загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

огатари", 1608), гравиров. календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки ("суримоно"), а с 1660-х гг. - эстампы светского содержания, связанные с демократич. художеств, школой Укийё-э. Япон. Г., выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором Г.), резчиком и печатником, богата поэтич. ассоциациями, символами, метафорами. Хисикава Моронобу выполнил первые чёрно-белые эстампы с изображением красавиц и уличных сцен, используя энергичные силуэты, декоративность линий и пятен. В 18 в. Окумура Масанобу ввёл 2-3-цветную печать, а Судзуки Харунобу в своих многоцветных Г. с немногими фигурами девушек и детей воплощал тончайшие оттенки чувства с помощью изысканных полутонов и богатства ритмов. Крупнейшие мастера кон. 18 в. - Китагава Утамаро, создавший тип лирич. идеального женского портрета с плоскостной композицией, неожиданными ракурсами, смелой кадрировкой, с тонкой игрой плавных тончайших линий, мягких оттенков цвета и чёрных пятен, и Тёсюсай Сяраку, чьи гротескно резкие, экспрессивные и драматичные портреты актёров отличаются напряжённой контрастностью ритма и цвета, воплощением характера-символа. В 1-й пол. 19 в. ведущую роль играли мастера пейзажной Г. - Кацусика Хокусай, выразивший с необычайной свободой воображения сложность, изменчивость, неисчерпаемость природы, единство мира в большом и малом, и Андо Хиросиге, стремившийся точно запечатлеть красоту своей страны.

На рубеже 19 в. Ф. Гойя (Испания) в своих сериях офортов с акватинтой открыл новые пути Г., соединяя политич. сатиру и почти документальную точность с субъективной экспрессией, трагич. гротеском и неудержимостью воображения. Сочетание жизненной убедительности и фантастичности присуще и выпуклой Г. на меди У. Блейка (Англия). В 19 в. преобладала репродукц. торцовая Г. на дереве (изобретённая в 1780-х гг. англичанином Т. Бьюиком), выполнявшаяся специалистами-резчиками (в России- Е. Е. Бернардский, Л. А. Серяков, В. В. Матэ) для штриховых, а затем и тоновых иллюстраций ("политипажей") в книге и журнале. Меньшее значение имели репродукц. Г. резцом (в России Ф. И. Иордан, И. П. Пожалостин) и офорт (во Франции Ф.Бракмон). В возрождении оригинального офорта значительна роль не столько специалистов - Ш. Мериона во Франции, С. Хейдена в Англии, сколько мн. живописцев, стремившихся шире распространять свои художеств. идеи, а зачастую искавших способ-а запечатлеть живую изменчивость натуры, игру света и воздуха (Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи во Франции, Т. Г. Шевченко и Л. М. Жемчужников на Украине, И.И. Шишкин, И.Е. Репин, В.А. Серов в России). Офорт привлекал возможностью импрессионистич. пленэра и передачи мгновенных впечатлений (голландец Я. Б. Йонгкинд, французы Э. Мане, Э. Дега, амер. художники Дж. М. Уистлер, Дж. Пеннел, нем. - М. Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт, швед А. Цорн). На рубеже 19-20 вв. социальное и философское содержание вносили в свои офортные композиции как символисты (Дж. Энсор и Ж. де Брёйкер в Бельгии, М. Клингер в Германии), так и представители демократия, реализма (проникнутые духом революц. протеста циклы К. Кольвиц в Германии, офорты англичанина Ф. Брэнг-вина на темы трудовой жизни города). С 1890-х гг. возрождалась и оригинальная (в т. ч. обрезная) ксилография - станковая (О. Лепер во Франции) и книжная (У. Моррис в Великобритании). Новые пути наметили гравюры П. Гогена (Франция), с их обобщённостью, экспрессивными контрастами белого и чёрного; позже сложился тип декоративно-упрощённой, построенной на ритмич. игре силуэтов ксилографии и линогравюры, в т. ч. цветной (Ф. Валлоттон в Швейцарии, У. Николсон, Г. Крэг в Великобритании, А. П. Остроумова-Лебедева в России); характерны для мн. художников 20 в. напряжённая экспрессия, трагич. контрастность пятен (как бы знаков предмета или фигуры) в обрезной Г. с её вибрирующей текстурой доски (Э. Мунк в Норвегии, Э. Нольде, Э. Л. Кирхнер в Германии). Широко использовалась и традиция старинной нар. Г. (X. Г. Посада в Мексике, В. Скочиляс, Т. Кулисевич в Польше). Ксилография и линогравюра 20 в. приобретают богатство выразит. возможностей в изображении нар. жизни, публицистич. страстность в пропаганде освободит. идей, в протесте против империалистич. гнёта и войн (К. Кольвиц, бельгиец Ф. Мазерель, мексиканские гравёры Л. Мендес, А. Бельтран, А. Гарсиа Бустос, кит. - Ли Хуа, Гу Юань, япон. - Уэно Макото, Тадасиге Оно, бразильцы Р. Кац, К. Склиар, чилиец К. Эрмосилья Альварес). По-новому раскрылась выразительность линий, силуэта и цвета в книжных Г. и эстампах П. Пикассо, А. Матисса, Р. Дюфи, Ж. Руо. Среди крупных совр. мастеров реалистич. Г. - Р. Кент (США), А. Грант (Великобритания), Л. Норман (Швеция), X. Финне (Норвегия). Значительно обогатилась техника (особенно в Г. на металле), вводятся новые материалы и технич. способы Г., к-рые, однако, часто используются ради самодовлеющих формальных эффектов. В Г. бурж. стран значит. роль играют модернистские ин-дивидуалистич. тенденции.

Советская Г. многообразно отразила жизнь и историю народа, достигнув больших успехов в различных видах и жанрах - в эстампе и книге, в революц. публицистике и лирич. пейзаже, в портрете и тематич. композиции. Её отличают богатство нац. школ и творческих направлений, объединённых общими принципами коммунистич. идейности и социалистич. реализма. Наряду с традицией тоновой Г. 19 в. (И. Н. Павлов, И. А. Соколов) и декоративно-изящной ксилографии нач. 20 в. (А. П. Остроумова-Лебедева, П. А. Шиллинговский, В. Д. Фалилеев) в Г. на дереве и линолеуме возникли новые тенденции, характеризующиеся романтич. напряжённостью, контрастностью, свободой воображения (Н. Н. Купреянов, А. И. Кравченко), психологизмом и синтетич. цельностью стиля (В. А. Фаворский). Эти тенденции развивали в эстампе и особенно в книжной ксилографии П. Я. Павлинов, Н. И. Пис-карёв, П. Н. Староносов, А. Д. Гончаров, М. И. Пиков, Ф. Д. Константинов, Г. А. Ечеистов, С.Б. Юдовин, Г. Д. Епифанов. В развитии сов. офорта значит. роль сыграли И. И. Нивинский, Г. С. Верейский. Возродилась Г. резцом (Д. И. Митрохин). Крупные школы Г. сложились на Украине (В. И. Касиян, М. Г. Дерегус, Е. Л. Кульчицкая), в Литве (использующие нар. традиции ксилографии и линогравюры Й. М. Кузминскиса, В. М. Юркунаса, А. А. Кучаса), Эстонии (Г. на металле Э. К. Окаса, А. Г. Бах-Лийманд), Латвии (ксилографии П. А. Упитиса, офорты А. П. Апиниса). В сер. 20 в. в сов. Г. ведущую роль стал играть эстамп, тяготеющий к широте обобщений, яркой декоративности, богатству фактур и приёмов: Г. на дереве и линолеуме Г. Ф. Захарова, И. В. Голицына (РСФСР), Г. В. Якутовича (Украина), Г. Г. Поплавского (Белоруссия), А. А. Рзакулиева (Азербайджан), М. М. Абегяна (Армения), Д. М. Нодиа, Р. Г. Тархана-Моурави (Грузия), Л. А. Ильиной (Киргизия), А. И. Макунайте, А. П. Скирутите, В. П. Валюса (Литва), Г. Э. Кроллиса,

Д. А. Рожкална (Латвия); Г. на металле В. В. Толли, А. Ф. Кютта, А. Ю. Кеэренда (Эстония). В иск-ве социалистич. стран видное место занимают офорты Р. Бергандера и ксилографии В. Клемке (ГДР), офорты Д. Хинца и А. Вюрца (Венгрия), офорты и ксилографии М. Швабинского (Чехословакия), ксилографии В. Захариева и В. Стайкова (Болгария), ксилографии Дж. Андреевича-Куна (Югославия) и Б. Ги Сабо (Румыния). См. также Ксилография, Линогравюра, Резцовая гравюра, Офорт, "Сухая игла", Акватинта. Пунктирная манера, Лавис, Меццо-тинто, Карандашная манера, Мягкий лак.

Илл. см. на вклейках - к стр. 216- 217 и табл. XI, XII (стр. 208-209).

Лит.: Ровинский Д. А., Подробный словарь русских гравёров XVI -XIX веков, т. 1 - 2, СПБ, 1895-99; КристеллерП., История европейской гравюры, пер. с нем., М.- Л., 1939; Очерки по истории и технике гравюры, М., 1941; Русская гравюра XVI - XIX вв., Л.- М., 1950; Сидоров А. А., Древнерусская книжная гравюра, М.- Л., 1951; Турова В. В., Что такое гравюра, М., 1963; Японская гравюра, М.. 1963; Леонтьева Г. К., Дорогой поиска, М. -Л., 1965; Dе1tеil L., Le peintre graveur illustre, v. 1 - 30, P., 1906 - 30; Hilliеr J., Japanese masters of the colour print, L., 1954; Laran J., L'estampe, v. 1 -2, P., 1959; Bersier J. E., La gravure, P., 1963; Hind A. M-, An introduction to a history of woodcut, v. 1 - 2, Boston - L., 1963; его же, A history of engraving and etching..., N. Y., 1963; Les plus belles gravures du monde occidental 1410-1914, P., 1966; Adhemar J.. La gravure originale au XX siecle, P., 1967. Е. С. Левитин.

ГРАД, вид атмосферных осадков, состоящих из сферических частиц или кусочков льда (градин) размером от 5 до 55 мм, а иногда и больше (встречаются градины размером 130 мм и массой ок. 1 кг). Градины состоят из прозрачного льда или из ряда слоев прозрачного льда толщиной не менее 1 мм, чередующихся с полупрозрачными слоями. В метеорологии Г. отличают от снежной крупы - ледяных непрозрачных крупинок белого цвета, размером от 2 до 5 мм, хрупких и легко размельчающихся.

Г. выпадает обычно при сильных грозах, в тёплое время года (темп-pa у земной поверхности обычно выше 20 °С) на узкой, шириной неск. км (иногда ок. 10 км), но длинной - десятки, а иногда и сотни км - полосе. Слой выпавшего Г, составляет обычно неск. см, иногда десятки см, продолжительность выпадания от неск. мин до получаса, чаще всего 5-10 мин и очень редко - ок. 1 ч. В 1 мин на 1 м2 падает 500-1000 градин, их плотность 0,5-0,9 г/см3, скорость падения- десятки м/сек. Зародыши градин образуются в переохлаждённом облаке за счёт случайного замерзания отд. капель. В дальнейшем такие зародыши могут вырасти до значит. размеров благодаря намерзанию сталкивающихся с ними переохлаждённых капель. Крупные градины могут появиться только при наличии в облаках сильных восходящих токов, способных длит. время удерживать градины от выпадения на землю.

Г. наносит большой ущерб с. х-ву, уничтожая посевы, виноградники и т. д. В СССР разработаны радиолокац. методы определения градоносности и градо-опасности облаков и создана оперативная служба борьбы с Г. в Грузии, Молдавии и др. р-нах страны. Борьба с Г. основана на принципе введения в облако спец. реагента (обычно йодистого свинца или йодистого серебра), способствующего замораживанию переохлаждённых капель. Реагент вводится с помощью ракет или снарядов в переохлаждённую часть облака. В результате появляется огромное количество искусств. центров кристаллизации, на к-рых начинается рост ледяных кристаллов, и переохлаждённая вода в облаках, служащая осн. сырьём для роста градин, перераспределяется на значительно большее их число. Поэтому градины получаются меньших размеров и успевают полностью или в значит. степени растаять в тёплых слоях воздуха ещё до выпадения на землю. Таким образом Г. либо полностью предотвращается, либо существенно уменьшаются его интенсивность и размеры градин.

Лит.: Женев Р., Град, [пер. с франц.], Л., 1966; физика облаков и активных воздействий. Труды Всесоюзной конференции по активным воздействиям на градовые процессы. 26 - 29 марта 1968 г., под ред. Г. К. Сулаквелидзе, X. X. Медалиева, Л., 1969. И. П. Мазин.



ГРАД, гон, единица измерения плоского угла, предложенная при введении метрич. системы мер (кон. 18 в.). Сокращённое обозначение 1g . 1 Г. равен 1/100 прямого угла. Дольные единицы Г.: метрич. минута (1' или 1С ), равная 1/100 града, и метрич. секунда (1" или 1СС), равная 1/100 метрич. минуты. Соотношение между Г. и др. единицами плоского угла: 1g = 0,01570796 радиан, 1g = 0,900° (угловых градусов) или 1° = 1,111g . Выражение угла в Г. не получило широкого распространения.



ГРАД Пражский (Prazsky hrad), историческое ядро г. Праги, укреплённая резиденция чеш. правителей и архиепископов. Осн. в 9 в. на месте др.-слав. городища. Расположенный на холме на лев. берегу р. Влтава, Г. представляет собой сложный комплекс построек 11-20 вв. с 3 парадными внутр. дворами. На терр. Г. остатки кам. стен и башен 12-15 вв., романская базилика св. Йиржи (12 в., зап. фасад - 18 в.), готич. собор св. Вита (на месте храма-ротонды 10 в. и романской базилики 11 в.; хор - 1344-99, арх. Матвей из Арраса и П. Парлерж; зап. фасад завершён в 1929; в интерьере: остатки мозаики и фресок и портретные бюсты - 14 в., готич., ренессансные и барочные капеллы и надгробия), королевский дворец 12-16 вв. (расширен в 18 в.) с позднеготич. "Владиславским" залом (кон. 15 в., арх. Б. Рейт) и др. В зданиях

Г. - богатые историко-художеств. коллекции, резиденция президента ЧССР.

Лит.: Пражский Град, пер. с чешек., 2 изд., Прага, 1967. Е. Б. Георгиевская.

ГРАДАЦИЯ (лат. gradatio - постепенное повышение, от gradus - ступень, степень), стилистическая фигура, ряд однородных слов или выражений (образов, сравнений, метафор и т. п.), последовательно нагнетающих, наращивающих (климакс) или, наоборот, понижающих (антиклимакс) смысловую или эмоциональную значимость. Принцип Г. может служить приёмом строфической (в лирике, напр. "Восток белел..." Ф. И. Тютчева) или сюжетной (в былинах, сказках, напр. "Терем-теремок") композиции. Пример стилистич. Г. климакса: "Не жалею, не зову, не плачу" (С. А. Есенин).



ГРАДАЦИЯ, принцип совершенствования (биол.), принцип ступенчатого развития от простого к сложному под влиянием приписываемого живой природе стремления к совершенствованию. Введён Ж. Б. Ламарком в его эволюц. учении (см. Ламаркизм).

ГРАДЕЦ-КРАЛОВЕ (Hradec Kralove), город в Чехословакии, в Чешской Социалистич. Республике, адм. ц. Восточно-Чешской области. 66,7 тыс. жит. (1968). Крупный трансп. узел и центр машиностроения. Произ-во оборудования для хим., газовой, сах., винокур. пром-сти, моторов, котлов (в значит. степени на экспорт). Производятся фотоматериалы, швейные изделия, мебель, пианино; пищ. пром-сть. Мед. и пед. ин-ты.

Готич. собор (с 1306), церковь иезуитов в стиле барокко (1666), постройки 20 в. (арх. Я. Котера, Й. Гочар).

ГРАДИЕНТ (от лат. gradiens, род. падеж gradientis -шагающий), вектор, показывающий направление наискорейшего изменения нек-рой величины, значение к-рой меняется от одной точки пространства к другой (см. Поля теория). Если величина выражается функцией и (x, у, г), то составляющие Г. равны [0711-23.jpg] Г. обозначается знаком grad и. Г. в нек-рой точке направлен по нормали к поверхности уровня в этой точке, длина Г. равна Понятием Г. широко пользуются в физике, метеорологии, океанологии и др., чтобы охарактеризовать скорость изменения в пространстве к.-л. величины при перемещении на единицу длины в направлении Г.: напр., Г. давления, Г. температуры, Г. влажности, Г. скорости ветра, Г. солёности, Г. плотности мор. воды. Г. электрич. потенциала наз. напряжённостью электрич. поля.

ГРАДИЕНТ в биологии, закономерное количеств. изменение морфологич. или функциональных, в т. ч. и биохим., свойств вдоль одной из осей тела организма (или органа) на любой стадии его развития. Примеры Г.: убывание содержания желтка в яйцах земноводных в направлении от вегетативного полюса к анимальному, неодинаковая чувствительность к ядам и красителям разных участков тела кишечнополостных и червей. Г., отражающий убывание или возрастание интенсивности обмена веществ или др. физиол. показателей, наз. физиологическим, или метаболическим. Пример физиол. Г.: падение способности к автоматич. сокращению участков сердца у позвоночных животных от венозного конца к аортальному. Место наивысшего проявления функции наз. высшим уровнем Г., участок с наименьшим проявлением функции - низшим уровнем. По представлениям амер. учёного Ч. Чайлда, физиол. Г. - первопричина дифференци-ровки зародыша и интеграции взрослого организма, однако нередко Г.- не причина, а лишь следствие более широких биол. закономерностей развития. Л. В. Белоусов.

ГРАДИЕНТНЫЕ ТЕЧЕНИЯ, течения, возникающие в морях и океанах в результате образования в них разности давления столба воды. Разность давления создаётся под влиянием сгонов и нагонов воды ветрами, неравномерного распределения плотности воды в водоёме или атм. давления над ним, притока материковых вод или вод из др. водоёмов и др. причин. Г. т. под действием силы Кориолиса отклоняются от направления градиента давления вправо в Сев. полушарии и влево в Южном (градиент направлен от высокого давления к низкому).



ГРАДИЕНТНЫЙ ВЕТЕР, горизонтальное равномерное движение воздуха при отсутствии силы трения, по прямолинейным (геострофический ветер) или круговым траекториям, совпадающим с изобарами. Г. в. получается при условии равновесия между действующей силой градиента давления и инерц. силами: центробежной и отклоняющей силой вращения Земли - Кориолиса силой. Г. в.- хорошее приближение к действит. условиям ветра в свободной атмосфере выше слоя трения (приблизительно выше 1000 м над земной поверхностью).

ГРАДИЕНТОМЕТР ГРАВИТАЦИОННЫЙ горизонтальный, прибор для гравиметрич. разведки, измеряющий только горизонтальные составляющие градиента силы тяжести (без измерения кривизны уровенной поверхности). Г. г. получается из гравитационного вариометра, если крутильная система последнего устанавливается при измерениях в 4 азимутах, взаимно отличающихся на 90°. Г. г., сконструированный в СССР, отличается коротким плечом коромысла крутильной системы. Это обеспечивает короткий период собств. колебаний, а при наличии сильного демпфирования - быстрое успокоение в положении равновесия. Для надёжности и быстроты измерения прибор содержит 4 крутильные системы и имеет визуальную регистрацию. В результате достигается производительность в 4-11 раз большая, чем у гравитационного вариометра. С. А. Поддибный.

ГРАДИЕНТОМЕТР МАГНИТНЫЙ, магнитометр для измерения приращения (градиента) составляющей напряжённости магнитного поля в заданном направлении.

Принципы работы Г.м. различных типов рассмотрены в ст. Магнитометр. Г.м. применяют для исследования строения магнитосферы Земли и магнитных полей др. космич. тел, при разведке полезных ископаемых (в частности, при аэромагнитной съёмке), в магнитной дефектоскопии, для измерения градиентов магнитных полей в синхротронах и др. ускорителях заряженных частиц.

Лит. см. при ст. Магнитометр.

ГРАДИЕНТЫ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ, величины, показывающие скорость изменения силы тяжести по направлениям
[0711-24.jpg]

связанных с земной поверхностью прямоугольных координатных осей (вертикальной и двум горизонтальным). Г.с.т., соответствующие идеализированной модели Земли с правильной фигурой и внутр. строением, наз. нормальными. Самый большой из них - нормальный вертикальный Г.с.т., в среднем для всей Земли равный 3086 этвеш (см. Гравитационное поле Земли). Аномальное изменение вертикального и горизонтальных Г.с.т. может достигать сотен этвеш. Горизонтальные Г.с.т. измеряются гравитационными вариометрами. По наблюдаемым аномалиям силы тяжести или первым Г.с.т. рассчитываются значения вторых Г.с.т., к-рые используются в гравиметрической разведке.

М. У. Сагитов.



ГРАДИЖСК, посёлок гор. типа в Глобинском р-не Полтавской обл. УССР, на берегу Кременчугского водохранилища, в 18 км от ж.-д. ст. Рублёвка. Молочный з-д.



ГРАДИРНЯ (от нем. gradieren - сгущать соляной раствор; первоначально Г. служили для добычи соли выпариванием), устройство для охлаждения воды атм. воздухом. Совр. Г. применяются гл. обр. в системах оборотного (циркуляционного) водоснабжения пром. предприятий для понижения темп-ры воды, отводящей тепло от теплообменных аппаратов, компрессоров и т.п. Охлаждение происходит в основном за счёт
[0711-25.jpg]

Градирни: а - вентиляторная; б - башенная; в - атмосферная; 1 - ороситель; 2 - водораспределитель; 3 - вентилятор; 4 - водоуловитель; 5 - резервуар; 6- подвод воды; 7 - отвод воды; 8 - вход воздуха.

испарения части воды, стекающей по оросителю в виде плёнок или капель под действием силы тяжести (испарение 1% воды понижает её температуру примерно на 6°С). По типу оросителя Г. подразделяют на плёночные, капельные и брызгальные; по способу подачи воздуха - на вентиляторные, башенные (в к-рых создаётся тяга воздуха при помощи высокой вытяжной башни) и открытые (или атмосферные), использующие силу ветра и отчасти естеств. конвекцию для протока воздуха через ороситель (рис.). Вентиляторные Г., в свою очередь, делятся на секционные и отдельно стоящие. Вентиляторные Г. обеспечивают более глубокое и устойчивое охлаждение воды и допускают большие удельные тепловые нагрузки, чем башенные и атмосферные, но требуют дополнит. расхода электроэнергии. Производительность Г. характеризуется величиной плотности орошения - удельного расхода охлаждаемой воды, приходящегося на 1 м2 площади орошения. При проектировании тип и размеры Г. и её осн. элементов определяются технико-экономич. расчётом в зависимости от количества и темп-ры охлаждаемой воды и параметров атм. воздуха.

Лит.: Берман Л. Д., Испарительное охлаждение циркуляционной воды, 2 изд., М.- Л., 1957; Гладков В. А., Арефьев Ю. И., Барменков Р. А., Вентиляторные градирни, М., 1964.

В. А. Гладков, Ю. И. Арефьев.

ГРАДОБИТИЕ, уничтожение или повреждение градом культурных растений полей, садов, огородов. От Г. иногда гибнут домашняя птица и мелкий скот. Степень Г. зависит от интенсивности и продолжительности града, величины градин, силы ветра, а также вида растения и фазы его развития. Для хлебов Г. наиболее опасно в фазе колошения и созревания зерна (перед уборкой). Гречиха, свёкла, лён сильно страдают от Г. во всех фазах развития. У картофеля в ранний период развития после Г. восстанавливается ботва, а в период перед цветением прекращается развитие клубней. На все овощные культуры в период вегетации Г. действует губительно. У плодовых деревьев град сбивает почки, цветки, плодовые завязи, плоды. О мерах предотвращения Г. см. в ст. Град.



ГРАДОВ Юрий Михайлович (р.29.6.1934, Череповец), советский архитектор. Учился в Моск. архит. ин-те (1952-58). С 1960 работает в Минске (с 1967 - гл. художник города). Работы: кафе "Сонкуль" во Фрунзе (1958-60); застройка Могилёвского шоссе, экспериментальный микрорайон (совм. с арх. В. Е. Барским, В. С. Мартьяновым), парк им. 50-летия Советской власти (совм. с Л. М. Левиным), Дом быта (с В. П. Занковичем) - все в Минске, 1960-67; выставочный павильон ВДНХ БССР в Минске (1968, с С. Б. Ботковским, Л. М. Левиным), пам. "Катюше" в Орше (1966), мемориальный комплекс Хатынь (1968-69, совм. со скульптором С. И. Селихановым, арх. В. П. Занковичем, Л. М. Левиным; Ленинская пр., 1970; илл. см. т. 3, табл. XIII).

ГРАДОВСКИЙ Александр Дмитриевич [13(25). 12. 1841, Валуйский у. Воронежской губ., - 6(18). И. 1889, Петербург], русский историк права, публицист. Сын помещика. Окончил Харьковский ун-т в 1862. С 1867 доцент, с 1869 профессор Петерб. ун-та. В главном труде Г. - "Начала русского государственного права" [т. 1 - "О государственном устройстве" (1875), т. 2 - "Органы управления" (1876), т. 3 - "Органы местного управления" (1883)] показано ист. развитие гос. законодательства и учреждений в России в условиях неограниченной монархии в сопоставлении с др. гос. системами. В ист. взглядах Г. положения государственной школы (роль гос-ва, теория закрепощения и раскрепощения сословий) сочетались с положениями ист. школы права, отразившимися, в частности, в статьях Г. по нац. вопросу, о славянофильстве и западничестве. Спец. монографии посвящены гос. праву зап.-европ. стран. Активно сотрудничал в либеральной периодич. печати. Как публицист Г. выступал с позиций консервативного либерализма и защищал реформы 1860-70-х гг.

Соч.: Собр. соч., т. 1-9, СПБ, 1899-1904.

Лит.: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 5; Гармиза В. В., Земская реформа и земство в исторической литературе, "История СССР", 1960, № 5.

Н. Л. Рубинштейн.



ГРАДОНАЧАЛЬНИК, должностное лицо в царской России, управлявшее на правах губернатора к.-л. городом и прилегающей к городу территорией.


ГРАДОПОЛОВ Константин Васильевич [р. 23. 12. 1903 (5. 1. 1904), Москва], советский спортсмен, педагог, засл. мастер спорта (1940), засл. тренер СССР (1956). Чл. КПСС с 1954. Один из первых чемпионов СССР по боксу (1926), неоднократный победитель междунар. и всесоюзных соревнований. В 1936-66 зав. кафедрой бокса Гос. центр. ин-та физкультуры. В 1954-60 - тренер сборной команды СССР по боксу. Автор работ "Тренировка боксёра" (1960), "Бокс" (4 изд., 1965). Снимался в кино (13 фильмов в 1927-40). Награждён 2 орденами, а также медалями.


ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). Г. определяют социальный строй, уровень развития производит. сил, науки и культуры, природно-климатич. условия и нац. особенности страны. Г. охватывает сложный комплекс социально-экономич., строи-тельно-технич., архитектурно-художеств., а также санитарно-гигиенич. проблем. Общим для Г. досоциалистич. формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество. Имуществ. неравенство населения отражалось на приёмах планировки, застройки и на благоустройстве гор. территории; созданные на основе лучших достижений Г. своего времени р-ны, населённые представителями господств. класса, резко отличались от переуплотнённых, лишённых необходимого благоустройства р-нов сосредоточения трудового населения. Ныне два социальных строя, существующих в мире, - капитализм и социализм - определяют два пути развития Г. При капитализме интересы землевладельцев, промышленников и финансистов обычно обусловливают стихийность застройки населённых пунктов, вступая в противоречие с задачами Г. При социализме гос. планирование нар. х-ва создаёт все условия для планомерного, научно обоснованного развития городов, наиболее удобных для труда, быта и отдыха всего населения.

Первые попытки внести определ. порядок в застройку и планировку поселений относятся к сер. 3-го - нач. 2-го тыс. до н.э. Города древней цивилизации в долине р. Инд (2500-1500 до н. э.) Мохенджо-Даро и Хараппа имели прямоугольную сеть улиц и благоустройство. В Др. Египте, Двуречье и других р-нах древнего мира при строительстве городов применялись разбивка города на геометрически правильные кварталы, зонирование застройки по социально-имуществ. признаку (город Кахун в Др. Египте, нач. 2-го тыс. до н.э.), выделялась гл. улица (дорога процессий богини Иштар в Вавилоне, 7-6 вв. до н.э.), создавались простейшие системы водопровода и канализации. В книге "Чжоу ли" (3 в. дон. э.) есть сведения о Г. Китая 11-3 вв. до н. э.; указано, что столичный г. Лои (Лоян) был квадратным в плане, девять широтных и девять меридиональных улиц делили его на кварталы, а в центре города находился дворец правителя. В Г. Др. Греции в планировке городов хорошо учитывались местные природные условия и под-чёркивалось значение агоры и акрополя (мест сосредоточения политич. и религ. жизни) как композиц. центров городов; возникшие, вероятно, на Востоке приёмы регулярной планировки городов сложились в стройную градостроит. систему (т. н. "гипподамова", см. Греция Древняя), к-рая получила широкое распространение в эпоху эллинизма, лишившись, однако, своей демократич. направленности. В Г. Др. Рима регулярная планировка стала господствующей (города Помпеи, Тимгад, Остия и др.). Римляне создавали крупные системы водоснабжения и канализации, мостили и озеленяли улицы. Зарождается теория Г.; в трудах Витрувия (1 в. до н. э.) были сформулированы отд. вопросы гре-ко-эллинистич. и рим. теории Г. и архитектуры. По определённому плану создавались культурные центры в древних индейских государствах доколумбовой Америки (архитектурный комплекс Теотиуакан в Мексике, 2 в. до н. э.-9 в. н.э.). Примерно в 5-12 вв. н. э. в Индии был создан трактат "Шилпашастра", служивший руководством и при строительстве городов. Уже в государствах древнего мира выдающиеся по архитектурно-художественным качествам ансамбли символизировали незыблемость господства правящих классов.

В средневековых западноевропейских городах на территории, опоясанной мощными крепостными стенами, складывалась сеть кривых и узких улиц вокруг замка, собора или торг. площади. Жилые районы, выросшие за пределами гор. стен, окружались новым поясом укреплений. Вдоль или на месте прежних стен образовывались кольцевые улицы, к-рые в сочетании с радиальными улицами, идущими от центра к воротам гор. укреплений, определили формирование характерной радиально-кольцевой (реже веерной) структуры городов. Большинство ср.-век. городов Европы первоначально было лишено всякого благоустройства. Ограниченность территории, защищённой городскими укреплениями, приводила к высокой плотности застройки города многоэтажными жилыми и обществ. зданиями. В рус. городах большое градоформирующее значение имели кремли ("детинцы"). В отличие от зап.-европ. замков - укреплённых жилищ феодалов, русские кремли, гораздо более обширные (напр., наиболее древний новгородский кремль занимает пл. 10,5 га, в то время как Тауэр в Лондоне - ок. 4 га, замок Сфорца в Милане - ок. 2 га), были адм.-политич. и религиозными центрами городов, где, кроме хором феодалов и высшего духовенства, размещались гл. соборы, приказы, склады оружия и продовольствия. Стр-во кремлей (а также монастырских комплексов, игравших важную роль в структуре др.-рус. городов) получило в России особенно широкий размах в 15-17 вв., в период становления централизов. гос-ва; кремли, имея большое оборонит. значение, кроме того, определили планировочную основу центров многих рус. городов (Москвы, Тулы, Н. Новгорода и др.). В Китае в ср.-век. период в застройке мн. городов применялась регулярная планировка; регулярный план имели крупные дворцовые комплексы (ансамбль т. н. пекинской оси в Пекине, 15-16 вв.). В др. странах Востока в ср.-век. период наряду со свободной планировкой (напр., Фатихпур-Сикри в Индии, создан между 1569-84) также использовалась регулярная планировка (напр., Джайпур в Индии, осн. в 1728).
[0712-1.jpg]
[0712-2.jpg]



Плавы площадей в городах Западной Европы в 16-19 вв. 1. Пьяцца делла Синьория во Флоренции: а - Палаццо делла Синьория (начато в 1298); 6 - улица Уффици (1560 - 1585); в - Лоджия деи Ланци (ок. 1376 - 80); г - статуя "Давид" (1501 - 04); д - фонтан Нептуна (1575). 2. Пьяцца Сан-Марко и Пьяццетта в Венеции: а - собор Сан-Марко (829- 832, перестроен в 1073 - 95); б - Дворец дожей (строился с 9 в.); в - Старая библиотека Сан-Марко (1536-54, окончена в 1583); г - кампанила (888-1517); д - Старые Прокурации (1480 и 1511 - 14); е - Новые Прокурации (1584-1611 и 1640); ж - колонны из гранитных монолитов, привезённых в 1127 из Египта. 3. Пьяцца Санта-Мария делла Паче в Риме. Середина 17 в. Архитектор Пьетро да Кортона (1 - церковь Санта-Мария делла Паче, 1480-е гг.). 4. Пьяцца дель Пополо в Риме: 1 -1 -улица Виа дель Корсо (восходит к античному периоду); 2- 2 - улица Виа дель Бабуино (проложена в 1534 - 49); 3-3- улица Виа ди Рипетта (пробита в 1513 - 21); 4 - обелиск (1589); 5 - церковь Санта-Мария деи Мираколи (1662); 6 - церковь Санта-Мария ин Монте Санто (1662); 7 - рампы (1816-20); 8- терраса Пинчо (1816-20). 5. Королевская площадь (ныне площадь Биржи) в Бордо. 1728. Архитекторы Ж. Габриель и Ж. А. Габриель (1 - набережная; 2 - монумент Людовика XV).


В Зап. Европе в эпоху Возрождения новые экономич. требования и условия обществ. жизни привели к попыткам упорядочения застройки городов. Архитекторы Возрождения разрабатывали новые приёмы построения ансамблей площадей (ансамбль пл. Капитолия в Риме, с 1546, арх. Микеланджело). Развивалась теория архитектуры и Г. (трактаты Л. Б. Альберти, Палладио), разрабатывались проекты т. н. идеальных городов (В. Скамоцци и др.), в к-рых учитывались не только задачи обороны, ремесла и торговли, но и повседневные удобства жизни горожан. На практике было сделано сравнительно мало. В Центр. и Юж. Америке после исп. завоевания города, возникавшие в колониях - Мексике, Перу и др., - застраивались согласно "Законам для Индий", установленным исп. императором в 1523 (прямоугольная сеть улиц, в центре города - гл. площадь с собором и адм. зданиями).

Сосредоточение политической власти и крупных материальных ресурсов в руках абсолютных монархов в ряде стран Европы в 17-18 вв., а также превращение папского Рима в столицу абсолютистского roc-ва (см. Папская область) и центр европ. феодально-католич. культуры позволили развернуть большие по масштабам градостроит. работы, создать крупные архит. ансамбли, призванные олицетворять силу и величие власти королей и католической церкви. В Г. получают распространение парадные приёмы планировки и застройки [ансамбль пл. св. Петра (Пьяцца Сан-Пьетро) в Риме, 1657-63, арх. Л. Бернини]; в планировке гор. и дворцовых ансамблей применяется лучевое расположение улиц (Версаль; Пьяцца дель Пополо в Риме).

В Г. 18-1-й трети 19 вв. сложились новые приёмы построения гор. ансамблей, основанные на идее красоты больших архитектурно организованных пространств, в к-рых органично сочетаются гор. застройка и элементы природы. В отличие от замкнутых парадных площадей 17 в., площадь приобретает "открытый" характер, получает пространств. сочетание с улицей, набережной (пл. Людовика XV, ныне пл. Согласия, в Париже, 1753-75, арх. Ж. А. Габриель). В США и ряде др. неевропейских стран большинство городов застраивалось на основе однообразной прямоугольной сетки улиц, образующей мелкие близкие по размерам кварталы.

После реформ Петра I большой размах получило рус. Г. Началось стр-во Петербурга (осн. в 1703); были построены Петрозаводск, Н. Тагил, позднее- Одесса, Екатеринбург (ныне Свердловск), Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Севастополь и др. Быстро развивались Архангельск, Воронеж, Тула. Новые города строились по регулярным планам. На протяжении 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 вв. на основе специально разработанных генеральных планов были перестроены Тверь, Ярославль, Кострома, Псков, Калуга, Полтава и мн. др. города. Рус. Г. отличалось многообразием приёмов регулярной планировки городов, пространственной взаимосвязью и художеств. единством архит. ансамблей, в к-рых обычно старая застройка гармонично сочеталась с новой. В Петербурге, Ярославле и др. городах применялась лучевая система улиц, к-рые являлись основой всей планировочной композиции и были направлены к центр. ядру города. Но наряду с парадными центрами росли и убогие, неблагоустроенные гор. окраины, где ютилась гор. беднота. Наиболее выдающийся пример рус. Г. - Петербург, где к 1830-м гг. была создана стройная система обширных пространственно взаимосвязанных архит. ансамблей центра. В развитии рус. Г. большую роль сыграло творчество выдающихся рус. зодчих М. Г. Земцова, И. К. Коробова, П. М. Еропкина, А. И. Квасова, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова, А. Д. Захарова, А. Н. Воро-нихина, К. И. Росси, О. И. Бове, В. П. Стасова и др. Новое развитие систем пространств. построения архит. ансамблей, громадные масштабы перепланировки и застройки рус. городов имеют мало аналогий в предшествующей истории мирового Г.

Промышленный переворот в кон. 18- 19 вв. вызвал интенсивное развитие капитализма и быстрый рост городов во мн. странах мира. Но прогресс строит. техники и гор. благоустройства сопровождался упадком Г. В условиях интенсивного роста городов частная собственность на землю и недвижимое имущество породила чрезмерную плотность застройки и массовую спекуляцию зем. участками. Это усугубило стихийность застройки и привело к хаотич. размещению в городе жилья и загрязняющих воздух, реки и почву заводов, фабрик, ж.-д. линий и сооружений, портов, складов. Транспорт, заполнивший улицы и площади городов, усилил шум и опасность для передвижения пешеходов. Издание ряда законодательных и муниципальных актов, регламентирующих застройку, отд. градостроит. работы (напр., реконструкция центра Парижа по плану префекта Ж. Османа в 1853-96) не могли изменить общего стихийного характера застройки капи-талистич. городов. Кризис капиталистич. Г. стимулировал развитие градостроительных теорий, выдвигавших новые системы расселения. К кон. 1920-х гг. окончательно сформировались такие теоретич. направления Г., как дезурбанизм

(связанный с кон. 19 в. с идеей города-сада) и урбанизм (широкую известность получили проекты лидера этого направления арх. Ле Корбюзье).

Под влиянием борьбы рабочего класса за свои права буржуазия вынуждена была решать отд. вопросы Г. С кон. 19 в. и особенно с нач. 1920-х гг., гл. обр. в Европе, строились рабочие посёлки и жилые комплексы "дешёвых" жилищ для средне- и низкооплачиваемых категорий трудящихся. В этом стр-ве вырабатывались прогрессивные приёмы Г.: функциональная планировочная схема комплекса в целом, наиболее выгодная ориентация зданий, устройство озеленённых участков для отдыха и площадок для игр детей, плановое стр-во нек-рых обществ. зданий и предприятий бытового обслуживания. Эти тенденции получили дальнейшее развитие после 2-й мировой войны 1939-45.
[0712-3.jpg]

План центральных районов Рима. Жирными линиями обозначены улицы, проложенные в 16-17 вв. (1 - Пьяцца дель Пополо; 2-2-Виа дель Бабуино; 3-3 - Виа дель Корсо; 4-4 - Виа ди Рипетта; 5-10 - Виа Систина; 6 - Четыре фонтана; 7-9 - Виа Номентана; 8 - Пьяцца дель Квиринале; 9 - Порта Пиа; 10 - Пьяцца Санта-Мария Маджоре; 11 - 11 - Виа Мерулана; 12-12 - Виа ди Сан-Джованни ин Латерано; 13 - Колизей; 14 - Пантеон; 15-15 - Виа Джулия; 16 - замок Сант-Анджело; 17 - Пьяцца Сан-Пьетро; 18 -дворцы и сады Ватикана; 19 - Капитолий).

Учитывая опыт и прогрессивные идеи сов. Г., передовые архитекторы Запада разрабатывают крупные градостроит. проекты (восстановление и реконструкция Гавра, 1947-56, проект арх. О. Перре). Архитектор Л. П. Аберкромби создал план реконструкции и развития Большого Лондона (1944). В целях ограничения роста населения англ. столицы в послевоенные годы началось стр-во 8 городов-спутников. Однако стр-во спутников не сопровождалось ограничением роста города, а их сравнительно небольшие размеры и медленные темпы стр-ва не соответствовали масштабам естественного прироста населения Лондона. В результате это градостроит. мероприятие не достигло цели. Опыт совр. Г. используется при стр-ве мн. новых городов в развивающихся странах Азии и Лат. Америки (Чандигарх в Индии, 1951-56, арх. Ле Корбюзье и др.; г. Бразилия в Бразилии, арх. Л. Коста). Различныйуровень комфорта в новых жилых массивах обычно закрепляет социальное и имуществ. неравенство жителей, т. к. высокая квартирная плата за хорошие квартиры делает их недоступными для мн. категорий трудящихся. В нач. 1920-х гг. возникает новая область Г. - территориальное планирование, или районная планировка (напр., проект планировки угольного р-на вокруг г. Донкастера в Англии, 1921-22, арх. Л. П. Аберкромби и Т. Джонсон). Однако в капиталистич. roc-вах проекты районной планировки могут иметь лишь нек-рое регулирующее значение.

К сер. 20 в. быстрый стихийный рост городов в сочетании с бурным развитием автомобильного движения вызвал новый кризис Г. капиталистических стран. Поиски преодоления этого кризисапривели к созданию новых теорий т. н. динамич. Г., авторы к-рых видят причины кризиса не в социально-экономич. природе капитализма, а. в том, что планировочная структура городов статична и не учитывает динамики стремит. роста населённых мест. В 1950-60-х гг. появилась теория "экистики" (греч. арх. К. А. До-ксиадис и др.). Авторы этой теории пытаются обосновать неогранич. рост городов в виде непрерывных линейных гор. полос, протянувшихся вдоль трансп. путей по всей терр. земного шара; они считают колоссальную агломерацию населённых пунктов на вост. побережье США и в р-не Великих озёр положит. прообразом будущего человеческого расселения. В 1960-х гг. получили распространение япон. теории метаболизма (арх. К. Тангэ и др.) и европ. - мобильного стр-ва и пространственного (трёхмерного) развития городов (франц. арх. Э. Альбер, И. Фридман и мн. др.). Несмотря на различия предложенных решений, градостроителей этогонаправления объединяет стремление покончить с традиц. распластанностью городов на земной поверхности и перенести Г. в пространство путём создания искусств. ярусов над старыми городами, стр-ва постоянно растущих вверх гигантских сооружений древовидного характера или в виде конусов, а также городов над мор. заливами, плавающих в океане, и т. д. Однако эти теории во многом нереальны, а проведение отд. градостроит. мероприятий не меняет сущности капиталистич. Г. в целом и имеет ограниченный и непоследоват. характер.

Великая Окт. социалистич. революция открыла новый этап развития Г. В первые годы Сов. власти началась разработка новых приёмов планировки и застройки городов, жилых кварталов и улиц, а также новых типов жилых и обществ зданий. Уже в сер. 20-х гг. начались преобразования рабочих окраин Москвы, Ленинграда, Баку и др. крупных пром. центров, ликвидация громадной разницы в качестве застройки и уровне благоустройства центральных (бывших буржуазно-аристократических) р-нов и неблагоустроенных пролет. окраин. Так, напр., была реконструирована быв. Нарвская застава (ныне в Кировском р-не) в Ленинграде (1925-27, арх. А. И. Гегелло, Г. А. Симонов, А. С. Никольский и др.). Застроенная до Окт. революции убогими деревянными домами и рабочими казармами, она стала красивой и благоустроенной частью социалистич. города; на Тракторной улице были построены новые кварталы, удобные для жизни трудящихся; были также сооружены школы, дошкольные дет. учреждения, Дворец культуры им. А. М. Горького и др. Строились рабочие посёлки при Каширской ГРЭС, Волховской ГЭС и др. Индустриализация страны вызвала необходимость стр-ва новых городов (Запорожье, Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск и мн. др.). Развитие Г. в свою очередь вызвало подъём теоретич. мысли. Н. А. Ладовский в кон. 1920-х гг. разработал принципиально новую схему "развивающегося" города:парабола с растущим по её оси обществ. центром, к-рый последовательно огибают жилая, пром. и зелёная зоны. Н. А. Милютин выдвинул предложение (1930) о параллельном развитии пром. и жилых гор. зон (т. н. поточно-функциональная схема), к-рое было использовано, в частности, при стр-ве района Харьковского тракторного з-да. Была закончена разработка и началось успешное осуществление ген. плана реконструкции Москвы (утверждён в 1935; арх. В. Н. Семёнов, С. Е. Чернышёв и др.). В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 были определены конкретные мероприятия по коренному переустройству старой Москвы в Москву социалистическую и изложены принципы сов. Г., положенные в основу переустройства др. сов. городов. Одновременно были начаты разработка и осуществление генеральных планов Ленинграда, Харькова, Баку, Горького, Еревана, Новосибирска, Тбилиси, Хабаровска, Челябинска, Ярославля и мн. др. городов.

Ист. трудовым подвигом сов. народа стали восстановление и реконструкция сотен городов и посёлков и десятков тыс. сел. населённых мест, разрушенных нем. фашистами в период Великой Отечеств. войны 1941-45. Это был творч. процесс, в результате к-рого города стали более совершенными в функциональном и архитектурно-художеств. отношении. В результате осуществления генерального плана восстановления Волгограда (арх. К. С. Алабян,Н. X. Поляков, В. Н. Симбирцев и др.)город получил архит. оформленный выход к берегу Волги; в Минске по новым проектам были сооружены архит. ансамбли центра (арх. М. П. Парусников, В. А. Король, Б. Р. Рубаненко, Г. В. Заборский и др.); в Киеве проведена радикальная перестройка гл. улицы - Крещатика (арх. А. В. Власов, А. В. Добровольский, Б. И. Приймак и др.); в Ленинграде в соответствии с генеральным планом восстановления и дальнейшего развития города (1945-48, арх. Н. В. Баранов, А. И. Наумов, В. А. Каменский и др.) были созданы новые архит. ансамбли (пл. Ленина, пл. Революции), перестроены р-ны Инженерного замка и пл. Искусств, созданы Приморский и Московский парки Победы и началось развитие центра города вверх и вниз по Неве. В Новгороде наряду с восстановлением кремля и др. памятников архитектуры был создан ансамбль новой гл. площади (арх. А. В. Щусев). В послевоенные годы построены десятки новых городов (Ангарск, Братск, Дивногорск, Норильск, Волжский, Дубна, новосибирский Научный городок,
Зеленоград, Мончегорск, Навои,Рустави, Сумгаит, Темиртау, Шевченко и др.). В 1950-60-х гг. большого размаха достигла реконструкция старых городов. В Москве продолжалось коренное преобразование центр. р-нов города, были возведены высотные здания, определившие новый силуэт столицы, созданы архит. ансамбли проспекта Калинина (1964-69, арх. М. В. Посохин, А. А. Мндояиц и др.), Кутузовского (1957, арх. В. Г. Гельф-рейх) и др. проспектов, района Зарядья (арх. Д. Н.Чечулин и др.). В 1971 утверждён новый генеральный план развития Москвы до 2000 (арх. М. В. Посохин, Н. Н. Уллас и др.). План предусматривает большое развитие ист. центра города, создание системы архит. ансамблей вдоль набережных р. Москвы, вдоль ряда осн. магистралей (на Новокировском проспекте, на ул. Димитрова и др.). Создание новых жилых р-нов, крупные работы по благоустройству гор. территорий, дальнейшее развитие транспорта, культурно-бытового и мед. обслуживания населения значительно улучшат жизненные условия москвичей. В Ленинграде построены новые жилые р-ны - Автово (въездная пл., 1954, арх. В. А. Каменский) и Дачное (с 1960, арх. В. А. Каменский и др.), создаётся система ансамблей приморской части Васильевского о-ва, благодаря которым город широким фронтом выходит к берегу Финского зал. В Ульяновске в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина перестроен центр города и создан мемориальный комплекс, посвящённый основателю Сов. государства (проект застройки - арх. Б. С. Мезенцев и др.).
[0712-4.jpg]



Схема планировки Москвы с лесопарковым защитным поясом. Проект. 1971 (1 - территория развития общегородского центра; 2 - границы планировочных зон; 3 - основные транспортные магистрали; 4 - границы рек и водоёмов).

Ликвидированы последствия землетрясения 1966 и сооружён новый общегор. центр в Ташкенте. Крупные архит. комплексы создаются в Алма-Ате, Архангельске, Баку, Владивостоке, Горьком, Донецке, Душанбе, Ереване, Киеве, Мурманске, Новосибирске, Перми, Свердловске, Харькове и др. городах. За 50 лет существования Сов. государства создано заново и образовано ок. 900 городов, накоплен громадный опыт Г. и разработаны его теоретич. основы.

Теория и практика Г. решает две задачи: Задачу реконструкции и развития старыхгородов и задачу стр-ва новых городов. Быстрый рост производит. сил страны увеличивает размах сов. Г. В кон. 1950-х гг. в СССР ежегодно возникало ок. 20 новых городов и 50 посёлков гор. типа, быстро растут мн. старые города. Для создания наиболее благоприятных условий жизни населения и функционирования города в целом проводится зонирование гор. территорий. Градостроит. решения разрабатываются с учётом создания промышленных и жилых районов (а также зон отдыха и др.) и выполнения санитарно-технич. требований (см. Водоснабжение, Воздушный бассейн, Инсоляция, Очистка населённых мест, Санитарно-защитная зона, Шумозащита); они предусматривают инженерную подготовку и благоустройство гор. территорий (см. Благоустройство населённых мест), формирование продуманной системы городских дорог (позволяющей быстро достигнуть мест работы и отдыха), а также организацию разветвлённой сети культурно-бытового, мед. и др. обслуживания населения. Вопросыбытового обслуживания, воспитания школьников и дошкольников, организации гор. движения решаются созданием жилых р-нов, к-рые делятся на микрорайоны. В р-нах размещаются кинотеатры, клубы, парки, поликлиники, родильные дома, торг. центры и др. пункты обслуживания населения. Для осуществления общегородских общественно-политич., административно-хозяйств., культурно-просветит. функций создаются гор. обществ. центры. Важнейшей частью городов являются пром. р-ны: здесь работает значит. часть населения, от планировки и застройки этих р-нов во многом зависят условия труда. При застройке пром. р-нов учитывается возможность совместного использования неск. заводами подъездных ж.-д. линий и сортировочных станций, а также сетей инж. оборудования и элементов благоустройства территорий. Такое кооперирование даёт экономич. и технич. преимущества и осуществляется на основе проектов планировки и застройки пром. р-нов и узлов. Составную часть единого с городом планировочного комплекса образует пригородная зона. Она является резервом последующего развития города, местом кратковрем. и длит. отдыха больших масс гор. населения (дома отдыха, туристские базы, пионерские лагеря, водные станции, пляжи и др.), зоной размещения многих жизненно важных коммунальных (водоприёмники, очистные станции и др.) и транспортных (аэродромы, товарные ж.-д. станции,склады) объектов. Чтобы обеспечить успешную планировку и застройку пригородных зон, генеральные планы развития городов и проекты планировки пригородных зон разрабатываются одновременно, и регулирование застройки в этих зонах осуществляется гор. архитектурно-планировочными органами или по согласованию с ними.

Совр. принципы и приёмы планировки и застройки широко осуществляются при стр-ве новых городов на свободных территориях. Требования совр. Г. в старых или уже сложившихся городах постепенно выполняются путём их реконструкции. При реконструкции предусматриваются: оздоровление гор. территории методом постепенного улучшения инсоляции и проветривания зданий, уменьшения плотности застройки; расширение старых улиц и пробивка новых магистралей для улучшения трансп. связей между различными р-нами города; обеспечение безопасности гор. движения посредством перестройки магистралей и улиц, отделения транспорта от пешеходов (стр-во трансп. развязок, трансп. туннелей, переходов и др.). В городах с богатым архит. наследием при реконструкции решается задача сохранения их исторического художеств. облика и органич. сочетания новой застройки с памятниками архитектуры. Реконструкция сопровождается повышением комфортабельности жилых и обществ. зданий (водопровод, канализация, теплофикация, газификация и др.) и расширением сети предприятий торговли, культурно-бытового и мед. обслуживания населения. Повышение архитектурно-художеств. качеств застройки достигается сохранением и завершением старых и формированием новых архит. ансамблей, созданием наиболее благоприятных условий для обзора скульпт. монументов и памятников архитектуры (снос малоценных зданий, перепланировка окружающей территории), гармонич. сочетанием новой и старойзастройки. Архит. среда, облик населённых мест влияют на сознание людей на протяжении всей их жизни. Красивые и удобные города способствуют жизнедеятельности населения, формированию его оптимистич. мироощущения и повышению культурного уровня, укрепляют чувство любви к Родине. Рациональные и эстетически совершенные планировка и застройка городов создаются путём формирования систем пространственно взаимосвязанных архит. ансамблей и всестороннего и наиболее эффективного учёта местных природно-климатич. условий. Целостный архит. облик малого населённого пункта может быть определён одним архит. ансамблем, а единство архит. облика крупного города создаётся системой архит. ансамблей, пространств. сочетанием различных групп ансамблей. Осн. приёмами построения архит. ансамблей, широко применяемыми и в совр. градо-строит. практике, являются: центрический (напр., Кремль и Смоленская пл. в Москве, где в первом случае живописная, а во втором симметричная пространств. композиции подчинены вертикалям - колокольне Ивана Великого и адм. высотному зданию); анфиладный (пространств. композиция Дворцовой площади и пл. Декабристов в Ленинграде, мемориального центра, сквера Н. М. Карамзина и площади им. В. И. Ленина в Ульяновске); осевой (сочетание взаимосвязанных ансамблей пл. Ломоносова, ул. Зодчего Росси и пл. Островского в Ленинграде, ансамблей Московского университета на Ленинских горах и Центрального стадиона имени В. И. Ленина в Лужниках в Москве); магистральный (система ансамблей Невского проспекта в Ленинграде); панорамно-групповой (сочетание группы трёх ансамблей - Петропавловской крепости, стрелки Васильевского о-ва и Дворцовой набережной в Ленинграде). Для успешного формирования архит. ансамблей, яркого выражения их идейно-художеств. содержания большое значение имеет синтез искусств.

Большую роль в Г. играют сады и парки. Они имеют оздоровит. значение (см. Озеленение населённых мест) и являются активным средством формирования архит. ансамблей.

Планировка и застройка городов, их архитектурно-художеств. облик складываются постепенно, в результате длит. коллективного труда архитекторов, инженеров и строителей. Поэтому планомерное Г. требует творч. преемственности и градостроит. дисциплины в осуществлении общих целей, общих архит. и инж. замыслов, заложенных в генеральных планах развития городов и проектах застройки отд. гор. р-нов. Ведущая роль в Г. принадлежит гл. архитекторам городов, к-рые осуществляют творческое и организационно-технич. руководство их планировкой и застройкой.

Перед совр. Г. стоит ряд сложных проблем. Рост населения земного шара, быстрое развитие производит. сил в ряде стран, громадные достижения науки и техники вызвали небывалый рост гор. населения. Особенно быстро растут крупнейшие города мира, достигшие гигантских размеров и огромной численности населения (напр., Большой Нью-Йорк - св. 16 млн. чел., Большой Токио - св. 11 млн. чел.), превратившись в невиданные ранее города-районы. Вследствие этого процесса рациональное расселение и разумное регулирование роста городов стали оченьактуальной проблемой. Пром-сть, Энергетика, транспорт, наука являются гл. градообразующими факторами. Поэтому расселение, местоположение, размеры и дальнейший рост городов и посёлков гор. типа в основном зависят от размещения и развития существующих и стр-ва новых пром. предприятий, науч. центров, электростанций, ж.-д. узлов, морских и речных портов. В капиталистич. странах стихийность развития городов делает невозможным решение этих важнейших вопросов совр. Г. При социализме, в условиях планового х-ва, возможно рациональное размещение градообразующих объектов, важным средством обоснования к-рого являются проекты районной планировки. Нар.-хоз. значение этих проектов доказал опыт Г. мн. социалистич. стран (застройка Моск. обл., Донбасса, Иркутско-Черем-ховского и др. крупнейших р-нов СССР, Остравского р-на в ЧССР, Катовицкого пром. р-на в ПНР). Основой планировки и застройки населённых мест является генеральный план. Гл. положения проектов районной планировки и генеральных планов развития городов (размещение, профиль и размеры градообразующих объектов, очерёдность и размеры капитальных вложений) определяются нар.-хоз. планами. Перспективные нар.-хоз. планы, проекты районной планировки и генеральные планы развития городов, являющиеся надёжной основой сов. Г., обеспечивают правильное размещение новых пром., энергетич., трансп., научных и уч. объектов. Это - гл. средство планомерного, регулируемого роста малых и средних городов. Практика Г. показывает, что в крупных городах с численностью населения св. 1 млн. чел. для обеспечения удобства передвижения и создания необходимого инж. оборудования требуется постройка сложных, дорогостоящих трансп. сооружений (метро, скоростные дороги), крупных систем водоснабжения и канализации, энергоснабжения и др. Кроме того, высокая концентрация транспорта и пром-сти значительно ухудшает санитарно-гигиенич. условия жизни населения. В СССР и в др. социалистич. странах проводится планомерное регулирование роста крупных городов, к-рое осуществляется гл. обр. путём ограничения или запрещения стр-ва на их территориях новых градообразующих объектов, а также путём размещения этих объектов в малых и средних городах, входящих в состав данного экономич. района. При регулировании роста городов существ. значение имеет понятие оптимального размера города. Оно предполагает такую численность населения и такую планировку и застройку, при к-рых сочетаются лучшие качества крупных (широкая сеть культурно-бытового и др. видов обслуживания) и малых (чистота воздушного бассейна, близость к месту работы, к природе) населённых мест и при к-рых для сооружения городов требуется относительно меньшее (в расчёте на одного жителя) количество материальных ресурсов и ден. средств. Регулирование роста малых и средних городов в пределах оптимальных размеров имеет существ. нар.-хоз. значение. Понятие оптимального размера относится и к группе функционально взаимосвязанных городов и посёлков. Оптимальный размер города не является постоянной величиной и зависит от технич. прогресса и уровня развития производит. сил (в т. ч. от скорости движения гор. транспорта). Одним изсредств ограничения роста крупных городов является размещение градообразующих объектов (в производств. отношении связанных с объектами, расположенными в крупном городе) на территории окружающего пром. р-на. Одновременно с разработкой генерального плана крупного города разрабатывается и проект районной планировки пром. р-на, центром к-рого является данный город (напр., одновременно с генеральным планом развития Москвы была разработана схема районной планировки Московской области; с разработкой генерального плана развития Минска составлена схема планировки Минского пром. р-на). Метод размещения производит. сил на территории р-на является более результативным для регулирования роста крупных городов по сравнению с методом создания городов-спутников. В Японии, где чрезвычайно возросла концентрация пром-сти, в р-нах Токио и Йокохамы для размещения работающих на новых предприятиях строятся города-спальни с численностью населения 150-200 тыс. жит. на расстоянии 40- 70 км от предприятий. Эти города неудобны для населения, т. к. осн. масса жителей должна ежедневно затрачивать средства и время на дальние поездки от места жительства к месту работы и обратно. В СССР созданы города-спутники Москвы (Дубна, Жуковский, Зеленоград и др.), Баку (Сумгаит) и т. д. В этих городах большая часть населения работает на местных предприятиях или в науч. учреждениях. Работа по месту жительства радикально сокращает затраты времени на поездки и уменьшает пригородные пасс. потоки.

Проблема расселения неразрывно связана с проблемой городского движения. Появление автомобиля сделало повседневно доступными многие пригородные территории и способствовало быстрому росту городов. В современном Г. всё большее значение приобретает фактор времени. Прогрессивность системы расселения, качества планировки и застройки городов и целых групп населённых мест определяются, в частности, разветвлённостью сети и скоростью движения гор. транспорта. Протяжённость пути от места жительства к месту работы или к месту отдыха зависит от размещения пром-сти, н.-и. и проектных ин-тов, уч. заведений, адм.-хозяйственных, торговых, зрелищных и др. объектов. Поэтому важно правильное взаимное размещение производства, науч., адм. и обществ. центров и жилищ. Возникновение проблемы гор. движения и транспорта, достигшей особой остроты в крупнейших городах США и Зап. Европы, является следствием стихийного развития населённых мест и средств транспорта, недооценки в нач. 20 в. влияния автомобиля на планировку и застройку городов. В США миллионы частных автомашин заполнили гор. улицы. Города перестали быть безопасными для пешеходов и транспорта. Современные виды транспорта и требования к гор. движению несовместимы с исторически сложившейся сетью улиц и площадей. Для обеспечения безопасного, быстрого и удобного гор. движения прокладываются новые и реконструируются старые улицы, строятся гор. магистрали непрерывного движения, специальные скоростные дороги, изолирующие потоки транспорта от пешеходов, гл. улицы и площади освобождаются от трансп. движения. Однако неразрешимой частью проблемы гор.движения и транспорта, особенно в крупных амер. и европ. городах, является проблема создания в непосредств. близости от места работы врем. стоянок автомобилей. Быстрый рост количества автомобилей в СССР вызывает необходимость своевременного проведения мероприятий по реконструкции старых и прокладке новых транспортных магистралей, по строительству дорог непрерывного движения и резервированию территорий для крупных наземных и подземных стоянок автомобилей (рассчитанных на неск. тысяч одновременно стоящих машин) возле заводов и фабрик, больших зрелищных предприятий, вокзалов, стадионов, пляжей и других зданий и сооружений, привлекающих большие массы посетителей.

Материальный фонд городов, здания, инж. сооружения рассчитываются на срок технич. амортизации ок. 80-100 лет, однако часто эти здания и сооружения существуют более длит. сроки. Магистральная сеть города, рассчитываемая только на совр. потоки гор. транспорта, может оказаться неприемлемой для будущих, значительно больших потоков и новых видов транспорта. Установленные размеры гор. территории и мощность инж. сооружений могут оказаться недостаточными для долговрем. развития города. Поэтому особо важной проблемой совр. Г. стала разработка научно обоснованных долговрем. прогнозов развития как отд. городов, так и всего Г. в целом. При планировке и застройке городов должны учитываться достижения социального и научно-технич, прогресса. Долговрем. прогнозы развития городов разрабатываются в СССР по общей программе многими н.-и. учреждениями и ин-тами Комитета по гражд. строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Госплана СССР, Мин-ва здравоохранения СССР, АН СССР. Их исследования основаны на науч. прогнозах социального прогресса, перспектив развития культуры, здравоохранения, науки и техники в области пром-сти, транспорта, строит. материалов и строит. индустрии, оказывающих влияние на Г. Планировка сельских населённых мест обладает рядом специфич. особенностей, однако в будущем все населённые пункты, в т. ч. и сельские, достигнут гор. уровня благоустройства и культурно-бытового обслуживания. Поэтому решение сов. градостроителями стоящих перед ними проблем, касающихся большинства населения страны, приобретает универсальное народнохозяйственное значение.

Большие изменения произошли в Г. стран, вступивших на путь социалистич. развития. Обществ. собственность на землю, средства и орудия произ-ва создали возможность проведения крупных градостроит. мероприятий. С развитием плановых начал в нар. х-ве практич. значение получили проекты районной планировки (напр., реконструкция Верх-несилезского кам.-уг. бассейна в ПНР, развитие р-на Усти-Мост и др. пром. р-нов ЧССР, ряда пром. районов ГДР, ВНР, СРР и НРБ). В послевоен. период одновременно с восстановлением ист. городов проводилась их реконструкция на основе социалистич. Г.: зонирование, разуплотнение застройки, упорядочение трансп. сети, ликвидация различий в качестве жилищ, уровне благоустройства и культурно-бытового обслуживания центральных и окраинных районов,стр-во новых жилищ для трудящихся и др. (напр., осуществление ген. плана восстановления и развития Варшавы, 1946, арх. Р. Петровский, 3. Скибневский, М. Новицкий, Я. Захватович и др.). Большое внимание уделяется сохранению и использованию с учётом совр. требований архит. наследия (напр., в Праге и Чески-Крумлове в ЧССР), созданию новых и преобразованию старых обществ. центров (пе