. Э. Вудбери). Антипозитивистские течения связаны с М. Арнолдом и теоретиками эстетизма (Дж. Рескин, У. Пейтер, А. Ч. Суинберн, О. Уайльд). После 1-й мировой войны идеалистич. направление в англ, литературоведении представлено Т. С. Элиотом (сб. "Священный лес", 1920) с его теорией "деперсонализации художника" (статья "Традиция и индивидуальный талант"), требованием кастовой замкнутости культуры и отказа от обществ, звучания поэзии. Вместе с А. Ри-чардсом и Т. Хьюмом Элиот заложил основы "новой критики", формалистически рассматривающей лит. произведение как автономную структуру. Неокритицизм получил распространение в 50- 60-х гг. (Ф. Р. Ливис).

В 30-е гг. развивается марксистское литературоведение, представленное работами Р. Фокса "Роман и народ" (1937), К. Кодуэлла "Иллюзия и действительность" (1937), А. Уэста "Кризис и критика" (1937), Т. Джэксона "Чарлз Диккенс. Развитие радикала" (1937), Дж. Линд-сея "После 30-х годов. Роман в Британии и его будущее" (1956), А. Кеттла "Введение в английский роман" (т. 1-2, 1951-53). Среди работ общего характера выделяется труд историка-марксиста А. Мортона "Суть Британии" (1966).

Для разработки проблемы романа имеют важное значение труды У. Аллена "Английский роман" (1954) и "Традиция и мечта" (1964). Вопросам драматич. иск-ва и философ, содержания совр. зап. драмы посвящены работы Э. Бентли "Жизнь драмы" (1967) и Р. Уильямса "Современная трагедия" (1966).

Н. П. Михальская.

Лит.: История английской литературы, т. 1-3, М. -Л., 1943-58; Ж а н т и е-ва Д. Г., Английский роман XX века. 1918-1939, М., 1965; Ивашева В. В., Английская литература. XX век, М., 1967; АлленУ., Традицияимечта, М., 1970; МортонА., ОтМэлоридоЭлиота, М., 1970; Oxford history of English literature, ed. by F. P. Wilson and B. Dobree, in 12 vols (вышли v. 2, pt 1 - 2, v. 3, 5, 7, 9, 10, 12), Oxf., 1948-64; The Pelican guide to English literature, ed. by B. Ford, v. 1 - 7, L., 1954-63; Daiches D.,A critical history of English literature, v. 1 - 2, L., 1963; W. at son G., The concise Cambridge bibliography of English literature, 2 ed., Camb.. 1965.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

В результате многовекового развития сложились характерные особенности иск-ва В. - устойчивость его традиций, практичность и тесная связь с бытом и жилищем, пристальное внимание к окружающей жизни и природе, своеобразно сочетающееся с изощрённостью образной и декоративной фантазии. В В. сохранились крупнейшие, необычно сложные и цельные по композиции мегалитич. комплексы энеолита и бронз, века (Стон-хендж, Эйвбери), остатки рим. построек 1-5 вв., резьба по камню и металлмч. изделия кельтов, пиктов, англо-саксов; к 7-10 вв. относятся церкви (в Эрлс-Бартоне, 10 в. ), происходящие от нар. каркасных построек, и миниатюры со сложным криволинейным узором. Англонорманские храмы (в Норидже, Уинче-стере, Или) с узкими, длинным-и нефом, хором и трансептом и мощными квадратными башнями, башнеобразные замки (Тауэр в Лондоне, начат ок. 1078), красочные миниатюры уинчестерской школы характерны для романского стиля 11 - 12 вв. Развивавшаяся с 12 в. англ, готика (первая в Европе готич. конструкция - в соборе в Дареме, ок. ИЗО-33) представлена соборами в Кентербери, Линкольне, Солсбери, Йорке, Уэлсе, Эксетере, Вестминстерским аббатством в Лондоне; характерно для них сочетание простоты и массивности вытянутых приземистых объёмов с нарастающим обилием декора, всё усложнявшимся узором широких фасадов и нервюрных сводов; декоративное изящество отличает готич. росписи, миниатюру, скульптуру, надгробия с кам. или гравиров. на медных листах фигурами. Поздняя готика ("перпендикулярный стиль", со 2-й пол. 14 в. ) отмечена богатством резной отделки светлых просторных интерьеров церк. и светских зданий (капеллы - Сент-Джордж в Виндзоре, 1474-1528, Генриха VII в Вестминстере в Лондоне, 1503-19; банкетные залы, колледжи), появлением станковой, в т. ч. портретной, живописи. Необычайно изысканны ср. -век. памятники ткачества, вышивки, ковроделия, резьбы, ювелирного дела.

Западная башня церкви в Эрлс-Бартоне. Ок. 980-1000.

Реформация (началась в 1534) придала англ, культуре чисто светский характер, а после Англ, революции 17 в. в стр-ве и бытовом укладе В. усилилось стремление к рациональности и комфортабельности. В эпоху Возрождения сложился тип дома-усадьбы, сохранившийся поныне благодаря удобству центрич. плана с двусветным холлом и галереей, живописной свободе композиции, органической связи с природой, искусному применению дерева, камня, фахверка. Эти черты восприняли и строители замков-дворцов, многое заимствовавшие также от итал. и нидерл. зодчества.

В живописи 16-17 вв. гл. место занял портрет: традиции X. Хольбейна, приезжавшего в В., развивали англ, миниатюристы Н. Хиллиард, А. Оливер, С. Купер, соединявшие традиц. тонкость миниатюрной техники с вдумчивой индивидуальной характеристикой; тип эффектного аристократич. портрета 17 в., введённый переселившимися в В. иностранцами - А. ван Дейком, П. Лели, Г. Неллером, приобрёл у их англ, продолжателей - У. Добсона и Дж. Райли, большую простоту, строгость и объективность.

Классически ясные постройки И. Джонса (Банкетный зал в Лондоне, 1619-22), опиравшегося на наследие Палладио, послужили отправной точкой для развития англ, классицизма 17-18 вв., отличавшегося сдержанной, строгой торжественностью, чёткой логикой композиции гор. ансамблей (Гринвичский госпиталь, 1616- 1728, арх. К. Рен и др., Фицрой-сквер, ок. 1790-1800, арх. Р. и Дж. Адам,- в Лондоне; пл. Шарлотты в Эдинбурге, 1792-1807, арх. Р. Адам; раскрытые на природу регулярные гор. ансамбли в Бате, 1729-75, арх. Дж. Вуд и Дж. Вуд Младший), церквей (собор св. Павла, 1675-1710, и 52 церкви в Лондоне, построенные К. Реном после пожара 1666), обществ, зданий (бка Рэдклиффа в Оксфорде, 1737-49, арх. Дж. Гиббс), усадебных и секционных (с 2-3-ярусными квартирами) гор. домов, сел. коттеджей. Высокой была культура планировки и убранства интерьера. В 18 в. нек-рое развитие получило и пышное драматичное зодчество барокко (Дж. Ванбру, Н. Хоксмор). В. явилась родиной роман-тич. течения псевдоготики и пейзажных "английских" парков (У. Кент, У. Чейм-берс), живописность к-рых отвечала характерному для сентиментализма культу естеств. чувств и тяге к природе.

Мегалитический комплекс Стонхендж, близ Солсбери. До 1500 до н. э.

Дворец Уоллатон-холл близ Ноттингема. Ок. 1580-88.

Расцвет англ, иск-ва 18 в. открывается творчеством У. Хогарта, демократически целеустремлённым и в жизнерадостных портретах, и в циклах едких сатирич. картин и гравюр. Плеяда блестящих портретистов - А. Рэмзи, Дж. Рейнолдс, Т. Гейнсборо, X. Ребёрн, Дж. Опи-умело сочетала парадную импозантность композиции с интимной естественностью, одухотворённостью образа, глубиной и точностью социальной и индивидуальной характеристики, уверенным свободным письмом. Авторами виртуозных эффектных портретов были Дж. Ромни, Дж. Хопнер, Т. Лоренс. Сложились нац. школы пейзажа (Гейнсборо, Р. Уилсон, Дж. Кром; акварелисты Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин) и жанровой живописи (Дж. Морленд, Дж. Райт). В культуре 18 - 1-й пол. 19 вв. важную роль играли политическая и бытовая карикатура (Дж. Гил-рей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк) и репродукц. гравюра (меццо-тинто, пунктир); Т. Бьюик изобрёл торцовую ксилографию. Успехи декоративного иск-ва 17-18 вв. связаны с изящной и удобной мебелью Т. Чиппендейла, Дж. Хеплуайта и Т. Шератона, изобретением и произ-вом хрусталя и фаянса (строгим изяществом выделяются фаянсовые изделия мануфактуры Дж. Уэджвуда с рельефами Дж. Флаксмена в античном духе), деятельностью шпалерной мануфактуры в Мортлейке и фарфоровых з-дов в Боу, Челси, Вустере, Дерби, изготовлением серебряных изделий с тонкой чеканкой и гравировкой.

У. Кент. План парка Стоу (Бакингемшир). 1738.

Пром. переворот кон. 18 - нач. 19 вв. превратил города центр. Англии (Манчестер, Бирмингем, Шеффилд) и юж. Шотландии (Глазго) и порты зап. побережья (Бристоль, Плимут) в огромные индустр. -торг, центры с однообразными коробками фабрик, доками и трущобами. Пром. и трансп. объекты оказались беспорядочно разбросанными среди жилых массивов. Массовая застройка городов определялась длинными рядами предельно экономичных, но угнетающе мрачных и перенаселённых кирпичных домов с 2-ярусными квартирами. Разработка сложных металлич. конструкций для мостов и перекрытий (инж. Т. Телфорд, Р. Стивенсон), сборный металлич. каркас со стекл. заполнением в построенном Дж. Пакстоном "Хрустальном дворце" (1851) подготовляли рациональные методы новейшей архитектуры. Но гл. усилия были направлены на парадную застройку гор. центров и бурж. кварталов. Классицизм и романтич, увлечение экзотикой нач. 19 в. (Дж. Нэш) вскоре сменились двумя осн. стилизаторскими направлениями, претендующими на археологическую точность,- неоклассикой (Брит, музей в Лондоне, 1823-57, арх. Р. и С. Смёрк; гор. зал в Ливерпуле, 1842-54, арх. X. Элмс, Ч. Коккерелл) и неоготикой (парламент в Лондоне, 1840-68, арх. Ч. и Э. Бэрри, О. Пьюджин; церкви по проектам Дж. Г. Скотта), а затем и откровенной эклектикой.

В 1-й пол. 19 в. наряду с романтикамифантастами - графиком У. Б лейком и смелым колористом пейзажистом У. Тёр-нером - выдвигаются родоначальник полного жизненной свежести пленэрного реа-листич. пейзажа Дж. Констебл, тонкий пейзажист и историч. живописец Р. П. Бо-нингтон, мастера акварельного пейзажа Дж. С. Котмен и Д. Кокс, мастер демокра-тич. жанровой живописи Д. Уилки. В сер. 19 в. на фоне господства салонноакадемич. иск-ва (Ф. Лейтон, Л. Алма-Тадема) выделяется попытка Ф. М. Брауна и "Братства прерафаэлитов* (возникло в 1848- Д. Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, X. Хант) вернуться к искренности и социальной значимости ср. -век. и раннеренессансного иск-ва. Характерное для прерафаэлитов стилизаторство приобрело декадентский характер у их эпигонов (график О. Бёрд-сли). Вместе с тем поздние прерафаэлиты (У. Моррис, Э. Берн-Джонс, У. Крейн) стремились внести зстетич. начала в быт, противопоставить обезличенной машинной пром-сти ручное ремесло (художеств. -пром. мастерские, оформление книги). Параллельно шли поиски рациональности, простоты и уюта в архитектуре индивидуального жилища, гл. обр. загородных и усадебных домов (Б. Скотт, Н. Шо, Ч. Ф. Войзи). Англ. жанровая живопись 2-й пол. 19 в. несёт печать литературной занимательности и сентиментальности (У. Фрит, X. Херкомер); больше живого ощущения современности в офортах С. Хейдена, творчестве шотл. художников - жанриста У. Мак-Таг-гарта и натюрмортиста У. Макгрегора. Дж. М. Уистлер принёс в живопись В. острую наблюдательность и изысканную-цветовую гармонию импрессионизма, принципы к-рого развивали основатели, "Нового англ, художеств, клуба" (возник в 1885-86) - У. Сиккерт и У. Стир.

В 20 в. хаотич. рост городов, обилие трущоб и безудержное расползание пригородов с малоэтажной застройкой вызвали появление многочисл. предложений в. области градостроительства: Э. Хоуард. и Р. Ануин впервые выступили с проектами городов-садов (Лечуорт, начат в. 1902) и городов-спутников, а П. Геддес и Л. П. Аберкромби выдвинули идею комплексной планировки целых пром. рнов. В нач. 20 в., наряду с крупными продолжателями традиций неоклассики (Э. Ла-ченс) и неоготики (Дж. Г. Скотт Младший), выступили инициаторы стиля "модерн" и рационализма - Ч. Р. Макинтош и Ч. Холден, а в 1920-30-е гг. - функционалисты М. Фрай и О. Уильяме. После 2-й мировой войны реконструировались разруш. в воен. годы гор. районы (разделённый на зоны, различные по назначению, центр г. Ковентри, с 1946, арх. Д. Гибсон, А. Линг; район собора св. Павла в Лондоне, с 1956, арх. У. Холфорд). Принцип микрорайонирования использовался до сер. 60-х гг. при создании сво- бодных и разнообразных по планировке крупных жилых комплексов (Холлфилд в Лондоне, 1949-56, арх. Л. Дрейк, Д. Лэсден, и др. ) и городов-спутников (с 1946 - Харлоу близ Лондона, арх. Ф. Гибберд и др. ), для к-рых характерны разреженность застройки, тесная связь с природой. Выстроен ряд рациональных по композиции пром. и транспортных сооружений, комплексных обществ. -торг, и деловых центров, гор. и сельских домов, лабораторий, библиотек, колледжей, оригинальных и удобных школьных комплексов (арх. Ч. Аслин, А. и П. Смитсон). Среди крупных построек - Королев, концертный зал в Лондоне (1949-51, арх. Р. Мэтью, Л. Мартин), собор в Ковентри (1954-62, арх. Б. Спенс). Однако развитие совр. архитектуры В. тормозится экономич. затруднениями страны, а реализации градостроит. проектов (в т. ч. предложенного Л. П. Аберкромби плана реконструкции и развития Лондона, ограничения его роста с помощью городов-спутников) препятствуют частное землевладение, стихийный рост городов и анархия капиталистич. предпринимательства. Исторически сложившийся облик городов нарушают высотные конторские здания. В иск-ве 20 в. расцвет ярко темпераментной реалистич. портретной и жанровой живописи и графики (О. Джон, У. Орпен, Ф. Брэнгвин, С. Пепло) сочетался с рождением новых течений, идущих от фо-визма (М. Смит, А. Хитченс), футуризма и кубизма (У. Льюис), тяготеющих к изощрённой фантастике (С. Спенсер, Г. Сазерленд, П. Нэш, Ф. Бейкон) или абстракционизму (Б. Николсон, скульптор Б. Хепуорт); к сюрреализму и абстракции склоняется скульптор X. Мур, создавший и ряд выразит., пластически мощных образов. В 30-е гг. возникли группы художников, связавших своё творчество с пролетариатом и антифашистской борьбой, а в 50-х гг. сформировалась группа "социальных реалистов". Графики П. Хо-гарт, Э. Ардизон, живописцы Л. Лаури, К. Ро, Д. Гриве, П. де Франсиа, скульпторы Л. Брэдшо, Б. Ри, Б. Шоц создали ряд реалистич. произведений, многие из к-рых посвящены борьбе за мир, жизни народа, в т. ч. рабочего класса, В. Трудные, неприглядные стороны жизни простых англичан отражены в ряде картин Э. Мидлдича, Дж. Смита, Дж. Брэтби.

Т. Роулендсон. "Блюстители порядка. Судьи". Раскрашенный офорт. 1796.

Стул работы Т. Чиппендейла. 1-я пол. 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

X. Беннет, Р. Мэтью, Л. Мартин, У. Льюис. Жилой комплекс Олтон в Роухэмптоне в Лондоне. 1951 - 59.

Нар. иск-во В. пережило расцвет в 18 в. В Англии издавна распространены гончарное дело (фигурные или гравированные сосуды, юмористич. "стаффордширские фигурки"), резьба и роспись по дереву (на сел. домах, на судах и лодках, на конях для каруселей), лубочные картинки. Шотландия славится клетчатыми тканями ("тартан"), кожаными сумками, кинжалами, Уэльс - резной дубовой мебелью и ярко раскрашенной декоративной керамикой.

Илл. см. на вклейках - к стр. 448- 449 и табл. XXXV-XXXVH (стр. 432- 433).

Лит.: В и п п е р Б. Р., Английское искусство. Краткий исторический очерк, М., 1945; Иконников А. В., Современная архитектура Англии. Планировкагородовижилищноестроительство, Л., 1958; The Oxford history of English art, ed. by T. S. R. Boase, v. 1 - 11, Oxf., 1949 - 62 (вышло 7 тт. ); Buildings of England series, Harmondsworth, 1951 - ; Atkinson T. D., English architecture, L., 1958; Short Е. H., A history of British painting, L., 1953,

XV. Музыка

Истоки музыки В. восходят к муз. культуре кельтских племён. Носителями древних устных нар. -песенных традиций были барды - нар. певцы и создатели эпич. и героич. песен. После установления в Англии христианства (2-я пол. 7 в. ) на основе нар. и религ. музыки, вошедшей в обиход церк. богослужения, начало развиваться проф. муз. иск-во. Оно проявлялось сначала в форме унисонного пения без регулярного метра (plainsong). С 10 в. культовое пение становится двухголосным. В 12 в. под воздействием нар. музыки начинает развиваться многоголосие: вводятся т. н. гимель и фобурдон.

В ср. века в англ. церк. музыке господствовал католич. (григорианский) хорал. Литургия сопровождалась игрой на органе (первый орган установлен в Уинчестерском соборе в 10 в., к 13 в. органы имелись во всех крупных церквах, что способствовало дальнейшему развитию многоголосия).

Под влиянием нормандских завоевателей в Англии развивается муз. -поэтич. иск-во менестрелей, к-рые исполняли баллады и песни историч., а также сатирич. содержания, аккомпанируя на арфе, лютне, трубе и др. инструментах; для сопровождения танцев употреблялись волынки, деревянные духовые, в т. ч. род свирели (pipe), флейта с мундштуком (recorder), барабан (tabor) и др.

В кон. 14 - нач. 15 вв. с ростом гор. бурж. культуры происходит профессионализация музыкантов. При дворе короля и в замках крупных феодалов организуются вокальные и инструм. капеллы. В 1-й пол. 15 в. выдвигается англ, школа полифонистов, возглавляемая Дж. Дан-стейблом. Ведущая роль в зап. -европ. полифонич. иск-ве переходит от франц. мастеров контрапункта к композиторам Англии.

В эпоху Возрождения музыка стала занимать важное место в обществ, жизни и быту аристократии и горожан; становится модным домашнее музицирование, для к-рого характерны консорты ("содружество" групп, играющих на разл. инструментах). Количество исполнителей, входящих в консорт, постепенно увеличивалось, доходя до 30-40. Так возникли пер-вонач. формы оркестров. С их появлением связано выдвижение мастеров инструм. жанров, среди них - Дж. Дауленд, автор пьес для лютни и многоголосных песен с аккомпанементом лютни. В кон. 16 в., кроме лютни, виолы и портатива (малый орган), получает распространение вёрджинел (небольшой клавесин). Для вёрджпнела создаиаднсь вариации на темы нар. песен, фантазии, танцевальные пьесы и др. Становится популярным мадригал. Основоположник англ. нац. школы мадригала - У. Бёрд. Его последователи - Дж. Булл, О. Гиббоне, позже Дж. Блоу, положившие начало зап. -европ. клавирной музыке, писали также мадригалы и полифонические хоровые культовые соч. - католич. мессы и англиканские гимны. Другая линия развития светского многоголосия - творчество Т. Мор ли, Т. Уилкса и Дж. Уилби, писавших, кроме мадригалов, "балеты" и музыку к пьесам У. Шекспира, К. Мар-ло и др. Для англ, театра 16-17 вв. стало традицией вводить музыку в виде интермедий "в постановки сказок-феерий или бытовых комедий, а также масок.

"Стаффорцширские фигурки". Каменная Масса, соляная глазурь. Конец 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

С утверждением пуританизма, тормозившего развитие музыки запрещением многоголосия и муз. инструментов, в богослужении получили распространение лишь антемы (энсземы) - форма вокальной полифонии, близкая нар. хоровому стилю. В быту были разрешены одноголосные гимны и псалмы, исполнявшиеся на родном яз., по мелодич. складу также сходные с нар. песенностью.

Муз. жизнь, замершая в эпоху Реформации, возобновляется вскоре после реставрации Стюартов при дворе Карла II и в крупных центрах В. В 1672 скрипач Дж. Банистер организовал в Лондоне первые публичные концерты.

Ф. Брэнгвин. "Пильщики". Офорт. 1904.

Создателем нац. англ. муз. театра стал крупнейший композитор 17 в. Г. Пёрселл (опера "Дидона и Эней"). Однако интерес к нац. опере вскоре после его смерти упал, особенно в связи с выступлениями в Лондоне итал. оперной труппы.

Освобождению оперной культуры В. от влияния итал. оперы способствовали основанные на античных, историч. и библейских сюжетах оратории и оперы Г. Ф. Генделя (прожил в Лондоне ок. 50 лет), к-рые явились обобщением традиций англ, старинной хоровой культуры. В своём героич. монументальном иск-ве, опиравшемся на демократич. художеств, традиции, Гендель воплотил нац. народные идеалы. В 1728 в Лондоне была поставлена "Опера нищих" Дж. Гея и композитора Дж. Пепуша, представляющая собой пародию на этот жанр и одновременно сатиру на нравы англ. бурж. общества. Являясь выражением вкусов нац. демократич. оппозиции, она возродила традиции представлений менестрелей и дала начало новому жанру - т. н. "балладной опере >, построенной по принципу песенного монтажа.

В кон. 18 в. в Лондоне работали И. К. Бах ("лондонский" Бах, сын И. С. Баха), И. Гайдн, написавший здесь 12 "Лондонских симфоний" и сделавший ок. 100 обработок шотл. песен, композитор, пианист и педагог итальянец М. Клементи, ставший главой англ, пианистич. школы, и др. Возникло много муз. учреждений, хоровые объединения и общества: "Кэтч-клуб", состоявший из любителей многоголосного пения (1761), Королев, муз. общество (1762); организованы муз. изд-ва (1778), осн. старейшая в мире фирма клавишных инструментов "Дж. Бродвуд" (с 1773 производит рояли).

В сер. 18 в. начала формироваться англ, школа музыковедов, среди к-рых наиболее известен историк музыки Ч. Бёр-ни, автор "Всеобщей истории музыки" (изд. 1776-89), очерков муз. жизни зап. -европ. стран и др.

В сер. 19 в. композиторы В. работали гл. обр. в оперном жанре (Г. Бишоп, М. Балф), но их иск-во было эклектичным; эпигонство типично и для таких композиторов, как У. С. Беннетт, позднее Ч. X. Пэрри (зачинатель обществ, движения за возрождение англ. нац. муз. культуры) и Ч. Станфорд (все они известны как педагоги). Англ. муз. вкусам кон. 19 в. во многом отвечали оперетты А. Салливена ("Микадо", 1885), С. Джонса ("Гейша", 1896).

В 19 в. одним из центров европ. муз. культуры стал Лондон. Здесь выступали крупнейшие композиторы и исполнители того времени. С 1855 проводятся большие муз. фестивали. В Лондоне были открыты: в 1822 - Королев, академия музыки, в 1872-"Тринити-колледж", в 1883 - Королев, муз. колледж. В 1878 создано Нар. концертное об-во, возникают много-числ. хоровые об-ва и любит, коллективы, муз. науч. об-во, изучающее историю старинной музыки, об-во, занимающееся исследованием музыки средневековья, и др.

Утверждению нац. композиторской школы положил начало Э. Элгар, автор оратории "Сновидение Геронтиуса" (1900). В опере "Сельские Ромео и Джульетта" Ф. Дилиуса, соч. Г. Холста и Г. Бантока используются англ, фольклорные мотивы. Важное значение имели исследования музыковеда-фольклориста С. Шарпа и его школы. В 1898 Шарп основал в Лондоне Об-во нар. песни, занимавшееся пропагандой муз. фольклора В. Главой англ. нац. школы ("англ. муз. ренессанс") стал Р. Воан-Уильямс. Его стиль характеризуется сочетанием разработки фольклорных тем с новаторскими приёмами гармонич. языка и совр. инструментовки. Мн. др. композиторы нач. 20 в. стремились к обновлению содержания и стиля музыки В. через развитие нац. традиций: Дж. Айрленд,