загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна, окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ, БЕТОНЕ, АРХИТЕКТУРЕ И НЕ ТОЛЬКО...:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

АСФАЛЬТИРОВАНИЕ, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию. В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон) укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание). Нижний слой толщиной 4-5 см устраивают из крупно- или среднезерни-стой смеси с остаточной пористостью 5-10% ; верхний слой толщиной 3-4 см-из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3-5%). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3-4-слойными общей толщиной 12-15 см. АСФАЛЬТИРОВАНИЕ начинается с очистки основания от пыли и грязи механич. дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоно-смесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфалътобетоноукладчика, к-рый укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончат. уплотнение осуществляется катками дорожными. .


КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков городского типа, районных сельских центров и населённых пунктов сельской местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения городского электрического транспорта с путевым, энергетическим хозяйством, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными и квартальными котельными; электрические сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; городские гидротехнические сооружения; объекты внешнего благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты, путепроводы, ливнестоки; предприятия санитарной очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие КОММУНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО велось высокими темпами в связи с бурным развитием промышленности, культуры, увеличением численности городов и посёлков городского типа .
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов (см. Город). ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО определяют социальный строй, уровень развития производственных сил, науки и культуры, природно-климатичие условия и национальные особенности страны. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество..
ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, составная часть современного градостроительства. Городские парки, сады, скверы, бульвары, загородные парки (лесопарки, лугопарки, гидропарки, исторические, этнографические, мемориальные), национальные парки, народные парки, тесно связанные с планировочной структурой города, являются необходимым элементом общегородского ландшафта. Они способствуют образованию благоприятной в санитарно-гигиеническом отношении среды, частично определяют функциональную организацию городских территорий, служат местами массового отдыха трудящихся и содействуют художественной выразительности архитектурых ансамблей. При разработке проектов садов и парков учитывают динамику роста деревьев, состояние и расцветку их крон в зависимости от времени года.

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я


В. А. Николаев.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ Российской академии наук, картографическое учреждение, к-рое вело и географические работы. Оси. в 1739 с целью ускорения картогра-фич. работ по составлению атласа России (начатых Академией наук ещё в 1726). Эта работа была завершена в 1745 изданием "Атласа Российского...", ставшего, несмотря на существ, недостатки, выдающимся явлением в истории картографии, высоко оценённым как в России, так и за рубежом. Атлас содержал 20 карт. Дальнейшее значит, развитие работы Г. д. получают лишь под управлением М. В. Ломоносова с 1757 по 1765, когда были проведены крупные мероприятия по подготовке новых кадров географов, топографов, картографов, по геогр. изучению России и по выработке планов для предполагаемых крупных экспедиций. Деятельность Г. д. создала предпосылки для дальнейшего осуществления Академией наук в 1766- 1786 географо-картографич. работ, в т. ч. комплексных "Академических экспедиций 1768-1774 гг.", составивших эпоху в разностороннем изучении России.

Г. д. было опубликовано ок. 300 карт, среди них генеральные карты Российской империи (1776 и 1786), а также накоплен обширный фонд рукописных карт и планов. С сер. 80-х гг. значение Г. д. ввиду перехода мн. работ в др. ведомства значительно упало (в 1800 Г. д. был ликвидирован) и осн. картографич. учреждением в России стало Депо карт.

Лит.: Гнучева В. Ф,, Географический департамент Академии наук 18 в., М.- Л., 1946; С а л и щ е в К. А., Основы картоведения. Часть историческая и картографические материалы, М., 1948; Ф е л ь С. Е., Картография России 18 в., М., 1960.

Д. М. Лебедев.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determine - определяю), немарксистская социологич. концепция, пытающаяся объяснить явления обществ, жизни особенностями природных условий и геогр. положением страны или района. Представители Г. д. видят в геогр. среде или её отд. элементах определяющую силу развития человеческого общества (см. Географическая школа в социологии). Марксизм-ленинизм доказал несостоятельность Г. д. и определил подлинные закономерности обществ, развития, отношения между человеческим обществом и географической средой.

В начальной фазе Г. д. играл прогрессивную роль, хотя и содержал в себе в неразвитой форме нек-рые реакц. идеи (в частности, признание неразвитости народов, живущих в разных климатич. условиях, объяснение рабства, деспотизма и т. п. природными условиями). В переходный период от феодализма к капитализму Г. д. отражал борьбу поднимавшегося класса буржуазии против феодализма. В дальнейшем Г. д. стал использоваться для оправдания колон, эксплуатации и захватнич. войн. Особенно широко Г. д. используется в период империализма, когда приобретает распространение лженаучная концепция - геополитика. Позиции Г. д. в этот период защищаются многими бурж. географами (Э. Хантингтон, США; X. Маккиндер, Великобритания, и др.). Известную дань Г. д. отдал Г. В. Плеханов, преувеличивавший роль геогр. среды в истории экономич. развития России. Разновидностью Г. д. является инвайроиментализм, распространённый в США. П. М. Алампиев.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, первое специальное геогр. высшее учебное заведение в Сов. России, созданное в Петрограде в 1918 на базе Высших геогр. курсов. В задачи Г. и. входила подготовка полевых исследователей и науч. работников - географов и этнографов. Руководство науч. работой осуществлялось Учёной коллегией, к-рая была преобразована впоследствии в Геогр.-экон. н.-и. ин-т (ГЭНИИ). В 1925 Г. и. вошёл в состав Ленингр. ун-та в качестве особого факультета. Структура и учебные планы Г. и. были положены в основу геогр. факультетов университетов и пед. институтов СССР.

Лит.: Рихтер Г. Д., Первое специальное географическое высшее учебное заведение, Изв. АН СССР. Серия географическая;, 1968, № 6.

Г. Д. Рихтер.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОССИБИЛИЗМ (от лат. possibilis - возможный), направление в немарксистской географии, рассматривающее географическую среду как ограничивающее и изменяющее деятельность людей начало; вместе с тем важное значение при выборе того или иного пути развития признаётся за ист. условиями. В результате выбора складываются определённые направления хозяйственной деятельности людей, создаются те или иные культурные ландшафты и т. п. Ошибочность Г. п.- в непонимании значения способа произ-ва, особенно в недооценке роли производств, отношений. При этом геогр. обстановка, в к-рой производится "выбор", предстаёт как нечто заранее данное и неизменное; это сближает Г. п.. при всей формальной противоположности исходных теоре-тич. позиций, с тем же детерминизмом, от к-рого Г. п. стремился уйти. Г. п. возник в нач. 20 в. как реакция на зашедшие в тупик идеи географического детерминизма. Гл. роль в развитии Г. п. принадлежит франц. школе "географии человека",. идеи Г. п. развивали также в применении к экономич. географии И. Боумен и К. Зауэр в США, отчасти О. Шлютер в Германии; известную дань Г. п. отдал А. И. Воейков в России. На практике мн. работы бурж. географов, провозглашающих своей методологич. базой Г. п., отличаются эклектичностью. Связь работ, стоящих на позициях Г. п., с франц. школой "географии человека" обусловила то, что во многих из них глубокий анализ причинно-следственных связей подменён картинными ;объяснительными характеристиками;. Вместе с тем мастерство нек-рых из подобных характеристик заслуживает изучения. Однако марксистские работы, отводя видное место значению геогр. среды, исходят из обусловленности экономико-геогр. явлений прежде всего способом произ-ва материальных благ (см. Экономическая география}.

В. В. Покшишевский.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СОЮЗ международный, научное объединение географов мира. Осн. в 1922. В 1970 в Междунар. географич. союз (МГС) входило более 70 стран. СССР является членом МГС с 1956 и осуществляет контакты с союзом через Нац. комитет сов. географов при АН СССР. По уставу, МГС призван содействовать изучению проблем географии, особенно вопросов, требующих междунар. сотрудничества; обеспечивать их науч. обсуждение и публикацию результатов; проводить географические конгрессы международные и региональные конференции; учреждать комиссии для выполнения задач союза в промежутках между конгрессами. Деятельность МГС направляется Исполкомом, к-рый избирается Генеральной ассамблеей, составленной из глав нац. делегаций стран - членов союза. Генеральная ассамблея созывается обычно во время конгрессов. К МГС присоединены Междунар. картографич. ассоциация и Междунар. ассоциация по изучению четвертичного периода. В ;Бюллетене МГС; (периодичность - 2 номера в год) публикуются отчёты о его конгрессах и конференциях, обзоры работ комиссий, информация Междунар. картографич. ассоциации.

Комиссии МГС (напр., ;Человек и среда;, процессов и типов урбанизации, прикладной географии и т. д.) содействуют развитию новых актуальных направлений географии, пропагандируют новые методы (комиссии количеств, методов, сбора и обработки геогр. информации и др.), разрабатывают методич. руководства междунар. характера (комиссии нац. и региональных атласов, геоморфологич. съёмки и картирования и пр.), содействуют осуществлению междунар. науч. программ (комиссия Междунар. гидрологич. десятилетия).

Сов. учёные неоднократно избирались в Исполком МГС (акад. И. П. Герасимов, акад. С. В. Калесник), активно участвуют в междунар. геогр. конгрессах и конференциях, ведут большую работу в комиссиях МГС.

В. В. Анненков.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЦИКЛ, цикл развития рельефа суши, заключающийся в последовательной смене стадий "юности", "зрелости" и "старости" рельефа. Учение сформулировано амер. географом и геоморфологом У. М. Дейвисом на рубеже 19 и 20 вв. В стадии юности под влиянием тектонич. поднятий возникает горный рельеф, интенсивно расчленяющийся в результате эрозии (размывание горных пород реками) на глубокие узкие долины и островерхие хребты; в стадии зрелости эрозия и денудация (снос горных пород) расширяют долины, вырабатывают их плоское дно, выполаживают и округляют склоны и водоразделы; в стадии -старости денудация выравнивает рельеф до состояния ;почти равнины; (пенеплена), чем и завершается данный цикл. Новые тектонич. поднятия могут привести к возобновлению эрозии и омоложению рельефа, давая начало новому Г. ц. В зависимости от климата и ведущего фактора денудации Дейвис различал ;нормальный; (водноэрозионный), ледниковый, аридный (пустынный), морской и другие Г. ц. Это учение сыграло большую положит, роль в развитии геоморфологии, однако оно содержит и ряд недостатков: тектонич. поднятия рассматривались лишь в качестве начального толчка, вызывающего усиление денудации, протекающей затем вне связи с движениями земной коры; отд. факторы денудации рисовались в отрыве друг от друга, выделяясь в самостоятельные, параллельно существующие; развитие рельефа рассматривалось как ряд замкнутых циклов, в конце каждого из к-рых рельеф возвращается к исходному положению. Представления об определённой направленности эволюции рельефа Земли учение о Г. ц. не даёт.

Лит.: Марков К. К.. Основные проблемы геоморфологии, М., 1948; Davis W. M., Die erklarende Beschreibung der Landformen, Lpz. - B., 1912; ДэвисВ.М., Геоморфологические очерки, пер. с англ., под ред. С. Ю. Геллера, Ю. А. Мещерякова и О. К. Парчевского, М., 1962.

ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЕДНИК, в верховьях р. Ванч, на стыке хр. Академии наук и Дарвазского, в Тадж. ССР. Дл. 21,5 км, пл. ок. 82 км2, спускается до вые. 2660 м.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки специалистов-географов в вузах. Как уч. дисциплина география была введена в нек-рых ун-тах Зап. Европы уже в ср. века, в уч. заведениях России - в 17 в. (напр., в Киево-Могилянской академии). В 17 в. появились первые уч. руководства по географии, напр, переведённая на рус. яз. в нач. 18 в. "География генеральная..." нидерл. учёного Варениуса. Уже в нач. 18 в. география являлась самостоят, уч. предметом в Школе математических и навигацких наук, в Петерб. морской академии и была предусмотрена М. В. Ломоносовым в проекте учебного плана Моск. ун-та (где и читалась Д. В. Савичем с открытия ун-та). К кон. 18 в. в географии (курсы к-рой читались уже во многих ун-тах Зап. Европы) ясно наметились три направления - география физическая, экономическая (чаще называвшаяся в то время статистической) и страноведение. Физич. география преподавалась в ун-тах на ф-тах естеств. наук, статистика и страноведение - на ф-тах словесности (историко-филологических).

Становление географии как университетской науки в России было признано уставом ун-тов 1804, по к-рому на словесных ф-тах были учреждены две кафедры: всемирной истории, статистики и географии; истории, статистики и географии Российского гос-ва. Однако подготовка специалистов-географов не предусматривалась, уч. курсы географии были "подсобными" при подготовке историков и филологов.

В странах Зап. Европы преобладающим направлением в географии было страноведение, в кон. 19 в. в Великобритании и Франции издаются капитальные сводки по страноведению (X. Дж. Маккиндер, Г. Видаль де ла Блаш), в Германии - по геоморфологии (А. Пенк), общей географии (А. Зупан), сравнительному землеведению (К. Риттер), географии населения (Ф. Ратцель). Значит, влияние на развитие Г. о. в высшей школе оказал нем. географ А. Гумбольдт. Франц. географ и социолог Э. Реклю организовал в Брюсселе спец. высшее уч. и науч. учреждение - геогр. ин-т. В США, в отличие от Европы, география развивалась в тесной связи с картографией, особенно в системе воен. ведомства.

В 1863 в рус. ун-тах были созданы кафедры физич. географии, в 1884 - кафедры географии и этнографии. В связи с этим в уч. планы ун-тов был введён ряд геогр. дисциплин - общая физич. география, география России, география материков, антропогеография,этнография, история географии и др. Значит, роль в развитии отечеств. Г. о. сыграли науч. школы ун-тов Московского (Д. Н. Анучин, А. А. Борзов, А. С. Барков, М. А. Боголепов, А. А. Крубер, Б. Ф. Добрынин, С. Г. Григорьев, М. С. Боднарский) и Петербургского (А. И. Воейков, П. И. Броунов, В. П. Семёнов-Тян-Шанский, Л. С. Берг, Ю. М. Шокальский и др.). В Новороссийском университете (Одесса) Г. о. руководил Г. И. Танфильев, в Казанском - П. И. Кротов, в Харьковском - А. Н. Краснов и др. В нач. 20 в. большую роль в улучшении Г. о. в школе сыграли новые учебники и уч. пособия А. С. Баркова, С. Г. Григорьева, А. А. Крубера и С. В. Чефранова; в уч. планы геогр. специальностей вузов введена уч. практика, созданы уч. станции; подготовка специалистов с Г. о. для н.-и. и пед. работы осуществлялась при физико-матем. ф-тах.

Положение высшего Г. о. резко изменилось после Великой Окт. революции. В 1918-25 в Петрограде работал Географический институт (вуз), при к-ром в 1922 был создан н.-и. ин-т географии, в 1923 такой же н.-и. ин-т учреждён при Московском ун-те. К кон. 20-х гг. в ун-тах радикально перестроены уч. планы и программы геогр. специальностей, особенно экономической географии (Н. Н. Баранский); введена обязательная практика студентов в экспедициях. В 30-е гг. были созданы самостоят, геогр. отделения, а затем геогр. и геоло-го-геогр. ф-ты ун-тов. В последующие годы всё более углублялась специализация оканчивающих геогр. ф-ты, возникали новые кафедры. Совр. типовая структура геогр. ф-тов в ун-тах СССР включает специальности: физич. география, экономич. география, геоморфология, метеорология и климатология, гидрология суши, океанология и картография.

В СССР географов готовят ун-ты и пед. ин-ты по дневной, вечерней и заочной системам обучения. Крупнейшими центрами Г. о. являются Московский, Ленингр., Киевский ун-ты и пед. ин-ты. В нек-рых ун-тах имеются геолого- и гео-графобиол. ф-ты. Студенты ун-тов на первых курсах получают широкую обще-геогр. подготовку, на старших курсах изучают цикл спец. (профилирующих) дисциплин, работают в семинарах, проходят спец. практику (геол., геодезич., комплексно-геогр. в н.-и. ин-тах, школах, экспедициях и др.) выполняют и защищают курсовые и дипломные работы по избранной специальности, сдают гос. экзамены по обществ, дисциплинам. Подготовка географов в пед. ин-тах строится без подразделения на узкие специальности. Значит, место отводится изучению пед. дисциплин (психология, педагогика, методика преподавания) и пед. практике. Многие пед. ин-ты готовят учителей по двум профилям: географии и биологии (географо-биол., естественно-геогр. ф-ты), истории и географии и др. В уч. планах всех педагогических ин-тов также предусмотрена практика полевая на уч. базах, краеведческая и в форме дальних экскурсий (экспедиций). Срок обучения на геогр. специальностях 4-5 лет.

В 1970 учителей географии готовили 33 университета (18,7 тыс. студентов, ежегодный выпуск ок. 1,6 тыс. специалистов) и 77 пед. ин-тов (40 тыс. студентов, ежегодный выпуск - 6,2 тыс. специалистов, в т. ч. ок. 300 с двумя специальностями), приём на геогр. ф-ты (отделения, специальности) ок. 10 тыс. чел.

Значит, место занимают спец. геогр. дисциплины в уч. планах ряда смежных специальностей в вузах, готовящих картографов, гидрологов, метеорологов, климатологов, землеустроителей, агрономов, лесоводов, экономистов, инженеров транспорта и др., а также в средних спец. уч. заведениях (топографич., гидрометеорологич., с.-х. и др.).

В вузах, а также в АН СССР и в Академии пед. наук СССР имеется аспирантура, в к-рой готовят науч. и научпо-пед. кадры по геогр. наукам.

Подготовка специалистов-геогра фов осуществляется во всех странах мира, где имеются ун-ты и пед. ин-ты. В социалистич. странах Г. о. развивается по всем отраслям географии. Крупными центрами Г. о. являются старейшие ун-ты-в Берлине(столице ГДР), Лейпциге, Варшаве, Кракове, Будапеште и др. В капиталистич. странах характер, направление, формы Г. о. весьма различны. Напр., в крупнейших ун-тах США (Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско и др.) имеется узкая специализация (геоморфология, метеорология, гидрология, экономич. география отраслей хозяйства); во Франции (Сорбонна и др. ун-ты) преобладает комплексно-геогр. (страноведч.) подготовка географов, большое значение имеет науч. школа географии населения и х-ва; в ун-тах Великобритании (Оксфорд, Кембридж, Лондон) наряду со страноведением и экономич. географией видное место занимает океанография. Учителей географии в зарубежных странах выпускают преим. ун-ты (3-4 г. обучения). Будущие учителя нередко совмещают два профиля (напр., география и физика, география и психология, география и иностр. язык). Пед. практика в процессе обучения занимает меньшее место, нежели в сов. ун-тах и пед. ин-тах.

Общее Г. о. даёт средняя общеобразовательная школа. В СССР география как самостоят, уч. предмет систематически изучается в 5-9-х классах (начальный курс физич. географии, включающий сведения о топографич. плане и геогр. карте, знания о сферах Земли и методах их исследования и др.; физич. география материков, СССР, экономич. география СССР и зарубежных стран). В нек-рых капиталистич. странах школьные программы и учебники по географии имеют страноведческое направление.

Лит.: Баранский Н. Н., Исторический обзор учебников географии (1876-1934), М., 1954; его же, Экономическая география в средней школе. Экономическая география в высшей школе, М., 1957; География в Московском университете за 200 лет (1755 - 1955). Под ред. К. К. Маркова и Ю. Г. Саушкина, М., 1955; Бутягин А. С., С а л-танов Ю. А., Университетское образование в СССР, М., 1957; Соловьёв А. И., Современное состояние и задачи высшего географического образования. Материалы к 4 съезду географического общества СССР, Л., 1964; Просвещение в странах мира, М., 1967.

А. И. Соловьёв.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО СОЮЗА ССР [прежние названия - Русское географическое общество (1845- 1850, 1917-26), Императорское Русское географическое общество (1850-1917), Государственное географическое общество (1926-38)], одно из старых геогр. обществ мира. Учреждено 6(18) авг. 1845 в Петербурге по инициативе крупнейших учёных - Ф. П. Литке, К. М. Бэра, Ф. П. Врангеля и др. С первых лет своего существования Г. о. развернуло обширную экспедиционную, издательскую и просветительную деятельность. Оно внесло крупнейший научный вклад в изучение Урала, Сибири, Д. Востока, Средней и Центр. Азии, Кавказа, Ирана, Новой Гвинеи, Индии, полярных районов и др. стран. Исследования эти связаны с именами П. А. Кропоткина, П. П. Семёнова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, М. В. Певцова, П. К. Козлова, В. А. Обручева, Л. С. Берга и мн. др.

До Окт. революции Г. о. насчитывало 11 отделов и 1 тыс. членов. К 1971 число членов достигло 19 тыс. Высшим органом Г. о. является съезд, созываемый каждые 5 лет, между съездами Г. о. управляется Учёным советом (избранным съездом) и его Президиумом во главе с президентом. До революции председателями общества числились лица царской фамилии - вел. кн. Константин Николаевич (1845-92) и Николай Михайлович (1892-1917), фактически же обществом руководили вице-председатели: Ф. П. Литке (1845-50, 1857- 1872), М. Н. Муравьёв (1850-57), П. П. Семёнов (1873-1914), Ю. М. Шокальский (с 1914). Председатели (президенты) Г. о. после Окт. революции: Ю. М. Шокальский (до 1931), Н. И. Вавилов (1931-40), Л. С. Берг (1940-50), Е. Н. Павловский (1952-64), С. В. Калесник (с 1964).

Г. о. состоит (1970) из центр, организации (Ленинград), 14 геогр. обществ союзных республик, 15 филиалов в РСФСР и ок. 100 отделов. Президиум Г. о. находится в Ленинграде.

Осн. формы деятельности Г. о.: 1) обсуждение науч. докладов (ок. 27 тыс. за 1947-69); 2) проведение широких науч. конференций; 3) созыв всесоюзных геогр. съездов (1-й - 1933, Ленинград; 2-й - 1947, Ленинград, одновременно он был 1-м съездом Геогр. об-ва; 2-й съезд Г. о.-1955, Москва; 3-й съезд Г. о. -1960, Киев; 4-й съезд Г. о.-1964, Москва; 5-й съезд Г. о.-1970, Ленинград); 4) экспертиза и консультации по всем вопросам географии; 5) организация экспедиций и науч. поездок (20- 50 ежегодно); 6) популяризация геогр. знаний (с 1938 лекциями обслужена аудитория ок. 3 млн. чел.); 7) руководство добровольной фенологич. сетью СССР; 8) присуждение медалей и премий за лучшие науч. труды по географии (4 золотые медали: Большая, им. Литке, им. Семёнова-Тян-Шанского, им. Пржевальского; премия им. Дежнёва); 9) издательская деятельность (за 1846- 1970 ок. 2000 тт.); центр, организация издаёт"Известия" (с 1865),"Записки" (с 1846), "Географические сборники" (с 1952), "Доклады отделений и комиссий" (с 1967), монографии, брошюры и др.; более 60 филиалов и отделов общества публикуют собственные науч. сборники; особенно известны "Вопросы географии" (М., с 1946) Моск. филиала. В Ленинграде находится центральная библиотека (св. 375 тыс. тт.), картохранилище (ок. 40 тыс. карт и атласов) и учёный архив (более 60 тыс. документов).

Лит.: Семёнов П. П., История полувековой деятельности Ими. Русского географического общества, ч. 1 - 3, СПБ, 1896; Берг Л. С., Всесоюзное Географическое общество за 100 лет. 1845-1945, М.- Л., 1946; Географическое общество за 125 лет, Л., 1970.

С. В. Калесник.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, положение к.-л. пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в матем. географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в физич. географии - их положение в отношении физико-геогр. объектов (материков, гор, океанов, морей, рек, озёр и т. д.). В экономич. и политич. географии под Г. п. понимают положение страны, района, населённого пункта и иных объектов по отношению к др. экономико-геогр. (включая пути сообщения, рынки, хоз. центры и т. д.) и физико-геогр. объектам, а также положение страны относительно др. государств и их групп. Г. п. является одним из условий развития стран, районов, городов и др. населённых пунктов. Практич. значение Г. п. изменяется в различных социально-экономич. формациях.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ) РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, разделение труда между отдельными геогр. местностями, выражающееся в специализации этих местностей на производстве определённых видов пром. продукции, с.-х. продуктов или же оказании услуг. Г.(т.) р.т. представляет собой форму обществ, разделения труда и подчиняется законам его развития, определяемым способом произ-ва. Имеется прямая связь Г.(т.) р.т. с территориальным размещением обществ, произ-ва в той мере, в какой происходит обмен результатами производственной деятельности между разными местностями.

По территориальному размаху экономических связей Г. (т.) р. т. выделяется разделение труда между отдельными населёнными пунктами, расположенными в пределах одного и того же района (местное разделение труда), между экономич. районами разного масштаба (межрайонное разделение труда) и между странами (междунар. разделение труда). Межрайонное и междунар. разделение груда в совр. условиях имеет сложный характер, охватывая, как правило, огромную номенклатуру обмениваемой продукции. Монотоварная специализация или её ограничение двумя-тремя видами продукции встречается гл. обр. лишь в бывших или сохранившихся колониях.

В социалистич. странах Г.(т.)р.т. носит планомерный характер.

Возникновение и развитие Г.(т.) р.т. обусловливаются экономич. эффектом, к-рый даёт концентрация производства в определённой местности, благодаря общим экономич. преимуществам крупного производства или благодаря особо благоприятным природным или экономич. условиям данной местности. Влияние природных условий в наибольшей мере сказывается на специализации районов добывающей пром-сти, с. х-ва, туризма и курортов.

Развитие Г. (т.) р. т. тесно связано с развитием трансп. сети и удешевлением транспортировки сырья, материалов, топлива, энергии, готовой продукции.

См. также Размещение производительных сил. П. М. Алампиев.

ГЕОГРАФИЯ (от гео... и ...графия), система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естеств. и обществ, геогр. дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми ими объектами и общностью науч. задачи, состоящей в комплексном исследовании природы, населения и х-ва в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создания наиболее благоприятной среды для жизни людей.

Система географических наук и их связь со смежными науками. Система геогр. наук сформировалась в ходе развития и дифференциации первоначально не расчленённой Г., к-рая была энциклопедич. сводом знаний о природе, населении и х-ве разных территорий. Процесс дифференциации привёл, с одной стороны, к специализации на изучении отд. компонентов природной среды (рельеф, климат, почва и др.) или х-ва (пром-сть, с. х-во и др.), а также населения, с другой стороны - к необходимости синтетич. исследования территориальных сочетаний этих компонентов, т. е. природных и производственных комплексов.

В системе Г. выделяются: а) естественные, или физико-геогр., науки, к к-рым относятся физическая география в собственном смысле слова (включая общее землеведение, ландшафтоведение и палеогеографию), геоморфология, климатология, гидрология суши, океанология, гляциология, геокриология, Г. почв и биогеография; б) общественные геогр. науки - общая и региональная экономическая география, Г. отраслей х-ва (Г. пром-сти, Г. с. х-ва, Г. транспорта и др.), Г. населения, политич. Г.; в) картография, являющаяся технич. наукой, но в то же время входящая в систему геогр. наук в силу историч. причин и общности основных целей и задач с др. геогр. науками. Кроме того, к Г. относятся: страноведение, задачей к-рого является объединение сведений о природе, населении и х-ве по отд. странам и районам, и дисциплины в основном прикладного характера - медицинская Г. (см. География медицинская) и военная Г. (см. География военная). Многие геогр. дисциплины одновременно в той или иной степени принадлежат к системам других наук (биологических, геологических, экономических и т. п.), поскольку резких граней между этими науками не существует.

При общности целей у каждой науки, входящей в Г., есть собственный объект исследования, к-рый изучается различными методами, какие необходимы для глубокого и всестороннего его познания; у каждой есть свои общетеоретическая, региональная части и прикладные разделы. Иногда прикладные отрасли и разделы геогр. наук объединяют под назв. прикладной Г., к-рая, однако, не образует самостоятельной науки.

Каждая геогр. дисциплина в своих теоретич. выводах опирается на материалы территориальных исследований, проводимых экспедиционными и стационарными методами и сопровождаемых картографированием. В качестве специфического способа систематизации географического материала и выявления закономерностей наряду с типологич. анализом большую роль играет районирование. Развитие работ по физико-геогр. и экономич. районированию составляет одну из важных задач совр. Г. Матем. методы широко применяются в климатологии, океанологии, гидрологии и постепенно внедряются в другие геогр. науки. Для физ. Г. особое значение имеет использование данных и методов смежных отраслей естествознания - геологии, геофизики, геохимии, биологии и др. Экономич. Г. тесно связана как с физ. Г., так и с общественными науками - политич. экономией, демографией, экономикой пром-сти, с. х-ва, транспорта, социологией и др.

В сфере геогр. исследований лежат различные источники энергии и виды ес-теств. ресурсов. Чем острее потребность в естеств. ресурсах, тем большее народнохоз. значение приобретают геогр. исследования. Г. разрабатывает науч. основы для всестороннего и рационального использования природных условий и ресурсов, развития производит, сил и планомерного размещения производства, а также для охраны, восстановления и преобразования природы.

Основные этапы развития геогр. мысли. (О важнейших географич. путешествиях и открытиях см. ст. Географические открытия.) Задачи и содержание Г. многократно изменялись на протяжении её многовековой истории. Эмпирич. представление об окружающей среде появилось вместе с трудом и занимало главное место в общей сумме знаний первобытного человека.

Первые геогр. сведения содержатся в древнейших письменных источниках, оставленных народами рабовладельческого Востока. Низкий уровень развития производит, сил и слабая связь между отд. культурами 4-1-го тыс. до н. э. определяли ограниченность геогр. кругозора; истолкование природы было гл. обр. религиозно-мифологическим (мифы о сотворении мира, всемирном потопе и т. д.).

Первоначальные, ещё чисто умозрительные попытки естественнонауч. объяснения геогр. явлений (смены суши и моря, землетрясений, разливов Нила и пр.) принадлежат философам ионийской школы 6 в. до н. э. (Фалес, Анаксимандр). Одновременно в Древней Греции развитие мореплавания и торговли вызвало необходимость в описаниях суши и мор. берегов. Гекатей Милетский составил описание всех известных в то время стран. Т. о., уже в науке 6 в. до н. э. наметились два самостоятельных геогр. направления: общеземлеведческое, или физико-геогр., существовавшее в рамках нерасчленённой ионийской науки и непосредственно связанное с натурфилософскими концепциями, и страноведческое, имевшее описательно-эмпирич. характер. В эпоху -"классической Греции" (5-4 вв. до н. э. ) крупнейшим представителем первого направления был Аристотель (в его "Метеорологии" содержатся идеи взаимопроникновения земных оболочек и круговорота воды и воздуха), а второго - Геродот. К этому времени уже возникли идеи о шарообразности Земли и о пяти тепловых зонах. К эллинистич. периоду (3-2 вв. до н. э.) относится разработка учёными александрийской школы (Дикеарх, Эратосфен, Гиппарх) ма-тем. Г. (определение размеров земного шара и положения пунктов на его поверхности, картографич. проекции). Эратосфен попытался объединить все направления в одном труде под назв. "География" (он же впервые довольно точно определил окружность земного шара).

Античная Г. получила своё завершение в 1-2 вв. н. э. в трудах Страбона и Птолемея. Первый представлял страноведч. направление. В "Географии" Страбона с её описательным характером и преобладанием номенклатурно-топографич., этнографич., политике-историч. материала видны черты будущей хорологич. концепции, базирующейся исключительно на развёртывании явлений в пространстве. "Руководство по географии" Птолемея - это перечень пунктов с указанием их геогр. координат, к-рому предпосылается изложение способов построения картографич. проекций, т. е. материал для составления карты Земли, в чём он и видел задачу Г. Физико-геогр. направление после Аристотеля и Эратосфена не получило заметного развития в антич. науке. Последним его видным представителем является Посидоний (1 в. до н. э.).

Геогр. представления раннего европ. средневековья складывались из библейских догм и нек-рых выводов антич. науки, очищенных от всего "языческого"(в т. ч. от учения о шарообразности Земли). Согласно "Христианской топографии" Космы Индикоплова (6 в.), Земля имеет вид плоского прямоугольника, омываемого океаном, солнце ночью скрывается за горой, а все большие реки берут начало в раю и протекают под океаном. В странах феод. Востока наука в это время стояла на относительно более высоком уровне. Китайцы, арабы, персы и народы Ср. Азии дали множество страноведч. сочинений (правда, в основном номенклатурного и историко-политич. содержания); значит, развитие получили матем. Г. и составление карт. С сер. 13 в. пространственный кругозор европейцев стал расширяться, но это мало повлияло на их геогр. воззрения.

В 15 в. итал. гуманисты перевели труды нек-рых антич. географов, под влиянием к-рых (в особенности Птолемея) формировались представления эпохи, предшествовавшей Великим геогр. открытиям. Геогр. мысль постепенно освобождалась от церковных догм. Возродилась идея шарообразности Земли, а вместе с ней концепция Птолемея о близости зап. берегов Европы и вост. окраины Азии, которая отвечала стремлению достичь морским путём Индии и Китая (социально-экономические предпосылки для осуществления этого стремления вполне созрели к кон. 15 в.). После Великих географических открытий Г. выдвинулась на положение одной из важнейших отраслей знания. Она обеспечивала потребности молодого капитализма в подробных сведениях о разных странах, торговых путях, рынках, природных богатствах и выполняла гл. обр. справочные функции. В европ. гос-вах многократно издавались "География" Птолемея (с дополнениями) и различные"космографии". Науч. уровень этих изданий невысок: новые сведения в них часто перемежались со старыми, большое внимание уделялось всяческим курьёзам и небылицам. Особой популярностью пользовались карты, а с кон. 16 в.- атласы. Стали появляться и подробные описания отд. стран с преимуществ, вниманием к экономике и политике (среди них образцовое для своего времени "Описание Нидерландов" Л. Гвиччардини, 1567). В процессе географических открытий было установлено единство Мирового ок., опровергнуто представление о необитаемости жаркого пояса, обнаружены пояса постоянных ветров, морские течения, но природа материков оставалась мало изученной. В 16-17 вв. большие успехи делают механика и астрономия. Однако физика ещё не могла создать достаточных предпосылок для объяснения геогр. явлений. Общеземлеведч. направление в Г. стало приобретать прикладной характер: оно было подчинено гл. обр. интересам навигации (Земля как планета, геогр. координаты, мор. течения, приливы, ветры).

Крупнейшим геогр. трудом, подводящим науч. итоги периода Великих геогр. открытий, явилась "Geographia genera-lis..." Б. Варениуса (1650), в к-рой рассмотрены осн. особенности твёрдой земной поверхности, гидросферы и атмосферы. Г., по Варениусу,-наука о "земноводном шаре", к-рый, по его мнению, должен изучаться в целом и по частям.

2-я пол. 17 в. и 1-я пол. 18 в. выделяются гл. обр. успехами в картографировании Земли. Заметно возрос также интерес к изучению природных условий разных стран и усилилось стремление к объяснению природы Земли и её процессов (Г. Лейбниц в Германии, Ж. Бюффон во Франции, М. В. Ломоносов в России). Природа стала объектом монографии, регионального исследования (напр., "Описание земли Камчатки" С. П. Крашенинникова, 1756). Однако оригинальных общеземлеведческих обобщений почти не появлялось, а в популярных ;космографиях; и учебниках по Г. природе отводилось ничтожное место.

Крупный вклад в зарождавшуюся экономич. Г. внесли М. В. Ломоносов и его предшественники И. К. Кирилов и В. Н. Татищев.

Следующий заметный рубеж в истории Г. относится к 60-м гг. 18 в., когда началась организация больших естественнонауч. экспедиций (напр., Академические экспедиции в России). Отд. натуралисты (рус. учёный П. С. Паллас, нем. учёные Г. Форстер, позднее А. Гумбольдт) ставят своей целью изучение взаимосвязей между явлениями. Вместе с тем усугубляется разрыв между географическими исследованиями путешественников-естествоиспытателей, основанными на строго науч. анализе фактов, и геогр. руководствами и учебниками, в к-рых давался набор не всегда достоверных сведений о гос-вах (политич. строй, города, религия и пр.). Правда, известны первые попытки построить геогр. описание по естественному территориальному делению (орографич. Или гидрография., а в России - по трём широтным полосам - северной, средней и южной). В области физ. Г. конец 18 - нач. 19 вв. не дали крупных обобщений. Лекции по физ. географии нем. философа И. Канта, опубликованные в 1801-02, вносят мало нового в познание геогр. закономерностей, но представляют идейную основу взгляда на Г. как на хорологич. (пространственную) науку.

В 1-й пол. 19 в. выдающиеся достижения естествознания позволили отказаться от натурфилософских догадок, объяснить осн. процессы природы и свести их кестеств. причинам. А.Гумбольдту ("Космос" 1845-62) принадлежит новая попытка синтезирования данных о природе Земли, накопленных наукой. Он поставил перед физ. Г. задачу исследовать общие законы и внутр. связи земных явлений (прежде всего - между живой и неживой природой). Но его синтез ещё не мог быть полным, он ограничивался гл. обр. фито-климатическими соотношениями. В это же время нем. географ К. Риттер развивал совершенно иной взгляд на Г. Его интересовала не объективно существующая природа, а лишь её влияние на человека, которое он трактовал в духе вульгарного географизма. Главный его труд, посвящённый землеведению ("Die Erdkunde im Verhaltnis zur Natur und zur Geschichte des Menschen...", Bd 1-19, 1822-59), представляет своего рода инвентарную опись вещественного заполнения "земных пространств". Г., по Гумбольдту и по Риттеру,- это в сущности две разные науки: первая - ес-теств. дисциплина, вторая - гуманитарное страноведение. В трудах этих учёных лишний раз был подчёркнут двойственный характер Г., наметившийся ещё в антич. эпоху. Наряду со стремлением использовать страноведение как вспомогат. материал для объяснения историч. процессов, своё первоначальное выражение получает и прикладная экономич. Г. в форме т. н. камеральной статистики. Это - собрание систематизированных (в государственноведческом порядке) сведений о населении, хозяйстве, административно-политич. устройстве территории, финансах, торговле, воен. потенциале и т. п.

В России в 1-й пол. 19 в. произошло чёткое размежевание между экономич. Г. (;статистикой;) и физической, к-рая разрабатывалась физиками (Э. X. Ленц и др.) и даже рассматривалась как часть физики. Начавшаяся бурная дифференциация естествознания (ещё в 18 в. возникает геология, позднее начинают формироваться климатология, фитогеография, океанография), казалось, лишала Г. собственного предмета исследования. В действительности же этот процесс был необходимым условием для последующего перехода к геогр. синтезу на новом уровне.

После Гумбольдта первые элементы синтеза встречаются у выдающихся русских путешественников-натуралистов 40-60-х гг. 19 в., в частности у А. Ф. Миддендорфа, Э. А. Эверсмана, И. Г. Борщова, Н. А. Северцова (последнему принадлежит опыт выделения "родов местности" - прообраза геогр. комплекса в его совр. понимании). Что касается "статистики", то уже в дореформенной России она всё более отходит от традиционного государствоведения и приобретает геогр. характер благодаря широкому интересу передовой общественной мысли к различиям в экономике разных территорий и экономич. районированию.

В период перехода от эпохи свободной конкуренции к эпохе монополистич. капитализма (с 70-х гг. 19 в.) резко возросла потребность капиталистич. х-ва в различных видах естеств. ресурсов, что стимулировало развитие специализированных геогр. исследований (гидроло-гич., почвенных и др.) и способствовало обособлению отраслевых геогр. дисциплин. С другой стороны, сохранился разрыв между общей Г. (землеведением), имевшей естеств.-науч. направленность [напр., труд Э. Реклю (Франция) "Земля", 1868- 1869], и частной, или региональной, Г., где на передний план выдвигался человек (напр., ;Всемирная география; того же Э. Реклю, 1876-94). Нек-рые географы (П. П. Семёнов, Д. Н. Анучин, Г. Вагнер) признавали, что Г. уже не представляет собой единой науки. Всё же преобладало мнение, что Г.- наука естественная (О. Пешель, А. Кирхгоф, Ф. Рихтгофен в Германии; П. П. Семёнов и др. в России; Р. Хинмен в США). В 1887 Г. Герланд попытался обосновать представление о Г. как самостоятельной естеств. науке о Земле, но свёл её к геофизике. Однако уже в 1880-х гг. зарубежная Г. отходит от естеств.-науч. концепции. Нем. географ Ф. Ратцель положил начало антропогеогр. направлению, идейными основами к-рого являются социальный дарвинизм и геогр. детерминизм; дальнейшее развитие этого учения увело многих географов в область реакционных социологич. идей и лженаучной геополитики. Представители другого, хорологич. направления, восходящего к Канту, старались обосновать самостоятельность Г., исходя из особого, пространственного подхода. Хорологический взгляд на Г. наиболее подробно развил в нач. 20 в. нем. географ А. Гетнер. По его мысли, Г. охватывает и природные и общественные явления, но рассматривает их не по их собственным свойствам, а только как "предметное заполнение земных пространств" она не должна изучать развитие предметов и явлений во времени, заниматься обобщениями и устанавливать законы, её интересуют лишь индивидуальные особенности отд. мест, т. е., в конечном счёте, она сводится к страноведению.

Стремление ограничить сферу Г. изучением региональных сочетаний предметов и явлений в рамках отдельных стран и местностей весьма характерно для нач. 20 в. Французская геогр. школа, основанная П. Видаль де ла Блашем, считала своей задачей описание "гармонического единства" природной среды и образа жизни человека в пределах отд. местностей. Труды этой школы отличаются мастерством региональных характеристик, но в то же время для них показательны описательность и эмпиризм, пейзажный подход к природе и отсутствие глубокого анализа социально-экономич. условий. Уже в 10-х гг. 20 в. франц. школа приобрела односторонне гуманитарное направление ("география человека").

В России в кон. 19 в. В. В. Докучаев, опираясь на разработанное им учение о почве и прогрессивные идеи рус. биогеографии, положил начало комплексным физико-геогр. исследованиям, задачи к-рых он тесно связывал с решением нар.-хоз. проблем. Большой вклад в познание геогр. взаимосвязей внёс А. И. Воейков. Ему же принадлежат выдающиеся исследования в области воздействия человека на природу (в 60-х гг. 19 в. к этой проблеме привлёк внимание амер. учёный Дж. П. Марш).

В 1898 В. В. Докучаев высказал мысль о необходимости противопоставить ;расплывающейся во все стороны географии; новую науку о соотношениях и взаимодействиях между всеми элементами живой и мёртвой природы. Введением к этой науке послужило его учение о зонах природы. В. В. Докучаев создал школу географов-натуралистов и практиков, к-рые как в теоретич., так и в прикладных исследованиях руководствовались идеей геогр. комплекса. Конкретизация этой идеи в нач. 20 в. привела к формулировке понятия о ландшафте как природном территориальном единстве, составляющем основной объект геогр. исследований (Г. Н. Высоцкий, Г. Ф. Морозов, Л. С. Берг, А. А. Борзов, Р. И. Аболин). Л. С. Берг в 1913 показал, что каждая природная (ландшафтная) зона слагается из ландшафтов определённого типа. В области общего землеведения работали А. Н. Краснов, П. И. Броунов, А. А. Крубер, однако им, как и их зарубежным коллегам, не удалось поднять эту отрасль Г. на уровень самостоят, науч. теории; за ней в то время сохранялась функция уч. предмета.

Англ, географу Э. Дж. Гербертсону принадлежит первая схема природного районирования всей суши (1905), построенная гл. обр. с учётом широтных и долготных изменений климата, а также орографии и растит, покрова. В Германии 3. Пассарге выдвинул в 1913 идею естеств. ландшафта и разрабатывал её в последующие годы; он предложил классификацию ландшафтов и схему их морфологич. расчленения, однако недооценил роль внутр. взаимосвязей между компонентами ландшафта и необходимость генетич. подхода к изучению природных явлений.

Для состояния зарубежной геогр. мысли в период между двумя мировыми войнами характерно господство хорологич. концепции (после А. Гетнера особенно настойчивым её защитником выступил амер. учёный Р. Хартшорн в 1939) и всё больший отход от природы в сторону культурно-географических явлений. Школа культурного ландшафта (нем. учёный О. Шлютер, амер. учёный К. Зауэр и др.) сосредоточивала своё внимание на изучении внешних результатов деятельности человека на Земле (населённые пункты, жилища, дороги и т. п.). При этом некоторые географы подробно рассматривали антропогенность многих черт географической среды, однако при изучении результатов хоз. деятельности человека не учитывали объективные закономерности развития общества, поэтому отдельные экономико-геогр. экскурсы были недостаточно научны. В то же время в зарубежной Г. усилился интерес к прикладным геогр. исследованиям. Так, в нек-рых районах США предпринимались полевые исследования земель для нужд с. х-ва и для целей районных планировок; однородные терр. единицы (unit area) выделялись на основе аэроснимков путём картографирования отдельных природных элементов (крутизна склона, почва и др.) и хоз. типов земель и их механич. наложения.

Развитие и совр. состояние советской Г. Великая Окт. социалистич. революция открыла широкие горизонты для развития Г. В Сов. России внимание географов уже с 1918 было направлено на изучение естеств. производит, сил. В 20 - 30-е годы АН СССР организовала большие комплексные экспедиции, имевшие важное значение для изучения производит, сил Сов. Союза. Для исследования растит, ресурсов СССР и зарубежных стран немаловажную роль сыграли экспедиции Н. И. Вавилова.

Наряду с теоретич. разработкой вопросов климатологии, гидрологии, геоморфологии, гляциологии, почвоведения, геоботаники, мерзлотоведения, палеогеогра-фии быстро возрастал интерес к комплексным физико-геогр. и экономико-геогр. проблемам, в т. ч. районированию. С этим, в свою очередь, связаны исследования закономерностей территориальной физико-геогр. дифференциации (Л. И. Прасолов, С. С. Неуструев, Б. А. Келлер и др.). К 20-30-м гг. относятся и первые полевые ландшафтные съёмки и начало разработки ландшафтных карт (Б. Б. Полынов, И. В. Ларин, Р. И. Аболин). Большое теоретич. значение для физ. Г. имело учение о биосфере, разработанное В. И. Вернадским (1926).

В 30-е гг. теоретич. разработка сов. физ. Г. шла по двум направлениям - общеземлеведческому и ландшафтовед-ческому. Первое представлял А. А. Григорьев, к-рый ввёл понятия о геогр. оболочке и физико-геогр. процессе, а также настаивал на применении точных количеств, методов в физ. Г. Труды Л. С. Берга создали основу для учения о ландшафте, к-рое далее развивали М. А. Первухин, Л. Г. Раменский, С. В. Калесник.

Важной составной частью исследований по физ. Г. явились также труды Ю. М. Шокальского, Н. Н. Зубова и др. по изучению океанов и морей.

Исходные методологич. основы для экономич. Г. были разработаны в классич. работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Первостепенное значение для теории сов. экономич. Г. имели произведения В. И. Ленина "Развитие капитализма в России"; (1899), ";Новые данные о законах развития капитализма в земледелии"; (1915), ;"Империализм, как высшая стадия капитализма"; (1916), идеи В. И. Ленина в ;"Наброске плана научно-технических работ"; (1918), а также опыт составления плана ГОЭЛРО и участие экономико-географов в работах Госплана по экономич. районированию страны (И. Г. Александров, Л. Л. Никитин). Но марксистско-ленинская теория экономич. Г. в СССР сложилась не сразу. Идейная борьба в этой науке вначале шла между т. н. отраслево-статистич. направлением, в к-ром ещё сохранялись традиции бурж. школы, и марксистским (районным) направлением. Острая методологич. дискуссия, протекавшая в СССР на рубеже 20-30-х гг., закончилась победой марксистского направления, но вместе с тем показала, что противопоставление отраслевого направления районному неправомерно, поскольку и отраслевой и районный разрезы могут быть и буржуазными и марксистскими. Борьбу с бурж. взглядами, а также с левацкими тенденциями, направленными на отрыв экономич. Г. от физической, возглавил Н. Н. Баранский.

Практич. опыт и теоретич. дискуссии последующих десятилетий подтвердили факт объективно сложившегося разделения Г. на две группы наук - естественную и общественную - и показали необоснованность попыток возродить т. н. единую Г. Наличие собственных задач у отдельных геогр. дисциплин не исключает, однако, существования комплексных межотраслевых геогр. проблем, таких, напр., как проблема теплового и водного баланса земной поверхности и его преобразования, науч. обоснование крупных региональных народнохоз. проектов, связанных с комплексным освоением естеств. ресурсов, и др. Важные теоретич. результаты, полученные в отраслевых геогр. дисциплинах, способствуют развитию синтетич. подхода к изучению как природных, так и производств, территориальных комплексов, а также к познанию взаимоотношений между теми и другими.

Успехи в изучении радиационного и теплового баланса (М. И. Будыко), циркуляции воздушных масс (Б. П. Алисов, Е. С. Рубинштейн, С. П. Хромов и др.), влагооборота в атмосфере (О. А. Дроздов) и др. имеют значение не только для климатологии, но и для общей теории физ. Г., в частности для разработки учения о геогр. зональности. Исследования планетарного круговорота влаги (Г. П. Калинин, М. И. Львович), теплообмена в системе атмосфера - суша - океаны (В. В. Шулейкин), многолетней изменчивости теплового режима, увлажнения, оледенения (Б. Л. Дзердзеевский, М. В. Тронов, А. В. Шнитников и др.) выходят за рамки отдельных геогр. наук (гидрологии, климатологии, океанологии, гляциологии) и вносят существенный вклад в познание структуры и динамики геогр. оболочки земного шара. Решение этой важнейшей физико-геогр. проблемы в большой степени связано также с синтетич. исследованиями рельефа суши (И. П. Герасимов, К. К. Марков, Ю. А. Мещеряков, И. С. Щукин, Б. А. Федорович), изучением океанич. дна и береговой зоны морей и океанов (В. П. Зенкович, О. К. Леонтьев, Г. Б. Удинцев и др.). В исследованиях по генезису, классификации почв и их картографированию (И. П. Герасимов, В. А. Ковда, Н. Н. Розов и др.), по их водному режиму (А. А. Роде) и геохимии (М. А. Глазовская) ярко проявляется геогр. направление в почвоведении и тесная связь последнего с другими геогр. дисциплинами. Проблема биол. продуктивности суши и Мирового ок. также относится к Г.; её решение предполагает анализ всесторонних взаимосвязей между биоценозами и их геогр. средой и в значит, мере опирается на успехи в познании геогр. закономерностей растительного покрова (Е. М. Лавренко, В. Б. Сочава, В. Н. Сукачёв и др.) и животного населения суши (А. Г. Воронов, А. Н. Формозов и др.), так же как и органич. мира океанов (В. Г. Богоров, Л. А. Зенкевич и др.).

Комплексный характер проблем, стоящих перед совр. Г., неизбежно ведёт к формированию новых, ;пограничных; (в т. ч. прикладных) дисциплин, стоящих на стыке между Г. и смежными науками, таких, как биогеоценология (В. Н. Сукачёв), геохимия ландшафта (Б. Б. Полынов, А. И. Перельман, М. А. Глазовская), медицинская Г. (Е. Н. Павловский, А. А. Шошин и др.), и вызывает необходимость в применении новейших матем. и др. методов для решения различных геогр. проблем.

Синтетич. подход к исследованию природных явлений на Земле находит наиболее полное выражение в собственно физ. Г. как науке о природных геогр. комплексах (геосистемах). Одна из ветвей этой науки - общая физ. Г. (общее землеведение) - занимается исследованием общих закономерностей строения и развития геогр. оболочки в целом, включая присущие ей круговороты вещества и связанной с ним энергии, зональную и азональную структуру, поступательные и ритмич. изменения и т. д. (А. А.Григорьев, С. В. Калесник, К. К. Марков и др.). Другая ветвь - ландшафтоведение - имеет дело с изучением терр. дифференциации геогр. оболочки и закономерностей строения, развития и размещения геогр. комплексов разного порядка (зон, ландшафтов, фаций и т. д.); осн. работы ведутся в области морфологии, динамики, систематики ландшафтов и физико-географического (ландшафтного) районирования (Д. Л. Арманд, Н. А. Гвоздецкий, К. И. Геренчук, А. Г. Исаченко, С. В. Калесник, Ф. Н. Мильков, Н. И. Михайлов, В. С. Преображенский, Н. А. Солнцев, В. Б. Сочава и др.), а также в сфере прикладного ландшафтоведения (сельскохозяйственного, инженерного, медицинского и др.).

Важное познавательное и практическое значение имеют региональные физико-геогр. монографии по СССР и зарубежным странам. Среди них - 15-томная серия "Природные условия и естественные ресурсы СССР" Ин-та географии АН СССР, работы Б. Ф. Добрынина, Э. М. Мурзаева, Е. Н. Лукашовой, М. П. Петрова, А. М. Рябчикова, Т. В. Власовой и др. по физ. Г. зарубежных стран.

Общественно-геогр. науки опираются на закономерности социально-экономич. наук, с к-рыми тесно взаимодействуют. Так, Г. пром-сти в целом и отдельных пром. отраслей тесно связаны с экономикой промышленности и экономикой других отраслей. Большое значение приобрело использование экономико-геогр. анализа в практич. работах по терр. планированию.

Наряду с разработкой общей теории экономич. Г., ив частности вопросов формирования интегральных экономич. р-нов (Н. Н. Баранский, П. М. Алам-пиев, В. Ф. Васютин, Л. Я. Зиман, Н. Н. Колосовский, А. М. Колотиевский, О. А. Константинов, В. В. Покшишевский, Ю. Г. Саушкин, Б. Н. Семевский, Я. Г. Фейгин и др.), сов. географы вели науч. исследования в районном и в отраслевом планах.

Региональные экономико-геогр. работы выразились, в частности, в создании обширной серии порайонных монографий-характеристик, выпускавшихся Ин-том географии АН СССР (И. В. Комар, Г. С. Невелыптейн, М. И. Помус, С. Н. Рязанцев и др.). Из отраслевых исследований выделяются монографии по Г. пром-сти (М. Б. Вольф, А. Е. Пробст, П. Н. Степанов, А. Т. Хрущёв и др.), с. х-ва (А. Н. Ракитников и др.), транспорта (М. И. Галицкий, И. В. Никольский и др.). Проблемы Г. населения и городов разрабатывали Р. М. Кабо, С. А. Ковалёв, Н. И. Ляликов, В. В. Покшишевский, В. Г. Давидович и др.

Возрастающие масштабы потребления естеств. ресурсов и чрезвычайная актуальность проблемы повышения экономич. эффективности их использования дали толчок исследованиям в области хоз. оценки природных условий и естеств. ресурсов (И. В. Комар, А. А. Минц и др.). Это направление в науке формируется в особую отрасль, лежащую на стыке экономии. Г. с физико-геогр. дисциплинами.

Одна из новых тенденций в развитии сов. экономич. Г. выражается в стремлении применить математич. методы (включая моделирование) к изучению производств, территориальных комплексов, расселения, межрайонных связей и т. д. Важное место в сов. экономич. Г. занимают исследования зарубежных стран (И. А. Витвер, А. С. Добров, Г. Д. Кулагин, С. Б. Лавров, И. М. Маергойз, К. М. Попов и др.); в качестве особого направления можно выделить изучение ресурсов развивающихся стран (В. В. Вольский, Ю. Д. Дмитревский, М. С. Розин).

Историей Г. и историч. Г. много занимались И. А. Витвер, Д. М. Лебедев, И. П. Магидович, Н. П. Никитин, В. К. Яцунский.

Г. в своём развитии всегда была тесно связана с картографией. В пограничных областях между географич. науками и картографией образовались соответствующие ветви тематич. картографирования - геоморфологическое, почвенное, ландшафтное, экономическое и т. д. Общая тенденция совр. развития системы геогр. наук - создание комплекса из отдельных отраслей Г. - нашла отражение и в картографии. Практически это выражается в создании за 60-е гг. 20 в. ряда крупных комплексных атласов (Физико-геогр. атлас мира, 1964; Атлас Антарктики, 1966; многочисленные атласы союзных и автономных республик, краёв и областей), а также серий карт. В теоретич. и методич. исследованиях по картографии на передний план выдвигаются общие вопросы комплексного картографирования (К. А. Салищев), принципы и методы картографирования природы (И. П. Заруцкая, А. Г. Исаченко, В. Б. Сочава), населения и х-ва (Н. Н. Баранский, А. И. Преображенский и др.). Совр. Г. всё более превращается в науку экспериментально-преобразовательного, или конструктивного, характера. Ей принадлежит важная роль в разработке крупнейшей общенаучной проблемы взаимоотношения природы и общества. Научно-технич. революция, вызвавшая резкое усиление. воздействия человека на природные и производств, процессы, настоятельно требует взять это воздействие под строгий науч. контроль, что означает прежде всего умение предвидеть поведение геосистем, а в конечном счёте - способность управлять ими, на всех уровнях, начиная с локального (напр., территории больших городов и их пригородов) и регионального (напр., Зап. Сибирь), кончая планетарным, т. е. геогр. оболочкой в целом. Эти цели определяют необходимость дальнейшей разработки теории природных и производственных терр. комплексов и их взаимодействия с привлечением новейших достижений и методов математики, физики и других наук, как естественных, так и общественных, структурно-системного подхода и моделирования, наряду с картографическими и другими традиционными методами Г.

Состояние Г. за рубежом. Образование мировой социалистич. системы после 2-й мировой войны 1939-45 открыло широкие перспективы перед географами социалистич. стран, где Г. стала на путь решения комплексных проблем, имеющих непосредственное отношение к задачам социалистич. строительства (физико-геогр. и экономич. районирование, производственная оценка естеств. ресурсов, создание комплексных нац. атласов и др.). В зарубежных социалистич. странах появились ценные исследования, написанные с позиций марксизма, по актуальным экономико-геогр. проблемам. В развивающихся странах, в частности в Индии, Бразилии, Мексике, стали формироваться национальные геогр. школы, и деятельность географов нередко связывается с решением задач экономич. развития.

В развитых капиталистич. странах бурный рост городов, диспропорции в экономич. развитии отдельных районов, угроза истощения ряда естеств. ресурсов, загрязнение природной среды отходами производства заставляют гос. органы и монополии вмешиваться в стихийные процессы экономич. развития и использования земель. В США, Канаде, Великобритании, ФРГ, Японии и нек-рых др. странах правительственные учреждения и частные фирмы привлекают географов для участия в науч. обосновании градостроит. проектов, районных планировок, для изучения рынков и т. п. Геогр. исследования всё чаще приобретают прикладной характер, но эта тенденция нередко оказывается в противоречии с теоретич. отсталостью Г. Во многих странах, особенно в США, продолжает господствовать хорологическая концепция. Её идеологи (Р. Хартшорн, П. Джеймс, Д. Уиглси и др.) отрицают наличие у Г. собственного предмета исследования, считают деление на физ. Г. и экономич. Г. неприемлемым и вредным, не допускают возможности теоретич. обобщений и прогнозов, исходя из признания уникальности каждой отдельной территории. Единство Г. основывается якобы на региональном методе, но объективная реальность района отвергается, "район" трактуется как некое условное, субъективное понятие, как "интеллектуальная концепция" единственными критериями к-рой являются удобство и целесообразность. Эти взгляды разделяют также мн. географы в Великобритании, Франции, ФРГ, Швейцарии и др. странах. "Региональный синтез", к-рый теоретически должен объединять природу и человека, на деле в лучшем случае ограничивается нек-рыми социально-экономич. элементами. Многие считают, что концепция природного района уже устарела и не представляет ценности для Г. (Э. Аккерман в США, Э. Жюйяр, Ж. Шабо во Франции и др.), и даже пытаются теоретически обосновать устарелость и ненужность физ. Г. вообще. Т. о., мнимое единство Г. достигается за счёт отказа от её физико-геогр. части.

Представители т. н. теоретической Г. (Э. Ульман, У. Бунге и др.) пришли к заключению, что распространение разных явлений (напр., ледников и методов земледелия) может быть представлено в виде сходных матем. моделей, и в этом усматривают основу "единства"; Г. Пытаясь с помощью матем. моделей решать вопросы размещения производства, они отвлекаются от способа производства и характера производств, отношений, превращая тем самым свои теории в абстрактную схему, оторванную от реальных социально-экономич.условий.

Некоторые западногерм., австр., швейцарские географы считают предметом Г. "земную оболочку", или "геосферу" (Г. Бобек, Э. Винклер, Г. Кароль и др.), или же ландшафт (Э. Винклер, Э. Обет, К. Тролль), причём в обоих случаях предполагаются единства, охватывающие и природу, и человека с его культурой. Тем не менее ландшафт нередко практически исследуется исключительно как естественнонауч. объект (К. Тролль, И. Шмитхюзен, К. Паффен). В западноевроп. ландшафтоведении наметилось два главных направления исследований: а)экология ландшафта - изучение внутр. взаимосвязей преим. на уровне элементарных геосистем, соответствующих фациям и урочищам, и б) ландшафтное районирование.

Ландшафтно-экологич. исследования в 60-х гг. развернулись в ГДР (Э. Неф, Г. Хазе, Г. Рихтер). Проблемы ландшафтоведения успешно разрабатываются в Польше (Е. Кондрацкий), а также в ЧССР, Румынии, Венгрии.

В ряде капиталистич. стран комплексные исследования природной среды осуществляются в чисто прикладных целях. Так, в Австралии с 1946 ведутся исследования неосвоенных земель, по своему характеру близкие к ландшафтной съёмке. Нек-рые работы почвоведов и геоботаников (напр., в США) по классификации земель до известной степени также приближаются к ландшафтным исследованиям. Лесоводы Канады и мн. других стран руководствуются принципами учения об экосистемах и биогеоценозах, во многом совпадающими с основными положениями ландшафтоведения. Т. о., важнейшие категории совр. Г. (геоспстема, ландшафт) на Западе изучаются преим. прикладными дисциплинами, имеющими на практике дело с реальными объектами, подлежащими географическому исследованию.

Важнейшие географич. учреждения. В СССР геогр. исследованиями, подготовкой специалистов-географов н изданием монографий, географических журналов и сборников занимаются Ин-т географии АН СССР, Ин-т географии Сибири и Дальнего Востока Сибирского отделения АН СССР, геогр. факультеты Московского, Ленинградского и др. университетов, нек-рые другие ин-ты АН СССР, ин-ты, отделы и секторы Г. республиканских академий наук, геогр. факультеты педагогич. ин-тов, Географическое общество Союза ССР с его филиалами и отделами.

В зарубежных социалистич. странах созданы ин-ты Г. при академиях наук. В капиталистич. странах осн. центрами геогр. исследований обычно являются ун-ты. Во многих странах имеются геогр. об-ва. Географы большинства стран мира объединены в Междунар. геогр. союз, созывающий каждые 4 года междунар. геогр. конгрессы (см. Географические конгрессы международные).

Лит.: Классики марксизма-ленинизма:

Маркс К., Капитал, кн. 1, 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.. т. 23, гл. 12, 13, 23, 24: т. 25, ч. 1 - 2, гл. 14, 15; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отд. 3, гл. 3, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3; его же, Новые данные о законах развития капитализма в земледелии, там же, т. 27; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же; его ж е. Набросок плана научно-технических работ, там же, т. 36.

Общие работы: Алампиев П. М., Экономическое районирование СССР, кн. 1 - 2, М., 1959-63; Американская география. Современное состояние и перспективы, пер. с англ., М., 1957; Баранский Н. Н., Экономическая география. Экономическая картография, 2 изд., М., 1960; Берг Л. С., Ландшафтно-географические зоны Советского Союза, т. 1-2, М.-Л., 1947 - 52; Боднарский М. С., Античная география, М., 1953; Б у н г е В., Теоретическая география, пер. с англ., М., 196