загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

рассчитывал играть роль гл. воен. и политич. партнёра США и на этой основе утвердить себя в качестве лидера послевоен. Зап. Европы. В. принимала участие в вооруж. интервенции США в Корее (1950-53).

Ковентри после ночного налёта германской авиации. 1941.

На выборах 1951 лейбористы утратили парламентское большинство. К власти пришли консерваторы, правившие страной до 1964. Пр-ва возглавляли поочерёдно У. Черчилль (1951-55), А. Идеи (1955-57), Г. Макмиллан (1957-63) и А. Дуглас-Хьюм (1963-64). В период правления консерваторов экономика В. неоднократно переживала застой и кризисные явления. Расширилось проникновение в брит, пром-сть амер. капитала. Дефицит платёжного баланса составил в 1964 2,5% валового нац. продукта. Консерваторы усилили наступление на жизненные права трудящихся, ликвидировав ряд уступок, вырванных у монополий при лейбористах. Только с 1953 по 1961 стоимость жизни возросла более чем на 25%. Консервативные пр-ва продолжали гонку вооружений, делая упор на ядерное оружие. Прямые воен. ассигнования составили в среднем 41з расходов гос. бюджета. В целях борьбы против нац. -освободит, движения В. приняла активное участие в создании агрессивных блоков СЕАТО (1954) и СЕНТО (1955; до 1959 назывался Багдадским пактом). В 1956 она вместе с Францией и Израилем совершила вооруж. нападение на Египет, стремясь укрепить позиции колониализма на Бл. Востоке и в Африке (см. Англо-франко-израильская агрессия против Египта). Благодаря поддержке, оказанной Сов. Союзом и др. социалистич. странами Египту, и протестам мировой общественности В. и её партнёрам пришлось отступить. Провалом закончилась и англ, интервенция в Иорданию в 1958. Предав забвению уроки 30-х гг., англ, пр-во всячески содействовало ремилитаризации Зап. Германии. Заключённые при активнейшем участии В. Парижские соглашения 1954 легализовали перевооружение ФРГ и включили её в НАТО. Вступив в антисов. воен. союз с Зап. Германией, англ, пр-во по существу разорвало англо-сов. союзный договор 1942 и вынудило Сов. правительство объявить о его аннулировании (7 мая 1955).

Стремление брит, империализма к теснейшему объединению политич., экономич. и воен. сил капиталистич. мира для борьбы против социализма и национальноосво-бодит. движения привело к усилению зависимости В. от США. На её терр. появились амер. воен. базы. Борясь за главенствующую роль в Зап. Европе, В. создала в 1960 т. н. Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) в составе 7 стран, противостоявшую Европейскому экономич. сообществу ("Общему рынку"), объединившему (в 1957) 6 стран во главе с Францией и ФРГ. Однако ЕАСТ оказалась неспособной к конкурентной борьбе с "Общим рынком"; в дальнейшем попытки В. самой вступить в "Общий рынок" постоянно наталкивались на противодействие Франции. В авг. 1963 начатые по инициативе СССР ещё в 1958 со-ветскоамериканоангл. переговоры завершились подписанием договора о запрещении испытаний ядерного оружия в 3 сферах.

В окт. 1964 к власти пришло лейбористское пр-во Г. Вильсона. Оно осуществило нек-рые улучшения в системе социального обеспечения. На внеочередных парламентских выборах в марте 1966 лейбористы получили преобладающее большинство мест в палате общин. Однако политика лейбористского пр-ва не оправдала надежд избирателей. Его усилия были направлены прежде всего на укрепление и рационализацию капиталистич. системы х-ва в В., в частности её гос. -монополи-стич. сектора. Пр-во поощряло всё более усиливающуюся концентрацию банковского и пром. капитала. В кон. 60-х гг. в В. впервые возникли монополии, капитал к-рых превысил 1 млрд. ф. ст. В 1969 из 20 крупнейших в Зап. Европе частных компаний 8 были английскими. Лейбористы осуществили в 1967 на капиталистич. основе ренационализацию сталелитейной пром-сти (с выплатой компенсации бывшим владельцам), оказывали содействие ускоренному развитию новейших отраслей (электроника, авиастроение, химия, атомная энергетика), значение к-рых для экономики В. заметно возросло. Однако попытки пр-ва планировать экономику с тем, чтобы добиться резкого усиления темпов роста произ-ва, успеха не имели (в 1964-69 среднегодовой прирост продукции составил всего 2%). В экономику В. широко внедрился амер. капитал, резко возросла внешняя задолженность страны: только сумма срочных внешних займов и кредитов составила на кон. 1969 св. 5 млрд. ф. ст. Несмотря на это, пр-во Вильсона продолжало тратить огромные средства на гонку вооружений, что ещё более усугубляло финанс. трудности В., вызываемые хронич. дефицитом платёжного баланса. В 1967 оно было вынуждено провести вторую (первая проведена в 1947) за послевоен. годы девальвацию фунта стерлингов. Кризис англ, фунта, золотое содержание к-рого за 20 лет (1947-67) упало на 50%, явился составной частью острого валютнофинан-сового кризиса, охватившего во второй половине 60-х гг. капиталистическую систему.

Серьёзные экономич. трудности, стоявшие перед страной, пр-во Вильсона пыталось решать в первую очередь за счёт интересов трудящихся. Проводя политику ограничения внутр. потребления, оно в 1966 приняло, а затем ежегодно продлевало закон о замораживании и последующем жёстком ограничении роста зарплаты трудящихся, существенно повысило уровень налогообложения, сократило расходы на социальные нужды. В то же время пр-во ничего не предпринимало для того, чтобы сдержать быстрый рост цен (в 1966-69 цены возрастали в среднем на 7-8% ежегодно). В стране сохранялся высокий уровень безработицы. Социальноэкономич. политика лейбористского пр-ва, его попытки ограничить права профсоюзов были подвергнуты резкому осуждению на чрезвычайном съезде брит, тред-юнионов в июне 1969.

Во внеш. политике лейбористы, продолжая курс консерваторов, по-прежнему делали ставку на сохранение военнополитич. союза и т. н. особых отношений с США. Они поддерживали все их агрессивные действия, включая начавшуюся в 1964 войну во Вьетнаме. С самого начала ближневосточного кризиса 1967 пр-во Вильсона по сути дела оказывало поддержку агрессии Израиля против арабских гос-в. Оно выступило в роли одного из гл. поборников укрепления и активизации НАТО. Добиваясь вступления В. в "Общий рынок", лейбористские лидеры, вопреки нац. интересам страны, усилили воен. сотрудничество с ФРГ (в области совместного произ-ва нек-рых видов вооружения, разработки ядерной стратегии НАТО и др. ). Проводя курс на концентрацию военнополитич. интересов В. в Зап. Европе, при нек-ром сокращении её "военного присутствия" в странах Бл. Востока и Юго-Вост. Азии (т. н. "районы к востоку от Суэца"), лейбористское пр-во стремилось отстаивать (в т. ч. воен. средствами) свои позиции в странах, ранее входивших в Брит, империю, и в остававшихся у В. колониях и зависимых территориях. В 1964 англ, войска были направлены в Уганду, Кению и Танганьику, в 1968 - на о. Маврикий, в 1969 - на о. Ангуиллу. Пр-во В. попустительствовало расистскому режиму Я. Смита в Юж. Родезии. Проводя враждебный курс в отношении СССР и социалистич. стран, лейбористское пр-во вместе с тем было вынуждено считаться с изменением соотношения сил на мировой арене в пользу сил социализма. В 1968 пр-во В. подписало договор о нераспространении ядерного оружия.

Политика наступления на права трудящихся, империалистич. направленность внешней политики пр-ва Вильсона вызвали рост разочарования и недовольства населения В. На досрочных парламентских выборах в июне 1970 лейбористы потерпели поражение. К власти пришло консервативное пр-во Э. Хита. Консерваторы усилили наступление на профсоюзы, внеся в парламент законопроект, существенно ограничивающий право трудящихся на забастовки. Первыми крупными внешнеполитич. актами пр-ва Хита были решения о прекращении вывода англ, войск из "р-нов к востоку от Суэца" и о намерении возобновить поставки оружия расистскому режиму ЮАР, приостановленные пр-вом Вильсона в кон. 1964.

Митинг сторонников мира в Лондоне. 1968.

В февр. 1971 правительство В. подписало договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и др. видов оружия массового уничтожения.

Прогрессивные силы В. ведут активную борьбу за мир, против империалистич. внешнеполитич. курса правящих кругов. В Движении сторонников мира участвуют не только рабочий класс и интеллигенция, но и либеральные бурж. круги, осознавшие размер опасности, к-рую представляет для В. ядерная война. 60-е гг. ознаменовались массовым движением против агрессии США во Вьетнаме и израильской агрессии на Бл. Востоке. Движение за мир сливается с борьбой нар. масс против гнёта монополис-тич. капитала. Активную роль в этой борьбе играют коммунисты. Кон. 60-нач. 70-х гг. характеризовались ростом забастовочного движения. В 1965-70 число забастовок ежегодно составляло в среднем ок. 2500; крупнейшими в 1970 были забастовки докеров (ок. 50 тыс. участников) и шахтёров (120 тыс. ). В Северной Ирландии происходили массовые выступления трудящихся, требовавщих уничтожения социального и экономич. неравенства и предоставления равных гражд. прав и свобод (в 1969-71 эти выступления перерастали в вооруж. столкновения с полицией и войсками).

Лит.: Работы основоположников марксизма-ленинизма. Маркс К. и Энгельс Ф., Об Англии, М., 1952; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1. с. 598-642; т. 3. с. 59 - 60; т. 4, с. 179-85, 256, 404-18, 419-59, 515-20; т. 8, с. 218-30, 359-68, 385-91; т. 9, с. 137 - 144; т. 10, с. 124-28, 594-600; т. 11, с. 43-45, 99-102, 234-37, 249-51, 397-400; т. 12, с. 167 - 70, 189^92, 270 - 73, 559 - 63; т. 14, с. 504-506; т. 15. с. 6-11, 450-55; т. 16, с. 345-47, 435-38; т. 17. с. 627, 644-45, 651; т. 18, с. 69 - 71, 183 - 87; т. 21, с. 198 - 205, 372-89; т. 23 - 25; Архив Маркса и Энгельса, т. X, М., 1948, с. 43-58, 264-76; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 26; т. 20, с. 228-33; т. 22, с. 39-40, 122 - 28, 271-72, 357-58; т. 23, с. 63-64, 155 - 57, 343 - 45, 438-40; т. 24, с. 69 - 72-т. 25, с. 73-76, 299-307; т. 26. с. 266-72; т. 27, с. 99-114, 359, 361, 374-77, 397-400, 403 - 06, 422 - 24; т. 33, с. 38; т. 39, с. 160 - 66; т. 40, с. 289-91; т. 41, с. 124 - 28, 157; т. 44, с. 85-87, 339 - 40.

Общие работы. Грин Д. Р., История английского народа, пер. с англ., т. 1 - 4, М., 1891 - 92; Мортон А. Л., История Англии, пер. с англ., М., 1950; Тревельян Д ж., М., Социальная история Англии, пер. с англ., М., 1959; The Oxford history of England, ed. by G. N. Clark, 2ed., v. 1 -15, Oxf., 1937-1965; В r i g g s M., Jordan P., Economic history of England, [9 ed. ], L., 1960.

Англия до сер. 17 в. Косминский Е. А., Исследования по аграрной истории Англии XIII в., М. - Л., 1947; Виноградов П. Г., Исследования по социальной истории Англии в средние века, СПБ. 1887; его же, Средневековое поместье в Англии, СПБ, 1911; Петрушевский Д. М., Очерки из истории английского государства и общества в средние века, 4 изд.,М.,1937;Барг М. А., Исследования по истории английского феодализма в XI- XIII вв., М., 1962; Левицкий Я. А., Города и городское ремесло в Англии в X - XII вв., М. - Л., 1960; Гу тн о в а Е. В., Возникновение английского парламента, М., 1960; Семенов В. Ф., Огораживания н крестьянские движения в Англии XVI в., М. - Л., 1949.

Новая история. Татаринова К. Н., Очерки по истории Англии (1640 -1815), М., 1958; Ерофеев Н. А., Очерки по истории Англии (1815 - 1917), М., 1959; Английская буржуазная революция XVII в., под ред. Е. А. Косминского и Я. А. Левицкого, т. 1 - 2, М., 1954; Лавровский В. М., Исследование по аграрной истории Англии XVII-XIX вв., М., 1966; Черняк Е. Б., Массовое движение в Англии и Ирландии в конце XVIII -начале XIX в., М., 1962; Ерофеев Н. А., Народная эмиграция и классовая борьба в Англии в 1825-1850 гг., М., 1962; Кертман Л. Е., Рабочее движение в Англии и борьба двух тенденций в лейбористской партии (1900 - 1914), [Пермь], 1957; Карлинер М. М., Рабочее движение в Англии в годы первой мировой войны (1914 -1918), М., 1961; Рот-штейн Ф. А., Очерки по истории рабочего движения в Англии, 2 изд., М. - Л., 1925; Мортон А. Л. и Т э и т Дж.. История английского рабочего движения (1770-1920), пер. с англ., М., 1959; Кол Д., История рабочего движения в Англии 1787 - 1925, пер. с англ., т. 1 - 2, Л., 1927; Кучин-с к и и Ю., Положение рабочего класса в Англии (1832 - 1956), пер. с нем.. М., 1958; BarkerW. A., A u b у n G. R. S t. and О 1 1 аг d R. L., A general history of England 1832-1960, 2 ed., L., I960;. Мас Don a 1 d D. F., The age of transition. Britain in the nineteenth and twentieth centuries, L. -N. Y., 1967; The Cambridge history of British foreign policy, 1783 - 1919, ed. by A. W. Ward and G. P. Gooch, v. l -3, Camb., 1922 - 23.

Новейшая история. Поллит Г., Избранные статьи и речи, пер. с англ., т. 1, М., 1955; его же, Марксизм и рабочее движение в Великобритании, [пер. с англ. ], М., 1960; Голлан Дж., Коммунисты Великобритании в борьбе за социализм, пер. с англ., М., 1968; Датт Р. П., Кризис Британии и Британской империи, пер. с англ.,М., 1959; Трухановский В. Г., Новейшая история Англии, М., 1958; его же, Внешняя политика Англии на первом этапе общего кризиса капитализма (1918 - 1939 гг. ), М., 1962; его же. Внешняя политика Англии в период второй мировой войны (1939 -1945), М., 1965; его же. Внешняя политика Англии после второй мировой войны, М., 1957; Овинников Р. С., Хозяева английской политики. Финансовая олигархия и внешняя политика Англии после Суэца 1957 -1966, М., 1966; Жигалов И. И., Великобритания: народ н внешняя политика, М., 1967; Политика Англии на Ближнем и Среднем Востоке (1945 - 1965), М., 1966; Политика Англии в странах Южной и Юго-Восточной Азии, М., 1966; Политика Англии в Африке, М., 1967; Mowat С h. L., Britain between the wars 1918 - 1940, L.,[1955]; С a r r Е. Н., The foreign policy of Britain. From 1918 to September 1939, L., 1939. Бнблиографич. и справочные издания: История Англии и Ирландии. Библиографический указатель литературы, изданной в СССР за 1918 - 1962 гг., сост. А. Н. Байкова, М., 1963.

Я. А. Левицкий (до кон. 80-х гг. 17 в. ), Л. А. Зак (с 90-х гг. 17 в. до кон. 19 в. ), В. Г. Трухановский (20 в. ).

VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации Политические партии. Консервативная партия (The Conservative Party), организационно оформилась в сер. 19 в. на основе партии тори. Выражает интересы монополистич. буржуазии. Числ. партии ок. 3 млн. чел. (1970). На парламентских выборах 1970 получила 330 мест (абсолютное большинство) и стала правящей партией (см. Консервативная партия). Лейбористская партия (The Labour Party), осн. в 1900. Одна из ведущих партий Социалистического интернационала. На правах коллективных членов в партию входят ок. 70 профсоюзов и ряд др. организаций (Фабианское общество и др. ). Числ. партии 6 млн. чел., из них лишь 700 тыс. индивидуальных членов (1970). На выборах 1970 получила 287 мест в парламенте. Политика правых лейбористских лидеров подтверждает ленинскую характеристику лейбористской партии, согласно к-рой она является "... насквозь буржуазной партией... " (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 261) (см. Лейбористская партия). Либеральная партия (The Liberal Party), образовалась в сер. 19 в. на основе партии вигов. Числ. партии ок. 200 тыс. чел. (1970). На выборах 1970 получила 6 мест в парламенте (см. Либеральная партия). Коммунистическая партия (The Communist Party), осн. в 1920. Числ. партии ок. 30 тыс. чел. (1970) (см. Коммунистическая партия Великобритании).

Профсоюзы и другие общественные организации. Профсоюзы (тред-юнионы) возникли в 1-й пол. 18 в. Крупнейшее профсоюзное объединение - Британский конгресс тре д-ю н и о-н о в (БКТ), осн. в 1868. Объединяет 155 профсоюзов с общим числом членов св. 10 млн. (1969). Шотландский конгресс тред-юнионов (ШКТ), осн. в 1897. Объединяет св. 800 тыс. чл. (1969). Кооперативный союз, осн. в 1869. Движение за ядерное разоружение - наиболее массовая организация сторонников мира, основана в 1958. О б - в о англо-советской дружбы, осн. в 1946. Об-во культурных связей с СССР, осн. в 1924. Об-во Шотландия-СССР, осн. в 1945. О б - во Сев. Ирландия - СССР. Ассоциация В. - СССР - официальная полу правительственная организация, осн. в 1959. Англ, к-т защиты м и-р а, осн. в 1949. Нац. ассамблея женщин. Нац. союз студентов. К о м м у н и с т и ч. союз молодёжи, осн. в 1922. Молодые социалисты - молодёжная орг-ция лейбористской партии, осн. в 1959. О р-г а н и з а ц и я молодых консерваторов. А. М. Белоногоа.

VII. Экономико-географический очерк Общая характеристика экономики. В. стоит в ряду крупнейших индустриальных держав капиталистич. мира, уступая по своему положению в мировом х-ве США и ФРГ, а с 1968 и Японии. Доля В. в пром. произ-ве капиталистич. мира с 1938 до 1969 сократилась более чем в 2 раза; она составляла 15,7% в 1938; 11,9% в 1948; 9,3% в 1960; 8,1% в 1965; 7,1% в 1969, что определило 4-е место В. среди капиталистич. стран. В. отстаёт от ведущих капиталистических стран не только по темпам роста промышленного производства, но и по росту производительности труда: с 1951 по 1967 производительность труда в брит, пром-сти увеличилась на 35% (в то же время в США на 51. 2%, в ФРГ на 70,4%, во Франции на 72%). Х-во В. складывалось в условиях длит, монопольного положения её в мировом пром. произ-ве и торговле и при наличии огромной колон. империи (см. раздел Исторический очерк). После 1-й мировой войны 1914-18 положение В. в мировом х-ве изменилось. Относительно устаревшая по своей структуре брит, пром-сть не смогла приспособиться к условиям конкуренции на мировом рынке. В то время как в др. странах бурно росли новые отрасли пром-сти, в В. они только начинали развиваться. Мировой экономич. кризис 30-х гг. тяжело отразился на экономике страны и особенно на её старых отраслях. 2-я мировая война 1939-45 ещё более ослабила В. После 2-й мировой войны общий кризис капитализма, бурный рост нац. -освободит. движения народов привели к распаду Брит, колониальной империи. Однако, применяя политику неоколониализма и сумев привлечь в Содружество б. ч. освободившихся от колон, зависимости стран, В. в той или иной степени удержала их в. сфере своего влияния. В первые послевоен. годы, несмотря на то что капиталовложения находились на более низком уровне, чем в кризисный 1938, в В. начали развиваться новейшие отрасли машиностроения и химии, продукция к-рых, при отсутствии конкуренции на мировом рынке, имела большой спрос. Это положительно отразилось на структуре пром-сти В. Вместе с тем сохранение и после войны высокого уровня воен. расходов (в год от 7 до 11% валового нац. продукта), усиленный экспорт капитала, рост импорта и др. вызывали диспропорции в экономике, финанс. трудности, дефицит платёжного баланса, ставший хроническим, ограничения капиталовложений в гражданские, в т. ч. и "экспортные", отрасли, замедление темпов экономич. развития, большую финанс. экономич. зависимость, в первую очередь от США.

Для послевоен, времени характерно усиление монополизации новых отраслей промышленности, а к 60-м гг. процесс централизации капитала путём многочисленных поглощений и слияний компаний начался и в ряде старых отраслей. Правительство поощряло концентрацию промышленного капитала, создав ~с этой целью в 1966 спец. Корпорацию по реорганизации пром-сти. Произошёл ряд слияний в такой старой отрасли, как судостроительная: в 1967-68 слились некоторые компании в Тайнсайде, образовав консорциум "Суон, Хантер энд Тайн шипбилдерс", и в районе Клайдсайда, где создано 2 консорциума - чАппер Клайд шипбилдерс" и "Скотт Литгоу труп". Ещё более мощные объединения образовались в автомобилестроении: в нач. 1968 слились 2 крупные компании - "Бритиш мотор холдинге" и "Лейленд мотор"- в гигантскую монополию "Бритиш Лейленд мотор корпорей-шен" (остальные крупные автомоб. компании "Форд мотор", "Воксхолл моторе" и "Руте моторе" принадлежат амер. капиталу). Объединились 2 крупные эле-ктротехнич. фирмы - "Инглиш электрик" и "Дженерал электрик", к-рые, в свою очередь, в 1967 объединились с компанией "Ассошиэйтед электрикал ин-дастрис". По числу рабочих, капиталам и объёму пром. производства новая компания занимает 4-е место среди крупнейших электротехнических монополий капиталистического мира. После многократных слияний в авиационной пром-сти господствуют монополии: "Бритиш эр-крафт корпорейшен", "Хокер Сидли труп", "Уэстленд эркрафт" и др. ; в производстве электронного оборудования и ЭВМ - "Интернэшонал компьютере", "Дженерал электрик - Инглиш электрик", "Торникрофт"; в производстве вооружений - концерн "Вик-керс"; в хим. пром-сти - трест "Импи-риал кемикал индастрис"; в нефтепереработке - монополии мирового значения - "Ройял датч-Шелл", "Бритиш петролеум компани" и амер. "Эссо"; в пищ. пром-сти - концерн "Юнилевер". В целом на долю 10 крупнейших монополий приходится ок. J1s капитала 500 ведущих компаний.

Процесс концентрации затронул также банковский капитал. В 1968 в результате слияния двух банков ("большой пятёрки") - " Нэшонал провиншел" и " Вестминстер", был создан новый банк "Нэшонал Вестминстер", достигнуто соглашение об объединении двух других крупных банков- "Барклейс" и "Мартине".

С 50-х гг. начала возрастать роль го-сударственномонополистич. объединений, к-рые охватили, помимо нек-рых воен. производств, национализированные отрасли пром-сти. После 2-й мировой войны были национализированы отрасли, обслуживающие всю экономику страны: каменноугольная, газовая, электроэнергетика, ж. -д. транспорт, чёрная металлургия, внутренний водный и часть гор. транспорта, авиалинии, Англ. банк. Атомная пром-сть и атомная энергетика, а также радио- и телевизионная сеть с самого начала находились в руках гос-ва. К середине 60-х гг. гос. капиталовложения достигли 50% всех внутренних послевоен. капиталовложений, из них половину поглотили национализированные отрасли. В 1968 национализированные предприятия давали 20% общего промышленного произ-ва. Концентрация капитала и произ-ва, с одной стороны, способствовала мобилизации средств и внедрению новейших достижений науки и техники, с другой - сопровождалась сокращением числа занятых и ростом структурной безработицы. Одна из новых черт послевоен. развития В. - усиленное проникновение в её экономику амер. капитала (особенно в нефтепере-раб., электротехнич., хим., автомоб. пром-сть). Амер. капитал контролирует св. 10% пром. произ-ва В.

Для В. характерно резкое преобладание занятых в пром. произ-ве над долей занятых в с. х-ве и весьма высокая роль сферы услуг. Сфера услуг (или обслуживания) - одна из тех отраслей х-ва, к-рая поглощает всё большее количество занятых, хотя многие процессы массового обслуживания автоматизируются. Выделяются высокой долей занятых в этой отрасли х-ва Юго-Вост. -столичный р-н с его огромным и разнообразным по социальному составу населением и адм. -финанс. аппаратом (49,2%) и Юго-Западный - курортный (46,9%); наименьшая доля - в пром. рнах: Зап. Мидленд (31,2%), Вост. Мидленд (33,2%), Йоркшир (35,9%).

Промышленность занимает главенствующее место в экономике В., обеспечивая ок. 50% валового нац. продукта и почти 91ю экспорта. Из всех занятых в пром-сти ок. 60% сосредоточено в тяжёлой индустрии. Несмотря на некоторую модернизацию, различен технический уровень "старых" отраслей, возникших в период промышленной революции, и "новых", предприятия к-рых оборудованы по последнему слову техники. Старые отрасли отстают по концентрации произ-ва и централизации капитала, хотя в кон. 60-х гг. здесь произошёл нек-рый сдвиг.

После окончания 2-й ыировой войны в пром-сти В. произошли существенные структурные изменения. При абс. росте (за 1935-69) числа занятых в 1,5 раза, в 3 раза увеличилась занятость в машиностроении и металлообработке; в 2,5 раза - в хим. пром-сти, в 1,5 раза - в пищ. и полиграфической и несколько более --в электроэнергетике. Занятость же в старых традиц. брит, отраслях - в угольной и текстильной пром-сти - упала. Важное значение приобрели такие новейшие отрасли, как атомная, электротехническая с электронной, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая, авиаракетная. В целом сильно выросла тяжёлая пром-сть. Экономика В. и в послевоен. время подвержена циклич. кризисам. Так, в 1966-67 и в 1969 имел место спад произ-ва в нек-рых отраслях пром-сти.

Добывающая промышленность. Кам. -уг. пром-сть - одна из старейших экспортных отраслей В., пережившая с 30-х гг. сильнейший упадок. После национализации она получила значительные капиталовложения, и технич. уровень её повысился. В связи с низкой конкурентоспособностью угля по сравнению с жидким топливом добыча его сокращается. 1/2 добычи даёт Йоркширский басе., 1/2 Нортамберленд-Даремский с лучшими коксующимися углями и ЮжноУэльский. По добыче угля В. на 4-м месте в мире. В связи с началом разработки (в 1967) природного газа в прибрежных водах Северного м. создаётся сеть новых газопроводов. По произ-ву искусств, газа В. на 1-м месте в Зап. Европе.

Энергетика. Основой энергетики является уголь, хотя доля его в энергобалансе потребления непрерывно снижается за счёт повышения доли нефти (целиком импортной) и новых источников энергии: в 1969 на уголь приходилось 50,8% потребляемой в стране энергии, на нефть 42,6%, на атомную и гидроэнергию 4 %, на природный газ 2,5%. Большую часть выработки электроэнергии обеспечивают ТЭС (86%); наиболее крупные (св. 1 млн. кет, на них приходится ок. 41з всех установленных мощностей) - у р. Трент (на йоркширском угле) и около Лондона. В стране с 30-х гг. действует единая энергосистема "Грид" и, кроме того, создаётся "Супергрид" (более высокого напряжения). По потреблению электроэнергии на душу населения (4000 квт-ч в 1969) В. опережает большинство крупных стран Зап. Европы, но резко уступает США; потребление электроэнергии в промышленности (1967) на 1 занятого 7,6 квт-ч(против 3,6 в 1951). В 1956-70 введены в действие 11 атомных электростанций (АЭС): Беркли, Олд-бери-А, Сайзуэлл-А, Данджнесс-А, Хинкли-Пойнт-А, Траусвинит и др. Суммарная мощность АЭС 4 млн. кет. АЭС произвели (1969) 12% электроэнергии. Развивается атомная промышленность (производство расщепляющихся материалов и др. ). ГЭС вырабатывают менее 2% электроэнергии.
Табл. 2. - Отраслевая структура промышленности



Отрасли


Число занятых



тыс. чел.


% к итогу



1935


1969


1935


1969
Горнодобывающая












промышленность


842


445


13


4,6
Обрабатывающая промышленность


5365


8923


83


91,2
В том числе:












металлургия


706


585


11


6,0
машиностроение и металлообработка


1306


3933


20


40,3
вт. ч.:












автомобильная


449


836


7


8,5
судостроительная (с судоремонтом)


162


198


2,0


2,0
химическая


207


532


9


5,4
швейная и обувная


587


528


9


5,4
текстильная


1043


744


17


7,6
пищевкусовая


524


878


8


8,9
бумажная и полиграфическая


403


649


6


6,6
прочие отрасли об-рабат. пром-сти


589


1073


9


11,0
Электроэнергетика , газовое х-во, водоснабжение




258




405




4




4,2
Всего


6465


9772


100


100

Обрабатывающая промышленность. Чёрная металлургия, обеспеченная собственным коксом и наполовину - низкокачественной жел. рудой (высококачественную руду импортируют), в послевоен. время была модернизирована, расширены её производств, мощности. Однако по внедрению новейшей техники (в частности, по конвертерной плавке) В. отстаёт от др. стран. После национализации 90% производств, мощностей чёрной металлургии, принадлежавших 14 крупным компаниям, объединены в гос. корпорацию "Бритиш стил". Больше других рнов выплавляет стали Юж. Уэльс ('14), на 2-м месте - С. -В. Англии.

Цветная металлургия работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам и лишь выплавка алюминия - к гидростанциям Шотландии. Обработка цветных металлов сосредоточена в крупных центрах машиностроения - Бирмингеме, Б. Лондоне, Юж. Ланкашире.

Машиностроение - ведущая отрасль брит, пром-сти и по числу занятых и по стоимости продукции - многообразно и сложно по своей структуре; широко развито во всех рнах страны. В машиностроении различаются "новейшие", "новые" и "старые" производства. Ок. 1/3 занятых приходится на транспортное машиностроение, в котором наиболее важно значение "новых" отраслей - автомобильной и авиационной. До 21з автомобилей идёт на экспорт. РСН. автосборочные з-ды расположены в Б. Лондоне, Зап. Мидленде (Бирмингем, Ковентри), в Лутоне, Оксфорде, а произ-во деталей и узлов также и во мн. др. городах. Св. 412 произ-ва автомобилей дают амер. фирмы ("Форд" и др. ). Крупное тракторостроение; по произ-ву и экспорту тракторов В. занимает 1-2-е места в капиталистич. мире.

Авиац. пром-сть по выпуску самолётов занимает 2-е место в капиталистич. мире, после США. З-ды крупнейших авиац. компаний выпускают различные типы самолётов, в т. ч. турбовинтовые и турбореактивные, а также двигатели, вертолёты, самоуправляющиеся снаряды, авиаракеты. Кроме того, множество более мелких фирм специализировано на производстве частей самолётов, оборудования, приборов. Ок. 213 продукции английской авиационной промышленности идёт на экспорт. Большинство заводов находится на Ю. - вокруг Б. Лондона, в Бристоле, а также в Зап. Мидленде и Ланкашире. В. расширяет сотрудничество в области авиастроения с др. зап. -европ. странами, гл. обр. с Францией и ФРГ.

Старые традиц. отрасли транспортного машиностроения - произ-во судов, локомотивов, ж. -д. оборудования - имеют и ныне существенное значение, но требуют перестройки и модернизации; особенно это относится к судостроению. В. долгое время была ведущей страной по выпуску судов, однако в 60-х гг. она сильно отстала, уступив первое место Японии.

Электротехнич. пром-сть - новая растущая отрасль, имеющая всё большее экспортное значение, вторая по числу занятых; в ней выделяются произ-во электрогенераторов, оборудования для АЭС и особенно электроника, бурное развитие к-рой связано с отраслями воен. значения. Предприятия расположены во многих городах, но большая часть - в Б. Лондоне, Зап. Мидленде и Ланкашире.

Станкостроение даёт высококачественную продукцию, но не обеспечивает себя полностью новейшими специализированными станками. В. выделяется крупным произ-вом энергосилового оборудования (котлов для ТЭС, дизелей и пр. ) и промышленного оборудования разных отраслей, в т. ч. комплектного для целых заводов, немалая часть к-рого идёт и на экспорт.

Хим. пром-сть опирается преим. на нефтепереработку в связи с развитием отраслей нефтехим. синтеза; роль коксо-хим. сырья резко сократилась. После войны сложилась мощная нефтеперераб. пром-сть, развивающаяся высокими темпами. Действуют 22 нефтеперераб. з-да, общей мощностью 115 млн. т (1969): в устье Темзы, в Фоли (около Саутхемп-тона), в Юж. Уэльсе, Мерсисайде, в Тис-порте, Грейнджмут и др. В хим. пром-сти, для к-рой характерна высокая степень монополизации, выделяются произ-ва синтетич. волокон, пластмассы, гербицидов, новых видов красителей и др. В основной химии выросло произ-во серной к-ты, минеральных удобрений. Гл. р-ны химической промышленности: Ланкашир с Чеширом, С. -В. Англии с крупнейшим комплексом химич. производств Биллин-гема - Уилтона, Юж. Уэльс и Северн-сайд, Фоли, устье Темзы, Грейнджмут (Шотландия).

Текстильная пром-сть- старейшая экспортная отрасль, потерявшая былое значение; особенно сократилось хл. -бум. произ-во (примерно наполовину). Вместе с тем продолжается его реорганизация, начатая в 1959,- модернизируется оборудование. Шерстяная пром-сть, больше ориентировавшаяся на внутр. рынок, пережила меньший спад; по выпуску шерстяных тканей В. уступает США и Японии. Осн. район хл. -бум. и пром-сти - Ланкашир, шерстяной - Йоркшир; в этих же районах и в ряде других растёт и производство тканей из химических волокон.

В связи с тем, что В. издавна импортирует продовольствие, сложилось характерное размещение пищ. пром-сти: с одной стороны, пищ. предприятия разбросаны в местах произ-ва или потребления с. -х. продуктов, с другой - они тяготеют к портам и особенно к крупным (Лондон, Ливерпул, Бристоль, Белфаст). О произ-ве отдельных видов пром. продукции см. в табл. 3.

Для размещения пром. произ-ва характерна его концентрация (21s пром. рабочих) в 7 сверхкрупных промышленных агломерациях и ряде крупных промышленных узлов с центрами в гг. Шеффилд, Ковентри, Сток-он-Трент, Лестер, Ноттингем, Бристоль, Дерби, а также в значит, пром. агломерации, формирующейся в Южном Уэльсе вокруг Кардиффа, Суонси и Ньюпорта.
Табл. 3. - Производство основных видов промышленной продукции
Виды продукции


1938


1950


1965


1969
Кам. уголь, млн. m


231


220


191


153
Электроэнергия1, млрд. квт-ч


33,8


63,3


194


237
Чугун, млн. m


6,9


9,8


17,8


16,6
Сталь, млн. т


10,6


16,6


27,4


26,8
Медь (рафинированная), тыс. т


1302


188, 13


236,4


198
Цинк, тыс. т


55,9


73, 93


107


151
Алюминий (первичный), тыс. т


23,4


31, 43


36


33
Алюминий (вторичный), тыс. т








178


210
Олово (первичное), тыс. т


32,8


29, 33


16,8


26
Свинец (рафинированный), тыс. т


11


78, б3


171


247
Металлообрабатывающие станки (отгрузка) , млн. шт.








141



Автомобили:












легковые, тыс. шт.


341


523


1722


1717
грузовые (включая троллейбусы), тыс. шт.


104


261


455


466
Тракторы, тыс. шт.


184


120


199


183
Самолёты (исключая военные, идущие на экспорт), шт.








415


797
Торговые суда, спущенные на воду, тыс. брутто per. т


1030


1325


1073


1040
Телевизоры, тыс. шт.








1591


1898
Азотные удобрения (по содержанию азота) , тыс. т


129


255


608


910
Фосфорные удобрения (по содержанию Р2О5), тыс. т


432


1065


441


444
Серная кислота, тыс. т


960


1832


3353


3286
Пластмассы и синтетич. смолы, тыс. т Химич. волокна, тыс. т


295 61


2955 169


958 391


1330 554
Цемент, млн. т


7,8


9,9


17,2


17,4
Ткани хл.-бум., млн. м


3328


1941


927


650
Ткани шерстяные, млн. м2


3966





252


357
1 Без Сев. Ирландии. 2 1937. 3 1953. 4 1936. 5 1955. 6 1935.













Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство. В целях обеспечения страны с.-х. сырьём и продовольствием в послевоен. время пр-во ввело субсидии и гарантированные цены на с.-х. продукты. Осн. часть земли принадлежит крупным землевладельцам - лендлордам, к-рые сдают её в аренду фермерам. 1/2 фермеров - мелкие и средние собственники. Более 2/3 с.-х. земли (а в Шотландии св. 90% ) находится у крупных фермеров; размеры их хозяйств превышают 60 га каждое. В Англии таких хозяйств 27%, в Уэльсе 23%, в Шотландии 30% , в Сев. Ирландии 18% ; они дают осн. товарную продукцию. Однако преобладают фермеры, в хозяйствах к-рых обрабатывается менее 16 га (в т. ч. 1/3 из них имеет до 2 га). Ок. 2/з всех занятых в с. х-ве составляет с.-х. пролетариат.

В 1960-70-х гг. заметно усилился процесс концентрации с.-х. произ-ва; в массовом масштабе происходит разорение мелких фермерских х-в - с 1958 по 1968 число таких х-в (с наделами 0,4-8 га) уменьшилось почти наполовину, а число крупнейших ферм (св. 400 га) выросло в 2 раза.

Гл. отрасль с. х-ва - животноводство, на долю к-poro приходится ок. 70% всей валовой с.-х. продукции, хорошо обеспечено кормовой базой - естеств. угодьями (из 19,2 млн. га всех с.-х. угодий 5 млн. га под высокопродуктивными культурными лугами и, кроме того, 7 млн. га пастбищ с грубым травостоем), кормовыми культурами ( 1/2 посевной площади); значит, часть концентрированных кормов импортируется. Разводят молочный и мол очно-мясной скот ( 12,4 млн. голов в 1969), овец (26,6 млн.), свиней (7,8 млн.) и птицу (127 млн. шт.). О размерах продукции животноводства см. табл. 4. Животноводческая специализация характерна для большинства р-нов и особенно для Запада и Центра страны.

На Востоке и гл. обр. на Юго-Востоке большое значение имеет полеводство: распахано 6 млн. га земли, в т. ч. 3,8 млн. га под посев зерновых. У залива Уош, по долинам рек Северн, Ившем, Уз, а также вокруг курортов - овощеводство, садоводство и цветоводство. Картофель распространён повсеместно, но больше всего - в Шотландии и Сев. Ирландии. Овёс сеют в более влажных местах. О посевах и сборе сельскохозяйственных культур см. табл. 5.

С.-х. произ-во высокоинтенсивно, имеет высокий уровень механизации. Урожайность осн. с.-х. культур (1969) составляет (в скобках в среднем за 1948- 1952, в ц/га) по пшенице 40,8 (27,2), по ячменю 37,1 (25,2), по овсу 33,4 (22,8). Используются 500 тыс. тракторов и 70 тыс. комбайнов. На поля и на луга вносится значительное количество азотных (909 тыс. т, по содержанию N), фосфорных (466 тыс. т, по содержанию Р2Оз), калийных (500 тыс. т, по содержанию К2О), а также комплексных удобрений.

В результате роста произ-ва с.-х. продукции в послевоен. время улучшилась самообеспеченность страны продовольствием и сократился его импорт. В. полностью удовлетворяет свои потребности в молоке, почти полностью в яйцах, на 95% в картофеле, на 70% в мясе, на 45% в зерне и на 30% в сахаре. Значительно выросло птицеводство (в т. ч. разведение бройлеров), что увеличило в мясном рационе долю битой птицы. Б. ч. продовольствия, получаемая внутри страны, потребляется в свежем виде и продаётся дороже импортного.

Рыболовство. В рыболовстве и обработке рыбы занято 23 тыс. чел. (1968). Улов рыбы держится на уровне ок. 1 млн. т (1026 тыс. т в 1967). В улове преобладают треска, палтус и сельдь. Крупные рыболовные флотилии базируются в портах Северного м.- Халле (Гулль), Грейт-Гримсби, Грейт-Ярмуте, Лоустофте, Абердине, а на зап. побережье - в Флитвуде. Имеется множество мелких рыболовных портов. Лов производится в Северном м. и в дальних водах Атлантики.
Табл. 4. - Производство основной продукции животноводства
Виды продукции


В среднем в довоен. годы


1948-52*


1965


1968
Мясо (разных видов), тыс.т


1214 8345 6545


1001 9920 7285 45


2034 12862 14232 59


2023 12478 14796 54
Молоко, тыс. т
Яйца, млн. шт.т
Шерсть, тыс. т


Табл. 5. - Посевные площади и сбор основных с.-х. культур



Площадь, тыс. га


Сбор, тыс. т
Основные с.-х. культуры


1948-1952*


1965


1969


1948-1952*


1965


1969
Ячмень


818


2183


2413


2061


8191


8980
Пшеница


881


1026


833


2397


4171


3428
Овёс


1249


408


382


2852


1232


1332
Картофель


496


300


248


9443


7578


6848**
Сах. свёкла


168


183


185


4525


6813


7118**
* В среднем за год.** 1968.



















Транспорт. Во внутр. грузовых перевозках (т. Км) доля ж. -д. транспорта (1968) составила 22%, автомобильного св. 60, внутр. водного 0,2, каботажа ок. 16, трубопроводного транспорта 1,4%. Велико значение морского транспорта, к-рый обслуживает внешнеторг. связи и, кроме того, используется для фрахта. На него приходится 93,1% общего грузооборота (в т-км). По тоннажу мор. флота (23,8 млн. брутто per. т в 1969) В. - одна из первых стран в мире. Внешнеторг. связи осуществляются через порты: Лондон - порт мирового значения (грузооборот 59 млн. т), уступает лишь Нью-Йорку и Роттердаму; Ливерпул (29 млн, т), Манчестер, Глазго, Халл (Гулль), Бристоль, Ньюкасл (от 7 до 20 млн. т каждый). Крупнейшие пассажирские порты - Саутхемптон и Дувр; первый, кроме того, важный нефтеналивной порт (грузо оборот 24-28 млн. т', нефть для з-до! Фоли); Милфорд-Хейвен принимав! 28 млн. т нефти.

Дл. жел. дорог 21,2 тыс. км, и; них 2/3 - двухпутные и многопутные; 10,5%-электрифицированные. Гл. ж. -д. узел - Лондон (11 лучей); наибольшей грузонапряжённостью отличается направление от Б. Лондона на Зап. Мид-ленд и Ланкашир. По жел. дорогам иду! массовые грузы на дальние расстояния, Сеть автодорог (325,2 тыс. км) очень разветвлена, хотя широких магистралей мало. Автопарк (1968) 14,5 млн. машин, в т. ч. 12,8 млн. легковых. Автотранспортом идёт не только ок. 21з объёма грузовых перевозок, но и подавляющая часть пассажирских. Внутр. водные судох. пути из-за небольшой пропускной способности имеют малое значение; наиболее важен Манчестерский канал. Развит авиатранспорт. Лондонский аэропорт - гл. узел возд. сообщений. В 1968 на авиатранспорт приходилось 491,5 млн. т-км грузов и 15 млрд. пассажиро-кл.

Внешние экономические связи. Зависимость экономики В. от внешней торговли очень велика; отношение импорта к валовому общественному продукту достигает 28%, а экспорта 24%. Вывозится до 1/3 производимой продукции, ввозится подавляющая часть сырья, а также в среднем ок. 1/2 потребляемого в стране продовольствия. Доля В. в мировой капиталистич. торговле в 1969 составляла 7,4%, экспорте - 7%, импорте - 7,7%.

Брит, экспорт отличается высокой долей готовых изделий (88,3% в 1969, что составляет примерно ок. 1/10 от мирового экспорта готовых изделий). В их числе: оборудование и машины (41,3% всего экспорта в 1969 против 20% в 1935- 1938 в среднем за год), хл.-бум. и шерстяные ткани (4,9% против 24% в 1935- 1938), хим. продукты (9,5% против 6,3% ), нефтепродукты (2,0% против 1%).

В. ввозит половину необходимого количества жел. руды, почти все цветные и редкие металлы, всю нефть, фосфориты, хлопок и др. виды сырья, продовольствие, а также многие виды готовой пром. продукции (см. табл. 6).

Характерен дефицит торгового баланса и остра проблема платёжного баланса, отрицательное сальдо к-рого стало почти хроническим. В прошлом постоянные рынки стран Содружества (с к-ры-ми В. торгует на основе имперских преференций), входивших также в стерлинговую зону, постепенно теряют прежнюю
Табл. 6. Структура импорта и экспорта по группам товаров (в % к итогу)



Импорт


Экспорт
Группы товаров


1935-1938*


1969


1935-1938*


1969
Продовольств. товары (включая напитки и табак)


45


23,5


7


6,0
Сырьё


28


15,3


7


3,3
Минеральное топливо и смазочные материалы


5


11,0


10


2,4
Готовые изделия и полуфабрикаты


22


49,9


76


88,3
* В среднем за год.













устойчивость для В.; к тому же в ее импорте снижается доля сырья и продовольствия, которые шли из этих стран. К 1969 (против 50-х гг.) доля стран Содружества по экспорту сократилась с 44% до 19,2%, а по импорту - с 38% до 26,4% . С развитием технического прогресса всё большее значение приобретают для В. рынки индустриальных зап.-ев-роп. стран; на них падает 41,5% импорта и 34,5% экспорта В. (1969), притом на страны Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) - 17,1% импорта и 13% экспорта, а на страны Европейского экономич. сообщества (ЕЭС) - 22% импорта и 18,3% экспорта. Из отдельных стран крупнейшие торг, контрагенты В.- США, ФРГ и Канада. На социалистич. страны приходится всего 3,7% внешнеторг. оборота. В В. создан (1967) Совет по торговле с Вост. Европой, включая и СССР.

В.- крупный экспортёр капитала; брит, инвестиции оцениваются ок. 18 млрд. ф. ст. (1967), 2/3 из них в странах стерлинговой зоны (ЮАР, Австралия, Индия, Ирландия и др.). Денежная единица - фунт стерлингов (по курсу Госбанка СССР на янв. 1971 1 англ. ф. ст. = 2,1537 руб.).

Экономикогеографические районы. При отсутствии резких порайонных контрастов в уровне развития капитализма можно выделить 11 экономич. рнов по степени развития производит, сил и производств, специализации, особенностям формирования х-ва, преобладанию- сложившихся территориа льнопроизводств. связей.

Юго-Восточный (столичный) р-н (1/6 терр., 1/3населения страны и ок. 1/3 стоимости продукции обрабат. пром-сти В. ), наиболее растущий, с высоким уровнем развития пром. и с. -х. произ-ва. Имеет благоприятное трансп. -географич. положение. Ядро рна - конурбация Б. Лондона, вокруг к-рой создаётся кольцо разнообразных по функциям пригородов (здесь и 8 "новых" городов). Промышленную специализацию района определяют отрасли, обслуживающие город и связанные с портом (швейная, мебельная, ювелирная, пищ., хим., нефтеперераб. и пр. ), а главное - новые отрасли машиностроения (электро-технич., автомоб. и авиационная), осевшие в пригородной зоне. Вокруг конурбации сосредоточены многочисл. н. -и. центры (в т. ч. атомные - Харуэлл, Амершем, Олдермастон), на Ю. -В. два старейших университетских центра - Оксфорд и Кембридж.

На Ю. -В. наиболее крупные посевы пшеницы, ячменя и сах. свёклы, развито молочномясное животноводство, б. ч. с. -х. продукции рна поглощается лондонским рынком. Вдоль побережья - курортная зона.

Западно - Мидлендский р-н во главе с конурбацией Бирмингема - "Чёрной страны" - крупный растущий пром. р-н в центр, части В. Здесь, наряду с исторически сложившейся специализацией на сталеплавильном произ-ве, цв. металлургии и металлообработке,- новейшее машиностроение (особенно автомоб. пром-сть, а также электротехнич., авиац. и станкостроит. пром-сть). Осн. центры: Бирмингем, Ковентри и Вулверхемптон. Пром-сть даёт 1/3 брит, автомобилей и станков, ещё больше велосипедов, частей для самолётов и металлоизделий, 1/4 электротехнич. изделий, св.1/3 стальных и чугунных труб и медной проволоки. На С. -З. - "гончарный округ" с центром Сток-он-Трент (41s брит, фарфорофаянсовых изделий). В с. х-ве района преобладает молочное животноводство.

Восточно - Мидлендский р-н - "растущий" пром. р-н с несколькими значит, центрами: Ноттингем, Лестер, Дерби, Нортхемптон. Наряду с традиционными для этого рна отраслями- трикотажной и обувной (412 брит, обуви), имеются машиностроение, обслуживающее эти отрасли, и, кроме того, произ-во шахтного оборудования, электротехника (в т. ч. энергетич. оборудование); в Дерби - крупное моторостроение, авиац. и др. заводы фирмы "Роллс-Ройс". В новом городе Корби (у месторождения жел. руды) - чёрная металлургия. В с. х-ве - молочное животноводство и специализированный откорм скота.

Ланкаширский р-н (1/6 нас. и 1/7 пром. рабочих В. ) по уровню развития производит, сил стоит на 3-м месте, а по степени урбанизации его можно сравнить лишь с Лондонской конурбацией. Пром. центры группируются в 2 крупные конурбации Манчестера и Ливерпула, а также у Манчестерского канала, по сев. краю Россендейлского плато и в юж. части кам. -уг. бассейна, куда передвинулся центр тяжести угледобычи. Район выпускает 213 хл. -бум. тканей, ]14 электротехнич. изделий и локомотивов, '1в самолётов и примерно '14 хим. продукции В. Ливерпул возглавляет 2-й в стране портовый комплекс со специфической промышленностью: судостроением, цветной металлургией, хим. и пищевыми предприятиями, а в новых пригородах и автомобилестроением. В зоне Манчестерского канала цветная и чёрная металлургия, нефтеперераб., химия., в т. ч. нефтехимич. (Станлоу, Карринг-тон, Ранкорн, Уиднес), бумажная промышленность. К Ю. от канала, в Чешире, разработки поваренной соли. Атомная пром-сть (расщепляющиеся материалы) в Спрингфилде, Кейпенхерсте, Рисли. В с. х-ве - молочное животноводство (Чешир), птицеводство и высокотоварное пригородное х-во.

Йоркширский р-н включает крупнейший в стране кам. -уг. басе., конурбацию текстильных городов Лидса - Брадфорда (70% брит, шерстяных тканей), пром. узел Шеффилда, портовый комплекс Хамберсайда и центр чёрной металлургии - Сканторп, возникший у Фродингемского железорудного месторождения. В крупных текст, городах развито и машиностроение, в т. ч. станкостроение (в Галифаксе), электротехника (в Лидсе); произ-во высококачеств. стали и знаменитых ножевых изделий и режущих инструментов (в Шеффилде), тракторов, локомотивов и искусств, волокна (в Донкастере). В Хамберсайде, где находится гл. порт Халл (Гулль), обслуживающий весь р-н, развивается новый комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехим. произ-в (в Иммингеме). Рыболовство (порты Грейт-Гримсби и Халл). В с. х-ве - молочное животноводство близ городов, растениеводство на Йоркширской низм., овцеводство в предгорьях Пеннин.

Северо-Восточный район включает крупный Нортамберленд-Да-ремский кам. -уг. басе. Занимает 2-е место в стране по произ-ву судов после Клайдсайда. Осн. отрасли пром-сти: кам. -уг., судостроит., металлургич., тяжёлое машиностроение и химическая. Велико значение новейших нефтехим. произ-в (Биллингем-Уилтон). В р-не 3 пром. узла: Тайнсайд по р. Тайн с центром Ньюкасл, Уирсайд по р. Уир с центром Сандерленд и Тиссайд по р. Тис с центром Мидлсбро. Р-н с 30-х гг. в числе "депрессивных".

Северо-Западный р-н (Камберлендский) имеет сходную с Северо-Восточным пром. специализацию, но масштабы произ-ва намного меньше - удельный вес пром-сти невелик. Наиболее значит, пром. центр - Барроу с чёрной металлургией и произ-вом судов, в т. ч. атомных подводных лодок. Центр, горная часть рна - "озёрный округ"- край туризма.

Юго-Западный р-н - индустрия лыю-агр. р-н с развитым курортным делом. Пром. узел сложился вокруг Бристоля, где портовое х-во сочетается с авиастроением, а также хим. произ-вом в Севернсайде. Развито молочное животноводство (кормовая база - зеленеющие круглый год луга), снабжающее лондонский рынок молочными продуктами, а зимой и молоком.

Уэльс, Шотландия и Сев. Ирландия - нац. р-ны. Здесь большая доля занятых в с. х-ве (в Сев. Ирландии 17,5%, в Уэльсе 8,2%, в Шотландии 7,3%) и постоянный отток населения в др. р-ны страны или за границу.

В Уэльсе- крупный угольный басе. у юж. побережья, з-ды чёрной (в год выплавляется до 6 млн. т стали и св. 4 млн. т чугуна - 1-е место в стране) и цветной металлургии, хим. и нефтеперераб. пром-сть. Основные центры: Кардифф, Суонси, Ньюпорт. Редконаселённая центр, часть - край овцеводства.

В Шотландии основное население тяготеет к Среднешотландской низм. с пром. узлом Клайдсайд у р. Клайд (центр Глазго) и столицей Шотландии - Эдинбургом. Осн. отрасли пром-сти: угольная, чёрная металлургия, судостроение (1-е место в стране по выпуску судов) и тяжёлое машиностроение, значит, развитие получает электроника. В вост. части - новые отрасли - нефтепереработка и нефтехимия (Грейнджмут). На Сев. нагорье - ГЭС и небольшие алюм. з-ды. На низменности - молочное и мясное животноводство, а также выращивание зерновых и картофеля, на нагорьях - овцеводство.

Северная Ирландия - ин-дустр. -аграрный р-н. Пром-сть - машиностроение, в т. ч. судостроение (Белфаст); текстильная (Белфаст, Лондондерри), химическая (Лондондерри и др. ); в ряде малых городов - новая отрасль: произ-во синтетич. волокон. С. х-во издавна поставляет скот на англ, рынок. Лит.: Добров А. С., Великобритания, М., 1955; Английские монополии. Со. статей, пер. с англ., М., 1955; Экономика и политика Англии после второй мировой войны, М., 1958; Дуб и некий Л. С., Монополии и экономика Англии (до второй мировой войны), М., 1960; Структурные изменения в промышленности СТА, Англии и ФРГ в послевоенные годы. [Сб. ст. ], М., 1962; ВолковМ. Я., ПромышленностьАнглии, М., 1965; ЭкономическаягеографиякапиталистическихстранЕвропы, М., 1966; Со-лодкинР. Г., Англиянамировыхрынках, М., 1969; Demangeon A., The British Isles, 3 ed., L., 1952; Alien G. C., The structure of industry in Britain, 2 ed., L., 1968; Great Britain; Geographical essays, ed. by J. Mitchell, Camb., 1962; В i с k-m о r e D. P. and Shaw M. A. (eds), The atlas of Britain and Northern Ireland, Oxf., 1963; Coppock J. T., An agricultural atlas of England and Wales, L., 1964; The British Isles. A systematic geography, L., 1965; Gilchrist Shirlaw D. W., An agricultural geography of Great Britain, Oxf. 1966; Sample Census, 1966. England and Wales L.,1967;Sample Census,1966. Scotland, Edin. 1967; "Annual Abstract of Statistics" (L., с 1840); "Monthly Digest of Statistics" (L. с 1946). Н. М. Польская

VIII. Вооружённые силы

Вооружённые силы В. состоят из сухопутных войск (армии), ВВС и ВМС; общая численность их в кон. 1970 составляла ок. 370 тыс. чел. Кроме того, имеются территориальные и резервные войска (св. 56 тыс. чел. ). Верх, главнокомандующий - король (королева), но его функции в руководстве вооруж. силами чисто формальны. Ответственность за подготовку страны к войне и за состояние вооруж. сил несут премьер-министр и кабинет министров, к-рому подчинены Комитет обороны и внешней политики и Мин-во обороны. Высшее руководство вооруж. силами осуществляет Комитет обороны, в состав к-рого входят: премьер-министр и министры обороны, внутр. дел, иностр. дел и по делам Содружества, финансов, техники. Министр обороны осуществляет непосредств. руководство вооруж. силами через зам. министра по армии, ВВС и ВМС и через Штаб обороны. Осн. органы Мин-ва обороны: Совет обороны, Комитет нач. штабов, Штаб обороны и департаменты видов вооруж. сил. Совет обороны планирует строительство вооруж. сил, осуществляет руководство и контроль за их деятельностью. В его состав входят: министр обороны, гос. министр по делам обороны, зам. министра по армии, ВВС и ВМС, пред. Комитета нач. штабов, нач. штабов видов вооруж. сил. Оперативное руководство вооруж. силами министр обороны осуществляет через Комитет нач. штабов и Штаб обороны, в составе к-рого имеются центр, управления (оперативное, перспективного планирования, планирования оперативных потребностей, разведывательное, связи) и которому подчиняются по оперативным вопросам штабы видов вооружённых сил. Комитеты советов обороны армии, ВВС и ВМС осуществляют руководство (через штабы и управления) деятельностью соответств. видов вооружённых сил. В. - член агрессивного империалистического военного блока НАТО, Организации центрального договора (СЕНТО), СЕАТО и др. военных блоков.

В мирное время традид. способ комплектования вооруж. сил - вербовка добровольцев. В периоды 1-й и 2-й мировых войн вводилась обязательная воинская повинность. После 2-й мировой войны пр-во продлило действие закона об обязательной воинской повинности и в 1948 впервые в истории В. приняло закон о ней на мирное время. В янв. 1961 воинская повинность была отменена и вооруж. силы стали комплектоваться исключительно путём вербовки добровольцев. Обычный контракт заключается на 22 года, краткосрочный - от 6 мес. до 12 лет.

Сухопутные войска подразделяются на регулярную и территориальную (резерв 1-й очереди сухопутных войск) армии и резервы. Регулярная армия (ок. 174 тыс. чел. в 1970) состоит из стратегического командования (в метрополии), Британской Рейнской армии и отд. полков и батальонов. В состав стратегич. командования входят 2 дивизии, парашютная бригада и отдельные бронетанковые, арт. и инж. части, части связи и пех. батальоны. Брит. Рейнская армия состоит из 1-го корпуса, арт. бригады, зенитной бригады и меха-низиров. развед. группы. Соединения и части регулярной армии расположены в Великобритании, ФРГ, Зап. Берлине, на Бл. и Ср. Востоке, в Малайзии, Сингапуре, Сянгане (Гонконге), Гибралтаре и др. рнах. Специально выделенные резервы сухопутных войск предназначены для усиления регулярной армии на европ. театре. В их боевом составе имеются парашютная бригада и бронетанковые, арт., инж. части, батальоны связи и пехотные. Высшее оперативностратегич. объединение сухопутных войск на театре воен. действий в воен. время - группа армий. На вооружении армии состоит боевая техника англ, и амер. произ-ва.

Военновоздушные силы (ок. 112 тыс. чел. в 1970) подразделяются на регулярные ВВС и резерв. Регулярные ВВС (ок. 900 боевых самолётов и неск. эскадрилий зенитных управляемых снарядов "Бладхаунд") состоят из авиац. командований в метрополии (ударного, авиац. поддержки) и заморских командований (в ФРГ, в Персидском зал., на Бл. и Д. Востоке). Гл. силу ВВС составляет ударное командование (ок. 60 средних бомбардировщиков, 25 разведчиков, 90 патрульных самолётов, св. 150 истребителей-перехватчиков и св. 90 вертолётов). На вооружении состоят: стратегич. бомбардировщики "Вулкан" В-2, разведчики "Виктор", "Канберра" и "Хантер", истребители ПВО "Лайт-нинг", тактич. истребители "Фантом", "Харриер" и "Хантер", транспортные самолёты "Британия", "Комета", "Белфаст", "Геркулес" и др.

Военноморские силы (ок. 84 тыс. чел. в 1970) состоят из воен. -мор. флота, авиации ВМС и мор. пехоты. До 2-й мировой войны ВМС В. занимали 1-е место среди флотов капиталистич. гос-в. В ходе войны флот В. количественно (по осн. классам кораблей) вырос. Однако к концу войны и особенно в после-воен. время он оказался намного слабее флота США. В ВМС В. имеются 2 флота (Западный и Дальневосточный) и 3 отд. эскадры. Значит, часть боевого состава ВМС в мирное время находится за пределами метрополии и вместе с ВМС США образует ударный флот НАТО в Атлантике. В составе действующего и резервного флотов В. (1969) 4 атомные подводные лодки-ракетоносца, 5 атомных торпедных подводных лодок, 4 ударных авианосца (наиболее крупные корабли этого класса - ударные авианосцы "Игл" и "Арк Ройял"), 3 крейсера типа "Тайгер", 10 эскадренных миноносцев, св. 20 подводных лодок, 70 сторожевых кораблей, 2 десантных вертолётоносца, 2 десантновертолётных корабля-дока и др. Всего насчитывается св. 220 боевых кораблей и большое число вспомогат. судов. Кроме того, строятся (1970) 3 атомные торпедные подводные лодки и 2 эскадренных миноносца. Осн. ядерной ударной силой ВМС и вооруж. сил В. в целом становятся атомные подводные лодки-ракетоносцы, имеющие на вооружении по 16 баллистич. ракет амер. произ-ва "Поларис" А-3 с дальностью действия до 4,6 тыс. км. Авиация ВМС состоит из авианосной авиации и базовой мор. авиации. Она имеет на вооружении тяжёлые штурмовики - носители ядерного оружия типа "Баканир", истребители-бомбардировщики типа "Симитер", разведчики "Нимрод" и др. Мор. пехота организационно сведена в одну бригаду и 2 батальона. Осн. базы флота: в метрополии - Росайт, Фаслейн, Лондондерри, Плимут, Портсмут, Портленд, Чатем; в Средиземном м. - Гибралтар, Мальта; в Индийском ок. - Бахрейнские и Мальдивские о-ва; в Тихом ок. - Сянган (Гонконг), Сингапур.

IX. Медико-географическая характеристика

Медико-санитарное состояние и здравоохранение. В 1968 на 1000 жит. в В. рождаемость составляла 17,0, общая смертность 11,7, детская смертность 18,5 на 1000 живорождённых. Средняя продолжительность жизни в 1968 у мужчин была 69, у женщин - 75 лет. В стране преобладают неинфекционные болезни. Наиболее частые причины смерти (в 1965, на 100 тыс. чел. ): атеросклероз 317,6, нарушения мозгового кровообращения 163,6, злокачественные новообразования 152,0. Значит, проблему сос